Курсовая работа
«Система психологической службы в специальных образовательных учреждениях»
- 37 страниц
Введение 3
Глава 1 Специфика организации психологической службы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципы реализации системы психологического сопровождения образовательного процесса 5
1.1 Понятие, сущность, особенности психологической службы в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья 5
1.2 Принципы реализации системы психологического сопровождения образовательного процесса 8
Глава 2 Основные формы работы педагога-психолога при осуществлении психологического сопровождения 15
2.1 Понятие психологического сопровождения, его сущность 15
2.2 Формы работы педагога-психолога при осуществлении психологического сопровождения 21
Заключение 28
Список литературы 33
Приложения 36
В настоящее время все более актуальной становится проблема психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Указанная тенденция может быть объяснена ростом количества обучающихся данной категории. В представленной работе рассматриваются вопросы организации комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные анализа многочисленных исследований свидетельствуют о том, что работа специалистов в рамках психолого-педагогического консилиума (ППК) является важной и неотъемлемой частью в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и должна опираться на принцип диагностики и коррекции.
Актуальность темы исследования так же обусловлена государственной политикой РФ по отношению к обучению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Российская Федерация провозглашена демократическим государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина. Таким образом, политика нашего государства направлена на борьбу с дискриминацией, основанной на состоянии здоровья. Для этого в нашей стране реализуются такие программы как «Доступная среда», «Право- быть равным», «Перспектива», позволяющие детям с ОВЗ обучаться в образовательных учреждениях общего типа.
Вопросами психологического сопровождения обучения лиц с психофизическими нарушениями в специальной психологии и коррекционной педагогике занимались Г. Бурменская, М. Ильина, В. Калягин, Н. Малофеев, И. Мамайчук, В. Синев, Н. Стадненко, В. Тарасун и др. Многие ученые используют термин «психологическая поддержка» (А. Асмолов, А. Бодалев, Д. Бех), «психологопедагогическая поддержка» (Н. Крылова, Н. Михайлова, Т. Строкова), «медикопсихологическое сопровождение» (В. Ковылина, С. Лупырь, А. Мастюкова, А. Петруня, Л. Татарникова).
В современной педагогике и психологии существует термин «обеспечение». В контексте гуманистического подхода оно включает близкие по смыслу и значению термины «преодоление», «профилактика», «предупреждение», «фасилитация», «сопровождение», «интенсификация», «разгрузка», «поддержка», «помощь», «консультирование и руководство». Все эти термины определяют поле деятельности психолога специального или общеобразовательного учреждения.
Цель работы психологической службы в условиях инклюзивного и специального образования – обеспечить развитие личности ученика с психофизическими нарушениями, его успешную социализацию.
В ходе исследования данной проблемы выделяется объект – школьно-психологическая служба, и предмет – формы работы школьного психолога в условиях инклюзивного или специального образования.
Цель представленного исследования – определить сущность, структуру, содержание работы школьной психологической службы для обеспечения успешной социализации лиц с психофизическими нарушениями, определить критерии и показатели функционирования данной системы в условиях общеобразовательной и специальной школы.
Достижение поставленного цели предполагает решение ряда задач:
1. Определить понятие, сущность, особенности психологической службы в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья;
2 Выделить принципы реализации системы психологического сопровождения образовательного процесса;
3. Привести дефиницию понятия психологического сопровождения, выявить его сущность;
4. Рассмотреть формы работы педагога-психолога при осуществлении психологического сопровождения.
Глава 1 Специфика организации психологической службы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципы реализации системы психологического сопровождения образовательного процесса
1.1 Понятие, сущность, особенности психологической службы в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья
Важность службы психологического воспитания – психического здоровья детей – в первую очередь связана с перспективным направлением ее деятельности, направленной на своевременное и полноценное умственное и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть достигнута только в том случае, если психологическая служба обеспечивает непрерывность психологической помощи детям на разных возрастных этапах работы с детьми, когда сочетаются идеи, понимание, навыки взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми разного возраста. Особенно актуальна работа психологической службы в инклюзивном образовании.
Инклюзия (с англ. Inclusive – «включённость») – это «первый шаг в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность» [12]. Инклюзия – это не просто интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство, инклюзия предполагает реформирование работы детских садов так, чтобы она отвечала нуждам и потребностям таких детей. Основа инклюзивного образования - исключение любой дискриминации детей, обеспечение равного отношения ко всем детям, но, при этом, создание особых условий для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими - либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста» [7, с.23]. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [15].
К детям с ОВЗ относят следующие категории детей:
- с нарушением слуха;
- с нарушением зрения;
- с нарушением речи;
- с нарушением опорно - двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с нарушением интеллекта;
- с расстройствами аутистического спектра;
- со множественными нарушениями развития (сочетанные нарушения).
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
Об инклюзивном образовании начали говорить давно. С 1970 - х годов в развитых странах инклюзия стала приобретать все большие масштабы. Так, в США инклюзивные детские сады стали серьезной альтернативой специализированным. В Швеции и Португалии почти все дети с ОВЗ посещают обычные детские сады. В Венгрии, Франции и Германии действуют специализированные учреждения и разные формы инклюзивных. В России в 1980 - х годах начали решать проблему социализации детей с ОВЗ через создание специальных реабилитационных центров [11]. Со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» усилия Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, 203 обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Психолого - педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии – это не сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а «…комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации» [9]. В.М. Толстошеина рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как «…единство деятельностей всех участников образовательного процесса по созданию условий для позитивного развития ребёнка» [16]. Успех такой работы возможен только при комплексном, системном подходе, поэтому важна роль педагога - психолога в обеспечении в ДОУ максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум их нормально развивающихся сверстников. Таким образом, на плечи педагога - психолога ложится роль «куратора инклюзивного процесса в учреждении, координатора деятельности педагогов» [10]. Ключевыми направлениями работы педагога-психолога общеобразовательного учреждения с детьми с ОВЗ при этом остаются традиционные диагностическая, коррекционная и развивающая работа, а также профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями (законными представителями), воспитывающими детей данной категории. Специфика же работы состоит в том, чтобы максимально способствовать успешной социализации особого ребёнка, опираясь на его сильные стороны, сохранные психические процессы и компенсационные возможности.
В ходе психолого-педагогического сопровождения педагог-психолог решает следующие задачи: развитие психологической культуры и психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; распространение идей толерантности; формирование конструктивных способов взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса; создание условий для получения ребёнком с ОВЗ положительного опыта социализации и возможности развития во всех доступных ему видах деятельности.
Представленная работа посвящена проблеме организации и деятельности психологической службы в специальных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исследование предполагало решение ряда задач, таких как:
- Определение понятия, сущности, особенностей психологической службы в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Выделение принципов реализации системы психологического сопровождения образовательного процесса;
- Дефиниция понятия психологического сопровождения, выявление его сущности;
- Рассмотрение форм работы педагога-психолога при осуществлении психологического сопровождения.
Решение поставленных задач позволило сформулировать ряд выводов.
Служба психического здоровья – это организационная структура, и все ее подразделения должны работать четко и слаженно. Это возможно при четком понимании ваших целей. Психологическая служба обеспечивает психологическую составляющую обучения – его развивающий характер. Психолог не может и не должен заменять учителя, но может дать объективную информацию о том, как определенные образовательные программы отражаются на развитии детей в данном образовательном учреждении.
Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого ребенка, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) для организации их образования в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные потребности обучающихся.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания.
Программно-методическое обеспечение должно быть ориентировано на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения и максимально способствовать этому.
Важность службы психологического воспитания – психического здоровья детей – в первую очередь связана с перспективным направлением ее деятельности, направленной на своевременное и полноценное умственное и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть достигнута только в том случае, если психологическая служба обеспечивает непрерывность психологической помощи детям на разных возрастных этапах работы с детьми, когда сочетаются идеи, понимание, навыки взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми разного возраста.
К основным задачам службы психологического воспитания относятся:
1) реализация возможностей развития и резервов развития во всех возрастных группах в работе с детьми;
2) развитие индивидуальных особенностей ребенка – интересов, способностей, наклонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и т.д.;
3) создание психологического климата, способствующего развитию ребенка (в детском саду, интернате, школе и др.), Который в первую очередь определяется организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками;
4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям и их родителям, воспитателям и учителям.
Основным средством достижения этой цели является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценной жизни ребенка каждого возраста, для реализации возможностей развития индивидуальности, присущих соответствующему этапу онтогенеза. Поэтому деятельность службы психологического воспитания направлена на создание психологических и образовательных условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что является основой психологического здоровья. Но, конечно, психолог создает необходимые условия с учителями и родителями учеников.
Работа психолога в системе образования основана на определенной системе принципов.
Главный принцип – принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности развивающегося человека, поиск путей его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в обучении и поведении.
Второй важный принцип – это принцип взаимодействия психолога с учителями и родителями. Психолог входит в состав педагогического коллектива и вместе с родителями заинтересован в достижении общей педагогической цели – формировании полноценного члена общества.
Третий основополагающий принцип – это принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регулируются соответствующими документами. Помимо общих принципов, выделяются также некоторые организационные принципы работы психолога. Это принцип разнообразия форм и методов работы, позволяющий избежать, с одной стороны, ограничений и узкой специализации профессионала, а с другой – хаоса, бессистемности, приверженности моде и поверхностного отношения. к своим обязанностям. Важно соблюдать принцип морали, который позволяет психологу находить золотую середину между морализаторством и игнорированием моральных вопросов. Принцип преемственности, ведущий специалиста к усвоению современного уровня науки, предостерегающий от чрезмерного консерватизма и близости к инновациям и способствующий бережному подходу к опыту, накопленному предшественниками.
Следующим важным принципом является принцип самореализации, поиска внутренних источников развития, позволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и самовозгоранию на работе. Реализация принципа профессионального сообщества – включение в профессиональное сообщество – осуществляется как напрямую через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, общества и т. д.). Так и через чтение профессиональной литературы, журналов и т.д. Реализация этого принципа позволяет преодолеть склонность к самоизоляции и утрате профессионального самосознания.
Психолог не может и не должен заменять учителя, но может дать объективную информацию о том, как определенные образовательные программы отражаются на развитии детей в данном образовательном учреждении.
Психолог и педагог могут совместно выбрать оптимальные способы решения образовательных задач с учетом особенностей педагогического коллектива, разработать технологии реализации профилактических программ и работы с родителями. Для проектирования, психологического сопровождения, рецензирования учебников, программ, образовательной среды и других видов работ по основным направлениям деятельности требуется специальная подготовка, психологи различных специальностей. необходимы. Это один из важнейших факторов развития сервиса. Психолог, работающий в системе образования вообще и инклюзивного образования, в частности, должен иметь профессиональную подготовку и методическую подготовку для выполнения своих обязанностей.
Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания осуществляется на благо личности, общества и государства, а это означает, что последние достижения психологической науки ставятся на службу учебная практика. Любой человек в нашей стране, независимо от уровня и особенностей развития и подготовки, имеет право на получение образования, основными принципами которого являются гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободное развитие. человека. Без высокопрофессиональной психологической службы невозможно обеспечение этих принципов государственной политики, а также реализация многих федеральных, региональных и муниципальных программ в сфере образования.
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95.
2. Андреева А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду [Текст] / А. Андреева, А. Тахаува // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 51-52.
3. Боровик В.Г. Об организации инклюзивного образования в условиях совершенствования образовательного законодательства // Администратор образования. - 2013. - № 7. - С. 55-61.
4. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 312 с.
5. Гордеева И. Инклюзия: плюсы и минусы / И. Гордеева, М. Лисицына // Здоровье дошкольника. - 2014. - № 2. - С. 2-17.
6. Закрепина А.В. Организация индивидуальной работы с родителями в условиях групп кратковременного пребывания // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 1.
7. Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учеб.- метод. пособие / Г.В. Ильина, Л. Н. Санникова. Магнитогорск: ФГБОУ ВО «МГТУ», 2017. 76 с.
8. Ильина Г.В., Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе: кол. Монография. Красноярск, 2014. С. 88-108. Перспективы Науки и Образования. - 2019. - 1 (37) – С.429 .
9. Овсянникова Е.А., Тугулева Г.В., Хабибуллин Д.А. Инклюзивная образовательная среда как аспект социальнопсихологической адаптации студентов с ОВЗ. // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. - Ч. 4. - С. 305-307.
10. Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.В. Тугулева, Л.А. Яковлева. Магнитогорск: ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2016.
11. Прочухаева М.М. Реализация инклюзивного подхода в детском саду // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. - № 7. - С. 13-20.
12. Санникова Е.С. Роль игры в формировании толерантности дошкольников к людям с ограниченными физическими возможностями здоровья // Перспективы Науки и Образования. 2018. № 1 (31). URL: https:// pno**urnal.files.wordpress.com/2018/03/pdf_180139.pdf (дата обращения: 01.04.2023)
13. Ташина Т.М. Инклюзивное образование в дошкольном учебном учреждении // Ученые записки СанктПетербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2013. - № 2. - С. 86-90.
14. Третьякова О.Д., Овсянникова Е.А. Составляющие профессиональной компетенции педагога в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования. - 2016. - С. 135-137.
15. Тугулева Г.В., Ильина Г.В. Исследование психомоторных способностей детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 3. - С. 134-138.
16. Тугулева Г.В., Ильина Г.В., Яковлева Л.А Психомоторное развитие детей дошкольного возраста средствами физической культуры в условиях инклюзивного образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. URL: https://www.sc**nce-education.ru/ru/article/view?id=26301 (дата обращения: 01.04.2023)
17. Ilyina G.V., Rashchikulina E.N., Tuguleva G.V., Yakovleva L.A. Students’ readiness formation for realization of the continuity principle in the development of children’s physical qualities // IEJME – Mathematics Education. - 2016. - Vol. 11. - No.10. - P. 3487-3510.
Тема: | «Система психологической службы в специальных образовательных учреждениях» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 37 | |
Цена: | 1100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Социально – педагогическая деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях села
Дипломная работа:
Организационно-педагогические условия успешной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении
Дипломная работа:
Стиль управления в образовательном учреждении (на примере МДОУ «Детский сад №3 «Рябинка» г. Боровск, Калужской области)
Дипломная работа:
Деятельность социального педагога по реализации прав детей с ограниченными возможностями на образование в современных условиях
Дипломная работа:
Система деятельности социального педагога дошкольного образовательного учреждения с неблагополучной семьей