Дипломная работа

«Формирование языковых компетенций младших школьников»

  • 93 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ …9

1.1.Термин «компетенция» в различных аспектах изучения….9

1.2.Виды компетенций и их особенности….13

1.3.Требования ФГОС НОО к формированию языковой компетенции младших школьников…23

1.4. Особенности грамматических норм в русском языке….26

Выводы по первой главе….33

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ….….36

2.1. Поисково- теоретический этап исследования вопроса формирования языковой компетенции….….36

2.2. Опытно- экспериментальный этап выявления уровня сформированности языковой компетенции у обучающихся вторых классов….43

2.3.Заключительно- обобщающий этап выявления сформированности языковой компетенции обучающихся в области морфологии….….52

Выводы по второй главе….57

ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ….59

3.1. Значение методических рекомендаций в организации учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка….…59

3.2. Этапы формирования языковой компетенции у младших школьников в области морфологии ….67

3.3. Урочная деятельность по формированию языковой компетенции у младших школьников…80

Вывод по третьей главе …87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …89

Введение

Актуальность исследования обусловлена требованиями современного общества, предъявляемыми к выпускникам школы. Одним из наиболее актуальных подходов в обучении является компетентностный. Особенность его состоит в том, что обучающиеся усваивают не готовое знание, а сами формулируют понятия, необходимые для решения конкретной задачи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования раскрываются особенности освоения основной образовательной программы начального общего образования. В процессе обучения учащиеся должны овладеть различными навыками. В том числе «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [19, c.12].

Повышенное внимание современного общества к совершенствованию образовательного процесса обуславливает приоритет к способностям человека приобретать и развивать компетенции, умения и навыки, необходимые в различных ситуациях. В результате этого меняются и цели образования. Если ранее главной целью образовательного процесса было усвоение теоретических и энциклопедических знаний, то теперь эти знания становятся средством. И компетенция рассматривается как «владение совокупностью знаний о языке, правилом их анализа и синтеза и способность пользоваться ими для целей коммуникации» [3, c.4].

Сейчас формированию языковой компетенции младших школьников придается особое значение, так как она является основой успешного формирования социально активной личности. Данная компетенция обеспечивает развитие способностей у обучающихся анализировать и оценивать различные языковые явления, умений и навыков речевого общения, овладение основными нормами русского литературного языка .

Анализ педагогической и психологической литературы по данной проблеме, а также практика учителей начальной школы показали, что остаются нерешенными противоречия:

- между разработанностью в научной литературе теоретических основ компетентностного обучения и недостаточным использованием в школе;

- между растущими современными требованиями к языковой подготовке обучающихся и качеством учебно-воспитательного процесса;

- между требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования по русскому языку к уровню языковой подготовки обучающихся и недостаточностью методических рекомендаций в помощь учителям для обеспечения этой подготовки.

Выявленные противоречия позволили определить проблему нашего исследования: между эффективностью педагогических условий и формированием языковой компетентности обучающихся

В связи с вышеизложенным был сделан выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование языковых компетенций у младших школьников».

Цель: научно обосновать и выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию языковой компетенции младших школьников.

Объект исследования: языковые компетенции младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования языковых компетенций младших школьников на уроках русского языка.

Гипотеза исследования заключается в следующем. Формирование языковых компетенций младших школьников протекает более эффективно при следующих условиях:

- определены структурные элементы компетентносного обучения обучающихся на уроках русского языка;

- осуществлено целенаправленное и поэтапное овладение обучающимися способами действия в опознании языковых явлений;

– учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

– обучающиеся включены в разнообразную коммуникативную деятельность, способствующую реализации их индивидуально-личностных особенностей.

Задачи исследования:

1) на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить теоретические основы процесса формирования языковой компетенции на уроках русского языка в начальных классах;

2) выявить уровень языковой компетенции обучающихся 2-х классов в усвоении учебного материала по русскому языку, охарактеризовать трудности ее формирования;

3) определить наиболее важные для формирования языковой компетенции способы действия на уровень их сформированности у обучающихся;

4) разработать методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования языковой компетенции на уроках русского языка в начальной школе.

Методологическую основу исследования составили: общие теоретические положения личностно-ориентированного (Ш.А. Амонашвили, В.А. Беликов, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев и др.), системного (С.И. Архангельский, В.Г. Афанасьев и др.), компетентностного (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской и др.) подходов в обучении.

Теоретическую основу исследования составили:

- идеи об учете индивидуальных особенностей учащихся (Я.А. Каменский, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.),

- основы теории речевой деятельности (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

- методические концепции речевого развития учащихся (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, С. И. Львова, Т. Г. Рамзаева и др.).

- теории о единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);

- теории взаимосвязи обучения и развития (Л.С. Выготский);

- теории внутреннего строения деятельности (А.Н. Леонтьев);

- теории управления процессом усвоения знаний (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);

- исследований по развитию мышления в школьном возрасте (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);

- исследований по проблеме компетентностного подхода к обучению (Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос).

В качестве методов исследования выступили:

- аналитические методы (теоретический анализ педагогической, психологической, филологической, методической литературы);

- экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты, контрольный срез);

- эмпирические методы (наблюдение, беседы, метод опроса, анкетирование, анализ продуктов деятельности, количественный и качественный анализ полученных фактических данных, математико-статистические методы обработки данных исследования).

Эмпирической базой исследования выступило МОУ СОШ № 14 г.Сатка, 2Б и 2В классы. В исследовании участвовало 24 обучающихся и 2 учителя начальных классов.

Основные этапы исследования.

Исследования проводились с 2014 по 2015 гг. в три этапа:

Первый этап (поисково-теоретический, 2014 г.) – изучение и анализ филологической, педагогической, психологической, методической литературы; анализ работы начальной школы, разработка проблематики исследования; определение цели и задачи исследования; формулирование гипотезы и задачи исследования; составление программы эксперимента, определялись концептуальные направления в исследовании.

Второй этап (опытно-экспериментальный, 2014 – январь 2015г.) – проведение констатирующего и формирующего эксперимента, проверка эффективности разработанной системы формирования языковой компетенции младших школьников на уроках русского языка.

Третий этап (заключительно-обобщающий, январь 2015г.) – осуществление статистической обработки полученных данных, систематизация и обобщение их, формулировка выводов и методических рекомендаций по исследуемой проблеме; оформление материалов ВКР.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно расширяет представления современной педагогики о формировании языковой компетенции младших школьников. Разработанная система методических рекомендаций по эффективному формированию языковых компетенций младших школьников является перспективным направлением работы в современной начальной школе.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов в школьной практике обучения русскому языку обучающихся начальной школы. В деятельности образовательных учреждений применение могут найти подобранный диагностический комплекс, разработанная программа по формированию языковых компетенций по русскому языку и методические рекомендации по организации работы младших школьников.

Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения. В введении показана актуальность исследования, противоречия, проблема; определена тема исследования, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая и теоретическая основы исследования, методы, база, этапы исследования, а также – теоретическая и практическая значимости. В первой главе показана историческая значимость вопроса, раскрыто значение термина «компетентность» с различных аспектов и раскрыта связь формирования языковых компетенций с современными требованиями ФГОС НОО. Вторая глава раскрывает экспериментальную часть исследования: педагогический эксперимент (опытно-экспериментальная проверка состояния представлений о природе), раскрытие опыта работы по формированию языковой компетенции на уроках русского языка во втором классе, разработка программы по формированию языковой компетенции на уроках русского языка в начальной школе.

Фрагмент работы

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Поисково- теоретический этап исследования вопроса формирования языковой компетенции

Целью исследования является экспериментальное подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.

Исследование проводилось с 2014 по январь 2015 гг. в три этапа. Одним из этапов являлся первый – поисково- теоретический. Суть данного этапа заключалось в изучении и анализа педагогической, методической литературы; анализ работы учителей начальной школы, разработка проблематики исследования; определение цели и задачи исследования; формулирование гипотезы и задачи исследования; составление программы эксперимента, определялись концептуальные направления в исследовании.

Раскроем более подробно работу данного этапа.

Поисково - теоретический этап мы разделили ещё на несколько подэтапов для лучшего раскрытия теоретической основы исследования. На данном этапе провели следующие работы:

1) анализ педагогической и методической литературы;

2) опрос учителей начальных классов (выявление сущности вопроса из опыта работы);

3) подведение итогов теоретической части исследования: постановка проблемы, цели и задач практической части исследования, подбор материалов для исследования.

Итак, проанализировав педагогическую и методическую литературы мы выявили следующую особенность.

Очень ярко начали педагоги рассматривать вопрос большого значения изучения русского языка, начиная с XIX века. Поэтому нами были рассмотрен период работы педагогов и методистов XIX – XX веков.

Многие преподаватели, педагоги, методисты XIX- XX веков занимались вопросом значения изучения русского (родного) языка, и отражали всё в своих трудах. Данным вопросом занимались такие педагоги как К.Д.Ушинский, В.Г.Белинкий,Н.А. Добролюбов, Н.Ф.Бунаков и другие. Они считали, что изучение языка – есть важный фактор умственного развития обучающихся, развития их речи, и развития ребёнка в целом.

Итак, нами были рассмотрены несколько периодов XIX-XX веков по вопросу учения грамматике, так как за основу формирования языковой компетенции мы выбрали формирование и развитие именно грамматических знаний.

К.Д.Ушинский рассматривает изучение русского языка как источник духовного и умственного развития обучающегося. Поэтому им были выделены следующие цели учения:

- «развитие дара слова»,

-«усвоение форм языка, выработанных народом и литературой»,

- усвоение логики языка, т. е. его грамматических законов.

И автор считает, что все данные цели достигаются совместно.

Вторая половина XIX века обуславливалась рассмотрением вопроса роли грамматики в обучении русскому языку.

И снова обращаясь к трудам К.Д.Ушинского, выделялись следующие положения развитию интереса по изучению грамматики:

1. Изучение грамматики является важным занятием при объединении таких видов занятий как беседа, чтение и само изучение грамматики.

2.Развитие логического мышления, самосознания, навыков грамматически правильного выражения речи устно и на письме – определяет роль грамматики в изучении русского языка.

3. Наблюдение обучающихся в процессе учёбы над собственной речью - рациональный приём изучения грамматики (из книг «Родное слово»).

В конце XIX и в начале XX веков был поднят вопрос: нужна или нет грамматика в школе? Почему он возник? Грамматика изучалась вне зависимости с развитием навыков речи и правописания. Правила заучивались механически, использовались при выполнении письменных заданий. А в устной речи не применялись. Т.е. грамматика изучалась отдельно от лексики, стилистики, правописания, и ставила под сомнение целесообразность ее изучения в школе.

Таким образом, в школьной программе 1921 г. так называемые «наблюдения над языком» были полностью изолированы от правописания. В программе 1924 г. разделы «Наблюдение над языком» и «Правописание» параллельны по содержанию друг другу, но не слиты, а в программе 1927 г. они слиты в один раздел «Навыки правильного письма в связи с наблюдением над языком». Данный раздел понимается как орфографически верное письмо и грамматика. Однако речевые навыки сюда не включаются. И некоторые педагоги того времени считали, что изучение грамматики в школе носит прикладной характер.

А.М. Пешковский рассматривал практическую значимость грамматики для обучающихся. Он полагал, что грамматика – «это не только чтение и письмо, но и понимание текста и правильное говорение на родном (русском) языке».

В 30-х годах в результате трудов учителей и методистов была разработана система обучения русскому языку, включающую фонетику, грамматику, орфографию, лексику, связную речь. Но большое внимание было уделено вопросам орфографии, т.к. в период комплексного преподавания резко снизилась грамотность учащихся. Данное направление оставалось ведущим до конца сороковых годов.

А в пятидесятых годах XX века начал рассматриваться вопрос по изучению связи грамматико-орфографической работы и навыками связной речи. Считалось, что мало уделяется внимания лексике, не включённой в общую систему изучения языка.

Так, в шестидесятые годы вопрос о взаимосвязи изучения разных сторон русского языка получил еще большую остроту. Одной из причин возникновения данного вопроса стало именно недостаточная взаимосвязь лексики, грамматики, орфографии, стилистики, и отсутствия целостной методики изучения русского языка. А как известно, без изучения всех аспектов языка нет развития компетентного ученика.

В качестве компонентов системы изучения педагоги выделили:

1) обучение чтению,

2) развитие речи, включая лексический состав, стилистическую точность, интонационную выразительность, содержательность, логичность речи,

3) усвоение фонетики, словообразования и грамматики (морфологии, синтаксиса),

4) формирование графических, орфографических и пунктуационных навыков. В обучении младших школьников наблюдалось нарушение соотношения компонентов системы.

В чём заключалась необходимость взаимосвязи систем в обучении языку? Педагоги определили, что:

во – первых, изучение орфографии как ведущей системы языка невозможно без грамматики, так как развитие речи происходит только во взаимосвязи;

во-вторых, грамматике необходимо изучение лексики и стилистики (для формирования грамматических понятий).

Поэтому основная трудность при разработке новых программ заключалась в том, чтобы установить наиболее рациональную взаимосвязь в изучении фонетики, лексики, словообразования, грамматики, орфографии. Подчинить это решение главной задаче — развитию у обучающихся умения содержательно, грамматически правильно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

До настоящего времени остается открытым вопрос о нахождении и построении наиболее рациональных способов комплексного изучения всех аспектов русского языка.

Над какими вопросами исследователи ещё работали? Прежде всего – это рациональные формы связи грамматики и орфографии. Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Н.С.Рождественский в своих трудах описали психологические и методические основы формирования у младших школьников орфографических навыков на базе грамматических знаний.

В ряде своих работ исследователи доказали, что на формирование орфографических навыков положительное влияние оказывает осознание обучающимися последовательности действий (алгоритма действий), а также овладение общими способами действий при решении орфографических задач (т.е., на основе грамматических знаний).

В психолого - методических исследованиях ставился вопрос о целесообразности формирования, начиная с первого класса, орфографических навыков на морфологической основе. Об этом говорили Н. Ф. Жуйков, Е. Г. Шашкова и другие.

Целесообразность изучения всех аспектов русского языка в начальных классах уже общепризнанное явление. Так как язык – понятие целостное, и владеть им человек может в полной мере только в условиях комплексного использования его лексического состава, знаний из области грамматики, фонетики, словообразования, а, в письменной речи — еще и орфографии, пунктуации.

Таким образом, мы выявили значимость изучения грамматики на уроках русского языка. Но и без знания одного из аспектов языка не получится полноценного усвоения всего языка.

Вторым подэтапом работы стал опрос учителей школы № 14, в котором они делились опытом своей работы. Вопросы анкеты в основном были на тему изучения русского языка на уроках начальной школы. Учителя данной школы – с большим опытом работы, и у каждого индивидуальный подход в обучении детей.

В анкету нами были включены следующие вопросы:

- Какие методы/приёмы Вы используете для увеличения активности обучающихся на уроках русского языка?

- Как поддерживаете и развиваете интерес обучающихся к предмету «Русский язык»?

- Какие подходы в обучении на уроках русского языка Вы используете?

- Как, по-Вашему мнению, влияет компетентностный подход на уроках на результативность обучения школьников?

- Как Вы думаете, какие формы работы на уроках русского языка способствуют лучшему усвоению предмета? Почему? Какие формы Вы используете на своей практике?

- Какие, по – Вашему мнению, возникают в современное время трудности в преподавании русскому языку в начальной школе?

- Каков, по-Вашему мнению, уровень знания русского языка современного ученика начальной школы?

- Каким на Ваш взгляд должен быть современный выпускник начальной школы?

В анкетировании участвовали 6 учителей начальной школы. Стаж работы варьируется от 9 до 36 лет. Все учителя работают по образовательной системе «Школа России».

Суть анкетирования заключалась в том, чтобы выявить особенность работы учителей на уроках русского языка, выявить проблемы современного преподавания и современного ученика начальной школы. Ответы были интересные, и, требующие осознанного анализа.

Анализ показал, что:

1) учителя, независимо от стажа работы, идут в ногу с новыми образовательными требованиями: используют современные развивающие подходы, методы, приёмы, формы. Больше всего учителя считают эффективными использование

2) на практике учителя используют такие формы работы как: индивидуальная, парная, фронтальная. Менее используется групповая работа.

3) используемые подходы: личностно-ориентированный, дифференцированный. Владеют информацией о компетентностном подходе: используют некоторые элементы, но – не в полной мере.

4) проблема в современном преподавании русскому языку: очень много материала, но при этом очень сжатые временные рамки, при котором не все обучающиеся могут усвоить на хорошем уровне тот или иной материал.

5) можно выделить основные проблемы в самих обучающихся: неумение применять знания на практике («знаю, но не могу применить»), недостаточный уровень словарного запаса (нежелание читать).

6) на итоговый вопрос учителя ответили, что современный выпускник начальной школы – это грамотный человек, умеющий применять свои знания на практике, доказывать свою точку зрения, чётко и грамотно формулировать свою речь в устной и письменной речи.

Из всех полученных ответов можно сделать вывод о том, что независимо какой аспект русского языка изучают на уроках, главное, чтобы полученные знания дети могли использовать при решении различных практических задач. И наша современная педагогическая задача на уроках русского языка (и литературного чтения)– не только воспитать начитанного человека, а формировать действительно грамотную во всех вопросах личность. А без знания основ русского языка (грамматики) – не будет полноценного знания всего предмета.

В результате проведённой работы нами был нами была выдвинута проблема – недостаточный уровень знания по предмету, а именно применение знаний при решении практических задач.

Определили цель исследования: выявить уровень сформированности языковой компетенции на уроках русского языка у обучающихся вторых классов.

Задачи исследования:

- выбрать соответствующие задания для определения сформированности языковой компетенции;

- провести диагностику в двух классах по проблеме исследования в три этапа: входная, промежуточная, итоговая;

- во время исследования в одном из экспериментальных классов проводить уроки по формированию языковой компетенции по разделу «Морфология».

2.2. Опытно- экспериментальный этап выявления уровня сформированности языковой компетенции у обучающихся вторых классов

Опытно- экспериментальный этап – это второй этап исследования ( 2014 – январь 2015г.) – проведение констатирующего и формирующего эксперимента, проверка эффективности разработанной системы формирования языковой компетенции младших школьников на уроках русского языка.

Для выяснения данной проблемы нами были проведено экспериментальное исследование. Исследование проводилось так же поэтапно. На каждом этапе определены цели работы.

Данная работа включала следующие этапы:

1. Констатирующий эксперимент (входная диагностика). Цель - выяснить состояние проблемы формирования языковой компетенции в области морфологии на уроках русского языка во вторых классах в экспериментальном, а также в контрольном классе; определить исходный уровень сформированности языковой компетенции у обучающихся экспериментального и контрольного классов по выделенным показателям.

2. Формирующий эксперимент (проведение уроков, промежуточная диагностика). Цель - реализация педагогических условий в реальном учебном процессе.

3. Контрольный срез (итоговая диагностика). Цель - исследование результативности проведенного формирующего эксперимента по формированию языковой компетенции в области морфологии на уроках русского языка у обучающихся экспериментального класса [3, с.1].

Эксперимент проходил во вторых классах, в МОУ СОШ № 14 г.Сатка , с начала учебного года. В экспериментальной работе принимали участие по 12 обучающихся с каждого класса. Для достоверности эксперимента мы попросили учителя 2 В класса не проводить дополнительных занятий во время учебного года. Оба класса, 2Б и 2В, обучаются по системе «Школа России».

По уровню образовательной подготовки классы примерно одинаковые .

При проведении констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:

1) определить критерии показатели сформированности знаний в области морфологии у детей младшего школьного возраста;

2) подобрать диагностические материалы для выявления уровня языковой компетенции у младших школьников;

3) определить исходный уровень сформированности языковой компетенции в указанных классах;

4) проанализировать результаты, полученные при проведении диагностики.

Итак, констатирующий эксперимент проводился в форме выполнения детьми заданий по русскому языку на уроках по выявлению знаний в области морфологии .

Заключение

Формирование компетентной личности является основной задачей обучения русскому языку в школе.

Получая определённую совокупность знаний и умений обучающиеся овладевают русским языком на уровне предметных знаний. А задача учителя – научить не только знаниям данного предмета, но и научить использовать их грамотно на практике. Это не означает использование знаний только на уроках, но и в жизни.

Таким образом, уровень сформированности языковой компетенции определяется уровнем грамотного овладения языком в процессе общения, будь это письменная или устная речь.

Таким образом, для того, чтобы сформировалась языковая компетентность у младшего школьника мы должны использовать по отношению к нему компетентностный подход в обучении. Ведь каждый ребенок индивидуальность, и мы должны это использовать.

Сейчас формированию языковой компетенции младших школьников придается особое значение, так как она является основой успешного формирования социально активной личности. Данная компетенция обеспечивает развитие способностей у обучающихся анализировать и оценивать различные языковые явления, умений и навыков речевого общения, овладение основными нормами русского литературного языка .

Наша исследовательская работа была направлена на доказательство выявленной гипотезы: формирование языковых компетенций младших школьников протекает более эффективно при следующих условиях:

- определены структурные элементы компетентносного обучения обучающихся на уроках русского языка;

- осуществлено целенаправленное и поэтапное овладение обучающимися способами действия в опознании языковых явлений;

– учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

– обучающиеся включены в разнообразную коммуникативную деятельность, способствующую реализации их индивидуально-личностных особенностей.

В процессе исследования нами были проведены следующие работы:

1. Анализ психолог- педагогической и методической литератур, на основе которых нами были определены теоретические основы процесса формирования языковой компетенции на уроках русского языка в начальной школе.

2. Выявили уровень языковой компетенции в области морфологии у обучающихся 2-х классов в усвоении учебного материала по русскому языку, охарактеризовали трудности ее формирования;

3. Определили наиболее важные для формирования языковой компетенции способы действия на уровень их сформированности у обучающихся;

4. Разработали методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования языковой компетенции на уроках русского языка в начальной школе.

Практическая часть исследовательской работы заключалась не только в выявлении уровня сформированности языковой компетенции у обучающихся вторых классов, но и в организации учебной деятельности в экспериментальном классе по формированию знаний в области морфологии. Итогом эксперимента стала итоговая диагностика испытуемых на выявление уровня сформированности языковой компетенции в области морфологии. Результат за короткое время исследования был незначителен. Но и данный факт показал, что организация учебной деятельности младших школьников с учётом их индивидуальных особенности, с использованием различных форм и приёмов, благотворно влияют на уровень образованности, что способствует активному формированию языковой компетенции.

Итогом исследовательской работы стала разработка методических рекомендаций по совершенствованию процесса формирования языковой компетенции на уроках русского языка в начальной школе.

В данные методические рекомендации нами были включены:

- информация о компетенции (общее представление);

- информация о сущности языковой компетенции, и её особенностях;

- информация об игровых приёмах, способствующих эффективной организации работы на уроках для формирования языковой компетенции;

- этапы формирования языковой компетенции в области морфологии на начальных ступенях образования;

- конспекты урочных и внеурочных занятий по разделу «Морфология».

Мы полагаем, что организация и проведение урочных и внеурочных занятий, учитывая особенности каждого ребёнка, используя новые формы работы, будут способствовать формированию интереса и ответственного сознания младших школьников к процессу обучения. А это очень важно для укрепления связи школы с жизнью, повышению качества учебно-воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности. Это усиливает развивающую и воспитывающую функции обучения, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся, способствует формированию теоретических и практических умений и навыков школьников. Школьник формирует в себе компетентную личность.

Таким образом, целенаправленное и успешное решение образовательных задач в процессе обучения детей зависит не только от со-держания усваиваемых ими знаний. Немалую роль играет правильное со-четание форм и методов работы с детьми. А лучше использовать компетентностный подход в обучении.

Мы надеемся, что данные разработанные методические рекомендации помогут в преподавательской деятельности учителей по совершенствованию процесса формирования языковой компетенции на уроках русского языка в начальной школе.

Современная личность – это компетентная личность. А компетентность в области языкознания – это основа формирования грамотной личности. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование языковых компетенций младших школьников»
Раздел: Языковедение
Тип: Дипломная работа
Страниц: 93
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика