ВКР

«Организация проектных работ межпредметного характера на занятиях по инофрматики в средней школе»

  • 67 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы применения проектного метода обучения в межпредметном взаимодействии 6

1.1. Основные характеристики метода проектов 6

1.2. Специфика организации связей межпредметного характера в условиях средней школы 18

Вывод по первой главе 32

Глава II. Использование проектного метода в межпредметном взаимодействии «Информатика-Математика» 34

2.1. Проектный метод в изучении дисциплины «Информатика» и требования, предъявляемые к нему 34

2.2. Реализация проектного метода в междисциплинарном взаимодействии «Информатика-Математика» 40

2.3. Анализ эффективности применения проектного метода в межпредметном взаимодействии «Математика-Информатика» 47

Вывод по второй главе 55

Заключение 56

Список литературы 58

Введение

Изменения, происходящие в современной системе образования, на всех его уровнях не могли не отразиться и на среднем образовании. Особое место среди задач современности, которые стоят перед школой занимают проблемы глобализации и становление постиндустриального, информационного общества. Разрабатываемые органами власти проекты и концепции модернизации образования во многом ориентируют педагогическую общественность на формирование у школьников таких видов компетенций, которые опираются на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности.

Ведущая роль в решении этих проблем принадлежит школам, которые активно используют в этих целях современные образовательные стандарты и примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Современный педагог не только формирует у обучающегося системные знания, но и активно должен обучать его применению усвоенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, а также создавать условия для всестороннего развития личности. Качественное конструирование содержания дисциплин, совершенствование технологий и методик обучения - залог успешного решения задач модернизации образования. И одним из таких решений являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

Метод проектов имеет давнюю историю. Над этим вопросом работали такие ученные, как Б.Валясэк, В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов, И. Трухин, А.Н. Бренчугина-Романова, Е.С. Полат, В. Рохлов, Л.О. Филатова, И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская, Г.В. Нарыкова, В.Н. Рязанова, Н.К. Солопова.

В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной.

М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них.

Необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика рассматривалась в работах Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.

Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся, в том числе при изучении информатики, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения.

Актуальность выбранного нами направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере школьного образования между необходимостью формирования у школьников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности в междисциплинарном взаимодействии дисциплин школьного курса обучения, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе.

Проблема заключается в выявлении и реализации содержательных и процессуальных составляющих проектных работ межпредметного характера по информатике.

Объект исследования - образовательный процесс в средней школе.

Предметом исследования являются содержательно-процессуальные основы реализации проектных работ межпредметного характера в образовательном процессе средней школы.

Цель исследования - изучение влияния использования метода проектов в междпредметном взаимодействии на усвоение учебного материала в школе.

Гипотеза заключается в том, что образовательный процесс в средней школе при реализации проектных работ межпредметного характера будет эффективен, если реализация межпредметных связей происходит в процессе выполнения проектных работ и проявляется в отношениях между знаниями и умениями в одной дисциплине и их отражение в другой дисциплине, и способствует формированию в другую.

Задачи:

1. Проанализировав литературу, познакомиться со спецификой проектного метода обучения.

2. Дать оценку современного использования метода проектов и перспектив его применения в преподавании информатики, а также ее междисциплинарном взаимодействии (на примере математики).

3. Разработать рекомендации по использованию проектного метода в преподавании информатики, а также ее междисциплинарном

взаимодействии (на примере математики).

Такой подход к проблеме предполагает использование следующих методов: изучение литературы по данной проблеме, анализ и синтез, обобщение, систематизация; эксперимент, который направлен на использование метода проектов, измерение наблюдение, опрос.

Практическая значимость работы заключается в разработке программы применения проектного метода в междисциплинарном взаимодействии информатики и математики.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности; разработана методика организации и структура проектной деятельности учащихся в междисциплинарном взаимодействии информатики и математики в 7 классе.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложений.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы применения проектного метода обучения в межпредметном взаимодействии

1.1. Основные характеристики метода проектов

В последние десятилетия в образовательную деятельность учреждений среднего образования активно вводят новые педагогические технологии и методы обучения. Среди них особое место занимает проектный метод, который, как отмечает Б.Валясэк, имеет давнюю историю [8]. Еще во времена Римской империи создавались работы, которые назывались progetti, то есть проекты. Отличительной чертой которых была ориентированность на личность обучающихся и окружающую их действительность, а также результат их совместной работы.

Корнями метод уходит в начало 20-го века, впервые появился в фермерских школах соединенных штатов и в основе своей содержал постулаты «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Дж.Дьюи. В 1908 г. Д. Снедзен было введено понятие «проект», а в 1911г. бюро воспитания приняло термин официально. В 1919 г. Е. Паркхарст начал разрабатывать метод.

В 20-х годах ХХ века метод проектов стал популярен в российской системе высшего и среднего образования и применялся в практике таких известных педагогов, как А.С. Макаренко, П.П.Блонский, Е.Г.Каганов, П.Ф.Каптерев, В.Н.Шульгин и их последователей.

С течением времени понятие «метод проектов» претерпел изменения и стал неотъемлемой составляющей системы образования.

И.А. Кажарова [15] и Е.Н. Ябстребцева [51] считают, что метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная на применение старых и приобретение новых знаний. В Российской педагогической энциклопедии метод проектов - это система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

По мнению А.А. Хромова и Н.В. Матяш [29] метод проектов - гибкая система обучения и организации учебного процесса, которая ориентирована на самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Н.В. Ивочкина и О.В. Рыбина, под методом проектов имеют в виду приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, а так же формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска [11].

8.8. Копылова пишет: «Метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта» [30].

Г.К. Селевко рассматривает метод проектов как вариант технологии проблемного обучения, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, способ коллективного обучения и альтернативную технологию свободного труда и развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности [16].

Таким образом, на сегодняшний день метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся («метод обучения»), но и как целостная «педагогическая технология», которая:

а) подразумевает вероятность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и способов с целью устранения итогов;

б) подключает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на разных шагах реализации учебного проекта, сформулированные аспекты оценки итогов данной деятельности;

в) используется при исследовании различных школьных предметов в образовательных учреждениях разного типа. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Заключение

На сегодняшний день метод проектов - один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и целостная «педагогическая технология», которая:

а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;

б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;

в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.

При изучении дисциплины «Информатика» проектный метод разворачивается как метод проблемного обучения, активизирующий и углубляющий познания, позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности, а также дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации учащихся, для формирования профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на информатике.

Широкие предметные связи информатики с иными дисциплинами, вероятность применения способов и средств IT-технологий в разных видах человеческой активности, а еще значимая прикладная составляющая содержания обучения представляет собой реальную сферу дифференциации содержания обучения. Поэтому осуществление межпредметных связей информатики с иными дисциплинами позволит повысить уровень знаний и улучшить умения в тех областях, к которым у них имеется

заинтересованность и предрасположенность, приготовиться к продолжению образования и получению профессии с внедрением современных средств, но 56

и окажет позитивное воздействие на формирование личности учащихся и в том числе и на познавательную мотивацию.

Для подтверждения (опровержения) гипотезы нами было проведено исследование: запланированы и проведены занятия, на которых

обучающиеся совместно с учителем выполняли проекты межпредметного характера; была проведена оценка работ групп и оценка индивидуальной работы каждого учащегося в группе.

Анализ полученных результатов показал, что в ходе выполнения проектной работы учениками был достигнут высокий уровень, как по их собственному мнению, так и по мнению учителя и их одноклассников. Таким образом, образовательный процесс в средней школе при реализации проектных работ межпредметного характера, проявляющихся в отношениях между знаниями и умениями в одной дисциплине и их отражением в другой дисциплине, и способствующие формированию в другой можно считать эффективным.

По окончанию работы можно сделать выводы о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, задачи, поставленные перед нами были успешно решены и цель достигнута.

Список литературы

1. Авраменко, Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики [Текст] / Е.А. Авраменко // Вопросы Интернет Образования. - 2006.- №35.

2. Агафонова, М.А. Метод проектов [Текст] / М.А. Агафонова // Вопросы Интернет Образования. - 2006. - №35.

3. Барышникова, М.Ю. Информационные технологии для учителя- предметника [Текст] / М.Ю. Барышникова, Е.И. Карелова, В.И. Клецин, Т.А. Шумихина. - М.: Федерация Интернет Образования, 2003. - 168 с.

4. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология: учеб.пособие. [Текст] / Н. В. Басова. - Ростов н/ Д., 2000.

5. Бахтиярова, Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении [Текст] / Е.М. Бахтиярова // Школьные технологии. - 2001. - №2.

+ еще 46 источников

Примечания

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Организация проектных работ межпредметного характера на занятиях по инофрматики в средней школе»
Раздел: Информатика
Тип: ВКР
Страниц: 67
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика