Дипломная работа

«Образ женщины в художественной культуре XIX века»

  • 69 страниц
Содержание

Введение ….3

Глава I. Мир женщины XIX века ….8

1.1 Этикет светской дамы ….8

1.2 Образ жизни светской дамы….….….18

Глава II Семейная жизнь….….26

2.1 Создание семьи ….….29

2.2 Женщина в семейной жизни ….35

Глава III. Женское образование XIX века ….41

Глава IV. Моды XIX века ….49

Заключение ….63

Литература ….67

Введение

Образ женщины является одним из центральных в культуре всех стран и народов мира. Русская история также запечатлела имена замечательных женщин: княгини Ольги, дочери Ярослава Мудрого – Анны, королевы Франции, Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Ярославны, жены Новгород - Северского князя Игоря, Ксении Годуновой и многих других. О них мы знаем из исторических источников, из дошедших до нашего времени легенд, сказаний, повестей и исторических песен. До нас не дошла ни одна фраза, записанная ими о своей жизни, хотя достоверно известно, что все они были грамотны.

Но на Руси до определенного времени женщина не могла быть привлечена к участию в общественной, культурной, политической жизни государства.

Петровская эпоха принесла новое отношение к женщине. Старинный уклад, предписанный Домостроем, отходил в прошлое Указами Петра I женам и дочерям « из знатных домов » строго повелевалось посещать «ансамблей» (публичные гуляния), бывать «на театрах», на приеме иностранных послов и дипломатов.

Писатель и публицист второе половине XVIII М.М. Щербатов отмечал в своей записке « О повреждении нравов в России », что именно к началу века относится это «повреждение», когда « страсть любовная, до той поры незнаемая, стала людскими сердцами овладевать ». 1

Но одновременно с тем, что М.М. Щербатов обозначал как « повреждение нравов », получили развитие предпосылки просветительских идей с их культом разума, веры в человека, в его нравственные и физические возможности. Русская литература того времени способствовала популяризации просветительских воззрений. Не говоря уже об официальной публицистике Петровского времени, когда в печатных манифестах объяснялось внутренняя и внешняя политика Российского государства (вплоть до рассказа о причинах русской – шведкой войны в книге П.П.Шафирова «Рассуждение какие законные причины его царское величество Петра Первый… к начатию войны против короля Карла XXII Шведского 1700 году имел…» ), даже в анонимных рукописных повестях того времени исповедовался культ разума, нравственного долга и верности в любви

Нравственное становление женской личности нашло отражение и в том, что появилась потребность осознать свое место в жизни, описать события, глубоко затронувшие ее чувства и мысли. Не случайно, поэтому в конце

XVIII века начало XIX века ознаменовались появлениям записок и воспоминаний русских женщин.

Когда говорят о том, как менялся, развивался и складывался нравственный облик человека конца XVIII – начала XIX века, речь прежде всего идет о мужичине. Между тем женщина этой поры не только была включена, подобно мужчине, в поток бурно изменяющейся жизни, но начинала играть в ней все большую и большую роль. С другой стороны, вокруг женщины формируются нормы поведения дворянства, особенности этикета, сложившегося в ту эпоху. Многое вошло в современные правила поведения. И, наконец, мы полагаем, что отношение к женщине одна из важных составляющих нравственной культуры общества. Все выше перечислено, подчеркивает актуальность темы, выборной цели и задачи нами для исследования.

Цель данной квалификационной работы раскрыть образ жизни женщины дворянки на материале русской культуры XIX века. В соответствии с целью мы ставим следующие задачи;

1. Реконструировать образ жизни женщины дворянки XIX века, изучить основные занятия, нормы поведения, основы этикета.

2. Исследовать традиции в семейной жизни женщины.

3. Дать представление о женском образовании этого периода.

4. Рассмотреть моду в женском костюме и его эволюцию на протяжении века.

Образ жизни женщины на материале русской культуре XIX века. Мы раскрываем с помощью письменных и изобразительных источников.

К письменным источникам относятся «Записки и вспоминания русских женщин XVIII – первой половине XIX века». Это целая галерея историй жизни самых выдающихся женщин, которых могут рассматриваться в качестве символов своего времени. Вторым источником стола книга «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случай жизни. М.; ТЕРРА: 1996»1; Это репринтные издание книги текст печатается по книге: Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной. Издания 2-е. СПб.: Издание Германа Гоппе, 1885. В книге рассказано о правилах «благоустройства частной жизни человека ». Мы узнали о том, какие требование предъявляло общество XIX века главе семейства, к жене и детям. Какие соблюдались традиции и обычаи при торжественных и семейных обедах, званных и музыкальных вечерах, приемах, как писались

Изобразительный источники; составили коллекций альбомы Государственной Третьяковской2 и Государственной Русской музея3, а также нам помогли «Русские Художники от А до Я»4. Мы опирались на работы таких художников Пукирев В. В., Журавлев Ф. С., Федотов П. А.,

1 «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случай жизни. - М.; ТЕРРА:

« Книжная лавка – РТР», 1996.

2 Государственная Третьяковская галерея история и коллекции. Редактор Брук Л. В.- М - 1986.

3 Государственный Русские музей. Живопись XVIII – начала XIX века. Редактор Губарев А. В., Пушкарев В. А. , Смирнов Г. В., - Л., 1980.

4«Русские Художники от А до Я». Редактор Борисовская Н. Н., Гордон Е. С. – М., 1996.

Боровиковский В., Кипренский О., Крамской И., Брюллов К.

Основой для исследования так же послужили работы отечественных и зарубежных ученых и писателей.

Во – первых, это книги по истории русской культуры Милюкова П. Н.1, Познанской В. В2., Балакиной Т.И.3, Рябцевой Ю. С.4, Георгиева Т.С.5, Яковкиной Н.И6. В указанных трудах показана история возникновения и развития русской национальной культуры. Дается анализ теоретических и методологических аспектов культуры - в результате во всей ее многогранности предстает неповторимая самобытность русской культуры и вместе с тем открытость ее другим народа.

В работе мы использовали книги по истории искусства XIX века Виппера Б. Р.7, Ильиной Т. В.8, Кузнецовой Э. В9. В них книгах представлена история развития искусства в России самых первых ее проявлений и до наших дней.

К сожалению, очень мало литературы, посвященной непосредственно теме Лотмана Ю. М.10, Кирсановой Р. М.11, Короткова М. В.12, Годин А. М., Годин

1 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В3 т.- М., 1993 – 1995.

2 Познанский В. В. Очерки по истории русской культуры в первой половине XIX века. - М., 1990.

3 Балакина Т.И. История русской культуры. – М., 1996.

4 Рябцов Ю.С. История русской культуры XVIII - XIX века. - М., – 1997.

5 Георгиева Т.С. История русской культуры. – М., 1999.

6 Яковкина Н. И. История русской культуры XIX века. - Спб., - 2002.

7 Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. - М., 1985.

8 Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник для вузов. - М., 1994.

9 Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник для вузов. - М., 1994.

10 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ( XVIII века - начала XIX века.). – М., 2002.

11 Кирсанова Р.М.Русский костюм и быт XVIII- XIX веков- М., 2002

12 Коротков М. В. Путешествие в историю русского быта – М., 1998

М.А.14, Марченко Н15. В их работах отражается общая картина XIX века.

Дается сведения о быте и традиции русского дворянства XVIII века - XIX века, посвященными непосредственно исследуемой теме: мир женщины XIX века женской образования, статус, этикет и нравы того времени.

Из художественной литературы. Мы взяли литературное в произведениях Фонвизина Д. И., Гоголя Н. В., Пушкина А. С. Литература и искусство конца XVIII— начала XIX веков создают идеализированный образ женщины, который, разумеется, расходился с тем, что давала жизненная реальность. Но, с одной стороны, это резко повышало роль; женщины в культуре. Идеалом эпохи становится образ поэтической девушки.

Первая половина XIX века, отвела женщине особое место в русской культуре, и связано это было с тем, что женский характер в те годы, как никогда, формировался литературой.

На основании всех этих первоисточников мы и составили свою исследовательскую работу.

Фрагмент работы

Глава I. Мир женщины XIX века

1.1 Этикет светской дамы

Образ жизни XIX века во многом определятся нормами поведения, закрепленными в этикет.

В XIX веки Этикет приобретает светский, открытый характер, во многом противоречащий моральным нормам православной церкви. Меняется отношение к красоте. Признается ценность внешней красоты, порою в ущерб красоте нравственной содержательной признается идея о том, что красота должна приносить радость, удовольствие. А для этого она должна быть открытой, доступной глазу.

Чтобы стать привлекательной невестой, девушка должна была разговаривать на одном-двух иностранных языках, уметь танцевать, держать себя в обществе. Обязательными для хорошего воспитания девушки считались уроки рисования, музыки, пения. Желательно было получить какие-нибудь знания по истории, географии, словесности. Однако считалось неудобным для девицы подчеркивать свой серьезный интерес к науке.

Примечательны письма Жозефа де Местра к дочерям:

«Ты хорошо знаешь, милая моя Адель, что я не враг просвещения, но во всех вещах надобно держаться середины: вкус и образование — вот то, что должно принадлежать женщинам. Им не надобно стремиться возвысить себя до науки, и не дай Бог, чтобы заподозрили их в таковой претензии».

«Когда девица хорошо воспитана, послушна, скромна и набожна, она вырастит детей, которые будут похожи на нее, а это и есть величайшее в свете творение. Ежели не выйдет она замуж, то, обладая всеми сими внутренними достоинствами, она так или иначе принесет пользу окружающим. Что касается науки, то для женщин дело сие чрезвычайно опасное. Суди сама, что станется с той юной девой, которая захочет взобраться на треножник и вещать с него! Кокетку выдать замуж легче, нежели девицу ученую.»1

1 Лаврентьева Е. Светский этикет пушкинской поры. - М.,1999, - С.245

«Кокетка» (от фр. coquette) — великосветская дама, воспитанная также по-французски. Ее главной целью было понравиться своими манерами, поведением, туалетами кому-либо, и в первую очередь мужчинам, вызвать к себе интерес. Для этого кокетки часами проводили время у зеркала: белились, румянились, сурьмили брови, наклеивали мушки. Особенно ценилось в этой среде умение со вкусом и модно одеться, вести светскую беседу, грациозно ходить, изящно кланяться, манерно улыбаться и строить глазки, принимать комплименты. Подражая француженкам, их этикету будуара, кокетки принимали своих гостей лежа в постели среди груды подушек.

Особенно заметным становится «офранцузживание» дворянской культуры. Французский язык становится в конце XVIII— начале XIX веках в дворянской среде неотъемлемой частью русской культуры.

Французский язык в России был почти официальным, позволявшим сохранять дворянству этикетную дистанцию по отношению к другим сословиям.

Влияние французской культуры на российские нравы и этикет прослеживается в организации светских салонов по типу парижских, во время которых было принято говорить по-французски.

Салон начинается тогда, когда в объявленный день без специального приглашения собирается определенная группа людей, чтобы побеседовать обменятся мнениями, помузицировать. Ни карт, ни застолья, ни танцев такие собрания не предусматривались. Традиционно салон формировался вокруг женщины – она вносила ту атмосферу кокетство и изящество, которые создавали непередаваемую атмосферу салона.

« В Москве дом княгини Зинаида Волконской был изящным сборным местам всех замечательных и отборных личностей современного общества, вспоминая С.П. Щевырев вспоминал, что тут соединялись представители большого света, сановники и красавицы, молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Все в этом доме носили отпечаток служения искусству и мысли бывали в нем чтения, концерты, дилетантами и любительницами представления итальянских опер. Посреди актеров и во главе стоила

сама хозяйка дома. Слышавшим ее нельзя впечатления, которое производила она своим полным и звучным контральто одушевленного игрою в роли Танкреда в опере Россини. Помнится, и слышаться еще, как она в присутствии Пушкина и в первый день знакомства с ним пропела элегию его, положенную на музыку Иништою: Погасло дневное светил

На море синее вечерний пал туман…

Пушкин был живо тронут этим обольщением тонко и художественного кокетства». 1

Музыкантша, поэт, художница, Зинаида Волконская была всесторонне одарена и прекрасно образована. Она владела трудным искусством хозяйки салона - умела организовать непринужденную беседу, построить вечер так, что всем казалось будто это сплошная импровизация. Здесь серьёзная музыка соседствовала с разыгрываемыми шарадами, стихи – с эпиграммами и шутками.

Влияние западноевропейской, особенно французской культуры на российский быт и нравы значительно усилилось. В Санкт - Петербурге и в Москве появились французские модистки, парикмахеры, воспитатели-гувернеры, открывались модные французские лавки и магазины. В этих магазинах можно было купить все, что соответствовало последним модным вкусам: разноцветные шляпки, золотые и серебряные украшения, ленты, румяна, кружева, перчатки, кисеи, искусственные цветы, украшения для платьев и шляп и т. д

Однако при всем стремлении быть похожими на французов далеко не все кокетки зналифранцузский язык. И тогда они, не желая отстать от моды,

1 Марченко Н. Приметы милой старины: нравы и быт пушкинской эпохи.- М., 2001- С.49

произносили русские слова на французский манер. Так, например, у Фонвизина в «Бригадире» героиня восклицает: «Оставьте такие разговоры. Разве нельзя о другом дискютировать? »1

Не поощрялся интерес девиц к чтению романов.

«Жалею, что ты потеряла время над Кларнсою2 <.>. Укажите мне женщину, которая любит романы; я докажу вам, из всей связи ее мыслей и поведения, что у нее пустая голова и еще пустое сердце»3, — писал

М. Сперанский дочери.

В «Записках доброй матери, или Последних ее наставлениях при выходе дочери в свет» сказано: «Начитавшись романов, женщины стремятся к воображаемому счастью, судят обо всем ложно, вместо чувств питают фантазии и делаются жительницами вымышленного мира»4.

Большое значение придавалось умению «ревниво смотреть за своею внешностью». Как: этим следили в пансионе госпожи Ларепс, рассказывает В,Н. Карпов:

«Малейшее упущение в костюме или легкое отношение к своей физиономии подвергало девицу строгим замечаниям со стороны заботливой maman.

Все объяснения и разговоры шли на французском языке и потому, спешу сказать, воспитанницы пансиона Ларене, после институток, считались хорошо умевшими говорить по – французенски.

— Ах, милая, — говорила maman, осматривая лицо и костюм девушки.

— Как ты забываешь мои приказания? Я уже не раз говорила тебе, что это очень неприлично иметь девице усы. А у тебя — посмотри — опять начинают пробиваться усы. Надо их выкатывать мякишем из хлеба.

1 Фонвизин. Д. И. Комедия Бригадир,- М, 1980, - С. 8

2 Клариса Гарлоу- героиня романа «Клариса» Ричардсона.

3 Лаврентьева Е. Светский этикет пушкинской поры. - М.,1999, - С.245

4 Наставление добродетельной матери к её дочери.- М., 1804, - С. 6

— Простите, maman! — робко отвечала сконфуженная девица. — Очень больно вырывать волоски, хотя бы и хлебом.

— А что же делать, моя милая? Для того, чтобы быть хорошенькой, можно претерпеть и не такие муки.

И ученица уходила сконфуженною.

— А ты, моя дорогая! — обращалась начальница к другой воспитаннице. Что это у тебя брови точно щетина торчат? Надо их приглаживать, как можно чаще и даже фиксатуарить!

И девица делала низкий реверанс и преклоняла свою голову в знак покорности.

— А с тобой, моя милая, я уж не знаю, что и делать, — обращалась начальница к девице, приехавшей из дома родителей. — Ну, посмотри, какой у тебя шевелюр. Он тебе совсем не идет. У тебя круглое лицо, и потому тебе надо убирать свою голову высокою прической, а ты — напротив — украшаешь ее круглой кренировкой. И выходит, что ты из своей головы делаешь какую-то тыкву. C'est a mauvais ton»1.

Многочисленные наставления матерей к дочерям изобиловали подобными правилами:

« Держи корпус прямо; когда стоишь или сидишь, голову наклонивши вперед; но не ее перевешивая ни на ту, ни на другую сторону: не верти ею часто; но ежели надобно, то с важностью и благопристойностию обороти.

Не морщь лба и носа. А когда молчишь, то рта не разевай, да и губ не выжимай. В рассуждении вида наблюдай, чтоб он был ни печален, ни суров ; также и не весьма веселый; но важный, тихий и спокойный.

Глазами не повертывай по сторонам, но держи их обыкновенно, но немного потупя». 2

1« Это дурной тон» ( фр…)

2 Наставление добродетельной матери к её дочери.- М., 1804. - С. 8

Изящество движений, прямая осанка являлись признаками хорошего воспитания.

Вспоминая свою мать, Е.И. Раевская отмечала: «Она до глубокой старости была стройна и держалась прямо. Сиживала она всегда на простом, жестком стуле, а мягкой мебели не терпела. В молодости ее мягкой мебели не было в употреблении. Она завела ее для нас, молодых, но часто нам выговаривала в этой дурной, по ее мнению, привычке. «Портите вы себя этими мягкими креслами, — говорила она. — От этой мягкой мебели и завелось теперь страдание спинной кости. В мое время о нем и слуха не было».1

Изящество движений, естественная непринужденность в общении вырабатывались в результате длительного обучения танцам.

«Вкус твой к ликам (ибо так на древнем нашем языке назывались танцы или пляска) меня совсем не удивляет; он совершенно в твоих летах <.>, —

писал М. Сперанский дочери. — Пляска есть первая черта к образованию обществ, и в настоящем их составе она не только умножает приятности беседы, но и необходима для здоровья».

«Надобно стараться нравиться » — это правило для девушки было самым главным.

«Будь уверена, любезная Лизанька, что я, с своей стороны, сделаю все, что могу, — говорит матушка дочери в одном из рассказов П.А. Мухаиова, — но нельзя выйти замуж без собственных забот, без желания нравиться, без заманчивых достоинств. <.> Лизанька! Если бы ты хотела, ты могла бы нравиться; ты бы давно вышла замуж.»2

Холодность, неприступность, высокомерие считались признаками дурного тона.

Как не следует девушке быть суровой, так и неприлично всегда показываться весьма довольный вид.

1 Лаврентьева Е. Светский этикет пушкинской поры. - М.,1999, - С.248

2 Мухаиов П. А. Рассказы. - М.,1985, - С.23

Веер был обязательным предметом дамского туалета, помогавшим скрыть неприличный смех, шепнуть словцо соседке так, чтобы никто не слышал. Один из авторов журнала «Смена» в 1769 г. доверительно сообщал читательницам, сколько неоспоримых преимуществ дают веера: «Они прекрасны и полезны, исправляют должность зефира, отвращают солнечные лучи, от которых загорают и княжеские лица, прикрывают не весьма хорошие зубы и непристойные усмешки.» В другом издании автор, продолжая тему достоинства веера, замечал: «Великих дарований красавицам свойственно иметь сведения о том, сколько раз махнуть веером так, чтобы косыночка, закрывающая их грудь, приняла бы прекрасное положение, при котором вопреки булавок видима быть могла восхищающая непорядочность; так же известно им, сколько ударов веера потребно для того, чтобы сия косыночка пока закрылась, или сколько оных ударов нужно для того, дабы приятным образом развеять свои волосы, придавая им восхищающее положение, которое, кроме опахала, никакая рука смертная доставить не может.»1

Язык веера был особым символическим языком. Искусству владеть веером уделялось немало времени. Вот как описывает это А.Н.Толстой в новелле «Катенька» «Я тотчас стал без умолку болтать, забавно описывая свое путешествие, и долго не мог понять: для чего Катенька, несмотря на прохладное утро, обмахивается веером. Она опускала веер на колени и поднимала вновь, то прикладывая к губам, то к уху и плечу, и слегка хмурила брови.

Тогда я сообразил, что она говорила мне языком вееров, припомнил уроки петербургских модниц и прочел: «Разбойники выдуманы, ваши лошадки в надежном месте. Вам будет скучно?»

— Нет, конечно, нет! — воскликнул я с жаром,

1 Хороший тон. Правила светского жизни и этикета. – СПб.,1889,- С.245

— Чего нет? — подозрительно спросил комендант. Катенька быстро опустила веер и приложила его к сердцу.

— «Вы меня любите?»

— Безумно, да, да! — воскликнул я.

— Что вы, батюшка, все «нет» да «да»,— забеспокоился комендант,— живот, что ли, болит?.

— .«Нам нужно увидеться сегодня ночью. Придумайте, как устроить»,— прочел я на веере.

— Комендант,— воскликнул я, вставая,— идемте же посмотрим укрепления.»1

«В публичных собраниях» девушку «сопровождает мать или какая-нибудь почтенная дама, родственница или короткая знакомая, которой поручается полный за ней надзор (chaperon)».

«Ты не можешь нигде даже носу показывать без Марьи Карловны, — предупреждает в письме свою дочь М. Сперанский. — Даже Сонюшка тебе тут не защита: ибо нигде не написано, что она тебе сестра; а за вами стоит ее

дядя. Вот тиранство! По счастью оно не может быть продолжительно. Со мною придет к тебе свобода. В Англии девица может гулять одна с молодым мужчиною, сидеть с ним одна в карете и прочие, но молодая женщина совсем не должна и не может. У нас напротив: одни только замужние женщины пользуются, сею свободою»2.

Для дамы не считалось неприличным принимать визиты посторонних

мужчин в отсутствие мужа, в то время как молодая девица не должна принимать посещения от молодого кавалера, особенно когда одна дома. Даже невеста не могла в отсутствие старших принять визит своего жениха. «Утром заехал Паткуль, а так как он не был принят, потому что, кроме меня, никого не было дома, то велел передать мне записку.» — вспоминала

М. Паткуль о событиях, которые предшествовали ее замужеству.

1 А.Н.Толстой. СП т.

2 Лаврентьева Е. Светский этикет пушкинской поры. - М.,1999, - С.256.

«Тогда не только ночью, да и днем дамы и девицы одни не бегивали, — свидетельствуем A.M. Тургенев, — если и шла дама или девица пешком се сопровождал всегда служитель.»1 Однако в отличие от «молодых девиц», дамам позволялось ходить одним.

«Аврора Карловна Демидова рассказала мне однажды очень смешной случай из ее жизни, — пишет в своих воспоминаниях В.А. Соллогуб, — возвращаясь, домой, она озябла, и ей захотелось пройтись несколько пешком; она отправила карету и лакея домой, а сама направилась по тротуару Невского к своему дому; дело было зимой, в декабре месяце, наступили уже те убийственные петербургские сумерки, которые в течение четырех месяцев отравляют жизнь обитателям столицы; но Демидова шла, не спеша, с удовольствием вдыхая морозный воздух; вдруг к ней подлетел какой-то франт и, предварительно расшаркавшись, просил у нее позволения проводить ее домой; он не заметил ни царственной представительности молодой женщины, ни ее богатого наряда, и только как истый нахал воспользовался тем, что она одна и упускать такого случая не следует. Демидова с улыбкой наклонила голову, как бы соглашаясь на это предложение, франт пошел с нею рядом и заегозил, засыпая ее вопросами. Аврора Карловна изредка отвечала па его расспросы, ускоряя шаги, благо дом ее был невдалеке. Приблизившись к дому, она остановилась у подъезда и позвонила.

— Вы здесь живете?! — изумленно вскрикнул провожавший ее господин.

Швейцар и целая толпа официантов в роскошных ливреях кинулись навстречу хозяйке.

— Да, здесь, — улыбаясь, ответила Демидова.

— Ах, извините! — забормотал нахал, — я ошибся. я не знал вовсе.

— Куда же вы? — спросила его насмешливо Аврора Карловна, видя, что он собирается улизнуть, — я хочу представить вас моему мужу.

1 Тургенев А. М. Избранные произведения - М, 1967, - С.90

— Нет-с, извините, благодарствуйте, извините. — залепетал франт, опрометью спускаясь со ступенек крыльца.»1

Дамам позволялось также одним делать визиты, но «в публике» они должны быть «сопровождаемы своими мужьями».

Мы можем сказать, что этикет в XIX веке как свидетельствуют современники, были суровее.

Как видим из всего сказанного, в XIX веке сложился достаточно строгий этикет, предписывающий не только нормы поведения тенденции, но и выполняющий социальные – культурные функции.

Можно вычислить несколько основных норм поведения женщины. Прежде всего женщина должна быть в миру образована , ровно настолько, чтобы служить « украшением обществе ». Желательно иметь таланты пения, музыцирование, вышивания. Так же женщина должна постичь науку обольщения мужчины с целью выйти замуж.

Заключение

Изучив материалы русской культуры XIX века мы попытались реконструировать образ жизни женщины дворянки и по итогам можем сделать несколько выводов.

В эту эпоху складываются этикетные нормы поведения и образ жизни женщин в светском обществе. Прежде всего, женщина должна быть в меру образована, чтобы поддерживать светскую беседу, уметь танцевать и в совершенстве постичь науку обольщения мужчин с целью выйти замуж. Желательно иметь склонность к пению и музицированию, вышиванию и другому рукоделию.

Образ жизни светской дамы того время был однообразный. Среди основных занятий можно выделить ежедневные прогулки, посещение театра а по вечерам – балы. Назначала расписания, составлявшиеся вперед на целый месяц.

Домашняя жизнь также подчинилась внутреннему распорядку и регламентации. Мы исследовали традиции в семейной жизни женщины. Обряд бракосочетания складывался из обязательных частей: знакомство, предложение, помолвка, обручение, венчание. Иногда к этому добавлялось свадьба. Все эти компоненты требовали неукоснительного выполнения законов и норм не только поведения, но и одежды, внешнего вида невесты и жениха.

В браке женщина должна примерной женой, матерю и хозяйкой дома.

Проводить торжественные и семейные обеды, званые и музыкальные вечера, приемы. Воспитывать детей в хорошем тоне, чтобы дети были послушными, составляли гордость дома в будущем. Оба родителя, прежде всего мать семейства, должны подавать детям хороший пример, воспитывать их с рассудком, ловкостью и тактом.

Нельзя не отметить факт о том, что в XIX веке при разводе женщина получала больше привилегий, чем у мужчина, что её делало социально защищенной.

В данной работе мы рассмотрели особенности сословного образования женщин-дворянок. Особое место в женском образовании занимал Смольный институт благородный девиц, куда принимались девушки только дворянского сословия.

Но женское образование было более поверхностным, чем мужское, и сводилось, в основном, к обучению иностранным языкам, танцам, рисованию, рукоделию, пению и игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Некоторые знания получали молодые дворянки из области истории, словесности, географии и других гуманитарных наук. Девушки учились развлекать гостя игрой на музыкальном инструменте. Образование дворянки сводилось к одной цели – сделать ее привлекательной невестой, тем более что в брак в то время вступали рано. В последствии девушка должна была стать примерной женой, матерью, хозяйкой дома, верной подданной государства.

Женская мода также соответствует образу жизни дворянок в XIX веке.

Женский быт изменился стремительно и это оказывало влияния на моду, костюм, поведение женщины. В течение полувека в женской одежде сменилось несколько стилей. В начале столетия царил античный идеал. Затем на волне патриотизма в первой половине века в моду входит «русский» наряд, надолго задерживается, правда, стилизованном виде, в придворном быту. Конец же рассматриваемого нами периода знаменуется возвращениям корсета и изменением силуэта платье: тонкая талия и юбка - колокол.

Мода являлась и является важнейшем атрибутом жизни женщины, а костюм одно из главных составляющих женского образа. Одежда и аксессуары могли бы многое рассказать о вкусах, пристрастиях социального статуса хозяйки, её достатке, раскрывали в некоторой степени её суть.

"По одежке встречают." — гласит русская пословица. Костюм — неотъемлемая принадлежность человека и свидетельствует о его вкусах, наклонностях, социальном положении. Многое в современной одежде заимствовано нами из костюма и моды XIX века.

Помимо этого по костюму XIX века можно проследить не только развитие модных тенденций, но и за изменение политической обстановки в России. Так, после войны 1812 года с Наполеоном светское общество России отказывается от французского направления в моде, и начинается пропагандировать элементы национального костюма – кокошник, шаль, сарафан.

Может быть, это прозвучит странно, но дворянка, не связанная службой и в меньшей степени зависящая от государственной власти, воспитанная на благородных образцах современной ей французской и русской литературы, оказалась внутренне более свободной, чем мужчина. После поражения восстания 14 декабря 1825 г., когда многие вчерашние друзья восставших отворачивались от них и торопились засвидетельствовать лояльность новой власти, жены осужденных, не побоявшись ни молвы света, ни ужасов каторжного быта, отправились вслед за своими мужьями в Сибирь.

Список литературы

Список использованной литературы

Источники

1. Государственная Третьяковская галерея: история и коллекции/ Ред. Брук Л. В. - М., 1986.

2. Государственный Русский музей. Живопись XVIII – начала XIX века/ Ред. Губарев А. В., Пушкарев В. А. , Смирнов Г. В. - Л., 1980

3. Дамский журнал, №21, 1826 // Лаврентьева Е. Светский этикет пушкинской поры. - М.,1999

4. Замечательные полотна: Книга для чтения по истории русской живописи XVIII— начала XX в. – Л., 1962.

5 Записки и вспоминания русских женщин XVIII – первой половине XIX в.в.

6. Наставление добродетельной матери к её дочери.- М., 1804.

7. Русские Художники от А до Я . Редактор Борисовская Н.Н., Гордон Е.С.

- М., 1996

8. Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни. - М; ТЕРРА; 1996

Литература

1. Балакина Т.И. История русской культуры. – М., 1996.

2. Бартенева И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей.– М., 1983.

3. Беловинский Л. В. История русской материальной культуры. – М., 2003. 4. Будур Н История костюма. - М., 2001.

5. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. - М., 1985.

6. Годин А. М. Годин М.А. Пушкинский век: панорама столичной жизни. - Спб., 1995.

7. Гоголь Н. В. Мертвые души. - М., 1993.

8. Георгиева Т.С. История русской культуры. – М., 1999.

9. Джуринский А. Н. История педагогики - М., 1999.

10. Жанлис «Критическом и систематическом словаре придворного

этикета»

11. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник для вузов. - М., 1994.

12. Искусство: Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура.- М., 1969.

13. Коротков М. В. Путешествие в историю русского быта – М., 1998.

14. Киреева Е. В. История костюма. – М., 1790.

15. Киреева Е.В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX века.– М., 1978.

16. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре 18—первой половине 20 в. Опыт энциклопедии. - М., 1995.

17. Кирсанова Р.М.Русский костюм и быт XVIII- XIX веков- М., 2002

18. Константиков Н. А. История педагогики - М.,1982

19. Кузнецова Э.В. Беседы о русском искусстве XVIII— начала XIX века: -М., 1972.

20. Лаврентьев Е. Светский этикет пушкинской поры. – М., 1999.

21. Лихачев Л. С. Школа Этикета. - Ек. 1998

22. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ( XVIII века - начала XIX века.). – М., 2002.

23. Островский Г. Рассказы о русской живописи. - М., 1989.

24. Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. - М., 1976.

25. Малышев М. И Из истории русского этикета. – Л., Знание, 1974

26. Марченко Н. Приметы милой старины: нравы и быт пушкинской - М.,2001

27. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В3 т.- М., 1993 – 1995.

28. Панкеев И. Русские обряды и суеверия.- М., 1998.

29. Пискунов А. И. История педагогики и образования.- М., 2001

30. Познанский В. В. Очерки по истории русской культуры в первой половине XIX века. - М., 1990.

31. Пушкин А. С. Избранные сочинения. – М., 1992.

32. Рябцов Ю.С. История русской культуры XVIII - XIX века. - М., – 1997.

34. Тургенев А. М. Избранные произведения. - М., 1967.

35. Суворов И. И. Генералиссимус А. В. Суворов.- М., 1989.

36. Фонвизин. Д. И. Комедии. Бригадир. – Л, 1980

37. Яковкина Н. И. История русской культуры XIX века. - Спб., - 2002

Покупка готовой работы
Тема: «Образ женщины в художественной культуре XIX века»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 69
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика