Курсовая работа
«Музыкально – композиционная реализация джазового стиля»
- 38 страниц
Введение
Глава 1
Теоретические и исторические предпосылки возникновения и развития джазового искусства
1.1 История возникновения и развитие джаза
1.2 Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный характер
Выводы по первой главе
Глава 2
Формирование музыкального вкуса школьников к джазу с использованием музыкально- компьютерных технологий
2.1 Особенности организации музыки в школе
2.2 План- конспект урока
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность исследования: Актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем, что в современном мире школьники уделяют время на музыку развлекательного характера,
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: развитие у учащихся гармонический, мелодический, тембровый слух, чувства метроритма, творческие способности.
Цель: целью курсовой работы воспитать музыкальный вкус, способность к эстетической оценке музыкальных ценностей с использованием МКТ в рамках урока музыки ;
Задачи: 1) Дать учащимся знания музыкально-теоретического и эстетического характера, научить их самостоятельно ориентироваться в основных музыкальных жанрах, стилях и направлениях; 2)сформировать у учащихся навыки к активно-творческой деятельности.
Гипотеза: Будет осуществляться эффективно при наличие работающих учеников и необходимого оборудования (компьютер, проектор, синтезатор).
Методы исследования:
Современный уровень развития общества, его экономики, культуры предъявляет новые требования к организации процесса музыкального образования. В последние годы всё заметнее тенденция к уменьшению воспитательной функции академической музыки в жизни общества.
Массовое распространение развлекательной музыки с каждым годом усиливается и к настоящему моменту можно отметить, что по объёму распространения и потребления именно развлекательная, малосодержательная музыка преобладает над всеми остальными стилями, в том числе и над академическим искусством. В результате этого музыка в жизни общества приобретает преимущественно фоновую, обслуживающую функцию, её назначение - удовлетворять запросы публики, потребности человека в досуге, развлечении. Лёгкий жанр становится своеобразным оформлением жизненных ситуаций, необходимым звуковым фоном, на котором и происходит стихийное, неконтролируемое формирование музыкального опыта, восприятия и вкуса детей.
Устойчивый интерес детей к легкодоступной музыке не формирует у них должного отношения к музыке, как к виду искусства, а также блокирует музыкально-слуховую способность к восприятию музыки более содержательной, глубокой, эстетически ценной. Таким образом, на современном этапе, научить ребёнка разбираться в музыке и отличать высокое подлинное искусство от дешевой подделки - актуальная для педагогики задача.
Одним из возможных путей повышения эффективности педагогического воздействия в этом направлении может быть обновление содержания обучения средствами иных музыкальных систем, по своей сути более близких к преобладающему, повседневному музыкальному опыту учащихся.
Джазовый стиль, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX века, является по происхождению фольклорным творчеством, который поднялся до уровня профессионального искусства, и занимает в современной музыкальной культуре как бы промежуточное положение между развлекательной и академической музыкой. Благодаря этой своей особенности джаз может быть эффективно использован в процессе музыкального воспитания, выступая в качестве обновляющего материала и связующего звена между уже сформировавшимися интересами учащихся и теми интересами, которые желательно воспитать в подрастающем поколении.
Введение джаза в обучение школьников направленно на расширение музыкального кругозора учащихся, на развитие осознанного восприятия музыки академического стиля, на формирование способности адекватной оценки музыкальных явлений прошлого и современности.
Джазовый стиль обладает широким спектром специфических возможностей в области музыкального языка, которые могут быть эффективно использованы в обучении в целях расширения знаний учащихся о музыке XX века и обогащения двигательного, сенсорного и коммуникативного музыкального опыта ребенка. Джазовая музыка развивает у учащихся гармонический, мелодический, тембровый слух, чувства метроритма, творческие способности.
Джазовая музыка воспитывает вкус, музыкальную разносторонность, вносит в школьную работу радость.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО
ВКУСА ШКОЛЬНИКОВ К ДЖАЗУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МКТ
2.1 Особенности организации урока музыки в школе
В современном обществе музыка занимает особое, далеко не последнее место. Еще древние философы описывали положительное терапевтическое влияние музыки на человека. Платон утверждал, что это посланный нам небесами союзник в нашем стремлении приводить в порядок и гармонию любую дисгармонию ума. Последователи Пифагора разработали методику музыкальной психотерапии, включавшую в себя ежедневную программу песен и музыкальных пьес для лиры, которые придавали людям бодрость по утрам, а потом снимали напряжение прошедшего дня, подготавливая человека к спокойному сну с приятными и вещими сновидениями. Музыка обладала в представлении древних тонизирующим и восстановительным эффектом, потому что была способна воссоединить отчужденного индивида с гармонией Космоса.
С античных времен, когда музыка играла увеселительную или успокоительную роль, её место в обществе заметно изменилось. С изобретением звукозаписи музыка превратилась в товар, который можно купить или продать. Появление такого товара сформировало свой рынок, который за последние полвека развился до гигантских размеров и начал приносить огромные прибыли (начиная с 70-ых годов доходы от музыкальной индустрии в Великобритании превысил ежегодный доход страны от нескольких отраслей промышленности). Такой поворот событий потребовал развития и самой музыкальной индустрии - появлении огромного количества радиостанций, передающих исключительно музыку, а в 1981 году а США появилось MTV музыкальное телевидение, вещающее 24 часа в сутки. Таким образом, музыка вошла в повседневную жизнь человека, сейчас, наверное, найдется не много людей, которые в течение суток не испытывали бы влияние этой индустрии.
В настоящее время нельзя определить какой-либо доминирующий жанр музыки - именно развитие индустрии и коммерциализация музыки стерли границы самих музыкальных направлений, да и, соответственно, различия в их популярности. Следовательно, различия находятся не в самой музыке, а в её слушателе, а если сказать точнее, то скорее в его слушании этой самой музыки Ломакина Н.С. Слушательская культура как многокомпонентное качество личности подростка // Культура. Образование. Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Выпуск 3 / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук. Л.А. Рапацкая. - М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. С. 45.
В жизни современного человека музыка играет не просто развлекательную роль - она является средством для самовыражения, служит барьером для отделения собственного стиля жизни от всеобще признанного, помогает определить и найти себе подобных в общей массе людей . На это должен быть направлен и урок музыки в школе.
Практическая значимость современного урока заключается в:
изучении и учете интересов учащихся для создания ситуации, в которой ученик является соавтором урока;
использовании адресных приемов музыкального воспитания, построенных на принципах развивающего обучения, при помощи музыкальных технических средств (компьютеры, проектор, синтезатор.).
В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры, где под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки - пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.
Современное образование поставило задачу - более полно использовать нравственный потенциал искусства, как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности, создать условия для самореализации и самоопределения личности учащегося, существенно изменив качество образования. Раньше воспитательный процесс урока музыки осуществлялся по алгоритму цель > результат. Современный урок ориентирует на другую модель: результат > цель. Учитель должен явно видеть результат, а затем ставить цель, представлять перед собой модель личности на каждом возрастном этапе, а потом выстраивать адресные творческие цели и задачи (пример: использование CD-плееров для индивидуального слушания музыки).
Одной из ключевых проблем современного музыкального образования является отношение к уроку музыки как к уроку искусства, построенному на принципах развивающего обучения. Это урок, возвышающий школьника над обыденностью, представляющий неограниченный выход детскому творчеству, формирующий нравственный стержень личности, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде.
В частности, в музыкальной педагогике недостаточно отражена проблема формирования музыкальной культуры у подростков средствами музыки массовых жанров, которая пользуется широкой популярностью в подростковой среде и выполняет следующие функции Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В. Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей.
1)коммуникативная, связанная с общением по поводу музыки;
2)аффилиативная, предполагающая включенность в определенную группу или общность (фан-клуб исполнителя или группы, различные неформальные объединения - панки, хиппи и т.п.);
3)суггестивная, связанная с внушением;
4)пронологическая, предполагающая закрепление определенного стереотипа поведения;
5)физиологической и психологической разрядки (крик, топанье и т.п.);
6)идентификации с себе подобными, что приводит к утрате индивидуально-личностной определенности;
7)рекреативно-гедонистическая, связанная с получением удовольствия от слушания музыки;
8)эстетическая, предполагающая получение эстетического наслаждения.
Учет интересов подростков может служить стимулирующим фактором при восприятии музыки учащимися. При этом важно проводить с учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, радио- и телепередач, публикаций в прессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков, магнитоальбомов и концертных программ, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической, критической и теоретической деятельности.
И хотя джаз в настоящее время не считается в точном смысле музыкой массового жанра, к нему может быть применено все, отмеченное выше. Если заинтересовать детей джазовой музыкой, он она станет выполнять все указанные функции:
1) подготовительный - предполагает создание у учащихся установки на восприятие музыки, с использованием знакомого музыкального материала;
2) обучающий (информационно-познавательный) - предполагает ознакомление учащихся с основными музыкальными жанрами, стилями и направлениями в рамках урока музыки; формирование у учащихся установки на восприятие содержания произведений академической, народной массовой музыки; формирование у учащихся эмоционально-оценочного отношения к музыкальным ценностям и организацию музыкально-просветительской деятельности на уроках музыки и во внеурочное время;
3) развивающий (активно-творческий) - направлен на приобщение учащихся к активной музыкальной деятельности на уроке и вне урока.
Комплекс компонентов музыкально-образовательного процесса, направленный на формирование слушательской музыкальной культуры школьников подросткового возраста можно описать так:
1. опыт эмоционально-ценностного отношения - развитие коммуникативных, духовно-нравственных и художественно-эстетических потребностей и мотивов в области музыкального искусства, эстетически ориентированных установок и ценностных ориентаций учащихся, развитие эмоционального восприятия и эмоционально-эстетического переживания музыки;
2. опыт учебно-творческой деятельности - творческая активность школьников при осмыслении музыкальных произведений, приобретение способов постижения духовного («душевного») смысла музыки, самыми общими из которых являются: «слышание» переданного музыкой мироощущения, согласие или несогласие с ценностной позицией автора, осознание выраженного в музыке отношения к миру и его ценностям;
3. знания - о духовно-смысловом потенциале музыки как формы художественного познания мира, как наиболее обобщенного искусства, о специфике языка музыки и выразительных особенностях его элементов, о специфике разнообразных жанров и стилей, об особенностях лирического, эпического, драматического, героического, трагического, комического в музыкальном искусстве, о закономерностях музыкального движения, знание специальных музыкальных терминов, способствующих пониманию музыки (кульминация, аранжировка, консонанс, диссонанс и др.);
4. умения - слышать рельефные, «говорящие» интонации и звукокомплексы, осознавать их семантическое значение, дифференцировать элементы музыкального языка в конкретном произведении и определять их выразительную роль, фиксировать узловые моменты музыкального движения (смены звучания, контрасты, разного рода subito, появления новых тем, кульминационные моменты), умение анализировать и давать оценку произведению с точки зрения его содержательно-смысловой значимости и эстетических характеристик, формулировать свое отношение к музыке, находить информацию, связанную с музыкой, использовать и добывать музыкальные знания и умения в самостоятельной учебной и досуговой деятельности
5. Методы - метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения, метод музыкального «алфавита значений», метод семантической «картины» стиля/рода, метод образного видения линии музыкального движения, метод смыслового видения;
6. Формы коммуникативные (уроки с групповой и парной работой), креативные (урок с «открытым заданием», урок перекодирования), эвристические (урок-рецензирование, урок работы с первоисточниками, урок творческого обобщения);
7. Средства - персональные аудиокассеты и CD-диски, образовательные продукты учащихся (аннотация к произведению, песня, музыкальная презент
Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке
происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля.
Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и
знаков, в мире электронной культуры, таким образом нельзя было не упомянуть о компьютерных технологиях в процессе обучения на уроках музыки. Компьютерное пространство
значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является
более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. Вслед за другими предметами ИКТ начинают проникать и в школьный
кабинет музыки. В классе может появиться компьютер со специальными
музыкальными программами, специальное устройство ввода звуковой
информации: МИДИ-клавиатура, синтезатор .
На уроке музыки МКТ играют огромную роль. Внедрение ИКТ на уроке
помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно
добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение
ярким, запоминающимся, интересным. ИКТ предоставляет широчайшие
возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что,
безусловно, лишь положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе,
сделает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечит
оптимальное музыкальное развитие учащихся.
Таким образом, благодаря использованию ИКТ деятельность педагогов становится более дифференцирована. Компьютер помогает педагогу в управлении процессом, дает рекомендации о целесообразности применения конкретных обучающих воздействий к тем или иным обучаемым.
А учащиеся, применяя ИКТ, развивают свои творческие способности и повышают интенсивность умственной деятельности. Работая с ИКТ, ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания, становится центром деятельности. Кроме того, между учеником и учителем складываются не только «субъект – субъективные» отношения, но и творческие.
Подводя итог исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. Музыкальная культура подростков формируется под влиянием двух факторов - средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что в конечном итоге приводит к потреблению музыкальной продукции низкого эстетического качества, далекой от национальных корней. Главная задача музыкальной педагогики сегодня состоит в обеспечении целенаправленного характера процесса формирования у подростков высокой музыкальной культуры. Сформировать высокую музыкальную культуру с использование МКТ означает:
-воспитать музыкальный вкус, способность к эстетической оценке музыкальных ценностей;
- дать учащимся знания музыкально-теоретического и эстетического характера, научить их самостоятельно ориентироваться в основных музыкальных жанрах, стилях и направлениях;
-- сформировать у учащихся навыки к активно-творческой деятельности.
2. Уровень музыкальной культуры учащегося определяется уровнем его общего развития -- его интеллектуальными способностями, интересом к художественной литературе и другим видам искусства. С другой стороны, музыкальная культура имеет обратное влияние на общее развитие учащегося.
3. Слушательская музыкальная культура школьников-подростков является интегративным многоуровневым качеством личности, которое проявляется в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки в учебной и досуговой деятельности и содержит ряд взаимозависимых компонентов: мотивационный, эмоциональный, познавательно-интеллектуальный, оценочный, деятельностный.
4. Эффективность формирования слушательской музыкальной культуры школьников-подростков достигается, в нашем случае, при следующих условиях:
включение в содержание музыкального обучения таких компонентов, как а) знания о значительном духовно-смысловом потенциале музыкального искусства как формы художественного познания жизни и окружающего мира; б) освоение школьниками способов постижения смысла музыкальных произведений; в) широкое привлечение в качестве художественного материала джазовой музыки как эпохального явления в мировой музыкальной культуре.
5. Джазовый стиль, сочетающий в себе свойства развлекательной и академической музыки, является одним из возможных средств в современном обучении, которое может использоваться для выведения музыкальных интересов, вкуса и качества восприятия музыки на более высокий уровень развития, средством достижения осознанного отношения детей к произведениям классико-романтического наследия.
1. Ломакина Н.С. Слушательская культура как многокомпонентное качество личности подростка // Культура. Образование. Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Выпуск 3 / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук. Л.А. Рапацкая. - М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.
2. Ломакина Н.С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2006.
3. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В. Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. - М., ФЛИНТА - НАУКА, 1998.
4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб.пособие для студентов муз.-фак. Педвузов - М: Академия, 2002
5. Алиев Ю.Б. “Настольная книга школьного учителя-музыканта” М.,2000
6. Школяр Л.В, Муз.образование в школе: Учеб пособие для студентов. М:2001
7. Теория и практика музыкально-педагогического образования: сб. науч. статей/ Отв. ред. Т.П. Лизнева. - Мн.: БГПУ, 2004
8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
9. Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. - М., ФЛИНТА - НАУКА, 1998. С. 42.
Тема: | «Музыкально – композиционная реализация джазового стиля» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 38 | |
Цена: | 1600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Педагогические условия развития восприятия джазовой музыки у школьников средних классов
Дипломная работа:
Педагогические условияразвития восприятия джазовой музыки у школьников средних классов
Курсовая работа:
Аранжировка музыкальных произведений клавишный синтезатор
Курсовая работа:
Аранжировка музыкальных произведений на клавишном инструменте (синтезатор)
Курсовая работа:
Создание аранжировки музыкального произведения с использованием синтезатора на уроках «клавишный синтезатор» в дши