Магистерская работа

«Развитие интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности»

  • 121 страниц
Содержание

Глава 1 Теоретические основы развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности

1.1 Сущность процесса развития интеллектуальной одаренности школьников в педагогической теории и практике….9

1.2 Организационно-педагогическое сопровождение развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности….23

1.3 Педагогические условия организационно-педагогического сопровождения развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности….36

Выводы по первой главе….56

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности

2.1 Цели, задачи, этапы организации опытно-экспериментальной работы….59

2.2 Реализация педагогических условий по развитию интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности….70

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы….77

Выводы по второй главе….81

Заключение…83

Литература…86

Приложение….94

Введение

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной, творческой и активной личности, способной к нестандартному мышлению и поведению.

Поиск путей повышения социально-экономического потенциала российского общества актуализирует потребность роста интеллектуального уровня людей, которые способны нестандартно решать проблемы, встающие перед государством, и вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Именно одаренные дети и подростки создают уникальную возможность компенсировать потребность государства в интеллектуальных человеческих ресурсах и конкурентоспособных специалистах на мировом рынке труда. Отсюда вытекает важнейшая задача современного российского образования - выявление, диагностика, развитие и поддержка интеллектуально одаренных детей и подростков.

Актуальность проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования «Развитие интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности».

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. К настоящему времени в зарубежной и отечественной литературе рассмотрены понятие одаренности и специфические особенности личности одаренного ребенка (К.Абромс, Ю.З.Гильбух, Э.А.Голубева, Е.Н.Задорина, А.Карне, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, Ф.Монкс, В.Панов, К.Перлет, А.Савенков, В.Сиервальд, К.Тэкэс, К.А.Хеллер, Л.Холлингоуорт, Е.И.Щебланова, В.С.Юркевич и др.), выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, Н.С.Лейтес, Р.Стенберг, Дж.Фримэн и др.), предложены способы исследования одаренности (А.Бине, Дж.Гилфорд, Л.Термен, П.Торренс и др.), предприняты попытки создания моделей одаренности (Ф.Монкс, Дж.Рензулли, К.Хеллер и др.)

Различные концепции были разработаны и зарубежными исследователями, сформулировавшими свои подходы к определению одаренности и, следовательно, к выявлению и обучению одаренных детей, Б.Блум, Дж.Галлагер, Г.Гарднер, Дж.Гилфорд, Дж.Давидсон, Б.Кларк, Р.Кэттел, Г.Пассоу, Дж.Рензулли, Р.Стернберг, Дж.Стенли, Л.Термен, Л.Терстоун, Э.Торндайк, П.Торренс и др.)

На основании анализа психолого-педагогической литературы и современных требований к процессу развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности были выявлены следующие противоречия между:

– потребностью общества в высоком уровне развития интеллектуально одаренных школьников и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке и практике;

– все более возрастающими требованиями к формированию образованной, интеллектуально развитой, творческой личности и неготовностью образовательной системы решить эту проблему;

– необходимостью индивидуального подхода со стороны педагога к личности интеллектуально одаренного ребенка и массовым характером современного образовательного процесса.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске, выявлении и совершенствовании условий развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации педагогических условий, способствующих эффективному развитию интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности.

Объектом исследования является интеллектуальная одаренность школьников, предметом – организационно-педагогическое сопровождение развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс организационно-педагогического сопровождения развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности будет эффективным если:

- сопровождение будет носить комплексный характер, включающий в себя выявление, развитие, обучение, воспитание и педагогическую поддержку интеллектуально одаренных школьников и выстроено с учетом сущностных характеристик данного вида одаренности на основе личностно-ориентированного подхода;

- выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию интеллектуальной одаренности школьников (реализации индивидуально-персонифицированного подхода к процессу развития интеллектуальной одаренности во внеурочной деятельности, посредством разработки и внедрения индивидуального образовательного маршрута школьника; использование комплекса разнообразных форм внеурочной и внешкольной деятельности исследовательского характера; реализация исследовательских проектов должна осуществляться на междисциплинарной основе).

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске, выявлении и совершенствовании условий, способствующих успешному развитию интеллектуальной одаренности школьников.

В соответствии с целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

– на основе теоретико-методологического анализа философской, психолого-педагогической литературы и научных исследований по проблеме исследования уточнить сущность организационно-педагогического сопровождения развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности;

– выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному развитию интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности;

– разработать методические рекомендации для учителей, классных руководителей, психологов и педагогов дополнительного образования по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, тестирование, наблюдение, теоретический анализ, синтез, опрос, беседа, педагогический эксперимент, для количественной обработки данных применялись статистические методы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория деятельностного подхода (Р.М. Асадуллин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория познания, обобщенные результаты анализа научных исследований по проблемам одаренности, в том числе детской (Г.Айзенк, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Н.С.Лейтес, А.Савенков, Б.М.Теплов, Е.Торранс, В.Д.Шадриков, В.С.Юркевич и др.), системный подход к исследованию социальных и педагогических явлений (Р.Ансофф, В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Л.П.Буева, Г.Саймон, Э.Г.Юдин и др.), теория организации познавательной деятельности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, П.И.Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.), теории персонализации и развития личности (Б.Г.Ананьев, Б.Б.Блум, Дж.Брунер, A.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.), концепции проектирования педагогических систем (Ю.К.Бабанский, В.С.Безрукова, В.П.Беспалько, В.К.Заорецкий, B.С.Лазарев, М.Н.Поволяева, М.М.Поташник, И.Д.Чечель и др.), концепция личностно-ориентированного образования (, Е.В.Бондаревская, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков и др.).

Опытно – экспериментальной базой исследования явились МОБУ СОШ №8 г. Мелеуз, МОБУ Ордена Дружбы гимназия №3 им. М. Горького г. Уфы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

– обоснована сущность организационно-педагогического сопровождения интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности;

– определены, теоретически обоснованы и апробированы педагогические условия, способствующие эффективному развитию интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности:

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

– расширены имеющиеся теоретические представления о развитии интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности;

– разработаны уровни, критерии и показатели развития интеллектуальной одаренности школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что подобран диагностический инструментарий, направленный на выявление интеллектуальной одаренности школьников, разработаны методические рекомендации, которые могут использоваться в практике школы учителями, классными руководителями, психологами и педагогами дополнительного образования при организации внеурочной деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

- организационно-педагогическое сопровождение развития интеллектуальной одаренности представляет собой выявление, обучение, воспитание, развитие и педагогическую поддержку одаренных школьников, включающую в себя процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия и поощрения максимальной самостоятельности школьников.

- комплекс педагогических условий, способствующих успешному развитию интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности: 1) реализация индивидуально-персонифицированного подхода к процессу развития интеллектуальной одаренности во внеурочной деятельности, посредством разработки и внедрения индивидуального образовательного маршрута школьника; 2) использование комплекса разнообразных форм внеурочной и внешкольной деятельности исследовательского характера; 3) реализация исследовательских проектов должна осуществляться на междисциплинарной основе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, перечня использованной литературы, приложений.

Фрагмент работы

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности

2.1 Цели, задачи, этапы организации опытно-экспериментальной работы

Экспериментальная работа, проводимая нами по теме исследования, явилась развитием теоретических основ и сформулированных положений в первой главе, в которой мы последовательно рассмотрели проблему развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности, определили содержание, сущность формирования и развития интеллектуальной одаренности, определили педагогические условия эффективного развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности.

Развитие интеллектуальной одаренности школьников осуществлялось в ходе эксперимента, организованного в МБОУ Гимназия №3 Кировского района г. Уфы и МБОУ СОШ №8 г. Мелеуз Мелеузовского района Республики Башкортостан. Общая длительность эксперимента составила 2 года (2013-2015 гг.), который включил в себя три этапа:

– констатирующий;

– формирующий;

– контрольный.

В исследовании были задействованы учащиеся 9А и 9Б классов, в количестве 47 человек.

Данный параграф посвящен организационным вопросам опытно-экспериментальной работы, которая была организована по следующему плану:

– определение цели и задачи опытно-экспериментальной работы;

– условия проведения опытно-экспериментальной работы;

– определены критерии интеллектуальной одаренности;

– выбор методов исследования;

– проведение исследования;

– обработка результатов эксперимента и формулировка выводов практического исследования.

Применительно к нашему исследованию целью опытно-экспериментальной работы является доказательная и научно-объективная проверка выдвинутой нами гипотезы. Мы предположили, что работа по развитию интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности будет осуществляться на фоне выдвинутых педагогических условий:

а) реализация индивидуально-персонифицированного подхода к процессу развития интеллектуальной одаренности во внеурочной деятельности, посредством разработки и внедрения индивидуального образовательного маршрута школьника;

б) использование комплекса разнообразных форм внеурочной и внешкольной деятельности исследовательского характера;

в) реализация исследовательских проектов на междисциплинарной основе.

Задачи экспериментальной работы вытекают из цели эксперимента:

1. Проверить выделенные педагогические условия, способствующие развитию интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности.

2. Составить и внедрить комплекс методических рекомендаций по выявлению интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности.

3. Определить критерии и показатели развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности.

В ходе проведения экспериментальной работы применялись следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, тестирования, анкетирования, наблюдения, опрос, беседы, педагогический эксперимент.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе были проанализированы нормативно-правовые документы, научно-методическая литература по проблеме развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности. Были проведены диагностические методики, направленные на выявление интеллектуальной одаренности школьников.

На втором этапе по результатам полученных ответов учеников и их родителей были разработаны индивидуальные образовательные маршруты, и в дальнейшем также был проведен анкетный опрос.

На третьем этапе подведение конечных итогов, сформулированы выводы.

Суть опросника такова: учащимся было представлено 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Необходимо внимательно изучить их и дать оценку ученику по каждому параметру, пользуясь шкалой ответов, насколько они согласны или не согласны с имеющимися в опроснике утверждениями.

Характер представленных в опроснике мнений относительно того или иного вида одаренности, позволяют сделать вывод об уровне развития интеллектуальной одаренности школьников. Условно мы выделили три уровня развития интеллектуальной одаренности школьников: высокий, средний, низкий.

Оценивание ответов проходило следующим образом: ученики давали ответы на 80 вопросов, напротив каждой цифры вопроса они должны были поставить знак:

++ если оцениваемое свойство личности хорошо развито и часто проявляется (конечно, да);

+ свойство заметно выражено, но нет постоянства в проявлении (скорее да, чем нет);

0 нечетко выражены оцениваемое и противоположное свойства личности (скорее нет, чем да);

– противоположное оцениваемому свойство личности более ярко выражено и чаще проявляется.

После того, как испытуемые выполнили свою работу, мы подсчитали все плюсы и минусы, т.е. определили их баллы. В частности, результаты опросника учащихся общеобразовательной школы позволили определить виды и степень проявления одаренности у каждого ученика.

Целью нашей опытно-экспериментальной работы была проверка гипотезы экспериментальным путем.

В ходе констатирующего эксперимента:

– были определены экспериментальная и контрольные группы и проведены методики, направленные на выявление типов одаренности учащихся двух классов;

– на основе полученных ответов были определены учащиеся, у которых преобладал непосредственно интеллектуальный тип одаренности;

– были определены организационно-педагогические условия, которые обеспечили бы развитие уровня интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности;

– разрабатывалось методическое обеспечение повышения уровня интеллектуальной одаренности школьников для учителей-предметников и классных руководителей;

На данном этапе нашего исследования были использованы следующие методы исследования:

– теоретический уровень познания: анализ философской, психолого-педагогической литературы и научных работ по проблеме исследования; обобщение и осмысление зарубежного и отечественного педагогического опыта по исследуемой проблеме;

– эмпирический уровень познания: анкетирование, беседа с учащимися и педагогами, наблюдение, самооценка, изучение продуктов учебной деятельности школьников (самостоятельные и творческие работы, изучение дневников и классных журналов).

Для определения уровня интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности на этапе констатирующего эксперимента были выбраны следующие критерии и показатели:

№ Критерий Показатели

1 Оригинальность и гибкость мышления Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых и банальных идей

Способность конструировать и применять новые способы деятельности

Умение находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы

2 Продуктивность Включение в не стимулированную извне деятельность

Умение быстро находить большое количество вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности

Способность к генерированию большого числа идей

3 Способность к анализу

и синтезу

Способность логически точно, последовательно обрабатывать информацию

Способность раскладывать информацию на составляющие

Способность синхронизации информацию

Способность структурировать информацию

4 Высокий уровень концентрации и внимания Способность запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки

Склонность к сложным и сравнительно долговременным занятиям

Высокая степень погруженности в задачу и возможность успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели

Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая

5 Лидерство и социальная автономность Готовность брать на себя ответственность

Открытость творческих позиций

Способность и стремление противостоять мнению большинства

Готовность отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства

Стремление действовать и поступать нетрадиционно, оригинально

Доминирование в межличностных отношениях, благодаря интеллектуальному превосходству

Каждый показатель представляется тремя уровнями: низкий, средний и высокий.

Первый критерий – оригинальность и гибкость мышления. Охарактеризуем каждый показатель по уровням.

- низкий уровень: слабо проявляется оригинальность идей; низко развита способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых и банальных идей;

- средний уровень: редкое проявление оригинальности идей; способность выдвигать новые неожиданные идеи, которые отличаются от широко известных проявляется редко;

- высокий уровень: ярко проявляется оригинальность идей; способность выдвигать новые неожиданные идеи, которые отличаются от широко известных проявляется часто.

Второй критерий – продуктивность.

- низкий уровень: мотивация у этих учащихся низкого уровня, умение включаться в не стимулированную извне работу развито плохо; умение генерировать идеи также развито низко.

- средний уровень: умение включаться в не стимулированную извне работу проявляется часто; умение генерировать большое количество идей средне развито.

- высокий уровень: школьники обладают высоким уровнем мотивации к учебной и внеучебной деятельности, умеют хорошо включаться в не стимулированную извне работу; генерируют большое количество идей достаточно хорошо.

Третий критерий – способность к анализу и синтезу.

- низкий уровень: способности к анализу и синтезу довольно редко проявляются.

- средний уровень: способности к анализу и синтезу развиты средне и проявляются не часто.

- высокий уровень: способности анализировать и синтезировать хорошо развиты, проявляются довольно часто.

Четвертый критерий – высокий уровень концентрации и внимания.

- низкий уровень: способность запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки проявляется редко, слабо развита.

- средний уровень: запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки учащемуся удается не всегда.

- высокий уровень: способность запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки ярко выражена.

Пятый критерий – лидерство и социальная автономность.

- низкий уровень: учащиеся с низким уровнем готовности брать на себя ответственность в большинстве случаев ее не проявляют; имеют практически закрытые творческие позиции, т.е. мало уверенны в себе.

- средний уровень: готовность брать на себя ответственность проявляется часто, творческая позиция и уверенность соответствуют среднему уровню.

- высокий уровень: готовы брать ответственность на себя в большинстве случаев, открыты творческие позиции, тем самым очевидна уверенность в себе.

На основе эмпирического материала (опросники, беседа, наблюдение) были определены экспериментальный и контрольный классы. С контрольным классом не проводилась работа по составленному плану. С учащимися экспериментального класса мы проводили работу по развитию интеллектуальной одаренности во внеурочной деятельности.

Метод наблюдения использовался в нашем исследовании и как самостоятельный метод решения поставленных задач, и как составная дополняющая часть других методов. В целом метод педагогического наблюдения позволил нам осуществить задачу по образованию первоначальных и уточнению существующих представлений об уровне развития интеллектуальной одаренности учащихся на основе накопленных фактов. Существенным образом нашу экспериментальную работу дополнили методы опроса: беседа, анкетирование, тестирование. Беседа представляет собой метод получения информации путем диалогового обсуждения какого-либо вопроса путем сложно организованной коммуникации, что обусловлено вариативностью позиции собеседников. Она предоставляет каждому участнику возможность активного участия в обсуждении проблемных вопросов, коллективного и самостоятельного поиска ответов на них. Беседа проводилась как с учителями, так и с учащимися. Для успешного проведения беседы выбиралась интересная тема для обсуждения, ставилась цель беседы, например, обмен мнениями, решение проблемы, поиск путей и т.д.; обеспечивалась обратная связь и оценка работы. Формирование культуры ведения беседы с элементами дискуссии, требует от ее участников проявления таких качеств как корректность и тактичность, умение выслушать окружающих, дать справедливую оценку своей позиции, необходимых для выбора из широкого спектра мнений одной, согласованной со всеми позиции, что, несомненно, способствует развитию уровня интеллектуальной одаренности учащихся. Таким образом, беседа позволяет активно формировать умение сопоставлять различные подходы, точки зрения, свое видение на способы, средства, решения того или иного вопроса, проблемы, умения аргументировать, опираясь на законы логики.

Одним из методов получения первичной информации явился метод тестирования, позволяющий избежать субъективизма в оценке уровня интеллектуальной одаренности учащихся во внеурочной деятельности. На протяжении всего эксперимента нами использовались психологические тесты, позволяющие видеть целостную картину личностного изменения учащихся.

На основе выявленных исходных данных нами были определены два ученика экспериментальной группы с ярко выраженным уровнем развития интеллектуальной одаренности.

Из 15 учащихся с явными признаками одаренности было выявлено 8 учащихся, из них, согласно проблеме нашего исследования, мы определили 2 интеллектуально одаренных ученика.

На формирующем этапе, для повышения уровня интеллектуальной одаренности учащихся во внеурочной деятельности нами были разработаны и внедрены индивидуальные образовательные маршруты.

Заключительным этапом нашего исследования стал контрольный этап.

Реализация поставленных задач экспериментальной работы позволила нам перейти к третьему этапу исследования, целью которого стало теоретическое обобщение и систематизация полученных данных, документальное оформление результатов исследования, разработка методического инструментария по развитию интеллектуальной одаренности учащихся во внеурочной деятельности.

Заключительный этап экспериментального исследования был направлен на анализ, обработку и обобщение результатов педагогического эксперимента, уточнение основных положений гипотезы нашего исследования, разработка методического инструментария по развитию интеллектуальной одаренности учащихся во внеурочной деятельности.

Основными задачами данного этапа являются:

– обработка, анализ и систематизация результатов формирующего этапа нашего эксперимента;

– мониторинг динамики изменений в уровне развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности;

– выявление влияния проводимой работы по развитию интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности;

– формулировка выводов диссертационного исследования.

Основным же методом на данном этапе стали метод обобщения и систематизации материала.

Методики, используемые на данном этапе педагогического эксперимента по проверке эффективности гипотезы, подтвердили правильность проводимой работы и успешность разработанного плана по развитию интеллектуальной одаренности учащихся во внеурочной деятельности.

2.2 Реализация педагогических условий по формированию интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности

На основании анализа психолого-педагогической, философской и специальной литературы, выделении педагогических условий развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности в качестве критериев нами были выделены: оригинальность и гибкость мышления; продуктивность; способность к анализу и синтезу; высокая концентрация памяти и внимание; лидерство и социальная автономность.

Целью нашей опытно-экспериментальной работы была проверка гипотезы экспериментальным путем. Предположение о том, что развитие интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности эффективнее всего будет осуществляться при реализации следующих педагогических условий:

а) реализация индивидуально-персонифицированного подхода к процессу развития интеллектуальной одаренности во внеурочной деятельности, посредством разработки и внедрения индивидуального образовательного маршрута школьника;

б) использование комплекса разнообразных форм внеурочной и внешкольной деятельности исследовательского характера;

в) реализация исследовательских проектов на междисциплинарной основе.

На первом этапе нашего исследования на основе эмпирического материала (опросники, тесты, беседа, наблюдение и т.д.), в ходе нашего исследования, нами было выявлено следующее. В двух классах 9А и 9Б Гимназии №3 из 47 человек с высокими уровнями развития того или иного вида одаренности учится 15 учеников. Из них 8 человек – ученики 9Б класса, 2 из которых – дети с высоким уровнем развития интеллектуальной одаренности по сравнению с остальными.

Выборка была разделена на экспериментальную и контрольную группы. Со школьниками контрольной группы не проводилась работа по составленному плану. Выборка этой группы состояла из 7 человек. С обучающимися экспериментальной группы мы проводили работу по развитию интеллектуальной одаренности учащихся во внеурочной деятельности.

Заключение

Исследование по проблеме потребовало решения следующих задач:

– на основе теоретико-методологического анализа философской, психолого-педагогической литературы и научных исследований по проблеме исследования уточнить сущность организационно-педагогического сопровождения развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности;

– выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному развитию интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности;

– разработать методические рекомендации для учителей, классных руководителей, психологов и педагогов дополнительного образования по выявлению и развитию интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности.

1. Проведенное исследование доказало актуальность развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности. Поиск путей повышения социально-экономического потенциала российского общества актуализирует потребность роста интеллектуального уровня людей, которые способны нестандартно решать проблемы, встающие перед государством, и вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Именно одаренные дети и подростки создают уникальную возможность компенсировать потребность государства в интеллектуальных человеческих ресурсах и конкурентоспособных специалистах на мировом рынке труда. Отсюда вытекает важнейшая задача современного российского образования - выявление, диагностика, развитие и поддержка интеллектуально одаренных детей и подростков.

2. Результаты теоретического исследования привели к необходимости специального выделения педагогических условий, при которых процесс развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности будет эффективно развиваться. Мы предположили, что процесс организационно-педагогического сопровождения развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности будет эффективным если:

- будет носить комплексный характер, включающий в себя выявление, развитие, обучение, воспитание и педагогическую поддержку интеллектуально одаренных школьников и выстроено с учетом сущностных характеристик данного вида одаренности на основе личностно-ориентированного подхода;

- выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию интеллектуальной одаренности школьников (реализации индивидуально-персонифицированного подхода к процессу развития интеллектуальной одаренности во внеурочной деятельности, посредством разработки и внедрения индивидуального образовательного маршрута школьника; использование комплекса разнообразных форм внеурочной и внешкольной деятельности исследовательского характера; реализация исследовательских проектов должна осуществляться на междисциплинарной основе).

На основании анализа состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике, выделения педагогических условий развития интеллектуальной одаренности школьников в качестве критериев мы выделили: оригинальность и гибкость мышления; продуктивность; способность к анализу и синтезу; лидерство и социальную автономность; высокий уровень концентрации и внимание.

Выделенные критерии позволили выделить три уровня развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности: высокий, средний и низкий уровни.

В задачи опытно-поисковой работы входили реализация педагогических условий, проверка эффективности осуществления этого процесса. В ходе опытно-поисковой работы были апробированы педагогические условия, которые способствовали эффективному развитию интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности и диагностические методики позволяющие выявить интеллектуальную одаренность школьников.

Зафиксированная в исследовании положительная динамика развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности свидетельствует об эффективности выдвинутых педагогических условий, о результативности применения в организации образовательного процесса индивидуального образовательного маршрута

Разработанный нами индивидуальный образовательный маршрут поспособствовал успешному освоению учебной дисциплины (физики), предусмотренным учебным планом, овладению навыков самостоятельной исследовательской работы и развитию привычки к самоконтролю и самооценке.

Таким образом, в нашем исследовании был изучен уровень разработанности проблемы развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности. В первой главе уделено значительное внимание понятию организационно-педагогического сопровождения развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности.

В целом зафиксированная в исследовании положительная динамика развития интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности свидетельствуют об эффективности выдвинутых педагогических условий, о результативности применения в организации образовательного процесса

Список литературы

Антонова А.Е. Одаренность: опыт исторического и сравнительного анализа: Монография. Житомир: Житомир, гос. ун-т, 2005.

2. Арасланова А.Т., Кашапова Л.М., Набиева Т.В. Детская одаренность: сущность, признаки, проблемы и решение: Материалы Республиканской научно-практической конференции обучающихся 9-11 классов «Путь в науку», 26 февраля 2014 года / Сост. и науч. ред. д.п.н., проф. Кашапова Л.М. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. – С. 12-21с.

3. Арасланова А.Т., Кашапова Л.М., Набиева Т.В. Детская одаренность: сущность, признаки, проблемы и решение: Материалы Республиканской научно-практической конференции обучающихся 9-11 классов «Путь в науку», 26 февраля 2014 года / Сост. и науч. ред. д.п.н., проф. Кашапова Л.М. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. – С. 12-21с.

4. Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность // Одаренные дети: теория и практика. Материалы российской конференции / Под ред. В.И. Панова. – М.: Психологический институт РАО – МГППИ, 2001. – С. 47 – 56.

5. Бине А. Измерение умственных способностей /Пер. с фр. Владимирского М.– СПб.: Союз, 1999.- 432с.

6. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. // Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие . – Казань, ТГГПУ, 2010.–56с.

7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов, 1983. – 176 с.

8. Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. №2.

9. Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. №2. Юркевич В.С., Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. М., 1996

10. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, - М.,2002.

11. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков Д.В., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С. Рабочая концепция одаренности. М., 2003.

12. Богоявленская, М.Е. Природа «проблем» одаренных: методическое пособие / Электронный ресурс. Режим доступа: [h**t://w*w.den-za-dnem.r*.]

13. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Педагогика, 1973.- 117с. 24.

14. Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых.- М.: Эйдос, 1994.- 153с.

15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 5. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1983. – 369 с.

16. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.

17. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М.: 2001.

18. Ивлева, И.Д. Психолого-педагогическое сопровождение как базовый инструмент работы с особенными детьми // Коррекционная педагогика, 2004. - № 12. - С.22-35.

19. Кашапова Л.М., Арасланова А.Т., Набиева Т.В. Развитие детской одаренности обучающихся в образовательной системе «Школа-Вуз»// Педагогический журнал Башкортостана.–2014.- № 1 (50).– С.34-44.

20. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитание ребенка. – М.: Педагогика, 1997.- 90с.

21. Колодий Н.В. Управление развитием детской одаренности в условиях специализированной школы-интерната для одаренных детей. Диссертация кандидата педагогических наук. Челябинск, 2007.

22. Копалиани А.М Основные направления деятельности учителя в работе с одарёнными учащимися // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология», 2012.Выпуск 3. — С. 42—63

23. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одарённости. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 320 с.

24. Ларионова Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы её развития [Рукопись] : Дис. . д-ра психол. наук : 19.00.07 / Л.И. Ларионова ; ИГПУ. - Иркутск, 2002. - 420 с.

25. Леднева. С.А. Психологические особенности оценки де- тской одаренности педагогами: дис.канд психол. наук. – М., 2003. – 133 с. 56.

26. Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности // Вопр. психол. 1988. № 4. С. 98 – 107.

27. Лейтес Н.С. Возрастной подход к проблеме детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 57 – 66.

28. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. – 1988. – № 4. – С. 98 – 107.

29. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988. №4.

30. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Изд. Академ. пед. наук РСФСР, 1984.– 113с.

31. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971. – 280 с. 61. Леонтович А.В. О

32. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993г.

33. Матюшкин А.М. Одаренность и творчество: концепция, итоги и перспективы исследования / А.М. Матюшкин, Е.С. Белова, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина, В.С. Юркевич, Е. Л. Яковлева // Доклады юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института им. Л. Г. Щукиной / Под ред. В. В. Рубцова. – М., 1999. – 360 с.

34. Миронова А.М. К вопросу о развитии интеллектуальной одарённости школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2014. - № 5. – С. 58-61. Доступ после регистрации

35. Немов Р.С. Психология, словарь-справочник, часть 2, М.: Владос- Пресс, 2007. -351с.

36. Одаренные дети. Пер. с англ. под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого.–М.: Прогресс, 1991-380с.

37. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности // Прикладная психология. 1998. №3.

38. Персонификация образования интеллектуально одаренных учащихся: монография / [А. В. Беляев и др.] ; ФГУ "Федер. ин-т развития образования", ГОУ ВПО "Ставроп. гос. ун-т", Упр. образования администрации г. Ставрополя, МОУ ДОД "Ставроп. Дворец дет. творчества", МОУ "Лицей № 14" г. Ставрополя. - 2-е изд., испр. и доп. - М. ; Ставрополь : Ставроп. кн. изд-во, 2009. - 379 с.

39. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л.И. Божович. – М, 1960. – 268 с.

40. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 1996. – 408 с. 95.

41. Рабочая концепция одаренности. – М.: Изд-во Магистр, 1998. – 66с.

42. Развитие детской одаренности в условиях современного образования: опыт, проблемы, перспективы : материалы всерос. науч.-практ. конф., 17 мая 2012 г. - Екатеринбург : Ин-т развития регион. образования, 2012. - Т. 1. - 331 с.

43. Рензулли Дж., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 10 – 18.

44. Ромашина С.Я., Майер А.А. Фасилитативная педагогика: учеб. пособие. Барнаул, 2011.

45. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989.

46. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. Ярославль, 2004.

47. Савенков А.И. Идентификация одаренных детей как педагогическая проблема //Школьные технологии. 2000. №1.

48. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург, 2004.

49. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде: монография / А.И. Савенков, Р.А. Данилина, Е.П. Титков, И.Ю. Троицкая; АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2010. – 206 с.

50. Сахарова О.Л., Юркевич В.С. Работа с одаренными детьми // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 3. – М.: Центр «Школьная кни- га», 2007. – С. 16 – 20

51. Синенко В.Я. Ведущие проблемы работы с интеллектуально одарёнными детьми// Сибирский педагогический журнал, — 2012 — № 3. — С. 189—191.

52. Сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи в системе образования : материалы конф. "Чтения Ушинского" : [докл. 67-й науч. конф., посвящ. памяти К. Д. Ушинского] / М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского". - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - Ч. 2. - 360 с.

53. Тадеев ПА. Одаренность и творчество личности: Американский подход: Монография. М.: Ранок, 2008.

54. Теплов Б.М. Проблема одаренности // Советская педагогика. – 1940. – № 4 – 5. – С. 25 – 36.

55. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. – 356 с. 120.

56. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Избр. Труды: Т.1 –М.: 1985.

57. Ушаков Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта // Проблема субъекта в психологической науке. Ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М.: «Академический проект», 2000, с. 212-226.

58. Ушаков Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта // Проблема субъекта в психологической науке /Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М., 2000.

59. Хеллер К.П., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности //Вопросы психологии. 1991. № 2.

60. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы ис­следования. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: h**t://transyoga.r*/assets/files/books/sposobnosti/psih_intellect_paradoksi.pdf (дата обращения 12.06.2013).

61. Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 295 – 314.

62. Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 32 – 40.

63. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Томского ун-та; Москва: Изд-во «Барс», 1997. – 246 с.

64. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1997.

65. Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития // Психол. журнал. – 2011. - № 5. - С.69-78. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: h**t://w*w.ipras.r*/engine/documents/document3358.pdf (24.03.2015).

66. Чаленко О.А. Наш подход к обучению интеллектуально одарённых школьников / О.А. Чаленко, С.Н. Соловьева // Химия в шк. – 2014. - № 10. – С. 30-33.

67. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Под ред. В.Л. Лукова. – СПб.: Союз, 1997. – С. 7.

68. Шумакова Н.Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения: Автореф. дис.докт. психол. наук. – М, 2006. – 47 с.

69. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные зарубежные лонгитюдные исследования одаренности // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 56 – 68.

70. Щебланова Е.И., Динерштейн И.В. Проблема диагностики способностей // Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Вып. 3. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – С. 168 – 169.

71. Щебланова Е.И., Цой А.Б. Самооценки интеллекта одаренных учащихся разного возраста и пола, 2013, No. 5, 19–24.

72. Юмагужин Д. Р., Набиева Т.В. Факторы, влияющие на развитие одаренности ребенка. –Уфа: БГПУ им. Акмуллы, 2014

73. Юмагужин Д. Р. Детская одаренность. –Уфа: БГПУ им. Акмуллы, 2014.

74. Юркевич В.С. Одарённые дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы// Психологическая наука и образование, — 2011, — № 4. — С. 99—108.

75. Юркевич В.С. Изучение общей одаренности за рубежом // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 18 – 27.

76. Юркевич В.С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 74–86.

77. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М.: Просвещение, 1996. – 236 с.

78. Юркевич В.С., Современные проблемы работы с одаренными детьми, Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2010, №5 Москва

79. Heller K.A. (Ed.). Munich studies of giftedness. Munich: Munich University, 2010.

80. Renzulli J.S., Purcell J.H. Total Talent Portfolio: a systematic plan to identify and nurture gifts and Tallentsplan to identify and nurture gifts and Talents. – Mansfield Center, 1998. – 178 р.

81. Sternberg R.J. The concept of «giftedness»: A pentagonal implicit theory. In: // The origins and development of high ability. – Chichester: Wiley (Ciba Foundation Symposium). – P. 5 – 16.

82. Torrance P. The Torrance test of creative thinking: norm – technical manual. – Bensenville, IL: Schollastic testing service. Inc., 1974. – 124 р

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности»
Раздел: Педагогика
Тип: Магистерская работа
Страниц: 121
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика