Дипломная работа
«Профессиональное выгорание педагогов»
- 90 страниц
Введение….…3
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ …. 7
1.1. Определение и сущность понятия «профессиональное выгорание» лично-сти….….7
1.2. Стадии и симптомы профессионального выгора-ния…15
1.3. Факторы профессионального выгорания личности …. 22
Выводы по первой главе…28
ГЛАВА II. СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В РАЗ-ЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЯХ …30
2.1. Специфика профессионального выгорания в профессиях разного типа ….30
2.2. Особенности профессионального выгорания педагогов …. 35
Выводы по второй главе…45
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ… 47
3.1. Организация и методы исследова-ния….…47
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследова-ния….…51
Выводы по третьей главе…64
Заключение…66
Список литературы…70
Приложение …. 77
Актуальность проблемы. Изменения, которые произошли в обществе за последние несколько лет, показали, что учителя – одна из наименее защищенных категорий общества. И как правило речь в первую очередь о незащищенности психологической. Профессия учителя предполагает постоянное взаимодействие, непрерывное общение с учениками, родителями, коллегами. Общение – это не только самая большая роскошь, но и большая ответственность, труд, напряженная работа . Учителю необходимо уметь самоопределяться в быстро меняющемся мире, уметь сохранять душевное равновесие в различных ситуациях, получать радость от общения и просто жить полноценной жизнью.
Проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В связи с этим большое значение приобретает изучение феномена профессионального выгорания – психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов занятых в социальной сфере.
Вековые исследования педагогической деятельности показали, что работа в социальной среде обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоциогенную [6]. Высокая эмоциональная напряженность вызывается в следствии большого числа стрессовых факторов, постоянно присутствующих в работе учителя. Это такие особенности деятельности как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. Эмоциогенные особенности педагогической деятельности могут способствовать возникновению и развитию профессионального (эмоционального) выгорания учителей.
Впервые термин «профессиональное (или эмоциональное) выгора-ние» был введен в 1974 году американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергом. Большой вклад в изучение эмоционального выгорания внесли К.Кондо, Дж.Фрейденбергер, Г.Селье, К.Маслач.
В наших же отечественных исследованиях понятие «профессиональ-ное выгорание» появилось относительно недавно. Его изучением занимались отечественные психологи В.Е. Орел, Т.В. Решетова, Т.И. Форманюк, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова и др.
Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты. «Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим истощением и проявляться различными симптомами: ухудшением или и вовсе потерей чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.
Работа с учителями традиционно входит в сферу деятельности школьного психолога, поскольку педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Необходимо отметить что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. профессионалов, непосредственно рабо-тающих с людьми. Условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, сложные, опасные.
Большинство исследователей подтверждают, что причины напряжен-ности педагогической деятельности обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. Под объективными факторами понимают внешние ситуации, ее сложность, т.е. сложные, напряженные условия деятельности (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми, трудными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т.д.) [10]. Субъективные факторы – это особенности личности, которые провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным профессиональным трудностям, т.е. личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и др.) характеристики.
К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.) относят случаи взаимодействия педагога с детьми, ситуации, возникающие во взаимоотно-шениях с коллегами и администрацией учреждения, ситуации взаимодействия педагога с родителями детей [42, 50].
Цель исследования: изучить особенности профессионального выгорания у педагогов.
Объект исследования: синдром профессионального выгорания.
Предмет исследования особенности профессионального выгорания педагогов.
Гипотеза исследования: уровень эмоционального выгорания педагогов взаимосвязан со степенью их толерантности к органи-зационному стрессу, типом личности А и копинг-стратегиями.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность синдрома профессионального выго-рания в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.
2. На основании теоретического анализа выявить факторы, способствующие возникновению синдрома профессионального выгорания, его симптомы и стадии.
3. Проанализировать специфику возникновения и особенности протека-ния синдрома профессионального выгорания у представителей различного типа профессий.
4. Эмпирически исследовать особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, К. Маслач, С. Джексон, Т.В. Форманюк, К.Чернис, Л.Д. Столяренко.
Методы и методики исследования:
I. Теоретические: анализ научной литературы.
II. Эмпирические: психодиагностический метод (тестирование, анкетирование).
Для проверки гипотезы в работе использовались следующие ме-тодики:
1. Опросник «Профессиональное выгорание» К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
2. Копинг-тест Р. Лазаруса.
3. Шкала организационного стресса Маклина в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
4. Методика диагностики типов личности Н.Е. Водопьяновой.
III. Методы математической обработки данных: критерий ранговой корреляции rsСпирмена.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 25 педагогов из МБОУ гимназии №111и 25 педагогов из лицея № 52 Кали-нинского района г. Уфы со стажем профессиональной деятельности 3-25 лет.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе иссле-дования результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций и системы психогигиенических, профилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья педагогов, а также профилактики синдрома профессионального выгорания.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы из 81 источника научного, научно-методического, периодического характера, 3 приложений. Общий объем работы составляет 76 страниц (без приложения).
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Определение и сущность понятия «профессиональное
выгорание» личности
Научный и практический интерес к синдрому выгорания овызван тем, что этот синдром – непосредственное проявление постоянно растущих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью делового ритма.
В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – сгорание, выгорание, затухание горения. Впервые этот термин предложил в 1974 году американский психиатрХ.Дж. Фрейденбергом. Данным термином он охарактеризовал психологическое состояние здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении c клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи [по 19]. Х.Дж.Фрейденберг под «профессиональным выгоранием» понимал состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.
В 1976 г., вышла в свет первая статья К.Маслач по данной тематике и по ее собственному признанию, вызвала неожиданную реакцию, прежде всего среди непрофессионалов. Только спустя десять лет по вопросам син-дрома «выгорания» было опубликовано множество статей, созданы специ-альные методики диагностики синдрома «выгорания». И если первона-чально речь шла об описании проблем медицинских работников, то дальнейшие исследования позволили распространить выявленную феноменологию на более широкий круг профессионалов. В книге К.Маслач, опубликованной через несколько лет, речь идет уже и об учителях, воспитателях, полицейских и т.д. [по 17].
Понятия «профессиональное выгорание» и «эмоциональное выгора-ние» в дальнейшем стали использоваться как синонимы. В нашей работе мы следуем этой традиции.
Первоначальные исследования феномена «эмоционального выгора-ния» носили в основном эпизодический и описательный характер. Но в 1981 году К.Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению данного феномена, детализировала этот синдром как особое состояние, которое включает чувство эмоционального истощения, симптом дегуманизации, негативное самовосприятие, a в профессиональном плане утрату профессионального мастерства.
К.Кондо, же утверждал что синдром «профессионального сгорания» проявляется в результате дезадаптированности к рабочему месту из-за большой нагрузки и не всегда адекватных межличностных отношений [по 8]. Этому соответствует и данное им толкование понятия «выгорание», которому подвержены, в первую очередь, те, кто активно работает с людьми. Такая эмоционально тяжелая работа сопровождается огромной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению и как результат появляется беспокойство, гнев, повышается тревожность, раздражительность, понижается самооценка, возникают головные боли, нарушается сонна иногда и вовсе пропадает сон, что приводит к семейным проблемам.
Э.Moppoy в 1981 г. предложил запоминающийся эмоциональный образ, отражающий, внутреннее состояние сотрудника, который испытывает дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки» [по 8].
К 1982 г. в зарубежной литературе было опубликовано многочисленное число статей по «эмоциональному выгоранию». Представленные в них исследования носили, прежде всего, эпизодический и описательный характер. Первоначально число специалистов, относимых к подверженным эмоциональному сгоранию, было немного – это были сотрудники здравоохранения и различных благотворительных организаций. Позже Р.Шваб (1982 г.) расширил данную группу риска, это – учителя, полицейские, юристы, политики, менеджеры всех уровней.
В 1983 г. Е.Махер обобщил перечень симптомов «профессионального выгорания»:
утомление, истощение, усталость;
бессонница, недоброжелательное отношение к клиентам;
негативное отношение к самой работе;
злоупотребления табаком, кофе, алкоголем, наркотиками;
отсутствие аппетита или, наоборот, чрезмерный аппетит;
агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тре-вожность, беспокойство, взволнованность, буйство, гнев);
упадническое настроение и связанные c ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмыс-ленности);
переживание чувства вины [по 9].
Эти признаки синдрома отмечают большинство клиницистов, изучав-ших и наблюдавших его проявления.
Согласно современным данным, «профессиональное выгорание» – характеризует в себе состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое проявляется в профессиях «человек – человек». Данный феномен включает в себя три основных компонента, выделенные еще К.Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
После того как научными трудами были определены основные признаки данного синдрома, и феномен «эмоционального выгорания» стал общепризнанным, стал вопрос o выявлении и классификации факторов, тормозящих развитие этого феномена или способствующих ему.
При изучении личностного фактора П.Торнтон учитывал во внимание возраст, пол, семейное и социальное положение, уровень образования, стаж данной работы. Выяснилось, что они не связаны с уровнем «эмоционального сгорания» [по 16]. А.Пайнс же уделяла большое внимание взаимосвязи мотивации и «выгорания». Они изучали, к примеру, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, чувство значимости на рабочем месте, самостоятельность и уровень контроля со стороны руководства и др. [по 28]. Ученые прямой связи синдрома «сгорания» с уровнем заработной платы не обнаружили. Оказалось, что больше влияет на развитие эмоционального выгорания неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на под-держку.
Существует мнение, что люди с определенным набором черт характера (беспокойность, чувствительность, эмпатичность, склонность к интроверсии, наличие гуманистической жизненной установки, склонность отождествляться c другими) больше подвержены этому синдрому [32].
Х.Дж. Фрейденбергер предполагал, что сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на помощь другим, и одновременно неустойчивые, интровертные, одержимые своими навязчивыми идеями (фанатичные), пламенные и легко солидаризирующиеся люди чаще подвержены синдрому «сгорания» [по 17]. Е.Махер же относит к этой категории людей c достаточно низким уровнем эмпатии и склонных к авторитаризму [по 9].
В настоящее время можно выделить более 100 симптомов, которые связанны с «выгоранием». Среди выделенных симптомов есть симптомы, связанные с мотивацией на работу (например, потеря энтузиазма, интереса к пациентам и клиентам). Б.Пелман и Е.Хартман, обобщили определения «выгорания» и выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация, сниженная рабочая продуктив-ность [по 9)К.Кондо особое значение придает способу разрешения стрессовых ситуаций. Он утверждал, что чаще подвержены синдрому эмоционального выгорания люди, агрессивно и несдержанно реагирующие на стрессовые ситуации, поддаваясь соперничеству. Стрессогенный фактор обычно вызывает у таких людей чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь. К.Кондо считает что и «трудоголики» относятся к типу «сгорающих» [по 8].
Е.Махер, К.Кондо рассматривают синдром эмоционального «выгорания» как разновидность стресса, где пациенты и клиенты выступают в качестве стрессогенного фактора.
Представители отечественной психологии А.Г. Абрумова и В. Бойко считают «эмоциональное выгорание» следствием влияния разных стрессо-генных факторов. Эффекты, которые возникают под влиянием стресса, очень похожи с эффектами «выгорания» [9].
А.Г. Абрумова выделяет реакции на стресс, схожие c эффектами «вы-горания». Их можно подразделить на пять типов.
I. Реакция эмоционального дисбаланса. Данная реакция характеризуется доминированием отрицательных эмоций. Общее настроение упадническое. Человек находится в состоянии дискомфорта.
II. Пессимистическая ситуационная реакция. Реакция выражена в пер-вую очередь изменением мироощущения, суждений и оценок, переструкту-рированием системы ценностей. Мир воспринимается личностью преимущественно в темных тонах. Такое восприятие обычно вызывает стойкое снижение уровня положительных эмоции, что, в свою очередь, преграждает путь к продуктивному планированию деятельности в будущем.
III. Ситуационная реакция демобилизации отличается наиболее резкими изменениями в сфере контактов. Происходит полный отказ от привычных контактов или же значительное их ограничение, что вызывает устойчивые, длительные и мучительные переживания одиночества, беспомощности, безнадежности. Наблюдается и частичный отказ от работы. Человек старается избегать включения в какие бы то ни было сферы деятельности, кроме самых необходимых, социально контролируемых, к которым принуждают его установленные и принятые им самим правила и требования общества.
IV. Ситуационная реакция характеризуется повышением степени аг-рессивности, возрастанием негативных оценок окружающих и их деятельности.
V. Ситуационная реакция дезорганизации содержит в своей основе тревожный компонент. В результате этого наблюдаются в наиболее выра-женном виде соматовегетативные проявления (например, нарушение сна) [по 20].
Но, несмотря на схожесть эффектов выгорания и профессиональных стрессов, не стоит сливать их в единое. Синдром эмоционального выгорания скорее является не разновидностью стресса, а результатом влияния комплекса стрессовых факторов.
Выгорание очень быстро распространяется среди коллектива. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циничными, пессимистичными; взаимо-действуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, не редко могут быстро превратить целый коллектив в собрание «выгорающих».
Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивается во времени, характеризуется нарастанием степени выраженности его проявлений.
В современных исследованиях В.Бойко указывает на следующие лич-ностные факторы, которые способствуют развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию неблагоприятных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
По данным исследований В.В.Лебедева, С.Э.Тимошенко, Б.Д. Новикова, С.П. Безносова к категории сотрудников, подверженных риску «эмоционального выгорания», относятся и специалисты, профессиональная деятельность которых имеет ряд каких то особенностей. Её успешность определяется не только профессиональными знаниями, но и умениями реализовать их в своей деятельности за счёт развития профессионально важных и личностных качеств [5].
В.Е. Орел отмечает, что перерывы в работе вызывают положительный эффект и снижают степень выгорания. Но, данный эффект носит лишь временный характер. Уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [55].
Т.В. Решетова считает, что синдрому эмоционального выгорания больше всего подвержены люди неэмоциональные или не умеющие общаться, не умеющие высказывать словами свои ощущения, трудоголики (они чаще всего прикрывают темпом свою профессиональную несостоятельность), люди без ресурсов [по 66].
Профессор К. Чернисс в своей статье «Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет» упоминает о том, что большая ответственность за формирование выгорания в коллективе лежит на руководителе [76].
К. Чернисс говорил и писал про то , что «выгорают» не только люди, но и организации. Также как и у специалиста, страдающего от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого феномена. Среди основных симптомов можно выделить высокую текучесть кадров, снижение вовлеченности сотрудников в работу, режим зависимости, который проявляется в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности, развитие критического отношения к сотрудникам, прогрессирующее падение инициативы, рост чувства неудовлетворенности от работы, проявление негативизма относительно роли или функции отделения [76].
Начиная с 2000 года, научные исследования данной проблемы делают акцент на факторах формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.
Исследования выходят на другой, более расширенный уровень, и высказывается научное мнение o синдроме эмоционального выгорания организаций. Несмотря на полезность профессии, предметом которой является человек, часто она стоит занимающимся ею специалистам довольно дорого. Воздействие не всегда можно увидеть co стороны, но его настоящую цену чувствует сам человек.
В настоящее время понятие «эмоциональное выгорание» широко ис-пользуется в научных текстах, в разговорах психиатров, медицинских и социальных работников, звучит c экранов телевизоров и мелькает на страницах периодичных изданий. Дело в том, что специалисты профессий сферы «человек – человек», подвержены симптомам постепенного эмоционального выгорания. В первую очередь, это относится к врачам, педагогам, воспитателям, работникам торговли и сферы обслуживания. Если к этому списку добавить руководителей, менеджеров, работников полиции, прокуратуры и судов, экскурсоводов и переводчиков, библиотекарей и артистов, то окажется, что каждый второй подвержен опасности данного феномена.
Таким образом, профессиональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [6]. Синдром профессионального выгорания – процесс достаточно коварный, поскольку специалист, подверженный данному син-дрому мало осознает его симптомы. Необходимо отметить, что в отечественной литературе синдром эмоционального выгорания исследован недостаточно.
В выпускной квалификационной работе нами был рассмотрен феномен эмоционального выгорания в психологии, его история, факторы, способствующие возникновению, симптомы, стадии и следствия. Мы теоретически проанализировали и эмпирически исследовали особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов, а также разработали программу его психологической профилактики.
Профессия учителя, которая относится к сфере профессий типа «человек – человек» отличается интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния в процессе профессиональной деятельности. От педагогов требуется освоение нового содержания учебных предметов, новых методов и форм преподавания, им приходится искать эффективные пути воспитания, реализации гуманистической парадигмы, учитывать быстрые изменения, которые происходят в обществе и информационном поле преподаваемого предмета. Только психологически здоровый, профессионально компетентный педагог способен на это.
Различные эмоциогенные факторы вызывают у учителей чувство на-растающей неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Все это может привести к профессиональным кризи-сам, стрессам, истощению и в итоге к выгоранию. В результате педагогам сложно справляться со своими обязанностями, они теряют творческий под-ход по отношению к профессиональной деятельности, а профессиональные отношения деформируются.
В нашем исследовании мы изучили особенности профессионального выгорания педагогов и способы его профилактики, тем самым достигли поставленной цели.
С помощью выбранных нами методик, мы решили следующие задачи во время исследования: выявили уровень профессионального выгорания у педагогов, определили особенности преодоления педагогами организационного стресса, выявили тип личности педагогов, исследовали доминирующие копинг-стратегии педагогов, подобрали методы профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Было выявлено, что чем лучше развиты у педагога способность к самопознанию, гибкость поведения и активность, тем он менее подвержен редукции личностных достижений. То есть, педагог менее подвержен негативной оценке себя, занижению своих профессиональных достижений и успехов, если он обладает богатством духовной жизни, разносторонностью, способен видоизменять свое поведение, чтобы получать или обеспечивать какой-то ответ от другого человека, а также, если занимает активную жизненную позицию. Возможно развиваясь, будучи активным и разносторонним, педагог оценивает себя лучше. Но в то же время педагоги с высокой гибкостью поведения быстрее эмоционально истощаются. То есть, видоизменяя свое поведение, педагог способен испытывать снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное перенасыщение. Это можно связать с тем, что зачастую довольно сложно подстраивать свое поведение под поведение другого человека, а педагогам изо дня в день приходится быть гибкими при обще-нии со своими учениками.
Также мы выяснили, что педагоги с высоким принятием ценностей других и принятием себя менее подвержены деперсонализации. Деперсона-лизация, как показатель эмоционального выгорания, связана с деформацией отношений с другими людьми. Вполне объяснимо, что если педагог терпим к окружающим, то он не будет настроен негативно по отношению к ученикам, и не отнесется с цинизмом к их установкам и чувствам.
Педагоги, обладающие способностью к самопознанию, принятием ценностей других, гибкостью и активностью менее подвержены эмоциональному выгоранию. То есть, если педагог обладает богатством духовной жизни, разносторонностью, способен видоизменять свое поведение, чтобы получать или обеспечивать какой-то ответ от другого человека, а также занимает активную жизненную позицию, то у него, скорее всего не понизиться эмоциональный фон, не проявится равнодушие или эмоциональное перенасыщение. Возможно, это связано с тем, что благодаря имеющимся качествам его жизнь будет динамична, интересна, наполнена различными событиями, а здесь нет места равнодушию или понижению эмоционального фона.
Нами выявлено, что редукция личных достижений тем ниже, чем выше способность к планированию и выше способность к положительной переоценке ситуации. Таким образом, планируя решение проблемы, предпринимая попытки ее урегулирования, педагог не склонен негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, ведь он занимает активную позицию по изменению ситуации и фокусируясь на росте собственной личности, он скорее будет искать положительное в своем поведении.
Мы выяснили, что эмоциональное истощение быстрее наступает при дистанцировании и избегании проблем, и реже при их положительном переформулировании. То есть, при непосредственном или мысленном избегании субъективно сложных ситуаций, а также при когнитивных усилиях отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, педагоги эмоционально истощаются быстрее. Это может быть связано с тем, что при подобном поведении, скорее всего человек будет испытывать опустошенность и бессилие, ведь он старается избежать решения проблем.
Мы можем утверждать, что гипотеза о том, что уровень эмоционального выгорания педагогов взаимосвязан с их способностью к преодолению организационного стресса, типом личности А и копинг-стратегиями подтвердилась.
В данной работе не был учтен профессиональный стаж опрошенных педагогов. В последующих исследованиях следует учесть этот показатель, и тогда мы сможем определить, как влияет профессиональный стаж на формирование синдрома эмоционального выгорания.
Полученные нами результаты могут быть использованы в работе психологов образовательных учреждений для своевременной профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Ведь наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния, ориентация на осознание и конструктивное использование внутренних и социальных ресурсов, потенциалов личности педагога для самовосстановления и накопления как личностных, так и средовых ресурсов совладания.
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. Серия Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2004.
2. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий // Психологический журнал. 2001. № 4.Том 17.
3. Алиев Х.М., Яковлев В.Ф., Петров В.Е. Психотехнологии оказания помощи и самопомощи в экстремальных ситуациях: Учебно-методическое пособие. – М.: Группа Абсолют, 2008.
4. Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопр. психол. 1995. №5.
5. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004.
6. Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А. Бикеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
7. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2000.
8. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональ-ном общении/ Бойко В.В.– СПб.: Питер, 2005.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – СПб.: Просвещение, 2006.
10. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоцио-нального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. №2. C. 96-105.
11. Борневассер М. Стресс в условиях труда // Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 1(3).
12. Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб., 2001.
13. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
14. Водопьянова Н. Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1997. Вып. 2 (№ 13).
15. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации лич-ности / Под ред. Л. А. Коростылевой. – СПб., 2002.
16. Водопьянова Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления. – СПб.: Питер, 2003.
17. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуника-тивных профессиях. Психология здоровья. / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2000.
18. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Водопьянова Н.Е.– СПб.: Питер, 2005.
19. Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью. Монография. – Иркутск, 2009.
20. Гринберг Д. Управление стрессом.– СПб: Питер, 2002.
21. Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю. Психология экстре-мальных ситуаций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. – М.: Смысл; Издательский центр Академия, 2009.
22. Демина А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения: учебное пособие / А. Д. Демина. – М.: Просвещение, 2006.
23. Демьянчук Р.В. Как не сгореть у учительского стола: Советы психолога / Под.ред. проф. Л.М. Шипициной. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006.
24. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6.
25. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство лично-сти/ Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2004.
26. Изард К. Эмоции человека. – СПб.: Питер, 2005.
27. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008.
28. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. – 221с.
29. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. – М.: Смысл, 2000. – 181с.
30. Козлов В.Н. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда. – Саратов: Научная книга, 2006.
31. Колесников Л.Ф. Эффективность образования / Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л. Г. – М.: Педагогика 1991.
32. Коростылева Л. А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. – СПб., 2001.
33. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990.
34. Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.1. / Ред. А.А. Крылов. Ч.1. СПб., 1995. – С.123–132.
35. Куликов Л. В., Михайлова О. А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний. Вып.3 / Под ред. А.О. Прохорова. – Казань, 2001.
36. Курек Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. – М., 1996
37. Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов // Клиническая стоматология. 2003. №4. С.82-86.
38. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2001. №11. С.2-16.
39. Макаревич Р.А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися: учебное пособие / Р. А. Макаревич. – СПб.: Питер, 2007.
40. Мальцева Н.В. проявление синдрома психического выгорания в про-цессе профессионализации учителя: дис. … канд. псих. н. – Екатерин-бург, 2005.
41. Маркова А.К. Психология профессионализма. – Самара: АСВТ, 2004.
42. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.
43. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индиви-дуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5. C.11-17.
44. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://hr.qetu.net/pages/professional_noe_vygoranie_kak_lyudi_spravlyayutsya.html
45. Мельник Ю. Управление стрессами (или 6 типов личностей, реаги-рующих на стресс) // Управление персоналом. 2000. № 3.
46. Мерзлякова Д.Р. Влияние педагога с синдромом профессионального «выгорания» на учеников // Начальная школа + До и После. 2007. №8. С. 90-91.
47. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. №6. С. 47.
48. Митина Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика // Школа здоровья. 1995. Т.2. №1. С.25-43.
49. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: пси-хологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Флинта, 2001.
50. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). [Текст]. – М.: «Дело», 1994.
51. Моцкин Ю. В. Психологические основы профилактики перенапряже-ния [Текст]: учебное пособие / Ю. В. Моцкин. – СПБ.: Алетейя, 2006с.
52. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М.,1986. – 225с.
53. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. – М.: «Совершенство», 1997.
54. Нартова-Бочавер. "Copingbehavior" .В системе понятий психологии личности. 1997. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://psychlib.r*/mgppu/periodica/PJ051997/NCB-020.HTM
55. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности: монография. – Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
56. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования: учебное пособие / В. Е. Орел. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2006.
57. Орлов А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус // Педагогика. 1999. №7. С.60-68.
58. Петров А.И. Зависимость от работы. «Выгорание»: меры совладания. Профилактика и коррекция // Педагогический родник. 2009. №2.
59. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.
60. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. №2. 2008. С.103
61. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2004.
62. Реан, А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей: учебное пособие / А.А. Реан. – СПб.: Мирт, 2006.
63. Резапкина Г.В., Резапкина З.В. Психологический портрет учителя // Психология в школе. 1999. №2. С.24-30.
64. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом – М.: Владос, 1998.
65. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С.85-95.
66. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004.
67. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Общая психология: сборник текстов /Айсмонтас Б.Б. – М.: Наука, 2003. – С.150-153.
68. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.,1982.
69. Старченкова Е. С. Психологические факторы профессионального «выгорания» (на примере деятельности торгового агента): Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2002.
70. Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. 2005. № 1. С. 156-162.
71. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. № 8. С.84-89.
72. Тумалев В.В. Учительство в ситуации социальных перемен (социоло-гический анализ). – СПб., 1995.
73. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. 2003. № 36. С. 45–50.
74. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. №6. С. 54-67.
75. Холмогорова А. Б. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни: учебное пособие / А. Б. Холмагорова. – СПБ.: Алетейя. – 2005.
76. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет: Статья. 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t:// w*w.edinorog.boom.r* 65.
77. Шкуринская Е.А. Профилактика эмоциональных нагрузок в педколлективах. – Волгоград, 2008.
78. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006.
79. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224с.
80. Юдина Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании // Психологическая наука и образование. 2001. №1. С.89-100.
81. Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя // Народное образование. 2009. №2. С.127-137.
Тема: | «Профессиональное выгорание педагогов» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 90 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимосвязь копинг-стратегий и синдрома профессионального «выгорания» у педагогов
Дипломная работа:
Взаимосвязь организации деятельности, стиля саморегуляции и профессионального выгорания преподавателей высшего учебного заведения
Дипломная работа:
Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его психологическая профилактика
Курсовая работа:
Особенности профессионального выгорания у медицинских работников.
Дипломная работа:
Взаимосвязь профессионального выгорания и особенностей ценностно-смысловой сферы сотрудников мчс