Дипломная работа
«Формирование стрессоустойчивости у сотрудников службы инкассации»
- 54 страниц
ВВЕДЕНИЕ….….….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ИНКАССАЦИИ ….….6
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости….….6
1.1.1. Мероприятия, направленные на борьбу со стрессом….10
1.2.Особенности производственной деятельности работников службы инкассации….…14
1.2.1. Экстремальные факторы в профессии инкассатора….16
1.2.2. Факторы, обуславливающие психологическое благополучие и здоровье инкассаторов….21
Выводы по первой главе….26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ИНКАССАТОРОВ ….27
2.1. Организация и описание методов исследования ….….27
2.2. Анализ и обработка результатов исследования ….….30
Вывод по второй главе….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ….….49
Актуальность. Должность инкассатора связана с риском для жизни и является физически тяжелой работой. Также работа сложна в психологическом плане, это связано с перевозкой крупных сумм наличных денег, использованием огнестрельного оружия, что создает большое эмоциональное напряжение. Все это вызывает развитие трудных состояний: переутомлений, депрессий, невротических состояний, а также стресса.
Опасность этой профессии связана с экстремальными ситуациями, возникающими вокруг нее, а также в неготовности специалиста к устранению этих ситуаций из-за его психофизиологических и индивидуально – личностных характеристик.
Долгое пребывание в ситуациях такого типа грозит опасностью жизни и здоровью, а также оказывает истощающее действие на организм, которое приводит к психологической дезадаптации личности.
Условия, которые возникают в экстремальной ситуации приносят не только вред здоровью и угрозу жизни работника, но и уменьшают качество и успешность выполняемой им работы, повышают уровень психофизиологической «цены» деятельности. Кроме того, наблюдается целая цепочка негативных социальных, экономических и психологических последствий, таких как, повышение текучести кадров, снижение эмоциональной удовлетворенности трудом, а также деформация адаптационных функций организма.
Актуальность данной работы состоит в необходимости улучшения адаптации к ситуациям связанным с риском для жизни инкассаторов, в связи с экономической значимостью данной профессии для страны, а также важности улучшения здоровья специалистов этой профессии.
Целью данного исследования является выявление эффективности разработанного тренинга стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации.
Объект исследования: стрессоустойчивость сотрудников службы инкассации.
Предмет исследование: психологические и психофизиологические показатели стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации.
Гипотеза: использование в производственном процессе разработанного тренинга, направленного на формирование стрессоустойчивости, позволит повысить эмоциональную стабильность, осознанность и контроль физиологических показателей организма, снизить тревожность, уровень активности в сопротивлении стрессам.
В соответствии с объектом, предметом, и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ производственной деятельности работников инкассации по данным научной литературы;
2. Выявить факторы, влияющие на психологическое благополучие и здоровье инкассаторов;
3. Разработать тренинг, направленный на формирование стрессоустойчивости;
4. Проверить эффективность разработанного тренинга, направленного на формирование стрессоустойчивости.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
I. Методы теоретического исследования проблемы: изучение, анализ научной литературы по исследуемой проблеме и ее обобщение.
II. Методы эмпирического исследования:
1. Тест «Тур-7» Моргунова В.В. (1995г.);
2. Пятифакторный личностный опросник (ипсаитивная версия), Шмелев А.Г. (2002 г.);
3. Тренинг «Повышение стрессоустойчивости» (Набиахметова А. А., Шаяхметова Э. Ш., 2014 г.).
III. Методы математической статистики:
1. U – критерия Манна – Уитни;
2. T – критерия Вилкоксона.
Теоретико-методологической основой исследования явились базовые положения концепции стресса Г. Селье, когнитивной теории психологического стресса Р. Лазаруса, а также работы Бойко В.В., Водопьяновой Н.Е., Щербатых Ю.В., Монина Г.Б., Раннала Н.В.
Практическая значимость исследования. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для составления программ психокоррекционной и консультационной работы как с инкассаторами, так и с представителями других профессий, для оптимизации трудового процесса и профилактики дезадаптации личности.
Эмпирической базой для проведения исследования явились 92 работника службы инкассации Башкирского отделения Сбербанка №8598 города Уфы. Все сотрудники службы инкассации прошли углубленное ежегодное медицинское обследование, были признаны здоровыми. Участие инкассаторов в эксперименте было добровольным.
Апробация результатов: основные результаты исследования представлены в материалах конференций «Актуальные вопросы физиологи, психофизиологии и психологии», Уфа, 2014; «Психология психических состояний», Казань, 2015.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объём работы– 54 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ИНКАССАЦИИ
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости
Впервые в психологию и физиологию термин стресс ввел американский психофизиолог Уолтер Кеннон. Он назвал стресс – реакцией битвы или бегства, что от англ. «fight or fly» значит сражайся или улетай [2].
В дальнейшем в 1936 году канадский врач Г. Селье сформулировал теорию стресса, которую описал в своей статье «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». Сначала в своих работах он использовал понятие общий адаптационный синдром, который он определял как ответную реакцию организма на действия раздражителей, направленных на работу в новых условиях. Уже позже он сформулировал понятие стресс, как неспецифическую реакцию организма, на всякое предъявляемое ему действие.
Селье выделили различные виды стресса, такие как дистресс и эустресс. Эустресс является положительным фактором, он стимулирует человека, дает толчок в преодолении трудностей, активизирует психические процессы. Дистресс в свою очередь, наступает при длительных периодах активности, не приносящих результаты, в связи с чрезмерными усилиями и непосильными действиями [34].
Селье выделил различные виды стресса, такие как дистресс и эустресс. Эустресс является положительным фактором, он стимулирует человека, дает толчок в преодолении трудностей, активизирует психические процессы. Дистресс в свою очередь, наступает при длительных периодах активности, не приносящих результаты, в связи с чрезмерными усилиями и непосильными действиями [34].
Также Г. Селье выделили три стадии развития стресса. Первая, стадия тревоги, характеризуется активизаций всех ресурсов организма. Вторая, стадия резистентности, организм активно борется с причиной стресса. И третья, стадия истощения, ресурсы организма снижаются, повышается риск к воздействию вредоносных факторов.
Существуют также определения, в которых не учитывается сущность различия негативных и позитивных факторов влияющих на организм. Например, В.А. Ганзен, определял стресс как свойство личности, как его реакция на стимул внешней среды [9].
Л.А. Китаев – Смык считает, что стресс – это неспецифическая реакция адаптации организма на сверхсильные значимые воздействия [16].
Экспериментальные исследования по проблеме стресса проводил Р. Лазарус. В 1966 в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания» он разделил понятие физиологического стресса и стресса психического. Первый связан с реально действующим на организм физическим раздражителем. Второй вид характеризуется субъективным фактором, то есть, оценкой человеком ситуации, как сложной и опасной для организма. Стоит заметить, что такое разделение весьма условно, ведь в любой ситуации присутствует элемент оценки, также как и изменение организма [17].
Также наблюдается трудность в разделении понятий «стресс» и «эмоциональное состояние». В.В. Суворова отмечает, что понятия стресс и эмоциональное состояние трудно различимы, в зарубежной психологии дифференциация эмоций и стресса практически несущественна [41].
В.В. Бойко определяет эмоциональное состояние как личностный механизм психологической защиты, характеризующийся полным или частичным устранением эмоций в ответ на избранные психотравмирующие влияния среды [6].
А.Б. Леонова отмечает, дифференциацию понятия стресс, не только на физиологический, психический и эмоциональный, но также и на посттравматический, операциональный, информационный, рабочий, производственный, трудовой, организационный и управленческий [20].
Помимо этого, А.М. Столяренко описал виды стресса, среди которых, оптимальный – положительный, определяющий активность человека. Интенсивный – возникающий в сложной ситуации, неоднозначно влияющий на психику человека. Предельно интенсивный – неблагоприятный, характеризует личность неэффективно использующую ресурсы. И сверхинтенсивный – то есть разрушительный, гиперстресс [38].
Можно выделить три основных подхода к пониманию стресса [44].
В рамках первого подхода стресс определяется как встречная реакция на мешающее или опасное воздействие, которое характеризуется состоянием нервно – психической напряженности, неприятных эмоциональных переживаниях. Самой известной в рамках этого подхода является концепция общего адаптационного синдрома Г. Селье.
Второй подход описывает и трактует стресс как условие окружающей среды, которые определяются как беспокоящие или разрушающие стимулы, то есть стресс – факторы. Это значит, что любые условия, по отношению к человеку рассматриваются как стрессогенные.
Третий подход существенно отличается от первых двух. Согласно ему стресс является ответной реакцией на несоблюдение баланса между компенсаторными возможностями личности и требованиями, которые предъявляет к ней среда. К данному направлению относится модель трансактного стресса Т. Кокса и Дж. Маккэй. То есть стресс является системным и динамичным взаимодействием личности и внешней среды. Это субъективно воспринимаемый и оцениваемый феномен, детерминированный индивидуальными характеристиками личности [29].
В психологической литературе также употребляется понятие стрессоустойчивость, как особо значимый фактор работоспособности, стабильности межличностных взаимоотношений и готовности человека к трудным, экстремальным условиям [37].
Термин «стрессоустойчивость» часто отождествляется с такими понятиями как эмоциональная, психофизиологическая, психологическая устойчивость личности.
Понятие «эмоциональная устойчивость» В.М. Писаренко определяет как умение организма на сложные ситуации изменять свое состояние на такое, которое приводит к улучшению работоспособности [31].
О.А. Черникова под эмоциональной устойчивостью понимает способность оптимизировать степень интенсивоности эмоциональных состояний [47].
Е.А. Милерян считает, что эмоциональная устойчивость это регуляция эмоционального состояния, иными словами незначительные сдвиги эмоциональных реакций в различных условиях деятельности [25].
С.М. Оя определяет эмоциональную устойчивость как умение преодолеть повышенное эмоциональное возбуждение при выполнении сложной двигательной активности [30].
Б.Х. Варданян определяет эмоциональную устойчивость как своеобразное взаимодействие элементов деятельности. Он считает, что это свойство личности, которое характеризует гармоничное отношение между всеми компонентами деятельности, а также гарантирующее его успешность [7].
А.А. Обознов и В.А. Бодров трактуют стрессоустойчивость, как интегративное свойство личности, характеризующиеся определенной степенью адаптации организма к действию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; она обуславливается уровнем активации ресурсов организма и психики индивида; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности [5].
П.Б. Зильберман, говорит о том, что стрессоустойчивость может быть неэффективным явлением, которое показывает неадекватное отражения некогда изменившейся ситуации, показывающая недостаточную гибкость и приспособляемость организма. Также он предлагает такую трактовку стрессоустойчивости, а именно качество личности, в которой гармонично сбалансированы эмоциональные, интеллектуальные, волевые и мотивационные элементы деятельности индивида, обеспечивающие успешное целепологание и результативность деятельности в трудной ситуации [13].
Таким образом, в большинстве подходов стресс трактуется как реакция организма на различные по силе и содержанию раздражители, воздействие которых в большинстве своем зависит от личностных характеристик индивида.
Стрессоустойчивость определяется, как способность личности адаптироваться к неблагоприятным условиям среды, способность к быстрой и эффективной мобилизации ресурсов организма и с их помощью успешное выполнение требуемой деятельности.
1.1.1. Мероприятия, направленные на борьбу со стрессом
Существует множество методов борьбы со стрессом, главная проблема состоит в выборе таких, которые учитывали бы индивидуальные особенности личности и в то же время, подходили бы под определенную проблемную ситуацию человека.
К.В. Судаков выделил следующие способы борьбы со стрессом [40]:
1) аутогенная тренировка;
2) различные методы релаксации;
3) система биологической обратной связи;
4) дыхательная гимнастика;
5) включение в жизнь человека положительных эмоций;
6) музыка;
7) физические упражнения;
8) психотерапия;
9) физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон);
10) иглоукалывание и др.
Ю.В. Щербатых говорит о том, что большинство людей знакомы с методами уменьшения стресса, но они используются спонтанно и часто не обоснованно, то есть их эффективность резко снижается. Если использовать научную литературу по антистресовым мероприятиям, ситуация является схожей, имеется большой диапозон методов уменьшения стресса и проблемы их выбора.
Для подбора оптимальных методово коррекции стресса и формировании стресоустойчивости инкассаторов рассмотрим наиболее известные методы регуляции состояния во время стресса.
Одним из эффективных вариантов самовнушения является аутогенная тренировка. Результатом может стать влияние на процессы в организме, включая процессы не поддающиеся сознательной регуляции. Этот процесс до конца неясен, строится он на периферической теории эмоций Джеймса – Ланге, любое физиологическое состояние организма связано с состоянием сознания, и наоборот. То есть изменяя свое настороение мы можем изменить свое физическое самочувствие.
Сам метод создал Иоганн Шульц в 1930 году. Метод включает две ступени. Начальная ступень помогает научиться влиять на процессы в организме не поддающиеся контролю сознания и включает шесть упражнений, связанных с дыханием, вызыванием в теле ощущений тяжести, тепла, прохлады, а также нормализация ердечного ритма. Высшая ступень позволяет вызывать особые душевные сотояния, она доступна не многим пациентам [22].
Еще один метод саморегуляции вегетативных функций – метод биологической обратной связи (БОС). Главная особенность это, с помощью непостредственного наблюдения за своими физиологическими показателями, сознательное влияние и изменение их [35].
Дыхательные техники, один из самых известных методов уменьшения стресса и регуляции организма. Дыхание, это единствнная вегетативная функция подчиняющаяся контролю сознания. Во всех восточных телесных и духовных практиках упражнения на дыхание являются обязательным навыком. Наиболее легкий способо использование дыхания как метода уменьшения стресса, это концентрация внимания на нем [36].
Грудное и брюшное – основные способы дыхание. Если первое более привычно, то второе более физиологично, оказывает оздравливающий эффект на все системы и органы тела, а также эффективно при стабилизации эмоционального сотояния.
В 1930 году Эдмунд Якобсон показал, что психологические трудности и физиологическое состояние человека связаны. Беспокойство создает мышечное напряжение, которое усиливает неприятные эмоции. Эмоции создают мышечный панцирь, который формирует нервное напряжение. Что бы разорвать замкнутый круг необходимо научиться расслаблять тело и непосредственно мышцы [50].
Для эффективного избавления от стресса, необходимо фиксироваться на положительных эмоциях. Для начала следует создать словесную формулы, которая будет отражать будущую цель. Далее следует представить зрительный образ, ключающий в себя слуховые и телесные представления. Данный прием носит название метод позитивных образов или визуализация [43].
Физические упражнения существенный фактор снижения психологического стресса, это естесвенный, генетически заложенный ответ организма на стресс. Физическая активность отвлекает от проблемы и переключает на новые раздражители, снижают актуальность ситуации [21].
Часто общение является причиной стресса. Дейл Карнеги подробно сформулировал принципы бесконфликтного общения и борьбу с беспокойством. Одной из самых главных рекомендаций следует считать критику. Критика вызывает выброс в кровь гормонов гнева, всплеск эмоций. Для организма она равносильна нападению. При восприятии критики начинает работать симпатическая система: сердечный ритм учищается, напрягаются мышцы, бледнеют кожные покровы. Поэтому любая критика ведет к стрессу. Поэтому стоит отслеживать свое сосотояние и корректировать его [14].
Также источником стресса может случить субъективное ощущение неполноценности, неуверенность. Существует связь между неуверенностью, поведением и телесными реакциями организма. То есть если человек испытывает стресс из-за неуверенности в себе, он может изменить сосотояние тела и почувствовать себя более уверенно, а следовательно улучшится его самочувствие [8].
Ю.В. Щербатых считает, что одним из причин стресса является фрустрация, которая свзязана с неуспешной реализацией целей. Часто это связано с неправильной постановкой цели. Существует алгоритм постановки целей, который улучщит целепологание и избавит от стрессов связанных с ним [51].
В нашем коррекционном мероприятии мы использовали концепцию тренинга стрессоустойчивости Монина Г.Б., Раннала Н.В., а также теорию сохранения ресурсов С. Хобфолл, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Ю.В. Щербатых. Данная теория гласит, что каждый человек обладает разнообразным набором внешних и внутренних ресурсов.
В тренинге использованы методы визуализации стресса, биологической обратной связи, дыхательные техники, совершенствование техник коммуникации, уверенного поведения и целеполагание.
Таким образом, вследствии нехватки методов повышения стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации нами был разработан тренинг, эффективность которого мы проверели в ходе данного исследования.
Актуальность темы исследования состоит в необходимости улучшения адаптации к ситуациям связанным с риском для жизни инкассаторов, в связи с экономической значимостью данной профессии для страны, а также важности улучшения здоровья специалистов этой профессии.
В большинстве подходов стресс трактуется как реакция организма на различные по силе и содержанию раздражители, воздействие которых в большинстве своем зависит от личностных характеристик индивида.
Стрессоустойчивость определяется, как способность личности адаптироваться к неблагоприятным условиям среды, способность к быстрой и эффективной мобилизации ресурсов организма и с их помощью успешное выполнение требуемой деятельности.
Особенности производственной деятельности инкассаторов сложно структурированны и упорядоченны. Служебные обязанности и действия в нештатной ситуации прописаны в инструкциях, кодаксах и должностных обязанностях. Особенностью профессиональной деятельности инкассаторов является наличие экстремальных факторов и готовность личности к её преодолению.
Нами были выделены следующие структурные элементы стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации: реакция, внимание, стабильность, интеллект, отрицание алкогольной зависимости, уровень экстравертивности, согласованности и новаторства.
Существует множество методов борьбы со стрессом, главная проблема состоит в выборе таких, которые учитывали бы индивидуальные особенности личности и в то же время, полходили бы под определенную проблемную ситуацию человека. Именно исходя из основной проблемы, для коррекционного мероприятия мы выбрали метод тренинга. Мы использовали концепцию тренинга стрессоустойчивости Монина Г. Б., Раннала Н. В., а также теорию сохранения ресурсов С. Хобфолл, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, Ю. В. Щербатых. Данная теория гласит, что каждый человек обладает разнообразным набором внешних и внутренних ресурсов. В тренинге использованы методы визуализации стресса, биологической обратной связи, дыхательные техники, совершенствование техник коммуникации, уверенного поведения и целеполагание.
В результате мы пришли в выводу, что тренинг «Повышения стресссоустойчивости» является эффективным, так как повышает уровень большинства показателей сопротивляемости стрессам у инкассаторов.
В соответствии с вышеизложенным мы можем судить о том, что, гипотеза нашего исследования, а именно использование в производственном процессе разработанного тренинга, направленного на формирование стрессоустойчивости, позволит повысить эмоциональную стабильность, осознанность и контроль физиологических показателей организма, снизить тревожность, уровень активности в сопротивлении стрессам, подтверждается.
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для составления программ психокоррекционной и консультационной работы как с инкассаторами, так и с представителями других профессий, для оптимизации трудового процесса и профилактики дезадаптации личности.
1. Александровский Н. А. Адаптация и резервы организма [Текст] / Н. А. Александровский – М.: Медицина, 2003. – 272 с.
2. Алексеев Н. Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества [Текст] / Н. Г. Алексеев // Исследование проблем психологии творчества /под ред. Я. А. Пономарева. – М.: Наука, 2003. – 176 с.
3. Анохин П. К. Избранные труды [Текст] / П. К. Анохин – М.: Наука, 2008. – 270 с.
4. Банников В. В. Влияние социально – психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации подхода [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук / Банников Владимир Владимирович – М., 2003. – 145 с.
5. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы [Текст] / В. А. Бодров – М.: Наука, 2005. – 164 с.
6. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении [Текст] / В. В. Бойко – М.: Филинъ, 2006. – 346 с.
7. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы [Текст] / Б. Х. Варданян – М.: Генезис, 2003. – 543 с.
8. Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом [Текст] / К. Вильяме – М.: Эксмо, 2002. – 272 с.
9. Газен В. А. Восприятие целостных объектов. Системное описание в психологии [Текст] / В. А. Газен – СПб.: ЦИFRA, 2007. – 320 с.
10. Даровская Н. Д. К вопросу о психологических критериях изучения тревожных расстройств [Текст] / Н. Д. Даровская // Клинические и организационные вопросы пограничной психиатрии – М.: Наука, 2004. – 114 с.
11. Дасевич Л.М. Должностные инструкции [Текст] / Л.М. Дасевич – М.: Феникс, 2014. – 304 с.
12. Дворяшина М. Д. Особенности интеллектуального развития студентов в 1 процессе обучения [Текст] / М. Д. Дворяшина // Ученые записки. Л. – СПб.: СПбГУ, 2003. Вып. 13. – С. 97–105.
13. Зильберман П. Б. «Эмоциональная устойчивость оператора» [Текст] / П. Б. Зильберман – М: Феникс, 2004. – 172 с.
14. Карнеги Д. Как завоевывать друзей [Текст] / Д. Карнеги – М.: Попурри, 2012. – 192 с.
15. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. [Текст] / А. Н. Капустина – М.: Речь, 2007. – 104 с.
16. Китаев – Смык Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. Китаев – Смык – М.: Наука, 2013. – 368 с.
17. Лазарус С. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс [Текст] / С. Лазарус – СПб.: Медицина, 2010. – 178 с.
18. Лаптев Л. Г. [Текст] / Воинский труд: наука, искусство, призвание [Текст] / Л. Г. Лаптев, С.П. Гатиолов, A. M. Кондаков и др. – М.: Совершенство, 2008. – 198 с.
19. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях [Текст] / В. И. Лебедев – М.: Политиздат, 2009. – 198 с.
20. Леонова А. Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции [Текст] / А. Б. Леонова // Психологический журнал. – 2004 – № 2. С. 75–85.
21. Леонова А. Б. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. [Текст] / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова – М.: Наука, 1987. – 245 с.
22. Марищюк В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. [Текст] / В. Л. Марищюк, В. И. Евдокимова – СПб.: Питер, 2001. – 187 с.
23. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов [Текст] / В. И. Медведев. – М.: Наука, 2012. – 103 с.
24. Методическое пособие по работе с тестом «Тур-7» – М.: Лаборатории «Гуманитарные Технологии», 2010. – 63 с.
25. Милерян Е. А. Обсуждение и теоретическое обобщение экспериментальных материалов [Текст] / Е. А. Милерян // Очерки психологии труда оператора: сб. научн. ст. – М.: Наука, 2004. – С. 98 – 118.
26. Набиахметова А. А. Психологическая готовность сотрудников службы инкассации к преодолению опасности [Текст] / А. А. Набиахметова, Р. Ф. Тагирова, Э. Ш. Шаяхметова // Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии: сб. науч. ст. Международной заочной научно – практической конференции. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. – С. 85 – 88.
27. Набиахметова А. А. Экстремальные факторы в деятельности лиц, осуществляющих инкассацию и перевозку ценностей [Текст] / А. А. Набиахметова, Р. Ф. Тагирова // Психология психических состояний: сборник материалов по итогам IX Международной зимней школы по психологии состояний, 26-27 февраля – Казань: Изд-во Казан.ун–та, 2015. – Вып.5. – С. 108–111.
28. Набиахметова А. А. Экстремальные факторы и психофизиологические состояния в трудовой деятельности инкассаторов [Текст] / А. А. Набиахметова, Р. Ф. Тагирова, Э. Ш. Шаяхметова // Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии: сб. науч. ст. Международной заочной научно – практической конференции. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. – С. 67 – 72.
29. Ольшанникова А.Е. Индивидуальные варианты эмоционального
реагирования в экстремальных условиях [Текст] / А. Е. Ольшанникова – М.: Просвещение, 2011. – 122 с.
30. Оя С. М. Особенности предстартовых сдвигов и эмоциональной стабильности у представителей различных видов спорта [Текст] / С. М. Оя // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – С. 63 – 67.
31. Писаренко В. М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований [Текст] / В. М. Писаренко // Пути достижения трудной цели в спорте – М.: Наука, 2004. – С. 51– 68.
32. Руководство по психологической работе в Вооруженных силах РФ – М.: Воениздат, 2007. – 102 с.
33. Русалов В. М., Дифферинциально – психофизиологический анализ интеллектуального поведения человека в вероятностной среде [Текст] / В. М. Русалов, С. А. Кошман // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности – М.: Наука, 2010. – С. 7 – 56.
34. Селье Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье – М.: Прогресс, 2012. – 112 с.
35. Скок А. Б. Биоуправление в психоневрологической практике [Текст] / А. Б. Скок, О. В. Филатова, М. Б. Штарк, // Бюллетень Сибирского отделения РАМН, 1999. № 1, С. 30-35.
36. Смит М. Тренинг уверенности в себе. [Текст] / М. Смит – СПб.: Питер, 2000. – 238 с.
37. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики [Текст] / Л. Н. Собчик – М.: Институт прикладной психологии, 2008. – 469 с.
38. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика [Текст] / А. М. Столяренко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 608 с.
39. Стрелков Ю. К. Психологическое содержание операторского труда [Текст] / Ю. К. Стрелков – М.: РПО факультет психологии МГУ, 2009. – 135 с.
40. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу [Текст] / К. В. Судаков –М.: Горизонт, 1998. – 267 с.
41. Суворова В. В. Психопрофилактика стресса [Текст] / В. В. Суворова – М.: Педагогика, 2005. – 183 с.
42. Трошин В. Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика [Текст] / В. Д. Трошин – М.: МИА, 2007. – 784 с.
43. Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс [Текст] / М. Франкенхойзер – М.: Наука, 2010. – 217 с.
44. Фресс П. Экспериментальная психология. Выпуск 5. [Текст] / П. Фресс, Ж. Пиаже – М.: Прогресс, 2005. – 458 с.
45. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: учебно –методическое пособие [Текст] / А. Б. Хромов – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.
46. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. [Текст] / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 272 с.
47. Черникова О. А. Исследование эмоциональной устойчивости, как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям [Текст] / О. А. Черникова // Психологические вопросы спортивной тренировки – М.: Физкультура и спорт, 1967. – С. 3 – 13.
48. Шкулов В. Л. Труд и условия труда [Текст] / В. Л. Шкулов – СПб.: Наука, 2004. – 144 с.
49. Шостак В. И. Человеческий фактор и боеспособность войск [Текст] / В. И. Шостак, В. А. Шабалин // Военно-мед. журнал. – 2004. – № 7, 2004. – С. 59 – 61.
50. Щербатых Ю. В. Психология стресса. [Текст] / Ю. В. Щербатых –М.: Эксмо, 2005. – 304 с.
51. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю. В. Щербатых – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
52. Юнг К. Психологические типы [Текст] / К. Юнг – М.: АСТ, 2005. – 720 с.
Тема: | «Формирование стрессоустойчивости у сотрудников службы инкассации» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 54 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимосвязь профессионального выгорания и особенностей ценностно-смысловой сферы сотрудников мчс
Курсовая работа:
Аспекты формирования позитивного образа сотрудника спецслужб
Дипломная работа:
Личностные факторы формирования карьеры
ВКР:
Социально-психологические предикторы субъективного благополучия сотрудников коррекционного детского дома
Дипломная работа:
Психологичееские детерминанты успехов и неудачи у сотрудников правоохранительных органов