Дипломная работа

«Методическое обеспечение уроков математики в начальных классах»

  • 27 страниц
Содержание

1.Пояснительная записка….3

2.Список использованных источников….16

3. Методические разработки уроков по математике для 3 класса начальной школы с мультимедийными презентациями.18

Введение

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, мы считаем, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь ему представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Учитель – профессия творческая.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся (17, с. 114 – 119).

Обычные технические средства обучения не позволяют насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, а вот ИКТ позволяют не только насытить, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка (16, с. 54 – 112).

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Объект исследования: процесс обучения математике.

Предмет исследования: использование мультимедийных технологий на уроках математики в 3 классе на 3 четверть по учебнику «Математика» Марии Игнатьевны Моро.

Цель работы: разработать систему методического обеспечения с использованием компьютерных технологий в 3 классе на 3 четверть по учебнику «Математика» М. И. Моро.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование методического обеспечения по математике в начальных классах будет эффективно влиять на формирование у детей мышления сознания и вызывать у них интерес и подлинную увлеченность.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

• изучить методическую литературу;

• познакомиться с методикой работы по использованию ИКТ при обучении математике;

• разработать конспекты уроков математики в 3 классе с учетом использования компьютерных технологий.

Методологической основой работы являются теоретические и практические положения об использовании ИКТ на уроках математики в начальной школе Голосова В., Бурлаковой А.А.

Методы исследования: для поставленных задач были выбраны методы:

• изучение психолого–педагогической, методической литературы;

• анализ конспектов уроков по математике;

• систематизация теоретического материала и компьютерных технологий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведен анализ педагогической литературы по проблеме использования информационно – коммуникационных технологий при обучении математике в начальных классах.

Фрагмент работы

Методы исследования: для поставленных задач были выбраны методы:

• изучение психолого–педагогической, методической литературы;

• анализ конспектов уроков по математике;

• систематизация теоретического материала и компьютерных технологий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведен анализ педагогической литературы по проблеме использования информационно – коммуникационных технологий при обучении математике в начальных классах.

Практическая значимость исследования: разработаны конспекты уроков математики с использованием ИКТ, которые могут быть использованы в качестве учебных пособий для учителей начальных классов, а так же для студентов педагогического колледжа при проведении преддипломной педагогической практики на уроках математики в 3 классе на 3 четверть.

Структура работы включает в себя оглавление, пояснительную записку, список использованных источников, методические разработки уроков по математике для 3 класса начальной школы с мультимедийными презентациями.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию (2, с. 32 – 34).

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для объявления темы.

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

2. Как сопровождение объяснения учителя.

В практике обучения младших школьников можно использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки.

3. Как информационно – обучающее пособие.

В обучении особенный акцент ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию. Переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий нужную помощь и поддержку (9, с.1).

Основными достоинствами технологии компьютерных презентаций считаем следующее:

• компьютерная презентация может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику;

• программа создания презентаций Microsoft PowerPoint технически не сложна, и в тоже время позволяет создавать качественные наглядные учебные пособия;

• Достаточно одного компьютера и мультимедийного проектора, чтобы начать работать с этой информационной технологии.

Принцип наглядности – важнейший принцип преподавания. Компьютерная демонстрация наглядного материала позволяет подать его последовательно по мере рассказа учителя, не нарушая его логики.

Заключение

Проект «Методическое обеспечение уроков математики в начальных классах» наглядно демонстрирует разнообразие типов уроков математики.

Пособие снабжено календарно- тематическим планированием на 3 четверть к учебнику М. И. Моро «Математика» 3 класс в двух частях. Календарно - тематическое планирование представляет собой презентации, объединенные гиперссылками. Для начала работы с пособием нужно запустить файл «Календарно-тематическое планирование для 3 класса на 3 четверть». Переход по темам происходит по гиперссылкам.

1. Гиперссылки выделены синим цветом. Достаточно нажать на гиперссылку, как откроется необходимая тема.

2. Для перехода по странице нужно использовать полосу прокрутки.

Электронное пособие включает следующие разделы:

• Умножение и деление (продолжение).

• Внетабличное умножение и деление.

• Числа от 1 до 1000.

• Сложение и вычитание.

Раздел «Умножение и деление» содержит разработки восьми уроков. В нем рассматриваются в несколько иной форме и ином темпе, с учетом возраста детей, конкретный смысл действий, и названия их компонентов и результатов, действия умножения и деления с 1 и 0, взаимосвязь между компонентами и результатами действий. Так же в этом разделе серьезнейшее внимание уделено геометрическому материалу, причем изучение его по возможности тесно связывается с рассматриваемыми соответствующими вопросами арифметики. На последних уроках этого раздела рассматриваются единицы времени, круг, окружность, задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

Раздел «Внетабличное умножение и деление» содержит разработки восемнадцати уроков. Перед изучением внетабличного умножения и деления дети знакомятся с разными способами умножения или деления суммы на число (в случае, когда каждое слагаемое делится на это число). Новым же в этом разделе является введение выражения с двумя переменными a + b, a : b, a * b. Кроме того, начиная с этого времени уравнения, связанные с умножением и делением, которые до сих пор решались только способом подбора и строились на материале табличного умножения, теперь могут быть решены на основе знания связи между результатами и компонентами действий.

К рассмотрению темы «Деление с остатком» дети подходят в значительной степени подготовленными, так как, уже при ознакомлении деления на 2 дети знакомятся с понятиями «четное и нечетное число» и «деление без остатка». В условиях жизненной ситуации показывается, что при решении задачи на деление может получиться остаток, что не все числа делятся без остатка. В этой теме особое внимание уделено сравнению остатка с делителем, использованию различных приемов нахождения частного. Здесь же дети знакомятся и с проверкой деления с остатком. Новым в этой теме является рассмотрение деления меньшего числа на большее, например 3 : 5 = 0 (ост. 3). Кроме приведенной формы записи с самого начала изучения деления с остатком вводится и запись «уголком». Это - важный момент в подготовке к рассмотрению письменного деления.

Список литературы

1. Буслаева, Н. Е. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4) [Текст] / Н. Е. Буслаева (и др.). – М.: Просвещение, 1996. – С.398.

2. Бурлакова, А. А. Компьютер на уроках в начальных классах [Текст] / А. А. Бурлакова //Начальная школа плюс До и После,2007. - №7. – С. 32 – 34.

3. Бахтина, С. В. Поурочные разработки по математике [Текст] / С. В. Бахтина. – Издательство «Экзамен», 2006. – С. 256.

4. Волина, В.В. «Праздник числа» [Текст] / В.В.Волина.- М.: Новая школа, 1994г. – С. 303.

5. Голосов, В. Использование ИКТ на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] // Режим доступа h**t:|//firsschool.ucoz.r*/|oad/1-1-0-2

6. Жикалкина, Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике» [Текст] / Т. К. Жикалкина. - М.: «Просвещение», 1999. – С. 36.

7. Игнатьев, Е.И. В царстве смекалки [Текст] / Е.И. Игнатьев. – М.: Наука,1984. – С. 126.

8. Игнатьев, В. Математическая смекалка [Текст] / В. Игнатьев. – Москва: «Омега»,1994. – С. 158.

9. «ИКТ в начальной школе» [Электронный ресурс]// Режим доступа h**t://metodist.lbz.r*/lektorii_Pervin.Ju.html

10. Керова, Г.В. Нестандартные задачи по математике [Текст] / Г.В. Керова. – Москва: «Вако»,2006. – С. 232.

11. Колесникова, Ю. А. Первое место - компьютеру [Текст] / Ю. А. Колесникова //Начальная школа плюс До и После, 2007. - №7. – С. 34 – 37.

12. Коллекции картинок [Электронный ресурс]// Режим доступа http//w*w.lenagold.r*/fon/clipart.html.

13. Моро, М. И. Математика. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы в двух частях [Текст] / М. И. Моро (и др.). – М.: Просвещение, 2000. – С. 103.

14. «Опыт применения ИКТ в начальной школе» [Электронный ресурс]// Режим доступа h**t://pedsovet.org/forum/topic3210.html

15. Пупышева, О.Н. Олимпиадные задания [Текст] / О.Н. Пупышева. – Москва: «Вако»,2006. – С. 236.

16. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств [Текст] / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 255.

17. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. - Москва, «Народное образование»,1998. – С. 255.

18. Суровцева, И. В. Добываем знания с помощью компьютера [Текст]/ И. В. Суровцева //Начальная школа плюс До и После,2007. - №7. – С. 30 – 32.

19. Узорова О.В. «6650 устных задач по математике», 1-4 классы [Текст] / О. В. Узорова, Е.А.Нефёдова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 355.

20. Уткина Н.Г, «Материалы к урокам математики», 3 класс [Текст] / Н.Г, Уткина. - М.: «Просвещение», 1999. – С. 159.

21. Цыкина, Н.А. Математика, 3класс, «Поурочные планы» по учебнику М.И.Моро, С.И.Волковой, М.А.Бантовой [Текст] / Н.А. Цыкина. - Волгоград: «Учитель», 2006. – С. 386.

Покупка готовой работы
Тема: «Методическое обеспечение уроков математики в начальных классах»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 27
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика