Магистерская работа

«Управление проектной деятельностью учащихся в общеобразовательных организациях (на примере мбоу «аксаковская гимназия №11» кировского района го г. уфа)»

  • 148 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 13

1.1.Проектная деятельность учащихся общеобразовательного учреждения как предмет научного познания 13

1.2.Особенности проектной деятельности учащихся в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной организации 29

1.3.Педагогические условия проектной деятельности учащихся в общеобразовательной организации 40

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ МБОУ «АКСАКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №11» ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. УФА 57

2.1. Планирование педагогического исследования проектной деятельности учащихся МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 57

2.2. Диагностика готовности учащихся к проектной деятельности в МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 61

2.3. Методическое обеспечение проектной деятельности учащихся в МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 68

2.4. Результаты экспериментального исследования проектной деятельности учащихся МБОУ «Аксаковская гимназия №11» 77

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 88

3.1. Пояснительная записка 88

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 95

ПРИЛОЖЕНИЯ 102

Введение

Актуальность исследования. Современная общеобразовательная организация стремится стать разноуровневым, вариативным и многопрофильным образовательным учреждением с набором разнообразных образовательных услуг, открытым для детей самых разных возможностей, с учетом их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, способностей. В процессе реализации приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» она становится гибкой моделью инновационного влияния на формирование подрастающего поколения и среды обитания. Успешное развитие системы отечественного образования неразрывно связано с учетом динамики социально-культурных перемен, происходящих как в России, так и за ее пределами. Внешние изменения, которые принято называть цивилизационными процессами, с одной стороны, задают условия функционирования и развития системы образования через заказ на образование и воспитание потребной обществу личности, с другой - сами зависят от того, что взращивает образовательная среда.

Возрастание скорости социокультурных изменений неизбежно приводит не только к изменению образовательной среды школы, но и к увеличению скорости ее обновления, что делает более интенсивными, более напряженными процессы ее преобразования. В ситуации ускоряющегося развития образования каждое последующее поколение школьников сталкивается уже с изменившейся образовательной средой, стабильной и устойчивой в их восприятии, но меняющейся и зыбкой в восприятии педагогов. Помимо естественного взаимодействия с образовательной средой, учащиеся испытывают ее воспитательное влияние, выражающееся в содержании школьного образования, образе и атмосфере самой школы, межличностном взаимодействии всех субъектов образовательной среды.

Приоритеты современной государственной образовательной политики, обозначенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), и недостаточная готовность школы к решению этих проблем, с другой стороны, обусловливает, необходимость более полного исследования и совершенствования проектной деятельности учащихся. Перед школой встала насущная задача поиска путей формирования и развития универсальных учебных действий, в том числе и через организацию исследовательской деятельности учащихся. Актуальность исследования обусловлена потребностью в выявлении и научно-теоретическом обосновании педагогических условий организации проектной деятельности учащихся в современной школе.

Системные исследования 70-90 гг. XX в. способствовали развитию теории среды. Постепенно накапливались знания о конкретных составляющих среды: предметно-пространственной, природной,

эстетической, предметно-эстетической, архитектурной, внешкольной и др.

Разработке теоретических и методологических основ проблемы исследовательской деятельности учащихся посвящены работы А. С. Обухова, П. И. Пидкасистого, А. И. Савенкова, И. Ф. Свадковского, М. И. Скаткина, В. А. Сластенина и др. Современные исследователи определили набор действий, создающих в своем единстве целостную картину исследовательской деятельности.

Появление различных позиций в процессе изучения педагогической наукой современного образования в целом, и образовательной среды школ, в частности, ставит перед исследователями задачу осмысления феномена образовательной среды, ее качеств, структуры и проектно-исследовательского потенциала.

В контексте решения задач модернизации образования приобретает важное значение изучение процесса поиска, активизации и развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы, грамотного его переноса и внедрения на различных уровнях образовательной среды, а также методического оформления процесса внедрения в виде педагогической технологии или методики.

Степень изученности проблемы. Анализ современной философской, социологической, психологической, педагогической литературы позволяет утверждать, что для проектирования потребной образовательной среды, способствующей развитию и становлению личности учащегося, имеется достаточно разработанная теоретическая база:

- общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях: о человеке, личности, индивидуальности (T.C. Выготский , А.Н.Леонтьев , С.Л.Рубинштейн и др.); о роли деятельности во всестороннем развитии личности (Г.С. Абрамова, Л.Н.Коган, А.В.Петровский);

- образовательная среда выделена как объект образовательной системы (С.Д. Дерябо, В.А. Левин, В.И. Панов, В.В. Рубцов и др.), дан психолого-педагогический анализ образовательной среды как комплекса возможностей развития личности учащегося по заданному образцу, выделен и проанализирован компонентный состав образовательной среды, показана ее неоднородность, теоретически обоснована возможность типологизации образовательной среды.

В исследованиях отечественных ученых в последнее время процесс образования также рассматривается как процесс организации образовательной среды, в которой обучение и воспитание

органично соединены с исследовательской деятельностью и встроены в культурно-исторический контекст (С.И. Гессен, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, П.Г. Щедровицкий и др.).

Образовательная среда обладает материальным психологическим и содержательным потенциалом взаимоотношений и деятельности субъектов образовательного процесса. В современных психолого-педагогических исследованиях учеными уделяется большое внимание проблеме взаимодействия субъектов образовательной среды (К.А. Абульханова, Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, H.A. Зимняя, М.И. Рожков, Л.Д. Столяренко и др.).

В соответствии с задачами дальнейшего совершенствования функционирования и развития общеобразовательных учреждений на первый план выдвигается проблема обеспечения качества образовательной среды. Ее теоретическому осмыслению посвящены работы по различным аспектам управления школой (М.В. Богуславский, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.Н. Шамова, Е.А. Ямбург и др.), по проблемам качества образования и управления педагогическими системами (Н.В. Кузьмина, A.A. Орлов, H.A. Селезнева, А.И. Субетто и др.).

Анализ образовательной среды школы, а также анализ развития проектно деятельности в ней позволил выявить ряд противоречий:

- на социальном уровне: между ФГОС ООО и требованиями к организации образовательной среды и к процессу обучения.

- между требованиями современного осмысления принципиально новых потребностей среды образовательного учреждения, выбора приоритета их развития и недостаточным использованием потенциала образовательной среды для включения в процесс проектной деятельности всех субъектов образовательной среды школы;

Научно-теоретический характер:

- наличием объективной потребности в определении теоретико-методологических и организационно-педагогических основ учебно-исследовательского потенциала образовательной среды школы и отсутствием разработанных теоретических основ в данной области;

Научно-методический характер:

- наличием в отдельных школах образовательной среды с высоким проектным потенциалом, созданной отдельными педагогами, и отсутствием согласованности и взаимодействия между ними, ввиду недостаточной разработанности подходов к созданию необходимой образовательной среды школы, способствующей реализации ее проектного потенциала;

- необходимостью в создании методических рекомендаций школьникам и их научным руководителям. Они призваны оказать им помощь в организации различных видов самостоятельной исследовательской деятельности в течение всего периода обучения;

Обозначенные выше противоречия обуславливают общую проблему исследования, заключающуюся в поиске необходимых и достаточных условий организации проектной деятельности учащихся основной школы и условий развития проектного потенциала образовательной среды современной школы.

Актуальность темы исследования, таким образом, определяется:

- недостаточным вниманием к проектной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплин различных циклов;

- недостаточной теоретической и практической проработанностью целей, содержания и социального эффекта учебных исследований учащихся;

- необходимостью разработки технологии создания и развития образовательной среды для проектной деятельности учащихся.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, повышающие эффективность педагогического менеджмента в реализации проектной деятельности учащихся в общеобразовательной организации.

Объект исследования: проектная деятельность учащихся в общеобразовательной организации.

Предмет исследования: процесс реализации проектной деятельности учащихся в общеобразовательной организации.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ состояния проблемы организации проектной деятельности учащихся в педагогической науке.

2. Изучить особенности организации образовательной среды школы с учетом современной образовательной политики.

3. Разработать педагогические условия организации проектной деятельности школьников.

4. Разработать методические рекомендации по применению технологии управления проектной деятельностью учащихся в общеобразовательном учреждении

5. Выявить экспериментальным путем изменения в показателях проектной деятельности учащихся в результате реализации разработанных педагогических условий.

Источниковая база ВКР. Источниками исследования явились нормативные документы в области образования; труды философов, педагогов, психологов, историков педагогики, теоретиков по проблематике социального управления и управления образованием; научные и научно-популярные труды, отражающие историю и современное состояние практики управления общеобразовательными учреждениями в России и зарубежных странах, тенденции ее развития; теоретические и практико-ориентированные исследования в области психолого-педагогических наук, проведенные в русле различных образовательных парадигм; публикации периодической печати, отражающие вариативные точки зрения различных авторов и состояние управленческой и образовательной практики инновационных школ в современной России; материалы социологических опросов, научных и научно-практических семинаров и конференций по теме настоящего исследования; ресурсы сети Интернет, освещающие современные проблемы педагогической инноватики в области образования и воспитания в школьной среде, материалы Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Методологическую основу исследования составили научные теории развития и формирования личности в образовательном процессе; личностно-деятельностный подход, признающий деятельность условием полноценного развития и саморазвития личности (Е. В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин); личностно-ориентированный подход в образовании, в котором большая роль отводится саморазвитию, самопроектированию, самообразованию, самореализации, развитию индивидуальности (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В.Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманова); компетентностный подход (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, М.М. Шалашова и др.), заключающийся в нахождении путей обеспечения личностно-деятельностной позиции в образовании.

Теоретическую основу исследования составили:

- работы педагогов и психологов, отражающие специфику исследовательской и познавательной деятельности в индивидуально-личностном становлении (В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, И.С. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.С. Обухов, Е.В. Тяглова, А.В. Хуторской, Г.И. Щукина и др.);

- исследования, посвященные вопросам содержания и формам организации исследовательской деятельности (В.И. Андреев, М.С. Гафитулин, И.В. Гоман, С.Г. Гринько, Л. Занина, И.Ф. Кабова, С.Н. Поздняк, Н.К. Сергеев, Г.С. Савенков, Л.А. Темербаева, Г.А. Чернышева);

- работы, отражающие принципы организации исследовательской деятельности: Н.Г. Алексеев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.Н. Зимова,

В.С. Игропуло, А.И. Кочетов, А.В. Леонтович, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.С. Обухов, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, В.И. Слуцкий, М.Н. Скаткин, Л.Ф. Фомина);

- теоретические подходы к проектированию, реализации и методическому обеспечению исследовательской деятельности учащихся в учреждениях образования (Н.Л. Древницкая, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.А. Михеев, А.С. Обухов, Н.В. Огородникова, С.И. Осипова, А.Н. Подьяков, Ю.Ф. Сенько, В.В. Сериков, М.В. Степанова, А.В. Теремов, А.П. Тряпицина, И.А. Шиндяпина и др.);

- работы психологов, посвященные формированию научного мышления, мотивации, личностного становления субъекта деятельности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, А.В. Леонтович, Н.Н. Поспелова, Ю.В. Сенько и др.);

- диссертационные исследования по педагогике последних лет, рассматривающие различные аспекты организации и развития исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений (Т.В. Аргусманова, О.Л. Байзулаева, Е.Б. Биянова, Л.Л. Вишневская, Л.В. Козырева, Е.В. Мещерякова, Н.А. Федотова, Е.В. Феськова, Л.Ф. Фомина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался следующий комплекс методов исследования:

- теоретические (анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; различные виды теоретического анализа: сравнительно-сопоставительный, системно-структурный, анализ и обобщение практики управления общеобразовательными учреждениями; педагогическое моделирование);

- эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогическая экспертиза; опытно-экспериментальная работа; статистические методы обработки данных).

Экспериментальной база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аксаковская гимназия №11» городского округа г. Уфа (МБОУ «Аксаковская гимназия №11» ГО г. Уфа).

Основные этапы исследования:

На первом этапе исследовательской работы осуществлялось обоснование проблемы исследования, определение его целей и задач; проводилась работа с понятийным аппаратом; осуществлялось изучение научной литературы и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, определены цель и задачи, ожидаемый результат.

На втором этапе происходил выбор методов и методик научного исследования; осуществлялось изучение технологии организации проектной деятельности учащихся МБОУ «Аксаковская гимназия №11» ГО г. Уфа.

На третьем этапе осуществлялась организация опытно-экспериментальной работы, в частности, разработка педагогических условий организации проектной деятельности учащихся.

На четвертом этапе осуществлялось структурирование и уточнение полученных экспериментальных данных, производилась обработка и обобщение полученных результатов исследования, формулировались выводы, разрабатывались рекомендации по организации проектной деятельности учащихся.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

- автор обосновывает свое понимание проектной деятельности на основе педагогических условий, форм, средств, критериев сформированности и оценки;

- разработаны методические рекомендации по организации проектной деятельности в системе общего образования.

Теоретическая значимость результатов исследования. В результате исследования:

- определены специфика реализации и содержание компонентов проектной деятельности учащихся, что является вкладом в обоснование научных основ индивидуально-личностного развития учащихся;

- обоснованы содержание и формы организации проектной деятельности учащихся, а также закономерная логика ее развития, что обусловливает возможности для выявления оптимальных условий ее организации в образовательном процессе школы;

- раскрыты принципы организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы, позволяющие определить перспективы оптимизации школьного обучения;

Практическая ценность результатов исследования:

- разработаны методические рекомендации по организации проектной деятельности в системе общего образования, включающее критерии, показатели и уровневые характеристики, которое позволяет учителям совершенствовать образовательный процесс и диагностировать исследуемое качество учащихся;

- разработанная и экспериментально проверенная модель организации исследовательской деятельности учащихся может служить основой для поиска новых педагогических решений в современной образовательной практике;

Разработанная технология управления проектной деятельностью учащихся в образовательной организации апробирована в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Аксаковская гимназия №11» Кировского района городского округа г. Уфа.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационной работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1. Проектная деятельность учащихся общеобразовательного учреждения как предмет научного познания

Потребность педагогического сообщества в современном осмыслении теоретико-методологических основ проектной деятельности учащихся общеобразовательного учреждения объясняется, прежде всего, активной модернизацией основного общего образования, а также значимой ролью исследований в интериоризации полученных знаний учащимися, их социализации и формировании личностных качеств.

Проблема использования проектной деятельности учащихся в рамках обучения основам наук имеет достаточную историю Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.Я. Гердт, К.П. Ягодовский ставили вопрос о необходимости исследовательских методов обучения, имея в виду, получение ребенком знаний «из жизни», наблюдений, самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, постановку экспериментов и др.

Появление теории и методики развивающего и проблемного обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.) стало новым этапом в развитии исследовательской деятельности учащихся в рамках познавательной деятельности.

Педагоги-новаторы (Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.) разрабатывали приемы использования исследовательского метода в учебном процессе общеобразовательного учреждения.

Позднее появились работы А.В. Андриенко, Н.В. Беспятых, В.В. Введенского, Л.М. Федоряк и других исследователей, в которых рассматривались понятия «эвристическая деятельность», «учебно-исследовательская», учебно-творческая деятельность» «малые исследовательские группы», «исследовательские умения» и другие.

Информационная революция расширила границы знаний о достижениях в естественных и гуманитарных науках и выдвинула в число приоритетных умение применять теоретические знания в конкретных жизненных ситуациях. В связи с этим, в последние годы педагогические исследования В.И. Андреева, А.Ф. Лазурского , Л.Ф. Колесникова , А.И. Кочетова , Н.К. Сергеева , А.В. Теремова , Е.Е. Чудиной посвящены изучению теории, методологии, особенностей организации и содержания учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся общеобразовательного учреждения.

Понятие «проектная деятельность» в научных исследованиях интерпретируется по-разному: и как организация учебного процесса, и как одна из новых современных технологий образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. При этом в педагогических работах встречается и употребление синонимичных понятий «творческая» и «поисковая» деятельность школьников.

В исследованиях неоднократно подчеркивается, что современный этап развития общества, характеризуется постоянной динамикой, общественной трансформацией, переходом на новый уровень познания природных явлений, возникновением новых видов деятельности в различных сферах. При этом особую актуальность приобретает стремление, и готовность личности активно изучать мир в его динамике, создавать новые стратегии поведения и деятельности. В связи с этим, как отмечает И.Ф. Игропуло, от современного образования требуется не простое фрагментарное включение технологий исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по формированию и развитию способов исследовательской деятельности» .

Современный образовательный процесс, с учетом реалий времени, ориентирован на развитие у учащихся аналитического и творческого мышления, познавательного интереса, умения самостоятельно анализировать и обобщать факты, информацию, явления, умения отстаивать свои идеи и вносить собственные предложения. В связи с этим возрастает значение проектной деятельности учащихся, в результате которой происходит развитие познавательной активности, формируются исследовательские умения, развивается интеллектуальное творчество, осуществляется исследование определенной проблемы.

Заключение

Теоретический анализ проблемы исследования показал, необходимость организации в современной школе проектной деятельности учащихся. Это определяет и модернизация современного основного общего образования, которая происходит в рамках процесса перехода к новой образовательной парадигме и предполагает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирование готовности учащихся к саморазвитию, построение процесса образования с учетом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей учащихся, проектирование развивающей образовательной среды общеобразовательного учреждения.

Анализ педагогических исследований свидетельствует, о том, что в настоящее время проектная деятельность становится основой для разработки новых подходов к организации образовательного процесса, освоения инновационных технологий и способствует расширению познавательного интереса по различным предметам общеобразовательной программы, межпредметных связей. В ходе ее развивается исследовательский тип мышления, творческий подход к различным видам деятельности, развивается познавательный интерес, умения самостоятельно анализировать и обобщать факты, информацию, явления, умения отстаивать свои идеи и вносить собственные предложения.

Программа развития универсальных учебных действий предполагает формирование у учащихся исследовательских умений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной деятельности, что способствует получению практико-ориентированных результатов образования. Достижению этих результатов помогают участие в творческих конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах, национальных образовательных программах и др.

Проектную деятельность учащихся мы определяем как деятельность, направленную на изучение, решение отдельных проблем, творческих и исследовательских задач, в процессе которой происходит развитие личности, открытие нового знания под руководством учителя.

В рамках нашего исследования нам представилось необходимым выявить особенности организации проектной деятельности учащихся в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Поэтому очень важным является процесс получения знаний, который должен формировать целостность сознания учащегося. Решить эту проблему позволяет установление межпредметных связей на уроках и внеурочной деятельности по учебным предметам.

Проектную деятельность, мы определили, как деятельность учащихся под руководством учителя, направленную на выработку экспериментально-исследовательских приемов, основанных на осознании и понимании структуры эксперимента, проявляющуюся в умении увидеть в привычном (очевидном) что-то необычное, установить закономерность в увиденном и открыть новое знание в результате решения проблем, творческих и исследовательских задач в данной предметной области.

В работе мы придерживались традиционных подходов к основным структурным компонентам проектной деятельности, каковыми являются: цель, мотив, предмет, действия, продукт, результат.

Нами были определены следующие этапы организации проектной деятельности: диагностика познавательных интересов у учащихся; проведение организационных учебных и внеучебных мероприятий, связанных с проектной деятельностью; оформление результатов проектной деятельности - создание учебного проекта или написания исследовательской работы; обобщение и подведение итогов проделанной работы по проблеме исследования (оценка, анализ, коррекция), демонстрация полученных результатов деятельности.

Как всякая другая деятельность, проектная деятельность учащихся общеобразовательной организации реализовывалась в определенных педагогических условиях: установочно-целевых (ориентация целей и задач

образовательного процесса на формирование готовности к проектной деятельности в процессе изучения учебных предметов; создание образовательной среды, направленной на формирование компонентов готовности (мотивацинно-ценностный, интеллектуально-познавательный, практический, эмоционально-волевой); построение формирующей работы на основе концепции развития личности; личностно-деятельностном, личностно-ориентированном подходах); логико-структурных (обеспечение межпредметных связей при обучении; разработка педагогической технологии, предполагающей определенную этапность в организации проектной деятельности; осуществление субъект-субъектного взаимодействия учителя и ученика в исследовательском процессе); дидактические (внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения; применение разработанного учебно-методического комплекса по основам проектной деятельности); диагностико-результативные (первичная диагностика (выявление у школьников мотивов заниматься исследовательской деятельностью, целей обучения); итоговая диагностика готовности к учебно-исследовательской деятельности в процессе изучения предметов в соответствии с разработанными критериями (мотивацинно-ценностный, интеллектуально-познавательный, практический, эмоционально-волевой).

Выделенные организационно-педагогические условия формирования готовности учащихся к проектной деятельности, развитие умений и навыков позволяют скоординировать работу учителей, наиболее рационально использовать систему подготовки по учебным предметам, сделать учебно-исследовательскую деятельность учащихся более организованной и целенаправленной.

Для экспериментального изучения сформированности умений и навыков к проектной деятельности, в ходе диагностики, были определены уровни готовности к проектной деятельности (низкий, средний, высокий).

В ходе организованной и проделанной работы, в процессе урочной и внеурочной деятельности развивались и повышались исследовательские качества учащегося, такие как: умение определять предмет, средства деятельности и реализовывать намеченные действия; владение разнообразными методами эмпирического исследования; умение видеть и вычленять проблемы, требующие решения; способность к креативности, т.е. творчеству; способность к преодолению когнитивных трудностей; положительное отношение к исследовательской деятельности (наличие творческого порыва); умение структурировать материал, умение быть самостоятельным в процессе познания; самостоятельность в принятии решений и их оценки; умение излагать ход и результаты работы, правильно оформить свою исследовательскую работу; способность формулировать выводы и умозаключения; положительное отношение к учебе (вдохновение).

Развитию умений и навыков проектной деятельности учащихся способствовало разработанное методическое обеспечение, которое реализовывалось посредством программы внеурочной деятельности «Азбука исследовательской деятельности», представленных методических рекомендаций для учителей общеобразовательных учреждений и разработанных методических указаний по выполнению исследовательской работы для учащихся общеобразовательных организаций, а также использование в учебном процессе разнообразных форм и методов.

Средствами реализации данной программы явились следующие педагогические технологии: исследовательская, проектная, информационно-коммуникационная. Реализация процесса развития исследовательских умений и навыков предполагала использование наиболее эффективных методов активного обучения: метод учебного сотрудничества, метод проектов, игровые методы, метод кейсов.

Анализ полученных данных по итогам реализации программы и свидетельствует об устойчивой динамике уровня развития критериальных показателей готовности к проектной деятельности. Программа позволила существенно повысить положительное отношение к проектной деятельности как таковой (эмоционально-волевой компонент), мотивацию к занятию проектной деятельностью и осознание её необходимости (мотивационно-ценностный компонент), навыки применения исследовательских методов (действенно-практический компонент), успеваемость по ряду предметов (интеллектуально- познавательный компонент).

Развитие исследовательских умений и навыков позволило сформировать особое ценностное отношение к проеткной деятельности как к способу самореализации и социального признания и престижа, основанное на внутренней познавательной мотивации.

Сравнение результатов полученных по завершению эксперимента с констатирующей частью свидетельствует об эффективности выбранных методов и методик. Таким образом, была доказана эффективность программы внеурочной деятельности «Азбука исследовательской деятельности», что дает основание рекомендовать ее для использования в общеобразовательных учреждениях.

Список литературы

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс] Режим доступа: URI https://base.ga**nt.ru/6744437/. (Дата обращения: 01.11.2018).

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс] Режим доступа: URI https://f**s.ru/. (Дата обращения: 13.10.2018).

Литература

3. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений [Текст] / Н. Абрамов. - 7 - е изд., стериотип. - М: Русские словари, 1999. - 230 с.

4. Авдеева Н.В. Компетентностно - ориентированный подход к организации учебно - исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» [Текст]: дис. канд. пед. наук / Н.В. Авдеева. - СПб., 2016 - 186 с.

5. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихсяисследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. С. 64-68.

+еще 66 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Управление проектной деятельностью учащихся в общеобразовательных организациях (на примере мбоу «аксаковская гимназия №11» кировского района го г. уфа)»
Раздел: Право
Тип: Магистерская работа
Страниц: 148
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика


Возможно Вас заинтересует