Курсовая работа
«Мифология Древнего Китая»
- 25 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИФОЛОГИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 5
1.1 Отличительные черты мифологии Древнего Китая 5
1.2 Влияние мифологии Древнего Китая на искусство 8
2. ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 11
2.1 Общий обзор мифов Древнего Китая 11
2.2 Мифология даосизма и китайского буддизма 16
2.3 Поздняя народная мифология 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Мифология Древнего Китая представляет явление, интересное с куль-турологической точки зрения. Она имеет, как общие черты, так и отличи-тельные особенности в сравнении с мифологией других народов. Общим с мифологией других народов: шумеров, египтян, индийцев, греков являются развитие архаических верований и, в результате, более глубокое, широкое и многогранное освоение мира. Но мифология Древнего Китая также имеет и своих характерные, отличительные особенности. Существуют ярко выраженные черты мифологии Древнего Китая характерные только для данного народа или редко встречающиеся в мифологических верованиях и преданиях других народов. Именно поэтому и является актуальной данная тема.
Мифология Древнего Китая представляется, в определенном смысле, уникальным явлением. Являющаяся одной из древнейших в мире, зафикси-рованная в древнейших источниках письменности – фрагментарная, много-численная, синкретичная по сведениям, она очень трудна для своего восприятия и изучения. Тем не менее, она была предметом изучения многих ученых. Возможно выделить труды, посвященные данной теме, И.Г. Баранова, И. Вернера, В. Ежова, Б.Л. Рифтина, А.М. Самозванцева, Э.М. Яншиной.
Целью данной работы является полный и всесторонний анализ особенностей мифологии Древнего Китая. В соответствии с целью в работе выделены следующие задачи:
- выявление отличительных черт мифологии Древнего Китая;
- изучение влияния мифологии Древнего Китая на культуру Китая того времени;
- анализ основных особенностей древнекитайской мифологии.
Объектом исследования данной работы является древнекитайская ми-фология как культурное явление. Предмет исследования – устные и письменные источники, отображающие древнекитайскую мифологию.
Методологическая база исследования содержит как общенаучные, так и частнонаучные методы: диалектический, описательный, системный и срав-нительно-правовой.
Источниковедческой базой работы являются древние исторические и философские сочинения, отображающие мифологию Древнего Китая.
Структура работы определена в соответствии с ее целями и задачами и включает в себя введение, две главы, включающие в себя четыре параграфа, заключение, а также список использованной литературы
Проанализируем теперь влияние мифологии Древнего Китая на сферу искусства страны. Ранняя эвгемеризация, развитие философского учения Конфуция и его сторонников, влияющее на общественную жизнь страны, отсутствие таких литературных жанров как драма и эпос привела к малому присутствию древнекитайской мифологии в области словесного искусства. В качестве обратного примера, можно отметить творчество Цюй Юаня – известного древнекитайского поэта. Можно вспомнить также отдельные не-большие поэмы, например, «Фея реки Ло», написанная Цао Чжи в III в. Более поздняя средневековая повествовательная проза, представляющая из себя короткие повести и рассказы «былички», как правило, о встречах духов и людей, наполнена образами даосской и народной мифологии. Сказы «бяньвень» (время развития – VIII-X вв.) содержат в себя пересказы жизнеописаний бодхисатв и будд, то есть, наполнены буддийским содержанием.
Подводя итоги проделанной работы, возможно сделать следующие основные выводы.
В мифологии Древнего Китая сочетаются, с одной стороны, древняя политеистическая мифология, с другой стороны, сочетание пластов мифологии разного времени, с «наслоением» друг на друга. При этом буддизм не способствовал уничтожению народной мифологии, в отличие от других двух основных мировых религий – христианства и мусульманства.
«Высшая» и «низшая» мифология Древнего Китая, при этом, имеет нечеткие границы. Анализируя некоторых ее персонажей, невозможно определить, принадлежат ли он к «высшим» – богам, или «низшим» – духам.
Древнекитайская мифология взаимодействует и получает свое развитие в результате влияния философских основ религиозных вероучений. По своей сути, она является комплексом, который включает в себя даосскую, буддистскую, а также позднюю народную мифологию. Все эти виды древнекитайской мифологии – отдельные мифологические системы, между которыми существует определенная взаимосвязь. Даосская мифология широко использует древние мифы. В синкретической поздней народной мифологии присутствуют даосская и буддийская системы, в виде образов и представлений.
Пантеон богов и духов Древнего Китая – многочисленен в сравнении с мифологией других народов. Это связано с тем, что в ней представлена мифология различных частей страны, разного времени и разных официальных религий.
Древнекитайская мифология имеет широкую письменную основу. Древние письменные памятники являются источниками, облегчающими изучение мифологии Древнего Китая. С другой стороны, письменная основа не только облегчает, но и затрудняет этот процесс. Необходима скрупулезная текстологическая работа по сравнению различных текстов, чтобы выявить истинные мифологические данные, без их трактовки и интерпретации с точки зрения различных религиозных учений.
Интересной особенностью древнекитайской мифологии является свое-образная «бюрократизация» подземного и небесного мира. Они чем-то похожи на систему отделов в крупном государственном учреждении, в чью компетенцию входит заведование различными мировыми событиями.
И, наконец, в мифологии Древнего Китая имеет место историзация мифологии и мифологизация истории. Мифологизация истории, когда реальным историческим личностям приписывают определенные фантастические черты, имеет место у всех народов. Но только древнекитайской мифологии присуще историзация мифов, например, в работах Конфуция и его последователей.
1. Баранов А.Г. Верования и обычаи китайцев. – М., 1999.
2. Вернер Э. Мифы и легенды Китая. – М, 2005.
3. Ежов В. Мифы Древнего Китая. – М., 2004.
4. Денике Б. Краткая история искусства Китая. – М., 2008.
5. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Институт Дальнего Востока. – М.: Вост. лит., 2006 – Т. 2.
6. Маркова А.Н. Культурология. – М., 2007.
7. Рифтин Б.Л. Китайская мифология. // Мифы народов мира / Энциклопе-дия. В 2-х т. Т. 1. – М., 1980.
8. Самозванцев А.М. Мифология Востока. – М., 2000.
9. Юань К. Мифы Древнего Китая. – М., 1987.
10. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. – М., 1984.
Тема: | «Мифология Древнего Китая» | |
Раздел: | История | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 25 | |
Цена: | 450 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Культура Древнего Китая: социальные основы и характер знания
Дипломная работа:
Специфика китайского государства в эпоху хань
Курсовая работа:
Древнегреческая мифология
Реферат:
Философия Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм
Реферат:
Государство и право Древнего Китая