Дипломная работа

«Влияние статистических нагрузок на нарушение осанки у учащихся»

  • 45 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОЗВОНОЧНИК. НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ 6

1.1 Понятие о позвоночнике 6

1.2 Сколиоз и его виды 10

1.3 Диагностика сколиоза 13

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ СКОЛИОЗА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15

2.1 Классификация методов коррекции сколиоза. 25

2.2 Коррекция сколиоза средствами ЛФК 16

ГЛАВА 3. Практическая часть. 19

Выводы по практической части 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

Список литературы 40

Введение

Позвоночник является основным стержнем нашего организма, дающий нам возможность ходить прямо. Нервы, отходящие от спинного мозга, который находится внутри позвонков, управляют всем телом. Позвоночник не только определяет не только положение тела в пространстве, но и жизнеспособность человека. Он обеспечивает выносливость и правильное функционирование внутренних органов. Из-за недостаточной физической нагрузки и неправильного питания мускулатура теряет тонус, а кости становятся пористыми. Происходит недостаточная циркуляция крови, разрушение хрящей и дисков. Уже с детского возраста человек часто имеет искривление позвоночника, которое с годами приводит к следующим патологиям: сколиоз, остеоартроз позвоночника, радикулит, межпозвоночные грыжи.

На сегодняшний день эта проблема остается крайне актуальной, поскольку число школьников с нарушением осанки становится все больше. Многие ученые и врачи, такие как Багрова Ф.И.(1963), Фомина Н.Д.(1986), Козлов В.И (1983), описывали процессы образования осанки и факторы, влияющие на её деформацию, а также методы восстановления. В работах они указали, что нарушение осанки страдают около 40% детей начальной школы и, примерно у 30% детей средних и старших классов отмечаются какие-либо ортопедические отклонения.

В данной работе мы рассмотрели самую распространенную проблему опорно-двигательном аппарате — это сколиоз или искривление позвоночника. Сколиоз — серьезный дефект в правильном развитии позвоночника человека, который негативно сказывается на работу сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной систем и желудочно-кишечного тракта, нервной системы.

Объектом исследования является проблема нарушения осанки у школьников МБОУ «Лицей № 62» города Уфа.

Предмет исследования является влияние статических нагрузок на опорно-двигательный аппарат детей школьного возраста.

Цель работы — выявить насколько распространен сколиоз среди учащихся, определить его последствия, а также методы коррекции и предотвращения сколиоза.

На основе поставленной цели были определены задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме ВКР;

2. Дать теоретический обзор нарушений осанки и раскрыть понятие «сколиоз»;

3. Выявить причины появления сколиоза, дать характеристику диагностики;

4. Рассмотреть нарушения осанки в школьном возрасте;

5. Подготовиться к эксперименту по выявлению сколиоза у детей средних классов и подобрать меры по профилактике патологий позвоночника;

6. Сделать выводы по проделанному эксперименту и привести свои выводы по дипломной работе.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования, включающие общетеоретические методы научного познания (теоретический анализ, обобщение); общепедагогические методы (изучение, опытно-экспериментальное исследование, формирующий эксперимент, педагогические наблюдения, анкетирование и др.).

В ходе работы были затронуты вопросы морфологии и физиологии осевого скелета человека, лечебной и адаптивной физической культуры, теории и методики физической культуры.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые производился сбор данных и обработка результатов анкетирования по выявлению сколиоза у учащихся МБОУ «Лицей №62», в ходе которого было выявлено несколько физиологических проблем сколиоза среди учащихся средних классов.

Гипотеза исследования основывалась на том, что сколиоз является последствием не только влиянием статических нагрузок, но и халатным отношением к своему здоровью. В большинстве случаев профилактика этого заболевания актуальна только для детей школьного возраста из-за длительного пребывания в сидячем положении за рабочим столом, в результате чего происходит искривление осанки и усиление нагрузки на отдельные позвонки. Привычное искривление влечет развитие сколиоза.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ПОЗВОНОЧНИК. НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ

1.1 Понятие позвоночник

Позвоночник представлен тридцатью позвонками соединенными хрящами. Между позвонками расположены межпозвоночные диски, которые не только соединяют тела позвонков друг с другом, но и выполняют функцию амортизаторов, обеспечивают подвижность позвоночника. Гибкость дает нам возможность нам наклоняться и поворачиваться. Также позвоночник защищает спинной мозг. Позвоночный столб состоит из следующих отделов: в шейный отдел входят 7 позвонков (на рис. 1 - 1), грудной — из 12 позвонков (2), а поясничный отдел - из 5 позвонков (3). Следующий отдел, а точнее крестцовый, представляет собой 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость- крестец (4). Последний отдел позвоночника — копчик (5), который состоит из 4-5 сросшихся позвонков.

Рис. 1: Строение позвоночного столба

Осанка — это привычное положение тела. Здоровая осанка должна выглядеть так: спина прямая, голова слегка поднята, плечи расправлены и отведены назад, живот втянут (рис.2). Это дает возможность правильно работать внутренним органам. При оценке осанки учитываются не только положение головы и плеч, но и соотношение расположения таза и ног.

Определяющим фактором осанки является в первую очередь, одинаковая длина и форма нижних конечностей. Разная длина нижних конечностей вынуждает тазовые кости и крестец находиться в неправильном положении, что приводит к изменению положения верхних отделов позвоночника. Это объясняется тем, что крестец является основанием позвоночника, на котором крепятся все остальные отделы скелета. Далее идет угол наклона таза, который образуется горизонтальной плоскостью и плоскостью входа в малый таз. Для женщин этот показатель составляет 55-60°, у мужчины — 50-55°. Мера этого угла определяет величину изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости.

Важным определяющим правильной осанки является положение и форма позвоночника. Положение лопаток тоже учитывается при оценке правильности осанка. У здорового человека лопатки расположены симметрично относительно позвоночника и равномерно прилегают к грудной клетке. (В.И. Козлов, 1983). Позвоночник поддерживают мышцы, от степени развития которых зависит правильное его расположение. Хронические заболевания негативно сказываются на осанке, потому что меняется мышечный баланс тела из-за напряжения мышц. Некоторые отклонения от нормы сопровождаются принятием вынужденного положения, что также способствует нарушению осанки. (А. И. Журавлева, 1993).

Разнообразие видов осанки у людей связано с текущем состоянием человека, индивидуальными особенностями удержания туловища в вертикальном положении, с активной работой мышц и усталости. Поэтому осанку человека нельзя рассматривать только со стороны соматических характеристик. Длительное нахождение в неправильном положении за рабочим столом приводит искривлению позвоночника и к ненормальной работе внутренних органов. Нагрузки распределяются неровно, вызывая истончение дисков и защемление нервов. Развиваются следующие болезни: нарушения осанки, сколиотическая болезнь у школьников, кифосколиозы подростков, остехондроз у взрослых, а также тяжелые патологии у пожилых людей. Основные виды нарушения осанки представлены на рис.2.

Рис. 2: Виды осанки: 1 - нормальная осанка, 2 - круглая спина, 3 - плоская спина, 4 - кругло-вогнутая спина, 5 - нарушение осанки во фронтальной плоскости (сколиоз)

При нормальной осанке (рис.2 вид 1) голова и шея расположены прямо, физические изгибы и угол наклона таза правильные, остистые отростки находятся в вертикальном положении, ягодичные складки расположены симметрично, длина конечностей одинаковая, положение стоп правильное, треугольники талии равные, плечи развернуты и опущены, живот плоский или немного выпуклый. Важной причиной нарушения осанки у школьников, по мнению многих авторов, является недостаток педагогического воздействия в дошкольном возрасте, так как с началом обучения в школе в режиме дня детей, а значит и в деятельности всех систем организма, происходит значительная перестройка (О. Барашева, 2000).

Виды нарушения осанки. Круглая спина или тотальный кифоз (рис.2., вид 2) при котором увеличивается грудной кифоза и отсутствует поясничный изгиб. Для правильного хождения дети сгибают ноги. Угол наклона таза уменьшается, голова наклоняется вперед, а надплечия приподнимаются. У детей с круглой спиной укорачиваются и напрягаются верхние фиксаторы лопаток, разгибатель туловища в поясничном отделе. Длина мышц, разгибающих тело в грудном отделе, мышц живота и ягодичных увеличивается. Плоская спина (рис. 2, вид 3.) характеризуется уменьшением физиологических изгибов позвоночника, функция амортизации позвоночника снижена, что отрицательно сказывается на состоянии спинного и головного мозга. В основном это наблюдается при разных упражнениях. В случае плоской спины грудная клетка уплощена и относительно узкая. Живот в нижней части выдается вперед, мышцы спины ослаблены. Плоская спина — это результат функциональной неполноценности мускулатуры. Именно недостаточная мышечная тяга не обеспечивает нормальный наклон таза и развитие изгибов позвоночника. Кругло-вогнутая спина (рис. 2., вид. 4) - это следующий вид нарушение осанки, при котором уменьшается грудной кифоз, а поясничный лордоз либо увеличивается, либо остается без изменений. Шейный изгиб уплощается, угол наклона таза увеличивается, таз смещается назад, ноги слегка сгибаются.

Заключение

Большое значение в жизнедеятельности ребенка занимает правильная осанка. На основе исследования мы можем сказать, что детей с искривленным позвоночником становится все больше. Это все зависит от продолжительного пребывания в неправильном положении за рабочим столом. Одну из главных причин в нарушении осанки занимает недостаток двигательной активности- слабые мышцы спины и живота не могут долго удерживать тело в правильном положении.

Следует отметить, что здоровых детей на данный момент больше, чем детей испытывающие боли в спине и ногах. Тяжелые стадии искривления могут привести к следующим осложнениям: варикоз, деформация грудной клетки, таза, уменьшение дыхательного объема легких, ухудшение работы сердца и амортизации позвоночника, нарушение положения внутренних органов грудной клетки и брюшной полости.

Результаты нашего исследования показали, что 30% опрошенных учащихся имеют боли в позвоночнике, среди которых 38% имеют эпизодические боли, а 3% постоянные. У 10% детей с искривлением осанки умеренная боль, но у 9% терзающая, которая превышает 5 баллов по 10-бальной шкале. 40% исследуемых детей имеют боли в ногах, среди них 36% обладают эпизодической болью и 5% постоянной. Обезболивающие препараты

принимают 10% иногда и 1,4% постоянно. Сколиоз вызывает патологии различных систем организма. У исследуемой группы замечено 10% детей с патологиями пищеварительной, сердечно-сосудистой систем и почками. Детей с данной проблемой становится больше, чем взрослых из-за отсутствия физического воспитания и халатного отношения к своему здоровью.

Однако не стоит перекладывать всю ответственность на ребенка. Родители, учителя и медицинские работники должны не только с детства прививать любовь к активному образу жизни, но и следить за правильностью протекания процесса коррекции осанки, а также доводить лечение до конца.

Список литературы

1. Абальмасова Е.А. Особенности детского позвоночника и их клиническое значение // Руководство для врачей в 3 томах под ред. Ю.Г.Шапопшикова,- М., 2013.- Т. 3 ортопедия.- С. 131 - 13.

2. Абальмасова Е.А., Левая Н.В. Клинический полиморфизм диспластического сколиоза // Ортопедия, травматология и протезирование.-2014.-№ 12.-С. 1 7.

3. Абальмасова Е.А., Ходжаев P.P. Сколиоз.- Ташкент, 2012.- 200 с.

4. Абрамова Е.А. Роль нарушения осанки в развитии хронического атрофического гастрита: Дис. . канд. мед. наук.- Новосибирск, 2012.- С. 112.

5. Алмазов И.В., Сутулов В.С.Атлас по гистологии и эмбриологии.- М.,2012.- С. 58 59, 95 - 96, 99 - 100,240 - 24.

+ еще 35 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Влияние статистических нагрузок на нарушение осанки у учащихся»
Раздел: Биология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 45
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика