Дипломная работа
«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.»
- 59 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Содержание понятий «творчество», «творческие способности» 14
1.3 Методика обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности 22
Выводы по I главе 31
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Предварительное общее описание опытно-поисковой работы 32
2.2. Описание процесса апробации 40
2.3. Сравнительная характеристика результатов проведенного исследования 60
Выводы по II главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ЛИТЕРАТУРА 67
Актуальность развития творческих способностей старших дошкольников на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов организации изобразительной деятельности как деятельности, соответствующей дошкольному возрасту. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано первой ступенью непрерывного образования, в ходе которого необходимо создать условия для полноценного развития ребенка. Введенный в действие в 2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из обязательных задач образования считает поддержку творческого потенциала и развитие у воспитанника творческих способностей.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что научные исследования таких известных ученых как Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко и др. убедительно доказывают, что дошкольный возраст сензитивен для развития творческих способностей. В связи с этим поиск путей и средств творческого развития дошкольника становится актуальной и востребованной проблемой. Научное обоснование проблемы развития творческих способностей в различных видах изобразительной деятельности сформулировано такими специалистами общей возрастной и педагогической психологии как Л.С. Выготский, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. Однако мы полагаем, что результативное развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности в современных условиях требует продолжения исследования по проблеме, что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что, несмотря на то, что в практике детских образовательных организаций средства изобразительной деятельности используются весьма обширно, развитию творческих способностей воспитанников будет способствовать учет определенных условий, таких как использование разнообразных техник, вариативность тем и постепенное усложнение материала, основанное на учете зоны актуального развития ребенка, что соблюдается не всегда.
Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих в настоящее время противоречий между:
- социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием творчески развитой личности, способной к созданию новых образов и идей, и отсутствием достаточных педагогических условий для реализации такого заказа;
- необходимостью формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и недостаточным методическим и технологическим обеспечением этого процесса в современных условиях;
- педагогическим потенциалом использования изобразительной деятельности в процессе развития творческих способностей старших дошкольников и недостаточностью организации разнообразной изобразительной деятельности в практике дошкольных образовательных организаций.
Проблема исследования – каковы педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности?
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Цель исследования – выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что обеспечить развитие творческих способностей у старших дошкольников в изобразительной деятельности, возможно, если:
- учитывать возрастные и личностные особенности детей старшего дошкольного возраста;
- выявить исходный уровень развития творческих способностей старших дошкольников;
- использовать нетрадиционные техники рисования;
- разработать программу развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования.
2. Выявить особенности формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
3. Опытным путем проверить эффективность предложенной программы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- положения о развитии творческих способностей в дошкольном возрасте, выдвинутые Л.С. Выготским, А.Н. Вераксой, Н.Е. Вераксой, В.Т. Кудрявцевой;
- теория обучения и воспитания ребенка Г.А. Урунтаевой, В.С. Мухиной и пр.
Методы исследования:
- методы теоретического исследования: теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация;
- методы эмпирического исследования: тестирование (при помощи диагностической методики «Дорисовывание фигурок» О.А. Дьяченко), математические, графические, табличные методы обработки данных, эксперимент;
- методы обработки данных: расчет процентного соотношения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- были уточнены понятия «творческие способности» и «изобразительная деятельность»;
- систематизированы представления о методике обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- были выявлены и апробированы педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности;
- была разработана и внедрена программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Уфы МБДОУ № 54.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольным периодом детства считается возраст от 3 до 6-7 лет.
Так, Л.С. Выготский относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка. [11]
М.И. Лисина в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Также М.И. Лисина отмечает, что в рамках этого периода под влиянием воспитания происходит активное развитие психики ребёнка.
В период дошкольного детства происходит процесс расширения и обогащения запаса временных связей. В этом возрасте малыш способен приобрести определенную произвольность действий в связи, возникающую, как правило, под воздействием активного педагогического влияния. [1]
В ранее полученных знаниях социального характера ребенок способен принимать более осмысленные действия, формировать положительные рефлексы (первичные, вторичные и третичные).
Дошкольный возраст является самым «игровым» периодом детства.
Главной деятельностью дошкольного детства является игра. Она глубоко изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, и др. Ребенок полностью уходит в игровую деятельность. [40]
Основной необходимостью ребенка-дошкольника является адаптация в мире взрослых людей, поэтому он испытывает постоянное стремление к примерке на себя функций взрослого. Поскольку реальное выполнения «взрослых» функций в дошкольном детстве невозможно, у детей-дошкольников формируется противоречие между стремлением к статусу взрослого и недостаточными реальными возможностями. Данное противоречие заставляет ребенка-дошкольника изучать новые для него сферы деятельности.
Все разнообразие деятельности ребенка-дошкольника объединено моделирующим характером действий. Так, дошкольниками в рамках игр воссоздаются социальные взаимоотношения людей в обществе, профессиональные действия, отыгрываются сказочные сюжеты и пр. Созданные модели являются отражением выявленных ребенком взаимосвязей между предметами и людьми, при этом часто для их создания используются различного рода заместителей (предметы-заместители). Так, для игры в больницу достаточно шапочки врача, для проектирования железной дороги хватает палочек и пр. [42]
Виды деятельности ребенка-дошкольника отличаются в зависимости от роли, исполняемой взрослым. При этом, хотя в игровой ситуации функции взрослого могут быть представлены через роль, такая постановочная деятельность дает ребенку через действие достигать усвоения социальных норм, принятых в обществе.
В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
В дошкольном периоде у ребёнка есть желание действовать по собственному усмотрению против ситуации и предложенному взрослым. Согласно теории Д.Б. Эльконину, у ребенка в раннем возрасте к трем годам возникает личное действие и феномен «Я сам». Это приводит к «кризису социальных отношений» (Л.С. Выготский), симптомы которого впервые были описаны Э. Келер.
Среди них главные: расстройство, упрямство, непослушание, своеволие; а также второстепенные: обесценивание взрослых, протест-бунт, властность.
Помимо игровой деятельности, дети-дошкольники активно участвуют и в иных видах продуктивной деятельности. С их помощью дети-дошкольники опосредуют окружающую их действительность в форме представлений о предметах и ситуациях. Так, в бытовой деятельности ребенок-дошкольник имеет возможность действовать с взрослым наравне, например, осуществляя действия по самообслуживанию. В ситуациях трудовой деятельности ребенок-дошкольник может осваивать навыки сотрудничества и взаимопомощи, например, при вступлении в значимые взаимоотношения с взрослым через результат своего труда. [5]
Познавательное развитие детей-дошкольников отличается бурным становлением и этапностью.
Так, внимание ребенка-дошкольника 4-5 лет совершенно непроизвольно, задерживается на привлекательных, броских предметах. Внимание ребенка постарше (5-6 лет) уже управляемо, хотя и не всегда, поэтому отличается недостаточной произвольностью.
Если отдельные элементы произвольности восприятия могут быть сформированы еще в старшем дошкольном возрасте, в целом, ребенок при поступлении в школу еще не совсем способен регулировать этот процесс. При этом восприятие детей-дошкольников уже позволяет им хорошо видеть и слышать, ориентироваться в пространстве, различать цвета, запахи и звуки и пр. Однако полноценная систематизация воспринятого материала детям-дошкольникам еще недоступна.
Память также выступает важнейшей характеристикой познавательного развития. Развитие памяти детей-дошкольников зависит от специфики деятельности ребенка, т.е. один и тот же материал запоминается по-разному в зависимости от той роли, что выполняет для ребенка. Поэтому можно отметить, что память также зависима от процесса формирования произвольности. Так, для старшего дошкольника характерно зачаточное формирование произвольного запоминания и припоминания. Так, в коллективных играх или организованных занятиях старший дошкольник может удерживать в памяти правила игры и цель своего участия в мероприятии. [44]
Для формирования произвольности запоминания и припоминания главную роль играет систематическое подкрепление попыток ребенка-дошкольника в достижении непосредственного результата. Также заметное значение имеет непосредственное поощрение ребенка-дошкольника со стороны воспитателя, родителя или другого значимого взрослого.
Итак, необходимо отметить, что произвольное запоминание в старшем дошкольном возрасте носит несовершенный характер, что объясняется не владением ребенком-дошкольником даже элементарными мнемическими приемами.
Данная проблема преодолима: при наличии регулярной работы воспитателя к концу дошкольного возраста у детей возможно закрепить простейшие мнемические навыки и приемы улучшения памяти и запоминания. Например, с целью запомнить какой-нибудь материал ребенок способен повторить его несколько раз или составить простейшие связи, которые облегчат запоминание. Поэтому организация воспитательной работы может оказать решающее влияние на развитие произвольности процессов памяти, т.к. ребенок пока не может сам изобрести задания или приемы запоминания, именно педагог ответственен за ту или иную степень развития произвольности памяти ребенка-дошкольника. Такая работа начинается с выполнения простейших поручений, для запоминания которых педагог предлагает ребенку-дошкольнику простой алгоритм.
С приобретением некоторого опыта, при условии положительного подкрепления результатов труда и поощрений со стороны педагога, старший дошкольник может начать самостоятельно ставить перед собой задачи по запоминанию или припоминанию необходимого материала.
Описанные шаги играют важную роль в процессе формирования произвольности памяти, которая является необходимым условием школьного обучения, т.к. учебная деятельность невозможна при условии отсутствия управляемой памяти.
Мышление выступает еще одной важной познавательной функцией. Развитие мышления детей-дошкольников происходит очень интенсивно. Так, наряду с получением новых знаний об окружающем мире, ребенок учиться синтезу, сравнению, обобщению, анализу, т.е. простейшим умственным операциям. Успешность развития мышления ребенка-дошкольника зависит напрямую от образовательной и воспитательной среды, в которой он находится. [7]
Воображение малыша развито очень хорошо. Данный возрастной этап чувствителен для улучшения воображения, свободного фантазирования, развития творческих способностей.
Годы детства характеризуются легкостью привыкания к необычному, подвижностью воображения. Детство замечательно беспрерывными творческими попытками, которые случайны и жизненно необходимы. Дошкольный период – это этап, когда любая творческая деятельность может стать и чаще всего считается безопасным увлечением детей, увлекая ребенка в мир искусства.
К искусству ребенок приобщается с детства. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить – это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него – больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.[49]
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д.
Каждый возраст требует своего подхода к процессу обучения. Задачи, которые ставятся перед ребёнком 3-4 лет, отличаются от тех, которые решаются детьми старшего дошкольного возраста. В этот период закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, которая в дальнейшем, в процессе развития изобразительной деятельности, будет иметь решающее значение. Очень важно обогащать сенсорный опыт малышей: широко знакомить их с предметами и явлениями окружающей жизни, их свойствами: формой, цветом, величиной и др.
Речь ребенка переживает стремительное развитие в период дошкольного детства. Происходит увеличение словаря, овладение новыми грамматическими формами родного языка, изменение строения речи в пользу более сложных форм.
В дошкольном детстве у детей в первый раз появляются этические инстанции, происходит соподчинение побуждений, формируется дифференцированная самооценка и личностное понимание.
Переход из старшего дошкольного в младший школьный возраст оказывает значительное влияние на личность ребенка, становясь своеобразным рубежом между непроизвольностью и произвольностью. На место эмоционального и непосредственного выражения желаний ребенка («я хочу») приходит сознательность («так надо»). Подобная трансформация обусловлена развитием всей психической сферы малыша. [50]
Для ребенка как в старшем дошкольном, так и в младшем школьном возрасте характерными считаются выражения интереса к новым формам деятельности или непривычным предметам, необходимость во внешних впечатлениях. Поначалу описанные интересы носят поверхностный вид, со временем именно они становятся основой для формирования познавательных нужд. Познавательные потребности играют важную роль в системе интереса младшего школьника, и в течение школьного детства трансформируются из интереса внешними атрибутами деятельности до глубоких увлечений. Причем, если поначалу познавательные требования младших школьников целиком удовлетворяются силами педагога, то к концу младшего школьного возраста ребенок научается удовлетворять их индивидуально. Под действием учителя у него формируются желание в изучении школьными умениями и навыками и потребность в знаниях. Иногда последняя бывает развитой уже в старшем дошкольном возрасте и участвует в формировании психологической подготовленности ребенка к школе. [12]
Итак, дошкольный период детства длится от 3 до 6-7 лет и характеризуется игровой деятельностью в качестве ведущей. Основными психологическими новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются появление детского мировоззрения, возникновение этических инстанций, возникновение мотивов деятельности, возникновение произвольного поведения, возникновение личного сознания.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что обеспечило выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи:
- проведен теоретический анализ проблемы исследования;
- выявлены особенности формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности;
- разработана программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности;
- опытным путем проверена эффективность предложенной программы.
Таким образом, качественный и количественный анализ данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что обеспечить развитие творческих способностей у старших дошкольников в изобразительной деятельности, возможно, если:
- учитывать возрастные и личностные особенности детей старшего дошкольного возраста;
- выявить стартовый уровень развития творческих способностей старших дошкольников;
- использовать разнообразные техники рисования;
- строить изобразительную деятельность поэтапно, усложняя задания по мере овладения детьми изобразительными навыками.
Итак, в результате выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная цель, реализованы необходимые задачи и доказана выдвинутая гипотеза исследования.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2014. – 701 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2012. – 320 с.
3. Борисова, Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании [Текст] / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С. 2–6.
4. Боровик, О. Коррекционно-развивающие возможности детского рисования [Текст] / О. Боровик // Обруч. – 2009. – № 1. – С. 42–43.
5. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 70 с.
6. Винокурова, Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников [Текст] / Н.К. Винокурова // Завуч. – 2008. – № 4. – С. 18–37.
7. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия [Текст] / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2011. – 624 с.
8. Волков, И.П. Учим творчеству [Текст] / И.П. Волков // Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова ; предисл. М.Н. Скаткина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 2009. – С. 101–142.
9. Волкова, Ю.В. Учимся рисовать [Текст] / Ю.В. Волкова // Ребенок в дет. саду. – 2009. – № 1. С. – 41–43.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : психологический очерк : книга для учителя [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 2012. – 90 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2013. – 1136 с.
12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
13. Гладилина, И. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности [Текст] / И. Гладилина // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 14–17.
14. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2012. – 270 с.
15. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш ; под ред. В.Е. Клочко. – М.: Владос-Пресс, 2015. – 263 с.
16. Дворянцева, Е.С. Теоретический анализ дефиниций «творчество» и «творческий потенциал» в научных исследованиях [Текст] / Е.С. Дворянцева // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та : науч. журн. – 2009. – № 4. – С. 40–44.
17. Дневник воспитателя : развитие детей дошкольного возраста [Текст] / под редакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Гном и Д, 2010. – 144 с.
18. Дондокова, Ц.Л. Условия развития творческих способностей учащихся [Текст] / Ц.Л. Дондокова // Педагогическая мастерская. – 2008. – № 2. – С. 12–19.
19. Емельянова, Н.Л. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения [Текст] / Н.Л. Емельянова // Сборник научно-методических материалов по развитию технического творчества учащихся. – М., 2015. – Вып. 4. – С. 28–33.
20. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 444 с.
21. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2014. – 272 с.
22. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии [Текст] / В.Г. Каменская. – М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. – 288 с.
23. Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей [Текст] / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. – М.: Педагогическое Общество России, 2010. – 125 с.
24. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Текст] / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. – М.: Педагогическое Общество России, 2010. – 124 с.
25. Костарева, Л. Учу детей творить / Л. Костарева // Дошк.воспитание. – 2006. – № 2. – С. 61–64.
26. Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / О.О. Косякова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 415 с.
27. Корчинова, О.В. Детское прикладное творчество [Текст] / О.В. Корчинова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 316 с.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология : от рождения до 17 лет [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 2012. – 175 с.
29. Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1992. – 53 с.
30. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 128 с.
31. Лысенко, Е.М. Возрастная психология [Текст] / Е.М. Лысенко. – М.: Владос-Пресс, 2014. – 172 с.
32. Мелик-Пашаев, А.А. Ребенок любит рисовать : как способствовать художественному развитию детей [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
33. Митенева, С.Ф. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей обучающихся [Текст] / С.Ф. Митенева // Среднее профессиональное образование : ежемес. теорет. и науч.-метод. журн. / гл. ред. А.А. Скамницкий. – 2010. – № 7. – С. 29–30.
34. Мосин, И.Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее. [Текст] / И.Г. Мосин. – Екатеринбург: Уральская фактория, 2013. – 118 с.
35. Мухина, В.С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2010. – 389 с.
36. Пахомова, А. О методике преподавания ИЗО [Текст] / А. Пахомова // Дошк.воспитание. – 2006. – № 2. – С. 17–23.
37. Попова, М.В. Психология растущего человека [Текст] / М.В. Попова. – М.: Сфера, 2012. – 128 с.
38. Прогностическая концепция целей и содержания образования [Текст] / Российская академия образования, Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании, Лаборатория теоретических проблем дидактики ; под ред.: И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: Изд-во РАО, 2014. – 131 с.
39. Психология дошкольника : хрестоматия [Текст] / сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академия, 2011. – 408 с.
40. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 460 с.
41. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения : проблемы и суждения [Текст] / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 2010. – 205 с.
42. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2012. – 298 с.
43. Современная дидактика: теория – практике [Текст] / Российская академия образования, Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании ; под ред.: И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: Изд-во РАО, 2014. – 288 с.
44. Современные дошкольники – дети нового поколения : материалы городской научно-практической конференции 01.06.2007 Москва : Году ребенка посвящается [Текст] / ред. Н.А. Горлова. – М.: МГПУ, 2008. – 224 с.
45. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн [Текст] / Н.М. Сокольникова.– М.: Академия, 2013. – 364 с.
46. Терлецкая, Н. Развитие творческих способностей [Текст] / Н. Терлецкая // Начальная школа. – 2009. – № 10. – С. 30–32.
47. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2015. – 365 с.
48. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Шайдурова. – М.: Сфера, 2010. – 156 с.
49. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2014. – 349 с.
50. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин ; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 383 с.
Тема: | «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 59 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Курсовая работа:
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
Дипломная работа:
Сюжетно – ролевая игра как средство развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с заниженной самооценкой