Дипломная работа
«Управленческие подходы по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области»
- 91 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 8
1.1 Теоретические и нормативно-правовые аспекты привлечения к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья 8
1.2 Особенности управления по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья 24
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2 КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 41
2.1 Характеристика комплекса мер по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области 41
2.2 Подходы применения комплекса мер по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области 53
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 2
ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 87
Проблема всесторонней профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, включения их в активную общественную жизнь является актуальной для всего мирового сообщества. В течение последних двух десятилетий число инвалидов в России неуклонно растет ‒ в среднем ежегодно на 8-9%, что, несомненно, является негативным явлением.
Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам. Всеобщая декларация прав человека гарантирует лицам с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалидам) право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. Но реально эти люди часто лишены возможности такого участия из-за существующей по отношению к ним апатии со стороны общества, отсутствия необходимых условий (общественного транспорта, лекарств и т.д.), в результате чего превращаются в неполноценных членов общества. Процессы гуманизации общественной жизни, происходящие на современном этапе развития человеческой цивилизации, требуют неотложного решения важнейшей задачи ‒ найти пути повышения «ценности жизни», социальной адаптации, реабилитации, интеграции инвалидов, их активного участия в жизни, обеспечения равенства с не инвалидами. Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социально-психологической, социально-бытовой, социально-медицинской, социально-реабилитационной, материальной и других видов помощи. Неблагоприятные условия производства, экологии, низкий уровень жизни населения, сокращение объема и качество бесплатных медицинских услуг, медицинской помощи, рост цен на лекарства и медикаменты негативно сказывается на состоянии здоровья населения и является основными причинами роста незащищенных слоев населения, особенно это касается людей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что проблема реабилитации инвалидов остаётся одной из самых сложных, требующих от общества не только её понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур. Социальная реабилитация является не только лечением и улучшением состояния здоровья, но и процессом, направленным на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе.
Для государства решение вопросов социальной реабилитации инвалидов позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди этой категории граждан. В связи с этим представляется необходимым, чтобы различным категориям инвалидов при выборе форм социальной защиты ориентиром было удовлетворение потребностей высшего порядка ‒ получение образования, профессиональной подготовки, содействие в трудовом устройстве.
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты ограничения возможностей человека затрагивались в социологических исследованиях М. Вебера, Э. Фромма, Р. Мертона. Так, М. Вебер рассматривает проблему ограниченных возможностей человека обсуждая поведение личности. Э. Фромм исследует эту проблему в работах о социальных характерах, трактуя их как продукт общественного функционирования. Р.Мертон обращается к инвалидности в концепции аномии, считая ее следствием противоречия между идеалистическими общественными нормами – целями и деятельностью существующих институтов.
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т.д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
Так социальные проблемы инвалидов рассматриваются в книгах таких авторов как: Е.И. Холостова, Е.Р. Ярская-Смирнова, П.Д Павленок, В.Г Попов и другие.
Богатый эмпирический материал по работе с инвалидами приводится и интерпретируется в публикациях Ф.С. Возжаевой, Н.И. Скок, Р.А. Смирновой. Социальные аспекты реабилитации исследуются в публикациях Л.И. Акатова, Р.П. Дименштейна, И.В. Лариковой, Л.П. Сизякиной и других авторов.
Таким образом, к настоящему времени накоплен определенный объем знаний об особенностях социального и личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, их жизнедеятельности. Вместе с тем не до конца изученными и проблематичными остаются вопросы системного подхода к процессу социальной реабилитации. Исследователи в большинстве своем рассматривают либо самые общие вопросы реабилитации инвалидов, либо лишь отдельные стороны реабилитации, что говорит о необходимости разработки целостного подхода к исследованию реабилитационного процесса.
Объектом исследования выступает Министерство физической культуры и спорта Свердловской области.
Предметом исследования являются управленческие подходы по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области.
Цель исследования ‒ провести оценку комплекса мер по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области и предложить подходы по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
‒ изучить теоретические и нормативно-правовые аспекты привлечения к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья;
‒ рассмотреть особенности управления по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья;
‒ охарактеризовать комплекс мер по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области;
‒ определить подходы применения комплекса мер по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области.
Эмпирическая часть исследования выполнена на основе федеральных и региональных нормативно-правовых актов в области социальной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья; соответствующих программ; статистических материалов, характеризующих состояние социальной работы с данной категорией населения, опубликованных в научных, периодических изданиях и статистических сборниках в период с 2019 по 2021 гг.; документации Министерства физической культуры и спорта Свердловской области.
Теоретическая значимость исследования заключается в глубоком анализе проблем социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что основные выводы и положения могут послужить базой для дальнейшего исследования в области социальной реабилитации инвалидов.
Структура выпускной квалификационной работы определена актуальностью заявленной цели и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка.
В первой главе рассмотрены теоретико-методологические предпосылки и нормативно-правовые основы привлечения к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Во второй главе проведен анализ комплекса мер по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области, а также определены основные направления его совершенствования.
Одной из основных задач современного общества по отношению инвалидам является максимальная их адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, овладению профессией.
Проблема нормального функционирования и взаимодействия в обществе человека с ограниченными возможностями предполагает процесс расширения и приумножения социальных связей, создание полноценных условий для достижения максимально возможной совместимости инвалида с естественной социальной средой. Интеграция инвалидов в обществе может осуществляться только путем их включения в разнообразную социально-значимую деятельность. Активизация работы с инвалидами средствами физической культуры и спорта имеет большое социальное значение и способствует гуманизации самого общества.
Для физической и психологической реабилитации инвалидов, также, как и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяется совокупность эффективных средств, которая называется АФК (адаптивной физической культурой).
Занятие спортом считается важным элементом физической и психологической реабилитации инвалидов, поскольку выполнение определенного комплекса физических упражнений естественным образом интегрируют совокупное решение таких задач, как всестороння реабилитация (физическая, медицинская и другая).
Адаптивная физическая культура (физическая культура лиц, имеющих устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность) представляет собой широкое понятие, которое не только охватывает комплекс мер оздоровительного характера, ориентированных на реабилитацию людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и их адаптацию к окружающей среде, но и предполагает собой преодоление всевозможных барьеров, имеющих различный психологический характер и создающих препятствия для осознания собственной значимости и ценности, а также ощущения полноценности жизни [18].
Выделяются следующие группы функций адаптивной физической культуры:
1) педагогические функции:
‒ воспитательная функция – функция, создающая возможности для формирования гармоничной и всесторонне развитой личности;
‒ образовательная функция – функция, определяющая тактику, стратегию и содержание работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
‒ профессионально-подготовительная функция – функция, заключающаяся в подготовке занимающихся к профессиональной деятельности;
По результатам проведенного исследования теоретико-методологических предпосылок и нормативно-правовых основ привлечения к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья можно сделать следующие выводы:
1) для физической и психологической реабилитации инвалидов, также, как и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются методы адаптивной физической культурой. Адаптивная физическая культура представляет собой широкое понятие, которое не только охватывает комплекс мер оздоровительного характера, ориентированных на реабилитацию людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и их адаптацию к окружающей среде, но и предполагает собой преодоление всевозможных барьеров, имеющих различный психологический характер и создающих препятствия для осознания собственной значимости и ценности, а также ощущения полноценности жизни;
2) нормативно-правовые акты разных уровней власти, регулирующие вопросы в области развития адаптивного спорта и адаптивной физической культуры:
‒ устанавливают социальные, экономические, организационные и правовые основы деятельности организаций физкультурно-спортивной направленности;
‒ определяют основные принципы государственной политики в сфере адаптивного спорта и адаптивной физической культуры в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и паралимпийского движения Российской Федерации;
‒ формируют условия для развития индивидуальных и массовых форм адаптивной спортивной и физкультурно-оздоровительной работы на предприятиях, в учреждениях, различных организациях независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.
3) анализируя особенности работы и создания общественных организаций по адаптивным видам спорта (спортивных федераций муниципального, регионального и общероссийского уровней), можно сделать вывод о том, что данные организации значительно отличаются от аналогичных организаций, работающих со здоровыми спортсменами.
В рамках данной работы проведена оценка комплекса мер по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области.
Органом региональной власти, ответственным за реализацию мероприятий по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области является Министерство физической культуры и спорта Свердловской области.
Министерство физической культуры и спорта Свердловской области значительное внимание уделяет использованию средств физической культуры и спорта в процессе социальной адаптации инвалидов, их интеграции в общество и физической реабилитации. В 2021 году показатель «доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, регулярно занимаются адаптивной физической культурой и спортом от общего числа инвалидов в регионе)) в Свердловской области достиг значения 11,1%.
Комплекс мер по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области закреплен в Государственной программе Свердловской области «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года», утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2013 года №1332-ПП.
Подводя итог анализу организации комплекса мер по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области можно отметить, что результативность работы органов региональной власти в данной сфере в целом растет.
Среди основных причин такой ситуации следует назвать:
‒ острый дефицит квалифицированных кадров, способных обеспечить не только педагогическое, но и медицинское, психологическое сопровождение занятий с представителями различных нозологических групп, нехватка профессиональных специалистов, организаторов, инструкторов и тренеров со специальной подготовкой, обладающих организаторскими способностями, умеющих выстроить учебно-тренировочный процесс и провести спортивные соревнования и мероприятия;
‒ отсутствие налаженной системы повышения квалификации и обмена опытом специалистов в области адаптивной физической культуры;
‒ отсутствие мотивации и желания у самих инвалидов к занятиям физической культурой и спортом.
Основное предлагаемое направление совершенствования - разработка комплексной программы развития физкультуры и спорта для реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Свердловской области. В программе разработана схема развития адаптивной физической культуры и спорта Свердловской области, основные направления совершенствования подготовки спортивного резерва по видам спорта, спортивного резерва Параолимпийских и Сурдолимпийских игр, а также основные направления совершенствования развития адаптивного спорта высших достижений Свердловской области.
Основными целями данной программы являются:
обеспечить доступность для занятия физической культурой лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
активизировать работу по вовлечению в систематические занятия физической культурой и спортом лиц указанных категорий;
создать условия для систематических занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных организациях;
обеспечить реконструкцию и оснащение имеющихся спортивных объектов для занятий спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
создать мотивацию у лиц с ограниченными возможностями здоровья и пожилого возраста к систематическим занятиям спортом;
привлекать волонтеров для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и лицами старшего и пожилого возраста.
Также в рамках данной главы автором предложено проведение спортивного фестиваля «Одинаково равные» для инвалидов и людей с ОВЗ.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная комплексная программа развития физкультуры и спорта для реабилитации инвалидов Свердловской области обеспечит системный подход к развитию адаптивной физической культуры и спорта региона.
1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 06.03.2022). – Текст: электронный. – URL : https://base.g**ant.ru/12157560/ (дата обращения: 16.12.2022).
2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации №11 от 4 сентября 2012 года, ст. 1435.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» : Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 (ред. от 18.10.2021). – Текст: электронный. – URL : https://base.ga**nt.ru/72216666/ (дата обращения: 16.12.2022).
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. № 1661 (ред. от 20.05.2022). – Текст: электронный. – URL : https://base.ga**nt.ru/402891691/ (дата обращения: 16.12.2022).
5. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. – Текст: электронный. – URL : https://base.ga**nt.ru/74966492/(дата обращения: 16.12.2022).
+ еще 31 источник
Тема: | «Управленческие подходы по привлечению к занятиям физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области» | |
Раздел: | Управление | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 91 | |
Цена: | 4000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях регионального ресурсного центра
Дипломная работа:
Педагогические условия организации занятий ритмики с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья
Курсовая работа:
Психологическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятия легкой атлетикой.
Дипломная работа:
Медико-социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями
Курсовая работа:
Проект разработки экскурсионного пакета для лиц и инвалидности