Дипломная работа
«Воспитание гибкости на уроках физической культуры у девочек 7-8 лет»
- 45 страниц
Введение…
Глава 1. Современное состояние проблемы воспитания физического качества гибкости…
1.1. Понятие гибкости в теории и методике физического воспитания….
1.2. Методы и средства воспитания гибкости…
1.3. Особенности методики воспитания гибкости в младшем возрасте…
1.4. 1.4. Морфофункциональные особенности детей 7-8 лет….
Глава 2. Организация и методы исследований…
2.1. Организация исследования…
2.2. Методы исследования…
2.3. Усовершенствованная методика воспитания гибкости девочек 7-8 лет на уроках физической культуры…
Глава 3. Результаты результатов и их интерпретация…
3.1. Внутригрупповой анализ динамики показателей гибкости девочек 7-8 лет…
3.2. Межгрупповой анализ динамики показателей гибкости девочек 7-8 лет…
Выводы…
Литература…
Приложения….
Известно, что гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в спортивной и трудовой деятельности, а также в быту (Пеганов Ю.А., Берзина Л.А., 1991; Родик М.А., Барамидзе А.М., Киселев Т.Г., 1991; Журавин М.Л., 2012). Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, акробатика, синхронное плавание, прыжки и др.). Воспитание гибкости имеет особое значение для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, т.к. уровень гибкости обусловливает развитие быстроты, координационных способностей, силы.
По мнению исследователей в области теории и методики физической культуры, младший школьный возраст – благоприятный период для развития гибкости (Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., 2000; Матвеев А.П., 2003; Курамшин Ю.Ф., 2005). Если этого не происходит, то время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала можно считать упущенным.
Актуальность выбранной темы обусловлена:
– сенситивным периодом развития гибкости в младшем школьном возрасте, наличие тех возрастных особенностей, которые благоприятствуют воспитанию и совершенствованию данного физического качества;
– большими педагогическими возможностями гимнастических упражнений, которые широко представлены в учебной программе по физическому воспитанию для начальной школы.
Как показывает анализ литературы и обобщение передового практического опыта учителей физической культуры, методика воспитания гибкости требует более глубокого изучения, дополнения и расширения знаний.
Изложенное выше выявило, что проблема воспитания гибкости девочек 7-8 лет в наше время остается актуальной и требует дальнейшего разрешения.
На основе вышеизложенного следует констатировать противоречие между необходимостью повышения уровня проявления гибкости девочек 7-8 лет и недостаточностью разработанных методик по воспитанию данного физического качества на уроках физической культуры.
Цель работы: усовершенствовать и проверить эффективность методики воспитания гибкости девочек 7-8 лет.
Целью исследования является разработка методики воспитания гибкости у девочек 7-8 лет на уроках гимнастики.
Задачи работы:
1. Изучение теоретико-методических положений и обобщение опыта работы специалистов в области физической культуры по проблеме воспитании гибкости в условиях общеобразовательной школы.
2. Усовершенствовать методику воспитания гибкости у девочек 7-8 лет на уроках гимнастики.
3. Выявить эффективность усовершенствованной методики воспитания гибкости у девочек 7-8 лет на уроках гимнастики.
Объект исследования – процесс воспитания гибкости у девочек 7-8 лет на уроках гимнастики.
Предмет исследования – усовершенствованная методика воспитания гибкости у девочек 7-8 лет на уроках гимнастики.
Гипотеза: процесс воспитания гибкости девочек 7-8 лет будет проходить более эффективно, если в основной части уроков физической культуры будут использоваться упражнения на фитболе.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ГИБКОСТИ
1.1. Понятие гибкости в теории и методике физического воспитания
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение многостороннего и гармоничного уровня развития физических качеств (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2001).
Физическими качествами в теории и практике физического воспитания принято считать, социально-обусловленные, системно-структурированные психобиологические свойства человека, регламентирующие все многообразие видов и форм его двигательной активности (Матвеев А.П., 2005). К числу основных физических качеств относят: силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость. Одним из ценных двигательных качеств человека является гибкость. Ученые и исследователи в области физической культуры ставят гибкость по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растягивание эффективным средством оздоровления и гармоничного физического развития (Курамшин Ю.Ф., 2005; Укран М.Л., 2001, 2007).
Под гибкостью понимают, способность выполнять движения с большой амплитудой, морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга (Лях В.И., 1999).
Таким образом, гибкость характеризует степень подвижности в суставах и состояния мышечной системы.
Термин «гибкость» более применяем, если иметь в виду суммарную подвижность в суставах всего тела, применительно к отдельным суставам правильно использовать термин «подвижность» (Холодов Ж.К., 2001)
Гибкость имеет большое значение в быту, в спортивной и трудовой деятельности.
Она способствует правильной осанки, улучшает внешний вид и влияет на жизненный тонус.
По мнению Ю.А. Пеганова (2001), хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений. Благодаря достаточной подвижности позвоночного столба и растянутости плечевых и тазобедренных суставов человек имеет возможность выполнять мягкие, плавные и изящные движения.
Согласно исследованиям М.А. Родика (2001), недостаточно развитая гибкость ограничивает проявление таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота реакции и скорость движения. Увеличивая энергозатраты и, снижая экономичность работы, она затрудняет координацию движений человека, так как имитирует перемещение отдельных звеньев тела в пространстве и может привести к травмам мышц и связок при выполнении физических упражнений.
Гибкость – рациональная работа наших мышц, при отсутствии запаса подвижности трудно выполнять амплитудные двигательные действия, что снижает потенциальные возможности занимающихся.
Снижение гибкости вызывает проблемы со здоровьем: ухудшение осанки, механическое разбалансирование костей спины, таза и шеи, смещение отдельных частей тела относительно друг друга и как следствие повреждение связок, хрящей и деформацию тела (Пеганов Ю.А., 2001). Короткие мышцы груди приводят к сутулости спины, которая в итоге проявляется во впалой грудной клетке и уменьшенной вентиляции легких. Малоэластичные сгибатели бедра и короткие спинные мышцы поворачивают таз вперед и вызывают лордоз, хронические боли в пояснице и воспаление седалищного нерва. Опущенная голова вызывает головные боли. Головокружение и хроническое переутомление мышц задней части тела (Зуев Е.И., 2007).
Гибкость быстрее других физических качеств утрачивается с возрастом (если специально не тренируется), поэтому ученые считают уровень гибкости мерилом возраста (Укран М.Л., 2011; Журавин М.Л., 2012). Мудрые йоги говорят: «Пока позвоночник гибок, тело молодо».
Проявление гибкости зависит от ряда факторов:
анатомические особенности строения суставных поверхностей, форма костей во многом определяет направление и размах движения;
способность произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать те, которые осуществляют движение, то есть степень совершенствования межмышечной координации;
эластические свойства мышц и связок, большое значение имеет длина мышцы, короткие мышцы ограничивают естественную амплитуду движений и делают их менее изящными;
общее функциональное состояние организма, под влиянием утомления гибкость уменьшается, положительные эмоции ее увеличивают, а противоположные личностно – психические факторы ухудшают;
внешние условия: время суток, температура воздуха, наличие разминки;
пол, возраст человека, у детей выше, чем у взрослых, у женщин выше, чем у мужчин (Лях В.И., 1999; Ашмарин Б.А., 2000;. Матвеев А.П., 2005).
Доказано, что главным фактором, ограничивающим полную естественную амплитуду движения в суставе является сопротивление мягких тканей: 2% сопротивления обеспечивает кажа; 10% – сухожилия и связки; 41% – мышечные ткани и их фасции, длина мышц – главный фактор, определяющий подвижность в суставах. «Короткая» мышца делает сустав малоподвижным, «длинная» дает возможность проявлять полную свободную амплитуду (Ахмадеева Р.Р., 2007).
С точки зрения морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата различают следующие формы гибкости: (Холодов Ж.К., 2002):
активную, пассивную, смешанную;
общую и специальную;
динамическую и статическую.
Активная гибкость – движение с большой амплитудой выполняется за счет собственных мышечных усилий, т.е. проявление гибкости происходит без посторонней помощи, самостоятельно (Шафикова Л.Р., 2001).
Пассивная гибкость – выполнение движений под действием внешних растягивающих сил (усилий партнера, внешнего отягощения, тренажеров). Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Разница между пассивной и активной гибкостью называется «запасом гибкости». Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается за счет снижения способности мышц к полному расслаблению, а пассивная увеличивается (Ашмарин Б.А, 2000).
Общая гибкость – высокая подвижность во всех суставах опорно-двигательного аппарата.
Специальная гибкость – амплитуда движений проявляется при выполнении конкретного двигательного действия.
Статическая гибкость – подвижность, проявляемая в позах - неподвижном положении тела.
Динамическая гибкость – подвижность опорно-двигательного аппарата, проявляемая в движении (Булкин В.А., 2006).
Каждое из физических качеств имеет свой благоприятный период становления и совершенствования, обусловленный морфофункциональными особенностями возрастного развития организма.
У младших школьников имеются все предпосылки к приобретению гибкости (Менхин Ю.В., 2009):
преобладание в костной ткани органических элементов и воды, которые делают скелет гибким и эластичным;
сочленение костей подвижно;
постепенное замещение костной ткани хрящевой;
усиление темпов роста позвоночника и формирование естественных физиологических изгибов (шейной и грудной кривизны);
слабое развитие мышц и связок позвоночника, значительная толщина хрящевых прослоек позвоночника;
кости скелета отличаются большой податливостью к внешним воздействиям;
недостаточно развитые мышцы, крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие, объем мышечной ткани 27%.
Исследованиями ряда авторов показано (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2001; Матвеев А.П., 2003), что наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 6 до 8 лет и от 9 до 10-11 лет. В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается до 13-14 лет и стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если до 13-14 лет гибкость направленно не развивается, она может снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ухудшение отмечается у людей старше 50 лет.
Н.А. Фомин (1992) показал, что сенситивным периодом развития пассивной гибкости является возраст 9-10 лет, а активной – 10-14 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет, причем у детей 9-14 лет это качество развивается в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. У девочек показатели гибкости выше на 20-30%, чем у мальчиков.
В процессе системно построенного физического воспитания детей младшего школьного возраста главной задачей является обеспечение такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяет:
успешно овладеть основными жизненно важными двигательными действиями, без ущерба для нормального состояния и функционирования ОДА;
с высокой результативностью проявлять прочие двигательные способности: координационные, скоростные, силовые, выносливость (Янсон Ю.А., 2004).
Реализую данные задачи, считается недопустимым чрезмерное развитие гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда необратимым деформациям суставных структур. Данные отклонения способствуют нарушению в формировании некоторых двигательных навыков, развитию плоскостопия, неправильной осанке и некрасивой походке. Повышенная гибкость без достаточной мышечной силы может вызвать неустойчивость суставных соединений, приводящих к повреждениям суставов. Чрезмерно гибкие несущие сустав: коленный, голеностопный и тазобедренный, становятся нестабильными и восприимчивыми к вывихам и травмам.
1. Анализ и обобщение научно-теоретических положений показало большую важность направленного воспитания гибкости в младшем школьном возрасте.
2. Обобщение опыта работы специалистов по физической культуре и анализ литературных данных позволил усовершенствовать методику воспитания гибкости девочек 7-8 лет на уроках физической культуры. Занятия, направленные на воспитание гибкости, проводились два раза в неделю, в основной части занятия. Усовершенствование заключалось в использовании упражнений на фитболе.
3. Специально отобранные и разработанные средства и методы воспитания гибкости эффективно улучшают ее показатели у девочек 7-8 лет, что доказано в результате педагогического эксперимента и, следовательно, выдвинутая гипотеза является верной и доказанной.
Проведенное исследование показало, что применение в занятиях упражнений на фитболе у девочек 7-8 лет позволяет более эффективно воздействовать на изменение показателей гибкости: так, показатель гибкости в тесте «наклон вперед в седее» у девочек экспериментальной группы достоверно выше контрольной на 7,3% (р<0,05), в тесте «мост» – на 13,3% (р<0,05), в тесте «отведение рук назад лежа на животе» – на 28,7% (р<0,05), в тесте «махи ногой» – на 16,3% (р<0,05).
1. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А. и др. Теория и методика физического воспитания. М: Просвещение, 2000. 287 с.
2. Булкин В.А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта : учебное пособие. СПб.: С.-Петерб. ГАФК, 2006. 47 с.
3. Бурбо Люси Фитбол за 10 мин в день : руководство. 2012. 73 с.
4. Бутин И.М., Бутина И.А. Физическая культура в начальных классах. М: «Владос – Пресс». 2007. 176 с.
5. Васильева В.В. Физиология человека. М: Физкультура и спорт, 2004 319 с.
6. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений : учебное пособие. М.: Терра-Спорт, 2012. 512 с.
7. Гимнастик : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич. М.: Изд. Центр «Академия», 2012. 448 с.
8. Гимнастика и методика преподавания : учебник для институтов физической культуры /под ред. В.М. Смолевского. М.: Физкультура и спорт. 2000. 336 с.
9. Гимнастика : учебник для техникумов физической культуры /под ред. М.Л. Украна и А.М. Шлемина. М.: Физкультура и спорт, 2011. 422.
10. Грачев О.К. Физическая культура. М: ИКЦ «МарТ», 2005. 464с.
11. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2001. 144 с.
12. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2002. 264 с.
13. Журавин М.Л. Гимнастика : учебник. М.: физкультура и спорт. 2012. 450 с.
14. Журавин М.Л., Меньшиков Н.К. Гимнастика. М: Академия, 2001. 448 с.
15. Зациорский В.М. Спортивная метрология. М.: Физическая культура и спорт, 1982. 256 с.
16. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М.: Физическая культура и спорт, 2007. 64 с.
17. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М: Просвещение, 1980. 304 с.
18. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. учебник. М.: Советский спорт, 2005. 408 с.
19. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика. М: Физкультура и спорт, 2002. 231 с.
20. Лях В.И. Гибкость и методика ее развития //Физкультура в школе. № 1. 1999. С.25-29.
21. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе. М: «Владос – Пресс», 2003. 248 с.
22. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
23. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М: Физкультура и спорт, 2009. 224 с.
24. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М: ООО «Астрель», 2004. 863 с.
25. Пеганов Ю.А., Берзина Л.А. Позвоночник гибок – тело молодо. М: Советский спорт, 2001. 80 с.
26. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М: Физкультура и спорт, 1986. 289 с.
27. Родик М.А., Барамидзе А.М., Киселев Т.Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность. М: Советский спорт, 2001. 96 с.
28. Семенов Л., Смолевский В. Гимнастам о гимнастике. М: Физкультура и спорт, 2001. 196 с.
29. Уилмор Дж., Костил Д.Л. Физиология спорта. Киев: Олимпийская литература, 2001. 264 с.
30. Укран М.Л. Методика тренировки гимнастов. М.: Физкультура и спорт, 2001. 304 с.
31. Укран М.Л. Гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 2007. 363 с.
32. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. 768 с.
33. Физиология спорта : учебное пособие /под ред. Ахмадеева Р.Р., Халфиной Р.Р. Уфа: РИЦ БашИФК, 2007. 195 с.
34. Филиппович В.И. Теория и методика гимнастики. М: Просвещение, 2001. 102 с.
35. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные особенности физического воспитания. М: Физкультура и спорт, 1992. 176 с.
36. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М: Академия, 2001. 480 с.
37. Шафикова Л.Р. Гимнастика : учебное пособие. Уфа: РИЦ БашИФК, 2011. 116 с.
38. Шафикова Л.Р. Преподавание гимнастики : учебно-методическое пособие. Уфа: РИЦ БашИФК, 2011. 108 с.
39. Шлемин А.М. Юный гимнаст. М: Физкультура и спорт, 1973. 375 с.
40. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Ростов н/Д «Феникс», 2004. 624 с.
Тема: | «Воспитание гибкости на уроках физической культуры у девочек 7-8 лет» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 45 | |
Цена: | 1900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика