ВКР
«Формирование слухо-произносительных навыков у младших школьников на уроке английского языка с использованием фонетических игр»
- 99 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОГО НАВЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 8
1.1. Слухо-произносительные навыки в обучении английскому языку 8
1.2. Формирование слухо-произносительного навыка: подходы, принципы, уровни и этапы 14
1.3. Фонетические игры на уроках английского языка у младших школьников 22
Выводы по главе I 28
ГЛАВА II. ТИПИЧНЫЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРИЧИНЫ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 29
2.1. Психологические процессы, связанные с формированием у обучающихся начальных классов слухо-произносительных навыков английского языка 29
2.2. Методика формирования слухо-произносительных навыков английского языка у обучающихся начальных классов 37
Выводы по главе II 46
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 48
3.1. Методическая организация фонетических игр при формировании слухо-произносительных навыков у обучающихся начальных классов 48
3.2. Экспериментальное обучение английскому языку обучающихся начальных классов 64
Выводы по главе III 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 89
Наше исследование посвящено проблемам формирования слухо-произносительных навыков младших школьников на начальном этапе обучения английскому языку.
Актуальность исследования. Способность построить грамотную с точки зрения носителя языка речь и продемонстрировать ее мелодию, то есть владение слухо-произносительными навыками (корректным произношением, интонацией, ритмом и т.д.), приобретает особую актуальность на современном этапе обучения любому английскому языку.
Проблема развития слухо-произносительных навыков на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку, поскольку без правильно поставленного произношения не возможно проявление коммуникативной функции языка.
Формирование слухо-произносительных навыков сопряжено с рядом значительных трудностей, возникающих по причине различий между фонетическим строем родного и изучаемого языка, а так же, что не менее важно, из-за индивидуальных особенностей учащихся, поэтому приступать к решению этой нелегкой задачи следует уже на ранних этапах обучения, то есть в начальной школе.
Именно на начальном этапе обучения происходит формирование слухо-произносительной базы, которая должна упрочиваться на более продвинутых этапах. Если на начальном этапе не уделять должного внимания формированию фонетических навыков, то впоследствии могут появиться как ошибки в произношении, так и проблемы с развитием речевых умений, исправить которые будет очень трудно на последующих этапах обучения.
На начальном этапе необходимо научить детей произносить звуки так, как это делают носители английского языка. Обучение фонетике как процессу продуктивному требует от учащегося знания строения речевого аппарата, что представляет собой сложную методическую задачу, поскольку на данном этапе эта информация является наиболее трудной для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этом умением на начальном этапе на строго отработанном, минимальном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования иноязычной коммуникативно-речевой деятельности. Этим обуславливается актуальность выбранной темы работы, призванной систематизировать полезную для преподавателя английского языка теоретическую базу и методические разработки в сфере развития слухо-произносительных навыков речи.
Проанализировав имеющуюся литературу, мы выявили противоречия:
- между требованиями ФГОС второго поколения начального общего образованияи недостаточным уровнем развития технология обучения английскому языку детей в начальной школе.
- между возможностями учебной деятельности и недостаточным использованием практико-ориентированных и деятельностных средств по формированию слухо-произносительных навыков у младших школьников.
Проблема исследования: выявление условий эффективного
формирования слухо-произносительных навыков младших школьников в ходе обучения английскому языку.
Цель исследования - изучение методики обучения английской звуковой системе речи с на начальной ступени обучения иностранному языку.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников фонетической стороне речи.
Предмет исследования - методика формирования слухо-произносительных навыков англоязычной речи в начальной школе.
Поставленная цель предполагает решения следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогические стороны развития слухо-произносительных навыков младших школьников;
2) раскрыть цели и содержание процесса обучения слухо- произносительой стороне речи английского языка в младшей школе;
3) показать значение фонетических игр относительно развития речевой компетенции младших школьников;
4) проанализировать методы и приемы обучения звуковой системе английского языка на младшей ступени обучения;
5) разработать и апробировать методику проведения фонетических игр, направленных на развитие слухо-произносительных навыков учащихся младшей школы;
Теоретико-методологическая основа исследования явились
теоретические и методологические принципы педагогической психологии, разработанные в трудах И. А. Зимней, Д. Б. Эльконина, Р. С. Немова, В. Д. Крутецкого, А. А. Люблинской, М. В. Гамезо и др., а так же теоретические положения процесса формирования фонетических навыков в методике преподавания иностранных языков, разработанные в исследованиях Н. Д. Гальсковой, Н. И: Гез, Р. К. Миньяр-Белоручева, А. А. Миролюбова, Е. И. Пассова, Г. В. Роговой, Е. Н: Солововой, С. Ф. Шатилова, А. Н. Щукина, Б. В. Беляева, В. А. Васильева и др.
Гипотеза исследования: формирование слухо-произносительных
навыков младших школьников будет эффективной, если в процессе обучения английскому языку:
- будет использованы разнообразные методы и способы формирования фонетических умений младших школьников на основе игрового метода;
- будет создана система работы с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников и требовний ФГОС.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялись следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, синтез и обобщение информации, наблюдение; опытно-педагогическая работа и обработка ее результатов.
База исследования: исследование проводилось в 4 классе на базе МОБУ СОШ д. Алексеевка Уфимского района РБ.
Этапы исследования. Исследование проводилось в 3 этапа:
На первом этапе осуществлялось теоретическое исследование темы (анализ научно-педагогической литературы), формулировались и уточнялись объект исследования, предмет, цели, задачи и гипотеза.
На втором этапе исследования проводилась диагностика степени сформированности у младших школьников слухо-произносительных умений на примере 4 класса.
На третьем этапе была составлена система занятий, которая носит экспериментальный характер, использовались разные методики и упражнения, систематизировались и обобщались итоги опытно-педагогической работы, оформлялись результаты.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что материал, представленный в ней, можно использовать в обучении младших школьников, а также в написании методических рекомендаций к дисциплине.
Практическая ценность работы в том, что ее данные могут послужить практическим материалом в программе обучения английскому языку в начальной школе, а также могут быть полезны и интересны учителям, студентам и широкому кругу заинтересованных лиц, желающих углубить и расширить свои знания по предмету.
Апробация результатов — выступление на школьном методическом совете учителей начальных классов.
Структура работы — работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, обозначаются противоречия, определяется проблема, цель, задачи, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, описываются теоретическая и методологическая основа исследования, этапы, методы, теоретическая и практическая значимость, апробация и база исследования.
В первой главе мы даем обзор теоретических основ формирования слухо-произносительных умений младших школьников: раскрываются психологические особенности младших школьников и сущность обучения фонетической стороне речи на начальном этапе обучения.
Во второй главе показаны условия формирования умений и навыков слухо-произносительных умений и на основе всего вышеизложенного описывается методика обучения фонетике английского языка младших школьников.
В третьей главе проводится опытно-экспериментальная работа с учащимися 2-3 классов МОБУ СОШ д. Алексеевка Уфимского района РБ.
В заключении представлены выводы по исследуемой теме. В работе имеется список литературы в количестве 60 источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОГО НАВЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Слухо-произносительные навыки в обучении английскому языку
На начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Это нужно для нормального функционирования устной речи учащихся.
Хорошо отработанная произносительная сторона высказывания учащихся готовит их к осуществлению говорения как вида речевой деятельности. Знание фонетических навыков позволит учащимся нормативно произносить все звуки английского; усвоить дифференциальные признаки звуков (гласность и согласность). Фонетические умения помогут школьникам усвоить ритмику (чередование ударных и не ударных слогов) английской фразы, логическое ударение знаменательных слов, ударение служебных слов (вспомогательных глаголов в отрицательной форме). Ошибки в произношении мешают осуществлению основной цели языка - коммуникации, т.е. взаимопониманию.
Обучение произношению является важной ступенью в плане практического овладения механизмом произношения и произносительной нормой, так и в плане выработки речевых умений. Устойчивое плавильное произношение учащихся является необходимой предпосылкой для быстрого и прочного усвоения языкового материала; способствует успешной выработке умений устной речи, чтения и письма. Отработка произносительных навыков способствует развитию свободной речи у младших школьников. При овладении иноязычным произношением задача состоит в том, чтобы адаптировать психофизиологические механизмы восприятия и производства речи соответственно фонетической природе изучаемого языка путем коррекций имеющихся и выработки дополнительных слухо-произносительных навыков.
Создание слухо-произносительной базы изучаемого языка возможно благодаря потенциальным способностям человеческого уха и подвижности органов артикуляции. При этом следует учитывать неодинаковые данные учащихся: у одних хорошая слуховая и артикуляторная чувствительность, у других хорошая слуховая чувствительность сочетается с плохой артикуляцией.
Сформированность слухо-произносительных навыков является непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции.
В обучении произношению участвуют все анализаторы: рече-двигательный, слуховой и зрительный. За рече-двигательным анализатором закрепляется исполнительная функция, а за слуховым — контролирующая. Эти анализаторы взаимозависимы. Психологи утверждают, что, безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем воспроизводить. Что касается зрительного анализатора, то, с одной стороны, он также участвует в контроле, с другой стороны, этот анализатор выполняет функцию опоры, так как устное общение сопровождается и дополняется мимикой, жестами, движением губ и др.
Таким образом, слуховые и произносительные навыки, существуя в неразрывной связи, опираются на прочные связи со зрительным анализатором [Шатилов 2015: 64].
Произношения является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения. Но фонетические навыки наших учащихся оставляют во многом желать лучшего. Тем более, что в обучении иностранному языку фонетические навыки занимают центральное место и играют немаловажную роль. Для начала дадим определение навыку. В педагогике навык определяется действием, характеризующимся высокой мерой освоения, что отличает его от умения. Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, как интонационно оформлены модели. В естественной языковой среде это происходит одновременно.
В условиях неязыковой среды, или, проще говоря, на уроке иностранного языка, постановке произносительных навыков следует уделить значительное внимание [Тер-Минасова 2015: 17].
Фонетические навыки - это автоматизированные произносительные навыки, т. е. навыки произношения иностранных звуков и их сочетаний, выделение этих звуков в потоке звучащей речи, постановки ударений, правильного интонационного оформления синтаксических конструкций иностранного языка.
Основная сложность в обучении произношению заключается в межъязыковой интерференции. Приступая к изучению иностранного языка, учащиеся, даже второклассники обладают устойчивыми навыками слышания и произнесения звуков родного языка, они владеют основными интонемами.
Интерференция возникает за счет того, что слухопроизносительные навыки родного языка переносятся на иностранный, т.е. звуки иностранного языка уподобляются звукам родного. Учитель обязан прогнозировать появление таких ошибок и по возможности предупреждать их. В центре внимания должны находиться при этом те явления, которые составляют специфику артикуляционной базы изучаемого языка.
Формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков у учащихся общеобразовательной школы на начальном этапе обучения иностранному языку в игровой форме, несомненно, способствует прочному и эффективному освоению фонетической системы языка. Более этого, игра повышает интерес ребенка к изучению иностранного языка, делает процесс обучения увлекательным и непринужденным, ведь, несмотря на то, что ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение, сохраняется и потребность в игре, желании подвигаться, получить положительные эмоции.
Важность формирования слухо-произносительных навыков в младшем школьном возрасте объясняется психофизиологическими особенностями детей, когда происходит активное развитие познавательных процессов, таких как мышление, воображение, внимание, восприятие, память, в частности, долговременная. Кроме того, необходимо уделять должное внимание правильному произношению детей, если вовремя не исправить ошибки в произнесении звуков, интонации, то на последующих этапах обучения языку их будет трудно исправить.
Для того, чтобы достичь цели и доказать актуальность нашего исследования, нами были решены поставленные задачи; изучен и обобщен теоретический материал по фонетике, психологии, педагогике и методике обучения иностранному языку; использованы различные источники информации. В работе над исследованием помогли следующие методы: теоретический (анализ литературы по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков), эмпирические (наблюдение, сравнение, беседа), экспериментально-теоретический (методический эксперимент).
Слухо-произносительные навыки делятся аудитивные или слуховые, которые предполагают формирование действий и операций по узнаванию отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений. К ним относятся собственно произносительные навыки предполагают способность правильно артикулировать звуки и соединять их в слова, словосочетания, предложения. Для этого необходима способность правильно расставлять ударения, использовать паузы и интонацию. Следуящая группа - ритмикоинтонационные навыки - это знание логических и экспрессивных моделей ударения и интонем. Именно данная группа навыков, а точнее их отсутствие выдает нас как иностранцев.
Практика показывает, что легче научиться правильно произносить звуки, чем правильно интонировать. Таким образом, одной из важнейших предпосылок общения является развитие слухо-произносительных навыков или способности воспринимать и правильно ассоциировать слышимый звук или интонему с соответствующим им значением и продуцировать звуки и интонемы, соответствующие определенным значениям.
Нарушение фонетической правильности речи, неправильное звуковое и интонационное оформление ее говорящим ведет к недоразумениям и непониманию со стороны слушающего. Причинами фонетических ошибок чаще всего являются замена одной фонемы другой (table - cable), неправильное слогоделение (a name - an aim), неправильное ударение (import - im’port), употребленин иного тона вместо требуемого ( например, безапелляционного Sit down (high fall) вместо вежливого Sit down (low rise)).
Обучение фонетике в целом носит вспомогательный характер и подчинено развитию речевых умений. Возникает вопрос о том, следует ли сконцентрировать работу над произношением на начальном этапе или вести ее в течение всего срока обучения.
Мы определили роль и место слухо-произносительных навыков в обучении иностранному языку, вывели определение понятию «фонетическая игра» и ее функции. Так, фонетическая игра - это игра, направленная на закрепление или совершенствование фонетических навыков, способствующая правильному произношению звуков в потоке речи, развитию слухового внимания и памяти, умению слышать и дифференцировать звуки, как изолировано, так и в потоке речи, а также интонационно и ритмически правильному оформлению речи.
В итоге нами был разработан комплекс фонетических игр, который был использован в учебном процессе муниципального образовательного учреждения МОБУ СОШ д. Алексеевка Уфимского района РБ. Апробация программы фонетических игр для улучшения слухо-произносительных навыков во 2-3 классах показывает эффективность выбранной методики.
Итак, систематическое применение фонетических игр на уроках иностранного языка способствует эффективному формированию и совершенствованию фонетических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.
2. Аитов В.Ф. Использование песенного материала в обучении английскому языку в 5-6 классах средней общеобразовательной школы: дисс. канд. филол. наук. - Уфа: БГУ, 1974. - 154 с.
3. Аитов В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов:на примере неязыковых факультетов педагогических вузов. - СПб: СГУ, 2006. - 362 с.
4. Аитов, В. Ф. Английский язык : учеб. пособие для СПО / В. Ф. Аитов, В. М. Аитова. — 12-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 144 с.
5. Аитов В. Ф. Английский язык (а1-в1+): учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Ф. Аитов, В. М. Аитова, С. В. Кади. — 13-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с.
+ еще 70 источников
Тема: | «Формирование слухо-произносительных навыков у младших школьников на уроке английского языка с использованием фонетических игр» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 99 | |
Цена: | 3000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Активизация речемыслительнои деятельности школьников на уроках английского языка на среднем этапе обучения на основе использования игр
Дипломная работа:
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломная работа:
Развитие фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников на уроках русского языка
Дипломная работа:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Дипломная работа:
Формирование у младших школьников метапредметных компетенций на уроках математики