Дипломная работа
«Методическое обеспечение обучению родному языку в условиях местных татарских народных говоров»
- 112 страниц
ВВЕДЕНИЕ
1. ТАТАРСКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ КАК РАЗВИТАЯ ОТРАСЛЬ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ.
1.1. Из истории формирования и развития татарской диалектологии…
1.2. Классификация диалектов татарского языка и татарских народных говоров Урала….
2. ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ТАТАРСКОЙ ДИАЛЕКТОЛОГИИ.
2.1. Учебники татарской диалектологии…
2.2. Учебные пособия татарской диалектологии…
2.3. Учебные программы и учебно-методические материалы по татарской диалектологии…
2.4. Словари татарского языка…
2.5. Диалектологические атласы татарского языка…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Список основной учебной и учебно-методической литературы по татарской диалектологии
Приложение 2.
Приложение 3.
Государственные образовательные стандарты образования – это основной документ государства, регламентирующий государственную политику в области образования и дающий возможность сохранять целостность образовательного пространства страны, преемственность всех ступеней (дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего) образования, обеспечивающий получение глубоких знаний, достойное духовно-нравственное развитие и воспитание. С изменениями в жизни общества меняется и его образовательные стандарты.
Так, на заре XXI века в российском обществе произошли огромные изменения в общественно-политической и социально-экономической жизни, которые также были связаны и с современными вызовами для страны в условиях глобализации мира. Естественно, в этих условиях система образования страны требовала новых стандартов образования. В начале нового века они назывались просто образовательными стандартами, первое поколение которых начали применятся в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 году, когда были введены в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы), в 2010 году Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы), а в 2012 году Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 классы) [Стандарты].
Для высшего образования Государственные образовательные стандарты (ГОСТы) начали действовать в 2000 году, которое получило название ГОСТов первого поколения. С 2005 года начали внедряться ГОСТы второго поколения, ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков. С 2009 года начали внедряться новые стандарты, ориентированные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. С 2013 года, в связи с принятием Федерального Закона Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, началось новая эра в модернизация российского высшего образования [Федеральный Закон Об образовании]. Сегодня в системе высшего образования Российской Федерации действуют Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования третьего поколения – ФГОС ВО или ФГОС3+ [Портал]. Эти стандарты направлены на формирование у студента общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Для каждой ступени высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) по каждому направлению подготовки разработаны и введены в действие свои стандарты. Так, для подготовки учителей татарского языка и литературы по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» по профилю (направленности) «Татарский язык и литература, профиль по выбору» на кафедре татарского языка и литературы Института филологического образования и межкультурных коммуникаций Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы используется ФГОС3+ высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (Приказ № 9 Минобрнауки РФ от 9 февраля 2016 г.; зарегистрировано в Минюсте РФ 2 марта 2016 года № 41305) [Портал].
ФГОС ВО по данному направлению и профилю подготовки, наряду с другими требованиями к условиям реализации программы бакалавриата, в пункте 7.3. указываются требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, а в подпункте 7.3.1. говорится, что «конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах» (Приказ № 9 Минобрнауки РФ от 9 февраля 2016 г.; зарегистрировано в Минюсте РФ 2 марта 2016 года № 41305) [ФГОС ВО].
Согласно Учебному плану ООП по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» по профилю (направленности) «Татарский язык и литература, профиль по выбору» в БГПУ им. М.Акмуллы изучается учебная дисциплина «Татарская диалектология». В связи с этим возникает необходимость проведения специального опыта анализа средств учебно-методического обеспечения по данному учебному предмету – в данному случае печатных видов. Этим и определяется актуальность темы данной выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.
По теме магистерской диссертации имеются лишь отдельные публикации в научно-методических и педагогических журналах, в сборниках научно-практических конференций. Отдельные аспекты этой проблемы были обсуждены на круглых столах, методических семинарах, научно-практических конференциях и на районных, городских заседаниях методических объединений учителей татарского языка литературы республики. За последние годы по дисциплине татарской диалектологии были выполнены и успешно защищены несколько выпускных квалификационных работ бакалавров, в том числе автором данной работы (Г.М. Биккинина, 2015; Д.Р. Юлдашева, 2016; Г.Ф. Мухаметзянова). Однако системного изучения эта тема в виде анализа печатных видов средств учебно-методического обеспечения до сих пор не получила. Этим и определяется научная новизна исследования.
Объектом изучения являются печатные виды средств учебно-методического обеспечения по курсу вузовской дисциплины татарской диалектологии, а предметом изучения – их содержательные особенности.
Основной целью магистерского диссертационного исследования является изучение содержания печатных виды средств учебно-методического обеспечения по курсу вузовской дисциплины татарской диалектологии и установление их особенностей.
Исходя из основной цели, были поставлены следующие основные задачи выпускной квалификационной работы:
изучение Федерального Закона Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, Федеральных государственных образовательных стандартов образования Российской Федерации, регламентирующих документов и методических разработок по составлению УМК;
изучение научной и научно-методической литературы по проблемам подготовки и издания учебников и учебно-методической литературы, а также других средств учебно-методического обеспечения учебных дисциплин;
изучение учебников и учебно-методической литературы, а также других видов печатных изданий по татарской диалектологии;
выявление особенностей содержания учебников и учебно-методической литературы, а также других видов печатных изданий по татарской диалектологии.
Основными источниками исследования являются учебники и учебно-методическая литература, а также другие виды печатных изданий по татарской диалектологии.
Теоретико-методологической базой выпускной квалификационной работы являются исследования ученых-методистов и диалектологов Р.И. Аванесова, М.Т. Баранова, В.Е. Гальдина, Н.А. Ипполетова, Л.Л. Касаткина, О.Ю. Крючковой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, А.В.Текучева, и др., а также известных татарских ученых-методистов и диалектологов Х.Ч. Алишиной, А.Ш. Асадуллина, Г.Х. Ахатова, М.З. Закиева, Л. Заляя, М.И. Махмутова, Г.Ф. Саттарова, Д.Г. Тумашевой, Ф.Ф. Харисова, Ч.М. Харисовой и др. В процессе разработки концепции исследования учитывались труды известных ученых общеметодологического характера, положения по анализу документов законодательного и нормативно-правого характера.
Методы и приемы исследования. В работы использованы описательный метод, обобщение передового педагогического опыта, теоретический анализ проблемы исследования и системный анализ.
Магистерская диссертация имеет теоретическое и практическое значение. Основные ее результаты могут быть основой для дальнейших научных исследований по данной проблематике, помочь в составлении новых учебников и учебно-методических пособий по татарской диалектологии для общеобразовательных школ и вузов. Основные выводы и результаты исследования также могут быть успешно использованы в преподавании курсов родной диалектологии, по теории и методики обучения родного языка в условиях местных диалектов.
Основные выводы и результаты выпускной квалификационной работы магистра были успешно апробированы в выступлениях и на практических занятиях по курсу по теории и методики обучения родному языку в полилингвальной среде, в методических семинарах и круглых столах. По теме работы были сделаны научные доклады на XV Региональной научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа-педколледж-вуз» (23 апреля 2015 г.); на XVI Региональной научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа-педколледж-вуз», посвященной юбилеям научных школ Института филологического образования и межкультурных коммуникаций (4 апреля 2016 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания татарской филологии: Материалы», посвященной 25-летию кафедры татарского языка и литературы (г. Уфа, БГПУ им. М.Акмуллы, 21 октября 2016 г.) и др. Основные результаты работы легли в основу доклада на Фестивале науки молодых ученых и студентов «Молодежь. Прогресс. Наука» (г. Стерлитамак, СФ БашГУ, 7 апреля 2017 г.), где выступление автора было удостоено Диплома первой степени. По теме магистерской диссертации были опубликованы следующие материалы:
Биккинина Г.М. Об основных понятиях татарской диалектологии // Актуальные проблемы изучения и преподавания татарской филологии: материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры татарского языка и литературы (г.Уфа, 21 октября 2016 г.) / Отв.ред. И.С. Насипов, зам. отв. ред. Н.У. Халиуллина. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – С. 39-44. (на татарском языке, в соавтор И.С. Насипов, 0,5 п.л., тираж 100, ISBN 978-5-87978-956-0, отпечатано в ИПК БГПУ по адресу: 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а).
1. ТАТАРСКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ
КАК РАЗВИТАЯ ОТРАСЛЬ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
1.1. Из истории формирования
и развития татарской диалектологии
Татарская диалектология сегодня является одним из самым хорошо изученным разделом татарского языкознания. Это было достигнуто благодаря труду целой плеяды талантливых языковедов в течении более одного столетия. Среди них мы можем указать таких видных русских ученых как В.В. Радлов, Н.Ф. Катанов, С.Е. Малов, А.Г. Бессонов, так и собственно татарских ученых как Х.Ч. Алишина, Г.Н. Ахмаров, Л.Ш. Арсланов, А.Ш. Афлятунов, Г.Х. Ахатов, Р.Г. Ахметьянов, Ф.С Баязитова, Н.Б. Бурганова, Дж. Валиди, Л. Заляй, С.М. Исхакова, Л.Т. Махмутова, И.С. Насипов, Д.Б. Рамазанова, З.Р. Садыкова, Д.М. Сарманаева, Г.М. Сунгатов, Д.Г. Тумашева, Т.Х. Хайретдинова, Р.Ф. Шакирова, А.Г. Шайхулов, Р.Р. Шамгунова, Ф.Ю. Юсупов, Г.К. Якупова и др. Даже такое простое перечисление заставляет нас заинтересоваться историей развития этой отрасли татарского языкознания. К тому же имеется чисто практический интерес с точки зрения целей и задач нашего исследования. Однако мы ограничимся лишь кратким экскурсом в историю формирования и развития татарской диалектологии, прежде всего делая больше уклон на раскрытие темы нашей работы.
Зарождение татарской диалектологии приходится на дооктябрьский период – на конец XIX века и начало ХХ века. И это было связано с научной деятельностью таких ученых как В.В. Радлов, Н.Ф. Катанов, С.Е. Малов, А.Г. Бессонов, Г.Н. Ахмаров. Если деятельность В.В. Радлова связано со сбором практического материала по сибирско-татарскому диалекту, их изучением и публикацией, то А.Г. Бессонов и Н.Ф. Катанов оставили нам труды по татарским народным говорам Приуралья казанско-татарского диалекта, а С.Е. Малов и Г.Н. Ахмаров – по мишарским говорам мишарско-татарского диалекта. Труды эти ученых не потеряли своего практического и научно-теоретического значения и сегодня. Мы этот период называем начальным этапом в развитии татарской диалектологии. Необходимо подчеркнуть, что этому начальному этапу предшествовал долгий период изучения татарского языка с чисто практическими целями, а именно – изучить казанско-татарский язык и языки сибирские и другие инородческие с целью их практического применения в ходе расширения границ государства на восток и проведения ассимиляционной политики государства. С этой целью открывались инородческие миссионерские школы, другие учебные заведения для подготовки переводчиков, составлялись учебники и учебные пособия, словари и др. А материалами для них служили в основном фольклорные материалы, собранные на языке местного населения на основе местных говоров. Даже первые словари татарского языка были составлены на основе материалов местных говоров. Среди них можно указать словари Дамаскина (1785), И. Гиганова (1804), Н.П. Остроумова (1876, 1892), А. Воскресенского (1894) и др. Классическим стал «Образцы народной литературы» В.В. Радлова [ТТДС 1: 5].
Плановое системное научное изучение татарских народных говоров началось лишь после Октябрьской революции. Обычно этот – послеоктябрьский период развития татарской диалектологии татарские ученые делят условно на три этапа. 1-й - до конца 40-х гг., 2-й - с конца 40-х до конца 50-х гг., 3-й с конца 50-х до конца 80-х гг. по настоящее время [ТХС 1]. Мы же, дополнительно изучив современный период развития этой отрасли татарского языкознания, путь, пройденный татарской диалектологией в послереволюционный период, решили условно разделить на четыре этапа: 1-й до конца 40-х гг., 2-й с конца 40-х до конца 50-х гг., 3-й с конца 50-х до конца 80-х гг. и 4-й с конца 80-х гг. по настоящее время.
Кратко охарактеризуем первый этап. Кроме отдельных экспедиционных выездов, в это время активно применялся анкетный метод исследования, ранее широко использовавшийся Дж. Валиди при сборе лексического материала для своего толкового словаря татарского языка.
В 1939 г. НИИ татарского языка и литературы была организована комплексная экспедиция в Западную Сибирь для изучения фольклора и говоров сибирских татар. Участником данной экспедиции С.Х. Амировым, являющегося выходцем из указанных мест, впервые была написана работа «Особенности разговорной речи татар Западной Сибири барабинцев, тарских, тевризских и тобольских татар». Была сделана попытка определения места сибирско-татарского разговорного языка («нельзя считать просто говором» или «отдельным языком»), подчеркнута общность его с другими татарскими говорами, сделан вывод о том, что он является лишь диалектом татарского языка.
В 1940 г. С.Х. Амировым был издан специальный вопросник для изучающих татарские диалекты (Казан, 1940), в котором представлены все уровни языка: фонетика, морфология, синтаксис и лексика. В 1949 г. было опубликовано второе, исправленное издание этого «Вопросника…» (Казан, 1949) под редакцией Л. Заляя, а в 1950 г. «Блокнот диалектолога» (Казан, 1950) под его же редакцией. Обе эти издания были снабжены весьма полезными пояснениями о методах сбора диалектного материала прежде всего с выездом в места распространения говоров.
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на ряд недостатков, анкетный метод исследования диалектов в сочетании с экспедиционными выездами, использованием специального «Вопросника…» принес свои плоды: были разработаны классификации татарских диалектов Дж. Валиди (1927) и Л. Заляем (1938). Первый из них выделил диалекты: собственно казанский (или татарский), мишарский и урало-уфимский; а второй средний, западный (мишарский) и восточный диалекты, к которым, наряду с языком западно-сибирских татар, отнес и говоры т.н. тептярей («урало-уфимский диалект» по Дж. Валиди). Позднее Л. Заляй (1947) внес уточнение в свою классификацию, совершенно справедливо отнеся мензелинский говор к среднему диалекту. В таком виде (средний, мишарский, восточный диалекты) классификация диалектов Дж. Валиди, Л. Заляя в основном сохранилась до последнего времени.
На данном этапе диалектологические исследования охватывали лишь территорию Татарской АССР и ближних сопредельных областей. Что касается восточного диалекта, то изучение его продолжалось, были и спорные моменты. Место и состав татарских диалектов Сибири были уточнены Д.Г. Тумашевой, которая в ходе многолетних глубоких исследований выявила, что в результате взаимодействия с татарским языком, унификации диалектов, а также благодаря другим факторам (Тумашева, 1977: 274-275) произошло определенное сближение сибирских диалектов с татарским литературным и разговорным языком (с. 276). Она пишет, что «говорить о языке сибирских татар возможно лишь в историческом аспекте» (там же). Д.Г. Тумашева, неустанный исследователь сибирско-татарских диалектов, после проведенных глубоких научно-теоретических изысканий заключает: «…сложившиеся на территории расселения сибирских татар диалекты тоболо-иртышский, барабинский и томский в современном состоянии следует рассматривать в диалектной системе татарского языка на правах его восточных, или сибирских, диалектов» (Тумашева, 1977).
Следует специально подчеркнуть, что исследования сибирско-татарских диалектов Д.Б. Рамазановой, Ф.С. Баязитовой и др. визуально с фиксацией речи на магнитную ленту (материалы частично изданы: Рамазанова, 2000, 2001; Баязитова, 2001 и др.) и в монографиях (Рамазанова, 2007), и в лингвогеографических данных, по их мнению, подтвердили справедливость выводов Д.Г. Тумашевой. Поэтому они сделали вывод, что тем самым проблему классификации татарских диалектов и говоров можно считать решенной. С этим мы не смогли согласиться, и приводим свои аргументы, о чем заявим во втором параграфе этой главы нашего исследования.
В изданном в 1947 г. учебном пособии Л. Заляя (1947) впервые дано краткое описание особенностей ряда говоров среднего диалекта. Это пособие вошло в историю как первый учебник по татарской диалектологии и долгое время оставалась единственной. В этот же период появляется первый диалектологический словарь татарского языка под редакцией Л. Заляя (1948), который вошел в историю татарской диалектологии как первая книга карманного словаря (кесә сүзлегенең беренче китабы). На данном этапе центром татарской диалектологии начал становится Институт языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова КНЦ АН СССР.
Кратко охарактеризуем второй этап. Данный этап характеризуется развернувшимися монографическими исследованиями, главным образом, говоров среднего диалекта на территории Татарской АССР современного Татарстана, а затем и за ее пределами: в Пермской, Рязанской, Кировской областях, Удмуртской АССР, Марийской АССР, Башкирской АССР. Тогда же было начато изучение отдельных говоров мишарей Нижегородской области и Татарской АССР, сибирских татар. К этим исследованиям, кроме 2-3-х сотрудников сектора, привлекались также аспиранты вузов Казани, Москвы, Ленинграда. В результате были подготовлены и защищены кандидатские диссертации Д.М. Сарманаевой (Казань, 1949), А.А. Юлдашевым (М., 1952), Р.Ф. Шакировой (М., 1950), Л.Т. Махмутовой (Л., 1952), Н.Б. Бургановой (Казань, 1953), Д.Г. Тумашевой (М., 1952). Чуть позже были защищены диссертации Г.Х. Ахатова (1958), А.Ш. Афлетунова (Казань, 1961) и Р.М. Мингуловой (Казань, 1963). А в 1954 г. была защищена Л. Заляем первая докторская диссертация о среднем диалекте татарского языка, в которой автор на основе огромного фактического материала, собранного в ходе многочисленных полевых экспедиций, развил дальше идеи, изложенные им в книге «Татар диалектологиясе», и обобщил достигнутое в исследовании говоров среднего диалекта за предшествующий период. Позже были защищены и докторские диссертации Г.Х. Ахатовым (Ташкент, 1965), Д.Г. Тумашевой (М., 1969) по диалектам сибирских татар.
Первые шаги освоения метода лингвистической географии в татарской диалектологии были сделаны именно на этом втором этапе в 50-е гг. В татарской диалектологии появляется понятие изоглосса линия на лингвистической карте, обозначающая границы распространения какого-либо языкового явления. Перенос на географическую карту данных особенностях тех или иных диалектных образований показал, что их распространение на территории, занимаемой языком, образует сложные переплетение изоглосс. Обычно изоглоссы разных явлений, характерных для данного диалекта, не совпадают. Но отдельные изоглоссы проходят близко друг к другу, образуя пучки изоглосс, между которыми выделяются территории, характеризующиеся языковым единством появлением данного пучка и образующие территориальные диалекты. Именно совокупность изоглосс на территории распространения языка, или «языковой ландшафт», является объектом изучения лингвистической географии.
Продолжался сбор и издание диалектной лексики – вышли две следующие книги «Диалектологического словаря» (Казан, 1953; Казан, 1958) (кесә сүзлегенең икенче һәмм өченче китаплары). Издавались научные статьи об особенностях отдельных говоров, прежде всего среднего диалекта. Все сделанное до конца 50-х годов послужило той основой, опираясь на которую татарская диалектология в последующем поднялась на новую ступень. На данном этапе центром татарской диалектологии полноправно стал Институт языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова КНЦ АН СССР (во главе Л.З. Залялетдиновым – Л. Заляем и его учениками). Хотя определенные исследования проводились и в Казанском государственном университете (Д.Г. Тумашева), Башкирском государственном университете (Г.Х. Ахатов).
III этап развития татарской диалектологии наиболее плодотворный период его развития. Важнейшей задачей данного этапа явилось создание Атласа татарских народных говоров. Основы для его создания начали уже закладываться на втором этапе.
Основой создания атласов диалектов разных языков являются теоретические положения лингвистической географии. Картографирование диалектных явлений базируется на следующих его понятия: диалектный язык совокупность говоров языка, включающая как общие для всего языка черты, так и черты, имеющие разные варианты в диалектах, но вместе с тем являющиеся элементами общей системы языка; диалектное различие, образующее соответственное явление, основной объект картографирования в атласе, языковое явление, которое в диалектах выступает в разных своих вариантах.
Целью создания Атласа татарских народных говоров является не только получение более полного представления одновременно обо всех диалектах и говорах татарского языка, но и сохранение для будущих поколений и науки местных говоров. Это особенно актуально сегодня, когда многим говорам грозит ассимиляция как русским, так и татарским литературным языкам.
Наряду с подготовкой Атласа татарских народных говоров, важное место в деятельности диалектологов Институт языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова КНЦ АН СССР занимало продолжение исследования говоров в монографическом плане.
Накопленный в рассматриваемый период богатейший диалектный материал лег в основу многочисленных научных статей и монографий (Алишина, 1994; Арсланов, 1983, 1985; Барсукова, 2004; Баязитова, 1986, 1997; Махмутова, 1978; Мухаева, 2005; Рамазанова, 1984, 1996, 2001, 2007; Рахимова, 2001; Садыкова, 1985; Сунгатов, 1991; Хайрутдинова, 1985; Юсупов, 1979), а также монографии Н.Б. Бургановой о заказанских говорах в рукописи) (см. «Биобиблиографию по татарской диалектологии», составленной И.С. Насиповым). Были подготовлены диссертации и успешно защищены Л.Ш. Арслановым (1966), Д.Б. Рамазановой (1970), Ф.С. Баязитовой (1972), Р.С. Барсуковой (2004), Ф.Ю. Юсуповым (1972), Т.Х. Хайрутдиновой (1980) и З.Р. Садыковой (1986). Таким образом, одновременно с решением важнейших научных задач татарской диалектологии решались и задачи подготовки кадров. Именно эти кадры вынесли на своих плечах основные достижения татарской диалектологии и продолжают плодотворно трудится сегодня.
В трудах этого периода (как, впрочем, и в некоторых диссертациях 50-х гг.) были продолжены традиции сравнительно-исторического языкознания сравнительное изучение говоров. Большинство исследований проводились в сравнении с татарским литературным языком, другими тюркскими и нетюркскими языками, а также нередко с данными древнеписьменных памятников.
Благодаря сравнительному изучению говоров, широкому привлечению исторических, архивных источников, использованию метода лингвистической географии удалось раскрыть историю формирования многих татарских говоров, особенно на относительно более поздних территориях заселения, и прежде всего в Приуральском регионе. В частности, была доказана справедливость мнения дореволюционных и послереволюционных ученых о неразрывной связи истории формирования и развития татарских говоров Приуралья и их носителей с поволжскими татарами, с их языком и культурой.
Продолжался сбор диалектной лексики. Накопленные материалы вошли в «Диалектологический словарь татарского языка» 1969 г. «Татар теленең диалектологик сүзлеге» (Казан, 1969). Эта книга была составлена под руководством Л.Т. Махмутовой, на основе разработанных ею принципов. В нее вошли материалы по казанско-татарскому (среднему) диалекту и мишарско-татарскому (западному) диалекту. А несколько позже увидела свет ее продолжение вторая книга диалектологического словаря (составители Ф.С. Баязитова, Д.Б. Рамазанова, З.Р. Садыкова, Т.Х. Хайрутдинова): «Татар теленең диалектологик сүзлеге» (Казан, 1993). В нее вошли также материалы по казанско-татарскому (среднему) диалекту и мишарско-татарскому (западному) диалекту. Однако в ней большое место занимают дополнительные материалы, а также материалы по тем говорам, которые еще не были определены – прежде всего говоры Приуралья, распространенные на территории Башкирской АССР. Большим успехом считается публикация «Словаря диалектов сибирских татар» Д.Г. Тумашевой в 1992 году. Это наиболее полный свод лексического материала по сибирско-татарскому диалекту.
В этот же период Л.Ш. Арслановым была проведена огромная работа по изучению островных татарских говоров, распространенных на Нижнем Поволжье, лингвогеографическим методом. Им было предпринято большое число экспедиционных выездов, была опубликована серия статей об особенностях говоров Нижнего Поволжья, монографии (1983; 1995). На данном этапе огромную работу проделал Ф.Ю. Юсупов по изучению татарских народных говоров Среднего Урала и Зауралья. На Среднем Урале он изучил и выделил в самостоятельный говор красноуфимский в Свердловской области, а в Зауралье – нагайбакский, сафакульский и ичкинский в Челябинской и Курганской областях (1974, 1975, 1979 и др.).
Самым большим успехом татарской диалектологии (это одним из первых среди тюркских языков) стало издание двухтомного «Атласа татарских народных говоров Среднего Поволжья и Приуралья» (1989) и Комментарий к нему (1989). На тех же принципах Л.Ш. Арслановым был составлен дополнительный том диалектологического атласа татарских народных говоров, однако в тот период он не был отдельно опубликован.
В этот период были защищены докторские диссертации Д.Б. Рамазановой (1992), Ф.С. Баязитовой (1986), Ф.Ю. Юсуповым (1988), Л.Ш. Арслановым (1982). Было осуществлено издание многочисленных записей текстов историко-этнографического характера, образцов разговорной речи, устного и музыкального фольклора и др. Часть текстов опубликована в серии сборников ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова «Материалы по (татарской) диалектологии» (Казань: 1955, 1962, 1974, 1976, 1978, 1985, 1988, 1989, 1990), в как приложения к некоторым сборникам по диалектологии и татарскому языкознанию, часть в виде отдельных книг (Баязитова, 1972, 1995, 1997, 2001, 2002, 2003, 2006, 2007; Рамазанова, 1997, 2000, 2001), однако многое остается еще в рукописи, в личных архивах диалектологов, в т.ч. в виде приложений к диссертационным и др. исследованиям.
Тем самым, на 3-м этапе накапливалась обширная база для более объемных работ с теоретически углубленными разработками, трудов обобщающего характера. Так, впервые было проведено Ф.Ю. Юсуповым системно-синхронное описание и сравнительно-историческая интерпретация татарского глагола с целью моделирования диалектного языка (1985; 1986).
На новый уровень поднялось изучение диалектной лексики. Диалектная лексикология нашла отражение в разработке различных тем: диалектная лексика в литературном языке (Махмутова, 1969); диалектная лексика и памятники старотатарской литературы (Махмутова, 1982; Рамазанова, 1988, 1990); диалекты и древнеписьменные памятники (Бурганова, 1969; Абдуллин, 1974; Махмутова, 1985); иноязычная лексика в татарских говорах (Бурганова, 1967; Махмутова, 1976; Арсланов, 1985; Рамазанова, 1990 и др.); диалектная лексика как отражение местных элементов духовной культуры (Рамазанова, 1977, 1984, 1987; Садыкова, 1987; Хайрутдинова, 1984) и др.
На третьем этапе центром татарской диалектологии продолжал оставаться Институт языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова КНЦ АН СССР. Однако определенная работа также проводилась силами ученых-преподавателей Казанского государственного университета (Д.Г. Тумашева, Ф.Ю. Юсупов, Г.М. Сунгатов), Башкирского государственного университета (Г.Х. Ахатов. А.Г. Шайхулов), Казанского государственного педагогического института.
С начало 90-х годов начинается четвертый этап – современный период в развитии татарской диалектологии. Его можно назвать постсоветским период (третьим по счету) в развитии татарской диалектологии в противовес дореволюционному – досоветскому (первому) и советскому (второму) периодам.
На 4-м этапе основным направлением исследований в области татарской диалектологии стала диалектная лексикология. Диалектологи приступили к обобщающим исследованиям диалектной лексики, ими были проведены многочисленные лексикологические экспедиции, предпринимались также и диалектологические выезды, в ходе которых накапливался значительный новый материал. Анализировалась и лексика описываемых диалектологами говоров на материале выявленных тематических групп, лексика подвергалась изучению с точки зрения ее генетического состава, ее соотношения с лексикой литературного языка и развития в иных планах.
Диалектная лексикология нашла отражение в разработке различных тем: диалекты и древнеписьменные памятники (Рамазанова, 1992); иноязычная лексика в татарских говорах (Насипов, 2010, 2013 и др.); диалектная лексика как отражение местных элементов духовной культуры (Баязитова, Мухаметова, 2008; Рамазанова, 1997; диалекты и ономастика (Мухаева, 2005; Алишина, 1999); диалекты и фольклор (Арсланов, 1991; Баязитова, 1992, 2006; Рамазанова, 2003) и др.
С начала 90-х гг. на первый план выдвинулось исследование лексико-тематических групп татарской диалектной лексики в историко-семантическом и лингво-структурном аспектах: термины родства, названия одежды и украшений (Рамазанова, 1991, 2002), обрядовая терминология (Баязитова, 1992, 1995), названия пищи, бытовых реалий, растений (Хайрутдинова, 1993, 2000, 2004), зоонимы, названия хозяйственных построек и инвентаря (Садыкова, 1994, 2003), промысловая и хозяйственная лексика (Рахимова, 2001) и др.; лексика тоболо-иртышского диалекта как система (Насибуллина, 2001). Большая работа по выявлению лексики духовной культуры ведется Ф.С. Баязитовой (Баязитова, Мухаметова, 2000; Баязитова, 2000, 2001, 2002, 2006, 2007 и др.).
Вопросы диалектной лексикологии ставятся и решаются всеми татарскими диалектологами в работах системно-монографического и др. характера. Собирается, систематизируется и научно обрабатывается, вводится в научный оборот огромная и уникальная диалектная лексика, выявленная диалектологами в экспедициях. Раскрываются ареалы распространения отдельных групп диалектизмов, их синонимия и полисемия, семантическое развитие. Изучение отдельных тематических групп в словарном составе местных говоров и изучение отдельных проблем региональной, диалектной лексикологии непосредственно взаимосвязаны, и в татарской диалектологии эти две ветви рассматриваются параллельно.
В ходе такой масштабной работы выявился объемный новый лексический материал. Перед диалектологами ставились новые задачи по систематизации диалектной лексики и созданию большого диалектологического словаря, причем в реестр которого была бы включена лексика всех, в том числе восточно-сибирских диалектов, Нижнего Поволжья. В 2009 г. Казанским татарским книжным издательством был опубликован «Большой диалектологический словарь татарского языка», который включает около 40000 единиц слов. Составители данного словаря Ф.С. Баязитова, Д.Б. Рамазанова, З.Р. Садыкова, Т.Х. Хайретдинова сохранили здесь принципы построения предыдущих словарей. Значения слов приводится на татарском языке, переводится на русский язык и содержит разнообразное количество иллюстративного материала. Здесь были продолжены и подняты на новый уровень лучшие традиции татарской диалектной лексикографии.
Этот период знаменателен еще и тем, что с конца 90-х гг. началась работа по составлению III тома Атласа татарских народных говоров. В III том Атласа были включены и говоры Нижнего Поволжья, выполненные Л.Ш. Арслановым. Таким образом, исследование татарского диалектного языка методом лингвистической географии приобрело целостную картину. Российской академией лингвистических наук (г. Москва) и М. З. Закиевым был сделан компьютерный вариант карт Атласа 1989 г. издания. По инициативе и активном содействии дирекций Института (М. З. Закиев, Н.Ш. Хисамов, К.М. Миннуллин) был подготовлен в печать «Атлас татарских народных говоров» в 3-х томах и опубликован в печатном виде в 2015 году.
В этот период продолжается издание образцов разговорной речи, устного и музыкального фольклора и др., но в основном в виде отдельных книг (Баязитова, 1997, 2001, 2002, 2003, 2006, 2007; Рамазанова, 1997, 2000, 2001) и др.
На данном последнем этапе были подготовлены молодые кадры. Это дело внесли большой вклад Х.Ч. Алишина, Ф.С Баязитова, М.З. Закиев, Д.Б. Рамазанова, Д.Г. Тумашева, Ф.Ю. Юсупов и др. Свой вклад в развитие татарской диалектологии на современном этапе внесли татарские диалектологи среднего и молодого поколений: Я.М. Ахметова, Р.С. Барсукова, Р.Ф. Бахтиев, Л.Ү. Бикмаева, М.Р. Булатова, А.Г. Казиханова, З.А. Мухаева, Г.Ф. Мухаметова, А.Х. Насибуллина, Г.Н. Ниязова, А.Р. Рахимова, Р.Н. Рахимова, Г.Ч. Файзуллина, Г.Х. Хайбуллина, И.Р. Хидиятов, А.Җ. Хусаинова, Л.А. Янсаева и др. Они защитили кандидатские диссертации, публиковали монографии и многочисленные статьи.
В итоге, в рассматриваемом четвертом этапе проделана колоссальная работа, в ходе которой не только выявлены и введены в науку новые языковые данные по всем языковым уровням, но и раскрыты дополнительные специфические черты, сделаны определенные обобщения. В результате появилась возможность по-новому взглянуть на все накопленное и, используя созданный базис, также и данные Атласа татарских народных говоров, приступить к обобщающим исследованиям в различных аспектах и различными методами: сравнительно-историческим, синхронно-системно-описательным, ареалогическим и др.
Татарская диалектология стала самостоятельной научной учебной дисциплиной в высших учебных заведениях. Изучение диалектов способствует более глубокому пониманию текстов художественной литературы, так как писатели в определенных стилистических целях используют диалектные слова и формы.
Таким образом, историю развития татарской диалектологии можно разделить на три периода: дореволюционный (или досоветский), советский (в трех этапах) и постсоветский. У каждого периода имеются свои отличительные особенности – задачи и проблемы, успехи и достижения.
ФГОСы – это основной документ государства, регламентирующий государственную политику в области образования. С изменениями в жизни общества меняется и его образовательные стандарты. В РФ второе поколение ФГОСов начали вводит в действие для начального общего образования (1-4 классы) в 2009 году, основного общего образования (5-9 классы) в 2010 год, среднего (полного) общего образования (10-11 классы) в 2012 году, для высшего образования – с 2012 года. Сегодня в системе высшего образования Российской Федерации действуют ФГОС3+. Эти стандарты направлены на формирование у студента общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Согласно Учебному плану ООП по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» по профилю (направленности) «Татарский язык и литература, профиль по выбору» в БГПУ им. М.Акмуллы изучается учебная дисциплина «Татарская диалектология». В связи с этим возникает необходимость проведения анализа средств учебно-методического обеспечения по данному учебному предмету – в данному случае печатных видов.
Такая аналитико-исследовательская работа диктуется тем, что татарская диалектология является одной из самых развитых отраслей татарского языкознания и, естественно, давно стала самостоятельной научной учебной дисциплиной в высших учебных заведениях. Диалекты являются неиссякаемым источником пополнения словарного состава литературного языка, харанителем древних форм и особенностей языка, ключом к разгадке его самых сокровенных тайн. Изучение диалектов способствует более глубокому пониманию текстов художественной литературы, так как писатели в определенных стилистических целях используют диалектные слова и формы.
Успехи в этой отрасли татарского языкознания были достигнуты благодаря труду целой плеяды талантливых языковедов в течении более одного столетия. Среди них мы можем указать таких видных русских ученых как В.В. Радлов, Н.Ф. Катанов, С.Е. Малов, А.Г. Бессонов, так и собственно татарских ученых как Х.Ч. Алишина, Г.Н. Ахмаров, Л.Ш. Арсланов, А.Ш. Афлятунов, Г.Х. Ахатов, Р.Г. Ахметьянов, Ф.С Баязитова, Н.Б. Бурганова, Дж. Валиди, Л. Заляй, С.М. Исхакова, Л.Т. Махмутова, И.С. Насипов, Д.Б. Рамазанова, З.Р. Садыкова, Д.М. Сарманаева, Г.М. Сунгатов, Д.Г. Тумашева, Т.Х. Хайретдинова, Р.Ф. Шакирова, А.Г. Шайхулов, Р.Р. Шамгунова, Ф.Ю. Юсупов, Г.К. Якупова и др. Даже такое простое перечисление заставляет нас заинтересоваться историей развития этой отрасли татарского языкознания. К тому же имеется чисто практический интерес с точки зрения целей и задач нашего исследования. Однако мы ограничимся лишь кратким экскурсом в историю формирования и развития татарской диалектологии, прежде всего делая больше уклон на раскрытие темы нашей работы.
Свой вклад в развитие татарской диалектологии на современном этапе внесли татарские диалектологи среднего и молодого поколений: Я.М. Ахметова, Р.С. Барсукова, Р.Ф. Бахтиев, Л.Ү. Бикмаева, М.Р. Булатова, А.Г. Казиханова, З.А. Мухаева, Г.Ф. Мухаметова, А.Х. Насибуллина, Г.Н. Ниязова, А.Р. Рахимова, Р.Н. Рахимова, Г.Ч. Файзуллина, Г.Х. Хайбуллина, И.Р. Хидиятов, А.Җ. Хусаинова, Л.А. Янсаева и др. Они защитили кандидатские диссертации, публиковали монографии и многочисленные статьи.
В итоге, татарская диалектология стала самостоятельной научной учебной дисциплиной в высших учебных заведениях. Изучение диалектов способствует более глубокому пониманию текстов художественной литературы, так как писатели в определенных стилистических целях используют диалектные слова и формы. Таким образом, историю развития татарской диалектологии можно разделить на три периода: дореволюционный (или досоветский), советский (в трех этапах) и постсоветский. У каждого периода имеются свои отличительные особенности и успехи.
Изучив историю развития татарской диалектологии, мы сочли возможным разделить его развитие на три периода: дореволюционный (или досоветский), советский (в трех этапах) и постсоветский. У каждого периода имеются свои отличительные особенности – задачи и проблемы, успехи и достижения.
В истории развития татарской диалектологии были разные взгляды на классификацию татарских диалектов. Считаем, что наиболее научно-обоснованной и проверенной практикой является классификация татарского языка на три диалекта, которые мы хотели бы обозначить следующим образом: средний (казанско-татарский) диалект, западный (мишарско-татарский) диалект и восточный (сибирско-татарский) диалект. Таким образом в этом вопросы мы придерживаемся традиционной для татарской диалектологии точки зрения. К тому же, по нашему мнению, это отвечает всем трем принципам определения диалектов: лингвистическому, территориальному и, отчасти, историко-этническому. А что касается желания сибирских татар создать свой самостоятельный литературный язык, то это, возможно, останется лишь благим намерением научной и творческой интеллигенции из числа сибирских татар. К тому же, тот же академик М.З. Закиев предостерег, что «и в случае поддержки сибирских татар в борьбе за государственность, мы поддерживаем законодательное закрепление литературной нормой бугаро-татарского литературного языка. Иначе имеется опасность полного перехода сибирских татар на русский язык при построении нового литературного языка» [Закиев, 2008: 538]. Такая озабоченность присутствуют у многих серьезных ученых.
Что же касается по делению сибирско-татарского диалекта на более меньшие составные части, то это, по нашему мнению, не имеет существенного значения как их называть: диалектом, говорами восточного диалекта и подговорами говоров восточного диалекта и т.д. А вот если мы в восточном диалекте определим три самостоятельных диалекта, то логическое деление татарского языка на диалекты по территориальному принципу (среднее, западное и восточное) рушится.
Другая проблема, связанная с классификацией татарских народных говоров Урала имеет не столь серьезные последствия, однако для определения содержания татарской диалектологии как учебной дисциплины для подготовки специалистов по родным языкам тоже важна. Ведь обучение родному языку в условиях местных диалектов учащихся школ имеет географическую привязку к конкретной местности. С учетом этой особенности в классификации татарских народных говоров Урала мы предлагаем классификацию И.С. Насипова.
По данной классификации татарские народные говоры Урала, группируется нижеследующим образом: 1) Татарские народные говоры Южного Приуралья в составе говоров Оренбуржья и Башкортостана; 2) Среднего Урала в составе пермского, красноуфимского и нукратовского говоров; 3) Зауралья в составе нагайбакского, сафакульского и ичкинского говоров.
В преподавании татарской диалектологии в вузе мы пользуемся наряду с другими средствами обучения и печатными средствами учебно-методической обеспеченности. Среди них учебники Г.Х. Ахатова, Л. Заляя, коллектива ученых в составе Д.Б. Рамазановой, Ф.С. Баязитовой, З.Р. Садыковой, Т.Х. Хайретдиновой, Р.С. Барсуковой, учебные пособия и учебно-методические материалы, диалектологические словари татарского языка и диалектологические атласы татарского языка.
Составление учебников в развитии татарской диалектологи является самым проблемным местом. Не изменилась она существенно и сегодня, хотя отдельные успехи в этой области все таки в последние годы имеются. Из учебников по татарской диалектологии одним из первых был учебник Л.Заляя (1947), который используется в учебном процессе и сегодня. После были учебники Г.Х. Ахатова (1984 и др.). Самыми полными и современными учебниками могут быть признаны 2 книги «Татарские народные говоры» (2008). Однако и в них имеются существенные недостатки. Например, в изложении терминологии татарской диалектологии, а также общих теоретических проблем диалектологии как науки, методики и приемов сбора и научного анализа диалектного материала, направлений научных исследований (в том числе татарской). Эти учебники построены на описание особенностей татарских диалектов путем рассмотрения в их составе каждого говора по отдельности. Полностью отсутствует обобщения по языковым уровням: фонетическом, лексическом, семантическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом. Не написана полная история развития татарской диалектологии с анализом задача и проблем, успехов и достижений каждого из этапов ее развития, не затронуты на научном уровне проблема классификации татарского языка на диалекты (три или два) и системы их говоров и подговоров и т.п. Некоторые из этих проблем были нами рассмотрены в наших публикациях (2016), некоторые в кратком виде в первой главе данного исследования (параграфы 1.1. и 1.2.).
Учебные пособия по татарской диалектологии были написаны в большем количестве, чем учебники. Авторы этих пособий были преподавателями вузов на отделениях татарской филологии и преподавали студентам курсы татарской диалектологии. Пособия были составлены в соответствие с действовавшими в этих вузах учебными планами и программами. В то же время каждое из них отражали собственное ведение автора на систему татарских диалектов и описывали их особенности в соответствие с уровень развития татарской диалектологии на период написания этих работ. Мы рассмотрили кратко только те пособия, которые на наш взгляд могут быть использованы в условиях нашего вуза и которые имеют актуальное содержание и для сегодняшнего дня.
Только пособия Г.Х. Ахатова могут быть полноценно использованы в преподавании татарской диалектологи в вузе. Они хотя и имеют три части, но в каждой из них описываются особенности системы одного диалекта татарского языка, что в итоге по ним можно получить системные знания по татарским народным говорам. А пособия А.Г. Шайхулова, Г.М. Сунгатова, Д.З. Махумутшиной, Ф.Ю. Юсупова, Л.Ш. Арсланова и др. посвящены описанию особенностей или нескольких говоров, или группы говоров, или гворов определенного региона. Эти пособия тоже имеют большое значение, но они могутбыть использованы лишь как дополнительные источники.
Из учебно-методических пособий, материалов для обучения татарской диалектологии в вузах Башкортостана наиболее подходящими являются книги И.С. Насипова. В них даются не только программы по дисциплины, но и тематические планы, тематика практических занятий, рефератов и выступлений с основной литературой по каждой из них. Предлагается основная и дополнительная литература, которая отражает последние десять-пятнадцатьлет развития отрасли. Можно использовать программу, подготовленной Д.З. Махмутшиной (2005). Что касается других учебно-методических материалов они могут служить лишь в инфоративном плане – это работы Д.Г. Тумашевой (Казань, 1961), М.А.Сәгыйтов (Казань, 1978), Г.Х. Әхәтов (Брежнев-Алабуга, 1983), Х.Ч. Алишиной (Тюмень, 1998) и др. Во-первых, они изданы уже давно, во-вторых, в содержательном плане слишком бедны. А вот работы Г.Х. Әхәтов (Уфа, 1979), А.Х. Нуриева, Г.Ф. Саттаров (Казань, 1978), предназначенные для организации практической работы, по методике сбора и анализа полевого материалы будут очень полезны. Однако они требуют обновления.
Гордостью татарской диалектологии являются диалектологические словари, составленные коллективом авторов (ТТДС, 1969; ТТТДС, 1993; ТТЗДС, 2008), а также словари Д.Г.Тумашевой. Татарские диалектология одними из первых среди тюркских языков составили атласы. Сегодня мы имеем не только печатные атласы татарских народных говоров (Казань, 1989; Казань, 2015), но и электронный атлас (Казань, 2012). Все они могут быть использованы как в научных исследованиях, так и впрактических целях, в том числе в изучении татарской диалектологии в вузе.
Основные результаты нашей работы могут быть основой для дальнейших научных исследований по данной проблематике, помочь в составлении новых учебников и учебно-методических пособий по татарской диалектологии для общеобразовательных школ и вузов. Основные выводы и результаты исследования также могут быть успешно использованы в преподавании курсов родной диалектологии, по теории и методики обучения родного языка в условиях местных диалектов.
Алишина Х.Ч. Боль и радость моя – язык сибирских татар // Татарские края. – 1995. – № 35.
Алишина Х.Ч. Боль моя и радость – язык сибирских татар. – Тюмень: Софт-Дизайн, 1994. – 48 с.
Алишина Х.Ч. За языком дело не станет // Татарские края. – 1994. – октябрь.
Алишина Х.Ч. И туган тел! // Советская Сибирь (Тюмень). – 1993. – 27 февраля.
Алишина Х.Ч. Кому мешает сибирский язык // Тобольская правда. – 1993. – 19 февраля.
Алишина Х.Ч. Национальное движение сибирских татар и проблемы языка // Роль русского культурного пространства в становлении российской государственности в Сибири: Тез. докл. и сообщений Межрегионал. науч.-практ. конф., посвящ. 50–летию Тюменской области, 3-5 февраля 1994 г. – Тюмень, 1994. – С. 74-76.
Алишина Х.Ч. О статусе языка сибирских татар (в связи с историей его изучения) // Этническая история тюрских народов Сибири и сопредельных территорий: Материалы Всерос. конф. – Омск: ОмГУ, 1992. – С. 127-136.
Алишина Х.Ч. Проблемы развития национальной культуры и родного языка сибирских татар // Национальные и социально-культурные процессы в СССР. – Омск, 1990. – С. 88-89.
Алишина Х.Ч. Проблемы развития национальной культуры и родного языка сибирских татар // Национальные и социально-культурные процессы в СССР // Всесоюз. науч.я конф.: Тез. докл. – Кн. 1. – Омск: ОмГУ, 1990. – С. 79-81.
Алишина Х.Ч. Этнические и языковые данные о происхождении сибирских татар // Сибирские татары: история и современность. – Тобольск, 1990. – С. 31–41.
Алишина Х.Ч. Этнические и языковые данные о происхождении татар // Сибирские татары: история и современность: Материалы науч.-практ. конф. – Тобольск: ТГИАМЗ, 1990. – С. 31-41.
Алишина Х.Ч. Я – за трехъязычие // Яңарыш (Төмән). – 1990. – 27 октябрь.
Алишина Х.Ч. Я хотела бы реабилитировать мой униженный язык // Красное знамя (Тобольск). – 1994. – 13 и 20 июля.
Арсланов Л.Ш. Дополнительный том «Диалектологического атласа татарского языка» // Ареальные исследования в языкознании и этнографии. – Л.: Наука, 1978. – С. 107-109.
Атлас татарских народных говоров / Отв.ред.: Д.Б. Рамазанова, Т.Х. Хайрутдинова: изд. 2-е, доп. и перераб. – Казань: ИЯЛИ, 2015. – 632 с.
Атлас татарских народных говоров Среднего Поволжья и Приуралья / Под ред. Н.Б. Бургановой, Л.Т. Махмутовой, Ф.С. Баязитовой, Д.Б. Рамазановой, 3.Р. Садыковой, Т.X. Хайрутдиновой / Институт языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова: в 2-х т. – Казань: Татпрокаттехприбор, 1989. 240 с.
Атлас татарских народных говоров: Электронная версия / Сост. Ф.И. Салимов, Д.Б. Рамазанова, А.Г. Пилюгин, Р.С. Барсукова, С.А. Ершов, Р.Ф. Салимов. 2012 // Режим доступа: http: // newipi.antat.ru/statia3.html. Дата обращения: 10-15.11.2016 г.
Атлас татарских народных говров / Отв.ред. Д.Б. Рамазанова, Т.Х. Хайретдинова. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Казань: ИЯЛИ, 2015. – 632 с.
Ахатов Г.Х. Арский подговор заказанского говора татарского языка // ДТП. – Вып. 7. – Чебоксары: ЧГУ. – 1979. – С. 86-93.
Ахатов Г.Х. Группы говоров татарского языка на территории Башкирской АССР // Языкознание: Тез. докл. и сообщений. Ташкент, 10-12 сентября 1980 г. Ташкент: Фан, 1980. С. 87-88.
Ахатов Г.Х. Источники построения исторической диалектологии татарского языка // Лингвистическая география и проблемы истории языка. – Ч. II. – Нальчик, 1981. – С. 335-341.
Ахатов Г.Х. Мензелинский говор татарского языка // ДТП. Вып. 9. Чебоксары, 1981. С. 38-51.
Ахатов Г.Х. О развитии татарской диалектологии за 60 лет // ДТП. – Вып. 6. – Чебоксары, 1978. – С. 72–78.
Ахатов Г.Х. Основные факторы, обуславливающие языковые контакты // Татар теле, әдәбияты һәм аларны укыту методикасы мәсьәләләре. – Уфа: БДУ, 1971. – 73-78 б.
Ахатов Г.Х. Роль данных татарских диалектов в построении истории языка // Вопросы диалектологии и истории языка. – Душанбе, 1984. – С. 269-272.
Ахатов Г.Х. Явления растяжения и стяжения в диалектах татарского языка // IХ конф. по диалектологии тюркских языков: Тезисы докладов и сообщений. – Уфа, 1982. – С. 95-96.
Ахатов Г.Х. Диалект западносибирских татар. Уфа: Башкнигоиздат, 1963. 195 с.
Ахатов Г.Х. Диалект западносибирских татар: автореф. дис. . д-ра филол. наук. Ташкент, 1965. 35 с.
Ахмаров Г.Н. О языке и народности мишарей // Известия общества истории, археологии, этнографии. – Т. ХIХ. – Вып. 2. – Казань: Типо-лит. Казан. ун-та, 1903. – С. 92–160.
Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. спец / под ред. М. Т. Баранова. М.: Academia, 2000. – 450 с.
Баязитова Ф. Телләре үзенчәлекле: Себер татарларының тел байлыгын өйрәнү юлында // Ватаным Татарстан. – 1993. – 2 июль.
Борһанова Н.Б. [Диалектларны өйрәнү һәм диалектологик атлас төзүнең әһәмияте турында] // Азат хатын. – 1979. – № 4. – С. 11-12.
Булатова М.Р. Курмантауский говор среднего диалекта татарского языка в этнолингвистическом аспекте. – Казань: Магариф – Вакыт, 2016. – 384 с.
Булатова М.Р. Морфологические особенности татарских говоров ареала “Юг Башкортостана”: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Казань, 2012. – 26 с.
Булатова М.Р. Морфологические особенности татарских говоров ареала “Юг Башкортостана”: Монография. – Казань: ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АН РТ, 2013. – 240 с.
Бурганова Н.Б., Заляй Л.З. О принципах составления диалектологического атласа татарского языка // Вопросы диалектологии тюркских языков. – Казань: ИЯЛИ, 1960.– С. 59-63.
Валиева Ф.С., Саттаров Г.Ф. Урта мәктәптә һәм гимназияләрдә татар телен укыту методикасы. – Казан: Раннур, 2000. – 378 б.
Добродомов И.Г. Словно в Сибири побываешь. // Известия Татарстана. – 1993. – 21 сентябрь.
Әмиров С. Татар диалектларын өйрәнү буенча сораулык. – Казан: Татгосиздат, 1940. – 65 б.
Әхәтов Г.Х. Җирле диалект шартларында ана телен укыту методикасы мәсьәләре. – Тобольск, 1958. – 117 б.
Әхәтов Г.Х. Себер татарлары теле. Фонетик үзенчәлекләр. – Казань: ТКН, 1960. – 70 с.
Әхмәтҗанов Р.Г. Турбаслы төбәге (диалектологик күзәтүләр) // Исследование по татарскому языкознанию. – Казань, 1984. – С. 138-146.
Әхмәтҗәнов Р.Г. Турбаслы төбәге // Исследования по татарскому языкознанию. Казань, 1984. С. 138-146.
Әхмәтьянов Р.Г. Татар теленең этимологик сүзлеге: Дүрт томда. – Т. I. – Бирск: БирГСПА, 2005. – 567.
Әхмәтьянов Р.Г. Татар теленең этимологик сүзлеге: Ике томда. – Т. I (А-Л). – Казан: Мәгариф-Вакыт, 2015. – 543.
Әхмәтьянов Р.Г. Татар теленең этимологик сүзлеге: Ике томда. – Т. II (М-Я). – Казан: Мәгариф-Вакыт, 2015. – 567.
Закиев М.З. История татарского народа (Этнические корни, формирование и развитие). – М.: Инсан, 2008. – 560 с.
Закиев М.З. Проблемы изучения истории татарских диалектов и общего литературного языка // Актуальные проблемы диалектологии языков народов России: Материалы ХV Всероссийской научной конференции, проводимой в рамках IV Всемирного курултая башкир и посвященной юбилею доктора филологических наук, профессора Ф. Г. Хисамитдиновой (Уфа, 20 ноября 2015 г.). – Уфа, 2015. – С. 93-95.
Заляй Л.З. Развитие татарской диалектологии в советский период // Вопросы языкознания. – 1954. – № 6. – С. 116-120.
Заляй Л.З. Развитие татарской диалектологии в советский период // Материалы диалектологии. – Казань, 1955. – С. 5-13.
Заляй Л.З., Бурганова Н.Б. О принципах составления диалектологического атласа татарского языка // II Региональное совещание по диалектологии тюркских языков (г.Казань, ноябрь 1958 г.). – Казань: Таткнигоиздат, 1958. – С. 10-13.
Залялетдинов Л.З. Опорный диалект в образовании татарского языка // Координационное совещание по вопросам диалектологии тюркских языков: Тезисы докладов. – Баку, 1956. – С. 21-35.
Залялетдинов Л.З. Опорный диалект в образовании татарского языка // Вопросы диалектологии тюркских языков. – Т. ХII. – Баку: АН Азербайджанской ССР, 1958. – С. 36-50.
Зәкиев М.З. Укытучы. Галим. Җәмәгатьэшлеклесе // Башкортостан укытыусыһы. № 3. – 59-60 б.
Исламов Р.Ф. Востребованный труд (Насипов И.С. Татар диалектологиясе: биобиблиографик белешмә. – Стәрлетамак: СДПИ, 2004.– 156 б.) // Актуальные проблемы татарского языка и литературы. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. – Ч. 3.– Стерлитамак: СГПИ, 2005. – С. 193-196.
Исхакова С.М., Валеев Б.Ф. Проблемы возрождения национального языка сибирских татар // ЯДКИТ: ТС. – Т. I. – С. 41-43.
Казиханова А.Г. Лексико-грамматическая система мишарского диалекта татарского языка: автореф. дис. канд.филол.наук. – Казань, 2011. 26 с.
Касаткин Л.Л. Атлас диалектологи́ческий // Лингвистический энциклопедический словарь / Режим доступа: http: // tapemark.narod.ru/les / 051b.html. Дата обращения: 10 ноября 2016 г.
Материалы к идеографическому словарю диалектов татарского языка / Авт.-сост. А.Г. Шайхулов, Л.У. Бикмаева, З.Р. Садыкова; отв.ред. М.З. Закиев, Д.Б. Рамазанова. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – Т. 1. – Ч. 1. – 512 с.
Материалы к идеографическому словарю диалектов татарского языка / Авт.-сост. А.Г. Шайхулов, Л.У. Бикмаева, З.Р. Садыкова; отв.ред. М.З. Закиев, Д.Б. Рамазанова. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – Т. 1. – Ч. 2. – 559 с.
Махмутова Л.Т Опыт исследования тюркских диалектов (мишарский диалект). М.: Наука, 1978. 272 с.
Махмутшина Д.З. Морфологическая система татарских говоров Уральского ареала: автореф. дисс. канд.филол.наук. – Уфа, 2002. – 19 с.
Мөкимова Н. Заман мәгърифәтчесе // Өмет. – 2014. – 15 март.
Мукимова Н.А. Насипов Илшат Сахиятуллович, доктор филологических наук, профессор // Стерлитамакскому филиалу БашГУ – 75 лет: Сб. материалов / Гл.ред. А.А. Ковальский, отв.ред. Р.Х. Илишева. – Стерлитамак: СФ БашГУ, 2015. С.159-160.
Мухаева З.А. Топонимия территории пермского говора татарского языка (юга Пермской области): Автореф. дис. канд. филол. наук. Казань, 2013. – 21 с.
Насибуллина А.Х. Лексика тоболо-иртышского диалекта сибирских татар (в семантическом и генетическом аспектах): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Казань, 2000. – 22 с.
Насипов И.С. Древнетюркский лексический пласт диалектной лексики мензелинского говора среднего диалекта татарского языка: автореф. дисс. . канд.филол.наук. – Казань, 1994. – 22 с.
Насипов И.С. К проблеме изучения и описания диалектной лексики // Тюркологический сборник. – Вып. 1. – Елабуга: ЕГПУ, 2003. С. 57-62.
Насипов И.С. Особенности преподавания татарской диалектологии в вузах Башкортостана // Языковая ситуация в Татарстане: состояние и перспективы. Материалы научно-практической конференции (17 ноября, 1998, г. Казань). – Часть II. – Казань: ИЯЛИ, 1999. – С.83-86. (на татарском языке)
Насипов И.С. Тарих төпкеленнән энҗе-мәрҗәннәр җыючы галим // Актуальные проблемы татарского языка и литературы: Сб. материалов III Всероссийской научно-практической конференции. – Ч. 1. Языкознание. – Стерлитамак: СГПИ, 2004. – С. 36-38.
Нәфиков Р. Диалектологик сүзлекнең икенче басмасы чыгуы уңае белән // Совет әдәбияты. – 1954. – № 3. – 124-126 б.
Нуретдинов Р.Ф. Смешанный говор татарского языка северных районов Башкирской АССР: автореф. дис. . канд. филол. наук. Уфа, 1984. 19 с.
Нуретдинов Р.Ф. Язык Пританыпских татар. Казань: ИЯЛИ, 1998. 119 с.
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов // Электронный ресурс. – URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94. Дата обращения: 25.02.2017.
Рамазанова Д.Б. Татар диалектларыннан сөйләү үрнәкләре. – Казан: Татар.кит.нәшер., 2011. – 565 б.
Рамазанова Д.Б. Историко-лингвистические особенности формирования и функционирования Западно-уральского ареала татарского языка: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Казань, 1998. 100 с.
Рамазанова Д.Б. К вопросу о формировании белебеевского подговора мензелинского говора среднего диалекта татарского языка // Исследования по исторической диалектологии татарского языка. Казань: ИЯЛИ, 1979. С. 4-43.
Рамазанова Д.Б. К истории формирования татарских говоров северо-западной Башкирии: По данным архивных исторических источников // Исследования по исторической диалектологии татарского языка. Вып. 3. Казань: ИЯЛИ, 1985. С. 5-36.
Рамазанова Д.Б. Краткий справочник по татарским диалектам // Татар теленең диалектологик сүзлеге. – Казан: ТКН, 1993. – С. 422-447.
Рамазанова Д.Б. Тепекеевский говор татарского языка // Материалы по татарской диалектологии. Вып. 6. Казань: ИЯЛИ, 1988. С. 20-43.
Рамазанова Д.Б. Формирование татарских говоров юго-западной Башкирии. – Казань: Татар.кит.нәшр., 1984. – 191 с.
Рамазанова Д.Б., Хайрутдинова Т.Х. К вопросу о формировании байкибашевского говора мишарского диалекта татарского языка // Исследования по исторической диалектологии татарского языка. Вып. 3. Казань: ИЯЛИ, 1985. С. 62-92.
Рахимова Р.Н. Тюменьский говор в системе диалектов сибирских татар: фонетико-морфологическая характеристика: автореф. дис. канд.филол.наук. – Тюмень, 2007. 24 с.
Гарданов Х. Телебезнең диалектлары турында // Социалистик Татарстан. – 1984. – 28 июль.
Садыков К.С. Эволюция диалектов сибирских татар: XVIII – начало XXI века. – Тобольск: ТГСПА им.Д.И. Менделеева, 2011. – 123 с.
Салимов Ф.И. Рамазанова Д.Б. Пилюгин Г.А. Салимов Р.Ф. Электронная версия атласа татарских народных говоров // Вестник ТГГПУ. 2011. №4 (26). С. 205-210.
Салимов Ф.И., Пилюгин Г.А., Ершов С.А. Электронный атлас татарских народных говоров как инструмент исследования // Электронный ресурс. – URL: http: // kpfu.ru/staff_files/F102601747/el_atlas_instrument.pdf. Дата обращения: 10-15.11.2016 г.
Сибирские татары : из сокровищницы духовной культуры / Сост. Ф.Ю. Юсупов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. – 645 с.
Система дистационного обучения БГПУ им.М. Акмуллы // Электронный ресурс. – URL: http://lms.bspu.ru/. Дата обращения: 23.05.2017 г.
Татар теле диалектологик атласын төзү өчен материал Җыйнау программасы / Төзүчесе Н.Б. Борһанова. Казан: ТӘТИ, 1959. 43 б.
Татар теленең диалектологик сүзлеге / Төз. Н.Борһанова, Л.Махмутова, З.Садыйкова, Г.Якупова. 1 нче кит. Казан: Татар.кит.нәшр., 1969. 643 б.
Татар теленең диалектологик сүзлеге / Төз. Ф.С. Баязитова, Д.Б. Рамазанова, З.Р. Садыкова, Т.Х. Хәйретдинова. 2 нче кит. Казан: Татар.кит.нәшр, 1993. 459 б.
Татар теленең зур диалектологик сүзлеге / Төз. Ф.С. Баязитова, Д.Б. Рамазанова, З.Р. Садыкова, Т.Х. Хэйретдинова. 2 нче кит. Казан: Татар.кит.нәшр., 2009. 839 б.
Татар теленең зур диалектологик сүзлеге / Төз. Ф.С.Баязитова, Д.Б.Рамазанова, З.Р.Садыкова, Т.Х.Хәйретдинова. Казан: Татар. кит.нәшр., 2015. 459 б.
Татар халык сөйләшләре: 2 кит. / [авторлар коллективы: Ф.С. Баязитова, Д.Б. Рамазанова, Т.Х. Хәйретдинова һ.б.; редкол.: К.М. Миңнуллин һ. б.; җав. ред.: Д.Б. Рамазанова, Т. Х. Хәйретдинова]. – 1 нче кит. Казан: Мәгариф, 2008. – 463 б.
Татар халык сөйләшләре: 2 кит. / [авторлар коллективы: Ф.С. Баязитова, Д.Б. Рамазанова, Т.Х. Хәйретдинова һ.б.; редкол.: К.М. Миңнуллин һ. б.; җав. ред.: Д.Б. Рамазанова, Т.Х. Хәйретдинова]. – 1 нче кит. Казан: Мәгариф, 2008. – 463 б.
Текучёв А.В. Преподавание русского языка в диалектных условиях. – М.: Педагогика, 1974. – 176 с.
Тимашева А.А. М.Акмулла исемендәге Башкорт дәүләт педагогия университетында татар теле белеме үсеше (Ф.А. Абдуллина, Д.З. Мәхмүтшина): Курс эше. – Уфа, 2016. 28 б.
Тумашева Д.Г., Насибуллина А.Х. Словарь диалектной лексики татарских говоров Тюменской области. – Тюмень: ТОГИРРО, 2002. – 110 с.
Тумашева Д.Г. Көнбатыш Себер татарлары теле (грамматик очерк һәм сүзлек). – Казань: КГУ, 1961. – 240 с.
Тумашева Д.Г. Словарь диалектов сибирских татар.– Казань: КГУ, 1992. – 255 с.
Тумашева Д.Г. Язык сибирских татар.– Ч. II. – Казань: КГУ, 1968. –182 с.
Усманова И.Ә. Татар теленең кормантау сөйләше: диплом эше. – Стәрлетамак: БДУның СФ, 2017. – 90 б.
Фаткуллин Ф. Тукай халкы үз иткәч, булдыклы егет инде ул! // Кызыл таң. – 2014. – 13 март.
ФГОС ВО. Уровень высшего образования – бакалавриат. Направление подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 09.02.2016 г. № 91. – С. 16 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. Электронный ресурс. – URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94. Дата обращения: 25.02.2017.
Хайбуллина Г.Х. Этнолингвистические особенности татарских говоров Западного Закамья Татарстана: Автореф. дис. канд. филол. наук. Казань, 2013. – 24 с.
Хайретдинова Т.Х. БАССРның Салават һәм Кыйгы район-нарында яшәүче татарлар сөйләшенең кайбер морфологик үзенчәлекләре // Тезисы докладов научной конференции молодых ученых. Вып. II. Казань, 1971. С. 19-24.
Хайрутдинова Т.Х. Бирский говор среднего диалекта татарского языка // Исследования по исторической диалектологии татарского языка. Вып. 3. Казань: ИЯЛИ, 1985. С. 36-62.
Хайрутдинова Т.Х. Говор златоустовских татар. Казань: Татар.кн.изд-во, 1985. 157 с.
Хайрутдинова Т.Х. Говор златоустовских татар: автореф. дис. . канд. филол. наук. – Алма-Ата, 1980. 20 с.
Хайрутдинова Т.Х. Образование говора златоустовских татар // Источниковедение и история тюркских языков. – Казань: ИЯЛИ, 1979. С. 44-72.
Хафизов С. Милли дөньябыз сагышы // Кызыл таң. – 1992. – 30 сентябрь.
Хәйретдинова Т.Х. БАССРның Салават һәм Кыйгы районнарында яшәүче татарлар сөйләшенең кайбер лексик үзенчәлекләре // Материалы по татарской диалектологии. Вып. 3. Казань: ИЯЛИ,1974. С.155-165; Образцы тюрских текстов: С. 233-238.
Хидиятов И.Р. Язык письменных памятников периода Казанского ханства (XVI в) и татарские говоры в сравнительном аспекте: Морфология: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Казань, 2005. – 21 с.
Хусаинова А.Я. Лексико-семантическая система татарских говоров Оренбуржья: диссертация . канд. филол. наук. Казань, 2015. 222 с.
Хусаинова А.Я. Лексико-семантическая система татарских говоров Оренбуржья: автореферат дис. . канд.филол. наук. Казань, 2015. 22 с.
Хусаинова А.Я. Лексико-семантическая система татарских говоров Оренбуржья: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Казань, 2015. – 21 с.
Шайхулов А.Г. Г.Х.Ахатову – 50 лет // Знания Октября (БГК). – 1977. – 15 сентября.
Шайхулов Алмас Галимзянович. Биобиблиографический справочник. – Уфа, 2000. – 140 с.
Шайхулов А.Г., Бикмаева Л.У., Садыкова З.Р. Материалы к идеографическому словарю диалектов татарского языка. Казань-Уфа, 2005. 990 с.
Шайхулов А.Г., Халиуллина Н.У. Тюркские языки Урало-Поволжья в контексте алтайского языкового сообщества (опыт лексико-семантического и идеографического словаря). Словарь. Ч.1. Уфа, 2004. 270 с.,
Шайхулов А.Г., Халиуллина Н.У. Тюркские языки Урало-Поволжья в контексте алтайского языкового сообщества (опыт лексико-семантического и идеографического словаря). Словарь. Ч. 2. Уфа, 2004. 270 с.
Шейнина Е.П. Работа над диалектными ошибками в речи учащихся: пособие для учителей. – М.: Акпеднаук, 1963. – 206 с.
Юсупов Г.Ф., Юсупов Ф.Ю. Красноуфим татарлары: тарих, тел, фольклор. – Казан, 2004. – 376 б.
Юсупов Ф.Ю. Җирле сөйләм шартларында фонетика укыту. – Казан: Тат. кит. нәшр., 1977. – 125 б.
Юсупов Ф.Ю. Көньяк Урал һәм Урал арты сөйләшләре. – Казан, 1979. – 184 б.
Юсупов Ф.Ю. Сафакүл татарлары: тарих, тел, халык иҗаты. – Казан, 2006. – 607 б.
Юсупов Ф.Ю. Татар теленең диалектлары: Урал сөйләшләре. – Казан: Мәгариф, 2003. – 351 б.
Электронный Атлас татарских народных говоров // Ф.И. Салимов, Д.Б. Рамазанова, А.Г. Пилюгин, Р.С. Барсукова, С.А. Ершов, Р.Ф. Салимов. – Казань: Институт прикладной семиотики АН РТ, 2011-2012.
Янсаева Л.А. Диалектный синтаксис татарского языка (простое предложение): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Казань, 2008. – 23 с.
Тема: | «Методическое обеспечение обучению родному языку в условиях местных татарских народных говоров» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 112 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Анализ применения лингвострановедческого материала в условиях билингвизма
Дипломная работа:
Реализация принципа учета родного языка при обучении грамматике английского языка
Дипломная работа:
Островные татарские говоры южного Приуралья: кугарчинский говор
Дипломная работа:
Организация и проведение недели языка как один из видов повышения мотивации к изучению родного языка
Дипломная работа:
Развитие исследовательских навыков учащихся по родному языку в общеобразовательной школе