Курсовая работа

«Аранжировка музыкальных произведений на клавишном инструменте (синтезатор)»

  • 33 страниц(ы)
  • 429 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: admin

Введение 3

1 Теоретические аспекты проблемы аранжировки музыкальных произведений на синтезаторе 6

1.1 Сущность аранжировки музыкальных произведений 6

1.2 Специфика аранжировки музыкальных произведений на синтезаторе 10

2 Методические основы аранжировки музыкальных произведений на клавишном инструменте 15

2.1 Методические подходы к аранжировке на синтезаторе 15

2.2 Основные правила создания аранжировки музыкальных произведений на синтезаторе 19

Заключение 30

Список литературы 32

Клавишный синтезатор с каждым годом занимает все более прочные позиции в современном музыкально-образовательном пространстве, уверенно показывая себя и как сольный концертный инструмент, и в различных ансамблевых сочетаниях.

Бурное внедрение новых информационно - компьютерных технологий во все области человеческой деятельности, в том числе в область музыкального искусства, началось в XXI веке. Появились новые музыкальные инструменты – семплеры, музыкальные станции, цифровые синтезаторы и др. Модернизация клавишного синтезатора привела к расширению его художественных возможностей. Улучшилось качество звучания, увеличился размах, появились новые функции: многотембровость, управление параметрами звуковой волны, возможность записи аранжировки или авторской композиции в секвенсор, объединение нескольких инструментов по миди и аудио. Вследствие этого клавишные инструменты прочно образовались как в среде профессиональных музыкантов, так и среди учащихся и преподавателей детских школ искусств и детских музыкальных школ.

Музыкальная педагогика накопила опыт в обучении игре на клавишном синтезаторе: школа Т. Барроуза; методики Т. Лангхорста, Н. Хайнеса и др.

Широкие перспективы использования клавишного синтезатора в учебных заведениях дополнительного образования и недостаточная педагогическая разработанность содержания данного направления музыкальной педагогики ставят педагогов перед необходимостью разработок соответствующих программ, методик, учебных пособий. В настоящее время наиболее известны следующие учебные программы: «Электронные музыкальные инструменты: клавишный синтезатор» (автор И. М. Красильников, при участии А. Ю. Апухтина, М. А. Крюкова); «Программа для детских музыкальных школ: клавишный синтезатор» (автор В. Г. Пешняк); «Клавишный синтезатор – предмет по выбору» (сост. И. В. Порунова, А. В. Порунов); «Игра на синтезаторе: методика и программа обучения» (автор И. Г. Шавкунов) и др. Данные программы отличаются оригинальностью педагогических подходов к преподаванию клавишного синтезатора, вниманием к музыкально-творческому развитию учащихся. Однако процесс модернизации электронных музыкальных инструментов продолжается, и это обуславливает необходимость возвращения к вопросам содержания, форм и методов обучения игре на клавишном синтезаторе на новом уровне.

Будущие музыканты, начинающие знакомиться с синтезатором, неизбежно сталкиваются с необходимостью самостоятельно создавать аранжировки, поскольку произведений, написанных специально для синтезатора, пока не много. Да и те, что есть, часто созданы для определенной марки и модели инструментов. Поэтому музыканту приходится не только осваивать исполнительские, довольно специфические приемы игры, но и самому становиться аранжировщиком, формируя свой репертуарный фонд.

Тема данного исследования актуальна не только с практической стороны, не менее важно и ее теоретическое значение. В научно-методической литературе в последние годы появилось немало исследований, направленных на изучение различных сторон проблемы применения электронных музыкальных инструментов в исполнительском искусстве и музыкальном образовании [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Вместе с тем, вопросы создания аранжировки для синтезатора в учебной деятельности студентов вуза на сегодняшний день недостаточно изучены.

На основании этого выявляется противоречие между возможностями современных клавишных электронных музыкальных инструментов для обогащения и совершенствования инструментальной подготовки учащихся, высоким познавательным интересом к данному виду деятельности.

Цель нашей работы: обобщение опыта аранжировки на клавишном синтезаторе.

Задачи исследования:

1) показать значение электронных музыкальных инструментов, в частности, клавишного синтезатора, в современном музыкальном образовании;

2) раскрыть сущность понятия «аранжировка»;

3) выделить основные моменты, на которые следует обратить внимание учащимся в процессе создания аранжировок для синтезатора.

Методологической основой исследования стали:

• концепция музыкально-исторического процесса Б. В. Асафьева;

• интонационная теория в грудах Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского;

• концепция Т. В. Чередниченко о четырех типах музыкального творчества;

• результаты отечественных историко-педагогических исследований в области музыкального образования О. А. Апраксиной, Т. Н. Батуринской, С. И. Дорошенко, Л. В. Кикнадзе, Д. Л. Локшина, С. Н. Морозовой, М. Г. Плоховой, 'Г. Л. Якубовской и др;

• интонационная теория Б. В. Асафьева, а также разработанные в музыкознании учения о мелодии, гармонии, фактуре, инструментовке (Н. А. Римский-Корсаков, Ю. Н. Тюлин, В. А. Цуккерман, Л. А. Мазель, Ю. Н. Холопов и др.);

• учение о психоакустике (Н. А. Гарбузов, А. А. Володин, И. А. Алдошина, А. П. Ефимов и др.) и теория звукорежиссерской деятельности (Б. Я. Меерзон, П. К. Кондрашин, П. Быоик и др.);

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: - теоретические: изучение литературы по теме исследования, анализ учебных программ и пособий по клавишному синтезатору, а также аранжировке.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

1 Теоретические аспекты проблемы аранжировки музыкальных произведений на синтезаторе

1.1 Сущность аранжировки музыкальных произведений

В творческой деятельности музыкантов особое место занимает аранжировка как специфическая форма модификации музыкального образца – фольклорного или композиторского. В результате такой своего рода «огранки» исходный образец обретает новую звуковую «оболочку», отражающую некое новое видение его художественно-эстетической, смысловой и собственно музыкально-технологической сторон. Подобный вид деятельности связан с развитием профессиональной вокально-хоровой культуры, музыкально-инструментального исполнительства и, конечно же, композиторского творчества. Неслучайно в данном контексте широко известное по работе А.Н. Серова «Музыка южнорусских песен» признание М.И. Глинки: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем» [19, с. 111].

Аранжировка произведений традиционной народной музыки и композиторских сочинений является важной частью в творческом процессе современной музыкальной культуры. Вместе с тем в научном плане этот феномен не имеет достаточного теоретического обоснования, не всегда четко разграничены близкие по характеру, но вместе с тем различающие по сути понятия «аранжировка», «переложение», «обработка», «транскрипция», «парафраза».

Прежде всего, следует отметить, что трактовка термина «аранжировка» в различных словарях и справочниках варьируется незначительно. Так, Большой энциклопедический словарь устанавливает этимологию слова: «аранжировка (от франц. arranger, буквально – приводить в порядок)» [16] и обозначает соответсвующие виды деятельности: 1) переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим голосом, другим составом инструментов или голосов; 2) облегченное изложение музыкального произведения для исполнения на том же инструменте; 3) в эстрадной музыке – гармонизация и инструментовка новой или хорошо известной мелодии; 4) в джазе – способ закрепления общего замысла ансамблевой и оркестровой интерпретации и главный носитель стилевых качеств» [16].

Сходную интерпретацию дает и Новый толково-словообразовательный словарь русского языка: «Аранжировка (от фр. arranger – приводить в порядок, устраивать)» [5, с.65] и расшифровывает его как, во-первых, переложение музыкального произведения, написанного для одного состава инструментов или голосов, для исполнения другим составом инструментов или голосов, во-вторых, облегченное изложение музыкального произведения для исполнения на том же инструменте, в-третьих, внесение изменений в музыкальное произведение непосредственно в момент его исполнения как результат импровизации исполнителя [5, с.65].

Как видим, первые два параграфа – переложение музыкального произведения и его облегченное изложение – фактически совпадают. Однако во втором словаре исключен пункт об эстрадной музыке, несколько иначе сформулировано положение об импровизационном характере аранжировки, отсутствует «привязка» к джазу. Кроме того, в данном издании определение экстраполировано и на другие сферы художественной деятельности. В частности, аранжировка рассматривается как «искусство составления композиций из цветов» [5, с.65]. Эта же дефиниция полностью повторена и в Современном толковом словаре русского языка [5, с. 1168].

Близкую трактовку данного понятия находим и в специальных музыкальных справочниках. Так, автор статьи в Музыкальной энциклопедии И.М. Ямпольский расшифровывает понятие следующим образом: «Аранжировка (от нем. аrrangieren, франц. arranger, буквально – приводить в порядок, устраивать). 1) Переложение музыкального произведения для иного (сравнительно с оригиналом) состава исполнителей (например, клавир оперы, переложение оркестрового или камерно-ансамблевого произведения для фортепиано в 2, 4 и 8 рук, оркестровка фортепианной пьесы и т. п.). В отличие от транскрипции, которая является творческой обработкой и имеет самостоятельное художественное значение, аранжировка обычно ограничивается приспособлением фактуры оригинала к техническим возможностям какого-либо другого инструмента, инструментального состава или голоса, вокального ансамбля. 2) Облегченное изложение музыкального произведения для исполнения на том же инструменте. 3) В джазовой музыке – различного рода изменения (гармонические, фактурные), вносимые непосредственно в процессе исполнения и связанные с импровизационным стилем игры. Они особенно широко применяются в Би-боп и так называемом современном джазе, в небольших (малых) составах» [6, с.193].

Очевидно, что при музыкальной аранжировке исходное произведение может изменить темп, ритм, размер. Также затрагиваются, порой весьма существенно, стилевая специфика музыки и тембровое воплощение. Наконец, рука аранжировщика может прикоснуться и к самой мелодии. Но даже если в аранжировке будет изменен ее начальный облик, то некий образ, мысль, заложенные в первоисточнике, должны сохраниться.

В ряде случаев процесс аранжировки по своей сути может быть созвучен работе композитора. Так, если в распоряжении аранжировщика соло одного голоса или инструмента, то он сочиняет сопровождающие инструментальные партии, и в конечном сочинении зазвучат новые тембры, а первичный образ обретет новое воплощение. Нередко композиторы, аранжировщики и различного рода музыканты затрудняются определить вид своего произведения (аранжировка, обработка, транскрипция и т. д.), поскольку эти понятия, как отмечено выше, схожи и различия между ними в известной мере условны. Вместе с тем, несмотря на то, что данные понятия имеют много общего, они на самом деле соприкасаются лишь отчасти.

Как известно, аранжировка (англ. arrangement – улаживание, приведение в порядок) – представляет собой переложение музыкального произведения для исполнения его другими, в отличие от оригинала, средствами. В переводе с французского (arranger – располагать, приводить в порядок) термин аранжировка означает не только переложение, но и переработку оригинала.

Именно это обстоятельство находит своё наиболее яркое проявление в сфере эстрадной музыки, особенно в джазе. В отличие от академической музыки аранжировка предполагает и допускает изменения формы, мелодии и гармонии, ритма, фактуры, стилевой направленности всего произведения. Аранжировка может подразделяться на несколько видов: устную, специальную и оркестротечную.

В заключение подчеркнем, что синтезатор сегодня по праву признан в среде профессиональных музыкантов академического направления. Современные инструменты обладают безграничными функциональными возможностями и являются, по сути, творческими лабораториями. Их умелое использование способно помочь музыканту, в том числе студенту, самостоятельно создавать аранжировки музыкальных произведений различных стилей и жанров, записывать фонограммы, не прибегая к помощи специалистов по звукорежиссуре.

Электронная аранжировка представляет собой сложную музыкальную деятельность, состоящую из ряда действий. Аранжировка на основе электронных инструментов сочетает в себе элементы композиторской, звукорежиссерской, исполнительской деятельности и деятельности, связанной с синтезом звука [4].

Овладение этим инструментом может в значительной степени совершенствовать исполнительскую подготовку студентов современного вуза, способствовать раскрытию их творческого потенциала. Для того чтобы достичь выразительного образного звучания от студента-музыканта требуется умение подбирать тембры и стили в соответствии с жанром произведения, его стилем, особенностями формы, фактуры и образного строя.

Обучение аранжировке на синтезаторе — не самоцель. Это средство, позволяющее благодаря современным информационным технологиям, интерактивному взаимодействию с программно-аппаратным комплексом синтезатора даже неподготовленному индивидууму творчески самовыражаться в музыке.

Показательно, что современная образовательная программа дополнительного образования детей по дисциплине «Клавишный синтезатор» уже по окончании первого года обучения предполагает приобретение умения «применять в своей творческой практике простейшие приемы аранжировки музыки для синтезатора; «в электронном музицировании опираться на навыки чтения с листа, подбора по слуху и импровизацию; проявить интерес к музицированию; способности к элементарной музыкально-интонационной деятельности; способности к эмоционально-окрашенному восприятию музыки и выражению в музыкальных звуках собственных эстетических переживаний [8, с. 7].

Обучение игре на любом инструменте, включая создание аранжировок на синтезаторе — это обучение музыке через творчество, «развивающее слух, музыкальное чувство и понимание» [2]. Педагогу-музыканту «предстоит осознать свою миссию создателя стратегии, тактики и практики обучения… в современной информационной культуре» [7, с. 128].

1. Асафьев Б.В. Музыка в единой трудовой школе. // Из истории советского музыкального образования. Сб. материалов и документов. — Л., 1969. // Избранные статьи в музыкальном просвещении и образовании — М.-Л., 1965

2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Изд. 2-е, доп.— Л.: Советский композитор, 1979. 352 с.

3. Барроуз Т. Все о клавишах: подробный самоучитель игры на фортепиано и синтезаторе. – М.: 2008. 192 с.

4. Богданов М.Г., Баартманс П. Принципы аранжировки популярной музыки для цифровых клавишных инструментов Yamaha. – М.: Музиздат, 2014. – 256 с.

5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный: в 2 т. М.: Русский язык, 2000. Т. 1: А–О. С. 65.

6. Келдыш Г.В. (ред.) Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.

7. Корнева А.А., Гундорова Е.Ю. Синтезатор: музыкальный инструмент или машина? // Музыка в школе. – 2011. – № 5. – С. 68-73.

8. Красильников И.М. Какие клавишные синтезаторы нужны для приобщения детей и подростков к музыкальному творчеству? // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2014. – № 4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art-ed**ation.ru/AE-magazine (дата обращения 02.03.2020).

9. Красильников И.М. Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 1997. – 24 с.

10. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования: Монография. – Дубна: Феникс+, 2007. – 496 с.

11. Красильников И.М. Электронные музыкальные инструменты (клавишный синтезатор): Метод. пособие. – М.: Экон-информ, 2014. – 145 с.

12. Лисина Е.Н. К определению понятий аранжировки и обработки аутентичной музыки // Огарев-online. 2013. № 7. URL: http://jou**al.mrsu.ru/arts/k-opredeleniyu-ponyatijjaranzhirovki-i-obrabotki-autentichnojj-muzyki

13. Лысенко В.В. Учимся играть на синтезаторе: методическое пособие для учащихся ДМШ и ДШИ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. 238 с.

14. Медведева М.В. Аранжировка как вид творческой деятельности (К проблеме обучения) // Лапин В.А. (ред.) Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. Л.: ЛГИТМиК, 1989. С. 47-61.

15. Подкопаева О.А. Развитие музыкального мышления студентов в классе клавишного синтезатора: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. – М., 2011. – 221 с.

16. Прохоров А.М. (ред.) Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1991. URL: http://www.v**u.ru/bigencdic/3482/

17. Примерные образовательные программы дополнительного образования детей. Клавишный синтезатор. Ансамбль клавишных синтезаторов. Студия компьютерной музыки. /Красильников И.М. — М., 2010.

18. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. — М.: ИИО РАО, 2010. — 356 с.

19. . Серов А.Н. Избранные статьи: в 2 т. М.; Л.: Музгиз, 1950. Т. 1. 625 c

20. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Технология создания электронных методических ресурсов. — М.: Классикa-XXI, 2011.

21. Чёрная М.Ю. Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – СПб., 2012. – 24 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Аранжировка музыкальных произведений на клавишном инструменте (синтезатор)»
Раздел: Музыка
Тип: Курсовая работа
Страниц: 33
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика