Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Философия Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм - Реферат №15887

«Философия Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм» - Реферат

  • 11 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: roman

Содержание

Введение

1. Философия Древнего Китая

2.Конфуцианство

3.Даосизм Заключение Список литературы


Введение

Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской.

Восточная мысль во многом сходна с античной. Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа.

В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста.

Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, идей и концепций. Он является произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.


Выдержка из текста работы

Наибольшую популярность приобрели учение Моцзы и учение Конфу-ция, их так и называли: «популярные школы». Основатель первой из них Моцзы (468 - 376 гг. до н. э.) полагал, что главной причиной социальной конфронтации является отсутствие между людьми взаимной любви. Поэто-му он проповедовал любовь каждого ко всем независимо от степени родст-ва и знакомства, выступал против проявлений недоброжелательства и аг-рессивности, против войн и захвата других государств. Моцзы стоял за бе-режливость, не одобрял дорогостоящие пышные ритуалы и обременитель-ные правила этикета; выступал за назначение чиновников по их достоинст-вам, а не по принципу наследования; благожелательно относился к рели-гии. Сторонники Маоцзы не одобряли замкнутость семейного быта, ратова-ли за то, чтобы разбить семейные рамки. Однако эта их концепция натолк-нулась на решительное сопротивление сторонников традиционного сослов-но-родового уклада и была отвергнута правителями последующих поколе-ний.

2. Конфуцианство

Возрождение философии началось с книги перемен. Вселенная троич-на: небо + человек + земля.

Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре кото-рого находится Китай.

Энергия вселенной – цы. В которой выделяют 2 начала, инь и ян.

Конфуций прокомментировал книгу перемен, его трактат «десять крыльев». Основная направленность – в прошлое, внимание уделяется практическим проблемам – управление государством. Характеристика бла-городного мужчины, который должен обладать человеколюбием, соблюдать этикет (нормы поведения). Знание сопоставляется с знанием древних тек-стов. Ценится верность, каждый должен знать свое место.

Конфуций уделял большое внимание проблемам этики и политики.

Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем - «сыном неба». Благородный муж - это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением ут-верждает нормы морали.

Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу.

Главная задача благородных мужей - воспитать в себе и распростра-нить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попе-чение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были по-служить фундаментом всей системы управления.

Воспитание подданных - важнейшее государственное дело, и осущест-влять его надо силой личного примера. «Управлять - значит поступать пра-вильно».

В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях).

Конфуций был решительным противником управления на основе зако-нов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, на-род будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать сты-да. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

Главную роль в истории политической и этической мысли, несомненно, сыграло учение Конфуция, его основные мировоззренческие взгляды опи-саны его учениками в книге «Лунь юй». Много веков эта книга являлась са-мым влиятельным инструментом, воздействующим на менталитет китай-ского народа.

Конфуций проповедовал патриархальную концепцию государственной власти, государство представлено в нём как большая семья, император – отец, а все отношения основаны на зависимости младших от старших. Проще говоря, Конфуций ратовал за аристократическую концепцию прав-ления, в то время как простой народ к управлению государством не допус-кался.

Надо отдать должное великому мыслителю, Конфуций не призывал к насилию, а убеждал правящий класс упражняться в добродетели и смире-нии.

По его мнению, основная добродетель подданных состоит в смирении и подчинении правительству.

Конфуций отрицательно относился к внешним завоеваниям страны, междоусобным войнам и подчинению своей власти других народностей. Вместе с тем, философия Древнего Китая не отвергает значение законода-тельства, однако, по всей видимости, уделяет ей лишь вспомогательную роль.

Конфуцианство, сразу же после своего возникновения, занимает влия-тельные позиции в политическом и этическом учении Древнего Китая, про-возглашается официальной идеологией и остаётся на правах государст-венной религии. Философия Древнего Китая не представляет Конфуциан-ство как цельное учение, некоторые его элементы являются продуктами деспотичного централизованного Китайского государства.

3. Даосизм

Философия Древнего Китая не ограничивалась одним лишь конфуци-анскими взглядами, отличной альтернативой ему стал Даосизм.

В центре внимания этого учения находятся космос, природа и сам че-ловек, однако постижение этих понятий происходит не по типу обыкновен-ного логического мышления, а с помощью понятийного внедрения в истин-ную природу существования. Его основатель – Лао Дань, был современни-ком Конфуция, и Древнекитайская философия с её взглядами на жизнь бы-ли ему отнюдь не чужды.

Даосизм – трактат «Книга о Дао и Дэ». Основателем течения является Лао Дзы – архивариус. Главная категория – Дао (путь). Под дао понимается универсальный закон мира, который является движущей силой всего.

Философский принцип увой (недеяния).

Принцип Дао Де – метод философствования. Учение о бессмертии – культ бессмертия.

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV-III вв. до н. э.). В центре доктрины - учение о великом Дао, всеоб-щем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао - своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао гос-подствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, посто-янное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним.

Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и уни-версум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделя-ется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот во-прос содержится в учении Дао.

Пути Дао присуща сила Де. Именно через силу “У вэй” Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. “У вэй” - означает «недеяние», от-рицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недея-ния - принципа увей. Это не бездействие. Это деятельность человека, кото-рая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает, пустую трату сил, и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни.

Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завое-вать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания.

Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвраще-ние к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма - это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений доби-вается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок ро-ждается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в ве-щах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергети-ческой потенции, как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной ме-ре постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил бо-жества и царей, породил Небо и Землю».

На сегодняшний день Дао – одно из наиболее адекватных понятий, объясняющих способы и происхождение всего сущего на планете. Оно про-является в истории вещей, но само по себе самостоятельной сущностью не является, поскольку Дао источников не имеет. Человек здесь определяется как часть природы, он должен удерживать это единство с природой и жить в согласии с миром, из которого собственно появился. На этом основывается основное душевное равновесие и спокойствие человека.


Заключение

Таким образом, философия Китая претерпевала значительные изменения на самых ранних ступенях своего развития. Поиск смысла жизни и стремление найти своё место в этом мире позволила многим величайшим умам человечества оставить свой неповторимый и яркий след в истории.


Список литературы

1. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. Философия. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.;

2. И. Т. Фролов Введение в философию. Учеб. пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.;

3. В. О. Бернацкий, / Н. П. Маховой. Философия. Конспект лекций: учеб. пособие – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.


Тема: «Философия Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм»
Раздел: Философия
Тип: Реферат
Страниц: 11
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Реферат:

    Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Даосизм и конфуцианство

    20 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Политическая и правовая мысль Древнего Китая 5
    2 Конфуцианство и даосизм 6
    3 Политико-правовые взгляды Мо-цзы. Политико-правовое учение легизм 12
    Заключение 19
    Список литературы 20
  • Курсовая работа:

    Философские основания даосизма в Китае

    255 страниц(ы) 

    1. Религиозно-философские учения Китая
    2. Философия Древнего Китая
    3. Даосизм. Философия даосизма
    4. Пантеон даосизма
    5. Псевдонауки даосов
    Список литературы
  • Курсовая работа:

    Мифология Древнего Китая

    25 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИФОЛОГИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 5
    1.1 Отличительные черты мифологии Древнего Китая 5
    1.2 Влияние мифологии Древнего Китая на искусство 8
    2. ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 11
    2.1 Общий обзор мифов Древнего Китая 11
    2.2 Мифология даосизма и китайского буддизма 16
    2.3 Поздняя народная мифология 19
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
  • Реферат:

    Социальный космос Древнего Китая.

    24 страниц(ы) 

    Введение 3
    1 Эпоха борющихся царств” в Китае 5
    1.1 Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь 5
    1.2 Умопостижение: его пределы и методы 8
    2 Человек в философии и культуре Древнего Китая 10
    3 Ханьские философы о месте человека в мире 15
    Заключение 22
    Список использованной литературы 24
  • Курсовая работа:

    Культура китая

    56 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Различное понимание культуры 8
    1.1. Понятие культуры в даосизме и конфуцианстве 8
    1.1.1. Даосизм 8
    1.1.2. Конфуцианство 13
    1.2. Понятие культуры у греков и римлян 19
    1.2.1. Культура в Древней Греции 19
    1.2.2. Культура в Риме 23
    Глава 2. Понятие вэнь (культура) в различных представлениях 28
    2.1. Вэнь в Даосизме 28
    2.2. Вэнь в Конфуцианстве 37
    2.3. Вэнь в легизме 47
    2.4. Вэнь в современном понимании Китая 52
    Заключение 54
    Список литературы 56
  • Дипломная работа:

    Специфика китайского государства в эпоху хань

    84 страниц(ы) 

    Введение….3
    1. Предпосылки возникновения империи в сер. I тысячелетия до н.э.
    1.1. Социально-экономическое развитие Китая
    в сер. I тыс. до н.э….16
    1.2. Политические предпосылки создания империи….25
    2. Особенности империи Хань.
    2.1. Социальная структура и государственное управление
    империи в Хань в эпоху расцвета….36
    2.2. Государственная идеология в эпоху империи Хань….60
    Заключение….75
    Список источников и литературы…80

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Реферат:

    Церковь в раннее средневековье

    14 страниц(ы) 

    1. Роль церкви в период раннего средневековья
    2. Христианская церковь в период раннего средневековья
    2.1 Роль христианской церкви в эпоху феодализма
    2.2 Учение средневековой христианской церкви и его классовый смысл
    2.3 Феодальная организация христианской церкви. Возникновение папства
    2.4 Образование папского государства
    2.5 Разрыв между западной и восточной церквами
    2.6 Зависимость папства от римских феодалов и германских императоров
    2.7 Клюнийское движение
    Список литературы
  • Реферат:

    Афганская война 1979 – 1989 гг.

    14 страниц(ы) 

    1. Причины войны
    2. Цели войны, ее участники, длительность
    3. Ход войны
    4. Афганская война (1979-1989 гг.)
    5. Вывод советских войн из Афганистана
    6.Потери 7. Политическая оценка войны
    8. Последствия войны
    Список литературы
  • Реферат:

    Политика Константинопольского патриархата в Восточной Европе

    32 страниц(ы) 

    1. Средневековое государство в Византии 3
    2. Восточная церковь 10
    3. Византийское право 13
    4. История Константинопольского Патриархата 23
    5. Русская Церковь как часть Константинопольского Патриархата 28
    Список литературы 32
  • Реферат:

    Особенности Российской государственной власти

    18 страниц(ы) 

    1. Особенности формы российского государства
    2. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации
    Список литературы
  • Курсовая работа:

    Получение синтез-газа высокотемпературной конверсией углеводо-родов

    10 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Теоретические основы процесса высокотемпературной конверсии углеводородов 4
    2. Аппаратурное оформление процесса высокотемпературной конверсии углеводородов 6
    3. Технология процесса высокотемпературной конверсии углеводородов 8
    Список литературы 10
  • Реферат:

    Культура древних славян

    17 страниц(ы) 

    Введение
    1. Становление культуры России
    2. Культура древних славян и языческой Руси
    3. Культура восточных славян
    4. Верования древних славян
    Список литературы
  • Реферат:

    Государство и право Древнего Китая

    19 страниц(ы) 

    Введение
    1. Особенности формирования древнекитайского права
    2. Источники права
    3. Уголовное право
    4.Наказания
    5. Брак и семья
    6. Регулирование имущественных отношений
    7. Судебный процесс
    Список литературы
  • Реферат:

    Культура Египта, Индии и Китая

    12 страниц(ы) 

    1. Культура Древнего Египта
    2. Культура Древней Индии
    3. Культура Древнего Китая
    Список литературы
  • Курсовая работа:

    Философско-математические учения нового времени

    42 страниц(ы) 

    Введение
    1. Философия нового и новейшего времени
    2. Предметы и задачи философии Нового времени
    2.1 Предмет философии Нового времени
    2.2 Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени
    2.3 Историко-Философское становление научной методологии в период Нового времени
    3. Становление классической философии и ее особенности
    3.1 Проблема человека и общества
    3.2 Проблемы теории познания и методологии в философии ХVII в.: эмпи-ризм, рационализм, иррационализм
    3.3 Проблема человека и общества Заключение
    Список литературы
  • Реферат:

    Окислительное хлорирование и сочетание его с хлорированием

    15 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Общая характеристика процессов галогенирования 4
    2. Техника безопасности в процессах галогенирования 9
    3. Химия и теоретические основы процесса оксихлорирования 10
    4. Технология сбалансированного по хлору синтеза винилхлорида из эти-лена 12
    Список литературы 15