Курсовая работа

«Древнегреческая мифология»

  • 27 страниц(ы)
  • 4752 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение…3

Глава 1. Древнегреческая мифология: источники и общая характеристика…. 6

1.1. Источники греческой мифологии….6

1.2. Общая характеристика….10

1.3. Периоды развития древнегреческой мифологии….13

Глава 2. Образ древнегреческого героя Тесея в литературе и искусстве…17

Заключение….…. 22

Литература….…25

Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем фактом, что мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.

Мифология как наука о мифах имеет богатую и продолжительную историю. Первые попытки переосмысления мифологического материала были предприняты еще в античности. Изучением мифов в разные периоды времени занимались: Эвгемер, Д. Вико, Ф. Шеллинг, В. Мюллер, А.Н.Афанасьев, А.А. Потебня, К. Леви-Строс, Л. Леви-Брюль, Э. Кассирер, З.Фрейд, К. Юнг, А.Ф. Лосев, В.Н. Топоров, Е.М. Мелетинский, О.М.Фрейденберг, М. Элиаде и многие другие. Но до настоящего времени так и не оформилось единого общепринятого мнения о мифе. Безусловно, в трудах исследователей существуют и точки соприкосновения. Отталкиваясь именно от этих точек, нам представляется возможным выделить основные свойства и признаки мифа.

Представители различных научных школ акцентируют внимание на разных сторонах мифа. Так, Ф. Рэглан (Кембриджская ритуальная школа) определяет мифы как ритуальные тексты, Э. Кассирер (представитель символической теории) говорит о их символичности, А.Ф. Лосев (теория мифопоэтизма) – на совпадение в мифе общей идеи и чувственного образа, А.Н. Афанасьев называет миф древнейшей поэзией, Р. Барт – коммуникативной системой. Существующие теории кратко изложены в книге Е.М. Мелетинского «Поэтика мифа».

Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную), но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады-воительницы, относятся к определенному периоду развития греческой мифологии. Такими периодами являются: древнейший хтонический, или дофессалийский, доолимпийский; фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология – своего рода единственная форма первобытного мышления – гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение древнегреческой мифологии.

Задачи исследования:

1) Дать общую характеристику древнегреческой мифологии;

2) Определить источники древнегреческих мифов;

3) Проследить основные этапы развития древнегреческой мифологии;

4) Рассмотреть образ Тесея в древнегреческой мифологии и его интерпретацию в литературе.

Методы исследования: исследовательский.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ: ИСТОЧНИКИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1. Источники греческой мифологии

Мифология – это предания или сказания различных народов мира, изображающие природу и всех окружающих древних людей предметов как живых существ, владеющих магическими свойствами и огромной силой. Также мифология включает в себя рассказы о героях, занимающих место между людьми и богами, которые совершали деяния недоступные обычным людям. Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы – художественной и научной. Основными источниками изучения греческой мифологии являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явление, в реальности которого у автора не возникает сомнений. Иное отношение к мифологии мы наблюдаем у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов («Теогония»), обнаруживая большую склонность к хтонической мифологии. В классической лирике (7-5 вв. до н.э.), где мифология служит средством для передачи самоощущений и излияний личности, миф сам по себе в значительной мере блекнет, но в нем выдвигаются неведомые Гомеру и Гесиоду моменты. Греческая драма (V в. до н.э. – Эсхил, Софокл, Еврипид) явилась синтезом внеличного, созерцательного эпоса и личного субъективного самоощущения в лирике. В трагедии судьба, рок – вся эта трудно усваиваемая бездна античного пессимизма получила свою логику, историю, свои образы. Из комедиографов к образам греческой мифологии обращался Аристофан (5 в. до н.э). Эллинистическая поэзия – Феокрит, Бион, Мосх (4-3 вв. до н.э.) и другие авторы – дает ряд мелких и изящных мифологических образов. Немаловажный мифологический материал, изобилующий экзотическими именами, содержат гимны Каллимаха (3 в. до н.э.). Из поэтов-александрийцев особенно интересен Аполлоний Родосский (3 в. до н.э.), изложивший в поэме «После Гомера» события после смерти Гектора до взятия Трои и Нонн Панополитанский (5 в), который в поэме «Дионисовы песни» сообщает много фактов в связи с рождением и жизнью Диониса. Источниками для изучения греческой мифологии являются также труды Филострата Старшего и Филострата Младшего (3 в. н.э.). Каллистрата (4 в.) и эпиграмматистов (Мелеагр, 1 в. до н.э., и др.).

Из собраний гимнов важны так называемые Гомеровские гимны, пять из которых (к Аполлону – два, к Гермесу, Афродите и Деметре) возникли в классический период (но позже «Илиады» и «Одиссее»), остальные – в эллинистическую эпоху. В так называемых Орфических гимнах, восходящих к 6 в. до н.э., содержатся эпитеты богов, помогающие анализировать мифологические образы. Третье собрание гимнов – гимны Прокла (5 в. н.э.) резюмируют работу античной мифологической мысли над рядом центральных образов.

Сведения по греческой мифологии содержатся и в произведениях римских авторов 1 в. до н.э. - 2 в. н.э. (Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик). «Метаморфозы» Овидия представляют собой по существу мифологическую энциклопедию.

При изучении греческой мифологии используются сочинения историков: Геродота (5 в. до н.э.), Полибия (3-2 вв. до н.э.), Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия (1 в. до н.э.), географа Страбона (1 в. н.э.), а также сохранившиеся во фрагментах сочинения логографов и генеалогов Гекатея, Акусилая, Асклепиада и других. Среди этих авторов выделяются Ферекид и Гелланик, у которых мы находим целую космогонию.

Будучи одной из древнейших форм освоения мира, греческая мифология имеет огромное самостоятельное эстетическое значение.

Мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах. Греческие мифы подвергались различным философским и поэтическим толкованиям. Приход христианства положил конец почитанию божеств, однако сами древнегреческие мифы, образы древних божеств и рассказы о них продолжали бытовать в Средневековье и продолжают привлекать к себе внимание и в наши дни.

Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы – художественной и научной. Основными источниками изучения греческой мифологии являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Мифология Древней Греции в своем развитии прошла следующие этапы: доолимпийский, олимпийский, поздний героизм. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму.

Мы, порой, даже не подозреваем, насколько глубоко проникли герои и образы древних мифов в нашу жизнь. В каждодневной речи мы часто употребляем такие известные выражения, как «Авгиевы конюшни», «Эдипов комплекс», «Ахиллесова пята», «Кануло в лету», «Содом и Гоморра», «Все в Тартарары», «Взгляд Горгоны», «Геростратова слава» и другие. Происхождение их связано с сюжетами древней мифологии.

Не отдавая себе отчета, мы порой говорим о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты – порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги – обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины – амазонке.

Многие великие художники и скульпторы черпали свое вдохновение из сюжетов мифов Древней Греции. Это и «Персей и Андромеда» Рубенса, «Пейзаж с Полифемом» Пуссена, «Даная» и «Флора» Рембрандта и картины наших художников («Дедал, привязывающий крылья Икару») П. Соколова, («Встреча Аполлона и Дианы») К. Брюллова, («Посейдон, несущийся по морю») И. Айвазовского. Тесей является действующим лицом трагедии Эсхила «Элевсиняне», переговорами добился выдачи тел павших под Фивами; трагедий Софокла «Эдип в Колоне», «Тесей»; трагедий Еврипида «Ипполит», «Геракл», «Умоляющие», «Эгей» и «Тесей», Ахея Эретрийского «Тесей», Гераклида «Тесей», Акция «Тесей», Сенеки «Федра» и «Геркулес в безумье», Расина «Федра».

Таким образом, религия и мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, богах и героях.

1. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. – М.: Лениздат, 1990. – 224 с.

2. Античная мифология. Энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 768 с.

3. Армстронг К. Краткая история мифа. – М.: Эксмо, 2011. – 460 с.

4. Боннар А. Греческая цивилизация. – М.: Наука, 1992. – 269 с.

5. Ботвинник М.Н., Коган М.А., Рабинович М.Б., Селецкий Б.П. Иллюстрированный мифологический словарь. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. – 384 с.

6. Белох Ю. История Греции в 2-х томах. Том 2. Кончая Аристотеля и завоевание Азии. / Под ред. и со вступ. ст. Ю.И. Семенова. – М., 2009. – 474 с.

7. Голосовкер Я. Избранное. Логика мифа. – М.: Изд-во Центр гуманитарных инициатив, 2010. – 496 с.

8. Гомер. Одиссея. – М.: Издат-во Азбука-Классика, 2008. – 350 с.

9. Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учебное пособие. – М.: Наука, 2009. – 420 с.

10. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. – М.: Изд-во АСТ, 2007. – 1008 с.

11. Гусманов И. Г. Греческая мифология: Боги: Учебное пособие. Изд. 2-е. – М.: Флинта, Наука, 2001. – 328 с.

12. Коган П.С. Очерки по истории древнегреческой литературы. – М., 2010. – 256 с.

13. Котрелл, Артур и Сторм, Рэчел Энциклопедия Мифология: Мифы и легенды Древненго Мира: Греции, Рима, Египта, Скандинавии, Персии, Индии, Китая и стран Дальнего Востока / Пер. с англ. – М.: РОСМЭН-Пресс, 2003. – 512 с.

14. Кто есть кто в классической мифологии: Энциклопедический словарь. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 768 с.: ил.

15. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Изд-во Азбука-классика, 2009. – 512 с.

16. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Академический проект, 2001. – 304 с.

17. Мифы древнего мира: (Мифы, легенды, сказания) / Сост. Н. Г. Фефелова. – СПб.: Светлячок, 2001. – 560 с. (Книга для учителя и ученика).

18. Мифы. Легенды. Приключения. – М.: Издат-во Ридерз Дайджест, 2006. – 256 с.

19. Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция. / А.И. Немировский. – М.: Литература, Мир книги, 2004. – 496 с.

20. Найдыш В.М. Мифология. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

21. Савельев А.С. Культура Древней Греции: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2008. – 461 с.

22. Паркер В. Мифы и легенды. Вымысел и реальность. – М.: Астрель, 2009. – 496 с.

23. Плутарх. Тесей / Пер. С. П. Маркиша // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2-х т. Т. 1. – М.: Наука, 1994. – С. 5-22. – (Литературные памятники).

24. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М.: Изд-во Лист-Нью, 2004. – 544 с.

25. Рене М. Мифы в искусстве старом и новом. – М.: Гелеос, 2007. – 368 с.

26. Рено М. Тесей. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 736 с.

27. Тесей [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%F1%E5%E9.

28. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. – М.: Изд. группа «Прогресс – «Культура», 1995. – 624 с.

29. Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1998. – 464 с.

30. Элиаде М. Аспекты мифа. – М.: Академический проект, Парадигма, 2005. – 250 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Древнегреческая мифология»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 27
Цена: 790 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие материалы