Дипломная работа

«Формирование стрессоустойчивости у сотрудников службы инкассации»

  • 54 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….….….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ИНКАССАЦИИ ….….6

1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости….….6

1.1.1. Мероприятия, направленные на борьбу со стрессом….10

1.2.Особенности производственной деятельности работников службы инкассации….…14

1.2.1. Экстремальные факторы в профессии инкассатора….16

1.2.2. Факторы, обуславливающие психологическое благополучие и здоровье инкассаторов….21

Выводы по первой главе….26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ИНКАССАТОРОВ ….27

2.1. Организация и описание методов исследования ….….27

2.2. Анализ и обработка результатов исследования ….….30

Вывод по второй главе….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….….47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ….….49

Введение

Актуальность. Должность инкассатора связана с риском для жизни и является физически тяжелой работой. Также работа сложна в психологическом плане, это связано с перевозкой крупных сумм наличных денег, использованием огнестрельного оружия, что создает большое эмоциональное напряжение. Все это вызывает развитие трудных состояний: переутомлений, депрессий, невротических состояний, а также стресса.

Опасность этой профессии связана с экстремальными ситуациями, возникающими вокруг нее, а также в неготовности специалиста к устранению этих ситуаций из-за его психофизиологических и индивидуально – личностных характеристик.

Долгое пребывание в ситуациях такого типа грозит опасностью жизни и здоровью, а также оказывает истощающее действие на организм, которое приводит к психологической дезадаптации личности.

Условия, которые возникают в экстремальной ситуации приносят не только вред здоровью и угрозу жизни работника, но и уменьшают качество и успешность выполняемой им работы, повышают уровень психофизиологической «цены» деятельности. Кроме того, наблюдается целая цепочка негативных социальных, экономических и психологических последствий, таких как, повышение текучести кадров, снижение эмоциональной удовлетворенности трудом, а также деформация адаптационных функций организма.

Актуальность данной работы состоит в необходимости улучшения адаптации к ситуациям связанным с риском для жизни инкассаторов, в связи с экономической значимостью данной профессии для страны, а также важности улучшения здоровья специалистов этой профессии.

Целью данного исследования является выявление эффективности разработанного тренинга стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации.

Объект исследования: стрессоустойчивость сотрудников службы инкассации.

Предмет исследование: психологические и психофизиологические показатели стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации.

Гипотеза: использование в производственном процессе разработанного тренинга, направленного на формирование стрессоустойчивости, позволит повысить эмоциональную стабильность, осознанность и контроль физиологических показателей организма, снизить тревожность, уровень активности в сопротивлении стрессам.

В соответствии с объектом, предметом, и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ производственной деятельности работников инкассации по данным научной литературы;

2. Выявить факторы, влияющие на психологическое благополучие и здоровье инкассаторов;

3. Разработать тренинг, направленный на формирование стрессоустойчивости;

4. Проверить эффективность разработанного тренинга, направленного на формирование стрессоустойчивости.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

I. Методы теоретического исследования проблемы: изучение, анализ научной литературы по исследуемой проблеме и ее обобщение.

II. Методы эмпирического исследования:

1. Тест «Тур-7» Моргунова В.В. (1995г.);

2. Пятифакторный личностный опросник (ипсаитивная версия), Шмелев А.Г. (2002 г.);

3. Тренинг «Повышение стрессоустойчивости» (Набиахметова А. А., Шаяхметова Э. Ш., 2014 г.).

III. Методы математической статистики:

1. U – критерия Манна – Уитни;

2. T – критерия Вилкоксона.

Теоретико-методологической основой исследования явились базовые положения концепции стресса Г. Селье, когнитивной теории психологического стресса Р. Лазаруса, а также работы Бойко В.В., Водопьяновой Н.Е., Щербатых Ю.В., Монина Г.Б., Раннала Н.В.

Практическая значимость исследования. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для составления программ психокоррекционной и консультационной работы как с инкассаторами, так и с представителями других профессий, для оптимизации трудового процесса и профилактики дезадаптации личности.

Эмпирической базой для проведения исследования явились 92 работника службы инкассации Башкирского отделения Сбербанка №8598 города Уфы. Все сотрудники службы инкассации прошли углубленное ежегодное медицинское обследование, были признаны здоровыми. Участие инкассаторов в эксперименте было добровольным.

Апробация результатов: основные результаты исследования представлены в материалах конференций «Актуальные вопросы физиологи, психофизиологии и психологии», Уфа, 2014; «Психология психических состояний», Казань, 2015.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объём работы– 54 страниц.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ИНКАССАЦИИ

1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости

Впервые в психологию и физиологию термин стресс ввел американский психофизиолог Уолтер Кеннон. Он назвал стресс – реакцией битвы или бегства, что от англ. «fight or fly» значит сражайся или улетай [2].

В дальнейшем в 1936 году канадский врач Г. Селье сформулировал теорию стресса, которую описал в своей статье «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». Сначала в своих работах он использовал понятие общий адаптационный синдром, который он определял как ответную реакцию организма на действия раздражителей, направленных на работу в новых условиях. Уже позже он сформулировал понятие стресс, как неспецифическую реакцию организма, на всякое предъявляемое ему действие.

Селье выделили различные виды стресса, такие как дистресс и эустресс. Эустресс является положительным фактором, он стимулирует человека, дает толчок в преодолении трудностей, активизирует психические процессы. Дистресс в свою очередь, наступает при длительных периодах активности, не приносящих результаты, в связи с чрезмерными усилиями и непосильными действиями [34].

Селье выделил различные виды стресса, такие как дистресс и эустресс. Эустресс является положительным фактором, он стимулирует человека, дает толчок в преодолении трудностей, активизирует психические процессы. Дистресс в свою очередь, наступает при длительных периодах активности, не приносящих результаты, в связи с чрезмерными усилиями и непосильными действиями [34].

Также Г. Селье выделили три стадии развития стресса. Первая, стадия тревоги, характеризуется активизаций всех ресурсов организма. Вторая, стадия резистентности, организм активно борется с причиной стресса. И третья, стадия истощения, ресурсы организма снижаются, повышается риск к воздействию вредоносных факторов.

Существуют также определения, в которых не учитывается сущность различия негативных и позитивных факторов влияющих на организм. Например, В.А. Ганзен, определял стресс как свойство личности, как его реакция на стимул внешней среды [9].

Л.А. Китаев – Смык считает, что стресс – это неспецифическая реакция адаптации организма на сверхсильные значимые воздействия [16].

Экспериментальные исследования по проблеме стресса проводил Р. Лазарус. В 1966 в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания» он разделил понятие физиологического стресса и стресса психического. Первый связан с реально действующим на организм физическим раздражителем. Второй вид характеризуется субъективным фактором, то есть, оценкой человеком ситуации, как сложной и опасной для организма. Стоит заметить, что такое разделение весьма условно, ведь в любой ситуации присутствует элемент оценки, также как и изменение организма [17].

Также наблюдается трудность в разделении понятий «стресс» и «эмоциональное состояние». В.В. Суворова отмечает, что понятия стресс и эмоциональное состояние трудно различимы, в зарубежной психологии дифференциация эмоций и стресса практически несущественна [41].

В.В. Бойко определяет эмоциональное состояние как личностный механизм психологической защиты, характеризующийся полным или частичным устранением эмоций в ответ на избранные психотравмирующие влияния среды [6].

А.Б. Леонова отмечает, дифференциацию понятия стресс, не только на физиологический, психический и эмоциональный, но также и на посттравматический, операциональный, информационный, рабочий, производственный, трудовой, организационный и управленческий [20].

Помимо этого, А.М. Столяренко описал виды стресса, среди которых, оптимальный – положительный, определяющий активность человека. Интенсивный – возникающий в сложной ситуации, неоднозначно влияющий на психику человека. Предельно интенсивный – неблагоприятный, характеризует личность неэффективно использующую ресурсы. И сверхинтенсивный – то есть разрушительный, гиперстресс [38].

Можно выделить три основных подхода к пониманию стресса [44].

В рамках первого подхода стресс определяется как встречная реакция на мешающее или опасное воздействие, которое характеризуется состоянием нервно – психической напряженности, неприятных эмоциональных переживаниях. Самой известной в рамках этого подхода является концепция общего адаптационного синдрома Г. Селье.

Второй подход описывает и трактует стресс как условие окружающей среды, которые определяются как беспокоящие или разрушающие стимулы, то есть стресс – факторы. Это значит, что любые условия, по отношению к человеку рассматриваются как стрессогенные.

Третий подход существенно отличается от первых двух. Согласно ему стресс является ответной реакцией на несоблюдение баланса между компенсаторными возможностями личности и требованиями, которые предъявляет к ней среда. К данному направлению относится модель трансактного стресса Т. Кокса и Дж. Маккэй. То есть стресс является системным и динамичным взаимодействием личности и внешней среды. Это субъективно воспринимаемый и оцениваемый феномен, детерминированный индивидуальными характеристиками личности [29].

В психологической литературе также употребляется понятие стрессоустойчивость, как особо значимый фактор работоспособности, стабильности межличностных взаимоотношений и готовности человека к трудным, экстремальным условиям [37].

Термин «стрессоустойчивость» часто отождествляется с такими понятиями как эмоциональная, психофизиологическая, психологическая устойчивость личности.

Понятие «эмоциональная устойчивость» В.М. Писаренко определяет как умение организма на сложные ситуации изменять свое состояние на такое, которое приводит к улучшению работоспособности [31].

О.А. Черникова под эмоциональной устойчивостью понимает способность оптимизировать степень интенсивоности эмоциональных состояний [47].

Е.А. Милерян считает, что эмоциональная устойчивость это регуляция эмоционального состояния, иными словами незначительные сдвиги эмоциональных реакций в различных условиях деятельности [25].

С.М. Оя определяет эмоциональную устойчивость как умение преодолеть повышенное эмоциональное возбуждение при выполнении сложной двигательной активности [30].

Б.Х. Варданян определяет эмоциональную устойчивость как своеобразное взаимодействие элементов деятельности. Он считает, что это свойство личности, которое характеризует гармоничное отношение между всеми компонентами деятельности, а также гарантирующее его успешность [7].

А.А. Обознов и В.А. Бодров трактуют стрессоустойчивость, как интегративное свойство личности, характеризующиеся определенной степенью адаптации организма к действию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; она обуславливается уровнем активации ресурсов организма и психики индивида; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности [5].

П.Б. Зильберман, говорит о том, что стрессоустойчивость может быть неэффективным явлением, которое показывает неадекватное отражения некогда изменившейся ситуации, показывающая недостаточную гибкость и приспособляемость организма. Также он предлагает такую трактовку стрессоустойчивости, а именно качество личности, в которой гармонично сбалансированы эмоциональные, интеллектуальные, волевые и мотивационные элементы деятельности индивида, обеспечивающие успешное целепологание и результативность деятельности в трудной ситуации [13].

Таким образом, в большинстве подходов стресс трактуется как реакция организма на различные по силе и содержанию раздражители, воздействие которых в большинстве своем зависит от личностных характеристик индивида.

Стрессоустойчивость определяется, как способность личности адаптироваться к неблагоприятным условиям среды, способность к быстрой и эффективной мобилизации ресурсов организма и с их помощью успешное выполнение требуемой деятельности.

1.1.1. Мероприятия, направленные на борьбу со стрессом

Существует множество методов борьбы со стрессом, главная проблема состоит в выборе таких, которые учитывали бы индивидуальные особенности личности и в то же время, подходили бы под определенную проблемную ситуацию человека.

К.В. Судаков выделил следующие способы борьбы со стрессом [40]:

1) аутогенная тренировка;

2) различные методы релаксации;

3) система биологической обратной связи;

4) дыхательная гимнастика;

5) включение в жизнь человека положительных эмоций;

6) музыка;

7) физические упражнения;

8) психотерапия;

9) физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон);

10) иглоукалывание и др.

Ю.В. Щербатых говорит о том, что большинство людей знакомы с методами уменьшения стресса, но они используются спонтанно и часто не обоснованно, то есть их эффективность резко снижается. Если использовать научную литературу по антистресовым мероприятиям, ситуация является схожей, имеется большой диапозон методов уменьшения стресса и проблемы их выбора.

Для подбора оптимальных методово коррекции стресса и формировании стресоустойчивости инкассаторов рассмотрим наиболее известные методы регуляции состояния во время стресса.

Одним из эффективных вариантов самовнушения является аутогенная тренировка. Результатом может стать влияние на процессы в организме, включая процессы не поддающиеся сознательной регуляции. Этот процесс до конца неясен, строится он на периферической теории эмоций Джеймса – Ланге, любое физиологическое состояние организма связано с состоянием сознания, и наоборот. То есть изменяя свое настороение мы можем изменить свое физическое самочувствие.

Сам метод создал Иоганн Шульц в 1930 году. Метод включает две ступени. Начальная ступень помогает научиться влиять на процессы в организме не поддающиеся контролю сознания и включает шесть упражнений, связанных с дыханием, вызыванием в теле ощущений тяжести, тепла, прохлады, а также нормализация ердечного ритма. Высшая ступень позволяет вызывать особые душевные сотояния, она доступна не многим пациентам [22].

Еще один метод саморегуляции вегетативных функций – метод биологической обратной связи (БОС). Главная особенность это, с помощью непостредственного наблюдения за своими физиологическими показателями, сознательное влияние и изменение их [35].

Дыхательные техники, один из самых известных методов уменьшения стресса и регуляции организма. Дыхание, это единствнная вегетативная функция подчиняющаяся контролю сознания. Во всех восточных телесных и духовных практиках упражнения на дыхание являются обязательным навыком. Наиболее легкий способо использование дыхания как метода уменьшения стресса, это концентрация внимания на нем [36].

Грудное и брюшное – основные способы дыхание. Если первое более привычно, то второе более физиологично, оказывает оздравливающий эффект на все системы и органы тела, а также эффективно при стабилизации эмоционального сотояния.

В 1930 году Эдмунд Якобсон показал, что психологические трудности и физиологическое состояние человека связаны. Беспокойство создает мышечное напряжение, которое усиливает неприятные эмоции. Эмоции создают мышечный панцирь, который формирует нервное напряжение. Что бы разорвать замкнутый круг необходимо научиться расслаблять тело и непосредственно мышцы [50].

Для эффективного избавления от стресса, необходимо фиксироваться на положительных эмоциях. Для начала следует создать словесную формулы, которая будет отражать будущую цель. Далее следует представить зрительный образ, ключающий в себя слуховые и телесные представления. Данный прием носит название метод позитивных образов или визуализация [43].

Физические упражнения существенный фактор снижения психологического стресса, это естесвенный, генетически заложенный ответ организма на стресс. Физическая активность отвлекает от проблемы и переключает на новые раздражители, снижают актуальность ситуации [21].

Часто общение является причиной стресса. Дейл Карнеги подробно сформулировал принципы бесконфликтного общения и борьбу с беспокойством. Одной из самых главных рекомендаций следует считать критику. Критика вызывает выброс в кровь гормонов гнева, всплеск эмоций. Для организма она равносильна нападению. При восприятии критики начинает работать симпатическая система: сердечный ритм учищается, напрягаются мышцы, бледнеют кожные покровы. Поэтому любая критика ведет к стрессу. Поэтому стоит отслеживать свое сосотояние и корректировать его [14].

Также источником стресса может случить субъективное ощущение неполноценности, неуверенность. Существует связь между неуверенностью, поведением и телесными реакциями организма. То есть если человек испытывает стресс из-за неуверенности в себе, он может изменить сосотояние тела и почувствовать себя более уверенно, а следовательно улучшится его самочувствие [8].

Ю.В. Щербатых считает, что одним из причин стресса является фрустрация, которая свзязана с неуспешной реализацией целей. Часто это связано с неправильной постановкой цели. Существует алгоритм постановки целей, который улучщит целепологание и избавит от стрессов связанных с ним [51].

В нашем коррекционном мероприятии мы использовали концепцию тренинга стрессоустойчивости Монина Г.Б., Раннала Н.В., а также теорию сохранения ресурсов С. Хобфолл, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Ю.В. Щербатых. Данная теория гласит, что каждый человек обладает разнообразным набором внешних и внутренних ресурсов.

В тренинге использованы методы визуализации стресса, биологической обратной связи, дыхательные техники, совершенствование техник коммуникации, уверенного поведения и целеполагание.

Таким образом, вследствии нехватки методов повышения стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации нами был разработан тренинг, эффективность которого мы проверели в ходе данного исследования.

Заключение

Актуальность темы исследования состоит в необходимости улучшения адаптации к ситуациям связанным с риском для жизни инкассаторов, в связи с экономической значимостью данной профессии для страны, а также важности улучшения здоровья специалистов этой профессии.

В большинстве подходов стресс трактуется как реакция организма на различные по силе и содержанию раздражители, воздействие которых в большинстве своем зависит от личностных характеристик индивида.

Стрессоустойчивость определяется, как способность личности адаптироваться к неблагоприятным условиям среды, способность к быстрой и эффективной мобилизации ресурсов организма и с их помощью успешное выполнение требуемой деятельности.

Особенности производственной деятельности инкассаторов сложно структурированны и упорядоченны. Служебные обязанности и действия в нештатной ситуации прописаны в инструкциях, кодаксах и должностных обязанностях. Особенностью профессиональной деятельности инкассаторов является наличие экстремальных факторов и готовность личности к её преодолению.

Нами были выделены следующие структурные элементы стрессоустойчивости сотрудников службы инкассации: реакция, внимание, стабильность, интеллект, отрицание алкогольной зависимости, уровень экстравертивности, согласованности и новаторства.

Существует множество методов борьбы со стрессом, главная проблема состоит в выборе таких, которые учитывали бы индивидуальные особенности личности и в то же время, полходили бы под определенную проблемную ситуацию человека. Именно исходя из основной проблемы, для коррекционного мероприятия мы выбрали метод тренинга. Мы использовали концепцию тренинга стрессоустойчивости Монина Г. Б., Раннала Н. В., а также теорию сохранения ресурсов С. Хобфолл, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, Ю. В. Щербатых. Данная теория гласит, что каждый человек обладает разнообразным набором внешних и внутренних ресурсов. В тренинге использованы методы визуализации стресса, биологической обратной связи, дыхательные техники, совершенствование техник коммуникации, уверенного поведения и целеполагание.

В результате мы пришли в выводу, что тренинг «Повышения стресссоустойчивости» является эффективным, так как повышает уровень большинства показателей сопротивляемости стрессам у инкассаторов.

В соответствии с вышеизложенным мы можем судить о том, что, гипотеза нашего исследования, а именно использование в производственном процессе разработанного тренинга, направленного на формирование стрессоустойчивости, позволит повысить эмоциональную стабильность, осознанность и контроль физиологических показателей организма, снизить тревожность, уровень активности в сопротивлении стрессам, подтверждается.

Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для составления программ психокоррекционной и консультационной работы как с инкассаторами, так и с представителями других профессий, для оптимизации трудового процесса и профилактики дезадаптации личности.

Список литературы

1. Александровский Н. А. Адаптация и резервы организма [Текст] / Н. А. Александровский – М.: Медицина, 2003. – 272 с.

2. Алексеев Н. Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества [Текст] / Н. Г. Алексеев // Исследование проблем психологии творчества /под ред. Я. А. Пономарева. – М.: Наука, 2003. – 176 с.

3. Анохин П. К. Избранные труды [Текст] / П. К. Анохин – М.: Наука, 2008. – 270 с.

4. Банников В. В. Влияние социально – психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации подхода [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук / Банников Владимир Владимирович – М., 2003. – 145 с.

5. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы [Текст] / В. А. Бодров – М.: Наука, 2005. – 164 с.

6. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении [Текст] / В. В. Бойко – М.: Филинъ, 2006. – 346 с.

7. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы [Текст] / Б. Х. Варданян – М.: Генезис, 2003. – 543 с.

8. Вильяме К. Тренинг по управлению стрессом [Текст] / К. Вильяме – М.: Эксмо, 2002. – 272 с.

9. Газен В. А. Восприятие целостных объектов. Системное описание в психологии [Текст] / В. А. Газен – СПб.: ЦИFRA, 2007. – 320 с.

10. Даровская Н. Д. К вопросу о психологических критериях изучения тревожных расстройств [Текст] / Н. Д. Даровская // Клинические и организационные вопросы пограничной психиатрии – М.: Наука, 2004. – 114 с.

11. Дасевич Л.М. Должностные инструкции [Текст] / Л.М. Дасевич – М.: Феникс, 2014. – 304 с.

12. Дворяшина М. Д. Особенности интеллектуального развития студентов в 1 процессе обучения [Текст] / М. Д. Дворяшина // Ученые записки. Л. – СПб.: СПбГУ, 2003. Вып. 13. – С. 97–105.

13. Зильберман П. Б. «Эмоциональная устойчивость оператора» [Текст] / П. Б. Зильберман – М: Феникс, 2004. – 172 с.

14. Карнеги Д. Как завоевывать друзей [Текст] / Д. Карнеги – М.: Попурри, 2012. – 192 с.

15. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. [Текст] / А. Н. Капустина – М.: Речь, 2007. – 104 с.

16. Китаев – Смык Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. Китаев – Смык – М.: Наука, 2013. – 368 с.

17. Лазарус С. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс [Текст] / С. Лазарус – СПб.: Медицина, 2010. – 178 с.

18. Лаптев Л. Г. [Текст] / Воинский труд: наука, искусство, призвание [Текст] / Л. Г. Лаптев, С.П. Гатиолов, A. M. Кондаков и др. – М.: Совершенство, 2008. – 198 с.

19. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях [Текст] / В. И. Лебедев – М.: Политиздат, 2009. – 198 с.

20. Леонова А. Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции [Текст] / А. Б. Леонова // Психологический журнал. – 2004 – № 2. С. 75–85.

21. Леонова А. Б. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. [Текст] / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова – М.: Наука, 1987. – 245 с.

22. Марищюк В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. [Текст] / В. Л. Марищюк, В. И. Евдокимова – СПб.: Питер, 2001. – 187 с.

23. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов [Текст] / В. И. Медведев. – М.: Наука, 2012. – 103 с.

24. Методическое пособие по работе с тестом «Тур-7» – М.: Лаборатории «Гуманитарные Технологии», 2010. – 63 с.

25. Милерян Е. А. Обсуждение и теоретическое обобщение экспериментальных материалов [Текст] / Е. А. Милерян // Очерки психологии труда оператора: сб. научн. ст. – М.: Наука, 2004. – С. 98 – 118.

26. Набиахметова А. А. Психологическая готовность сотрудников службы инкассации к преодолению опасности [Текст] / А. А. Набиахметова, Р. Ф. Тагирова, Э. Ш. Шаяхметова // Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии: сб. науч. ст. Международной заочной научно – практической конференции. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. – С. 85 – 88.

27. Набиахметова А. А. Экстремальные факторы в деятельности лиц, осуществляющих инкассацию и перевозку ценностей [Текст] / А. А. Набиахметова, Р. Ф. Тагирова // Психология психических состояний: сборник материалов по итогам IX Международной зимней школы по психологии состояний, 26-27 февраля – Казань: Изд-во Казан.ун–та, 2015. – Вып.5. – С. 108–111.

28. Набиахметова А. А. Экстремальные факторы и психофизиологические состояния в трудовой деятельности инкассаторов [Текст] / А. А. Набиахметова, Р. Ф. Тагирова, Э. Ш. Шаяхметова // Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии: сб. науч. ст. Международной заочной научно – практической конференции. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2014. – С. 67 – 72.

29. Ольшанникова А.Е. Индивидуальные варианты эмоционального

реагирования в экстремальных условиях [Текст] / А. Е. Ольшанникова – М.: Просвещение, 2011. – 122 с.

30. Оя С. М. Особенности предстартовых сдвигов и эмоциональной стабильности у представителей различных видов спорта [Текст] / С. М. Оя // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – С. 63 – 67.

31. Писаренко В. М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований [Текст] / В. М. Писаренко // Пути достижения трудной цели в спорте – М.: Наука, 2004. – С. 51– 68.

32. Руководство по психологической работе в Вооруженных силах РФ – М.: Воениздат, 2007. – 102 с.

33. Русалов В. М., Дифферинциально – психофизиологический анализ интеллектуального поведения человека в вероятностной среде [Текст] / В. М. Русалов, С. А. Кошман // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности – М.: Наука, 2010. – С. 7 – 56.

34. Селье Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье – М.: Прогресс, 2012. – 112 с.

35. Скок А. Б. Биоуправление в психоневрологической практике [Текст] / А. Б. Скок, О. В. Филатова, М. Б. Штарк, // Бюллетень Сибирского отделения РАМН, 1999. № 1, С. 30-35.

36. Смит М. Тренинг уверенности в себе. [Текст] / М. Смит – СПб.: Питер, 2000. – 238 с.

37. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики [Текст] / Л. Н. Собчик – М.: Институт прикладной психологии, 2008. – 469 с.

38. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика [Текст] / А. М. Столяренко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 608 с.

39. Стрелков Ю. К. Психологическое содержание операторского труда [Текст] / Ю. К. Стрелков – М.: РПО факультет психологии МГУ, 2009. – 135 с.

40. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу [Текст] / К. В. Судаков –М.: Горизонт, 1998. – 267 с.

41. Суворова В. В. Психопрофилактика стресса [Текст] / В. В. Суворова – М.: Педагогика, 2005. – 183 с.

42. Трошин В. Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика [Текст] / В. Д. Трошин – М.: МИА, 2007. – 784 с.

43. Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс [Текст] / М. Франкенхойзер – М.: Наука, 2010. – 217 с.

44. Фресс П. Экспериментальная психология. Выпуск 5. [Текст] / П. Фресс, Ж. Пиаже – М.: Прогресс, 2005. – 458 с.

45. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: учебно –методическое пособие [Текст] / А. Б. Хромов – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.

46. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. [Текст] / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 272 с.

47. Черникова О. А. Исследование эмоциональной устойчивости, как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям [Текст] / О. А. Черникова // Психологические вопросы спортивной тренировки – М.: Физкультура и спорт, 1967. – С. 3 – 13.

48. Шкулов В. Л. Труд и условия труда [Текст] / В. Л. Шкулов – СПб.: Наука, 2004. – 144 с.

49. Шостак В. И. Человеческий фактор и боеспособность войск [Текст] / В. И. Шостак, В. А. Шабалин // Военно-мед. журнал. – 2004. – № 7, 2004. – С. 59 – 61.

50. Щербатых Ю. В. Психология стресса. [Текст] / Ю. В. Щербатых –М.: Эксмо, 2005. – 304 с.

51. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю. В. Щербатых – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.

52. Юнг К. Психологические типы [Текст] / К. Юнг – М.: АСТ, 2005. – 720 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование стрессоустойчивости у сотрудников службы инкассации»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 54
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика