Дипломная работа

«Формирование стрессоустойчивости у сотрудников службы инкассации»

  • 54 страниц(ы)
  • 1297 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ….….….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ИНКАССАЦИИ ….….6

1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости….….6

1.1.1. Мероприятия, направленные на борьбу со стрессом….10

1.2.Особенности производственной деятельности работников службы инкассации….…14

1.2.1. Экстремальные факторы в профессии инкассатора….16

1.2.2. Факторы, обуславливающие психологическое благополучие и здоровье инкассаторов….21

Выводы по первой главе….26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ИНКАССАТОРОВ ….27

2.1. Организация и описание методов исследования ….….27

2.2. Анализ и обработка результатов исследования ….….30

Вывод по второй главе….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….….47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ….….49

Актуальность. Должность инкассатора связана с риском для жизни и является физически тяжелой работой. Также работа сложна в психологическом плане, это связано с перевозкой крупных сумм наличных денег, использованием огнестрельного оружия, что создает большое эмоциональное напряжение. Все это вызывает развитие трудных состояний: переутомлений, депрессий, невротических состояний, а также стресса.

Опасность этой профессии связана с экстремальными ситуациями, возникающими вокруг нее, а также в неготовности специалиста к устранению этих ситуаций из-за его психофизиологических и индивидуально – личностных характеристик.

Долгое пребывание в ситуациях такого типа грозит опасностью жизни и здоровью, а также оказывает истощающее действие на организм, которое приводит к психологической дезадаптации личности.

Условия, которые возникают в экстремальной ситуации приносят не только вред здоровью и угрозу жизни работника, но и уменьшают качество и успешность выполняемой им работы, повышают уровень психофизиологической «цены» деятельности. Кроме того, наблюдается целая цепочка негативных социальных, экономических и психологических последствий, таких как, повышение текучести кадров, снижение эмоциональной удовлетворенности трудом, а также деформация адаптационных функций организма.

Актуальность данной работы состоит в необходимости улучшения адаптации к ситуациям связанным с риском для жизни инкассаторов, в связи с экономической значимостью данной профессии для страны, а также важности улучшения здоровья специалистов этой профессии.

Целью данного исследования является выявление эффективности разработанного тренинга стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации.

Объект исследования: стрессоустойчивость сотрудников службы инкассации.

Предмет исследование: психологические и психофизиологические показатели стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации.

Гипотеза: использование в производственном процессе разработанного тренинга, направленного на формирование стрессоустойчивости, позволит повысить эмоциональную стабильность, осознанность и контроль физиологических показателей организма, снизить тревожность, уровень активности в сопротивлении стрессам.

В соответствии с объектом, предметом, и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ производственной деятельности работников инкассации по данным научной литературы;

2. Выявить факторы, влияющие на психологическое благополучие и здоровье инкассаторов;

3. Разработать тренинг, направленный на формирование стрессоустойчивости;

4. Проверить эффективность разработанного тренинга, направленного на формирование стрессоустойчивости.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

I. Методы теоретического исследования проблемы: изучение, анализ научной литературы по исследуемой проблеме и ее обобщение.

II. Методы эмпирического исследования:

1. Тест «Тур-7» Моргунова В.В. (1995г.);

2. Пятифакторный личностный опросник (ипсаитивная версия), Шмелев А.Г. (2002 г.);

3. Тренинг «Повышение стрессоустойчивости» (Набиахметова А. А., Шаяхметова Э. Ш., 2014 г.).

III. Методы математической статистики:

1. U – критерия Манна – Уитни;

2. T – критерия Вилкоксона.

Теоретико-методологической основой исследования явились базовые положения концепции стресса Г. Селье, когнитивной теории психологического стресса Р. Лазаруса, а также работы Бойко В.В., Водопьяновой Н.Е., Щербатых Ю.В., Монина Г.Б., Раннала Н.В.

Практическая значимость исследования. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для составления программ психокоррекционной и консультационной работы как с инкассаторами, так и с представителями других профессий, для оптимизации трудового процесса и профилактики дезадаптации личности.

Эмпирической базой для проведения исследования явились 92 работника службы инкассации Башкирского отделения Сбербанка №8598 города Уфы. Все сотрудники службы инкассации прошли углубленное ежегодное медицинское обследование, были признаны здоровыми. Участие инкассаторов в эксперименте было добровольным.

Апробация результатов: основные результаты исследования представлены в материалах конференций «Актуальные вопросы физиологи, психофизиологии и психологии», Уфа, 2014; «Психология психических состояний», Казань, 2015.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объём работы– 54 страниц.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ИНКАССАЦИИ

1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости

Впервые в психологию и физиологию термин стресс ввел американский психофизиолог Уолтер Кеннон. Он назвал стресс – реакцией битвы или бегства, что от англ. «fight or fly» значит сражайся или улетай [2].

В дальнейшем в 1936 году канадский врач Г. Селье сформулировал теорию стресса, которую описал в своей статье «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». Сначала в своих работах он использовал понятие общий адаптационный синдром, который он определял как ответную реакцию организма на действия раздражителей, направленных на работу в новых условиях. Уже позже он сформулировал понятие стресс, как неспецифическую реакцию организма, на всякое предъявляемое ему действие.

Селье выделили различные виды стресса, такие как дистресс и эустресс. Эустресс является положительным фактором, он стимулирует человека, дает толчок в преодолении трудностей, активизирует психические процессы. Дистресс в свою очередь, наступает при длительных периодах активности, не приносящих результаты, в связи с чрезмерными усилиями и непосильными действиями [34].

Селье выделил различные виды стресса, такие как дистресс и эустресс. Эустресс является положительным фактором, он стимулирует человека, дает толчок в преодолении трудностей, активизирует психические процессы. Дистресс в свою очередь, наступает при длительных периодах активности, не приносящих результаты, в связи с чрезмерными усилиями и непосильными действиями [34].

Также Г. Селье выделили три стадии развития стресса. Первая, стадия тревоги, характеризуется активизаций всех ресурсов организма. Вторая, стадия резистентности, организм активно борется с причиной стресса. И третья, стадия истощения, ресурсы организма снижаются, повышается риск к воздействию вредоносных факторов.

Существуют также определения, в которых не учитывается сущность различия негативных и позитивных факторов влияющих на организм. Например, В.А. Ганзен, определял стресс как свойство личности, как его реакция на стимул внешней среды [9].

Л.А. Китаев – Смык считает, что стресс – это неспецифическая реакция адаптации организма на сверхсильные значимые воздействия [16].

Экспериментальные исследования по проблеме стресса проводил Р. Лазарус. В 1966 в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания» он разделил понятие физиологического стресса и стресса психического. Первый связан с реально действующим на организм физическим раздражителем. Второй вид характеризуется субъективным фактором, то есть, оценкой человеком ситуации, как сложной и опасной для организма. Стоит заметить, что такое разделение весьма условно, ведь в любой ситуации присутствует элемент оценки, также как и изменение организма [17].

Также наблюдается трудность в разделении понятий «стресс» и «эмоциональное состояние». В.В. Суворова отмечает, что понятия стресс и эмоциональное состояние трудно различимы, в зарубежной психологии дифференциация эмоций и стресса практически несущественна [41].

В.В. Бойко определяет эмоциональное состояние как личностный механизм психологической защиты, характеризующийся полным или частичным устранением эмоций в ответ на избранные психотравмирующие влияния среды [6].

А.Б. Леонова отмечает, дифференциацию понятия стресс, не только на физиологический, психический и эмоциональный, но также и на посттравматический, операциональный, информационный, рабочий, производственный, трудовой, организационный и управленческий [20].

Помимо этого, А.М. Столяренко описал виды стресса, среди которых, оптимальный – положительный, определяющий активность человека. Интенсивный – возникающий в сложной ситуации, неоднозначно влияющий на психику человека. Предельно интенсивный – неблагоприятный, характеризует личность неэффективно использующую ресурсы. И сверхинтенсивный – то есть разрушительный, гиперстресс [38].

Можно выделить три основных подхода к пониманию стресса [44].

В рамках первого подхода стресс определяется как встречная реакция на мешающее или опасное воздействие, которое характеризуется состоянием нервно – психической напряженности, неприятных эмоциональных переживаниях. Самой известной в рамках этого подхода является концепция общего адаптационного синдрома Г. Селье.

Второй подход описывает и трактует стресс как условие окружающей среды, которые определяются как беспокоящие или разрушающие стимулы, то есть стресс – факторы. Это значит, что любые условия, по отношению к человеку рассматриваются как стрессогенные.

Третий подход существенно отличается от первых двух. Согласно ему стресс является ответной реакцией на несоблюдение баланса между компенсаторными возможностями личности и требованиями, которые предъявляет к ней среда. К данному направлению относится модель трансактного стресса Т. Кокса и Дж. Маккэй. То есть стресс является системным и динамичным взаимодействием личности и внешней среды. Это субъективно воспринимаемый и оцениваемый феномен, детерминированный индивидуальными характеристиками личности [29].

В психологической литературе также употребляется понятие стрессоустойчивость, как особо значимый фактор работоспособности, стабильности межличностных взаимоотношений и готовности человека к трудным, экстремальным условиям [37].

Термин «стрессоустойчивость» часто отождествляется с такими понятиями как эмоциональная, психофизиологическая, психологическая устойчивость личности.

Понятие «эмоциональная устойчивость» В.М. Писаренко определяет как умение организма на сложные ситуации изменять свое состояние на такое, которое приводит к улучшению работоспособности [31].

О.А. Черникова под эмоциональной устойчивостью понимает способность оптимизировать степень интенсивоности эмоциональных состояний [47].

Е.А. Милерян считает, что эмоциональная устойчивость это регуляция эмоционального состояния, иными словами незначительные сдвиги эмоциональных реакций в различных условиях деятельности [25].

С.М. Оя определяет эмоциональную устойчивость как умение преодолеть повышенное эмоциональное возбуждение при выполнении сложной двигательной активности [30].

Б.Х. Варданян определяет эмоциональную устойчивость как своеобразное взаимодействие элементов деятельности. Он считает, что это свойство личности, которое характеризует гармоничное отношение между всеми компонентами деятельности, а также гарантирующее его успешность [7].

А.А. Обознов и В.А. Бодров трактуют стрессоустойчивость, как интегративное свойство личности, характеризующиеся определенной степенью адаптации организма к действию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; она обуславливается уровнем активации ресурсов организма и психики индивида; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности [5].

П.Б. Зильберман, говорит о том, что стрессоустойчивость может быть неэффективным явлением, которое показывает неадекватное отражения некогда изменившейся ситуации, показывающая недостаточную гибкость и приспособляемость организма. Также он предлагает такую трактовку стрессоустойчивости, а именно качество личности, в которой гармонично сбалансированы эмоциональные, интеллектуальные, волевые и мотивационные элементы деятельности индивида, обеспечивающие успешное целепологание и результативность деятельности в трудной ситуации [13].

Таким образом, в большинстве подходов стресс трактуется как реакция организма на различные по силе и содержанию раздражители, воздействие которых в большинстве своем зависит от личностных характеристик индивида.

Стрессоустойчивость определяется, как способность личности адаптироваться к неблагоприятным условиям среды, способность к быстрой и эффективной мобилизации ресурсов организма и с их помощью успешное выполнение требуемой деятельности.

1.1.1. Мероприятия, направленные на борьбу со стрессом

Существует множество методов борьбы со стрессом, главная проблема состоит в выборе таких, которые учитывали бы индивидуальные особенности личности и в то же время, подходили бы под определенную проблемную ситуацию человека.

К.В. Судаков выделил следующие способы борьбы со стрессом [40]:

1) аутогенная тренировка;

2) различные методы релаксации;

3) система биологической обратной связи;

4) дыхательная гимнастика;

5) включение в жизнь человека положительных эмоций;

6) музыка;

7) физические упражнения;

8) психотерапия;

9) физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон);

10) иглоукалывание и др.

Ю.В. Щербатых говорит о том, что большинство людей знакомы с методами уменьшения стресса, но они используются спонтанно и часто не обоснованно, то есть их эффективность резко снижается. Если использовать научную литературу по антистресовым мероприятиям, ситуация является схожей, имеется большой диапозон методов уменьшения стресса и проблемы их выбора.

Для подбора оптимальных методово коррекции стресса и формировании стресоустойчивости инкассаторов рассмотрим наиболее известные методы регуляции состояния во время стресса.

Одним из эффективных вариантов самовнушения является аутогенная тренировка. Результатом может стать влияние на процессы в организме, включая процессы не поддающиеся сознательной регуляции. Этот процесс до конца неясен, строится он на периферической теории эмоций Джеймса – Ланге, любое физиологическое состояние организма связано с состоянием сознания, и наоборот. То есть изменяя свое настороение мы можем изменить свое физическое самочувствие.

Сам метод создал Иоганн Шульц в 1930 году. Метод включает две ступени. Начальная ступень помогает научиться влиять на процессы в организме не поддающиеся контролю сознания и включает шесть упражнений, связанных с дыханием, вызыванием в теле ощущений тяжести, тепла, прохлады, а также нормализация ердечного ритма. Высшая ступень позволяет вызывать особые душевные сотояния, она доступна не многим пациентам [22].

Еще один метод саморегуляции вегетативных функций – метод биологической обратной связи (БОС). Главная особенность это, с помощью непостредственного наблюдения за своими физиологическими показателями, сознательное влияние и изменение их [35].

Дыхательные техники, один из самых известных методов уменьшения стресса и регуляции организма. Дыхание, это единствнная вегетативная функция подчиняющаяся контролю сознания. Во всех восточных телесных и духовных практиках упражнения на дыхание являются обязательным навыком. Наиболее легкий способо использование дыхания как метода уменьшения стресса, это концентрация внимания на нем [36].

Грудное и брюшное – основные способы дыхание. Если первое более привычно, то второе более физиологично, оказывает оздравливающий эффект на все системы и органы тела, а также эффективно при стабилизации эмоционального сотояния.

В 1930 году Эдмунд Якобсон показал, что психологические трудности и физиологическое состояние человека связаны. Беспокойство создает мышечное напряжение, которое усиливает неприятные эмоции. Эмоции создают мышечный панцирь, который формирует нервное напряжение. Что бы разорвать замкнутый круг необходимо научиться расслаблять тело и непосредственно мышцы [50].

Для эффективного избавления от стресса, необходимо фиксироваться на положительных эмоциях. Для начала следует создать словесную формулы, которая будет отражать будущую цель. Далее следует представить зрительный образ, ключающий в себя слуховые и телесные представления. Данный прием носит название метод позитивных образов или визуализация [43].

Физические упражнения существенный фактор снижения психологического стресса, это естесвенный, генетически заложенный ответ организма на стресс. Физическая активность отвлекает от проблемы и переключает на новые раздражители, снижают актуальность ситуации [21].

Часто общение является причиной стресса. Дейл Карнеги подробно сформулировал принципы бесконфликтного общения и борьбу с беспокойством. Одной из самых главных рекомендаций следует считать критику. Критика вызывает выброс в кровь гормонов гнева, всплеск эмоций. Для организма она равносильна нападению. При восприятии критики начинает работать симпатическая система: сердечный ритм учищается, напрягаются мышцы, бледнеют кожные покровы. Поэтому любая критика ведет к стрессу. Поэтому стоит отслеживать свое сосотояние и корректировать его [14].

Также источником стресса может случить субъективное ощущение неполноценности, неуверенность. Существует связь между неуверенностью, поведением и телесными реакциями организма. То есть если человек испытывает стресс из-за неуверенности в себе, он может изменить сосотояние тела и почувствовать себя более уверенно, а следовательно улучшится его самочувствие [8].

Ю.В. Щербатых считает, что одним из причин стресса является фрустрация, которая свзязана с неуспешной реализацией целей. Часто это связано с неправильной постановкой цели. Существует алгоритм постановки целей, который улучщит целепологание и избавит от стрессов связанных с ним [51].

В нашем коррекционном мероприятии мы использовали концепцию тренинга стрессоустойчивости Монина Г.Б., Раннала Н.В., а также теорию сохранения ресурсов С. Хобфолл, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Ю.В. Щербатых. Данная теория гласит, что каждый человек обладает разнообразным набором внешних и внутренних ресурсов.

В тренинге использованы методы визуализации стресса, биологической обратной связи, дыхательные техники, совершенствование техник коммуникации, уверенного поведения и целеполагание.

Таким образом, вследствии нехватки методов повышения стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации нами был разработан тренинг, эффективность которого мы проверели в ходе данного исследования.

Актуальность темы исследования состоит в необходимости улучшения адаптации к ситуациям связанным с риском для жизни инкассаторов, в связи с экономической значимостью данной профессии для страны, а также важности улучшения здоровья специалистов этой профессии.

В большинстве подходов стресс трактуется как реакция организма на различные по силе и содержанию раздражители, воздействие которых в большинстве своем зависит от личностных характеристик индивида.

Стрессоустойчивость определяется, как способность личности адаптироваться к неблагоприятным условиям среды, способность к быстрой и эффективной мобилизации ресурсов организма и с их помощью успешное выполнение требуемой деятельности.

Особенности производственной деятельности инкассаторов сложно структурированны и упорядоченны. Служебные обязанности и действия в нештатной ситуации прописаны в инструкциях, кодаксах и должностных обязанностях. Особенностью профессиональной деятельности инкассаторов является наличие экстремальных факторов и готовность личности к её преодолению.

Нами были выделены следующие структурные элементы стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации: реакция, внимание, стабильность, интеллект, отрицание алкогольной зависимости, уровень экстравертивности, согласованности и новаторства.

Существует множество методов борьбы со стрессом, главная проблема состоит в выборе таких, которые учитывали бы индивидуальные особенности личности и в то же время, полходили бы под определенную проблемную ситуацию человека. Именно исходя из основной проблемы, для коррекционного мероприятия мы выбрали метод тренинга. Мы использовали концепцию тренинга стрессоустойчивости Монина Г. Б., Раннала Н. В., а также теорию сохранения ресурсов С. Хобфолл, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, Ю. В. Щербатых. Данная теория гласит, что каждый человек обладает разнообразным набором внешних и внутренних ресурсов. В тренинге использованы методы визуализации стресса, биологической обратной связи, дыхательные техники, совершенствование техник коммуникации, уверенного поведения и целеполагание.

В результате мы пришли в выводу, что тренинг «Повышения стресссоустойчивости» является эффективным, так как повышает уровень большинства показателей сопротивляемости стрессам у инкассаторов.

В соответствии с вышеизложенным мы можем судить о том, что, гипотеза нашего исследования, а именно использование в производственном процессе разработанного тренинга, направленного на формирование стрессоустойчивости, позволит повысить эмоциональную стабильность, осознанность и контроль физиологических показателей организма, снизить тревожность, уровень активности в сопротивлении стрессам, подтверждается.

Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для составления программ психокоррекционной и консультационной работы как с инкассаторами, так и с представителями других профессий, для оптимизации трудового процесса и профилактики дезадаптации личности.

1. Александровский Н. А. Адаптация и резервы организма [Текст] / Н. А. Александровский – М.: Медицина, 2003. – 272 с.

2. Алексеев Н. Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества [Текст] / Н. Г. Алексеев // Исследование проблем психологии творчества /под ред. Я. А. Пономарева. – М.: Наука, 2003. – 176 с.

3. Анохин П. К. Избранные труды [Текст] / П. К. Анохин – М.: Наука, 2008. – 270 с.

4. Банников В. В. Влияние социально – психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации подхода [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук / Банников Владимир Владимирович – М., 2003. – 145 с.

5. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы [Текст] / В. А. Бодров – М.: Наука, 2005. – 164 с.

6. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении [Текст] / В. В. Бойко – М.: Филинъ, 2006. – 346 с.

7. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы [Текст] / Б. Х. Варданян – М.: Генезис, 2003. – 543 с.

8. Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом [Текст] / К. Вильяме – М.: Эксмо, 2002. – 272 с.

9. Газен В. А. Восприятие целостных объектов. Системное описание в психологии [Текст] / В. А. Газен – СПб.: ЦИFRA, 2007. – 320 с.

10. Даровская Н. Д. К вопросу о психологических критериях изучения тревожных расстройств [Текст] / Н. Д. Даровская // Клинические и организационные вопросы пограничной психиатрии – М.: Наука, 2004. – 114 с.

11. Дасевич Л.М. Должностные инструкции [Текст] / Л.М. Дасевич – М.: Феникс, 2014. – 304 с.

12. Дворяшина М. Д. Особенности интеллектуального развития студентов в 1 процессе обучения [Текст] / М. Д. Дворяшина // Ученые записки. Л. – СПб.: СПбГУ, 2003. Вып. 13. – С. 97–105.

13. Зильберман П. Б. «Эмоциональная устойчивость оператора» [Текст] / П. Б. Зильберман – М: Феникс, 2004. – 172 с.

14. Карнеги Д. Как завоевывать друзей [Текст] / Д. Карнеги – М.: Попурри, 2012. – 192 с.

15. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. [Текст] / А. Н. Капустина – М.: Речь, 2007. – 104 с.

16. Китаев – Смык Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. Китаев – Смык – М.: Наука, 2013. – 368 с.

17. Лазарус С. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс [Текст] / С. Лазарус – СПб.: Медицина, 2010. – 178 с.

18. Лаптев Л. Г. [Текст] / Воинский труд: наука, искусство, призвание [Текст] / Л. Г. Лаптев, С.П. Гатиолов, A. M. Кондаков и др. – М.: Совершенство, 2008. – 198 с.

19. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях [Текст] / В. И. Лебедев – М.: Политиздат, 2009. – 198 с.

20. Леонова А. Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции [Текст] / А. Б. Леонова // Психологический журнал. – 2004 – № 2. С. 75–85.

21. Леонова А. Б. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. [Текст] / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова – М.: Наука, 1987. – 245 с.

22. Марищюк В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. [Текст] / В. Л. Марищюк, В. И. Евдокимова – СПб.: Питер, 2001. – 187 с.

23. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов [Текст] / В. И. Медведев. – М.: Наука, 2012. – 103 с.

24. Методическое пособие по работе с тестом «Тур-7» – М.: Лаборатории «Гуманитарные Технологии», 2010. – 63 с.

25. Милерян Е. А. Обсуждение и теоретическое обобщение экспериментальных материалов [Текст] / Е. А. Милерян // Очерки психологии труда оператора: сб. научн. ст. – М.: Наука, 2004. – С. 98 – 118.

26. Набиахметова А. А. Психологическая готовность сотрудников службы инкассации к преодолению опасности [Текст] / А. А. Набиахметова, Р. Ф. Тагирова, Э. Ш. Шаяхметова // Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии: сб. науч. ст. Международной заочной научно – практической конференции. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. – С. 85 – 88.

27. Набиахметова А. А. Экстремальные факторы в деятельности лиц, осуществляющих инкассацию и перевозку ценностей [Текст] / А. А. Набиахметова, Р. Ф. Тагирова // Психология психических состояний: сборник материалов по итогам IX Международной зимней школы по психологии состояний, 26-27 февраля – Казань: Изд-во Казан.ун–та, 2015. – Вып.5. – С. 108–111.

28. Набиахметова А. А. Экстремальные факторы и психофизиологические состояния в трудовой деятельности инкассаторов [Текст] / А. А. Набиахметова, Р. Ф. Тагирова, Э. Ш. Шаяхметова // Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии: сб. науч. ст. Международной заочной научно – практической конференции. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. – С. 67 – 72.

29. Ольшанникова А.Е. Индивидуальные варианты эмоционального

реагирования в экстремальных условиях [Текст] / А. Е. Ольшанникова – М.: Просвещение, 2011. – 122 с.

30. Оя С. М. Особенности предстартовых сдвигов и эмоциональной стабильности у представителей различных видов спорта [Текст] / С. М. Оя // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – С. 63 – 67.

31. Писаренко В. М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований [Текст] / В. М. Писаренко // Пути достижения трудной цели в спорте – М.: Наука, 2004. – С. 51– 68.

32. Руководство по психологической работе в Вооруженных силах РФ – М.: Воениздат, 2007. – 102 с.

33. Русалов В. М., Дифферинциально – психофизиологический анализ интеллектуального поведения человека в вероятностной среде [Текст] / В. М. Русалов, С. А. Кошман // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности – М.: Наука, 2010. – С. 7 – 56.

34. Селье Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье – М.: Прогресс, 2012. – 112 с.

35. Скок А. Б. Биоуправление в психоневрологической практике [Текст] / А. Б. Скок, О. В. Филатова, М. Б. Штарк, // Бюллетень Сибирского отделения РАМН, 1999. № 1, С. 30-35.

36. Смит М. Тренинг уверенности в себе. [Текст] / М. Смит – СПб.: Питер, 2000. – 238 с.

37. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики [Текст] / Л. Н. Собчик – М.: Институт прикладной психологии, 2008. – 469 с.

38. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика [Текст] / А. М. Столяренко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 608 с.

39. Стрелков Ю. К. Психологическое содержание операторского труда [Текст] / Ю. К. Стрелков – М.: РПО факультет психологии МГУ, 2009. – 135 с.

40. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу [Текст] / К. В. Судаков –М.: Горизонт, 1998. – 267 с.

41. Суворова В. В. Психопрофилактика стресса [Текст] / В. В. Суворова – М.: Педагогика, 2005. – 183 с.

42. Трошин В. Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика [Текст] / В. Д. Трошин – М.: МИА, 2007. – 784 с.

43. Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс [Текст] / М. Франкенхойзер – М.: Наука, 2010. – 217 с.

44. Фресс П. Экспериментальная психология. Выпуск 5. [Текст] / П. Фресс, Ж. Пиаже – М.: Прогресс, 2005. – 458 с.

45. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: учебно –методическое пособие [Текст] / А. Б. Хромов – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.

46. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. [Текст] / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 272 с.

47. Черникова О. А. Исследование эмоциональной устойчивости, как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям [Текст] / О. А. Черникова // Психологические вопросы спортивной тренировки – М.: Физкультура и спорт, 1967. – С. 3 – 13.

48. Шкулов В. Л. Труд и условия труда [Текст] / В. Л. Шкулов – СПб.: Наука, 2004. – 144 с.

49. Шостак В. И. Человеческий фактор и боеспособность войск [Текст] / В. И. Шостак, В. А. Шабалин // Военно-мед. журнал. – 2004. – № 7, 2004. – С. 59 – 61.

50. Щербатых Ю. В. Психология стресса. [Текст] / Ю. В. Щербатых –М.: Эксмо, 2005. – 304 с.

51. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю. В. Щербатых – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.

52. Юнг К. Психологические типы [Текст] / К. Юнг – М.: АСТ, 2005. – 720 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование стрессоустойчивости у сотрудников службы инкассации»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 54
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика