Курсовая работа
«Психологические особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе»
- 50 страниц
Введение….….….3
Глава 1. Теоретическое исследование проблем взаимоотношений в педагогическом коллективе
1.1. Понятие взаимоотношений и психологического климата в коллективе….….…8
1.2. Особенности взаимоотношений и психологического климата в пе-дагогическом коллективе .16
1.3. Взаимосвязь взаимоотношений и психологического климата…
Выводы по первой главе . 23
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе
2.1. Организация и методы исследования .24
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи психологического климата и особенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе .27
Выводы по второй главе….33
Заключение .34
Список использованной литературы .36
Приложение
Проблемы в межличностных отношениях педагогов в такой сложный период модернизации системы отечественного образования представляют особый интерес для учёных, этим и объясняется актуальность избранного исследования.
Под психологической атмосферой понимается неустойчивая, меняющаяся и неуловимая сторона коллективного сознания, а психологический климат обозначает не ситуативные перемены в преобладающем настроении группы, а его устойчивые черты. Тем не менее, главным, что определяет психологический климат, являются эмоциональные состояния и настроение коллектива. Ученые отмечают двойственную природу социально-психологического климата коллектива. С одной стороны, он представляет собой некоторое субъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементов социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой — возникнув как результат непо-средственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объек-тивных и субъективных факторов, социально-психологический климат приобретает относительную самостоятельность, становится объективной характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности.
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от опти-мальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия. Данное противоречие и определяет проблему темы нашего исследования.
Не смотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, накопленный в сокровищнице социальной психологии групп, современные педагоги и психологи испытывают определенные затруднения в вопросах сплочения коллектива, устранения конфликтных зон в нем и формирования благоприятного психологического климата. Социальная и практическая актуальность, недостаточная научная разработанность проблемы в современных условиях, значимость ее для практики образования позволили выбрать тему исследования: «Психологические особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе».
Степень разработанности темы исследования: проблематика взаимоотношений и психологического климата в коллективе находит выражение в трудах Р.Х. Шакурова, И.К. Шалаева, В.М. Шепель, В.С. Лазарева, Т.Г. Афанасьева, И.А. Елисеева, Т.И. Пуденко, Р.С. Немова и других
Цель исследования: изучение психологических особенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Из этого вытекают следующие задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности взаимоотношений в педагогиче-ском коллективе.
2. Рассмотреть особенности психологического климата в педагогическом коллективе.
3. Выявить взаимосвязь психологического климата и особенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Объект исследования: взаимоотношения и психологический климат.
Предмет исследования: взаимосвязь психологического климата и осо-бенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь взаимоотношений и психологического климата в коллективе педагогов.
Методологической основой исследования являются труды отечественных исследователей психологии, среди которых работы: А.А. Бодалева, И.П. Волкова, Е.С. Кузьмина, О.И. Зотовой, К.К. Платонова, А.Н.Лутошкина, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, Л.И. Уманского, А.И.Донцова и др.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы).
2. Эмпирический (психодиагностические методики: метод диагностики межличностных отношений (Л.Н.Собчик); определение индекса групповой сплоченности (Сишор); оценка социально-психологического климата в коллективе (Е.И. Рогов).
3. Статистические: U-критерий Манна-Уитни.
Эмпирической базой исследования стала МБОУ СОШ с. Субханкулово Туймазинского района. В выборку исследования вошли 30 педагогов. Возраст испытуемых составил 25-55 лет. Выборка испытуемых носила произвольный характер.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы определяется тем, что вопрос об исследовании взаимоотношений в педагогическом коллективе, на данном этапе требует тщательного анализа психологических предпосылок, исследовательских методик и программ, лежащих в его основании: основные идеи и результаты данного исследования в совокупности с другими работами могут быть использованы практическими психологами и педагогическими коллективами в своей работе.
Структура работы: введение, глава, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимоотношений в педагогическом коллективе
1.1. Понятие взаимоотношений и психологического климата
в коллективе
Взаимоотношения как психологическая категория - мотивированное общение людей. В качестве мотивов, определяющих характер взаимоотношений, могут выступать общественные или личные цели, духовные и материальные потребности, идеалы и интересы. При этом каждый из мотивов - не плод необузданного воображения человека, а результат осмысления значимости для человека или группы объективных факторов: условий деятельности, требований нормативных документов, указаний старших товарищей, норм и требований общественной морали, усвоенной личностью. Меняются обстоятельства - меняются взаимоотношения.
В зависимости от факторов, оказывающих определяющее влияние на поведение людей, различают виды взаимоотношений официальные и неофициальные [19].
Официальные (формальные) взаимоотношения сотрудников фирмы, от-дела основаны на требованиях законов, соглашений, инструкций и других нормативных документов. Официальные взаимоотношения пронизаны требованиями и моралью общества, представителями которого выступают сотрудники фирмы, отдела.
Официальная сторона взаимоотношений в деятельности сотрудника уч-реждения доминирует всегда, хотя, может быть, она и облачена в “тогу” не-официальности. Трудно переоценить значимость официальных взаимоотно-шений и в деятельности членов коллектива фирмы, отдела, решающего, условно говоря, внутренние задачи. В психологии управления выделяется четыре достаточно убедительных довода [11].
Во-первых, официальные взаимоотношения обеспечивают единое понимание всеми сотрудниками собственных задач и требований руководства объединения, управления, министерства.
Во-вторых, они создают объективные предпосылки для объединения усилий коллектива в интересах дела.
В-третьих, официальные взаимоотношения являются определяющим условием оперативного решения рядом фирм, отделов однородных заданий.
В-четвертых, такие взаимоотношения являются единой, регламентиро-ванной формой реализации указаний, распоряжений, плановых и внеплановых заданий руководящих органов министерства, управления, объединения.
Но любые официальные взаимоотношения окрашены личностным под-текстом. Дело в том, что любое нормативное требование осмысливается, а за-тем реализуется конкретной личностью. Каждым сотрудником те или иные обстоятельства, в которых развиваются взаимоотношения, оцениваются по-своему. Другое дело - мера индивидуальных различий. Она может быть большей или меньшей. Меньше, когда речь идет о служебных заданиях, совещаниях, переговорах. Больше - во внеслужебной обстановке.
Неофициальные (неформальные) взаимоотношения - второй полюс взаимоотношений. Их характерные признаки: нерегламентированность нормативными требованиями, межличностные интересы. Характерный признак неофициальных взаимоотношений - доверительность, основанная на знании собеседника, предмета разговора и необязательности принятия согласованного решения.
Структура неофициальных взаимоотношений, как правило, многопланова и многообразна [29]. В ней всегда присутствуют те или иные потребности в межличностных контактах, симпатии или антипатии, желание получить ту или иную информацию или другой результат, важный для одного или обоих собеседников.
Практика показывает, что неофициальные взаимоотношения часто обеспечивают и гарантируют быстрое и качественное решение достаточно сложных проблем управления деятельностью коллектива. Чаще всего это связано с необходимостью преодолеть плановые или организационные неурядицы.
В неофициальных взаимоотношениях отражаются оценки деловых и нравственных качеств собеседника. При полной искренности оценок взаимоотношения становятся мощным катализатором эффективности деятельности сотрудников фирмы, отдела.
Опытные руководители утверждают, что человек объединяет в своем собственном “Я” и требования нормативных документов, и обоснованность своего права на использование в служебных целях межличностных контактов и связей. При этом они всегда придерживаются “золотого правила служебных взаимоотношений”: ни руководитель, ни рядовой сотрудник, строя и регулируя свои взаимоотношения с окружающими, не имеют права и не должны переступать черты закона, приказа, устава, инструкции. Реализация этого правила гарантирует формирование делового авторитета, который не может не признаваться, а значит, усиливает роль неофициальных взаимоотношений.
Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности [12].
Он составляет качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Между состоянием морально – психологического климата коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.
Если психологический климат связан с моральным состоянием группы, задействованы важные понятия – добро, долг, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально – психологическом климате [21].
Морально-психологический климат – это устойчивое морально-нравственное состояние группы, в котором отражаются настроения людей, их групповое мнение, отношение друг к другу и к важнейшим материальным и духовных ценностям, к целям развития группы [21].
В морально-психологическом климате видно не просто сумму психиче-ских составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологиче-ского настроя членов коллектива. В совместной деятельности люди неизбежно вступают в деловой и психологический контакт, взаимодействуют, общаются. Контактное общение – неотъемлемый элемент жизнедеятельности любого первичного коллектива и его духовных потребностей. На основе этих потребности возникает общественная, познавательная и иная активность личности, поддерживается и регулируется взаимодействие личностей с ближайшим окружением социальной среды. В совместных и взаимных действиях людей, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, симпатии, антипатии и другие, так называемые межличностные отношения.
Межличностные психологические отношения оказывают исключительно большое влияние на поведение сотрудников. Система таких отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба, неприязнь и другие психологические зависимости между людьми в коллективе) складывается порой стихийно, она менее зрима, организационно не оформлена. В жизни ей пока, к сожалению, не всегда уделяют должное внимание [12].
В процессе общения, и взаимоотношений возникают и развиваются различные морально – психологические явления и процессы: взаимные требования и внушения, постоянные общие взаимные оценки, сопереживания и сочувствия, психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж - таков их неполный перечень. Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности. Возможности коллектива зависят от его психологического климата. Успешное формирование моральной атмосферы в любом звене общественной жизни предполагает знание особенностей структуры коллектива.
Для благоприятного (зрелого, здорового) психологического климата свойственны [21]:
• преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня;
• чувство групповой сплоченности и товарищества;
• высокий уровень профессиональной подготовленности работников;
• хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными;
• равномерность распределения объема работы и нагрузок на каждого члена коллектива;
• своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций;
• справедливость и гласность в оценке деятельности членов коллектива, а также распределения вознаграждений, решения материальных и жилищных проблем;
• нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения, даже на вышестоящую должность;
• использование возможностей неформального лидерства для решения служебных и воспитательных задач;
• критика и самокритика;
• коллективное обсуждение вариантов важнейших принимаемых реше-ний;
• охотное согласие подменить товарища, оказать ему помощь.
Для неблагоприятного (незрелого) психологического климата свойственны [21]:
• частые опоздания и длительное отсутствие на работе;
• обсуждение указаний руководителей в "кулуарах";
• длительные перекуры во время работы;
• неточное выполнение решений и приказов руководства;
• распространение слухов друг о друге;
• скрытая критика условий труда;
• пустая трата рабочего времени;
• отказ от работы в сверхурочное время;
• частые конфликты между работниками и устранение коллектива от их разрешения;
• частые нарушения дисциплины;
• высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности;
• низкая активность при обсуждении служебных и специальных вопросов;
отсутствие критики и самокритики.
Таким образом, климат коллектива – это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. Взаимоотношения как психологическая категория - мотивированное общение людей. В качестве мотивов, определяющих характер взаимоотношений, могут выступать общественные или личные цели, духовные и материальные потребности, идеалы и интересы.
Таким образом, в ходе исследования мы выявили:
1. Выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый учитель испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Педагоги особенно восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей, в числе которых могут быть руководители и родители. Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные — дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций, знаний и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности.
2. Как правило, школьный коллектив, в том числе и в связи с особым характером педагогической деятельности, не представляет собой монолит. В нем существует несколько характерных типов людей, складывающихся в малые группы и оказывающих то или иное влияние на коллег и учащихся. Перед администрацией в связи с этим стоит непростая задача управления этими процессами.
3. Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции. Консолидирующая функция социально-психологического климата в педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий на решение учебно-воспитательных задач. Стимулирующая функция состоит в создании "эмоциональных потенциалов" коллектива, его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности. Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.
4. После проведенного эмпирического исследования мы можем сказать, что наша гипотеза не подтвердилась. Взаимосвязь между взаимоотношениями и психологическим климатом в коллективе педагогов не обнаружена. Такие результаты исследования можно объяснить малочисленностью выборки испытуемых. Возможно, исследование на большей выборке испытуемых покажет другие результаты.
1. Александрова Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность[Текст] / Ю.В. Александрова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МЭДЭК», 2001. – 96с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2002. – 288с. ISBN 5-272-00315-2
3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе [Текст] / Н.П. Аникеева. - Каунас, 2012. - 95 с.
4. Белбин Р.М. Типы ролей в командах [Текст] / Р.М. Белбин. - М., 2003.-119с.
5. Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 554с.
6. Браим И.Н. Этика делового общения [Текст] / учебное пособие. – Мн: ПКФ «Экоперспектива», 1994.
7. Вершловский С.Г. Учитель крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности [Текст] / С.Г.Вершловский - СПб., 2004.-271с.
8. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии [Текст] / А.Н. Воронин. -М., 2004.-204с.
9. Гребеньков Н.Н. Компьютерная экспресс-психодиагностика личности и коллектива [Текст] / Н.Н. Гребеньков. - М.,2003.-92с.
10. Дежникова Н.С.Педагогический коллектив школы [Текст] /Н.С. Дежни-кова.- М.,2011.-80с.
11. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психология управления совместной деятельностью: новые направления исследований [Текст] / А.Л. Журавлев, Т.А. Нестик.- М., 2010.-127с.
12. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений [Текст] / А.А. Кроник, Е.А. Кроник. – Дубна: Издательский центр «Феникс», Издательство «Когито-Центр», 1998.
13. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша . – СПб.: Питер, 2003.
14. Макаревич Р.А. Основы психологи [Текст] / курс лекций, практикум. – 2005. 310 с.
15. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя [Текст] / А.К. Маркова.- М., 2003.-190 с.
16. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятель-ность и здоровье педагога [Текст] / Л.М. Митина, Г.В. Митин. - М., 2005. —368 с.
17. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.
18. Определение индекса групповой сплоченности Сишора [Текст] / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.179-180.
19. Организационная психология [Текст] / Н. Судынина. – Санкт-Петербург, 2004.
20. Осницкий А.К. Особенности формирования патологии личности учителей общеобразовательных школ [Текст] / А.К. Осницкий // Российский семейный врач. -2001. -Т. 5. - №2. - С. 39—49.
21. Парыгин Б.Д. Структура социально-психологического климата [Текст] / Б.Д. Парыгин.- СПб., 2011. – 408с.
22. Психологическая энциклопедия. 2-е изд [Текст] / под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1096с.
23. Психология личности. Социализация, поведение, общение [Текст] / А. А. Реан. – «Прайм-еврознак». 2004.
24. Психология. Словарь [Текст] / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. испр.и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.
25. Р.В. Овчарова. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом [Текст] / Р.В. Овчарова - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. – 187 с.
26. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб., ООО «Речь», 2001.
27. Слободчиков В.И., Исаева Н.А. Психологические условия в профессии педагога [Текст] / В.И. Слободчиков. - М.,2006. -182с.
28. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностии Т. Лири. Методическое руководство. М.: Московский кадровый центр при Главном управлении по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома. Консультационная фирма, 1990.
29. Социальная психология[Текст] / А. В. Петровский. – «Просвещение», 1987.
30. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развитая личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., 2002.-156с.
31. Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат педагогического коллектива [Текст] / Р.Х. Шакуров. - М.,2010.-47с.
32. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления. Руководитель и педагогический коллектив [Текст] / Р.Х. Шакуров. - М.,2012.-100с.
Тема: | «Психологические особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 50 | |
Цена: | 1900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Ответы на тесты введение в педагогическую деятельность
Курсовая работа:
Психологические особенности взаимоотношений подростков с родителями
Дипломная работа:
Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России
Дипломная работа:
Особенности детско-родительских отношений в семьях с разным количеством детей
Курсовая работа:
Особенности совместной деятельности в трудовом коллективе