Магистерская работа
«Педагогические условия развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изостудии»
- 85 страниц
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития личности дошкольника в процессе изобразительной деятельности
1.1 Возрастные особенности рисунков детей дошкольного возраста 10
1.2 Психологические аспекты детского рисования 18
1.3 Педагогические условия развития художественно-творческих способностей дошкольников в условиях изостудии 29
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности педагогических условий развития художественно-творческих способностей дошкольников в условиях изостудии
2.1 Описание и результаты констатирующего эксперимента по определению уровня развития художественно-творческих способностей детей 36
2.2 Описание и результаты формирующего эксперимента по развитию художественно - творческих способностей детей в условиях изостудии 40
2.3 Методические рекомендации по развитию художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изостудии 45
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение 66
Актуальность темы исследования. Развитие теории и методики детского творчества является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, увеличением объема информации, что требует от сегодняшних дошкольников, завтрашних взрослых членов общества таких качеств, как пытливость, смекалка, воображение, инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. тех качеств, которые наиболее ярко развиваются в детском творчестве. Воспитание интересной, творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени. Современное общество, испытывающее значительные социально-экономические преобразования, диктует необходимость формирования творчески активной личности, способной нестандартно и эффективно решать самые различные задачи. Раскрытие и дальнейшее развитие творческого потенциала, присущего в той или иной степени каждой личности, - это необходимое условие для успешности современного человека и обязательный элемент в современной педагогике. Именно поэтому крайне важно начинать эту деятельность с самого раннего детства, с детьми дошкольного возраста.
Сегодня дошкольные учреждения должны направлять свои усилия на всестороннее развитие творческого потенциала подрастающего поколения, который складывается из тех качеств, которые в дальнейшем помогут детям приобрести опыт самовыражения, построения гармоничных отношений с окружающими людьми и достижения успеха - прежде всего, это творческие способности, воображение, фантазия и т.п. Художественное воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста - один из самых важных аспектов формирования личности и наиболее действенный инструмент в руках педагога.
Основной вопрос теории детского творчества состоит в разработке методик, позволяющих выявить и развить творческие способности детей. Разработка психолого-педагогических условий развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявление и развитие творческих способностей каждого ребенка при учете его интересов и наклонностей - основа любой обучающей технологии в области искусства.
Физиология дошкольника устроена таким образом, что помимо покушать и поспать, им так же, как и воздух, необходимо рисовать, лепить, резать - одним словом творить. Без этого они не представляют свою жизнь. И поэтому цель изостудии - помочь им в этом, ведь художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных мыслей, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт-терапия).
Вырастить здорового и творчески развитого ребенка можно только тогда, когда есть рядом люди, желающие помочь ему. Рисование является одним из важнейших средств познания мира, природы и эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует: зрительную память, ориентирование в пространстве, чувство цвета, формы, гибкого и нестандартного мышления и т.д. Также развиваются координация глаз и рук, владение кистью руки. Все это в дальнейшем пригодится в жизни, непосредственно в школе.
Одной из наиболее перспективных форм организации процесса всестороннего развития ребенка является изостудия, которая дает возможность ребенку реализовать и раскрыть себя, применить свои творческие способности на практике и в жизни.
Обеспечение возможностей для освоения художественно-творческой деятельности способствует поддержанию положительного эмоционального фона, создает условия для эстетического и нравственного развития личности, содействует развитию её творческой индивидуальности. На занятиях в изостудии дети приобщаются к культуре, учатся понимать и любить изобразительное искусство. Важность изобразительной деятельности трудно переоценить, ведь она развивает не только творческие способности и наблюдательность, но и аналитическое мышление, интеллект, пространственное воображение, мелкую моторику, зрительный аппарат, память. Очень важна и психологическая сторона вопроса, ведь рисование успокаивает нервную систему.
Исходя из актуальности диссертационного исследования, были поставлены цель и задачи, выдвинута гипотеза.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях студии изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс развития личности дошкольника в условиях студии изобразительного искусства.
Предмет исследования: методы и приемы развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изостудии.
Гипотеза исследования: процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников в изостудиях будет более эффективным, если разработать и применить на практике комплекс психолого-педагогических условий:
• сбалансированный и разнообразный комплекс заданий, техник, приемов, видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, бумагопластика) и художественных материалов;
• доступная творческая и креативная среда;
• наличие мотивационных и внешних, активных методов работы: (конкурсы, выставки, знакомство с художниками, мастер классы, соц. сети и т. д);
• использование дидактического материала, инновационных технологий (видео и фото ряд, презентации и т. д.) и метод фонда;
• индивидуальные, коллективные и соавторские работы;
• личностный и активный пример педагога - лидера.
Задачи исследования.
- проанализировать труды педагогов и психологов в области творческого развития детей, возрастных особенностей детского рисунка;
- выявить роль занятий изодеятельностью в формировании готовности к школе;
- разработать и апробировать педагогические условия развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изостудии;
- разработать методические рекомендации по внедрению комплексной и комбинированной формы работы (нетрадиционная, традиционная, смешанная, лепка, бумагопластика) развития творческих способностей дошкольников в изостудии.
Методологической основой исследования явились труды ведущих представителей отечественной и зарубежной педагогики и психологии ( Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Бакушинский, Е. А. Флерина, А.А. Венгер, А.В. Рождественская, Г.А.Урунтаева, Д. П. Гилфорд, Э. П.Торренс, Е. П. Ильин, Л.Ю. Субботина, Б. М. Теплов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн ), о значении художественно эстетической деятельности и о развитии творческих способностей дошкольников (Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Г.В. Лабунская, С. Е.Игнатьев, И.А. Лыкова и др).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого - педагогической, методической литературы, теоретическое обобщение и моделирование;
- диагностические: наблюдение, тестирование, изучение педагогического опыта;
- эмпирические: обобщение практического опыта, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы), статистические и графические обработки результатов исседования.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение ОДПМК «Данко», изостудия «Рисовашки», г. Уфа.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап - поиск и анализ психолого-педагогической и научно - методической литературы по проблеме исследования. Определялись методологические и содержательные основы исследования. Были сформулированы тема, цель, объект и предмет исследования, а также гипотеза и задачи. На этом же этапе был проведён констатирующий эксперимент и выявлен начальный уровень развития художественно - творческих способностей дошкольников на занятиях, путём таких методов, как тест Торренса.
II этап - формирующий. На этом этапе был проведён формирующий эксперимент по выявлению художественно - творческих способностей дошкольников, путем таких методов, как тест Торренса. И на основании результатов разработана методика работы, для развития художественно - творческих способностей дошкольников, в условиях изостудии.
III этап - проводились анализ, обобщение, систематизация и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы, а также проверялась выдвинутая гипотеза. Были сделаны основные выводы исследования, осуществлялось оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлен комплекс педагогических условий развития художественно - творческих способностей дошкольников, в условиях изостудии.
2. Спроектирована и реализована педагогическая, комплексная модель развития художественно - творческих способностей дошкольников, в условиях изостудии.
3. Предложены методические рекомендации по внедрению педагогической модели развития художественно - творческих способностей дошкольников, в условиях изостудии.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения, предложена методика развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста; выявлены и внедрены психолого - педагогические условия работы изостудии, разработаны методические рекомендации освоения.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе детских изостудий, кружков, арт - мастерских, а также при разработке методических рекомендаций, подборке тематики и содержания занятий, направленных на развития художественно творческих способностей дошкольников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, отвечающих поставленной цели, предмету и задачам исследования; анализом и учётом состояния изученности проблемы; апробацией теоретических выводов; статистической значимостью полученных результатов опытно-экспериментальной работы,
подтверждающих основные положения гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования в ходе педагогической деятельности в качестве преподавателя изостудии «Рисовашки», на базе Муниципального бюджетного учреждения ОДПМК «Данко».
Положения, выносимые на защиту:
1. Процесс развития творческих способностей дошкольников происходит быстрее и эффективней в художественно - творческой среде изостудии.
2. Педагогические условия развития художественно - творческих способностей дошкольников, в условиях изостудии.
3. Методические рекомендации по развитию художественно- творческих способностей дошкольников, в условиях изостудии.
Структура работы: магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (62 наименований) и (16 приложений).
Глава I Теоретические основы развития личности дошкольника в процессе изобразительной деятельности
1.1 Возрастные особенности рисунков детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Как отмечается в исследованиях Баркан А.И., Божович Л.И., Выготского Л.С., Кравцовой Е.Е., Мухиной В.С., Эльконина Д.Б., в период дошкольного детства происходит первоначальное становление личности, сопровождающееся существенными качественными изменениями, специфическими особенностями, учёт которых во многом предопределяет полноценное психическое развитие ребёнка, успешное взаимодействие с ним.
Физиологической основой происходящих в дошкольном возрасте изменений является общее физическое развитие и, прежде всего, развитие нервной системы [9, с.57]. Годы раннего детства отмечены кардинальным изменением физических возможностей ребенка и заметным развитием его двигательных, когнитивных и речевых навыков. Меняются пропорции тела детей: происходят значительные изменения в головном мозге и центральной нервной системе ребенка. Развитие мозга способствует тому, что ребенок начинает лучше управлять движениями своего тела. В течение дошкольных лет продолжается развитие грубой и тонкой моторики. Все это становится предпосылкой становления и развития познавательных функций, основных личностных механизмов и образований, эмоциональной и мотивационной сферы, формирования самосознания [15, с. 163].
В дошкольном детстве значительные изменения происходят и в когнитивном развитии.
В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам. К шестилетнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам [15].
В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая, согласно B.C. Мухиной, является «универсальным средством организации внимания» [38, с.54]. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности; напротив, в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Все дети любят рисовать, творить, воображать. Вместе с речью, рисунок становится тем языком, который ребенок осваивает и самостоятельно создает. Именно создает, так как самое главное условие для творчества - это свобода.
Психологи, как правило, различают несколько ступеней в рисовании у детей. В изобразительной деятельности дошкольного возраста можно выделить стадию каракулей, штрихов и бесформенного изображения отдельных элементов, первую ступень схемы и вторую ступень возникающего чувства формы и линии.
• Ступень первая
К началу дошкольного возраста ребенок, как правило, уже имеет некоторый ( очень ограниченный) запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Эти изображения имеют лишь самое отдаленное сходство с реальными предметами. Умение узнавать в рисунке предмет - один из стимулов совершенствования изобразительной деятельности ребенка.
В этом возрасте ребенок с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели нарисовать что-нибудь конкретное. Если спросить, что он нарисовал, он посмотрит на картинку и назовет ее, но завтра ответ может быть совершенно другим.
Ребенок 2-х лет продолжает рисовать руками и пальцами, но на данном этапе его следует приучать к работе с кистью. Работая с глиной или тестом для лепки, он не собирается изображать что-то определенное, ему просто нравится раскатывать и отщипывать кусочки. Характерно, что в этом возрасте малыш обычно выбирает для рисования и лепки один какой- нибудь цвет.
Начиная с 2,5 лет, ребенок может рассказать о своих творческих планах еще до того, как начал рисовать. Но, если в процессе работы заметит, что рисунок начинает походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план. По-прежнему для юного художника важен процесс, а не результат, он уже начинает выбирать цвета, появляется потребность в похвале со стороны взрослых.
Все дети любят творить, ведь искусство и творчество неразлучны. Приобщение детей к искусству и миру прекрасного - это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал и дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Наш мир нуждается в творцах и креативных людях и это не обязательно должны быть художники, архитекторы или дизайнеры. Креативные идеи воплощаются в умении находить решение в безвыходной ситуации, совершенствовать вещи и подыскивать им новое применение, выдвигать философские концепции, которые меняют мировоззрение. И заложить основу всего этого мы можем прямо сейчас, помогая ребенку в поисках творческого самовыражения. Главная задача - научить видеть красоту и гармонию природы, окружающего мира и архитектуры и воплощать это в своих творениях, находить новое применение вещам, изобретают слова, рисуют, представляют себя героями любимых книг, мультфильмов и сказок.
Родителям и педагогам важно не затушить искры этих проявлений, ведь они раскрывают потенциал одаренности ребенка, а направить и приумножить эти проявления. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым в будущем.
Любая творческая среда - это живой организм со своей методикой, где есть свои правила, свои традиции, свои праздники и главная задача: научить сочинять, фантазировать, воображать, творчески и креативно мыслить. И дети, посещая это место должны чувствовать заботу, теплоту и желание вернуться туда снова и снова, где занятия превращаются в созидательный, творческий процесс, где ребенок не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно разжечь.
Данная работа и результаты эксперимента показали, что организация занятий, построенных на творческой креативной среде, создают условия для
развития, отвечают требованиям комфортности, доступности, активности каждого ребенка, приводят к повышению эффективности обучения. Комплексная и сбалансированная методика способствует развитию
творческих способностей дошкольников, повышая качество художественных работ, их выразительность и самобытность.
Проверена и доказана эффективность предлагаемых методических рекомендаций. Результаты эксперимента показали, что система в комплексе дает высокие и положительные результаты.
В ходе эксперимента были решены следующие задачи:
1. Определен исходный уровень развития творческих способностей с помощью теста П. Торренса - высокий уровень выявлен у 37% дошкольника.
2. Применены критерии оценивания детских работ на выявление уровня развития творческих способностей: беглость, оригинальность, гибкость, разработанность.
3. Проведен сравнительный анализ результатов тестирования на выявление уровня развития творческих способностей, в ходе которого выяснилось, что данные показатели варьируются и изменяются в определенной зависимости друг от друга.
4. Выявлены наиболее характерные ошибки и недочеты детей, из контрольной группы:
- зажатость и скованность;
- шаблонность;
- недостаточное владение художественными материалами ;
- неуверенное исполнение художественного замысла.
5. Разработана и внедрена в образовательный процесс модель развития художественно - творческих способностей дошкольников:
- применена комплексная и комбинированная формы работы (нетрадиционная, традиционная, смешанная, лепка, бумагопластика).
- применены современные методы и подходы для активизации детей (игра-работа в команде, просмотры, выставки и конкурсы рисунков, мастер- классы с приглашенными художниками и педагогами);
6. Проверена и доказана эффективность педагогической методики в развитии художественно - творческих способностей дошкольников:
- соблюдение креативной и творческой среды;
- сбалансированной и комплексной формы работы;
- сменой видов изобразительной деятельности и разнообразием художественных материалов;
- мотивационной работой;
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Материалы исследования могут быть использованы для работы преподавателями кружков, творческих мастерских и изостудий.
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога. - 1998. -№ 4. - С. 83.
2. Большая Российская Энциклопедия: В 30 томах. /Пред. науч. совета Ю.С. Осипов; отв. ред. С.Л. Кравец. - М.: БРЭ, 2004. - 1007 с
3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981.- 96 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1991.- 91с.
5. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987.- 96с.
+ еще 46 источников
Тема: | «Педагогические условия развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изостудии» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Магистерская работа | |
Страниц: | 85 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Педагогические условия художественно-творческого развития детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломная работа:
Педагогические условия развития музыкально-ритмических способностей детей с применением техники «body percussion»
Курсовая работа:
Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Курсовая работа:
Обучение элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Развитие художественно-творческих способностей младших школьников на уроках музыки