Дипломная работа

«Психологичееские детерминанты успехов и неудачи у сотрудников правоохранительных органов»

  • 59 страниц(ы)
  • 2034 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение…. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕХОВ И НЕУДАЧ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХ-РАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ….

1.1. Понятие успеха и неудачи в психологии…

1.2. Когнитивные и эмоциональные составляющие успеха и неудачи .

1.3. Психологические детерминанты успехов и неудач личности …

1.3.1. Мотивация достижения и избегания неудач ….

1.3.2. Атрибутивный стиль ….

1.3.3. Жизнестойкость личности ….

1.3.4. Самооценка….…

1.3.5. Эмоциональные особенности личности….

1.4. Особенности профессиональной деятельности сотрудников правоохра-нительных органов ….….

Выводы по I главе….….

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕХОВ И НЕУДАЧ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХ-РАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ….….

2.1. Общая характеристика выборки и методов исследования …

2.2. Анализ результатов исследования ….

Актуальность проблемы. Успех и неудача – широко распространен-ные явления нашей жизни. Они систематически возникают как в социальных ситуациях, так и при участии человека в любой деятельности, связанной с достижением. С ситуациями успеха и необходимостью преодолевать воздей-ствия неудачи постоянно сталкиваются люди любого возраста и положения.

Для современного этапа развития человечества весьма характерно стремление к достижению, престижу в обществе. Начиная с раннего детства, родители стараются развить в ребенке потребность в достижении, готовят к успехам в жизни, мечтая о том, чтобы сформировать у ребенка оптимистиче-ское отношение к жизни, стараясь не думать о возможных неудачах. При этом часто ставят перед ребенком завышенные цели, устраивают его в пре-стижные учебные заведения с высокой конкурентной борьбой. Неизбежным следствием всего этого могут стать выученная беспомощность, затем систе-матическая беспомощность и как окончательный итог – формирование пес-симизма и склонность к депрессии.

В некоторых случаях влияние успеха и неудачи настолько велико, что человек вообще не способен адекватно реагировать, отказывается от выпол-нения деятельности, кардинально меняет свою жизнь или даже предприни-мает попытку самоубийства. Однако практически любая деятельность может легко превратиться в деятельность, связанную с достижениями, стоит её субъекту в структуре побуждения актуализировать мотивы стремления к ус-пеху и избеганию неудачи.

Распространенность, объективная и субъективная значимость пережи-ваний успеха и неудачи в деятельности личности свидетельствуют о важно-сти их всестороннего изучения. В ряде отечественных и зарубежных иссле-дований предприняты попытки выявления факторов, оказывающих влияние на субъективное переживание результатов деятельности как успеш-ных/неуспешных, среди которых мотивация достижения и избегания неудач, атрибутивный стиль, особенности самооценки и эмоциональной сферы лич-ности и др.

Многочисленные исследования (Д. Аткинсон, Т. Гордеева, Д. Маккле-ланд, А.К. Маркова, Ю.М. Орлов, Х. Хекхаузен и др.) говорят о том, что мо-тивация достижения успеха и мотивация избегания неудач являются важны-ми видами человеческой мотивации.

Важность атрибутивного стиля в мотивации поведения человека была доказана исследованиями психологов М. Селигман, Г. Этинген, С.Майер, Л.Абрамсон, Д. Хирото и др. Они показали, что в зависимости от стиля объ-яснений причин, люди склонны приписывать себе свои достижения и сни-мать с себя ответственность за свои неудачи, атрибутируя их внешними, временными обстоятельствами.

В отечественной психологии основные сведения по психологической характеристике успеха и неудачи, особенности их влияния на различные сто-роны психического функционирования изложены в работах Н.А. Батурина.

Мы разделяем точку зрения Н.А. Батурина на успех как некое внутрен-ние ощущение, состояние когда человек испытывает чувство удовлетворен-ности и благодарности за то, что он что-то сделал, когда он доволен своей жизнью во всех ее аспектах.

Обращение к проблеме психологических детерминант успехов и не-удач у сотрудников правоохранительных органов связано с особенностями их профессиональной деятельности, к которым относятся исключительная социальная значимость решаемых задач, влияние мощных средовых факто-ров, своеобразие целей осуществления деятельности, внезапность изменения значимой обстановки. Специфика этой деятельности предъявляет чрезвычай-но высокие требования к профессиональной подготовке и психологическим качествам сотрудников. Оценка её результатов труда как успешных или не-успешных часто затруднена и субъективна, мотивация достижений носит специфический характер.

Профессиональные качества личности работников правоохранитель-ных органов были предметом изучения B.JI. Васильева, М.И. Еникеева, А.Р. Ратинова, В.В. Романова, И.К. Шахриманьяна, Г.Г. Шиханцова и других уче-ных. Они пришли к общему мнению, что для сотрудников данного профиля особую значимость имеет эмоциональная устойчивость, позитивное воспри-ятие мира, адекватная самооценка.

Выявлено противоречие между потребностью в работниках правоохра-нительных органов, обладающих данными качествами и отсутствием необ-ходимой теоретико-методической основы для решения поставленной про-блемы. Это противоречие отрицательно сказывается на профессиональной подготовке работников правоохранительных органов. Данное обстоятельство и определило выбор темы нашего исследования.

Цель исследования: выявить психологические детерминанты успехов и неудач у сотрудников правоохранительных органов.

Объект исследования: успех и неудача как психологический феномен.

Предмет исследования: психологические детерминанты успехов и не-удач у сотрудников правоохранительных органов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическими де-терминантами определяющими успешность сотрудников правоохранитель-ных органов являются оптимистический стиль объяснения, жизнестой-кость…

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные подходы к рассмотрению понятий успеха и неудачи в психологии.

2. Проанализировать когнитивные и эмоциональные составляющие успе-ха и неудачи личности.

3. Выделить психологические детерминанты успехов и неудач личности.

4. Изучить особенности профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

5. Эмпирически исследовать психологические детерминанты успеха и не-удач сотрудников правоохранительных органов.

Теоретико-методологической основой исследования явились основ-ные теоретические и методологические положения отечественной психоло-гии: принцип системности и развития (Б.Г.Ананьев, JI.C.Выготский, Б.Ф.Ломов и др.); личностно-деятельностный подход (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, A.B. Брушлинский, К.К. Платонов и др.).

Мы также опирались на труды Д.Макклелланда, Х.Хекхаузена, Дж.Роттера, М.Селигмана и др., в которых рассматриваются вопросы о ког-нетивных детерминантах стремления к успеху и желания добиваться своих целей; на работы Л. Абрамсона, М. Селигмана и Дж. Тисдейла и др. которые рассматривали атрибутивный стиль, который играет важную роль в мотива-ции поведения человека. Кроме того, мы руководствовались некоторыми по-ложениями из работ В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, А.Р. Ратинова, В.В. Ро-манова, И.К. Шахриманьяна, Г.Г. Шиханцова и др., рассматривающих спо-собности личности к профессиональной деятельности в правоохранительной сфере.

Методы исследования:

I. Теоретические: анализ научной литературы.

II. Эмпирические: тестирование. В качестве методов сбора эмпириче-ской информации использовались следующие методики:

1) методика ШОСТО (Т.О. Гордеевой, В.Ю. Шевяховой);

2) методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана;

3) тест жизнестойкости (Л.М. Ружиной, В.М. Русалового);

4) методика на тревожность Дж.Тейлора;

5) методика диагностики самооценки С.А.Будасси.

Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие сотрудники правоохранительных органов г. Уфы количестве 40 человек со стажем работы от 5 до 10 лет, мужского пола.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его ре-зультаты могут быть использованы в работе штатных психологов органов внутренних дел с кадровым составом, в исследовательских целях, а также при разработке и реализации в вузах программ формирования мотивации до-стижения у будущих специалистов правоохранительной сферы.

Апробация работы: результаты исследования были докладывались на заседании секции «Развитие личности в деятельности и общении» в рамках Фестиваля молодежной науки факультета психологии БГПУ им. М.Акмуллы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕХОВ И НЕУДАЧ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

1.1. Понятие успеха и неудачи в психологии

Проблема достижения успеха является одной наиболее актуальных и культивируемых стратегий поведения современного человека.

Успех – удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели. В современном толковании успешным считается человек, достигший высокого положения в социальных структурах или определенного финансо-вого достатка (Панфилова А.П., 2004).

В разговорном языке слова "успех" и "неудача" являются очень много-значными. Они используются как для обозначения реального результата дей-ствий или достигнутого материального уровня жизни, социального статуса человека, так и для обозначения субъективных переживаний, связанных с оценкой достижений. В современных научных работах термины "успех" и "неудача" чаще всего используются в трех основных значениях.

Первое из них связано с "объективной" оценкой результата деятельно-сти другого человека. Так, мы можем говорить о человеке, которого лично даже не знаем, что он добился успеха, если, например, он стал олимпийским чемпионом. Успех (неудача) в этом смысле – интегральная оценка достигну-того результата, который равен или выше, или ниже нормативного уровня или социального стандарта. Нормативный уровень и социальный стандарт – критерии, выработанные обществом для оценки достижений своих членов. Они могут различаться по степени объективности от вполне четко опреде-ленных значений (например, мировой рекорд в спорте или в другой культуре – количество скальпов врагов), до нечетких и аморфных представлений, фи-гурирующих в общественном мнении (например, личный достаток, дача или машина).

Второе значение терминов относится к субъективной оценке результа-тов собственной деятельности. Успех (неудача) в этом смысле – интеграль-ная оценка собственного результата, которая зависит от того, равен или выше (ниже) достигнутый результат уровня личной цели того, что ожидал или хо-тел достичь человек. Здесь личная цель является основным, но не единствен-ным критерием оценки результата, выработанным самим человеком. Поэто-му достигнутый результат может с позиций социальных стандартов оцени-ваться другими как "успех", а сам человек, с точки зрения своей цели, будет оценивать его как "неудачу", и наоборот. На практике даже тренер, хорошо знающий своего ученика, может ошибиться в том, как сам спортсмен вос-принимает свой результат.

Третье значение терминов относится не к самой оценке своего или чу-жого результата, а к состоянию, возникающему у человека в этот момент. Успех (неудача) в этом смысле – особое нервно-психическое состояние, воз-никающее у человека при значительном и значимом для него успехе или не-удаче. Такое состояние возникает только тогда, когда течение всей совокуп-ности психических процессов на какой-то период времени будет подчинено процессу, связанному с успехом или неудачей. Это соответствует общим принципам выделения особых психических состояний, получающих специ-альное название. Иными словами, успех и неудача всегда изменяют текущее психическое состояние, но особые психические состояния успеха или неуда-чи возникают только иногда, чаще всего под влиянием очень сильного успе-ха или неудачи (Батурин Н.А.,1999).

Начальный период исследования проблемы успеха и неудачи продол-жался с конца прошлого века до 30-х годов нашего времени. Но основная часть исследований, выполненных в это время, связана с изучением влияния на человека похвалы и порицания, которые нередко отождествлялись с успе-хом и неудачей.

Основные сведения о психологическом содержании успеха и неудачи получены не столько в результате специальных исследований, сколько при изучении положительных и отрицательных эмоций, уровня притязаний, фру-страции, мотивации достижения и казуальной атрибуции. Дело в том, что ус-пех и неудача оказались очень удобными методическими "инструментами". Во-первых, их несложно искусственно создать в экспериментальных услови-ях. Во-вторых, они вызывают в психике разнообразные изменения, которые и служат объектом исследований. Так и в 40-х годах, изучая уровень притяза-ний, экспериментаторы наблюдали динамику целеполагания после искусст-венно созданных успеха и неудачи. В 50-х годах в рамках теории фрустрации выполнено много исследований, в которых в качестве фрустратора использо-валась неудача. Начиная с 60-х годов, проводятся интенсивные исследования по мотивации достижения. В большинстве из них именно успех и неудача являются факторами, актуализирующими мотивацию достижения и позво-ляющими изучить ее динамику. В 70-х годах при изучении феномена вы-ученной беспомощности также использовался прием систематической неуда-чи для того, чтобы вызвать беспомощность. И уже современные исследова-ния по казуальной атрибуции (пониманию причин своего поведения и пове-дения других людей) также не обходятся без успеха и неудачи, поскольку от-дельной областью исследования атрибуции является атрибуция причин дос-тижения человеком того или иного результата, а следовательно и связанных с этим успехов и неудач (Батурин Н.А.,1999).

Математическая обработка данных

Коэффициент корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

С помощью Критерия коэффициент корреляции Спирмена мы вы-явим, есть ли связь между показателями ….

Гипотезы:

Н0 – Связь между успешностью и самооценкой отсутствует.

Н1 - Связь между успешностью и самооценкой существует.

По результатам математической обработки по критерию Спирмена нами поставлена цель, выявить взаимосвязь успешности с самооценкой [см. табл. 1 в приложении 1].

Затем, мы получили критические точки:

P ≤ 0.05 – 0,266

P ≤ 0.01 – 0,345

Rs = 0,91, т.е. подтверждается Н1

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. -М. : Наука, 2001. - 335 с.

2. Авдеев, В.В. Психологические основы повышения эффективности дея-тельности сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях / В.В. Авдеев; Всесоюз. юрид. заоч. школа. -М. : ВЮЗШ, 2004. 87 с.

3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер ; пер. с нем., вступ. ст. А.М. Боковикова / А. Адлер. М.: Фонд «За экономи-ческую грамотность», 2002.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М., 2001.

5. Асеев, В.Г. Мотивация поведение и формирования личности / В.Г. Асеев. М.,2003. - 156 с.

6. М.Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. М., 2001

7. Борисова, Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е.М. Борисова // Психология формирования и развитиялично-сти. М.: Наука, 2003.

8. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурла-чук., С.М. Морозов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 528 с.

9. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл; Издательский дом «Ака-демия», 2004

10. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006.

11. Гришина Н.В Хрестоматия. Психология социальных ситуаций. 2001 изд-во «Питер»).

12. Глухов, И.А. Психологические особенности личности и профессиональ-ной деятельности руководителей следственных органов : автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2002. - 24 с.

13Далгатов М.М. Мотивация деятельности достижения в теориях казуальной атрибуции // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2006, №1.

14 Зелигман М. Как научиться оптимизму. М., 1997.

15 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.,2006

16Камышанов, А.А. Психологические условия эффективности деятельности командира подразделения частей оперативного назначения внутренних войск МВД России в экстремальных ситуациях : автореф. дис. . канд. психол. наук / А.А. Камышанов. М. : ВУ, 2001.

17Ковалев, В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупно-сти общественных отношений / В.И. Ковалев // Психологический журнал. 2004. - № 4.

18 Ковалева, И.Т. Мотивация профессиональной деятельности сотрудников оперативных аппаратов органов внутренних дел : автореф. дис. . канд. пси-хол. наук/И.Т. Ковалева. Рязань, 2004

19 Коростелева, JI.A. Пути профессиональной и личностной самореализации человека / JI.A. Коростелева, Н.Е. Кравченко. СПб., 2002

20.Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека.- СПб.:Изд-во СПбГУ 2006г. 382 с

21.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политическая литература, 2002. - 304 с.

22.Литвинова, Г.В. Мотив достижения успеха как фактор развития личности / Г.В. Литвинова; Петропавловск-Камчатский гос. пед. ун-т. -Петропавловск-Камчатский : КГПУ, 2004. 133 с.

23. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Меж-дународный гуманитарный фонд «Знание», 2001. - 308 с.

24.Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.

25.Организация профессиональной психологической подготовки сотрудни-ков органов внутренних дел: методическое пособие. М.: ГУК МВД России, 2003. - 55 с.

26. Орлов, А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психо-логии мотивации / А.Б. Орлов // Вопросы психологии.2004. - № 5.

27. Пономарев, И.В. Конфликты в деятельности и общении работников орга-нов внутренних дел. - М., Норма. - 2008.-396с

28. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. М., 2001.

29.Поярков, С.Ю. Формирование профессиональной надежности правоохра-нительной деятельности сотрудников ОВД МВД России . СПб., 2006.

30.Психологический словарь; под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 2004. - 400 с.

31.Психологическое обеспечение профессиональной деятельности ; под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2001. - 142 с.

32. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях : методическое пособие. М.: УВР ГУК и КП МВД России, ЦОКП МВД России, 2001. - 308 с.

33.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. -М., 2003

34. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение.- СПб.: «прайм-Еврознак», 2004.-416 с.

35. Рудина Л. М. Тест на оптимизм: Метод определение атрибутивных сти-лей; Под ред. В. М. Русалова. – М.: Наука, 2002. – 24 с.

36. Степанский, В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания не-удачи на регуляцию деятельности / В.И. Степанский // Вопросы психологии. 2000. - № 6.

37.Сычев О. А. Проявление оптимизма – пессимизма в антиципации/О. А. Сычев// Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – №9. – С. 56-61

38.Столяров, А.А. Влияние учебной деятельности в военном вузе на форми-рование мотивации личности : дис. . канд. психол. наук / А.А. Столяров. Но-восибирск, 2002.

39.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1 /Пер. с нем. Под ред. Б.М. Величковского. М., 2000.

40.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001

41.Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. С-Пб.: «Питер», 2005

42. Чуфаровский, Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности / Ю.В. Чуфаровский. М. : Изд-во «МЗ-Пресс», 2001.-208 с.

43.Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология. М.: Альфа, 2006.-376с.

44.Циринг Д.А. Психология выученной беспомощности. М., 2005.

45.Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология. М., 2008.-380с

46.Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон ; под ред. Е.М. Борисовой. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2002

Покупка готовой работы
Тема: «Психологичееские детерминанты успехов и неудачи у сотрудников правоохранительных органов»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 59
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика