ВКР

«Организация проектных работ межпредметного характера на занятиях по инофрматики в средней школе»

  • 67 страниц(ы)
фото автора

Автор: navip

Введение 3

Глава I. Теоретические основы применения проектного метода обучения в межпредметном взаимодействии 6

1.1. Основные характеристики метода проектов 6

1.2. Специфика организации связей межпредметного характера в условиях средней школы 18

Вывод по первой главе 32

Глава II. Использование проектного метода в межпредметном взаимодействии «Информатика-Математика» 34

2.1. Проектный метод в изучении дисциплины «Информатика» и требования, предъявляемые к нему 34

2.2. Реализация проектного метода в междисциплинарном взаимодействии «Информатика-Математика» 40

2.3. Анализ эффективности применения проектного метода в межпредметном взаимодействии «Математика-Информатика» 47

Вывод по второй главе 55

Заключение 56

Список литературы 58

Изменения, происходящие в современной системе образования, на всех его уровнях не могли не отразиться и на среднем образовании. Особое место среди задач современности, которые стоят перед школой занимают проблемы глобализации и становление постиндустриального, информационного общества. Разрабатываемые органами власти проекты и концепции модернизации образования во многом ориентируют педагогическую общественность на формирование у школьников таких видов компетенций, которые опираются на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности.

Ведущая роль в решении этих проблем принадлежит школам, которые активно используют в этих целях современные образовательные стандарты и примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Современный педагог не только формирует у обучающегося системные знания, но и активно должен обучать его применению усвоенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, а также создавать условия для всестороннего развития личности. Качественное конструирование содержания дисциплин, совершенствование технологий и методик обучения - залог успешного решения задач модернизации образования. И одним из таких решений являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

Метод проектов имеет давнюю историю. Над этим вопросом работали такие ученные, как Б.Валясэк, В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов, И. Трухин, А.Н. Бренчугина-Романова, Е.С. Полат, В. Рохлов, Л.О. Филатова, И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская, Г.В. Нарыкова, В.Н. Рязанова, Н.К. Солопова.

В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной.

М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них.

Необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика рассматривалась в работах Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.

Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся, в том числе при изучении информатики, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения.

Актуальность выбранного нами направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере школьного образования между необходимостью формирования у школьников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности в междисциплинарном взаимодействии дисциплин школьного курса обучения, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе.

Проблема заключается в выявлении и реализации содержательных и процессуальных составляющих проектных работ межпредметного характера по информатике.

Объект исследования - образовательный процесс в средней школе.

Предметом исследования являются содержательно-процессуальные основы реализации проектных работ межпредметного характера в образовательном процессе средней школы.

Цель исследования - изучение влияния использования метода проектов в междпредметном взаимодействии на усвоение учебного материала в школе.

Гипотеза заключается в том, что образовательный процесс в средней школе при реализации проектных работ межпредметного характера будет эффективен, если реализация межпредметных связей происходит в процессе выполнения проектных работ и проявляется в отношениях между знаниями и умениями в одной дисциплине и их отражение в другой дисциплине, и способствует формированию в другую.

Задачи:

1. Проанализировав литературу, познакомиться со спецификой проектного метода обучения.

2. Дать оценку современного использования метода проектов и перспектив его применения в преподавании информатики, а также ее междисциплинарном взаимодействии (на примере математики).

3. Разработать рекомендации по использованию проектного метода в преподавании информатики, а также ее междисциплинарном

взаимодействии (на примере математики).

Такой подход к проблеме предполагает использование следующих методов: изучение литературы по данной проблеме, анализ и синтез, обобщение, систематизация; эксперимент, который направлен на использование метода проектов, измерение наблюдение, опрос.

Практическая значимость работы заключается в разработке программы применения проектного метода в междисциплинарном взаимодействии информатики и математики.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности; разработана методика организации и структура проектной деятельности учащихся в междисциплинарном взаимодействии информатики и математики в 7 классе.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложений.

Глава I. Теоретические основы применения проектного метода обучения в межпредметном взаимодействии

1.1. Основные характеристики метода проектов

В последние десятилетия в образовательную деятельность учреждений среднего образования активно вводят новые педагогические технологии и методы обучения. Среди них особое место занимает проектный метод, который, как отмечает Б.Валясэк, имеет давнюю историю [8]. Еще во времена Римской империи создавались работы, которые назывались progetti, то есть проекты. Отличительной чертой которых была ориентированность на личность обучающихся и окружающую их действительность, а также результат их совместной работы.

Корнями метод уходит в начало 20-го века, впервые появился в фермерских школах соединенных штатов и в основе своей содержал постулаты «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Дж.Дьюи. В 1908 г. Д. Снедзен было введено понятие «проект», а в 1911г. бюро воспитания приняло термин официально. В 1919 г. Е. Паркхарст начал разрабатывать метод.

В 20-х годах ХХ века метод проектов стал популярен в российской системе высшего и среднего образования и применялся в практике таких известных педагогов, как А.С. Макаренко, П.П.Блонский, Е.Г.Каганов, П.Ф.Каптерев, В.Н.Шульгин и их последователей.

С течением времени понятие «метод проектов» претерпел изменения и стал неотъемлемой составляющей системы образования.

И.А. Кажарова [15] и Е.Н. Ябстребцева [51] считают, что метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная на применение старых и приобретение новых знаний. В Российской педагогической энциклопедии метод проектов - это система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

По мнению А.А. Хромова и Н.В. Матяш [29] метод проектов - гибкая система обучения и организации учебного процесса, которая ориентирована на самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Н.В. Ивочкина и О.В. Рыбина, под методом проектов имеют в виду приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, а так же формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска [11].

8.8. Копылова пишет: «Метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта» [30].

Г.К. Селевко рассматривает метод проектов как вариант технологии проблемного обучения, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, способ коллективного обучения и альтернативную технологию свободного труда и развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности [16].

Таким образом, на сегодняшний день метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся («метод обучения»), но и как целостная «педагогическая технология», которая:

а) подразумевает вероятность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и способов с целью устранения итогов;

б) подключает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на разных шагах реализации учебного проекта, сформулированные аспекты оценки итогов данной деятельности;

в) используется при исследовании различных школьных предметов в образовательных учреждениях разного типа. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

На сегодняшний день метод проектов - один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и целостная «педагогическая технология», которая:

а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;

б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;

в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.

При изучении дисциплины «Информатика» проектный метод разворачивается как метод проблемного обучения, активизирующий и углубляющий познания, позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности, а также дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации учащихся, для формирования профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на информатике.

Широкие предметные связи информатики с иными дисциплинами, вероятность применения способов и средств IT-технологий в разных видах человеческой активности, а еще значимая прикладная составляющая содержания обучения представляет собой реальную сферу дифференциации содержания обучения. Поэтому осуществление межпредметных связей информатики с иными дисциплинами позволит повысить уровень знаний и улучшить умения в тех областях, к которым у них имеется

заинтересованность и предрасположенность, приготовиться к продолжению образования и получению профессии с внедрением современных средств, но 56

и окажет позитивное воздействие на формирование личности учащихся и в том числе и на познавательную мотивацию.

Для подтверждения (опровержения) гипотезы нами было проведено исследование: запланированы и проведены занятия, на которых

обучающиеся совместно с учителем выполняли проекты межпредметного характера; была проведена оценка работ групп и оценка индивидуальной работы каждого учащегося в группе.

Анализ полученных результатов показал, что в ходе выполнения проектной работы учениками был достигнут высокий уровень, как по их собственному мнению, так и по мнению учителя и их одноклассников. Таким образом, образовательный процесс в средней школе при реализации проектных работ межпредметного характера, проявляющихся в отношениях между знаниями и умениями в одной дисциплине и их отражением в другой дисциплине, и способствующие формированию в другой можно считать эффективным.

По окончанию работы можно сделать выводы о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, задачи, поставленные перед нами были успешно решены и цель достигнута.

1. Авраменко, Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики [Текст] / Е.А. Авраменко // Вопросы Интернет Образования. - 2006.- №35.

2. Агафонова, М.А. Метод проектов [Текст] / М.А. Агафонова // Вопросы Интернет Образования. - 2006. - №35.

3. Барышникова, М.Ю. Информационные технологии для учителя- предметника [Текст] / М.Ю. Барышникова, Е.И. Карелова, В.И. Клецин, Т.А. Шумихина. - М.: Федерация Интернет Образования, 2003. - 168 с.

4. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология: учеб.пособие. [Текст] / Н. В. Басова. - Ростов н/ Д., 2000.

5. Бахтиярова, Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении [Текст] / Е.М. Бахтиярова // Школьные технологии. - 2001. - №2.

+ еще 46 источников

Примечания к работе

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Организация проектных работ межпредметного характера на занятиях по инофрматики в средней школе»
Раздел: Информатика
Тип: ВКР
Страниц: 67
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика