Дипломная работа
«Фольклор курганских башкир и изучение краеведческого материала в школе»
- 71 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРГАНСКИХ БАШКИР 6
1.1. История возрождения Курганской области 6
1.2. Особенности материальной культуры курганских башкир 12
1.3. Духовная культура Курганских башкир 20
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ 27
2.1. Особенности организации школьного краеведения 27
2.2. Кружковая работа по школьному краеведению 36
2.3. Проектная деятельность по школьному краеведению 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Этническая история Урала - это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Этническая история башкир, одного из тюркских народов, является частью общеисторического процесса в регионе, что показывает актуальность данной темы для дальнейшего изучения.
Проблема происхождения башкирского народа породила немало гипотез и предположений, таких как финно-угорская, индоиранская, тюркская и др., каждая из которых претендует на исключительность, хотя все вместе в совокупности позволяют представить этногенез башкир как сложный исторический процесс, протекавший с участием вышеперечисленных компонентов.
В наше время общество всё острее осознаёт необходимость для каждого человека знать свой родной край, его историю, культуру, природу. По нашему мнению, основы таких знаний необходимо закладывать ещё в школе.
Организационные формы краеведческой деятельности:
- интегрированные краеведческие курсы;
- уроки всех учебных дисциплин, опирающихся на краеведческий принцип преподавания;
- краеведческие объединения, клубы, кружки, работающие на базе образовательных учреждений;
- музейные коллективы, работающие на базе музеев образовательных учреждений округа;
Актуальность данной темы определяется введением краеведческого материала в учебные дисциплины по истории и литературы, все возрастающим интересом к историческим истокам своей малой родины подрастающего поколения. Говоря об актуальности данной проблемы, необходимо помнить о том, что история башкирского народа является частью истории целой страны. А её изучение актуально во все времена, ведь изучение отечественной истории формирует историческое сознание и личность человека, помогает воспитать чувство патриотизма.
Объект исследования - методика изучения краеведения в школе во взаимосвязи с другими дисциплинами.
Предметом нашего исследования является изучение целей, задач и поиск путей развития краеведения, как литературного, так и исторического направления, в качестве прогрессивной тенденции в современной методической науке.
Цель работы: рассмотреть башкирский народ с историко-этнографической стороны, доказать целесообразность введения краеведческого материала на различных уроках, а также рассмотреть основные методы и приёмы организации.
Для выполнения данной задачи необходимо:
- кратко изложить этническую историю башкир на Урале;
- рассмотреть изучение краеведения в школе;
- рассмотреть цели и задачи, а также формы краеведческой работы в школе;
- выявить и рассмотреть основные средства, методы и приёмы введения краеведческого материала.
В работе были использованы научные труды. Например, книга «Башкиры: Этническая история и традиционная культура» под редакцией Р.М. Юсупова представляет собой серию историко-этнографических очерков, посвященных основным этапам развития башкирского народа, характеристике его антропологического состава, материальной и духовной культуры. В книге Р.З. Янгузина «Этногенез башкир» дается развернутая характеристика работ различных ученых с древних и средних веков до наших дней по этногенезу башкир.
Башкирский народ является одним из интереснейших народов не только России, но и всего мира. Ведь уже то, что башкиры сумели сохранить себя, сумели сохранить свои национальные особенности, говорит об огромных потенциальных возможностях народа. Чтобы до конца изучить историю народа нужно знать его происхождение, его корни, место и время зарождения.
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРГАНСКИХ БАШКИР
1.1. История возрождения Курганской области
«Курганские башкиры - локально-этническая группа, проживающая на территории Курганской области России, в основном в ее юго-западных Альменевском и Сафакулевском районах, граничащих с Челябинской областью» [Курганские башкиры: 3, 2002]. В двух сельских районах проживают 80% башкир. В Челябинской области также живут единоплеменники башкир, и, благодаря, их связям между собой они вместе сохранили национальный уклад жизни и родной язык. Но, к сожалению, в последние годы прослеживается уменьшение численности башкир, владеющих башкирским языком.
В настоящее время в Курганской области проживают свыше 15 тыс. башкир [Ворота Сибири: 85, 1998].
Широкое распространение получил русский язык, потому что он был единственный язык обучения и воспитания детей как в дошкольных, так и в учебных заведениях области. Пошатнулось положение башкирского языка также и в производственной, и в семейно-бытовой сфере. Еще в 1994 г. при социально-демографическом обследовании населения из каждой тысячи опрошенных башкир 872 заявили, что владеют русским языком. Занимательно и то, что в сельской местности показатель не ниже городской. Свободно владеющих русским языком среди башкир значительно больше, чем у других народов края: у татар - 722, украинцев - 274, белорусов - 237, и т.д. [Курганские башкиры: 5, 2002].
С давних времен огромное внимание исследователей привлекала знаменательная история башкир Курганской области, их материальная и духовная культура. Ценные сведения о башкирах катайского, табынского и айлинского родоплеменных объединений, представителях других родов и родовых подразделений содержатся в монографиях этнографов С.И. Руденко, Р.Г. Кузеева, Н.В. Бикбулатова, С.Н. Шитовой, Р.Я. Янгузина, в трудах историков, лингвистов, антропологов Республики Башкортостан.
Согласно современной расовой типологии среди башкир Сафакулевского и Альменевского районов предварительно можно выделить три антропологических типа: преимущественно сталкиваются представители южно-сибирской расы, разные варианты уральской расы, также устанавливаются приметы европеоидного типа южного происхождения. В основном расовые типы башкир Курганской области, совпадают с северо-восточными и центральными районами современного Башкортостана. Это объясняет единство исторических судеб и этнического развития башкир этих районов, разделенных на данный момент административно-территориальными границами Башкортостана и Курганской области [Курганские башкиры: 8, 2002].
О точной дате происхождения слободы Царево Городище, в 1782 г. по Указу Екатерины Второй ставшей городом Курганом, историки спорят до сих пор. Имеется различные точки зрения по этому поводу. Однако документальных подтверждений не имеет ни одно. В 1782 г. Курганская слобода получает статус города. 17 марта 1785 г. город Курган получил свой герб, на котором изображены два серебряных кургана на зеленом фоне.
Развивая любовь обучающихся к родному краю, повышая интерес детей к истории родных мест, мы тем самым помогаем им осознать, что история малой родины является составной и значительной частью большой страны - России, за которую они станут ответственны в недалеком будущем. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, не возникают сами по себе, а воспитываются. И здесь краеведение играет значительную роль.
Литературное краеведение - это та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно и в том виде деятельности, который имеет для них личностный смысл, субъективную значимость.
В нашем исследовании мы попытались широко подойти к литературному краеведению, выделяя в нем только местное, узко региональное начало, но сделано это для того, чтобы каждый регион осилил свой краеведческий компонент в литературном образовании. Новые тенденции в литературоведении, исследования о культурном и художественном пространстве позволяют в школьном краеведении перейти от прежнего уровня накопления литературно-краеведческих сведений к новому. Вычленяя проблему художественного осмысления пространства как основную, мы выделили пути привлечения краеведения в школьной практике, когда местный литературный материал в силу значимости его лишь для определенного региона становится основой для создания регионального компонента, и, когда литературно-краеведческий материал, превращается в источник познания всей литературы, то рассматривается как основной компонент в литературном образовании. Эта концепция, основанная на художественном осмыслении пространства, позволяет создать современную систему организации литературно-краеведческой работы в школе, дает учителю возможность удовлетворить свои профессионально-личностные интересы, склонность к исследовательской деятельности, найти новые подходы к анализу структуры литературного произведения, характеристике персонажей, пониманию авторской позиции, рассмотрению произведений, творчества писателя в контексте определенной территории, эпохи и культуры, разработать новые технологии изучения литературы, которые позволят учащимся полнее раскрыть свои творческие способности.
Социальные потребности в развитии региональной культуры, развернувшаяся регионализация образования, трудности развития культуры в стране подчеркивают необходимость не только внедрения созданных литературно-краеведческих проектов, но и дальнейшей разработки новых технологий, с привлечением, например, краеведческо-этнографического материала в преподавании литературы, что свидетельствует о явной перспективности избранного направления в методике преподавания литературы. Но и фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр фольклора учит определённым нравственным нормам. Скороговорки, позволяют устранить дефекты речи у обучающихся, развивать устную речь, строить логические верные предложения.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре нужно начинать с детства. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир обучающегося.
Краеведческая работа из класса в класс усложняется. Старшеклассники, выполняя краеведческие задания, вооружаются элементарными умениями и навыками для их выполнения. Учащиеся выполняют как групповые виды работ, так и индивидуальные, учатся записывать воспоминания, брать интервью, работать с документами, читать специальную литературу, выполнять познавательные задания и др.
В основе краеведения, как науки, лежит исследовательский метод, который позволяет обучающимся войти в мир самостоятельной исследовательской работы, помогает им научиться формулировать цели, задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться пошагово от намеченных задач и делать собственные выводы
В исследовательской работе большое значение имеет использование различных информационных источников краеведческой направленности. К документальным относятся: архивные материалы, книги, энциклопедические словари, музейные материалы. Работая с ними, ребята приобретают умения извлекать нужную информацию об интересующем объекте исследования, обнаруживают исторические и хронологические сведения.
И все же неоценимым источником информации являются люди: жители села, участники событий. При работе с этим источником информации ребята учатся брать интервью, правильно и корректно составлять вопросы, из всего сказанного извлекать нужную информацию, делать записи.
Походы, экскурсии, встречи с интересными людьми представляют огромную социальную значимость для одаренных детей, оставляя в их памяти неизгладимые впечатления от прикосновения к прошлому своей малой родины, повышая их интерес к истории родных мест, воспитывая чувство патриотизма. Свои работы (исследовательские статьи, исследовательские проекты) мои ученики представляют на различных научно-практических конференциях и конкурсах.
I. Книги, монографии, учебники, учебные пособия
1. Василенко, В.А. Детский фольклор [Текст] / Русское народное поэтическое творчество. - М., 1978. - С. 132.
2. Вохменцева, Л.Д. Гидронимы водных объектов Курганской области [Текст] / Л.Д. Вохменцева. -Курган, 2003. - 100 с.
3. Галигузов, И. Ф. Народы Южного Урала: история и культура [Текст] / И.Ф. Галигузов. - Магнитогорск, 2000. - 500 с.
4. Голубков, В.В. Методика преподавания литературы [Текст] / В.В Голубков. - Москва: Учпедгиз, 1962. - 494 с.
5. Гревс, И.М. Краеведение и экскурсии [Текст] / На путях к педагогическому самообразованию. Под ред. М.М. Рубинштейна. - М.: Мир, 1925. - С. 170-179.
+ еще 76 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Фольклор курганских башкир и изучение краеведческого материала в школе» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 71 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Изучение творчества О. Седаковой в школе
Курсовая работа:
Цели, задачи и методы социальной работы в школе
Дипломная работа:
Технологии изучения джазовой музыки в школе
Дипломная работа:
Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе
Дипломная работа:
Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе