Дипломная работа

«Развитие образного мышления у учащихся младших классов на уроках музыки»

  • 58 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ….7

1.1. Специфика образного мышления младших школьников….7

1.2. Музыкальный образ в произведениях башкирских композиторов…19

Выводы по первой главе….30

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ БАШКИРСКОЙ МУЗЫКИ….32

2.1. Содержание, формы и методы развития образного мышления учащихся младших классов на основе изучения башкирской музыки…32

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….40

Выводы по второй главе….52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…56

Введение

Актуальность исследования. Необходимость многогранного исследования сферы развития образного мышления у детей является актуальной проблемой современной музыкальной педагогики и психологии. Наиболее благоприятен для развития образного мышления средствами музыки младший школьный возраст, так как именно в этот период закладывается базовая культура человека, фундамент всех видов мышления.

Эффективное развитие образного мышления происходит на уроках музыки, так как именно слушание музыкального произведения является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с взаимодействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Происходит процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ.

Современные концепции и национальные проекты: «Закон об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации образования» и другие актуализируют проблему разработки новых подходов к образовательному процессу.

Образное мышление как психологический феномен в своих трудах рассматривают: В.А. Мижериков, М.И. Еникеев, В.Н. Петрушин. Ассоциативное мышление раскрывают: Д.К. Кирнарская, В.Н. Петрушин, В.В. Медушевский, Р.С. Немов и др.

Историческое развитие и становление образного мышления раскрываются в трудах: В.В. Медушевского, А.Б. Асафьева, А.Н. Сохора, М.Г. Арановского.

Интонационная особенность музыкального искусства, как основа музыкального образа, изложена в трудах М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, А.Н. Сохора, Е.В. Назайкинского.

Становление и развитие башкирской музыки описываются в музыковедческих трудах: Е.Р. Скурко, Н.Ф. Гариповой, Т. Карышевой, Л.Н. Шаймухаметовой, В.А. Башенева, Ф.Х. Камаева.

Однако, несмотря на значительный вклад исследователей в раскрытие проблемы развития образного мышления детей младшего школьного возраста, многие его аспекты остаются недостаточно изученными. В проанализированных педагогических исследованиях не достаточно глубоко раскрывается проблема образного мышления детей на основе изучения музыки башкирских композиторов.

Таким образом, социальная значимость и недостаточная изученность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Развитие образного мышления у учащихся младших классов на уроках музыки».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития образного мышления детей младшего школьного возраста на основе изучения музыки башкирских композиторов.

Объект исследования: процесс музыкального образования в школе.

Предмет исследования: содержание, формы и методы развития образного мышления у детей младшего школьного возраста на основе изучения музыки башкирских композиторов.

Цель, объект и предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития образного мышления детей младшего школьного возраста.

2. Выявить особенности образного мышления детей младших классов.

3. Выявить особенности образного строя башкирской профессиональной музыки.

4. Разработать и апробировать содержание, формы и методы развития образного мышления у детей младшего школьного возраста на основе изучения музыки башкирских композиторов.

5. Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.

Методологической основой исследования являлись:

- работы, посвященные ассоциативному эксперименту в психологии (Т.В. Попова, Р.С. Немов);

- исследования, раскрывающие проблемы музыкального мышления (М.Г. Арановский, В.Н. Петрушин, В.В. Медушевский);

- труды о башкирской музыке, о ее традициях и современности (Е.Р. Скурко, Р.Ф. Зелинский и др.);

- работы в области психологии музыкального воспитания (Е. Назайкинский, Н.Л. Гродзенская и др.);

- теории и методики музыкального воспитания детей (Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, О.П. Радынова и др.);

- методики музыкального воспитания в школе (Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко).

В работе использовались следующие методы исследования:

1) теоретические – изучение, анализ и обобщение научной литературы по теме исследования;

2) эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика образования обогащаются современными знаниями о сущности и содержании образного мышления детей младшего школьного возраста и его развитии на основе изучения музыки башкирских композиторов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике общеобразовательного учреждения, а также в процессе подготовки и повышения квалификации учителей музыки.

Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ 1.1. Специфика образного мышления младших школьников

Развитие образного мышления в области музыкальной психологии и педагогики является актуальной проблемой, активно осуществляется поиск новых путей и технологий его развития в рамках урока музыки в общеобразовательной школе.

Мышление - психический процесс, благодаря которому человек отображает существенные признаки и связи предметов и явлений окружающей действительности, постигает закономерности развития окружающего мира, предвидит будущее и действует целенаправленно и планомерно. Иными словами, в процессе мышления осуществляется переработка имеющемся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных её элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Это обобщённое и опосредованное познание действительности, в процессе которого мысль человека бесконечно углубляется в суть окружающей действительности. [54, с. 453]

Онтогенетическое развитие мышления ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление — последовательные стадии онтогенетического развития мышления. [54, с. 454]

Каждый мыслительный процесс происходит в обобщениях (понятиях), но, как правило, он кроме понятий также включает в себя образы.

Образ - субъективное психическое явление как результат познавательных процессов.

Основываясь на классификации В.А. Мижерикова отметим, что образы бывают: элементарные (ощущений), свойственные и животным, и сложные — идеальные (восприятий и понятий), свойственные только человеку; непосредственные (по анализаторам), опосредованные (описанием, чтением не только текста, но и показаний приборов) и следовые (памяти); статичные и динамичные; самостоятельные и включенные в другие психические явления (мышление, волевые действия). Эмоции не имеют образа, чувства и воля – имеют, поскольку их структура включает понятия. [41, с. 281]

Понятие «образ» произошло в античности, и был представлен через термин «эйдос». По мнению Платона, образ не есть результат чувственного впечатления, он имеет свой источник внутри души как предзаданную сущность. [38]

По мнению Аристотеля, мышление невозможно без образа.

Образное мышление - вид мышления, лежащий в основе воображения, сущность которого состоит в оперировании образами бывших ранее восприятий. [41, с. 281]

Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных. Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, т. е. является продуктивной. Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно - дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов. Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.

С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

Человечество никогда не отделяло музыку от мышления, так как считали ее его частью.

Музыкальное мышление – это эмоционально-интуитивная и сознательная, синтезирующая и аналитическая творческая деятельность человека, средствами интонационного и вербального языка раскрывающая связи и соотношения между языком музыки и ее смысловым содержанием. [29, с. 6]

Можно предположить, что начатки музыкального мышления на подсознательном уровне берут свое начало в глубине архетипов подсознательных интонационных кодов, развиваясь одновременно с комплексом психических функций человека. Как интегративная способность и процесс, музыкальное мышление опирается на сложный комплекс музыкальных способностей (включая, что особенно важно, музыкальное восприятие) и является их вершиной, интегрирующей музыкальный, эмоциональный, коммуникативный, познавательный, социокультурный опыт человека.

Основоположником учения о музыкальном мышлении является Б.В. Асафьев. Учение Б.В. Асафьева заключается в том, что музыкальная мысль проявляется и выражает себя через интонирование. Собственно, интонация как центральный, базовый элемент музыкальной речи и есть смысловая первооснова музыки. «Мысль, интонация, формы музыки – все в постоянной связи: мысль, чтобы стать звуково выраженной, становится интонацией, интонируется» [4, с. 189]

Об основных закономерностях музыкального мышления как социального феномена пишет музыковед А.Н. Сохор. В его работе «Социальная обусловленность музыкального мышления» речь идет о музыкальном мышлении как музыкальном языке, которому свойственна музыкальная логика [3, с. 62] А.Н. Сохор подчеркивает, что музыкальное мышление развивается в процессе музыкальной деятельности. Педагог – исследователь М.Г. Арановский рассматривает музыкальное мышление как вид коммуникативной деятельности. При этом музыкальное произведение он объясняет как звуковое сообщение, адресованное слушателю. [27, с. 303]

Важную роль в осмыслении проблемы музыкального мышления охватывают труды В.В. Медушевского, в котором раскрывается сущность музыкального мышления – это формирование духовного мира человека, воспитание его чувств. [27, с. 304]

Суть музыкального мышления, как понимает чешский композитор и музыковед Отакар Зих, сводится к следующему: Музыкальное мышление возникает в том случае, если на основе восприятия звуковых проследований осознается не только представляемое ими содержание, но имеет место и чисто рациональное, абстрактное симультанное осмысление специфических структурных факторов музыкального сочинения. [1, с. 51]

Н.В. Суслова рассматривает несколько уровней музыкального мышления: телесность (Т), прошлый опыт - память (ПО-П), мышление - музыкальные действия (М-МД), мышление - музыкальная коммуникация (М-МК), мышление - музыкальный смысл (М-МС). [49, с. 30]

В отечественном музыковедении музыкальное мышление рассматривается, прежде всего, как продуктивное творческое мышление, отражающее различные виды человеческой деятельности: от отражения, восприятия к созданию и обобщению.

Творческий же характер музыкального мышления – это духовно-интеллектуальная сила, мощный мотив музыкальной деятельности слушателя. По степени развития индивидуального духовного опыта слушатель восстанавливает личностно – значимую суть музыки. Это важно и для музыкальной педагогики, ибо подобная деятельность дает человеку возможность не ограничиваться эмоциональной отзывчивостью на музыку, а черпать из духовной кладовой ценнейшие для бытия, социума и человеческого духа смысловые ценности.

Включение учащегося-слушателя - в музыкально-мыслительную деятельность развивает его музыкально-творческие и общие творческие способности, причем это происходит с увлечением и вполне доступно в раннем школьном возрасте. Это блестяще доказано музыкально-педагогической концепцией Д.Б. Кабалевского, многими учеными и педагогами, совершенствующими данную систему. [29, с. 7] Ярким примером является реализация программы «К вершинам музыкального искусства», которую создала и внедряет М. Красильникова и многие учителя музыки. Проблемы развития музыкального мышления школьников два десятилетия исследовались и З. Ринкявичюс. [29, с. 7]

Специфика музыкального мышления выявляется при сравнении его с музыкальным восприятием.

Музыкальное восприятие и музыкальное мышление - взаимодополняемые, глубоко интегрированные психические процессы. Не может быть и речи о музыкальном мышлении, если сознание не приобрело интонационного опыта путем акустического восприятия музыки. С другой стороны, в любом акте восприятия таится момент анализа-синтеза, обобщения, то есть мышления. [29, с. 7]

Известно, что воспринимаются объекты и явления, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Так как музыка воспринимается во времени, вряд ли можно утверждать, что она может быть воспринята «в целом». Таким образом, восприятие создает образное мышление.

Наиболее благоприятен для развития образного мышления средствами музыки младший школьный возраст, так как именно в этот период закладывается базовая культура человека, фундамент всех видов мышления. Поэтому исключительно важно формировать данную способность с самого начала музыкального образования в школе. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 (1-4 классы). Именно в этом школьном возрасте дети обладают значительными резервами развития.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, характеристиками которых становятся: произвольность, продуктивность и устойчивость.

В силу того что мозг ребенка пластичен, запоминание и мышление происходит намного эффективнее, чем у взрослого человека.

Для младших школьников характерна эмоциональная восприимчивость, связь с действием, пением, движением, тяготение к подражанию, большая творческая одаренность, склонность к фантазированию.

Именно на уроках музыки в детях пробуждаются все эти качества и представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе.

Музыка способна оказать наибольшее влияние на человека, влияя на подсознательном уровне на душу и общее физиологическое состояние.

Музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств. Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. На основе эмоционально-образного восприятия необыкновенно развивается память.

Учащиеся младшего школьного возраста еще не всегда способны воспринимать музыку адекватно, а тем более адекватно откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов. Период младшего школьного возраста является сензитивным для развития музыкального мышления. В это время маленькие школьники стремятся удовлетворить свою повышенную потребность в творчестве. Именно эти особенности школьников помогают вовлечь их в творческую деятельность.

Целенаправленное формирование у учащихся опыта эмоционально- ценностных отношений и опыта творческой деятельности позволяет добиться того, что чувства и эмоции на уроке музыки доминируют над логическим мышлением, а знания о том как создается художественный образ, является средством овладения языком искусства, передачи с его помощью своих собственных мыслей и чувств, постижения духовного мира других людей, заключенного в произведениях музыкального искусства.

Своеобразием образного мышления младшего школьника является его наглядно-действенный и наглядно-образный характер.

Заключение

Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что развитие образного мышления детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике.

Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач при прослушивании музыкальных произведений соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими младшие школьники могут найти решение на заданные им задачи. Образное мышление на уроках музыки при прослушивании музыкального произведения позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности.

Развитие образного мышления младших школьников связаны с несколькими аспектами. Во-первых, с восприятием музыкального произведения, происходит восприятие музыкального образа. Во-вторых, с исполнением творческих заданий, в эмоциональной передаче сценического образа. В-третьих, с использованием самостоятельной творческой деятельности детей.

В экспериментальной работе мы основывались на позиции, что эффективность развития образного мышления у детей младшего школьного возраста обеспечивается в том случае, если:

- учитываются возрастные особенности детей;

- происходит обогащение творческого опыта детей;

- используются музыкальные произведения, дидактические материалы, которые стимулируют развитие образного мышления детей.

Развитие образного мышления детей происходило посредством знакомства детей с программными произведениями башкирских композиторов; активного включения детей в интересные творческие задания, игры, упражнения.

В экспериментальную работу мы включили разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие образного мышления.

Обобщая данные, полученные в ходе экспериментальной работы, мы пришли к выводу об эффективности предложенных содержания, форм и методов развития образного мышления детей младшего школьного возраста. Полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике развития образного мышления детей.

Следовательно, задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, нами решены.

Список литературы

1. Арановский М.Г. Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. — М.: Музыка, 1974. - 336 с.

2. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / — М.: Музыка, 1974.

3. Арановский М.Г. Социальная обусловленность музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления. — М.: Музыка, 1974.

4. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — Изд. 2-е. — М.: Музыка, 1971. - 373 с.

5. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей. — М.: Просвещение, 1990. - 106 с.

6. Барышева Т.А. Креативность: диагностика и развитие. СПб, 2002.

7. Барышева Т.А., Шекалов В.А. и др. Креативный ребёнок: диагностика и развитие творческих способностей - Ростов-на-Дону, 2004.

8. Башенев В.А., Камаев Ф.Х., Шаймухаметова Л.Н. Вопросы искусствоведения (статьи о творчестве З. Исмагилова). Уфа.: Башкирское книжное издательство, 1986, - 96 с.

9. Башенев В.А., Угрюмова Г.С. Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. — Уфа.: Башк. КН. Изд-во, 1990. – 128 с.

10. Бекина С.И. Музыка и движение (Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет). М.: Просвещение, 1984.

11. Белобородова В. К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьника / Под ред. М. А. Румер. - М.: Педагогика, 1975.

12. Белобородова В. К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников. — М.: Педагогика, 1975. - 160 с.

13. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1968.

14. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.

15. Выготский J1. С. Мышление и речь / JI. С. Выготский. — М., 1956. -521с.

16. Гарипова Н.Ф. Башкирская фортепианная музыка. – Уфа: Гилем, 2008. – 384 с.

17. Гарипова Н.Ф. Интонационная лексика и стилистика фортепианных произведений башкирских композиторов. — УГИИ.: Лаборатория музыкальной семантики, 2002. – 104.

18. Гарипова Н.Ф. Фортепианные миниатюры Загира Исмагилова. — Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. – 29 с.

19. Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. Музыка в школе. 1991. № 1.

20. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. — М.: Просвещение, 1969. – 415 с.

21. Дмитриева Л. Г. К вопросу об активизации мышления младших школьников в процессе восприятия музыки // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. - М.: МГПИ, 1985.

22. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1989.

23. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. Учебн. Для студ. пед. Учеб. Заведений. -3-е изд. –— М.: Академия, 2000. - 240с.

24. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. — М.: Проспект, 2009. - 560 с.

25. Зелинский Р.Ф. Вопросы искусствознания. Уфа.: Башкирское книжное издательство. 1980. – 112 с.

26. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М.: Владос, 2000. – 304 с.

27. Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена № 51/2008.

28. Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена № 125/2010.

29. Искусство в школе № 5, 2005.

30. Искусство в школе № 4, 2006.

31. Искусство в школе № 5, 2006.

32. Искусство в школе № 2, 2009.

33. Карышева Т. Они пишут для детей: Сборник статей: Вып. 4, — М.: Сов. Композитор, 1988. - 288с.

34. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты – XXI век, 2004. – 496 с.

35. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемозина, 1995. – 158 с.

36. Комарова Т. С. Детское художественное творчество.- М, 2005.

37. Комиссарова JI. Н. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет.: Дис. канд. пед. наук. — М., 1979. — 243 с.

38. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2001. - 80с.

39. Машковцева Л.М. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности (на основе использования элементов театрализации): дис. канд. пед. наук. — М., 2005.

40. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор. 1993. – 262 с.

41. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательного учреждения – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.

42. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.

43. Мухаметзянова Р.К., Янкина Д.Р. Развитие музыкального мышления у детей 5-6 лет/Пособие по музыке для учителей начальных классов общеобразовательных школ и дет. Садов. — М.: Китап, 2003. - 96с.

44. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.

45. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 книгах. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 608 с.

46. Николаева Е. И. Психология детского творчества. - СПб.: Речь, 2006. – 220 с.

47. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей: игры и упражнения. - Ростов-на-Дону, 2005.

48. Петрушин В.И. Музыкальная психология Учеб. Пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 384с.

49. Педагогическое образование и наука №5, 2011.

50. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976. - 303 с.

51. Попова Т. В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учебное пособие – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 12 с.

52. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. Часть 1. - М.: ВЛАДОС, 1997. – 606 с.

53. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. Часть 2. - М.: ВЛАДОС, 1997. – 398 с.

54. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике/Сост. – Мн.: Современное слово 2001. – 928с.

55. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников. – Уфа, 1989.

56. Рахимов А.З. Психодидактика творчества. Учебное пособие. – Уфа, 2002. – 286 с.

57. Скурко Е. Р. Башкирская академическая музыка: пути становления. автореф.дис. на соискание ученой степени докт. Искусствовед., 2004.

58. Скурко Е.Р. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность. – Уфа: Гилем, 2005. - 320 с.

59. Скурко Е.Р. Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки жизни и творчества. – Уфа: Китап, 2002. - 240 с.

60. Скурко Е.Р. Очерки современной музыкальной культуры Башкортостана: Сборник статей./Сост. А.М. Кубагушев. – Уфа: Союз композиторов Республики Башкортостан; Узорица, 1997. - 155с.

61. Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974.

62. Тараканов М. Восприятие музыкального образа и его внутренней структуры // Развитие музыкального восприятия школьников / - М.: НИИ ХВ, 1971.

63. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1998. - 173 с.

64. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М., 1985. – 335 с.

65. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М.: Прометей, 1990. – 184с.

66. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013)

"Об образовании в Российской Федерации".

67. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. ВУЗ — М.: Академия, 2003. - 368 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие образного мышления у учащихся младших классов на уроках музыки»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 58
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика