Дипломная работа

«Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа»

  • 69 страниц
Содержание

Введение….….3

Глава I. Теоретические основы работы социального педагога в учреждениях интернатного типа…6

1.1 Понятие «учреждение интернатного типа». История развития учреждений интернатного типа….….6

1.2 Современная система учреждений интернатного типа….19

1.3 Содержание деятельности социального педагога в учреждениях интернатного типа….…30

Выводы по первой главе….….40

Глава II. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа….43

2.1 Направления деятельности социального педагога в учреждениях интернатного типа…43

2.2 Описание опыта работы социального педагога ГБОУ «Бокситовская специальная (коррекционная) школа-интернат VII вида» Салаватского района Республики Башкортостан….….50

Выводы по второй главе….….60

Заключение….62

Список литературы…64

Введение

Актуальность. Одной из чрезвычайно актуальных проблем современной России является проблема сиротства.

Рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неуклонно растёт по разным причинам: падение социального престижа семьи, материальные и жилищные трудности граждан, увеличение внебрачной рождаемости и снижение стабильности брака; увеличение среди сирот, детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению.

Традиционным для нашей страны путём решения проблем воспитания, образования и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является развитие системы учреждений государственного попечения разного типа, то есть интернатных учреждений. Их в нашей стране сегодня насчитывается более 2100. Это общеобразовательные школы-интернаты, спеиализированные школы-интернаты, специальные (коррекционные) школы-интернаты, детские дома (в том числе семейного типа). Современная система интернатных учреждений представлена семью типами и видами учреждений.

Из этого общего числа государственных учреждений интернатного типа, по данным Министерства образования Российской Федерации, 1315 являются детскими домами. Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в опекунских, патронатных и приемных семьях.

Среди современных образовательных учреждений широкое распространение получаютучреждения интернатного типа, в которых кроме образования, воспитанники получают содержание, воспитание, лечение, коррекцию, реабилитацию, адаптацию.

Важнейшим направлением деятельности в учреждениях интернатного типа является социально-педагогическая защита, адаптация, профилактика, коррекция и реабилитация, которую организует и проводит социальный педагог совместно с другими специалистами.

Поэтому, изучение особенностей работы социального педагога в учреждениях интернатного типа является актуальным направление современной науки.

Цель исследования: выявить особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.

Объектом исследования: работа социального педагога в учреждениях интернатного типа.

Предмет исследования: особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.

Задачи исследования:

1. Уточнить понятие «учреждение интернатного типа», рассмотреть историю развития и состояние современной системы учреждений интернатного типа.

2. Проанализировать содержание социально-педагогической деятельности социального педагога в учреждениях интернатного типа.

3. Описать опыт работы социального педагога ГБОУ «Бокситовская специальная (коррекционная) школа-интернат VII вида» Салаватского района Республики Башкортостан.

Методы исследования: теоретические методы исследования (теоретический анализ психолого-педагогической, педагогической, социально-педагогической литературы по проблеме исследования, метод моделирования), эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, обобщение практического опыта, изучение документации), опросные методы исследования (анкетирование, обобщение независимых характеристик, экспертная оценка).

Теоретической основой являются исследования В.В. Белякова, Е.А. Горшкова, М.Р. Зезиной, И.Б. Цилюгиной по особенностям организации и функционирования учреждений интернатного типа; Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, Ф.А. Мустаевой, М.В. Шакуровой, Т.А. Шишковец по осуществлению социально-педагогической деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании эффективных условий работы социального педагога в учреждении интернатного типа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в результате исследования материалы могут быть использованы социальными педагогами, педагогами в ходе социально-педагогической деятельности в учреждении интернатного типа.

База исследования: ГБОУ «Бокситовская специальная (коррекционная) школа-интернат VII вида» Салаватского района Республики Башкортостан.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

1.1 Понятие «учреждение интернатного типа». История развития учреждений интернатного типа.

Интернат (от лат. Internus - внутренний) – образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находятся на частичном или полном государственном обеспечении [16, с. 111].

Интернатом также называют общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, приют для инвалидов и одиноких престарелых, где они обеспечиваются уходом и заботой.

Например, школа-интернат – это «образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей» [7].

Начиная с 1993 года интернатные учреждения относятся к государственной системе социальной защиты несовершеннолетних. Такой статус присвоен интернатным учреждениям согласно указу президента России от 6 сентября 1993 года «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».

Интернатные учреждения всех типов для детей сирот и детей, лишенных родительской заботы, призваны обеспечить своим подопечным условия для проживания, всестороннего развития, воспитания, получения определенного уровня образования, профессиональной ориентации и подготовки. Их главная задача - подготовить детей к самостоятельной жизни, сделать так, чтобы ребёнок не остался на улице без надзора, питания и крова.

Современная система учреждений интернатного типа представлена семью видами учреждений. Это общеобразовательные школы-интернаты, специальные (коррекционные) школы-интернаты, детские дома, специальные (коррекционные) детские дома, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и суворовские, нахимовские, кадетские школы-интернаты.

К сожалению, обучение и воспитание в учреждениях интернатного типа накладывает отпечаток на психическое развитие и формирование личности ребёнка.

Для того, чтобы представить деятельность социального педагога в учреждении интернатного типа, рассмотрим психолого-педагогические особенности воспитанников таких учреждений.

Известно, что дети, которые с раннего возраста находятся в учреждениях интернатного типа, по некоторым психолого-педагогических характеристикам отличаются от детей, воспитывающихся в семье.

У детей дошкольного возраста, которые воспитываются в учреждениях интернатного типа, характерным является сниженная познавательная активность, отставание в развитии речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения.

«Чтобы ребёнок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали – необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности» [ 6, с. 77].

Контингент воспитанников интернатных учреждений разнообразен. Судьба, психологические особенности, социальная ситуация развития у каждого из них индивидуальна и, чаще всего, они уже имеют значительный негативный жизненный опыт.

«Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же ребёнок не умеет общаться, он нервозен, добивается внимания и в то же время его отторгает, переходит на агрессивность или отчуждение. Он не умеет быть внимательным к людям и любить. Ребёнок относится к окружающим недружелюбно» [6, с. 77].

У детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, формируются жестокость, равнодушие, конфликтность, обидчивость. Это происходит вследствие отсутствия родительского тепла, заботы и любви.

Как правило, дети, живущие в интернатах, посещают школу совместно с детьми из обычных семей. В школе они отрицательно относятся к детям из семей, конфликтуют с ними, сторонятся общения и взаимодействия. «Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их право на нарушение общественных устоев» [ 6, с. 77].

Без семьи, без родительской опеки у воспитанников интерната формируется противопоставление своего коллектива обществу и другим людям. «Чужими» они считают всех, кто находится за пределами интерната. Но и внутри своего коллектива ребёнок часто чувствует себя одиноким и ненужным.

«Ребёнок в интернате должен адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в коллективе создаёт напряжение, тревожность, иногда вызывает агрессию. В интернатах и детских домах распространены онанизм, гомосексуализм, сексуальные отклонения. Всё это результат недостающей родительской любви, отсутствия положительных эмоций социально адаптированного человека» [6, с. 77].

Отсутствие для ребенка близкого и значимого взрослого является предпосылкой развития асоциальных форм поведения. Дефицит общения со взрослыми не способствует развитию у ребенка чувства привязанности. Отсутствие привязанности замедляет развитие познавательной активности, делает ребенка пассивным и эмоционально глухим.

У детей, живущих в интернате на полном государственном обеспечении, формируется иждивенческая позиция. Они не знают реальной цены вещам, которые их окружают. У них отсутствуют бережливость, ответственность, умение экономить. Дети придерживаются позиции «нам должны», «дайте».

Нахождение ребенка в учреждении интернатного типа нарушает представления о временных характеристиках. Часто дети ничего не знают о себе в прошлом, не могут представить своего будущего.

У них довольно размытые и неконкретные представления о собственной семье. Неясность в собственном прошлом и в причинах собственного «социального» сиротства препятствуют созданию самоидентичности.

Дети с трудом представляют свое будущее. Они ориентированы только на ближайшее будущее- поступление в школу, обучение в коллежде или техникуме, но не на сложную постоянную трудовую занятость.

Интеллектуальное развитие, воспитывающихся вне семьи, отличается дисгармоничностью, неравномерностью и несбалансированностью видов мышления.

Предметное и наглядно- образное мышление остаются главными. Вербальное мышление может при этом достигать возрастных норм, а невербальное значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми.

Отклонения в психическом развитии у воспитанников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют другой, специфический тип отклонений, по сравнению с тем, который наблюдается у детей из семьи.

Как у любого человека, у детей интернатных учреждений нередко возникает желание посидеть в одиночестве. «В интернатах нет помещения, где ребёнок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки.

Без внутреннего самососредоточения у него формируется определённый стандартный социальный тип личности. Стремясь к обособлению, дети осваивают чердаки и подвалы. И это, в особенности без опеки взрослых, приводит к безрассудным поступкам, побегам и бродяжничеству» [ 6, с. 77].

По психическому развитию воспитанники интернатных учреждений отличаются от ровесников, живущих в семьях. Они развиваются медленней, часто болеют и страдают хроническими заболеваниями.

Таким образом, в учреждениях интернатного типа находятся дети, которые испытывают значительные трудности в процессе обучения и воспитания.

Причины, по которым ребёнок попадает в интернатное учреждение различны. Рассмотрим самые распространённые.

1. Смерть родителей (сиротство).

2. Отказ от воспитания рёбёнка (брошенные дети, «отказники»).

3. Ненадлежащее исполнение родительских обязательств или социальное сиротство (лишение или ограничение родительских прав).

4. Отдалённое проживание от образовательного учреждения.

5. Потребность в специальных образовательных условиях (дети-инвалиды).

6. Необходимость постоянного медицинского присмотра.

7. Желание получить профильное (военное) образование.

8. Невозможность получения образования в обычной школе в связи с фактом нарушения действующего законодательства.

История развития учреждений интернатного типа связана с милосердием и благотворительностью. Ещё в Древней Руси ведущую роль в ней играла церковь.

Результаты историко-социальных и историко-педагогических исследований показывают, что «во всех европейских странах, включая Древнюю Русь, вплоть до Средневековья отношение к детям не отличалось гуманностью. Родители распоряжались детьми по своему усмотрению, больного или «лишённого» ребёнка могли убить, продать в рабство» [ 26, 5].

Лишь с укреплением христианского мировоззрения, милосердие к детям, особенно брошенным и обездоленным, забота о них распространилась повсеместно. «Основой этого отношения стала одна из основных заповедей христианства – о любви к ближнему. Церковь указала на милосердие как на путь спасения души человека.

На Руси любовь к ближнему традиционно выражалась в сострадании страждущему, а её первым требованием признавалась личная милостыня» [ 26, с. 5].

В развитии учреждений интернатного типа можно выделить три основных этапа, каждый из которых связан с определёнными личностями, количественными и качественными изменениями в системе.

Переломным моментом в истории развития учреждений интернатного типа, благотворительности и государственного призрения по праву можно считать крещение Руси в 988 году.

После принятия христианства активно стала развиваться традиция личная благотворительность русских князей, которая носила религиозный характер. Киевский князь Владимир Красное Солнышко «уставом 996 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц» [27, с. 42].

После крещения Руси князь Владимир занялся строительством церквей, богаделен, монастырей и больниц, чем заслужил безмерную любовь народа.

«Владимир устраивал пиршества на княжеском дворе не только для бояр и знати (градских старцев), но и для людей бедных, всячески стараясь удовлетворить их нужды.

Его благотворительность распространялась и на тех, кто не мог прийти за помощью на его двор. Князь велел своим людям развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи и раздавать по дворам нищим и убогим» [27, с. 43].

Все начинания Владимира были продолжены его сыном, князем Ярославым Мудрым.

В системе попечительства над детьми он вошёл в историю как составитель первого письменного русского свода законно – «Русской правды» .

Примером заботы князя о детях своего государства может служить статья «Русской правды», касающаяся раздела наследства: «Двор отцовский всегда без раздела принадлежит меньшему сыну» [27, с. 44].

Кроме этого, в документе Ярослава Мудрого был даже предусмотрен случай деления имущества между детьми, рождёнными от одного отца, но разных матерей.

«Был решён также вопрос о наследстве детям в случаях, когда нерадивая мать «проедала» это наследство. Здесь же едва ли не в первые появляется забота о самой женщине: «Но дети не могут согнать вдовствующей матери со двора или отнять, что отдано ей супругом» [27, с. 44].

Чтобы дети, не стали сиротами при живых родителях, Ярослав Мудрый распорядился передавать детей на воспитание ближайшим родственникам отца при повторном замужестве матери. « Конечно, это было не совсем справедливо по отношению к матери, но, думается, являлось своего рода страховкой от возможного дурного обращения отчима с детьми» [27, с. 45].

«Русская правда» Ярослава Мудрого включила в себя первое подобие социальной программы. Из 37 статей свода законов, восемь были полностью посвящены проблеме защиты детей. Данный документ определил всё дальнейшее законотворчество на Руси, так как последующие законодательные документы строились по подобию и образцу «Русской Правды».

Так, в русской юридической практике с самого начала прочно были утверждены основы социальной политики.

Благотворительные дела князя-христианина Владимира и его сына Ярослава Мудрого можно считать первым этапом развития деятельности государства по отношению к детям-сиротам, а вернее - результатом сплетения частной и государственной благотворительности, так как на пожертвования бедным и немощным тратились деньги, поступающие в государственную казну сбором налогов.

«Первые века христианства на Руси были отмечены душевной простотой его ревнителей, которые свято верили и точно соблюдали евангельские заповеди. Для них христианская гуманность, вера в силу добра, убеждённость в важности человеколюбия не были отвлечёнными нормами, а наоборот, являлись непреложными истинами, не выполнять и не следовать которым они считали для себя невозможным» [27, с. 45].

Вторым этапом развития интернатных учреждений стало «возникновение и развитие системы общественного призрения – как на личном, так и на коллективном, групповом, учрежденческом уровне. Особенно преуспели в этом церкви и монастыри, вокруг них складывались целые слободки, население которых жило за счёт милостыни» [33, с. 8].

Второй этап развития интернатных учреждений связан с именами великого российского реформатора Петра I и императрицы Екатерины II. «Попытки борьбы с попрошайничеством (и просящих, и дающих милостыню наказывали штрафом и кнутом) при Петре I не увенчались успехом. Но при нём началось создание системы общественного призрения – расширенное строительство больниц, богаделен, сиротских и смирительных домов для призрения незаконнорожденных младенцев и прядильных домов для людей «праздношатающихся и им подобных» » [34, с. 8].

В период правления Екатерины II система общественного призрения охватила практически все слои населения, которые нуждались в социальной защите.

Основоположником системы интернатных учреждений в России по праву можно считать общественного деятеля Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795).

Его деятельность началась в Париже. В 1762 году он был вызван в Петербург, где начал свою деятельность под покровительством Петра III.

Императрица Екатерина II относилась к нему с большим уважением и вместе с ней он решил «при помощи воспитания создать «новую породу людей», для чего предполагал создание закрытых учебных заведений, изолированных от влияния семьи и общества» [ 17, с. 32].

«На открытые ею особые приказы общественного призрения возлагались обязанности по устройству и содержанию народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, домов для неизлечимо и психически больных, работных и смирительных домов» [34,9].

В 1764 году был открыт Воспитательный дом в Москве, который рассматривался как самостоятельное ведомство и освобождался от государственных пошлин.

«В нём предполагалось воспитывать детей-граждан, способных служить отечеству делами своих рук в различных ремёслах и искусствах.

Воспитанники этого учреждения имели особые привилегии. Они и их потомки оставались вольными и не могли быть закрепощены» [26, с. 7].

В 1770 году такой же Воспитательный дом был открыт в Петербурге. Позже, подобные учреждения появились в Новгороде, Воронеже, Ярославле и других городах.

«В 1775 году был основан приказ общественного призрения –по существу, система государственной помощи. Это произошло на сто лет раньше, чем в Америке – родине социальной работы. Новое ведомство проводило всю социальную политику в стране» [26, с. 7]

Средств, которые были в государственной казне, на социальную защиту всех слоёв населения было не достаточно. Появилась идея добровольно-обязательного попечения нуждающихся под государственным контролем, которая воплощалась в жизнь благодаря участию в деле призрения членов императорской семьи. Земства сыграли немалую роль в решении проблем призрения.

В 19-ом веке впервые появляются детские приюты, которые были созданы на средства частных благотворителей.

Послереволюционный или советский период является третьим этапом развития системы интернатных учреждений.

К 1913 году в России насчитывалось уже 900 воспитательных домов и закрытого типа. Более 80 % воспитанников этих заведений были полусиротами или сиротами; другие имели родителей, но являлись беспризорными или происходили из бедных семей, не имевших средств на содержание ребёнка.

Лишь 5 % финансирования этих учреждений были государственными, а остальное – частные средства.

Заключение

В современной России учреждения интернатного типа являются незаменимой частью социальной защиты самых уязвимых представителей нашего социума – детей.

Основоположником системы учреждений интернатного типа в России можно считать общественного деятеля Ивана Ивановича Бетского.Эта система зародилась в Древней Руси, активно развивалась в период Крещения Руси, во времена Петра I и Екатерины II.

Современная система учреждений интернатного типа представлена семью видами. Это общеобразовательные школы-интернаты, специальные (коррекционные) школы-интернаты, детские дома, специальные (коррекционные) детские дома, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и суворовские, нахимовские, кадетские школы-интернаты.

Конечно, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, находясь в интернатном учреждении и выходя из него, испытывают трудности в адаптации к жизни в обществе, нередко попадают в категорию асоциальных граждан и, тем самым, обостряют социальную напряженность в стране.

Современная социально-педагогическая наука разработала большое количество форм и методов работы социального педагога в учреждениях интернатного типа. Содержание деятельности социального педагога в учреждениях интернатного типа имеет свои особенности и включает в себя: определение статуса ребёнка, составление индивидуальной программы развития ребёнка, адаптацию и реабилитацию ребёнка, представление интересов ребёнка, социализацию воспитанников.

Основными направлениями деятельности социального педагога в учреждениях интернатного типа являются: различные виды помощи ребёнку; диагностика; реабилитация; коррекция; профилактика; консультирование; решение конфликтов; разработка индивидуальных программ; правовое просвещение; воспитание и социализация.

В ГБОУ «Бокситовская специальная (коррекционная) школа-интернат VII вида» работа социального педагога ведётся по плану и предполагает такие направления, как образование, воспитание, досуг и отдых, труд, социальная адаптация и другие.

Таким образом, обобщая исследование по данной теме, мы можем перечислить следующие выявленные особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа:

-работа с особым контингентом воспитанников (дети-сироты, социальные сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья и др. );

-работа в условиях закрытого (ограниченного) социального окружения воспитанника;

- большой объём работы с документами (личные дела воспитанников; документы, подтверждающие статус ребёнка; характеристики; справки; акты обследования жилищно-бытовых условий; медицинская документация и др.);

- различные направление социально-педагогической деятельности: обучение, воспитание, адаптация, реабилитация, социализация и др.

-большая морально-психологическая нагрузка, связанная с личным переживанием социального педагога жизненной ситуации каждого воспитанника.

Список литературы

1. Алмазов, Б. Н. Методика и технологии социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

2. Алиев, М. Н. Педагогические условия предупреждения и преодоления подростковой дезадаптации [Текст] / М. Н. Алиев, Ш. А. Гаджиев // Педагогика. – 2011 - № 7. – С. 67-70

3. Басов Н. Ф. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 256 c.

4. Беляков, В. В. Сиротские детские учреждения России: Учебное пособие [Текст] / В. В. Б Беляков. – М.: 1993. – 146 с.

5. Блонский, Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х томах. М., 1979 г.

6. Блонский, П. П. Педология: Книга для преподавателей и студентов высших педагогически учебных заведений [Текст] / Под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 288 с.

7. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Ю.В. Василькова. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с.

8. Викепедия: свободная интернет-энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: w*w. wikipedia.org, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз.русский.

9. Воскресенский, Н. Л. Иппотерапия как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст] / Н. Л. Воскресенский // Учитель Башкортостана. – 2012. - № 6. – С. 109-111.

10. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под общ.редакцией М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

11. Горшкова, Е. А. Воспитательные дома и приюты Российской Империи [Текст] / Е. А. Горшкова// Педагогика. – 1995. - № 1. – С. 4-7.

12. Дементьева И. Социальная адаптация детей-сирот [Текст] / И. Дементьева // Социальный педагог.– 2003.– № 2.– С.64-72.

13. Деятельность социального педагога в учреждениях интернатного типа Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://dipland.r*, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз.русский.

14. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] /.И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова; Под ред. И.В. Дубровиной.– М.: Просвещение, 1991. – 245 с.

15. Ерошенков, И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. Н. Ерошенков. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 221 с.

16. Зайнышева, И. Г. Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов учебных заведений [Текст] / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

17. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика: Учебник [Текст] И. А. Зайцева, В.С. Кукушкина, Г.Г. Ларина, Н. А. Румега, В. И. Шатохина. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 304 с.

18. Зезина, М. Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР [Текст] / М. Р. Зезина // Педагогика. – 2000 - № 3. – С. 58-67

19. Киржой, Е. Н. Особенности процесса социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации [Текст] / Е. Н. Киржой // Воспитание школьников. – 2012. - № 6. – С. 34-37.

20. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: Учебник [Текст]\ Г. М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2007. – 528 с.

21. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] /А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с. : ил.

22. Мананикова, Е. Н. Педагогическая психология: Учебное пособие [Текст] \ Е. Н. Мананикова. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 224 с.

23. Мардахаев, Л. В. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учеб заведений [Текст] / Автор-составитель Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368.

24. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник [Текст] / Л. В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.

25. Мардахаев, Л. В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в трудной жизненной ситуации [Текст] / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. – 2010. - № 6. – С. 4-10.

26. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед.вузов [Текст] / А. В. Мудрик. – М.: Издательский цент «Академия», 2003. – 2000 с.

27. Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст] / Ф. А. Мустаева. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.

28. Нестерова, Г. Ф. Технология и методика социальной работы: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст] / Г. Ф. Нестерова, И. В. Астэр. – М.: Издательский цент «Академия», 2011. – 208 с.

29. Нечаева, А. М. Охрана детей-сирот в России (История и современность) [Текст] /А. М. Нечаева. – М.: 1994. – 214 с.

30. Никитина, Л. Е. Социальный педагог в школе [Текст] / Л. Е. Никитина.- М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2003. – 112 с.

31. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров [Текст] \ Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 460 с.

32. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.

33. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Л. Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.

34. Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа для детей-сирот Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://profile-edu.r*, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз.русский.

35. Павленок, П. Д. Основы социальной работы: учебник [Текст] / П. Д. Павленок. – М.: ИНФРА, 2009. – 560 с.

36. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей [Текст] / И. П. Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с.: ил.

37. Работа социального педагога в образовательных учреждениях Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://profile-edu.r*, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз.русский.

38. Работа социального педагога в учреждениях интернатного типа Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://w*w.twirpx.com, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз.русский.

39. Сластёнин, В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогически учебных заведений [Текст] \ В. А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с.

40. Тетерский, С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие [Текст] С. В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.

41. Ханжин, Е. В. Основы социальной работы: Учебное пособие [Текст] \ Е. Н. Ханжин, Т. П. Карпова, Н. П. Ерофеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.

42. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие [Текст] \ И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2002. – 519 с.

43. Холостова, Е. И. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие [Текст] Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 427 с.

44. Холостова, Е. И. Технологии социальной работы: учебник [Текст] / Под общей ред. проф. Е. И. Холостовой. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.

45. Цилюгина, И.Б. Становление и развитие образовательных учреждений интернатного типа в Башкирии в 20-30-е годы XX века: монография [Текст] / И.Б. Цилюгина. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 120 с.

46. Шакурова, М. В. Методика и технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / М. В. Шакуров . – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

47. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

48. Шишковец, Т. А. Справочная книга социального педагога [Текст] / Т. А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2007. – 336 с.

49. Шульга Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: учебное пособие [Текст] / Т.И. Шульга, Н.Я Олифиренко, А.В. Быков.– М.: Издательство УРАО, 2003.– 400с.

50. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / М.В. Фирсов, Е.Г Студенов.–М.: Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС, 2000.– 432с.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 69
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика