Курсовая работа
«Основы работы социального педагога по профилактике табакокурения»
- 52 страниц
ВВЕДЕНИЕ ….….….3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО-ЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКО-КУРЕНИЯ.7-24
1.1. Табакокурение как вид зависимости.7-14
1.2. Роль социального педагога в профилактике табакокурения: формы и методы работы.14-23
Вывод по первой главе….….24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРО-БЛЕМЫ ТАБАКОКУРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.25-39
2.1. Диагностика склонности младших школьников к табако-курению.25-33
2.2. Формирующая работа по профилактике табакокурения среди младших школьников в условиях общеобразовательной школы.33-38
Вывод по второй главе….….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….40-41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…42-44
ПРИЛОЖЕНИЯ ….….45-53
Актуальность исследования. В современном мире накопилось много чрезвычайно опасных проблем. Среди них есть препятствия, которые считаются обыденными, и препятствия, которые возникают неожиданно и считаются одним из главных «зол» современного общества. К такому явлению и относится табакокурение.
В России курит 65% мужчин, 30% женщин - всего 44 миллиона взрослых, что составляет 40% населения страны - самый высокий показатель употребления табака в мире. По интенсивности курения: в среднем мужчины выкуривают по 18 сигарет в день, женщины по 13 сигарет; по возрасту курящих: 7,3% миллиона человек в России начали курить в возрасте моложе 15 лет, самый ранний возраст приобщения к курению 8-10 лет.
Согласно приведенной статистике, курение становится одной из самых вредных и распространенных привычек, которая не только наносит вред здоровью, но и препятствует формированию у детей адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностное и нравственное развитие человека.
Несмотря на то, что в современном мире ведется постоянная борьба с данной зависимостью, пропагандируется пагубное ее влияние на социализацию личности, с каждым годом количество детей, оказывающихся под влиянием этой пагубной привычки, становится все больше и больше. Происходит это оттого, что современная молодежь вместо впитывания полезной информации погружена в виртуальный мир, где все радужно и комфортно. А выбравшись на секунду, минуту, миг из этого «мирка», дети не понимают своего предназначения, значимости и нужности, своего места в современном обществе.
Выбор темы исследования обусловлен тем, что ситуация в образова-тельных учреждениях современности касаемо профилактики табакокурения среди детей младшего школьного возраста воспринимается недостаточно серьезно. Мероприятия профилактического характера носят формальный характер. А вместе с тем общее число табакозависимых неуклонно растет.
Недоступность большинству школьников информации о вреде табакокурения, методах профилактики табакозависимости делает антитабачную пропаганду малоэффективной. Именно поэтому тема нашего исследования и является актуальной.
Объектом исследования является табакозависимость детей в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования – профилактика табакокурения у детей младшего школьного возраста в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Целью данного исследования является изучение основных форм и методов социально – педагогической профилактики табакокурения среди младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Основная гипотеза исследования. Деятельность социального педагога по профилактике табакокурения младших школьников будет успешной в том случае, если:
1) выявлены причины табакозависимости;
2) определены методы и формы профилактической работы табакокуре-ния среди подрастающего поколения (лекции, беседы, тренинги, «круглые столы», встречи с сотрудниками правоохранительных органов, здравоохранения).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. осуществить теоретический анализ научной психологической, педагогической, методической литературы по теме «табакокурение детей», определить основные причины возникновения данного явления и особенности его проявления у детей;
2. рассмотреть формы и методы социально – педагогической профи-лактики табачной зависимости среди младших школьников в общеобразовательной школе;
3. экспериментально продиагностировать склонность детей к табако-курению;
4. провести формирующую работу по профилактике табакокурения среди младших школьников в условиях общеобразовательной школы, проанализировать результаты.
Теоретической основой исследования являются работы как отечественных, так и зарубежных ученых: по проблеме понимания содержания причин, механизмов формирования, критериев и стадий зависимого поведения (Я.И. Гилинский, А.В. Гоголева, А.Ю. Егоров, Ц.П. Короленко, В.Д. Менделевич, и др.); по вопросам исследования психологических характеристик младших школьников, способствующих развитию у них зависимого поведения (Г.С. Абрамова, О.Н. Безрукова, К.Р. Брагина, Б.С. Волков, Н.А. Горбач, В.В. Давыдов, Е.Д. Дедков, Р.П. Ефимкина, О.А. Толченов, О.В. Хухлаева); по вопросам социально – педагогической деятельности по организации профилактики табакокурения (М.В. Жукова, Н.А. Залыгина, К.С. Лисецкий, Л.Г. Леонова, А.В. Котляров, и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ, обобщение, изучение документации, эмпирический метод, диагностические (анкетирование, наблюдение, беседы, тесты), практические занятия, игровые методы.
Базой исследования послужил 4 класс средней общеобразовательной школы. В исследовании приняла участие группа детей в количестве 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков) в возрасте 9-10 лет.
Практическая ценность обусловлена следующим. Проделанная работа позволит практикующим социальным педагогам и работникам образовательных учреждений наработанные сведения использовать при работе с детьми.
Материалы и результаты исследования по теме были представлены педагогическому коллективу школы и получили положительную оценку.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 7 приложений.
1.1. Табакокурение как вид зависимости
Табак в переводе с латинского «Nicotiana tabacum» означает многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых, выращиваемое обычно как однолетнее. В Европе табак стал известен после возвращения из Америки участников второй экспедиции Христофора Колумба (1496), которые привезли его семена. Первоначально табак в качестве декоративного растения выращивали в Испании, откуда он относительно медленно распространялся в другие страны. Однако процесс распространения табака резко ускорился после того, как табак повторно попал в Европу - из Бразилии он был завезен во Францию. Тогда же началось его широкое употребление.
В Россию табак был завезен в 1585 году иностранными купцами через Архангельск. Данное новшество сразу же было встречено резко отрицательно и царской властью, и духовенством. Табак новшество считали признаком было развращения нравов, резко средством, губительным царской для народного здоровья. духовенством Однако с приходом считали к власти Петра развращения I, который пристрастился средством к курению во время народного своего пребывания Однако в Западной Европе, власти запрет на употребление который табака был отменен специальным время указом (1697) пребывания и одновременно же первый Европе царь ввел употребление налог в пользу отменен казны от его продажи. Дело (1697) было настолько первый выгодным, а вред ввел курения не настолько пользу очевидным, что императрица продажи Екатерина II в 1763 было году издала выгодным высочайший манифест курения «О разведении как в Малой очевидным России, так и в великороссийских Екатерина областях насаждений году разных чужестранных высочайший табаков», где местным разведении властям предписывалось России «.всем малороссийским областях обывателям выдавать разных безденежно семена табаков» американские и печатную властям инструкцию, как с оными всем семенами обходиться обывателям и как табак собирать, безденежно вялить, вязать американские в папуши и сохранять». инструкцию Таким образом, семенами курение стало очень собирать широко распространено вязать во всем мире, сохранять» в том числе и в нашей образом стране.
Табакокурение, как разновидность девиантного поведения человека - всегда следствие определенных внешних и внутренних предпосылок. Вся работа с такими детьми должна исходить из принципа «не навреди», что предполагает высокопрофессиональную и разностороннюю помощь и поддержку со стороны социальных работников и социальных психологов, педагогов, родителей, медиков и работников правоохранительных органов.
Опираясь на изученный материал, можно с точностью сказать, что детский возраст – это период в развитии человека, включающий в себя многогранные ступени развития всех сторон психофизиологического становления личности. Именно в это время происходит становление личности, определение себя в социуме. Ребенок наиболее подвержен влиянию окружающего его мира. На становление его характера имеют влияние и семья, и школа, и общество в целом. Каждая из этих стезей накладывает на развивающийся характер свой отпечаток. Результатом такого влияния может оказаться приобретение как положительных, так и отрицательных навыков и умений.
Результаты исследования потребления табака в детской среде общеобразовательных учреждений наглядно показывают, что современные учащиеся достаточно хорошо осведомлены об отрицательном влиянии курения на здоровье (ограничение физических возможностей, появление зависимости, проявление внешней непривлекательности, трата денег). В то же время они постоянно подчеркивают положительные моменты курения: снятие напряжения, повышение авторитета среди сверстников, сплочение группы. Основными мотивами начала курения они считают:
• желание приобрести друзей;
• влияние сверстников;
• чувство взрослости и независимости;
• курение родителей;
• любопытство.
Таким образом, проведенное исследование показало, что среди детей по-прежнему широко распространены мифы о табаке и его положительных моментах, а уровень интереса к этой проблеме довольно высок, информационно-просветительское направление профилактической работы остается актуальным.
После проведения формирующей работы отмечена положительная динамика – проведение формирующей работы положительно сказалось на риске появления зависимого поведения в условиях системы образования.
Следовательно, в рамках данного исследования нашла свое подтверждение гипотеза о том, что деятельность социального педагога по профилактике табакокурения среди младших школьников будет успешной в том случае, если применять в работе комплексно-разработанную программу профилактической борьбы с табакозависимостью среди подрастающего поколения.
1. Александров, А.А. Профилактика курения: роль и место психолога [Текст] / А.А. Александров, В.Ю. Александрова // Вопросы психологии. – М., 2006. - № 4. – С. 35-42.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] // Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] // Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 384 с.
4. Ахмерова, С.Г. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие для учителей [Текст] // С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мубинова, Э.А. Ижбулатова.- Уфа: Изд-во «Информ-реклама», 2005. - 144 с.
5. Большая медицинская энциклопедия [Текст] // под ред. Семашко Н.А. М.: АО «Советская энциклопедия», 2011. – 440 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] // под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 348 с.
7. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] // А. Валлон. - СПб.: ПИТЕР, 2001. – 196 с.
8. Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков [Текст] // А.Ю. Его-ров, С.А. Игумнов. - СПб.: Речь, 2005. – 216 с.
9. Еременко, Н.И. Профилактика вредных привычек [Текст] // Н.И. Еременко. М.: Глобус, 2007. – 80 с.
10. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь [Текст] // В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. М.: АСТ, 2008. – 868 с.
11. Змановская, Е.В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения [Текст] // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2013. - Вып. 5 (133). - с. 189-194.
12. Клочко, В.Е. Возрастная психология. Учеб. пособие для высш. учеб, заведений [Текст] // под ред. В.Е. Клочко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] // В.С. Мухина. – М.: Академия, 2009. - 311с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия.: учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] // В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 624 с.
15. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. [Текст] // Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр. «ВЛАДОС», 2002. - кн. 2: Психология образования. - 427 с.
16. Райс, Ф., Долджин, К. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] // Ф. Райс, К. Долджин. - 12-е изд. Спб: ПИТЕР, 2013. – 273 с.
17. Реан, А.А. Психология подростка [Тескт] // А.А. Реан. - М.: АСТ, 2008. – 128 с.
18. Скипина, Е.А. Курительные смеси. Кальян. Насвай. (информационно-методический материал по профилактике наркомании среди подростков в помощь медицинским работникам, педагогам и родителям) [Текст] // Е.А. Скипина. - Курган, 2010. – 57 с.
19. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во института психотерапии, 2002. – 490 с.
20. Хриптович, В.А. Мотивационные аспекты курения [Текст] // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: Материалы международной научной конференции / В.А. Хриптович, М.А. Валитов. Гомель: Знание, 2008. – 112 с.
21. Цзен Н.В. Психотренинг: игры и упражнения [Текст] // Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. - Изд. 2-е, доп. - М.: Независимая фирма «Класс», 2003. – 272 с.
22. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения [Текст] // А. Карелин. - М.: 000 Издательство АСТ, 2007. – 416 с.
23. Юсупов, В.В., Корзунин, В.А. Психологическая диагностика зависимого поведения [Текст] // В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. - СПб.: Питер, 2007. – 128 с.
Тема: | «Основы работы социального педагога по профилактике табакокурения» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 52 | |
Цена: | 3000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по профилактике конфликтов в подростковой среде
Дипломная работа:
Методы работы социального педагога общеобразовательной школы по профилактике агрессивного поведения младших подростков
Дипломная работа:
Профилактика агрессивного поведения младших школьников в общеобразовательном учреждении
Дипломная работа:
Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа
Дипломная работа:
Социально-педагогическая деятельность по организации свободного времени подростков