Дипломная работа
«Правовые основы обеспечения безопасности в образовательном учреждении»
- 115 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. БЕЗОПАСНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Современная государственная политика Российской Федерации в области безопасности 6
1.2 Специфика образовательной организации как субъекта обеспечения безопасности 16
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 26
2.1 Законодательство Российской Федерации в вопросах обеспечения безопасности современного образовательного учреждения 26
2.2 Органы контроля и надзора за безопасностью в образовательной организации. 46
ГЛАВА III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 56
3.1. Методические рекомендации для руководителей ОО СПО 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
В современный период развития образовательной системы России проблемы обеспечения безопасности образовательных организаций не перестают быть актуальными. В законодательстве в целом в последнее время произошли серьезные изменения, направленные на обеспечение безопасности во всех направлениях - это и усиление требований пожарной безопасности, разработка и внедрение антитеррористических мер и пр. Но все же материальные, финансовые, организационные ресурсы образовательной организации не позволяют выполнять принятые решения.
Система обеспечения безопасности в образовательных учреждениях постоянно развивается и усложняется в связи с возрастающей интенсивностью ритма жизни, расширением агрессивной среды. Проблемы в данной сфере затрагивают многие стороны жизнедеятельности учащихся и педагогических коллективов, имеют разносторонний и многоплановый характер.
Активное использование новых технологий, позволяющих любым участникам образовательных отношений фиксировать происходящее, чрезмерная открытость системы образования, переход образовательных организаций на обслуживание специализированных организаций не только не позволяют образовательной организации стать безопасным местом нахождения в них обучающихся, напротив привели образовательные организации в состояние безысходности в некоторых вопросах в данной сфере.
Цель исследования заключается в комплексном общетеоретическом анализе института безопасности образовательного учреждения в целом и отдельных его составляющих в частности, а также в обобщении выводов отраслевых юридических наук.
Задачи исследования:
1) рассмотреть государственную политику в сфере безопасности и определить место образовательной организации в государственной системе;
2) рассмотреть специфику образовательной организации как субъекта обеспечения безопасности;
3) изучение федеральных и региональных законодательных актов в установленной сфере;
4) разработка действенных инструментов, позволяющих образовательной организации разработать и поддерживать собственную систему безопасности.
В качестве объекта исследования выступает реально существующие угрозы в системе образования и принятые со стороны государственных органов меры по недопущению их исполнения;
Предмет исследования - федеральные и региональные нормативные правовые акты, направленные на обеспечение безопасности в образовательной организации и практика их применения.
Источниковая база ВКР
В ходе работы были проанализированы и использованы законодательно-правовые акты, нормативно-методические документы и документы регулирующие правоотношения сфере образования.
Методология исследования.
При написании работы были использованы общенаучные и частно-научные методы познания. Исследование велось с позиций связи теории и практики.
Структурно-функциональный анализ позволил объяснить исследуемые правовые явления с помощью раскрытия понятий и фактов реальных угроз безопасности и предусмотренных правовых способов ее обеспечения.
Были использованы так же методы сравнительного правоведения, моделирования, прогнозирования применительно к правонарушению и юридической ответственности, а также к деятельности субъектов профилактики правонарушений, перспективам развития ее нормативно-правовой базы.
В качестве теоретической основы исследования подвергнуты анализу труды С.В.Петрова, Т.В.Боргояковой, Д.М. Мошковой, Д.Л. Лозовского.
Новизна данной ВКР является в то, что проанализирована нормативно-правовая основа обеспечения всех видов безопасности образовательной организации как для образовательного процесса в целом, так и для всех участников образовательных отношений.
Практическая значимость ВКР. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в образовательных организациях для совершенствования системы безопасности в современном образовательном учреждении.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
ГЛАВА I. БЕЗОПАСНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Современная государственная политика Российской Федерации в сфере безопасности
В начале XXI века проблема безопасности приобрела для Российской Федерации особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия, переходом России от фактически унитарного государства к реальной федерации.
Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, обнищание значительной части населения, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.
Приоритеты современного независимого развития любого государства в значительной степени зависят от того, насколько четко и недвусмысленно сформулированы его национальные интересы, а также от ясного понимания путей и средств реализации этих интересов.
Среди приоритетных целей устойчивого развития государства на первом месте стоит обеспечение национальной безопасности во всех ее формах и проявлениях.
Концепция национальной безопасности представляет собой производную от концепции национальных интересов, а в более широком смысле - от общего видения гражданами того или иного государства его места и роли в современной мировой цивилизации.
Обеспечение собственной безопасности, а также безопасности своих граждан является одной из основных задач любого государства. Как отмечает М.И. Байтин, «функции государства в каждый исторический период его развития определяются экономической структурой общества, внутренней и внешней обстановкой и обусловленными этим задачами государства» .
Нельзя сказать, что вопрос обеспечения безопасности возник для России именно сейчас. Вряд ли можно согласиться с утверждением Ю.В. Голика, что «до 1991 года проблемы безопасности, даже как проблемы выживания, у нас не существовало» .
Еще К. Маркс писал, что «безопасность есть высшее социальное понятие гражданского общества».
С ним соглашается А.Д. Градовский: «государство, не дающее гражданам ничего, даже безопасности, несомненно, вызовет сначала равнодушие, потом вражду народа, оно разложится и погибнет или от внешнего врага, поддерживаемого апатией масс, или от внутренних раздоров».
В статьях Конституции Российской Федерации закреплено, что (ст. 1,2,7 РФ) Российская Федерация - правовое государство, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.ст.1,2). Также в основном законе указано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7).
Исходя из этих норм становится ясным, что в государстве, где не гарантирована безопасность граждан, вряд ли можно говорить о развитии человека. То есть, чтобы конституционные права человек в нашей стране получили должную реализацию необходимо на государственном уровне обеспечить безопасность.
Говоря о государственной политике в сфере безопасности, прежде всего, нужно затронуть современные проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которые имеют комплексный, многогранный характер.
Для достижения национальной безопасности в каждой стране, в том числе и в России, требуется проведение комплекса мероприятий в различных сферах. Сегодня от ее успешного решения зависит само существование России как суверенной федерации. Обеспечению национальной безопасности служат практически все функции российского государства. Среди них можно выделить, например, экономическую, социальную, экологическую, развития культуры, науки, образования (внутренние), обороны, интеграции в мировую экономику, сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ (внешние).
Базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31.12.2015 №683 .
В настоящее время обеспечение безопасности является приоритетной для российского государства. Прежде всего, речь, безусловно, идет о национальной безопасности, однако, невозможно ее обеспечить без обеспечения безопасности отдельных лиц. В Концепции национальной безопасности отражены все сферы, которые так или иначе связаны с безопасностью, а также указано, что безопасность не может и не должна сводиться лишь к обороноспособности страны. Речь должна идти, в том числе о духовной безопасности, а основными субъектами, формирующими духовно-нравственную личность, являются образовательные организации.
В соответствии с образовательным законодательством круг субъектов, оказывающих образовательные услуги, значительно расширился. Через установление лицензионных требований государственные органы контролируют выполнение образовательными организациями требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологической безопасности. Однако в последнее время виды угроз расширились, и поэтому перечень требований по обеспечению безопасности тоже весьма ужесточились, появились такие понятия как антикоррупционная безопасность, информационная безопасность.
Образовательные организации зачастую не знают исчерпывающего перечня требований по обеспечению безопасности, не владеют информацией, какие органы имеют право осуществлять контроль в той или иной сфере. Поэтому систематизация законодательства в данной сфере является очень полезным для руководителей образовательных организаций.
По итогам изучения правового регулирования практически видов безопасности можно констатировать, что в действующем законодательстве заложены требования по обучению работников и обучающихся знаниям в той или иной сфере. В этой связи в самой образовательной организации необходимо усилить курс «Безопасность жизнедеятельности» для обучающихся, а также проводить различные воспитательные мероприятия.
Для работников можно организовать освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки, в образовательные программы всех педагогических вузов включить дисциплину «Безопасность образовательной организации».
Данная работа представляется нам в качестве некой систематизации действующих нормативно-правовых актов сфере безопасности образовательных организаций. Исследования документов по безопасности нескольких образовательных организаций показали несовершенство локального нормотворчества в данной сфере. Безопасность сводится лишь к наличию в штате образовательной организации специалиста по охране труда, работа по иным остальным видам безопасности проводится стихийно, бессистемно. В связи с этим нам представляется необходимым усилить работу в данном направлении - для этого необходимы соответствующие кадры, а также необходимо разработать и внедрить локальные нормативные и распорядительные акты.
Кроме того необходимо постоянно работать с обучающимися по вопросу их личного отношения к своей собственной безопасности, безопасности окружающих, безопасности образовательной организации.
Что касается финансового обеспечения вопросов безопасности, полагаем нельзя оставлять данный вопрос без внимания. Недопустимо, чтобы руководитель образовательной организации ввиду несовершенства системы образования в целом (нехватка школ, изменения требований пожарной безопасности и пр.) был привлечен к административной ответственности.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.p**vo.gov.ru. 01.08.2014.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
+ еще 34 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Правовые основы обеспечения безопасности в образовательном учреждении» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 115 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Роль преподавателя - организатора основ безопаности жизнедеятельности в обеспечении антитеррористической защиты образовательной организации
Дипломная работа:
Профилактика террористических актов в образовательных учереждениях
Дипломная работа:
Реализация прав детей в системе общего образования
Курсовая работа:
Профессиональное место психолога в образовательном учреждении: требования к профессионально важным качествам психолога в ДОО