Дипломная работа
«Регулятивные универсальные учебные действия как основа формирования социальной компетенции младшего школьника»
- 85 страниц
ВВЕДЕНИЕ….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД….
1.1. Регулятивные УУД младшего школьника: понятие и сущность….
1.2. Проблема формирования социальных компетенций младшего школьника….
1.3. Программа по формированию социальной компетенции младшего школьника «Я всё узнаю, я всё смогу»….
Выводы по первой главе ….
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ….
2.1. Диагностика уровня развития регулятивных УУД и сформированность социальной компетенции….
2.2. Реализация программы по формированию социальной компетенции младшего школьника «Я всё узнаю, я всё смогу»…
2.3. Анализ результатов опытно – экспериментальной работы по формированию социальной компетенции младшего школьника….
Выводы по второй главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
ЛИТЕРАТУРА …
Актуальность данного исследования зависит от изменений социальной ситуация в России. Российская Федерация становится открытой страной, строющая правовое государство и рыночную экономику, что увеличивает ответственность граждан РФ за собственное благополучие общества. Россия, как и любая страна, нуждается высококвалифицированных и мобильных специалистах, способных быстро принимать ответственные и самостоятельные действия, в условиях быстро меняющего мира, что непременно предъявляет особые требования к системе образования. Ожидаемые изменения направлений в модернизации Российского образования показывают достижение нового качества образования, которое соответствует требованиям современного общества.
Требование общества к результатам образования отражаются в таких характеристиках человека: самостоятельность в принятие решений, инициативность, мотивацию к непрерывному образованию и профессиональному росту, которые создают характеристику современному культурному типу личности. Доказательством этого служат документы, определяющие развитие образования в Российской Федерации.
Одно из требований к качеству образования предполагает ценностно – смысловые установки обучающихся, личностные качества, социальные компетенции, которыми должен овладеть ученик начальной школы посредством формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – обладать регулятивными действиями (уметь принимать, сохранять цели и следовать им в деятельности, планировать, контролировать, корректировать, давать оценку своим действиям).
Таким образом, актуальность исследования определена сложившимся противоречием: между потенциальными возможностями регулятивных УУД как средства формирования социальной компетенции младшего школьника и не достаточной практической разработанностью организации деятельности.
Проблема исследования: Каковы организация и содержание работы по формированию социальной компетенции младшего школьника посредством развития регулятивных УУД?
Социальная значимость, недостаточная практическая разработанность проблемы формирования социальной компетенции младшего школьника обусловили выбор темы настоящего исследования.
Тема исследования: «Регулятивные универсальные учебные действия как основа формирования социальной компетенции младшего школьника»
Цель исследования: разработать единую программу, объединяющая урочную и внеурочную деятельность, позволяющую формировать социальную компетенцию младшего школьника посредством развития регулятивных УУД.
Объект исследования: формирование социальной компетенции младшего школьника
Предмет исследования: процесс формирования социальной компетенции младшего школьника посредством развития регулятивные УУД в урочной и внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование социальной компетенции у младшего школьника посредством развития регулятивных УУД будет происходить более эффективно:
- разработана и реализована программа по формированию социальной компетенции младшего школьника посредством развития регулятивных УУД;
-созданы педагогические условия для развития регулятивных УУД как основы формирования социальной компетенции младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать проблему формирования социальной компетенции младшего школьника посредством развития регулятивных УУД на основе психолого – педагогической литературы;
2) выявить эффективные педагогические условия, способствующий формированию социальной компетенции посредством развития регулятивных УУД в процессе становления младшего школьника как субъекта урочной и внеурочной деятельности;
3) разработать программу урочной и внеурочной деятельности по формированию социальной компетенции младшего школьника посредством развития регулятивных УУД с учётом выявления педагогических условий.
Теоретическую основу исследования составили работы Л.С.Выготсого, В.А.Крутского, И.А.Зимняя, А.В. Хуторской, А.Г.Асмолов, Г.В. Бурмянская, И.А. Володарская, А.М. Кондаков, Д.Б. Эльконин, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.
Методологической основой исследования является теория формирования регулятивных универсальных учебных действий; концепция личностно – ориентированного обучения, системно – деятельностный подход.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы; изучение педагогического опыта, социологические методы (анкетирование, беседа); наблюдение, тестирование, ранжирование, экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент); анализ результатов исследования.
База исследования: опытно – педагогической работы проводилась в МОБУ гимназия №1 города Благовещенска РБ. В педагогическом эксперименте принимали участие обучающиеся 2 класса Б – 24 ученика.
Этапы исследования
I этап (февраль – март 2012г.) – изучение и анализ литературы по проблеме формирования социальной компетенции у младшего школьника посредством развития регулятивных УУД, разработка методов исследования; обобщение и анализ педагогического опыта по проблеме исследования.
II этап (апрель – октябрь 2012 г.) – проведение опытно – эксперементальной работы, включающий констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.
III этап (ноябрь 2012 г.) – анализ результатов исследования, их обобщение, формирование основных выводов, оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость проведения исследования: результаты исследования позволяют расширить представления о том, что развития регулятивных УУД, будут способствовать формированию социальной компетенции младшего школьника.
Практическая значимость состоит в том, что в соответствии с Федеральным Государственным Образовательном Стандартом разработана программа, способствующая формированию социальной компетенции у младшего школьника посредством развития регулятивных УУД; разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов.
Апробация и внедрение результатов исследования: опубликована статья «Программа «Я всё узнаю, я всё смогу» формирование социальной компетенции младшего школьника посредствам развития регулятивных УУД» h**t://menobr.r*/materials/727/40126 ;12.12.2012; №ФС77-37745.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария по категориальному аппарату, глоссарию по персоналию, списка литературы.
Во введении обосновываются противоречия, определяется проблема, цель, задачи исследования, выдвигается гипотеза, теоретическая и практическая значимость, методы, этапы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирование социальной компетенции младшего школьника на основе развития регулятивных УУД» рассмотрены следующие вопросы: регулятивные УУД понятие и сущность; проблема формирования социальных компетенций младшего школьника; программа по формированию социальной компетенции младшего школьника «Я всё узнаю, я всё смогу».
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной компетенции младшего школьника» рассмотрены следующие вопросы: диагностика уровня сформированности регулятивных УУД и развития социальной компетенции младшего школьника; реализация программы по формированию социальной компетенции младшего школьника «Я всё узнаю, я всё смогу»; анализ результатов опытно – экспериментальной работы по формированию социальной компетенции младшего школьника.
В заключении излагаются основные выводы исследования.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
1.1. Регулятивные УУД младшего школьника: понятие и сущность
К человеку обществом в определенную историческую эпоху приписывали набор ценностных характеристик, которые отвечали представлением об идеальном типе личности. Характеристики идеального типа личности своё выражение находят в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, которые направляет на формирование соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, тем самым обеспечивают формирование личности как идеального представителя гражданского общества. В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представления об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С.Выготского. В системно – деятельностном подходе выделяются: основные задачи образования как института социализации; набор ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества.
Программа развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросом, которая предусматривает переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях.
Процессы информатизации, глобализации, ускорения внедрения новых научных открытий, появлениям новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержание общего образования конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Реализация развивающего потенциала образования является приоритетным направлением новых образовательных стандартов. Новой задачей образования - обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержание образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия имеют определённые функции:
1) создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков компетентностей в любой предметной области.
2) обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально – предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Выделяют четыре вида основных универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные.[2;28]
Коммуникативные универсальные учебные действия предполагают консолидироваться в группу сверстников и создавать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, фиксировать ход и результат обсуждения;
Личностные универсальные учебные действия определяют тенденцию в социальных ролях и межличностных отношениях; ценностно – смысловую ориентацию учащихся. В учебной деятельности выделяют три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификация объектов; подведение под понятия, распознавание объектов; выявление родо - видовых и ситуативно существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство.
Организацию своей учебной деятельности обеспечивают регулятивные универсальные учебные действия.
Одно из перечисленных требований Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется через формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Следовательно, если Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на следующий «портрет выпускника начальной школы»: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. [17; 7]
Так как данный портрет выпускника начальной школы включает личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Для достижения поставленных требований к личностным результатам младшего школьника можно сформировать посредствам развития регулятивные универсальные учебные действия.
Рассмотрим регулятивные универсальные учебные действия. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями: уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В образовательной системе США программы направлены на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, где выделяют управленческие, т.е. регулятивные, универсальные умения – способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; принимать решения и вести переговоры, контролировать своё время и управлять им; решать задачи. Наиболее важными умениями, связанными с построения жизненной стратегии, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения.
Развитие способности к регуляции своей деятельности должно быть рассмотрено в трёх аспектах: формирование к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект является важным, так как имеет прямое отношение к процессу порождения личностного смысла и мотивация учения; развития регуляции учебной деятельности; саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
Необходимо создавать психологические условия для развития регулятивных универсальных учебных действий, которые включают в себя:
- ориентирование регулирующих высказываний на партнёра (с учётом его особенностей) и представление их в форме контекстной речи;
- адекватное отражение в речи цели усвоения (учебной задачи), исходных данных и вопросов задания, учебных действий, полученный результат;
- организация форм совместной учебной деятельности для обеспечения осмысленности регулирующей речи учащихся на начальном этапе её становления и трансформации из речи коммуникативной в речь регулирующую;
- формирование произвольной и осознанной речи, отраженной в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания;
- выполнение в речи всех частных функций регуляции совместной деятельности: внешнеречевое планирование действия партнёра по решению учебной задачи; стимуляция действий партнера, контроль за качеством выполняемых партнерам действий, оценка этого качества и полученного результата; коррекция допущенных партнером в процессе деятельности ошибок.
Структурными компонентами саморегуляции личности являются ценности, цели, идеалы, образ «Я», уровень притязаний, самооценка. Самооценка выполняет регулятивную функцию посредством уровня притязаний, задающих систему требований, которые сам человек предъявляет к себе.
Функция регулятивных универсальных учебных действий - организация учащимся своей учебной деятельности.
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
• целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. [2;75]
В начальной школе выделяют следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущий деятельности младшего школьника:
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
- способность принимать и сохранять цели, следовать им в деятельности;
- умение планировать деятельность и действовать по плану;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение контролировать процесс и результаты деятельности, включая осуществления предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
-умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
-умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в деятельности.
2.Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
- формирование основ оптимистического восприятия мира;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей, поиск способов разрешения трудностей.
Характеристика результатов регулятивных универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе.
1 класс
1. Организовать своё рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
2 класс
1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполнение заданий с образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнения заданий в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующем параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
8. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
3 класс
1. Самостоятельно организовать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках и внеурочной деятельности.
5. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнения задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Оценка своего задания по параметрам, заранее предоставленным.
8. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
9. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
4 класс
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
4. В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться или в ходе оценки и самооценки.
5. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам.
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. В сфере произвольности и воли, психологическая готовность обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своим поведением и деятельностью. Произвольность означает как умение ребёнка строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, использую соответствующие средства. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполаганию (сохранение цели), способностях прилагать волевое усилие для её достижения.
Таким образом, по средствам развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся может научиться самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. На основе данных умений развиваются социальные компетенции младшего школьника создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.
В современных условиях серьезно исследуется вклад образования в экономический рост, в повышение качества жизни через категорию человеческого капитала, который определяется образованием человека, именно поэтому становится актуальна проблема качества образования, его нового понимания. Сегодня серьезно рассматриваются влияние социокультурного контекста на качество образования. Социокультурная ситуация определяет требования к выпускнику школы, которые отражаются в требованиях к качеству образования, и определяет его цели.
Одно из требований к качеству образования стандарта начального общего образования предполагает ценностно – смысловые установки обучающихся, личностные качества, социальные компетенции, которыми должен овладеть ученик начальной школы посредством формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – обладать регулятивными действиями (уметь принимать, сохранять цели и следовать им в деятельности, планировать, контролировать, корректировать, давать оценку своим действия).
Проанализировав проблему по формированию социальных компетенций, была разработана и реализована программа «Я всё узнаю, я всё смогу», которая предполагает формирование социальной компетенции младшего школьника посредствам развития регулятивных УУД. Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация программы проходила в течение 1 года в 1 и 2 классе в МОБУ гимназии №1 г.Благовещенска РБ.
Перед началом реализации программы нами была проведена диагностика уровня развития регулятивных УУД и уровня сформированности социальной компетенции младшего школьника. Таким образом, было определено, что общий уровень развития регулятивных УУД составляет: высокий уровень – 54%, средний уровень – 19%, низкий уровень 27%. Диагностические данные по определению уровня сформированности социальных компетенций имеют высокие показатели, но по педагогическим наблюдениям обучающиеся имеют теоретические знания, но не каждый из них поступает в соответствии с нормами.
Программа «Я всё узнаю, я всё смогу» объединяет направления урочной и внеурочной деятельности младшего школьника. Для организации урочной деятельности выбран учебный предмет «Литературное чтение», так как особенности построения содержание урока отвечает целям, задачам, технологиям преподавания для программы. Программа «Я всё узнаю, я всё смогу» внеурочной деятельности предполагает один из видов работы как социальное проектирование. В реализации программы был разработан коллективный проект в 1 классе «Жилые дома г.Благовещенска».
Для успешной реализации программы важно соблюдать выделенные нами педагогические условия: учитывать индивидуально – личностное сопровождение; организовывать индивидуально познавательную деятельность; не забывать современный учитель это педагог – менеджер, который поддерживает и направляет на поиски наиболее эффективных путей усвоения знаний.
После реализации программы «Я всё узнаю, я всё смогу» был проведен контрольный эксперимент. Цель, которого выявить, как изменился уровень развития регулятивных УУД и уровень сформированности социальной компетенции. Таким образом, общий уровень развитие регулятивных УУД высокий уровень увеличился на 6%, средний уровень на 14%, низкий уровень уменьшился на 20%. В результате анализа диагностических данных и в ходе наблюдения уровня сформированности социальной компетенции было установлено, что обучающиеся не только показали высокие теоретические знания, но и поступают в соответствии определенным нормам.
Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана, программа «Я всё узнаю, я всё смогу», при соблюдении выделенных педагогических условий для реализации программы являются эффективными для формирования социальной компетенции у младшего школьника посредством развития регулятивных УУД.
Для учителей начальных классов разработаны методические рекомендации по формированию социальной компетенции младшего школьника по средствам развития регулятивных УУД:
- работа на уроке (занятие) должна быть динамична, где присутствует целый набор разнообразных действий, которые объединяются в целесообразную деятельность;
-необходимо поддерживать инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивать приоритет его деятельности;
- обязательно включать в работу каждого ученика, не забывать ученик – это со - участник деятельности;
- совместно с детьми необходимо находить уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя для этого все возможные разнообразные источники: самостоятельное наблюдение, учебное пособие, приборы и приспособления, эксперимент, современные средства;
- необходимо оказывать адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая её преодолеть;
-для того чтобы гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуаций, необходимо ребенку создавать такие проблемные ситуации, где бы он самостоятельно применил необходимые знания, приёмы, действия для решения проблемы;
- приобретенные новые знания, должны быть применены на практике, но в измененной ситуации;
- обязательно использовать в работе разнообразные виды источников информации (графические, текстовые), уметь их анализировать, делать аргументированные выводы.
- необходимо организовывать совместную деятельность детей для развития коммуникабельности, контактные отношения в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, ситуациях. Предотвращая или выходя из любых конфликтных ситуаций.
- уметь объективно оценивать свои действия и действия своих товарищей;
- создавать условия, где ребёнок почувствовал необходимость в самостоятельном развитии собственного нравственного, интеллектуального, культурного уровня;
- учителю необходимо проектировать индивидуальные маршруты интеллектуального и личностного развития каждого школьника. Для этого необходима педагогическая поддержка продвижения школьников по индивидуальному образовательному маршруту.
1. Алексеева Л.А., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др. Планируемые результаты начального общего образования[Текст]/Л.А.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова– М.: Просвещение, 2009. – С.3-7.- ISBN 978-5-09-091058-4
2. Асмолов А.Г. Как проектировать учебные действия в начальной школе.От действия к мысли: пособие для учителя[Текст]/А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская–2-е изд.- М.: Просвещение, 2010. -152с.- Библиография.: с.76-79. – ISBN 978-5-09-022831-2
3. Блохин А.А., Монахов С.В. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения[Текст]/ А.А.Блохин, С.В.Монахов //Педагогика, 2009.-№4.-С.114
4. Болтов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе[Текст]/ В.А.Болтов, В.В.Сериков// Педагогика, 2003. – С.14
5. Боцманова М.Э. Захарова А.В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте[Текст]/Э.М. Боцманова А.В.Захарова //Нов. Исследования в психологии. М. Педагогика, №2, 2003.
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков– М.: Просвещение, 2009. – 23с. ISBN 978-5-09-022138-2
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология[Текст]/И.А. Зимняя/ Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. Второе, доп.,испр. и перераб.-М.: Университетская книга. Логос, 2007.-384с. .- Библиография.: с.76-79- ISBN 978-5-98704-069-8
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике[Текст]/Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров– М.: ИКЦ МарТ, 2005.-448с.
9. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитание младших школьников в Образовательной системе «Школа 2100»[Текст]/М.В.Корепанова, Е.В.Харлампова//Пособие для педагогов и родитлй.-М., 2005.
10. Немов Р.С. Психология: учеб[Текст]/Р.С.Немов/Для студ.высш.пед.учеб.заведений: в 3кн. -4 изд.–М.: Гуанитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004-КН.2. Психология образования.- 606с. .- Библиография.: с.103-7107, 212-215-ISBN 5-691-00552-9
11. Сластенин В.А.,Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика[Текст]/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов /Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- 3-е изд.-М.: Школа –Пресс, 2000 – с.ISBN 5-88527-171-2
12. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Мир книги, 2001.-34с.
13. Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: Рекомендации по реузультатам научных исследований [Текст]/ Е.В. Пискунова/ под ред. Акад. Г.А. Бордовского-СПб.: издательство РГПУ им.Герцена. 2007-79с. ISBN 978-5-8064-1147-2
14. Психолого – педагогические проблемы введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. – Уфа.: Издательство БГПУ. 2010.-12-19с. 56-60с. ISBN 978-5-87978-624-8
15. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Оценка знаний в начальной школе[Текст]/В.Ю.Романова , Л.Петленко – М.: Вентана –Граф, 2008.-320с.
16. Конституция Российской Федерации.-М.: ООО «Витрэм», 2008.-14с.ISBN 5-94653-019-4
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения/ М-во образования и науки Рос.Федерации.-М.: Просвещение, 2010.-4-31с.ISBN 978-5-09-022995-1
18. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии Начальная школа.[Текст] /В.С.Кукушкин // Пособие для учителя. (Серия «Школа развивающего обучения»).-Ростов н/Д.: Феникс, 2003.-5-16с.
19. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе.- 2-е изд., испр. и доп. –М.: Академия, 2009.-48-51с.
20. Закон российской федерации «Об образовании». – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 23-24с.-ISBN 5-89144-538-7
21. Крившенко Л.П. Педагогика/[Текст] под ред. Л.П.Крившенко учею.-М.: Проспект, 2009.-359с. .- Библиография.: с.76-79 – ISBN 978-5-392-007222-6
22. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное образование[Текст] /Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. под. ред. Горского В.А.; – М.: Просвещение, 2010. -10 -12с. ISBN 978-5-09-021779-8
23. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор: пособие для учителя[Текст]/Д.В.Григорьев–М.: Просвещение, 2010.-23-28с. ISBN 978 – 5-09-020549-8
24. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проет/Рос. Акад.образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.-4-317с. ISBN 978-5-09-019056-5
25. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2ч. Ч.1. -2-е.изд.-М .: Просвещение, 2010.-4-232с. ISBN 978-5-09-0224437-6
26. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2ч. Ч.2. -2-е.изд.-М .: Просвещение, 2010.-4-232с. ISBN 978-5-09-0224437-6
27. Фундаментальное ядро содержание общего образования: проект/под ред.В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.-48с.(Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-019139-5
28. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под ред. А.Г. Асмолова.-М.: Просвещение, 2010.-18-23с.
29. Ежемесячный научно-методический журнал «Высшее образование сегодня»;Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования[Текст]/ И.А. Зимняя/ №5, 2003.-36с.
30. Ежемесячный научно-методический журнал «Высшее образование сегодня» Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста [Текст]/Татур Ю.Г./№3,2004.-29с.
31. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос»
32. Научно-педагогический и мтодический ежемесячный журнал «Учитель Башкортостана»№4 (890), 2010.-128с.
33. Ежемесячный научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения. Боголюбов Л.Н. №9, 2002.-34с.
34. Научный педагогический ежемесячный журнал «Управление начальной школой» №7, 2010 -20-21с.,26-31с. –М.: ЗАО «МЦФЭР», 2010.-ISSN 2071-2251
35. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогичекий журнал «Начальная школа плюс До и После»№11, 2010 – 45., М.: - : ООО «Баласс», 2010
36. h**t://STANDART.EDU.r*/ CATALOG.ASPX? CATALOGID=236589-Значение для учащихся и формирование в учебной деятельности.
37. h**t://standart.edu/ru/catalog.aspx? Catalogid=2665- Примерная форма договора о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями
38. h**t://w*w.openworld.r*/school/m.cgi - Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа»
39. h**t://nsc.1september.r*/-Еженедельник издательского дома «Первое сентября» «Начальная школа».
40. h**t://w*w.ed.gov.r* – Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
Тема: | «Регулятивные универсальные учебные действия как основа формирования социальной компетенции младшего школьника» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 85 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование языковых компетенций младших школьников
Дипломная работа:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Дипломная работа:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Дипломная работа:
Учебная деятельность младших школьников по формированию универсальных учебных действий при изучении окружающего мира
Дипломная работа:
Формирование универсальных учебных действий младших школьников при работе над сочинением