Курсовая работа

«Основы работы социального педагога по профилактике табакокурения»

  • 52 страниц(ы)
  • 370 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: racetchica

ВВЕДЕНИЕ ….….….3-6

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО-ЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКО-КУРЕНИЯ.7-24

1.1. Табакокурение как вид зависимости.7-14

1.2. Роль социального педагога в профилактике табакокурения: формы и методы работы.14-23

Вывод по первой главе….….24

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРО-БЛЕМЫ ТАБАКОКУРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.25-39

2.1. Диагностика склонности младших школьников к табако-курению.25-33

2.2. Формирующая работа по профилактике табакокурения среди младших школьников в условиях общеобразовательной школы.33-38

Вывод по второй главе….….39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….40-41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…42-44

ПРИЛОЖЕНИЯ ….….45-53

Актуальность исследования. В современном мире накопилось много чрезвычайно опасных проблем. Среди них есть препятствия, которые считаются обыденными, и препятствия, которые возникают неожиданно и считаются одним из главных «зол» современного общества. К такому явлению и относится табакокурение.

В России курит 65% мужчин, 30% женщин - всего 44 миллиона взрослых, что составляет 40% населения страны - самый высокий показатель употребления табака в мире. По интенсивности курения: в среднем мужчины выкуривают по 18 сигарет в день, женщины по 13 сигарет; по возрасту курящих: 7,3% миллиона человек в России начали курить в возрасте моложе 15 лет, самый ранний возраст приобщения к курению 8-10 лет.

Согласно приведенной статистике, курение становится одной из самых вредных и распространенных привычек, которая не только наносит вред здоровью, но и препятствует формированию у детей адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностное и нравственное развитие человека.

Несмотря на то, что в современном мире ведется постоянная борьба с данной зависимостью, пропагандируется пагубное ее влияние на социализацию личности, с каждым годом количество детей, оказывающихся под влиянием этой пагубной привычки, становится все больше и больше. Происходит это оттого, что современная молодежь вместо впитывания полезной информации погружена в виртуальный мир, где все радужно и комфортно. А выбравшись на секунду, минуту, миг из этого «мирка», дети не понимают своего предназначения, значимости и нужности, своего места в современном обществе.

Выбор темы исследования обусловлен тем, что ситуация в образова-тельных учреждениях современности касаемо профилактики табакокурения среди детей младшего школьного возраста воспринимается недостаточно серьезно. Мероприятия профилактического характера носят формальный характер. А вместе с тем общее число табакозависимых неуклонно растет.

Недоступность большинству школьников информации о вреде табакокурения, методах профилактики табакозависимости делает антитабачную пропаганду малоэффективной. Именно поэтому тема нашего исследования и является актуальной.

Объектом исследования является табакозависимость детей в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования – профилактика табакокурения у детей младшего школьного возраста в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Целью данного исследования является изучение основных форм и методов социально – педагогической профилактики табакокурения среди младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

Основная гипотеза исследования. Деятельность социального педагога по профилактике табакокурения младших школьников будет успешной в том случае, если:

1) выявлены причины табакозависимости;

2) определены методы и формы профилактической работы табакокуре-ния среди подрастающего поколения (лекции, беседы, тренинги, «круглые столы», встречи с сотрудниками правоохранительных органов, здравоохранения).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1. осуществить теоретический анализ научной психологической, педагогической, методической литературы по теме «табакокурение детей», определить основные причины возникновения данного явления и особенности его проявления у детей;

2. рассмотреть формы и методы социально – педагогической профи-лактики табачной зависимости среди младших школьников в общеобразовательной школе;

3. экспериментально продиагностировать склонность детей к табако-курению;

4. провести формирующую работу по профилактике табакокурения среди младших школьников в условиях общеобразовательной школы, проанализировать результаты.

Теоретической основой исследования являются работы как отечественных, так и зарубежных ученых: по проблеме понимания содержания причин, механизмов формирования, критериев и стадий зависимого поведения (Я.И. Гилинский, А.В. Гоголева, А.Ю. Егоров, Ц.П. Короленко, В.Д. Менделевич, и др.); по вопросам исследования психологических характеристик младших школьников, способствующих развитию у них зависимого поведения (Г.С. Абрамова, О.Н. Безрукова, К.Р. Брагина, Б.С. Волков, Н.А. Горбач, В.В. Давыдов, Е.Д. Дедков, Р.П. Ефимкина, О.А. Толченов, О.В. Хухлаева); по вопросам социально – педагогической деятельности по организации профилактики табакокурения (М.В. Жукова, Н.А. Залыгина, К.С. Лисецкий, Л.Г. Леонова, А.В. Котляров, и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ, обобщение, изучение документации, эмпирический метод, диагностические (анкетирование, наблюдение, беседы, тесты), практические занятия, игровые методы.

Базой исследования послужил 4 класс средней общеобразовательной школы. В исследовании приняла участие группа детей в количестве 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков) в возрасте 9-10 лет.

Практическая ценность обусловлена следующим. Проделанная работа позволит практикующим социальным педагогам и работникам образовательных учреждений наработанные сведения использовать при работе с детьми.

Материалы и результаты исследования по теме были представлены педагогическому коллективу школы и получили положительную оценку.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 7 приложений.

1.1. Табакокурение как вид зависимости

Табак в переводе с латинского «Nicotiana tabacum» означает многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых, выращиваемое обычно как однолетнее. В Европе табак стал известен после возвращения из Америки участников второй экспедиции Христофора Колумба (1496), которые привезли его семена. Первоначально табак в качестве декоративного растения выращивали в Испании, откуда он относительно медленно распространялся в другие страны. Однако процесс распространения табака резко ускорился после того, как табак повторно попал в Европу - из Бразилии он был завезен во Францию. Тогда же началось его широкое употребление.

В Россию табак был завезен в 1585 году иностранными купцами через Архангельск. Данное новшество сразу же было встречено резко отрицательно и царской властью, и духовенством. Табак новшество считали признаком было развращения нравов, резко средством, губительным царской для народного здоровья. духовенством Однако с приходом считали к власти Петра развращения I, который пристрастился средством к курению во время народного своего пребывания Однако в Западной Европе, власти запрет на употребление который табака был отменен специальным время указом (1697) пребывания и одновременно же первый Европе царь ввел употребление налог в пользу отменен казны от его продажи. Дело (1697) было настолько первый выгодным, а вред ввел курения не настолько пользу очевидным, что императрица продажи Екатерина II в 1763 было году издала выгодным высочайший манифест курения «О разведении как в Малой очевидным России, так и в великороссийских Екатерина областях насаждений году разных чужестранных высочайший табаков», где местным разведении властям предписывалось России «.всем малороссийским областях обывателям выдавать разных безденежно семена табаков» американские и печатную властям инструкцию, как с оными всем семенами обходиться обывателям и как табак собирать, безденежно вялить, вязать американские в папуши и сохранять». инструкцию Таким образом, семенами курение стало очень собирать широко распространено вязать во всем мире, сохранять» в том числе и в нашей образом стране.

Табакокурение, как разновидность девиантного поведения человека - всегда следствие определенных внешних и внутренних предпосылок. Вся работа с такими детьми должна исходить из принципа «не навреди», что предполагает высокопрофессиональную и разностороннюю помощь и поддержку со стороны социальных работников и социальных психологов, педагогов, родителей, медиков и работников правоохранительных органов.

Опираясь на изученный материал, можно с точностью сказать, что детский возраст – это период в развитии человека, включающий в себя многогранные ступени развития всех сторон психофизиологического становления личности. Именно в это время происходит становление личности, определение себя в социуме. Ребенок наиболее подвержен влиянию окружающего его мира. На становление его характера имеют влияние и семья, и школа, и общество в целом. Каждая из этих стезей накладывает на развивающийся характер свой отпечаток. Результатом такого влияния может оказаться приобретение как положительных, так и отрицательных навыков и умений.

Результаты исследования потребления табака в детской среде общеобразовательных учреждений наглядно показывают, что современные учащиеся достаточно хорошо осведомлены об отрицательном влиянии курения на здоровье (ограничение физических возможностей, появление зависимости, проявление внешней непривлекательности, трата денег). В то же время они постоянно подчеркивают положительные моменты курения: снятие напряжения, повышение авторитета среди сверстников, сплочение группы. Основными мотивами начала курения они считают:

• желание приобрести друзей;

• влияние сверстников;

• чувство взрослости и независимости;

• курение родителей;

• любопытство.

Таким образом, проведенное исследование показало, что среди детей по-прежнему широко распространены мифы о табаке и его положительных моментах, а уровень интереса к этой проблеме довольно высок, информационно-просветительское направление профилактической работы остается актуальным.

После проведения формирующей работы отмечена положительная динамика – проведение формирующей работы положительно сказалось на риске появления зависимого поведения в условиях системы образования.

Следовательно, в рамках данного исследования нашла свое подтверждение гипотеза о том, что деятельность социального педагога по профилактике табакокурения среди младших школьников будет успешной в том случае, если применять в работе комплексно-разработанную программу профилактической борьбы с табакозависимостью среди подрастающего поколения.

1. Александров, А.А. Профилактика курения: роль и место психолога [Текст] / А.А. Александров, В.Ю. Александрова // Вопросы психологии. – М., 2006. - № 4. – С. 35-42.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] // Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] // Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 384 с.

4. Ахмерова, С.Г. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие для учителей [Текст] // С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мубинова, Э.А. Ижбулатова.- Уфа: Изд-во «Информ-реклама», 2005. - 144 с.

5. Большая медицинская энциклопедия [Текст] // под ред. Семашко Н.А. М.: АО «Советская энциклопедия», 2011. – 440 с.

6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] // под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 348 с.

7. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] // А. Валлон. - СПб.: ПИТЕР, 2001. – 196 с.

8. Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков [Текст] // А.Ю. Его-ров, С.А. Игумнов. - СПб.: Речь, 2005. – 216 с.

9. Еременко, Н.И. Профилактика вредных привычек [Текст] // Н.И. Еременко. М.: Глобус, 2007. – 80 с.

10. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь [Текст] // В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. М.: АСТ, 2008. – 868 с.

11. Змановская, Е.В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения [Текст] // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2013. - Вып. 5 (133). - с. 189-194.

12. Клочко, В.Е. Возрастная психология. Учеб. пособие для высш. учеб, заведений [Текст] // под ред. В.Е. Клочко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.

13. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития [Текст] // В.С. Мухина. – М.: Академия, 2009. - 311с.

14. Мухина, В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия.: учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] // В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 624 с.

15. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. [Текст] // Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр. «ВЛАДОС», 2002. - кн. 2: Психология образования. - 427 с.

16. Райс, Ф., Долджин, К. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] // Ф. Райс, К. Долджин. - 12-е изд. Спб: ПИТЕР, 2013. – 273 с.

17. Реан, А.А. Психология подростка [Тескт] // А.А. Реан. - М.: АСТ, 2008. – 128 с.

18. Скипина, Е.А. Курительные смеси. Кальян. Насвай. (информационно-методический материал по профилактике наркомании среди подростков в помощь медицинским работникам, педагогам и родителям) [Текст] // Е.А. Скипина. - Курган, 2010. – 57 с.

19. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во института психотерапии, 2002. – 490 с.

20. Хриптович, В.А. Мотивационные аспекты курения [Текст] // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: Материалы международной научной конференции / В.А. Хриптович, М.А. Валитов. Гомель: Знание, 2008. – 112 с.

21. Цзен Н.В. Психотренинг: игры и упражнения [Текст] // Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. - Изд. 2-е, доп. - М.: Независимая фирма «Класс», 2003. – 272 с.

22. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения [Текст] // А. Карелин. - М.: 000 Издательство АСТ, 2007. – 416 с.

23. Юсупов, В.В., Корзунин, В.А. Психологическая диагностика зависимого поведения [Текст] // В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. - СПб.: Питер, 2007. – 128 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Основы работы социального педагога по профилактике табакокурения»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 52
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика