Дипломная работа

«Развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры»

  • 70 страниц
Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста 6

1.1 Особенности развития инициативы детей старшего дошкольного возраста 6

1.2 Особенности использования сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста 15

1.3 Влияние сюжетно-ролевой на развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста 20

2 Экспериментальное изучение развития инициативы детей старшего дошкольного возраста 23

2.1 Диагностика развития инициативы детей старшего дошкольного возраста 23

2.2 Комплекс мероприятий по развитию инициативы детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно ролевых игр 32

2.3 Динамика развития инициативы детей старшего дошкольного возраста 39

Заключение 42

Список литературы 44

Приложения 48

Введение

Современное общество нуждается в гражданах, которых отличает целеустремленность, наблюдательность, эрудированность, умение находить выход из трудной ситуации, мобильность.

Поэтому проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности в нынешней педагогике становится одной из самых необходимых.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования целого комплекса базовых социально-значимых качеств личности, к числу которых относится инициативность.

Поэтому формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее становится особенно актуально. Это обозначено в ряде исследований и нормативных правовых документах.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. (Пункт 2.4 )

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

В целевых ориентирах дошкольного образования в качестве результатов указывается на то, что ребёнок должен проявлять «инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Ребенок способен к волевым усилиям. Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Ребенок способен к принятию собственных решений.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что еще не умеет.

ФГОС дошкольного образования (пункт 2.7.) определяет игру механизм развития ребенка, посредством которого реализуется содержание пяти образовательных областей и формирование социально-значимых возрастных характеристик, таких как инициативность, самостоятельность, умение взаимодействовать и договариваться, способность учитывать интересы и чувства других, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Среди различных видов игр, имеющих наиболее самостоятельный характер, по мнению таких исследователей как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Н.В.Лысенко, Н.Г.Кирста и др. необходимо особо выделить сюжетную игру.

Опора на вышеизложенное позволила обозначить направление исследования, ориентированного на развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс формирования инициативы у старших дошкольников

Предмет исследования – сюжетно - ролевые игры как средство формирования у инициативности детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сюжетно – ролевая игра может способствовать развитию инициативы у детей старшего дошкольного возраста

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем подтвердить влияние сюжетно - ролевых игр на процесс формирования инициативности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по теме исследования.

2. Определить особенности развития инициативности в старшем дошкольном возрасте;

3. Обосновать возможности использования сюжетно – ролевой игры для развития инициативности детей старшего возраста

4. Провести исследование развития инициативности детей старшего возраста

5. Разработать и реализовать план по формированию инициативности у детей старшего дошкольного возраста с использованием сюжетно – ролевых игр.

6. Определить эффективность влияния сюжетно - ролевых игр на процесс формирования инициативности старших дошкольников.

База проведения исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №17 г. Челябинска.

На разных этапах исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов. В число методов теоретического исследования вошли классификация, сравнение, объяснение, обобщение, анализ. К группе эмпирических методов относятся наблюдение, опрос, беседа, анкетирование.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка литературы.

Фрагмент работы

1 Теоретические основы развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Особенности развития инициативы детей старшего дошкольного возраста

Интерес к проблематике формирования и развития инициативности сегодня вполне закономерен. Прежде всего, это связано с социально-педагогической сферой, в которой все чаще поднимаются вопросы успешности индивида, проявляющего инициативу в социально значимых событиях, в труде, что, собственно, и является задачей государства, общества (Т. С. Борисова, М. С. Говоров, Т. Ф. Игнатенко, С. А. Петухов, И. Э. Плотник и др.). Также к вопросам развития инициативности обращаются психологи, педагоги, изучая возможности среды, соответствующего сопровождения ребенка, подростка со стороны взрослого (воспитателя, учителя, родителя). Не случайно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» к направлениям деятельности педагога отнесена и необходимость «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности» [9].

Инициатива от (лат. – начинать) рассматривается как положительное качество личности, проявляющееся как внутреннее побуждение и способность начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять решение при возникновении личных и общественных проблем [1]. Другими словами, инициативную личность, соответственно, можно рассматривать как социально-активную, способную брать на себя руководящую роль, ответственность и самостоятельно добиваться поставленной цели.

Инициативность можно рассматривать на межпредметном уровне, так как к этому явлению и понятию обращаются ученые из различных научных областей – философии, социологии, психологии, педагогики и др.

Так, философ-материалист Д. Локк еще XVII в. главный мотив инициативы видел в личной заинтересованности человека. Разработка философских основ понятия «инициатива» в современных исследованиях осуществлялась чаще в работах авторов, изучавших сущность и закономерности творческой деятельности, ее диалектику (О. Я. Андрос, Д. Б. Богоявленская, М. С. Каган, Ю. Н. Кулюткин, Н. В. Кухарев, Я. А. Пономарев).

В психологии к инициативности обращались Б. М. Кедров, К. Левин, К. К. Платонов, И. Э. Плотник, С. Л. Рубинштейн, А. И. Щербакова и др., рассматривая инициативу как волевое качество личности, как мотивацию к деятельности, как выход за пределы заданных условий, как стремление искать новые пути для более успешного решения стоящих задач. В исследованиях отечественных ученых указывается, что инициативность необходимо рассматривать как качество личности, постоянно развивающееся и зависящее от внутренних условий и внешних обстоятельств усвоения человеком жизненного опыта. В исследованиях Б. М. Теплова инициативность связывается с умением быстро находить нестандартные решения поставленных задач. В работах Д. Б. Богоявленской и И. А. Петуховой инициатива рассматривалась как продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого и т.д.

В педагогике инициативность трактуется как черта личности, характеризующаяся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям [8]. Эта позиция поддерживается рядом психологов, которые инициативность рассматривают и как мотивационную (Д. Б. Богоявленская, М. С. Говоров, И. Э. Плотник и др.), и как поведенческую составляющие личности (А. И. Высоцкий, Л. С. Рубинштейн, А. И. Щербаков и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования дает возможность для выделения основных характеристик понятия «инициативность»: устойчивость, помогающая противостоять негативным влияниям; активность, проявляющаяся в мотивах и волевых качествах; направленность на конкретные достижения в разнообразных видах деятельности; самостоятельность и даже продуктивность в деятельности.

В итоге инициативность можно рассматривать как интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности.

При этом традиционно считалось, что развитие инициативности необходимо начинать в подростковом возрасте, «когда складываются способности к свободному мышлению и самостоятельным действиям»[5].

Однако в новых Федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается значимость развития инициативности уже в дошкольном детстве. Так, в целевых ориентирах дошкольного образования в качестве результатов указывается на то, что ребёнок должен проявлять «инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов» [7].

Почему же имеет смысл формировать инициативность уже с дошкольного возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к структуре деятельности, в которой проявляется и реализуется инициативность. В структуре деятельности принято выделять ориентировочный, мотивационный, организационной, исполнительский и контрольно-оценочный компоненты (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.). Этот компонентный подход позволяет нам рассматривать инициативность не только как интегративное качество личности, которое проявляется на всех этапах деятельности, но и как некое побуждение по отношению к тому или иному компоненту деятельности. А, следовательно, можно таким образом организовать деятельностную среду для ребенка, чтобы он мог проявлять и демонстрировать свою инициативу в процессе выполнения конкретных действий.

В соответствии с компонентами деятельности нами выделены мотивационная, когнитивная, поведенческая, рефлексивная составляющие инициативности. В ряде педагогических исследований даны характеристики этих составляющих (Т. Г. Борисова, И. С. Попова, Н. А. Короткова и П. Г. Нежнов) и подчеркивается, что в дошкольном возрасте уже возможно простейшее моделирование процесса деятельности, которым управляет взрослый, объективно оценивает и дает необходимые советы по улучшению результатов. При этом в детских видах трудовой деятельности ребенку предоставляется возможность принять посильное участие в общем деле, свободы выбора действий, творческой реализации и самостоятельности и т.д.

Рассмотрим эти составляющие инициативности у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Актуальность темы формирование инициативности как качество личности является одной из важных проблем в теории воспитании и обучения, инициатива рассматривается нами как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Так В.В. Зеньковский в своей книге «Психология детства» (22) пишет о том, что общая задача воспитания может быть сформулирована, как содействие развитию активности в ребенке.

Целью нашей квалификационной работы было формирование социального качества «инициативность» детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме активизации «активизация участия родителей в формировании инициативности у детей старшего дошкольного возраста», мы пришли к выводу, что существуют различные определения понятия «инициативность». В нашей квалификационной работе мы использовали следующее определение:

Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Осуществив анализ различных подходов к описанию формирования инициативности, мы выявили условия развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраст:

- будет организована работа по вовлечению родителей в процессе формирования инициативности у детей старшего дошкольного возраста;

- будет разработан план взаимодействия родителей и сотрудников дошкольного учреждения, направленный на развитие социальной компетенции «инициативность» у детей старшего дошкольного возраста;

В ходе эмпирического исследования были проведены диагностики, были разработаны рекомендации родителям по проблеме сформированности социальной компетенции «инициативность» у детей старшего дошкольного возраста.

Также по результатам обобщающего этапа нами был разработан направленный на развитие социальной компетенции «инициативность» у детей старшего дошкольного возраста реализованный на практике.

В заключение можно сказать следующее, инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Таким образом, результаты проведённого исследования позволили подтвердить основную гипотезу исследования, что даёт нам основание говорить, что теоретические положения и разработанный методический материал обеспечивают решение проблемы активизации участия родителей в формировании инициативности у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

2. Авдеева Н.Н., Мещерякова, С.Ю. Особенности психической активности ребенка первого года жизни //. Мозг и поведение младенца. - М.: Институт психологии РАН, 1993. - С. 217-220.

3. Беляев М.Ф. // Активизация интереса к познавательности. - М.,1955.

4. Березенкова, Т. В. Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр : технологические карты / авт.-сост. Т. В. Березенкова. - Волгоград : Учитель. - 55 с.

5. Богоявленская Д.Б Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1983.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: изд-во "Институт практической психологии", 1995. - 102 с.

7. А.Я Варга и В.В. Столина, Тест - опросник «родительского отношения». Методика ОРО.

8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Психология развития. СПб, Питер, 2001. С.56-79.

9. Годин Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений // Нравственное воспитание дошкольников. Под ред.В.Г. Нечаевой - М.: Педагогика, 1971. - 165 с.

10. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 128 с.

11. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова. — М.: Мозаика- Синтез, 2009. — 128 с.

12. Гурова Л.Л. Воображение // Философская энциклопедия. - М., Наука, 1960. - Т. 1, 110 с.

13. Елисеева З.В. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в семье: авторефер. дис. канд. пед. наук - М., 1998 . - 34 с.

14. Зеньковский В.В. Психология детства - М.: Академия, 1995 г.

15. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.

16. Иванов В.Д // Социологические исследования.-1999-№1

17. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2003 - 144 с.

18. Короткова Н.А., Нежнов, П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. - М.: ПИ РАО, 2003. - 152 с.

19. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова - М. Академия, 1998. - 160 с.

20. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития: автореф. дис. . д-ра психол. наук. М., 1996. - с. 34-46.

21. Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. - М.: МОДЭК, 2002. - 382 с.52

22. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: учебн. в 2-х тт. М.: Педагогика, т.2, 1983. - с. 262-293.

23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения: монография / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

24. Молчанов С.Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие для классного руководителя. - Челябинск: Энциклопедия, 2010. - 36 с.

25. Молчанов С.Г., Вороненко Г.Г. Воспитание - инструмент социализации и образования. // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации. Материалы международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 16 декабря 2008). Ч. 2. - Челябинск: Образование, 2009. - С. 135-153. 6. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.-М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

26. Мухина В.С. Детская психология: / В.С. Мухина - М Просвещение, 1985. 224 с.

27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2000.

28. Немов Р.С. Психология Р.С. Немов - М: Владос, 2002. 608 с.

29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996. - 374 с.

30. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. Вузов: / Под ред. Педкасистого - ,М 1996 - 602 с.

31. Пиаже Ж. Психология интеллекта рус. пер //Избр. психол. труды. - М., 1969. - 76 с.

32. Рототаева Н.А. Психологические условия развития социальной компетентности - М. 2002.

33. Смирнова Е.О., Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. №2. - C. 7686.

34. Смирнова Е. Современный дошкольник - особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание, 2002 г. №4 - С.70-73

35. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и ВУЗов - М.: Школа - Пресс, 1997 г.

36. Советский энциклопедический словарь // Под ред.А.М. Прохорова - М.: Советская энциклопедия, 1983 г.

37. Справочник по психологии и психиатрии детей и подростков / Под ред.Ф.Ю. Изиркина - М.: Питер, 1999 г.

38. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009г.

39. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Н. В. Краснощёкова – Ростов – н. Д: Феникс, 2006 г.

40. Теплюк К.С., // Дошкольное воспитание. 2006, №3.-с.51.

41. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей - М.: Просвещение, 1976 г. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 - 1980 гг. / Под ред.И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис - М: изд-во Московского университета, 1981 г.

42. Финькевич Л.В. Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возраста: М., 1987. - С. 97-112.

43. Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования - М: Педагогическое общество России, 1998 - 46-50 с.

44. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся - М.: Просвещение, 1988.

45. Щербакова Е., Голицын В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание, 1991 г. №10 - С.56- 58

46. Эльконин Д.Б. Психология игры - 2-е изд-во - М.: Гуманитарный изд. центр "Владос", 1999 г.

47. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 238 с.

48. Темняткина О.В. Формирование ключевых компетенций в личностно-ориентированном процессе // Психология личности. - Екатеринбург, 2003

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика