ВКР
«Организация проектных работ межпредметного характера на занятиях по инофрматики в средней школе»
- 67 страниц
Введение 3
Глава I. Теоретические основы применения проектного метода обучения в межпредметном взаимодействии 6
1.1. Основные характеристики метода проектов 6
1.2. Специфика организации связей межпредметного характера в условиях средней школы 18
Вывод по первой главе 32
Глава II. Использование проектного метода в межпредметном взаимодействии «Информатика-Математика» 34
2.1. Проектный метод в изучении дисциплины «Информатика» и требования, предъявляемые к нему 34
2.2. Реализация проектного метода в междисциплинарном взаимодействии «Информатика-Математика» 40
2.3. Анализ эффективности применения проектного метода в межпредметном взаимодействии «Математика-Информатика» 47
Вывод по второй главе 55
Заключение 56
Список литературы 58
Изменения, происходящие в современной системе образования, на всех его уровнях не могли не отразиться и на среднем образовании. Особое место среди задач современности, которые стоят перед школой занимают проблемы глобализации и становление постиндустриального, информационного общества. Разрабатываемые органами власти проекты и концепции модернизации образования во многом ориентируют педагогическую общественность на формирование у школьников таких видов компетенций, которые опираются на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности.
Ведущая роль в решении этих проблем принадлежит школам, которые активно используют в этих целях современные образовательные стандарты и примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Современный педагог не только формирует у обучающегося системные знания, но и активно должен обучать его применению усвоенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, а также создавать условия для всестороннего развития личности. Качественное конструирование содержания дисциплин, совершенствование технологий и методик обучения - залог успешного решения задач модернизации образования. И одним из таких решений являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Метод проектов имеет давнюю историю. Над этим вопросом работали такие ученные, как Б.Валясэк, В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов, И. Трухин, А.Н. Бренчугина-Романова, Е.С. Полат, В. Рохлов, Л.О. Филатова, И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская, Г.В. Нарыкова, В.Н. Рязанова, Н.К. Солопова.
В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной.
М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них.
Необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика рассматривалась в работах Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.
Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся, в том числе при изучении информатики, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения.
Актуальность выбранного нами направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере школьного образования между необходимостью формирования у школьников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности в междисциплинарном взаимодействии дисциплин школьного курса обучения, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе.
Проблема заключается в выявлении и реализации содержательных и процессуальных составляющих проектных работ межпредметного характера по информатике.
Объект исследования - образовательный процесс в средней школе.
Предметом исследования являются содержательно-процессуальные основы реализации проектных работ межпредметного характера в образовательном процессе средней школы.
Цель исследования - изучение влияния использования метода проектов в междпредметном взаимодействии на усвоение учебного материала в школе.
Гипотеза заключается в том, что образовательный процесс в средней школе при реализации проектных работ межпредметного характера будет эффективен, если реализация межпредметных связей происходит в процессе выполнения проектных работ и проявляется в отношениях между знаниями и умениями в одной дисциплине и их отражение в другой дисциплине, и способствует формированию в другую.
Задачи:
1. Проанализировав литературу, познакомиться со спецификой проектного метода обучения.
2. Дать оценку современного использования метода проектов и перспектив его применения в преподавании информатики, а также ее междисциплинарном взаимодействии (на примере математики).
3. Разработать рекомендации по использованию проектного метода в преподавании информатики, а также ее междисциплинарном
взаимодействии (на примере математики).
Такой подход к проблеме предполагает использование следующих методов: изучение литературы по данной проблеме, анализ и синтез, обобщение, систематизация; эксперимент, который направлен на использование метода проектов, измерение наблюдение, опрос.
Практическая значимость работы заключается в разработке программы применения проектного метода в междисциплинарном взаимодействии информатики и математики.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности; разработана методика организации и структура проектной деятельности учащихся в междисциплинарном взаимодействии информатики и математики в 7 классе.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложений.
Глава I. Теоретические основы применения проектного метода обучения в межпредметном взаимодействии
1.1. Основные характеристики метода проектов
В последние десятилетия в образовательную деятельность учреждений среднего образования активно вводят новые педагогические технологии и методы обучения. Среди них особое место занимает проектный метод, который, как отмечает Б.Валясэк, имеет давнюю историю [8]. Еще во времена Римской империи создавались работы, которые назывались progetti, то есть проекты. Отличительной чертой которых была ориентированность на личность обучающихся и окружающую их действительность, а также результат их совместной работы.
Корнями метод уходит в начало 20-го века, впервые появился в фермерских школах соединенных штатов и в основе своей содержал постулаты «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Дж.Дьюи. В 1908 г. Д. Снедзен было введено понятие «проект», а в 1911г. бюро воспитания приняло термин официально. В 1919 г. Е. Паркхарст начал разрабатывать метод.
В 20-х годах ХХ века метод проектов стал популярен в российской системе высшего и среднего образования и применялся в практике таких известных педагогов, как А.С. Макаренко, П.П.Блонский, Е.Г.Каганов, П.Ф.Каптерев, В.Н.Шульгин и их последователей.
С течением времени понятие «метод проектов» претерпел изменения и стал неотъемлемой составляющей системы образования.
И.А. Кажарова [15] и Е.Н. Ябстребцева [51] считают, что метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная на применение старых и приобретение новых знаний. В Российской педагогической энциклопедии метод проектов - это система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
По мнению А.А. Хромова и Н.В. Матяш [29] метод проектов - гибкая система обучения и организации учебного процесса, которая ориентирована на самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Н.В. Ивочкина и О.В. Рыбина, под методом проектов имеют в виду приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, а так же формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска [11].
8.8. Копылова пишет: «Метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта» [30].
Г.К. Селевко рассматривает метод проектов как вариант технологии проблемного обучения, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, способ коллективного обучения и альтернативную технологию свободного труда и развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности [16].
Таким образом, на сегодняшний день метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся («метод обучения»), но и как целостная «педагогическая технология», которая:
а) подразумевает вероятность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и способов с целью устранения итогов;
б) подключает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на разных шагах реализации учебного проекта, сформулированные аспекты оценки итогов данной деятельности;
в) используется при исследовании различных школьных предметов в образовательных учреждениях разного типа. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
На сегодняшний день метод проектов - один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и целостная «педагогическая технология», которая:
а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;
б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;
в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.
При изучении дисциплины «Информатика» проектный метод разворачивается как метод проблемного обучения, активизирующий и углубляющий познания, позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности, а также дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации учащихся, для формирования профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на информатике.
Широкие предметные связи информатики с иными дисциплинами, вероятность применения способов и средств IT-технологий в разных видах человеческой активности, а еще значимая прикладная составляющая содержания обучения представляет собой реальную сферу дифференциации содержания обучения. Поэтому осуществление межпредметных связей информатики с иными дисциплинами позволит повысить уровень знаний и улучшить умения в тех областях, к которым у них имеется
заинтересованность и предрасположенность, приготовиться к продолжению образования и получению профессии с внедрением современных средств, но 56
и окажет позитивное воздействие на формирование личности учащихся и в том числе и на познавательную мотивацию.
Для подтверждения (опровержения) гипотезы нами было проведено исследование: запланированы и проведены занятия, на которых
обучающиеся совместно с учителем выполняли проекты межпредметного характера; была проведена оценка работ групп и оценка индивидуальной работы каждого учащегося в группе.
Анализ полученных результатов показал, что в ходе выполнения проектной работы учениками был достигнут высокий уровень, как по их собственному мнению, так и по мнению учителя и их одноклассников. Таким образом, образовательный процесс в средней школе при реализации проектных работ межпредметного характера, проявляющихся в отношениях между знаниями и умениями в одной дисциплине и их отражением в другой дисциплине, и способствующие формированию в другой можно считать эффективным.
По окончанию работы можно сделать выводы о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, задачи, поставленные перед нами были успешно решены и цель достигнута.
1. Авраменко, Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики [Текст] / Е.А. Авраменко // Вопросы Интернет Образования. - 2006.- №35.
2. Агафонова, М.А. Метод проектов [Текст] / М.А. Агафонова // Вопросы Интернет Образования. - 2006. - №35.
3. Барышникова, М.Ю. Информационные технологии для учителя- предметника [Текст] / М.Ю. Барышникова, Е.И. Карелова, В.И. Клецин, Т.А. Шумихина. - М.: Федерация Интернет Образования, 2003. - 168 с.
4. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология: учеб.пособие. [Текст] / Н. В. Басова. - Ростов н/ Д., 2000.
5. Бахтиярова, Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении [Текст] / Е.М. Бахтиярова // Школьные технологии. - 2001. - №2.
+ еще 46 источников
оригинал в pdf формате
Тема: | «Организация проектных работ межпредметного характера на занятиях по инофрматики в средней школе» | |
Раздел: | Информатика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 67 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Педагогические условия развития образного мышления учащихся детской школы искусств на занятиях по композиции
Дипломная работа:
Изучение лингвостилистических средств в художественном произведении (на примере романа н.спаркса «дневник памяти» (“the notebook”)) и ознакомление с ними на уроках английского языка в средней школе
Дипломная работа:
Особенности англоязычной неформальной письменной коммуникации в интернете и ознакомление с ними учащихся на уроках английского языка в средней школе
Дипломная работа:
Формирование здорового образа жизни на уроках физкультуры в начальной школе
Дипломная работа:
Обучение чтению на среднем этапе с использованием элементов проблемной методики