ВКР
«Организация процесса индивидуализированного обучения на базе адаптивного дистанционного курса по информатике»
- 71 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Понятие и содержание индивидуального и адаптивного обучения 6
1.2. Особенности дистанционного обучения 27
Выводы по первой главе 42
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО ИНФОРМАТИКЕ В СДО MOODLE 44
2.1. Структура и содержание адаптивного дистанционного курса по информатике 44
2.2. Опытно-экспериментальная работа и её результаты 58
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
В настоящее время в связи с популярностью компьютерных технологий огромное развитие приобретает дистанционное обучение. Данный тип обучения предполагает применение новейших информационных технологий, технологий мультимедиа и Интернет с целью повышения качества преподавания. Несмотря на это, эффективность и качество дистанционного обучения во многом зависит от применяемой технологии обучения. Самыми удачными с точки зрения поддержки процесса обучения являются адаптивные технологии обучения, т.е. реализующие индивидуальный подход в обучении. Сущность этой технологии состоит в обучении способам независимой деятельности и самоконтроля, в формировании и совершенствовании умений без помощи других получать знания, а кроме того в наибольшем приспособлении учебного материала к персональным отличительным чертам обучаемых.
Созданию адаптивных технологий обучения посвящены работы А.С. Границкой, Л.И. Долинера, Н.В. Шилиной, В.А. Шухардиной и других исследователей. Но имеющиеся адаптивные технологии обучения никак не нацелены на электронное обучение и никак не подойдут под все дисциплины. Большая часть нынешних исследований по адаптивным технологиям обучения в главном нацелены либо только на школу (А.С. Границкая), либо на использование только тестовых компьютерных технологий (Н.А. Гулюкина, М.Р. Меламуд и другие), либо на нематематические дисциплины (Е.З. Власова).
Методика преподавания с использованием технологий дистанционного обучения существенно отличается от традиционных технологий обучения и в основном опирается на самостоятельное изучение курса, причем значительная часть работы преподавателя переводится на ЭВМ. Поэтому можно констатировать, что основной особенностью дистанционного образования является предоставление обучающимся возможности самостоятельно получать необходимые знания, использовать современные информационные технологиями.
Возможность индивидуализации обучения является одним из важнейших преимуществ использования информационных технологий в учебном процессе. В дистанционном обучении все обучающиеся получают одинаковый материал для изучения без учета их индивидуальных особенностей. Ученик не может получать оперативную помощь от учителя или другого ученика, как это происходит в обычном учебном классе.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена вопросом организации индивидуализированного обучения в дистанционном образовании, что состоит во включении в дистанционные учебные курсы адаптивных учебных материалов.
Исходя из вышеизложенного, анализа научной и практической литературы, были сформулированы объект, предмет, цель нашей работы и обозначены задачи.
Цель исследования: теоретически обосновать способы
индивидуализации обучения учащихся, проверить эффективность процесса индивидуализированного обучения с использованием адаптивного дистанционного курса.
Объект исследования - образовательный процесс в школе.
Предмет исследования - индивидуализация процесса обучения.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- изучить развитие научных представлений по проблеме
индивидуализации обучения, уточнить содержание понятия
индивидуализированное обучение», выявить сущностные характеристики адаптивного обучения в школе;
- выявить особенности использования методов, средств,
технологий, в том числе дистанционных, и организационных форм в индивидуализированном обучении учащихся;
- разработать адаптивный курс по информатике, реализующий
индивидуализированное обучение учащихся с использованием дистанционных технологий;
- оценить эффективность процесса индивидуализированного
обучения учащихся с использованием дистанционных технологий.
Методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблеме, сравнительный анализ, обобщение.
Цели и задачи исследования обусловили структуру данной выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Понятие и содержание индивидуального и адаптивного обучения
Историческая судьба инновационных идей в образовании достаточно парадоксальна. С одной стороны, в качестве новых провозглашаются, как правило, одни и те же идеи: свободного, естественного и творческого развития, уважения к личности ребёнка, необходимости учёта индивидуальных способностей. С другой стороны, сложная, а порой и трагическая судьба этих идей в разные времена и в разных культурах определяет их инновационное содержание.
В советский период отечественной педагогики индивидуализация понималась как «учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются». Задача педагога заключалась в том, чтобы определить особенности воспитанников и в соответствии с ними выстраивать учебно-воспитательный процесс.
Понятие «индивидуум» широко использовалось для обозначения уникальности человека начиная с античности. Понимание уникальности человека звучит в знаменитых эвристических беседах Сократа и его учеников. В более поздние времена эта идея активно использовалась в образовательной практике, прежде всего в гуманистически ориентированных концепциях воспитания [1].
Все их объединяет стремление поставить во главу угла воспитательного процесса ребёнка с его индивидуальными особенностями, интересами и запросами, обеспечить ему право самостоятельного выбора предмета или явления окружающей действительности для изучения, оказывать всяческую поддержку и помощь в качестве педагогического сопровождения индивидуального развития личности. Однако надо заметить, что выдвижение подобных задач в сфере обучения не было достаточно последовательным и результативным.
Становление индивидуального обучения в образовательной теории и образовательной практике отечественной школы имеет ряд существенных противоречий, осознать которые помогает историко-культурная постановка проблемы.
Важно отметить, что ретроспективный анализ идей и практики индивидуализации обучения позволяет выделить четыре основных методологических направления, в контексте которых проблема обсуждается на протяжении нескольких веков развития педагогической картины мира [20]:
- допарадигмальное состояние, связанное со становлением
теоретической педагогики и ее пребыванием в лоне философии;
- классическая рациональность, нашедшая отражение в ориентации
педагогики в ее развитии на логику классического естествознания;
- неклассическая рациональность, проявившаяся в расцвете
множества течений XX века, ориентирующихся на разнообразные схемы анализа образовательной практики;
- постнеклассическая рациональность, особенностями которой
становятся антропологические и гуманитарные поиски теоретической педагогики.
Идея необходимости индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы принадлежит еще Яну Амосу Коменскому (1592-1670), который на страницах своих педагогических трудов указал на необходимость сочетания индивидуальной и групповой учебной деятельности в условиях классноурочной системы. В «Великой дидактике» разработаны организационные вопросы деятельности учителя с учётом особенностей учеников, которых Я.А. Коменский делил на шесть типов, предлагая соответствующие им педагогические воздействия: «Во-первых, есть ученики с острым умом, стремящиеся к знанию и податливые; они преимущественно перед всеми другими особенно способны к занятиям. Им ничего не нужно, кроме того, чтобы предлагалась научная пища. Во-вторых, есть дети, 7
обладающие острым умом, но медленные, хотя и послушные. Почву бесплодную, говорит Катон, не следует ни обрабатывать, ни трогать.» [28].
Отечественная система образования переживает непростой период реформирования и модернизации. Бурное развитие информационных и компьютерных технологий подталкивает к пересмотру и переосмыслению традиционных способов получения образования, смещая акценты на более эффективные и современные формы. Дистанционное обучение, получившее развитие в начале XXI века, открывает широкие возможности для многих категорий граждан в получении образования. Однако и для этой инновационной в практическом плане формы обучения насущными являются вопросы качества образования, которое в современном понимании связывается с образовательным мониторингом и педагогическими измерениями. В этой связи необходим поиск новых эффективных методов контроля и оценки результатов дистанционного обучения.
На основе проведенного анализа существующих технологий обучений, наиболее оптимальной оказалась адаптивная технология обучения. Также были определены общие требования к данной технологии обучения.
Применение систем дистанционного обучения позволяет не только сохранить качество традиционных технологий передачи знаний, но в ряде случаев за счет использования адаптивных алгоритмов добиться заметного повышения результатов обучения обучающихся.
В процессе опытно-экспериментальной работы, разработанный адаптивный дистанционный курс был пройден успешно. Проведенная работа показала, что адаптивный курс позволяет не только оценить уровень знаний обучаемых, но и выявить проблемы и сложности в изученном материале, что способствует их ликвидации в последующем.
Выпускная квалификационная работа позволит учителям информатики общеобразовательных учреждений применять на своих уроках разработанный адаптивный дистанционный курс.
Проведенная работа даёт основание сделать вывод о том, что адаптивный дистанционный курс является эффективным инструментом контроля знаний учащихся, позволяющим реализовать требования ФГОС.
1. Абатурова, В.В. Обучение учащихся по индивидуальным учебным планам и программам // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2007. - № 9. - С.11-18.
2. Александрова Е.А. Индивидуальный образовательный маршрут // Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005. Вып. 5 (24). С. 52-53.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1988. С.27.
4. Балашова Ю.Б. Эволюция и поэтика российского литературного альманаха как типа издания: автореф. дисс. докт. филол. наук. - СПб., 2011. С.6.
5. Балашова Ю.Б. Эволюция и поэтика российского литературного альманаха как типа издания: автореф. дисс. докт. филол. наук. - СПб., 2011. С.8.
+ еще 50 источников
оригинал в pdf формате
Тема: | «Организация процесса индивидуализированного обучения на базе адаптивного дистанционного курса по информатике» | |
Раздел: | Информатика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 71 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Элективные курсы по праву в школе
Дипломная работа:
Формирование лексических навыков в режиме дистанционного обучения
ВКР:
Научно-методическое сопровождение математической подготовки обучающихся средством дистанционных образовательных курсов
ВКР:
Численные методы в школьном курсе информатики
ВКР:
Разработка тестовых заданий для проверки знаний по информатике для подготовки к огэ