Дипломная работа
«Взаимосвязь профессионального выгорания и особенностей ценностно-смысловой сферы сотрудников мчс»
- 58 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СОТРУДНИКОВ МЧС 7
1.1. Психологические особенности личности сотрудников МЧС 7
1.2. Профессиональное выгорание у сотрудников МЧС 14
1.3. Особенности ценностно-смысловой сферы сотрудников МЧС 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРОЙ СОТРУДНИКОВ МЧС 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 26
Выводы по главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 37
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Далеко не каждый может справляться со стрессовыми ситуациями, адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, что и приводит к развитию неблагоприятных психических состояний.
Деятельность сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России протекает в экстремальных опасных для жизни и здоровья условиях, постоянным столкновением со стрессовыми факторами, связанных с ликвидацией пожаров, спасением людей, и характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов. Все эти факторы предъявляют высокие требования к психологическим качествам личности, среди которых одно из ведущих мест занимает профессиональная мотивация. И поэтому одной из важных задач психологии, социальной и возрастной психологии, психологии развития, медицинской психологии, и психологи труда является исследование социально-психологических явлений, к числу которых относится и профессиональное (эмоциональное) выгорание среди профессионалов разных областей труда, разработка программ по их предупреждению и коррекции.
Психологические исследования на современном этапе, касающиеся работников ГПС МЧС показывают подверженность их профессиональным деформациям (А.А. Реан, Б.Д. Новиков, С.Е. Борисова, А.К. Маркова, С.П. Безносов, Ю.А. Юдчиц, Е.Д. Юрченко, и др.). Представители данной профессии чаще всего сталкиваются с феноменом профессионального выгорания или по-другому синдром эмоционального сгорания. Этот синдром появляется при интенсивном профессиональном общении под влиянием множества различных факторов и проявляется как «увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, приглушение эмоций, равнодушие и отгороженность от переживаний других людей, потеря ценности жизни, утраты веры в себя и др.».
По данным исследований С.П. Безносова (2004), Н.Е. Водопьяновой (2005) сотрудники МЧС, профессиональная деятельность которых имеет ряд особенностей, оснащена множеством негативных факторов, которые приводят к существенным личностным деформациям. Успешность любой профессии определяется не только профессиональными знаниями, но и умениями реализовать их в своей деятельности за счет развития профессиональных важных и личностных качеств.
Учитывая наличие значительного количество работ, посвященных изучению отдельных форм профессиональной деформации у сотрудников экстремальных профессий исследований синдрома профессионального выгорания явно недостаточно, что говорит о дефиците научного знания о сущностях и механизмах данного явления и отсутствие надежных методик его профилактики и коррекции. Поэтому, актуальным представляется организация и проведение специального научного исследования, направленного на изучение «выгорания» у сотрудников экстремальных профессий, а также мер по предупреждению и устранению этого феномена.
Цель исследования – выявить взаимосвязь профессионального выгорания с особенностями ценностно-смысловой сферой сотрудников МЧС.
Задачи исследования:
1. По данным научной литературы исследовать индивидуально-психологические особенности личности и особенности профессионального выгорания сотрудников ГПС МЧС России.
2. Изучить особенности профессионального выгорания сотрудников МЧС
3. Определить особенности ценностно-смысловой сферы сотрудников МЧС.
4. Исследовать взаимосвязь профессионального выгорания с особенностями ценностно-смысловой сферы сотрудников ГПС МЧС.
Объект исследования – личностные особенности сотрудников ГПС МЧС России.
Предмет исследования – ценностно-смысловая сфера сотрудников МЧС и особенности их профессионального выгорания.
Гипотеза исследования. Между профессиональным выгоранием и ценностно-смысловой сферой сотрудников существует связь:
чем выше уровень мотивации, тем выше уровень профессионального выгорания;
чем выше уровень ценностных ориентаций, тем ниже предрасположенность к профессиональному выгоранию у сотрудников ГПС МЧС.
Методологическая основа исследования. Общенаучную методологию определили диалектические идеи о взаимосвязи развития теории и практики, системный подход к изучению личности сотрудника ГПС МЧС России. Конкретно-научная методология исследования включает базовые положения психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев), теории мотивации (Е.П. Ильин), теории «черт» (В.С. Мерлин), системно-стилевой концепции личности (Б.Б. Коссов), а также требования к психодиагностической модели личности руководителя (Ю.М. Забродин, М.И. Марьин и др.) и методологические принципы дифференциальной психодиагностики (К.М. Гуревич, В.Л. Марищук, В.А. Бодров, К.К. Платонов,). Положение о смысловой природе развития и функционирования личности в различных профессиональных контекстах: И.В. Абакумова, К.А. Абульханова-Славская, В.В. Налимов, А.А.Леонтьев, А.Г. Асмолов, Б.З. Басина, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, П.Н. Ермаков, В.В. Столин, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.Ф. Петренко, A.B. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков.
Теоретическую основу исследования составили идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению и принципы системного анализа психологических явлений, (А.А. Бодалев, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, В.А. Якунин, Е.Ф. Рыбалко, С.Д. Смирнов,).
В работе использованы две группы методов исследования:
I. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме.
II. Эмпирические методы: опрос и метод тестирования.
III. Методы математической обработки эмпирических данных: коэффициенту ранговой корреляции Спирмена.
В работе были использованы методики:
1) Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» (1992);
2) Методика К. Маслач - С. Джексон «Профессиональное выгорание» (2005);
3) Методика Т. Элерса «Мотивация на достижение успеха» (1999);
4) Методика Т. Элерса «Мотивация на избегание неудач» (1999).
5) Авторский опросник «Анкета».
Апробация работы: материалы по дипломной работе были опубликованы в сборнике научных статей «Психологический калейдоскоп», выпуск 2 (соавт. Садовникова О.В.)
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРОЙ СОТРУДНИКОВ МЧС
1.1. Психологические особенности личности сотрудников МЧС
Служебная работа сотрудников министерства чрезвычайных ситуаций – это одна из самых специфических сфер человеческой деятельности. Работа пожарного соединяет в себе такие аспекты как: труда (различные виды хозяйственных работ), обучения (профессиональная подготовка), спорта и непосредственно боевых действий в экстремальных условиях по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации их последствий, устранению аварий на промышленных предприятиях. Главной особенностью рабочего процесса сотрудника ГПС МЧС является очевидность социальной значимости и ценности работы. Данная профессия основывается на глубоких эмоциональных переживаниях, ведь пожарные регулярно сталкиваются со страданиями и гибелью людей [31].
Некоторые свойства темперамента также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности. Лица с сильной центральной нервной системой со стороны возбуждения имеют большую склонность к напряженной деятельности, чем лица со слабой нервной системой, для которых характерна более высокая тревожность и более низкая самооценка. Зависимость эффективности деятельности от свойств нервной системы очевидна. Состояние стресса, возникающее у сотрудников ГПС МЧС в экстремальных условиях, резко ухудшает действия лиц со слабой нервной системой и не оказывает влияния на людей с сильной нервной системой. Сотрудники со слабой нервной системой достигают более высоких результатов в профилактической работе. Профессионально важными для сотрудников ГПС МЧС качествами являются также интроверсия и экстраверсия. Экстраверты в большей степени переживают монотонность, подвержены усталости по сравнению с интровертами во время работы, когда ограничены внешние контакты и в работе наступает однообразие. Лица с повышенной тревожностью более чувствительны к эмоциональному стрессу, с трудом выходят из этого состояния, у них часто отмечаются эмоциональные нарушения. Тревожность связана с риском заболевания неврозом. У лиц, менее подверженных тревоге выражена психологическая устойчивость. Они более рациональны и с меньшим эмоциональным напряжением способны преодолевать стрессовую ситуацию. Они характеризуются более высокой подвижностью психических процессов, и благодаря этому у них более широкие возможности адаптации. Для тревожных лиц характерны ригидность личностных качеств и психических функций, сложности в социальности, конфликтность, что препятствует реализации рациональной и адекватной программы психической адаптации [21].
Психологическая готовность сотрудника к работе характеризуется такими основными характеристиками как стрессоустойчивость, толерантность, спокойствие. Часто сотрудников МЧС сталкиваются с постоянным напряжением на работе, усталостью, быстрой истощаемостью, эмоциональным выгоранием. Но все эти отрицательные психологические качества не наблюдаются внешне, а переживаются сотрудниками изнутри, поэтому выявление и диагностика эмоционального выгорания сотрудников имеет важное значение в практике психологов. Сами же эти переживания могут также сказаться в семейной жизни сотрудника, создают напряжение, что приводит к еще более осложненным формам стресса. Эмоциональное выгорание у сотрудников МЧС характеризуется депрессивными состояниями психики. Все сотрудники проходят через это в кризисные моменты на работе или в семье, а если и семейные и рабочие обстановка будут в напряжении, то это может привезти к более серьезным последствиям в жизни. Ценностно-смысловая сфера сотрудников министерства чрезвычайных происшествий характеризуется по-разному, все зависит от того, чего добился в жизни человек, каковы у него предпочтения и цели на будущее. Самым важным показателем сотрудников данной профессии является эмоциональная устойчивость, которая помогает справляться с кризисными периодами деятельности.
Можно выделить такие основные моменты ценностно-смысловой сферы сотрудников МЧС, прежде всего боязнь потерять работу, важность работы и карьерного роста, семейные ценности конечно же выступают у сотрудников, психологические ценности, им часто бывает не хватает покоя и спокойствия, хочется остаться одному или чтоб побыстрее данное состояние закончилось, потому что любое даже малейшее тушение пожара вызывают сложные эмоциональные переживания у сотрудников МЧС.
Спасатели чаще всего обладают высоким уровнем интеллектуальной деятельности, эмоциональной стабильностью, организованностью, чаще высокой самооценкой, толерантностью к фрустрированным состояниям. Также они отличаются умеренно выраженным уровнем притязаний, низким уровнем тревожности, высоким самоконтролем над любыми ситуациями, хорошо развитой адаптацией в любой обстановке, все это способствует стрессоустойчивости ситуациях их деятельности. В незначительном количестве встречаются сотрудники с низкой самооценкой, интроверсией, эмоциональной нестабильностью, неустойчивой адаптацией, и средним уровнем тревожности.
Эмоциональная устойчивость помогает сотруднику благополучно пережить кризисы, позволяет эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, уверенно применять усвоенные навыки, быстро принимать адекватные решения в условиях ограниченного времени. Устойчивые к стрессу лица характеризуются как активные, настойчивые в преодолении жизненных и профессиональных трудностей. Эмоционально неустойчивые лица пессимистичны, эгоцентричны, раздражительны, воспринимают окружающую среду как враждебную и имеют склонность акцентироваться на раздражителях, связанных с опасностью. Эмоциональная неустойчивость крайне отрицательная характеристика, потому что с помощью нее могут развиваться отрицательные последствия не только для самого человека, но и для ситуации в целом, в которой люди оказываются в чрезвычайных ситуациях. Эмоциональная устойчивость может быть обусловлена мотивацией и уровнем притязаний на достижение высоких результатов, а также знаком эмоционального переживания, его длительностью, глубиной. Важную роль в любой профессии играет самооценка. Неадекватность самооценки уменьшает надежность работы в нестандартных условиях, при неожиданно возникших сложных ситуациях. Самооценка во многом определяет формирование других профессионально важных качеств. Так, склонность к риску часто порождается неадекватно завышенной самооценкой.
З. Кекелидзе (2000) писал, что спасателям присущи упорство, целеустремленность, настойчивость, внутреннее ощущение полезности того что они вкладывают, и опасения, что многие окружающие оценивают их ниже, чем они того заслуживают. Спасатели не стремятся произвести впечатление, они равнодушны к мнению окружения, часто преувеличивают свои трудности и неудачи опираясь на свои внутренние критерия. Они придерживаются типичному мужскому стилю поведения, с чертами агрессивности, грубости, жесткости, которые хорошо контролируется. Они могут пренебрегать некоторыми нормами и правилами поведения, при планировании действий не всегда учитывают негативный опыт. Спасатели отличаются повышенной чувствительностью к опасности, осторожностью, отсутствием склонности к риску. В какой бы ситуации они не находились, умеют сохранять спокойствие, по крайней мере на некоторое время, иногда это может отразиться в семейных отношениях, или в кошмарных снах[16].
Спасатели по успешности деятельности в чрезвычайных ситуациях имеют ряд существенных отличий: спасатели с высокой успешностью деятельности. Они характеризуются положительным фоном настроения, высокой активностью и общительностью. Достаточно гибкие и не обидчивы. Лучше контролируют свои эмоции и противостоят физическим опасностям. Их поведение более реалистичное и организованное. Они быстрее и точнее принимают решения в условиях дефицита времени. Спасатели с низкой успешностью деятельности. Среди этого типа выделяются два подтипа личности по длительности выполняемой работы.
Первый тип характеризуется повышенной тревожностью, мнительностью, низкой самооценкой, что говорит о неуверенности в себе. Активность таких спасателей снижена, они хуже понимают эмоциональное состояние партнера, с трудом общаются. Испытывают затруднения в принятии решений, часто прибывают в длительном состоянии сомнения, стараясь рассмотреть множество возможных вариантов. Легко дезорганизуются в сложных, непривычных ситуациях. Дефицит времени и информации является для них стрессовым фактором. Второй тип характеризуется высокой активностью, непоследовательностью, неорганизованностью, беспечностью. Такие спасатели импульсивны. Могут давать вспышки раздражения, гнева, агрессивного, неадекватного поведения. Способность контролировать свои эмоции, и рациональность поведения у них снижены [32].
Служебная работа сотрудников МЧС – это одна из самых специфических сфер человеческой деятельности. Работа пожарного соединяет в себе аспекты обучения, труда, спорта и непосредственно боевых действий в экстремальных условиях по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации их последствий, устранению аварий на промышленных предприятиях. Психологическая готовность к работе характеризуется такими основными характеристиками как устойчивость, спокойствие, терпение, рассудительность, адекватность поведения. Личностные особенности сотрудников МЧС характеризуются следующими особенностями: постоянным напряжением на работе, усталостью, быстрой истощаемостью, эмоциональным выгоранием. Но часто все эти отрицательные психологические качества не наблюдаются внешне, а переживаются сотрудниками изнутри, поэтому выявление и диагностика эмоционального выгорания сотрудников имеет важное значение в практике психологов. Эмоциональное выгорание у сотрудников МЧС характеризуется депрессивными и апатичными характеристиками психики. Все сотрудники проходят через это в кризисные моменты на работе или в семье, а если и семейные и рабочие обстановка будут в напряжении, то это может привезти к более серьезным последствиям в жизни, что в последствии несет за собой отсутствие желания развиваться в профессиональной деятельности, конфликтным ситуациям в семье. Ценностно-смысловая сфера сотрудников министерства чрезвычайных происшествий характеризуется по-разному, все зависит от того, чего добился в жизни человек, каковы у него предпочтения. Человек в более высокой должности имеет разные ценности, чем человек в менее высокой должности. Особенность рабочего процесса сотрудника ГПС МЧС выражается в очевидности социальной значимости и экологической ценности работы. Кроме того их профессия основывается на глубоких эмоциональных переживаниях, ведь пожарные регулярно сталкиваются с гибелью людей [9].
Во время выполнения работ по тушению и ликвидации последствий пожара, сотрудник МЧС сталкивается:
с непрерывным нервно-психическим напряжением, которые вызвано систематической работой в необычной среде (например при высокой температуре, высокой плотности дыма, шуме, повышенной влажности воздуха, ограниченной видимости, токсичной среде и прочее). Из-за этого не только повышается напряжение, но и нарушается водно-солевой баланс организма, его терморегуляция;
с постоянным напряжением с начальством, потому что от сотрудников МЧС много требуют и хотят видеть его положительные стороны, и бывают строгими, тем более, много времени нужно порой работать, чтобы достичь результатов, нужен постоянный личностный рост психологический и профессиональный;
с постоянной угрозой жизни и здоровью (во время проведения боевых работ велика вероятность обрушения горящих конструкций, взрывы паров и газов, отравление ядовитыми веществами, выделяющимися в результате горения);
с дискомфортным состоянием из-за непрерывного нахождения в боевой одежде, и с тяжелым снаряжением. Нередко личный состав при выполнении работ применяет средства индивидуальной защиты органов зрения и дыхания, вес которых достигает пятнадцати килограммов. А масса индивидуального снаряжения пожарного составляет около двадцати двух килограммов;
с эмоциональными и стрессовыми расстройствами (вынос раненых и обожжённых во время чрезвычайных ситуаций, наблюдая страшные картины, сталкиваясь с погибшими);
с ночными дежурствами и сменяющимися их днями отдыха, когда не знают чем себя занять. Хорошо, если пожарник живет в селе или в другое время занимается чем-нибудь, что приносит доход или удовольствие, тогда рисков меньше;
столкновением с катастрофами, стихийными бедствиями, боевыми действиями, эти явления также способствуют появлению различных нервно-психических расстройств;
с трудностями, которые связаны с проведения боевых работ в ограниченном пространстве (например в подземных галереях, тоннелях, газопроводных и кабельных коммуникациях), которые затрудняет действия, нарушает привычные способы передвижения, рабочие позы (работа в лежачем положении, продвижение ползком и другое).
Боевая готовность сотрудника экстремальной профессии, является благоприятным и необходимым психологическим состоянием пожарного перед выполнением боевых действий. Кроме того, боевая готовность положительно сказывается на действиях пожарного, позволяя ему максимально реализовать свои двигательные, волевые, интеллектуальные возможности, в связи с этим, работа спасателя становится намного качественнее и эффективнее [11].
Сотрудник Государственной противопожарной службы должен обладать способностями и качествами, необходимыми, во время проведения работ по тушению пожаров. К таким качествам относят: смелость, способность брать на себя ответственность, эмоциональную устойчивость, решительность, твердый характер, силу воли, крепкую нервную систему, физическую силу и ловкость, хорошую реакцию, сообразительность, дисциплину, способность к сопереживанию, и к взаимовыручке [7].
Эмоциональная устойчивость позволяет сотруднику данной профессии сохранять необходимую физическую и эмоциональную работоспособность во время чрезвычайных ситуаций, где им приходится сталкиваться со сложными задачами, которые требуют от них незамедлительного принятия решения в условиях дефицита времени. Помимо этого, эмоционально устойчивые пожарные более эффективно справляться со стрессом, уверенно применяют усвоенные навыки, как на работе, так и в жизни. Стрессоустойчивые люди характеризуются как неимпульсивные, активные, упорные, терпеливые, настойчивые в преодолении любых трудностей. Важнейшую роль в профессиональной деятельности сотрудника экстремальной профессии играет самооценка. Ее неадекватность уменьшает качество работы в нестандартных условиях, во внезапно возникшей сложной обстановке. Также для сотрудника ГПС МЧС немало важную роль играют особенности нейродинамики и некоторые свойства характера. Исследователи установили, что люди с сильной нервной системой со стороны возбуждения имеют большую склонность к напряженной деятельности, чем лица со слабой нервной системой, для которых характерна более высокая тревожность и соответственно более низкая самооценка. Состояние стресса, которое так часто встречается у пожарных в экстремальных условиях, резко ухудшает действия лиц со слабой нервной системой и не оказывает влияния на людей с сильной нервной системой. Таким образом, сотрудники ГПС МЧС, имеющие слабую нервную систему, достигают более высоких результатов в профилактической деятельности [18].
Не склонны к риску сотрудники, в чрезвычайных ситуациях испытывают высокий уровень психической напряженности. Такие люди, боевых усилий в экстремальных условиях не прилагают. Продолжительные затруднения в период выполнения боевого задания работы в условиях опасности и риска создают в них психическое состояние тревоги, неуверенности в своих возможностях. Они стремятся избежать воздействия стресс фактора, вплоть до отказа от выполнения задания. Людей склонных к риску, легко распознать на первых тренировочных занятиях в экстремальных условиях. Они хуже других адаптируются к действиям стресс-факторов (дыма, огня, плохой видимости, шума и пр.) в результате этого вегетативные показатели психической напряженности стремительно уменьшаются. Действия пожарных, склонных к риску, приобретают качество надежности, и возникает чувство удовлетворения в своих силах, активности в преодолении чувства страха перед действиями различных стресс-факторов [42].
Профессиональными и нужными психологическими качествами для сотрудников ГПС МЧС являются экстраверсия и интроверсия. Во время выполнения работ, когда ограничены внешние контакты и в работе наступает монотонность, однообразие, экстраверты в большей степени переживают, слабость, усталость в сравнении с интровертами. Больше подвержены одиночеству.
Важные качества личности формируются в процессе его профессиональной деятельности или же компенсируются другими свойствами под воздействием специальных приёмов и способов действия. В экстремальных и чрезвычайных условиях (пожары и аварии), требования к определенным психическим свойствам возрастает, в то же время многие механизмы компенсации не срабатывают. И если во время выполнения профессиональной деятельности, экстремальные ситуации возникают регулярно, то появляется необходимость в отсеве людей, которые не подходят по психологическим требованиям деятельности, или в перераспределении их по другим рабочим местам с учетом индивидуальных психологических характеристик [2].
Получается, что все сотрудники проходят через это в кризисные моменты на работе или в семье, а если и семейные и рабочие обстановка будут в напряжении, то это может привезти к более серьезным последствиям в жизни. Ценностно-смысловая сфера сотрудников министерства чрезвычайных происшествий характеризуется по разному, все зависит от того, чего добился в жизни человек, каковы у него предпочтения. Человек в более высокой должности имеет разные ценности, чем человек в менее высокой должности.
Анализ научной литературы позволил сделать следующие выводы:
1. Профессиональное выгорание сотрудников МЧС вызвано рядом особенностей экстремальных профессий, таких как деятельность в постоянных условиях нервно-психической напряженности и опасной для здоровья и жизни среде, повышенная ответственность за жизнь людей, ограниченность времени, негативные воздействия на психику, условиями, требующие постоянной интенсивности, концентрации внимания, на все это организм реагирует во время выполнения заданий в данной деятельности.
2. Спасателям свойственны упорство, целеустремленность, настойчивость, терпение, смелость, сопереживание, внутреннее ощущение полезности их деятельности и сдержанные опасения, что окружающие оценивают их ниже, чем они заслуживают. Они могут пренебрегать некоторыми нормами, нарушать правилами поведения, при планировании действий не всегда в достаточной степени учитывают свой негативный опыт, с которым им часто приходится сталкиваться. Спасатели не стремятся произвести внешнее впечатление на окружающих, им безразлично их мнение. Они преувеличивают свои трудности и неудачи, под руководством своих внутренних критерий, придерживаются традиционного мужского стиля поведения, с чертами агрессивности, жесткости, грубости, и при это данный стиль хорошо контролируется. В мышлении, интересах и оценках отмечаются признаки, позволяющие принимать нетрадиционные решения и обуславливающие их неадекватность. Спасателей отличают повышенная чувствительность к опасности, осторожность, отсутствие склонности к риску. Они достаточно хорошо представляют стиль поведения, при котором можно добиться наибольшего успеха, заботятся о своей репутации. Личностные особенности сотрудников МЧС характеризуются следующими особенностями: постоянным напряжением на работе, усталостью, быстрой истощаемостью, эмоциональным выгоранием. Но часто все эти отрицательные психологические качества не наблюдаются внешне, а переживаются сотрудниками изнутри, поэтому выявление и диагностика эмоционального выгорания сотрудников имеет важное значение в практике психологов.
3. Эмоциональное выгорание у сотрудников МЧС характеризуется депрессивными и апатичными характеристиками психики. Все сотрудники проходят через это в кризисные моменты на работе или в семье, а если и семейные и рабочие обстановка будут в напряжении, то это может привезти к более серьезным последствиям в жизни.
4. Ценностно-смысловая сфера сотрудников министерства чрезвычайных происшествий характеризуется по-разному, все зависит от того, чего добился в жизни человек, каковы у него предпочтения. Человек в более высокой должности имеет разные ценности, чем человек в менее высокой должности.
Эмпирическое исследование проводилось в Пожарной части №8. В исследовании участвовало 45 работников МЧС 22 отряда.
Этапы исследования:
Первый этап – анализ литературных источников по проблеме исследования, постановка цели и задач, поиск и подбор методик для исследования профессионального выгорания и ценностно-смысловой сферы у сотрудников МЧС.
Второй этап – диагностика показателей ценностно-смысловой сферой у сотрудников МЧС.
Третий этап – обработка результатов исследования и проведение математической обработки по критерию Спирмена.
Для выявления ценностно-смысловой сферы у сотрудников МЧС были использованы методики:
1) Методика Милтона Рокича «Ценностные ориентации» (1992);
2) Методика Т. Элерса «Мотивация на достижение успеха» (1999);
3) Методика Т. Элерса «Мотивация на избегание неудач» (1999);
4) Для выявления профессонального выгорания использовали методику «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, 2005).
5) Авторский опросник «Анкета».
Анализ результатов исследования ценностных ориентаций показал нам, что у сотрудников МЧС среди терминальных ценностей:
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) – 30%
счастливая семейная жизнь -20%
здоровье (физическое и психическое) -30%
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) – 20%
Таким образом, терминальные ценностные ориентации направлены на материально обеспеченную и семейную жизнь.
У сотрудников МЧС инструментальные ценности расположились следующим образом:
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) – 20%;
жизнерадостность (чувство юмора) – 34%;
ответственность (чувство долга, умение держать слово) – 45%.
Значит, инструментальные ценности направлены на ответственность.
Таким образом, между профессиональным выгоранием и ценностно-смысловой сферой сотрудников существует связь. Корреляция между деперсонализацией и мотивацией достижения успеха достигает уровня статистической значимости, а именно чем выше уровень деперсонализации сотрудников МЧС, тем выше мотивация достижения успеха.
Корреляция между эмоциональным истощением и мотивацией избегания неудач достигает уровня статистической значимости. Значит, между эмоциональным истощением и мотивацией избегания неудач существует связь, а именно чем выше эмоциональное истощение сотрудников МЧС, тем выше мотивация избегания неудач.
Наша гипотеза доказана и уточнена. Цель достигнута, задачи выполнены.
1. Арутюнов В.В. Управление персоналом [Текст] /В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2009. – 448 с.
2. Блинов А.О. Особенности мотивации персонала в кризисной ситуации [Текст] / А.О. Блинов, В. Захаров // Экономист. – 2010. – №3. – С. 25-31.
3. Бойко В.В. Психоэнергетика [Текст] / В.В. Бойко. СПб.: Питер, 2008. – 416 с.
4. Бутенко Т.М. Современные методы диагностики трудовой мотивации : справочник по управлению персоналом [Текст] / Т.М. Бутенко, Т. Саблина. – 2010. – №4. – С. 57-60.
5. Варданян И.С. Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала [Текст] / И.С. Варданян // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – №1. – С. 129-132.
6. Власова Е. Система мотивации: как привлечь и удержать [Текст] / Е. Власова, Т. Копачевская // Управление персоналом. – 2010. – № 8. – С. 19–25.
7. Веснин В.Р. Менеджмент [Текст] / В.Р. Веснин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – С. 13-17.
8. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» у менеджеров и его преодоление. Психология менеджмента [Текст] // Под ред. Г. С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2012. – 345 с.
9. Волков А.В. Аксиологический подход к формированию профессиональной компетенции курсантов вузов МЧС России [Текст] / А.В. Волков // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – Вып. 7. – С. 95–99.
10. Герчиков В.И. Мотивация и стимулирование труда в современных условиях [Текст] / В.И. Герчиков // ЭКО. – 2009. – № 6. – С. 103–112.
11. Головочев А.С. Организация и нормирование труда на предприятии [Текст] / А. С. Головачев. – Минск : Новое знание, 2009. – 606 с.
12. Дружилов С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход [Текст] / С.А. Дружилов. // Вестник Балтийской педагогической академии. – 2003. – Вып. 52.– С. 40–46.
13. Дятлов В.А. Управление персоналом [Текст] / В.А. Дятлов. – М.: ПРИОР, 2009. – 365 с.
14. Жданкин Н.А. Мотивация персонала. Измерение и анализ: учебно-практическое пособие [Текст] / Н. А. Жданкин. – М.: Финпресс, 2010. – 269 с.
15. Захарова Т.И. Мотивация трудовой деятельности: учебно-методический комплекс [Текст] / Т.И. Захарова, С.В. Гаврилова. – М.: ЕАОИ, 2010. – 263 с.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 508 с.
17. Катков В.М. Проблемы мотивации руководителей и специалистов на промышленных предприятиях [Текст] / В.М. Катков // Управление персоналом. – 2010. – № 10. – С. 6-13.
18. Караева Е. Ф. «Три кита» системы мотивации [Текст] / Е.Ф. Караева. // Справочник по управлению персоналом. – 2010. – №6. – С. 51-54.
19. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента [Текст] / Н. И. Кабушкин. – 3-е изд. – Минск: Новое знание, 2010. – 336 с.
20. Катульский, Е.Д. Мотивация на рынке труда [Текст] / Е.Д. Катульский // Вопросы экономики. – 2010. – № 2. – С. 92–101.
21. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования [Текст] / Г. Б. Казначевская. – Изд. 14-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 347 с.
22. Кекелидзе З.И., Чехонин В.П. Критические состояния в психиатрии [Текст] / З.И. Кекелидзе, В.П. Чехонин. М.: Издательство ГНЦССП им. В.П. Сербского, 1997. – 362 с.
23. Коблева А.Л. Мотивационный менеджмент как фактор повышения эффективности управления персоналом [Текст] / А.Л. Коблева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – №2. – С. 102-106.
24. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы [Текст] / Н. Комарова // Человек и труд. – 2010. – № 10. – С. 90–92.
25. Кожухарь Г.С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности. [Текст] / Г.С. Кожухарь. // Вопросы психологии – №2 – 2009. – С. 12-16.
26. Крупчак М.М. Специалистам МЧС – высокую морально-психологическую устойчивость (по результатам исследований, проведенных в ГПС МЧС России) [Текст] / М.М. Крупчак. // Гражданская защита. 2006. № 5. – С. 12-17.
27. Лавицкая М. Г. Разрабатываем карты трудовых мотиваторов [Текст] / М.Г. Лавицкая// Справочник по управлению персоналом. – 2010. – №3. – С. 60-63.
28. Лукашевич В. В. Основы управления персоналом [Текст] / В.В. Лукашевич. – 2-е изд., перераб. и доп. – КНОРУС, 2010. – 240 с.
29. Лобанова Т. Ю. Системы рыночной мотивации персонала [Текст] / Т.Ю. Лобанова // Справочник по управлению персоналом. – 2010. – №11. – С. 51-58.
30. Никифоров Г. С. Психология здоровья [Текст] / Г.С. Никифоров. СПб.: Питер, 2012. – 215 с.
31. Малова В.М. Современные стратегии и концепции системы мотивации и вознаграждения персонала на основе сбалансированной системы показателей [Текст] / В.М. Малова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – №4. – С. 108-117.
32. Мушастая Н.В. Синдром эмоционального выгорания сотрудников МЧС как показатель профессиональной дезадаптации [Текст] / Н.В. Мушастая // Росийский психологический журнал, 2007. Т.4., № 2. – С. 56-57.
33. Мушастая Н.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиях, связанных с экстремальными ситуациями [Текст] / Н.В. Мушастая. // Наука и знание. Выпуск 7: Материалы VII научной - методической конференции. Новороссийск, 2005. – С 54.
34. Мескон М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. . М.: Вильямс, 2009. – 200 с.
35. Молочников Н.Р. Организация и мотивация труда: зарубежный опыт [Текст] / Н.Р. Молочников // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 8. – С. 324-326.
36. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. –М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2004. – 400 с.
37. Остинский А.К. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления [Текст] / А.К. Остинский, Н.В. Бяков. // Вопросы психологии. – №1 – 2009. – С. 10-19.
38. Печников А.Н., Скляров А.А. Направления развития и задачи психологического обеспечения подготовки специалистов экстремального профиля [Текст] / А.Н. Печников, А.А. Скляров // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества – 2009. – № 2(3). С. 4–10.
39. Профессиональная и медицинская реабилитация спасателей [Текст] / С.Ф. Гончаров, И.Б. Ушаков, К.В. Лядов, В.Н. Преображенский. М.: Паритет Граф, 2009. – 320 с.
40. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России: метод. рекомендации. – М.: ВНИИПО, 2003. – 148 с.
41. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных [Текст] / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с.
42. Ричи Ш. Управление мотивацией [Текст] / Ш. Ричи, П. Мартин. М., ЮНИТИ, 2009. – С. 14-18.
43. Самоукина Н.В. Настольная книга директора по персоналу [Текст] / Н.В. Самоукина. – М.: ЭКСМО, 2009. – С. 8-12.
44. Самонов А.П. Психология для пожарных [Текст] / А.П. Самонов. – Пермь: Изд. «Звезда», 1999. – 599 с.
45. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах [Текст] / Н.В. Самоукина. Второе издание.– М.: ЭКСМО, 2010. – 340 с.
46. Самоукина Н.В. Как нематериальные факторы сделать материальными? Теория поколений и сила компании в условиях кризиса [Текст] / / Н.В. Самоукина // Я номер один. – № 11 (ноябрь). – 2009. – С. 4-9.
47. Самоукина Н.В. Нематериальная мотивация персонала в условиях кризиса [Текст] / Н.В. Самоукина // Мотивация и оплата труда – 2009. – №1. – С. 9.
48. Служба управления персоналом [Текст] / А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, М.В. Ушакова / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: КНОРУС, 2010. – 416 с.
49. Снегова Е.В. Особенности стартового кризиса профессиональной карьеры. [Электронный ресурс]. URL: h**t://w*w.psychology.spb.r*/conf2008/atezis_sbornik.php (дата обращения: 01.12.2010).
50. Сопов В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению: метод. пособ. [Текст] / В.Ф. Сопов. – Самара: Изд-во СамИКП – СНЦ РАН, 2002. – 56 с.
51. Состояние заболеваемости и объемы боевой работы сотрудников ГПС МЧС России [Текст] / А.А. Порошин. – М.: ВНИИПО, 2005. – 50 с.
52. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. [Текст] / под. общ. ред. Л.Я. Гозмана. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
53. Хаммер Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты [Текст] / Я.С. Хаммер // Вопросы психологии. – 2009. – №4.– С. 5-8.
Тема: | «Взаимосвязь профессионального выгорания и особенностей ценностно-смысловой сферы сотрудников мчс» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 58 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимосвязь организации деятельности, стиля саморегуляции и профессионального выгорания преподавателей высшего учебного заведения
Курсовая работа:
Работа в структуре ценностно-смысловых отношений в личности
Дипломная работа:
Взаимосвязь копинг-стратегий и синдрома профессионального «выгорания» у педагогов
Дипломная работа:
Профессиональное выгорание педагогов
Дипломная работа:
Разработка мероприятий по совершенствованию профилактики профессиональной деформации и выгорания персонала