Дипломная работа

«Реформирование налоговой системы рф в процессе вступления в вто»

  • 102 страниц
Содержание

Введение…3

I. Налоги в экономической системе государства

1.1 Теоретические основы налогообложения….7

1.2 Принципы реформирования и развития налоговых систем….18

1.3 Налоговая политика России в условиях вступления в ВТО….26

Выводы по главе I….47

II. Методические рекомендации к проведению элективных курсов по экономике на тему «Реформирование налоговой системы РФ в условиях вступления в ВТО»…49

Выводы по главе II….63

Заключение….64

Список использованных источников….67

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Налоги – важный инструмент воплощения экономической политики страны, имеющий древние корни, а люди, работающие в этой сфере, накопили огромный опыт. Однако до сих пор идут споры о том, как ее совершенствовать. В современном мире, когда происходит глобализация всех сфер жизнедеятельности человечества, проблема реформирования налоговой системы стала для России особенно острой. Ни одно государство не может сегодня позволить себе оставаться в стороне от международных отношений, не рискуя оказаться в изоляции и отстать от мирового экономического развития. Возникновение зависимости между национальной экономикой, международными отношениями приводит к необходимости идти на различного рода уступки, действовать согласно международным соглашениям. Вступив во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), Россия взяла на себя обязательства, выполнение которых потребует внесения измений в налоговое законодательство. Нашему государству, как члену ВТО, нужно решать противоречивую ситуацию, когда необходимо поддержать национальную экономику от импорта и в то же время применять одинаковые налоговые механизмы для всех производителей. [22] В сложившейся ситуации появляется проблема, когда население не понимает, что налоговая система зависит не только от внутренних, но и геополитических условий. После вступления России в ВТО налоговая система должна соответствовать международным стандартам, социальная сфера должна соответствовать определенным показателям, до которых нашу страну нужно подтянуть. Вступление в ВТО дало российским гражданам возможность получать продукцию европейского качества, а за это качество необходимо платить. Следующий момент – это постоянные нелестные отзывы о нашем государстве, о дорогах, о нехватке детских садов и т.п. Каждый человек хочет жить в комфорте и при этом ничего не отдавать взамен. Население должно понимать, что благосостояние всех и каждого имеет денежную основу, которой становятся налоговые поступления в бюджет. У многих слово «налог» вызывает негативные эмоции. Население не понимает, что налоги – это необходимое звено любого общества, то есть у населения не достаточно воспитана налоговая культура. Другим обстоятельством становится постоянное возмущение из-за не понимания, куда идут средства от собранных налогов. Налогоплательщик должен ясно представлять, на что направляются взимаемые с его доходов, имущества и пр. средства и какие блага из этого получает общество в целом и конкретно он.

Данные противоречия приводят к необходимости обучения налоговой грамотности обучающихся средних общеобразовательных организаций. Необходимо налоговое просвещение и приобщение к налоговой культуре уже со школьных лет. Обучение налоговой грамотности школьников становится потребностью современного общества. Эти факты обуславливают актуальность темы «Реформирование налоговой системы РФ в условиях вступления в ВТО в курсе обучения экономики в средней общеобразовательной школе» и необходимости преподавания этой темы обучающимся. Реформирование налоговой системы России рассматривалось в трудах следующих ученых: В.М. Пушкаревой, С.Д. Шаталова, И.А. Майбурова, К.Р. Макконнелла, А.Смита, Дж.М. Кейнса. Существенное значение для разработки уроков имели труды Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, Ю.П. Господарика, Е.П. Ильина, В.А. Сластёнина. При написании ВКР были использованы Налоговый Кодекс РФ, Постановления Правительства, статьи из журналов «Завуч», «Профильная школа», «Учительская газета», «Налоговый вестник», «Российская газета», учебные пособия по налогам и налогообложению, макроэкономике, мировой экономике, источники энциклопедического характера. Однако, прямых работ, связанных с преподаванием темы «Реформирование налоговой системы в процессе вступления в ВТО» в системе общего образования нет. В то же время, в связи с совершенствованием общеобразовательной школы, нужно уточнение содержания и методики преподавания исследуемой темы, что вызвало необходимость подготовки данной ВКР. Целью ВКР является раскрытие сущности и содержания темы «Реформирования налоговой системы в условиях вступления в ВТО» и выявление места данной темы в рамках элективного курса «Финансовая грамотность» для обучающихся 11-х классов. Реализация поставленной цели потребовало решение следующих задач:

1) провести обзор источников по теме исследования;

2) определить теоретические основы содержания темы;

3) раскрыть принципы совершенствования и развития налоговых систем;

4) раскрыть специфику реформирования налоговой системы России в условиях втсупления в ВТО;

5) разработать комплекс уроков для элективного курса по исследуемой теме и создать дидактические материалы к урокам.

Объектом исследования является преподавание темы «Реформирование налоговой системы РФ в условиях вступления в ВТО».

Предметом исследования является теория и методика преподавания темы «Реформирование налоговой системы РФ в условиях вступления в ВТО» в элективном курсе по основам финансовой грамотности.

Положение, выносимое на защиту:

1. Изучение современного состояния и развития налоговой системы в условиях глобализации имеет большое значение для развития обучающихся.

2. Преподавание темы «Реформирование налоговой систмы РФ в условиях вступления в ВТО» будет проходить успешнее, если разработать методические рекомендации к урокам.

В методологии исследования мы опираемся на системный подход, деятельностный подход, теорию целостного педагогического процесса.

При написании ВКР нами были использованы методы анализа, синтеза, обобщения, статистический метод, методы индукции и дедукции. Содержание темы исследования было представлено во время научно-практической конференции «Человек. Общество. Культура. Социализация» в 2013 и 2014 годах. Нами были написаны тезисы на тему «Влияние ВТО на развитие малого бизнеса Республики Башкортостан» и «Влияние вступления в ВТО на ввозные таможенные пошлины в России».

ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретическим основам налогообложения, общим принципам совершенствования и развития налоговых систем, освещены вопросы развития налоговой системы России в условиях ВТО. Во второй главе представлены методические рекомендации к проведению уроков по данной теме, предлагаются комплекс уроков для элективных курсов.

Базой исследования данной темы стала МБОУ СОШ №37 Октябрьского района г. Уфы, в которой во время прохождения учебной практики были проведены уроки. Материалы, созданные во время исследования, уроки и методические рекомендации могут быть использованы на элективных курсах в профильных классах.

Фрагмент работы

I. Налоги в экономической системе государства

1.1. Теоретические основы налогообложения

Налог – понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское и историческое, но и понятие финансовой науки, прочно связанное с категорией "государство". Налог, категория, обладающая глубоким историческим характером и меняющаяся вместе с развитием государства. Налогообложение – совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости выражающих собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование. [26, с.23] В статье 8 НК РФ закреплено, что: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». [2] Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)». [2] Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налогов, принципов, форм и методов их установления. Налогообложение – процесс взимания (исчисления или изъятия) налоговых платежей с использованием экономико-правового механизма. [31, с.157]

При рассматрении функций налогов, изначально, нужно подчеркнуть, что налоги являются механизмом распределения и перераспределения национального дохода, следовательно, в них важную роль несет социальное назначение. На практическом уровне налоги выполняют несколько функций, в каждой из которых реализуется то или другое назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему. Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную.

1. Фискальная функция налогообложения. Фиском (от латинского fiscus, букв. - корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. С конца 1 в. до н.э., фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций. С IV в. н.э. фиск - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т. д. (отсюда обозначение термином «фиск» государственной казны). [9] Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование государственых финансовых ресурсов и создание условий для вмешательства государства в экономику. Все остальные функции налогообложения являются производными от фискальной функции. Налоги преследуют не только финансовые цели и не ограничиваются только фискальной функцией.

2. Распределительная (социальная) функция налогообложения позволяет концентрировать средства изъятия посредством налогов в государственном бюджете и направлять их на реализацию экономических и социальных программ. Целью данной функции становится сглаживание неравенства между социальными слоями, при помощи передачи средств незащищенным категориям граждан за счет налогового бремени на более сильные слои населения. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность. [40,с.37]

3. Регулирующая функция налогообложения. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946 гг.), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. [37,с.212] Регулирующая функция налогов направлена на достижение целей налоговой политики государства посредством налогового механизма.

4. Контрольная функция налогообложения. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. По мнению А.З. Дадашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. [13,с.17]

5. Поощрительная функция налогообложения. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. [37,с.212] Классификация налогов осуществляется на основе ряда признаков. Они представлены в схеме №1.

Схема №1. Классификация налогов

Каждый установленный налог (сбор) характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога (сбора). [19, с.35] Элементы налогообложения представлены в таблице №1.

Таблица №1. Элементы налогообложения

Элемент налогообложения Содержание

Объект налогообложения Имущество, с которого выплачивается налог.

Налоговая база Основа суммы исчисления налога, к которой применяется ставка налога

Налоговый период Срок, в течение которого совершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства

Налоговая ставка Величина налоговых начислений на единицу обложения

Порядок исчисления налога Правила расчета величины налога, определенная законодательством.

Порядок и сроки уплаты налога Определение способа внесения суммы налога в соответствующий бюджет

Льготы по налогу Полное или частичное освобождение от налогов физических и юридических лиц

Источник: Налоговый Кодекс РФ, ст.17.

Выделяют четыре основных метода налогообложения: налоги с равной, пропорциональной, прогрессивной и регрессивной ставкой. Равное налогообложение предполагает установление для каждого плательщика равной суммы налога. Примером может послужить самый древний и простой вид налогообложения – подушевое. Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях. Современным примером такого метода является акциз. Пропорциональное налогообложение – метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога, которая не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально. Такая ставка применяется при исчислении налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на добавленную стоимость (НДС), налога на прибыль организаций. Прогрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает и ставка налога. Прогрессивная ставка применяется к налогу на имущество физических лиц. Регрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки. [19,с.35] До XVII века все представления о налогах носили беспорядочный характер, что никак не позволяло определять их к теоретическим работам в представленной области. Главные налоговые доктрины стали создаваться в качестве научных концепций, начиная с XVII века. О проблемах налогообложения писали крупнейшие ученые-мыслители, к которым можно отнести К.Маркса, Ф.Лассаля, К.Рау, А.Вагнера, Э.Сакса, Ф.Нитти. В России исследовниями основ теории налогообложения занимались Н.Тургенев, И.Озеров, М.Кулишер, И.Янжул и др. Несмотря на то, что проблемы налогообложения рассматривали множество ученых, все они придавали налогам значение естественного регулятора экономики. [36, с.60] Большей энтузиазм среди налоговых доктрин указанного периода дает классическая концепция, она остается важной до нашего времени. Впервые научно обоснованное системное учение о налогах создано представителем классической теории А.Смитом. В своем сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» он отметил, что формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства и что налоговая система – это более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов в пользу государства. Но самым весомым в его учении являются выдвинутые им четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобность и дешевизна. [36,с.59] Представители классической теории считали, что регулирование экономики осуществляется по принципу «невидимой руки». Государство в этом случае лишь выполняет возложенные на него функции: охрана права собственности и обеспечение развития свободного рынка. Налоги служили только в качестве источников покрытия затрат государства на эти цели. [36, с.59] «Полемика же велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленной фискальной потребностью». [24,с.25] Появившиеся в дальнейшем новые теории научного обоснования места и роли государства в экономических процессах и значения налогообложенияв процессе государственного регулирования экономики можно разделить на два основных направления – кейнсианское и неоклассическое. Кейнсианская теория активно применялась в послевоенные годы. Ее основополжник Дж.М. Кейнс исследовал проблемы налогообложения в своей знаменитой работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 году. Критикуя позицию Ж.Б. Сея, который декларировал, что предложение автоматически рождает спрос, Кейнс выдвинул на первый план проблему формирования эффективного спроса и его формирующих компонентов – потребительского и инвестиционного спроса, факторов, определяющих их динамику, среди которых важное значение имеет налогообложение (манипулирование уровнем налогообложения). На макроэкономическом уровне немалую роль в достижении притока инвестиций должно сыграть государство с его кредитно-денежной, бюджетной и налоговой политикой, оказывающее влияние на склонность к потреблению путем фиксирования нормы процента, манипулирования уровнем налогообложения, предоставления разного рода налоговых льгот и т.д. Дж.М. Кейнс предлагал использование прогрессивности в налогообложении, и тем самым влиять на сбалансированность экономики. Снижение уровня налогообложения уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость. А использование прогрессивного метода налогообложения способствует сглаживанию этого процесса. Таким образом, прогрессивное налогоообложение действует как «встроенный стабилизатор», принцип работы которого заключается в том, что во время экономического подъема облагаемые налогом доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы, тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Приверженцы кейнсианста А.Лернер, Э.Хенсен и другие предлагали повышенное налогообложение крупных доходов и наследства и льготного обложения низких доходов, стимулируя склонность к сбережениям. Кейнсианская теория не столько опровергала, сколько дополняла «классиков» новыми научными познаниями в области экономического развития общества. Классики считали налоги исключительно лишь фискальным инструментом, тогда как Кейнс скорректировал их представления и рассамтривал налоги как сознательно используемый регулятор нормы потребления, накопления и формирования оптимальной структуры воспроизводства. [36,с.61] В периоды научно-технического взлета, все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства не могла отвечать нуждам финансового развития. Потому на замену кейнсианской концепции «эффективного спроса» пришла неоклассическая концепция «эффективного предложения» [47,с.50]. Основоположником неоклассической теории стал Дж. Милль. Неоклассическая теория основывается на равновесии, достигавшемся благодаря механизму ценообразования в условиях совершенной конкуренции. Неоклассическая теория в отличие от кейнсианской, подразумевает, что регулирующее воздействие государства должно быть направлено лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, и поэтому оно не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. Дж.Милль не опровергал необходимость государственного регулирования экономики, но оно должно происходить лишь опосредованно, через кредитно-денежную политику. Из-за неоднозначного мнения представителей неоклассической теории, в ней получили развитие два направления: теория экономики предложения и теория монетаризма. Представители теории экономики предложения, придерживаясь классической теории свободного рынка, считали, что государственное регулирование и высокие налоги тормозят экономический рост, поэтому необходимо снижение налогов и обязательное сокращение государственных расходов. Концепция исходит из того, что высочайшее налогообложение негативно воздействует на предпринимательскую инвестиционную активность, что в окончательном результате приводит к убавлению налоговых платежей. Как последствие, предполагается понизить ставки налогообложения и дать корпорациям все возможные льготы. Таким образом, понижение налогового бремени, сообразно воззрению создателей доктрины, приводит к бурному финансовому подъему. Следующий момент – это закон формирования налоговых ставок, который гласит, что широкая налоговая основа дозволяет обладать, условно, маленькими ставками налогообложения и, напротив, довольно узкая налоговая основа отдельных видов налогов непременно подразумевает их высочайшие ставки. В рамках теории экономики предложения получило распространение концепция А.Лаффера, работавшего экономическим советником у президента США Рональда Рейгана в 1980-х гг, согласно которой кейнсианцы заблуждаются, полагая, что снижение налоговых ставок вызывает дефицит государственного бюджета, сопровождаемый инфляцией. В рамках теории экономики предложения была предложена модель (кривая Лаффера), иллюстрирующая связь между налоговой ставкой (t) и величиной налоговых поступлений (T). (Рис.1) Идея Лаффера заключается в том, что государственное вмешательство, обусловленное высокими налоговыми ставками, приводит налоговые поступления в точку В, в которой ставки налога высоки (rb), налоговая база узкая, экономическая активность низкая и поступления от налогов малы (Tb). Высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и снижают налоговую базу (доходы, товарооборот, ВВП). При снижении ставки налога налоговые поступления растут за счет расширения налоговой базы и повышения экономической активности, уменьшения масштабов уклонения от налогов. Следовательно, инфляционного дефицита бюджета удастся избежать. [14,с.488]

Рис.1. Кривая Лаффера

Налоговая концепция монетаризма выдвинута в 50-х годах XX века американским экономистом, доктором экономики Чикагского института Милтоном Фридменом. Сторонники данной концепции предлагают ограничить роль государства только той деятельностью, которую, кроме него, никто не может осуществить: регулирование денег в обращении, процентных банковских ставок, повышение (снижение) налогов. Так как правительство с каждым годом усиливает собственные затраты, влекущие рост инфляции, его невозможно допускать к созданию богатства общества, регулированию объемов производства, занятости и цен. Но оно имеет возможность посодействовать в регулировании валютной массы – изъяв избыточное количество средств из обращения, если не с помощью займов, так с помощью налогов. Регулирование денежной массы в обращении в сочетании со снижением налогов и регулированием процентной ставки позволит создать стабильность не только на макроэкономическом уровне, но и на уровне фирмы. [2,c.159]. Основная идея неоклассической теории заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большого количества налоговых льгот фирмам и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке.[36,с.62] Развитие неокейнсианской теории налогообложения было продиктовано необходимостью сочетания элементов кейнсианской концепции государственного регулирования с концепцией неоклассического направления, базирующейся в основном на государственном невмешательстве в экономику. Английские экономисты И.Фишер и Н.Калдор, являющиеся представителями неокейнсианства, предлагали разделить объекты налогообложения исходя из потребления, облагая при этом конечную стоимость потребляемого продукта. Отсюда возникла идея налога на потребление , который представляет собой одновременно метод поощрения сбережений и средство для борьбы с инфляцией. Деньги, предназначенные ранее на покупку потребительских товаров, могли теперь быть направлены либо в инвестиции, либо в сбережения, которые превратились бы в капиталовложения с помощью той же самой бюджетной политики - «изъятия излишних сбережений». Долгосрочные сбережения уже сами по себе служат фактором будущего экономического роста. Во время спада производства расходы на рынке потребления сокращаются медленнее, чем снижаются доходы, вызывая тем самым ажиотажный спрос, поэтому поступления от налога на потребление являются достаточно высокими, чем при обложении подоходным налогом. И, как следствие, налоговая система не сможет играть роль «встроенного стабилизатора». Однако Н. Калдор считал, что налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (например, на предметы повседневного пользования), более справедлив для людей с низкими доходами, чем фиксированный налог с продаж. Кроме того, при сравнении с подоходным налогом, этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост. [36,с.67] На нынешнем этапе развития налогообложения невозможно отдать предпочтение какому-нибудь одному виду налога, одному методу налогообложения, одной группе объектов обложения, поскольку налоговые системы государств в современном мире не существуют обособленно, они должны учитывать специфику общемировых тенденций развития налогообложения, не забывая также о проблеме двойного налогообложения, отрицательном воздействии переложения налогов и т.д. Государство в этих условиях должно вести обоснованную, взвешанную налоговую политику. [36,с.68] Проведенные учеными-экономистами, такими как Д.Г.Черник, Л.П. Павлова, А.З.Дадашев, С.Д. Шаталов и другими, исследования в области налогообложения за период существования новой налоговой системы РФ, показывают, что благодаря разработкам этих ученых осуществляется постоянное совершенствование налоговой системы. [36,с.68]

1.2. Принципы реформирования и совершенствования налоговых систем

Вопросы налогообложения и внесения реформ в налоговую систему государства являются одними из главных вопросов в том или ином государстве. Улучшение налоговой системы становится важнейшей, приоритетной задачей правительства, так как оно всегда направлено на решение противоречий между все больше и больше растущими потребностями государства в налоговых поступлениях и необходимостью создания условий для развития экономики страны, то есть развитие отечественного предпринимательства, инвестиционной привлекательности. Для того, чтобы определить направление развития налоговой системы необходимо определить, какой смысл несет в себе термин «налоговая реформа». Часто под налоговой реформой понимают действия, направленные на изменение отдельных элементов налоговой системы, направленные на ее совершенствование. Изменение налоговой системы, скорее всего, носит текущий, происходящий на данный момент, постоянный процесс совершенствования. [22,с.387] Выделяя эти два, с одной стороны, схожие понятия, можно выявить несколько признаков, существенно отличающих их друг от друга.

1. Процесс совершенствования непрерывен, так как налоговая система начинает совершенствоваться с момента ее создания и до тех пор, пока она существует, тогда как, процесс реформирования имеет временной характер, носит, так называемый, дискретный характер.

2. Совершенствование подразумевает под собой изменение отдельных элементов налоговой системы, в отличие от реформирования, когда происходят глобальные, принципиальные преобразования.

3. Налоговое совершенствование представляет собой изменение тактики налоговой политики, в то время как налоговая реформа проводится при пересмотре социально-экономической политики государства и послудующем кардинальном пересмотре концепции и стратегии налоговой политики. Обобщая написанные признаки можно дать определение налоговой реформе. Налоговая реформа – это ограниченный во времени комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы (налоговых отношений) на основе масштабной перестройки действующей системы налогообложения и изменения механизма управления ею с целью приведения ее в соответствие с новым содержанием государственной налоговой политики.[22,с.377] При исследовании проблемы реформирования налоговой системы встает вопрос о частоте проведения необходимых реформ налогообложения. При каких социально-экономических изменениях проведение налоговых преобразований становится неизбежным? Ведь любые изменения, а тем более частые, непродуманные, могут болезненно отразиться на экономике страны в целом. Поэтому при незначительных изменениях социально-экономической политики необходимо точечное совершенствование налоговой системы, которая коснулась бы отдельных элементов, а не переворачивала всю систему. При существенных изменениях социально-экономической политики придется проводить кардинальные изменения системы налогообложения. Необходимо также отметить, что налоговая реформа не может опережать социально-экономические изменения, она должна быть только последствием этих изменений. Одним из отличительных признаков налоговой реформы является ее эволюционность. Революционное преобразование отличается строительством принципиально новой налоговой системы на месте старой. Сферу налогообложения нельзя причислять к таким преобразованиям. Исключением можно назвать только время перехода бывших социалистических стран к рыночной экономике, когда формировалась принципиально новая налоговая система, так как совершенствование старой было бы абсурдно в данной конкретной ситуации. После образования новой так называемой рыночной налоговой системы, в дальнейшем происходили ее изменения. Таким образом, можно выделить 3 основных признака налоговых реформ – это периодичность, последовательность и эволюционность. Целью налоговых метаморфоз должно стать приведение налоговой системы в соответствие с новыми потребностями социально-экономического развития страны и новым курсом налоговой политики. Исходя из этого, можно сделать вывод, что налоговые реформы – это неотъемлемое составляющее меняющейся социально-экономической политики государства. [22,с.387] От того насколько эти реформы будут разумно продуманы зависит, будет ли налоговая система приносить пользу государству и в то же время не угнетать хозяйствующие субъекты и граждан чрезмерными ставками. Реформируя и совершенствуя налоговую систему, государство должно стремиться к тому, чтобы она отвечала следующим требованиям:

1. Необходимо стремиться к предельному упрощению налоговой системы и облагать налогом таким образом, чтобы он не возлагал дополнительное бремя на прирост прибыли, тем самым «убивая» стимул для предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности. Нельзя предлагать индивидуальные льготы, так как они становятся источником больших финансовых потерь. 2. Следует подводить под налогообложение льготный и теневой секторы, так как это позволит существенно увеличить доходы государства за счет расширения налогооблагаемой базы в сторону теневой экономики. Необходим перенос тяжести налогов с взимаемых по собственной отчетности плательщиков на прямое обложение не скрываемых от контроля объектов, в первую очередь тех, для которых существует государственная регистрация - транспортных средств, недвижимости и др.;

3. Стоит подумать о налогообложении не результатов труда, а потребления, ресурсов, материальной собственности как юридических, так и физических лиц.

4. Реализация принципа федерализма в реформировании налоговой системы означает, что последовательное разделение налогов между Федерацией и субъектами, отказ от разделения одного налога между уровнями власти, предоставление прав регионам взимать ряд налогов, существенных по объему поступлений и важных для регулирования социально-экономического развития региона. Например, возможность ввести региональные акцизы на ряд товаров и услуг, взимание налога за право заниматься определенной деятельностью на территории региона. Необходимо предоставлять субъектам государства право строить, в том числе и свою налоговую систему в пределах конституциональных возможностей.

5. Налоговая реформа должна быть направлена на сведение к минимуму текущий налоговый контроль за деятельностью фирм для экономии средств и последующего направления этих ресурсов, контролирующих органов на ключевые сферы, а именно на повышение собираемости налогов, снижение и равномерное распределение налогов, выявление и налогообложение теневой экономики.

6. Главным направлением налоговой политики должно стать перенос тяжести с налогов, взимаемых по собственной отчетности плательщиков, на объекты, которые невозможно скрыть и которые обладают собственной ценностью. Таким образом, заработает принцип справедливости налогообложения. Например, в перспективе конкретно в налоговой системе России предлагается уменьшить или даже полностью ликвидировать такие налоги, как подоходный налог, налог на прибыль, НДС, отчисления в социальные фонды. Вместо них внедрить налог на ценные вещи, роскошь, налог на разработку богатых природных месторождений и т.д. Также предлагается налогообложение конкретных видов деятельности – кредитной, торговой и т.д. Такие преобразования способствуют улучшению качества собираемости налогов, так как будет легче отследить объекты и виды деятельности, подлежащие к уплате налогов, в теневом секторе экономики.

Налоговая реформа должна быть направлена на повышение уровня жизни населения государства. Налоговая система тогда будет приносить пользу государству, в то же время не угнетать хозяйствующие субъекты и граждан, когда станет отвечать следующим основным принципам:

1. Налоговое законодательство должно быть стабильно. Граждане должны понимать неизменность норм и правил налогового законодательства. Изменения в законодательные акты, регулирующие сферу налоговых правоотношений, не могут вноситься во время финансового года, статьи о льготах в налогообложении не могут отменяться или изменяться пока не настанет срок, когда та или иная льгота перестанет действовать в силу истечения срока действия, изначально установленная законодателем. Реформы, которые окажут существенное влияние на налогоплательщиков, не должны проводиться ежегодно. Не соблюдение принципа стабильности плохо отражается на экономике страны, так как постоянные изменения оказывают неблагоприятное влияние для инвестирования и предпринимательства. Именно поэтому во всех развитых странах внесение существенных изменений в налоговое законодательство происходит согласно действующей в стране процедуре утверждения законов. В большинстве стран нормы налогового права невозможно изменить не только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех государствах работает правило, согласно которому после принятия тех или иных налоговых изменений и до момента вступления их в силу должно пройти длительное время, для того чтобы налогоплательщик смог без больших потерь пересториться к нововедениям.

2. Взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер. Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться только законами. Правительство имеет основание представлять изменения, но законом они становятся лишь после их утвержедения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношения государства и налогоплательщика предусматривает двухстороннюю ответственность этих двух субъектов. Нарушение этого принципа может выражаться в налоговом беззаконии со стороны, как центральных органов исполнительной власти, так и со стороны местных властей.

3. Тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий. Принцип распределения тяжести налогового бремени не рассматривается как обязательный принцип, но его игнорирование и недооценивание приводит к уклонению от уплаты налогов и к теневой экономике. Справедливость и налоги это два противоречия, так как еще ни одному государству во все времена не удалось добиться равенства и справедливости в налогообложении. Нельзя создать такую налоговую систему, которую посчитали бы справедливой все налогоплательщики, и которая подходила бы государству. Несмотря на это, власти страны должны стараться приблизиться к идеалу и не допустить, учитывая социальный статус, род занятий и т.д., значительного неравномерного распределения налогов между налогоплательщиками, а также не допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно одинаковыми доходами. В России этот принцип можно рассмотреть на примере пропорциональности налогообложения. Хотя этот принцип может нарушаться, диспропорции нежелательны. Это приводит к уклонению от налогов, сокрытию доходов, что будет свидетельствовать о неэффективности государственного контроля над налоговой системой.

4. Взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков. Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков является очень важным принципом, в силу того, что после уплаты налогов у субъекта налогообложения должны оставаться денежные средства для нормальной жизнедеятельности, для дальнейшей предпринимательской деятельности, для возможности расширения бизнеса; а также налоговые платежи не должны превышать текущие поступления, так как это может стать причиной банкротства.

5. Принципа создания максимальных удобств налогоплательщикам – важная задача любого государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства – предполагает не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и доступность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства всем налогоплательщикам становится в современном мире задачей законодателей всех стран, но до сих пор ни в одной стране эту задачу нельзя считать решенной.

6. Принцип не дискриминации, т.е. равенство налогоплательщиков перед законом. Под принципом равенства налогоплательщиков перед законом понимается одинаковые права и обязанности в области налогообложения. Все права и обязанности одинаково распространяются на всех субъектов налогообложения. Не допускается дискриминация по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному и другим признакам. Запрещается предоставлять индивидуальные налоговые льготы, преимущества, преференции конкретному одному человеку или группе лиц. Соблюдая этот принцип, можно задасться вопросом, зачем нужно платить налоги государственным служащим. Они получают свою зарплату из государственного бюджета, в таком случае им можно заплатить поменьше и не вычитать налоги. Но довод в этом случае один – нарушается принцип равенства. Начиная свою деятельность, иностранные инвесторы всегда стремятся получить равные права и обязанности, даже когда им предлагают особый режим налогообложения, привлекательный по сравнению с обычным режимом. По мнению иностранных инвесторов, особый режим предполагает особый режим контроля или какие-то запреты со стороны государства.

7. Издержки по сбору налогов должны быть минимальны. Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства (принципом рентабельности налоговых мероприятий) подразумевает, что все собранные налоговые средства не должны использоваться для дальнейшего сбора налогов. Иначе может возникнуть ситуация, когда сумма налоговых поступлений окажется меньше затрат на организацию сборов. Считается, что высокие издержки касаются НДФЛ, в силу низкого уровня доходов среднего класса, новых налогов, а также реформирования налоговой системы.

8. Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности. Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности. Ярким примером нарушения этого принципа является быстрое распространение в больших количествах банков, бирж, страховых компаний, инновационных фирм, предприятий с высокой долей инвалидов и пенсионеров, «предприятий с иностранными инвестициями».

9. Принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков – принцип, который должен соблюдаться в обязательном порядке. Суть его состоит в том, что налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику любую информацию по вопросам исчисления и уплаты налогов любому лицу. Недоступных документов по вопросам налогообложения для налогоплательщиков не должно быть. Услуги эти, как правило, должны оказываться бесплатно, за исключением некоторых дополнительных услуг. Доступ к информации может ограничиваться лишь в областях по налоговому контролю и отдельными данными о поступлениях от конкретных категорий налогоплательщиков, от отдельных территорий и регионов.

10. Принцип соблюдения налоговой тайны. Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов цивилизованной страны. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков. При соблюдении этого принципа должна ощущаться грань. Так как информированность граждан о государственных расходах – это необходимое условие эффективной работы власти. Правительство не имеет собственных средств, все бюджетные средства – это средства граждан. Поэтому государство должно ежегодно отчитываться о своих расходах перед ними, например, в виде отчета об исполнении бюджета на соответствующий год.

1.3. Налоговая политика России в условиях вступления в ВТО

Налоговая система, находившаяся в процессе постоянного реформирования, после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) подвергнется еще большим изменениям. Из-за притока иностранных фирм, производителей и инвесторов на российский рынок необходимо внести поправки, в том числе и в налоговое законодательство, по урегулированию деятельности как иностранных, так и отечественных производителей , а также совершенствовать существующие механизмы контроля и стимулирования их деятельности. В связи с вступлением России в ВТО в средствах массовой информации, экономических изданиях встречается множество взглядов ученых и экономистов, рассматривающих изменения экономической ситуации в целом в РФ. Несмотря на это, до сих пор не существует однозначных позиций, позволяющих определить, какой социально-экономический эффект получит Россия от вступленияв ВТО. Крупнейшая международная экономическая организация Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) установила свои принципы и правила введения и регулироваия внешней торговли странами-участницами, которые в настоящее время унаследовала ВТО. Поэтому, присоединившись к ВТО, Россия взяла на себя ряд обязательств, для выполнения которых потребовалось и потребуется вносить множество изменений в действующие законодательные акты РФ, в том числе направленные на совершенствование налоговой и таможенной политики:

1) защита внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов – несмотря на то, что вхождение в ВТО предполагает либерализацию торговли, страны-участницы имеют право защищать свою продукцию от иностранных конкурентов, но только с помощью таможенных пошлин. Установление количественных ограничений на ввоз товаров ВТО запрещает;

2) связывание тарифов, т.е. обязательство не повышать таможенную пошлину на товары выше, чем было оговорено на переговорах. Страны-участницы должны постепенно снижать предельно установленный размер тарифа, а также ликвидировать иные барьеры, препятствующие свободной торговле;

3) режим наибольшего благоприятствования (РНБ) или принцип недискриминации – режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же условия экономических, торговых и иных отношений, какие оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим и юридическим лицам. Режим наибольшего благоприятствования предусматривает предоставление таможенных льгот, а также преимуществ в отношении внутренних налогов и сборов, которыми облагается производство, обработка и обращение импортируемых товаров, и.т.д. Таким образом, РНБ означает обычные, недискриминационные условия сотрудничества, в отличие от особых (ограничительных или, наоборот, преференциальных) условий, которые могут вводиться для отдельных стран.

4) национальный режим – предполагает, что импортным товарам, ввезенным в страну должен предоставляться тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов. Импортные товары не должны дискриминироваться по отношению к аналогичным товарам отечественных производителей. То есть государство не имеет право после того как товар перешел таможенную границу и производитель заплатил пошлину взимать внутренние налоги по более высоким ставкам, чем они предусмотрены для отечественных производителей. В большинстве случаев наше налоговое законодательство не противоречит установленным ВТО принципам. Например, согласно статье 3 НК РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.[2] В соответствии с главой 21 НК операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ признаются объектом налогообложения по НДС и облагаются по ставке 18%. Пониженная ставка 10 % предусмотрена при реализации продовольственных товаров и товаров для детей, в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем. Ставка 10 % предусмотрена при реализации периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. [2] Кроме того, ставка 10 % предусмотрена при реализации медицинских товаров как отечественного, так и зарубежного производства. [2] Таким образом, в целом, принципы налогообложения РФ полностью соответствуют принципам, установленным ВТО. Однако, в нашем налоговом и таможенном законодательстве еще присутствуют такие положения, которые противоречат нормам международного права. Одним из таких противоречий является привлечение российскими властями компаний, создающих на территории России комплектующие автозаводы. Сборочные производства импортных автомобилей в России функционируют в основном в режиме промышленной сборки, позволяющие предприятиям импортировать автомобильные компоненты по низким таможенным ставкам в обмен на принятие на себя обязательств по локализации (ограничении) производства автомобилей. Правительство РФ предоставляет им льготы на ввоз комплектующих (таможенные ставки составляют 0–5 %) при создании сборочных предприятий. Тогда как таможенные пошлины на импорт готовых иномарок составляют 30 %. Взамен с 2011г. производители обязались создавать заводы с годовой производительностью 300–350 тысяч машин в год. Они обязаны постепенно ограничивать долю импортируемых деталей до 60 %. Вместе с этим производители берут на себя обязательства создавать в России конструкторские бюро, лаборатории и вспомогательные предприятия. При этом, в соответствии с договоренностями о присоединении России к ВТО, уже с 1 июля 2018 года льготы по пошлинам должны быть отменены. Компенсировать потери компаний Министерство торговли и промышленности предлагает путем предоставления им бюджетных субсидий. Их размер, критерии и сроки предоставления определит правительство. Субсидии будут выплачиваться из доходов от пошлин, собранных за ввоз автокомпонентов. Другим противоречием, существовавшим до конца 2013 года, был утилизационный сбор для импортных автомобилей. Отечественные производители были освобождены от этого сбора. С 2014 года уравняли права отечественных и иностранных автопроизводителей с точки зрения уплаты утилизационного сбора. В РФ были внесены изменения в Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми введено понятие «международные стандарты». В соответствии с ним, для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, введена обязанность с 1 января 2013 года вести бухгалтерский учет.[47] Вступив в ВТО, Россия с 22 августа 2012 года уравняла государственную пошлину, связанную с патентованием и госрегистрацией в сфере интеллектуальной собственности. Постановлением Правительства исключены понятия «резидент», «нерезидент» и дифференциация в отношении них размеров пошлин. Так, например, установлена единая пошлина за регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдачу патентов на них - 3 250 руб. (ранее резиденты вносили 2 400 руб., а нерезиденты - 10 800 руб.). На 15% уменьшена пошлина за регистрацию заявки на патент, если она подается в электронном виде. Это касается и пошлин за регистрацию заявки на товарный знак, на знак обслуживания, на наименование места происхождения товара. На 50% уменьшены некоторые пошлины, связанные с патентованием изобретений и промышленных образцов, для субъектов малого предпринимательства. [3] Из всего представленных примеров следует, что Россия предпринимает все меры в области регулирования торговли налоговыми и таможенными механизмами и подстраивается к нормам ВТО. Вступление России в ВТО, а в ближайшей перспективе и в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) положительно скажется на работе налоговых органов в РФ. ОЭСР относит Россию к странам, которые в достаточной степени внедрили международные налоговые стандарты. Международные налоговые стандарты позволяют осуществлять обмен информацией между странами-членами ОЭСР по любым налоговым вопросам для администрирования и принуждения к соблюдению национального налогового законодательства вне зависимости от положений национального налогового законодательства о защите частной информации и банковской тайны для налоговых целей. Они также предусматривают расширенные механизмы для защиты конфиденциальности информации, которая вовлечена в процесс обмена. [51] Существенной проблемой в рамках международных торговых отношений становится на сегодняшний день проблема двойного налогообложения. Под юридическим двойным налогообложением ВТО понимает ситуацию, когда один и тот же товар облагается схожими налогами несколько раз, даже в руках различных субъектов. ВТО запрещает предоставлять странам-экспортерам экспортные субсидии на товары, что касается и косвенных налогов. В Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам действует метод, который разрешает освобождать от пограничных налогов экспортеров. Согласно этому методу, для устранения двойного налогообложения исключительное право на взимание косвенных налогов принадлежит стране, импортирующей товар. В стране происхождения товара производитель освобождается от уплаты косвенных налогов. Эти правила относятся к акцизам и прочим косвенным налогам, кроме таможенных пошлин.[54]

По мнению иностранных бизнесменов, которые работают и планируют работать в России существенными рисками при реализации инвестиционных проектов в России наряду с административными и правовыми рисками являются именно налоговые. Иностранные бизнесмены налоговые риски связывают с рисками некорректного применения налогового законодательства, необъективные судебные решения по результатам проведения налоговых проверок. Налоговые риски связаны и с другими финансовыми рисками, а также юридическими, административными. Западные бизнесмены уверены, что подобные случаи подрывают их авторитет, доверие к ним со стороны партнеров, клиентов и государственных деятелей, поэтому иногда им проще закрыть филиал или представительство в России, чем убедить всех в своей законопослушности. Для российского бизнеса выездная налоговая проверка становится вполне привычным и даже неотъемлемым атрибутом деятельности, а для иностранных компаний это экстраординарное событие.[10,с.20] Создавая бизнес в любой стране, включая и Россию, зарубежные компании должны понимать, что механизм исчисления и уплаты налогов, организация налогового контроля, формы и методы проведения налоговых проверок будут отличаться от тех, которые существуют в их стране, и они столкнутся с определенными трудностями. При совершенствовании налогового контроля и налогового администрирования необходимо внедрять новые информационные технологии, скоординировать работу уполномоченных органов по обмену данными с налоговыми органами, формировать планы по собираемости налогов, исходя из аналитической практики, совершенствовать судебную систему, уменьшить административную зависимость. [33,с.179] Таким образом, вступление России в ВТО предполагает внесение многочисленных изменений в налоговое законодательство с целью его соответствия требованиям и принципам деятельности ВТО. Очень много необходимо будет сделать в правовой базе в различных сферах деятельности, в том числе внести ясность в однозначность трактовок в налоговом законодательстве. Необходимо совершенствовать методы и формы проведения налоговых проверок. Одновременно с этим должны приниматься меры, направленные на повышение уровня налоговой культуры налогоплательщиков. Пожалуй, самым важным и значительным изменением после вступления России в ВТО является снижение таможенных пошлин на импортные товары и материалы, а также снятие контроль за ценами на ввозимые из зарубежа грузы. На импортный груз тарифная ставка связывается, то есть устанавливается так называемый «потолок тарифа», оговоренный странами-участниками ВТО, выше которого страны не могут его поднимать. Государство в дальнейшем самостоятельно решает, устанавливать тарифную ставку равную связанной или ниже ее, если это соответствует национальным интересам. Таким образом, страна застраховывает себя, так как имеет возможность увеличить размер импортной пошлины до уровня ее связывания при наступлении непредвиденного случая на том или ином товарном рынке, не нарушив обязательств перед другими государствами. Несмотря на это, существуют различные способы увеличения ставки импортной пошлины. Это, в частности, применение механизма защитных мер. В чрезвычайных ситуациях соглашениями ВТО предусмотрено повышение пошлин в пределах, превышающих уровень связывания. В данном случае можно увеличить тарифную ставку и (или) ввести импортную квоту на товар. Однако, к данной мере страны ВТО прибегают редко, так как при этом ухудшается доступ на рынок импортирующей страны и возникает необходимость предоставления ей компенсации. Применение защитных мер – не единственный способ увеличения импортной пошлины. Также любое государство, входящее в ВТО, может провести переговоры и при согласии других государств, может поднять тарифную ставку. Однако и в этом случае необходимо предоставление компенсаций торговым партнерам, которые окажутся затронутыми ростом таможенных барьеров. Компенсация, как правило, выражается в снижении ставок импортных пошлин на другие товары, объем торговли которыми сопоставим с объемом торговли защищаемого товара. Россия стремится сохранить и даже повысить уровень протекционистской защиты в некоторых отраслях экономики даже после завершения процесса либерализации. Наибольший рост ставок после присоединения в ВТО произошел в сельском хозяйстве. В промышленности рост более умеренный.

Заключение

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом. Преподавание налоговой системы – важное звено образовательной программы. В нашей ВКР мы смогли это доказать. ВКР состоит из двух глав. В первой главе мы раскрыли теоретические стороны налоговой системы государства, где более подробно рассматривалось экономическое содержание и назначение налогов в государстве. При этом был выбран наиболее оптимальный вариант изложения, где можно было бы сконцентрировать внимание как на экономической сущности налогов, основных понятий налогообложения, (как на понятийном аппарате), так и на существенных проблемах реализации системы налогообложения. В частности, в первой главе рассмотрены теории налогов, такие как: классическая теория А. Смита, Д.Рикардо, кейнсианская теория, теоряи экономики предложения, теория монетаризма М. Фридмана, неоклассическая и неокейнсианская теории, каждый из которых примененяется в зависимости от конкретной экономической ситуации в стране. Нами раскрыты основные принципы совершенствования налоговой системы государства в целом, представлены условия и направления реформирования налогвой системы в связи со вступлением в ВТО. Вторая глава описывает методические рекомендации, присущие теме «Налоги». Предложенная тема сформирована таким образом, чтобы предоставить учащимся наиболее полное представление о налогах и развитии налоговой системы. Тщательно разработан план и структура методической разработки. В характеристике темы указываются: цели и задачи темы; планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение, создана технологическая карта уроков, во многом облегчающая подготовку учителя к занятиям. Продуманы домашние задания. Предлагается вариант тестовых заданий и задач для обобщения и закрепления знаний учащихся по пройденной теме и проверка умений производить расчеты по налогам. (см. приложение) Тема была разработана так, чтобы ее можно было активно преподавать в системе общего образования в профильных классах. В ВКР, в соответствии с поставленной целью, мы раскрыли сущность и содержание темы «Реформирование налоговой системы в условиях вступления в ВТО», выявили место этой темы в программе элективного курса «Финансовая грамотность». Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: 1. Мы провели обзор источников по теме исследования. Полученная из разных источников информация по экономике, налогообложению, педагогике, методике преподавания, были систематизированы в главах ВКР;

2. Мы определили теоретические основы содержания темы, представленные в разделе 1.1; 3. Нами были раскрыты принципы совершенствования и развития налоговых систем в разделе 1.2; 4. Мы раскрыли специфику реформирования налоговой системы России в условиях втсупления в ВТО в разделе 1.3; 5. Нами были разработаны комплекс уроков для элективного курса по исследуемой теме и созданы дидактические материалы к урокам, которые расписаны во второй главе. В итоге исследования мы выдвинули следующие выводы : 1. Тема «Реформирование налоговой системы РФ в условиях вступления в ВТО» необходима в программе элективного курса «Финансовая грамотность», так как она способствует воспитанию налоговой грамотности, в частности, и повышению финансовой грамотности в целом. 2. Преподавание налоговой системы, ее современного состояния и развития в условиях существующего единого экономического пространства имеет большое значение для развития обучающихся. 3. В современном мире все сферы находятся в подчинении мировых стандартов, в том числе и налоговая система. Поэтому изучение в средней общеобразовательной школе в профильных классах налоговой системы РФ необходимо сочетать с темой «Реформирование налоговой системы РФ в условиях вступления в ВТО», так как невозможно изучать налоговую систему в отрыве от действительности. 4. Преподавание раздела «Налоги» элективного курса необходимо осуществлять, используя различные методы, потому разнообразие методов обучения, воспитания направлено на учитывание индивидуальности познавательных процессов обучающихся. Особое внимание мы уделили методу проблемного изложения материала, который содействует развитию аналитического и логического мышления обучающихся. 5. Использование проблемного изложения материала требует от учителя профессионализма, свободного владения теоретическим материалом, подкрепления теории практическими знаниями из реальной действительности, житейским опытом. 6. Каждый педагог не только преподаватель, но и воспитатель. Поэтому преподавание раздела «Налоги» должно сводиться не только к передаче знаний, формированию компетенций, но и должна преследовать за собой воспитательные цели. Анализ литературы и исследований по теме исследования показывает многообразие подходов авторов к проблеме реформирования налоговой системы. К сожалению, рамки нашей дипломной работы не позволяют ответить на все вопросы и решить проблему до конца. Работа не претендует на решение комплекса проблем, которые по своему характеру являются многогранными и сложными и требуют дальнейшего изучения.

Список литературы

1. Конституция РФ

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации

3. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. N 781 \"О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий А.Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»

4. Постановление Правительства РФ от 21 июля 2012 г. N 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

5. Постановлением правительства от 31.12.1991г. №91 «О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации».

6. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1990. – 207с.

7. Бодрунов, С.Д. Институциональные механизмы концепции нового индустриального развития России в условиях ВТО (пленарный доклад) [Текст] / С.Д. Бодрунов // Налоговый вестник . – 2013. - №10. – С.13-17.

8. Бодрунов, С.Д. Реиндустриализация России: совершенствование государственного управления, правового и технического регулирования (научный доклад) [Текст] / С.Д. Покидченко, В.Н. Лопатин, В.В. Окрепилов // Экономическое возрождение России. – 2013. - №2. – С.5-6

9. Большая советская энциклопедия: В 30 томах. Т.5 - М.: \"Советская энциклопедия\", 1969-1978.

10. Гагарин, П.А. Налоговый риск-менеджмент в процессе стратегического инвестирования // Налоги. – 2012. - №40. – С.20-22.

11. Гареев, М. Башкирия и ВТО. Жить будем легче, жить будем дешевле? [Текст] / М. Гареев // Комсомольская правда. – 2012. – №6. – С.23-27 .

12. Господарик, Ю.П., Дистанционное обучение и профилизация старшей школы [Текст] / Ю.П. Господарик // Профильная школа. – 2005. – №3. – С.3-4

13. Дадашев, А.З Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие [Текст] / А.З. Дадашев. – М.:Инфра-М, 2013. – 240с.

14. Даниленко, Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по макро- и микроэкономике [Текст] / Л.Н. Даниленко. – М.: Инфра-М.,2013. – 576с. 488с.

15. Дробышевская, Т.А. Куда тащат Россию? [Текст] / Т.А. Дробышевская // Итоги. – 2005. – №9. – 11с.

16. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е.П. Ильин. – СПБ.: Питер, 2004. – 701с.

17. Кабиров, Р.Ф. Теоретические основы создания и функционирования свободных экономических зон [Текст]: диссертация / Р.Ф. Кабиров. – Уфа, 2007. – 177с.

18. Катасонов, В.Ю. О ВТО, или о реальных и мнимых дырах российской экономики [Текст] / В.Ю. Катасонов // Власть. – 2012. – №42. – С.23-25.

19. Климова, М.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие [Текст] / М.А. Климова. – М.:РИОР., 2008. – 176с.,35с.

20. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст] / Г.Ю. Ксезонова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 222 с.

21. Кузнецов, С.В. Особенности инновационной модернизации экономики в регионах России в условиях ВТО [Текст] / С.В. Кузнецов // Налоговый вестник. – 2013. - №10. – С.18-29.

22. Майбуров, И.А Теория и история налогообложения [Текст] / И.А. Майбуров, Н.В. Ушак, М.Е. Косов. – М.: Юнити, 2011. – 422с. С.387.

23. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика:Пер. с 13-го англ. изд [Текст] / Макконел К.Р., Брю С.Л. – М.: «Инфра-М», 2001. - 974с.

24. Налоги: учебное пособие / под ред. Д.Г. Черника. – М.:Финансы и статистика, 2001. – С.25.

25. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко [Текст] / П.В. Савченко. – М.: Инфра-М, 2011. – 832с.

26. Олейникова, И.Н. Налоговая система РФ: конспект лекций [Текст] / И.Н. Олейникова. – Таганрог.: изд-во ТРТУ, 1999. – 93с.

27. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / И.П. Подласый.- М.: Просвещение; 1996. – 432 с.

28. Покидченко, Е. За и против ВТО [Текст] / Е. Покидченко // Эксперт. – 2002. – №36. – С.2-3.

29. Пушкарева, В.М. Исторический очерк развития финансовой науки: монография [Текст] / В.М. Пушкарева. – М.: Инфра-М.,2013. – 382с.

30. Рогова, И.Н. Перспективы развития отечественной металлургии при вступлении в ВТО [Текст] / И.Н. Рогова // Налоговый вестник. – 2013. - №10. – С.82-87.

31. Рыманов, А.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие [Текст] / А.Ю. Рыманов. – М.:Инфра-М, 2009. – 331с.

32. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы [Текст] / В.А. Сластенин. – Москва.: Академия, 2009. – 253с.

33. Смородина, Е.А. Соответствие положений российского налогового законодательства требованиям и принципам деятельности Всемирной Торговой Организации // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10 (часть 1). – С.179-183.

34. Сперанская, Л.Н. Образование и деятельность ВТО [Текст] / Л.Н. Сперанская // Эксперт. – 2002. – №11. –18с.

35. Теория и история налогообложения [Текст]: учебное пособие / под ред. Г.Д. Торопыгина. – Самара.: СГУ., 2009. – 156с.

36. Теория и история налогообложения [Текст]: учебное пособие / под ред. Б.Х. Алиева, А.М.Абдулгалимова, М.Б.Алиева. - М.: вузовский учебник., 2008. – 240с., - 60-63 с.

37. Теория налогового права: учебное пособие / под ред. А.В. Брызгалиной [Текст] / А.В. Брызгалина. – М., 1997. – 600с.

38. Трегубова, Е.В, Украинцева А.И. Администрирование налогового контроля в зарубежных государствах [Текст] // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 3. – С.3-4.

39. Учительская газета [Электронный ресурс] / Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – Режим доступа: ug.r*. – (Дата обращения 10.05.2014)

40. Фролова, Т.А. Экономическая теория: конспект лекций [Текст] / Т.А. Фролова. – Таганрог.: ТТИ ЮФУ, 2009. – 135с.

41. Шаталов, С.Д. Развитие налоговой системы России. Проблемы, пути решения и перспективы. М., 2000.

42. Хужаев, Н. Методика преподавания экономических дичциплин [Текст]: учебное пособие / Н. Хужаев, П.З. Хашимов, Т.Т. Джураев, О.Б. Гимранова. – Ташкент.: Ташкентский финансовый университет, 2005. – 133с.

43. Якушева С.Д. Учебное пособие дисциплины «Основы педагогического мастерства» для преподавателей и студентов вузов и колледжей [Текст]/ С.Д. Якушева.- Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230с.

44. Блог фискала [Электронный ресурс] / Последние налоговые новости. -Режим доступа: blogfiscal.r*. – (Дата обращения 02.03.2014).

45. Всероссийская академия внешней торговли Минэкономиразвития России [Электронный ресурс] / Международное сотрудничество. – Режим доступа: vavt.r*. – (Дата обращения 08.11.2013).

46. Доля таможенных пошлин в ВВП России [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. – Режим доступа: minfin.r*. – (Дата обращения 23.12.2013).

47. Козловский, Е.А. Россия в ВТО и последствия для ее минерально-сырьевого комплекса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.promved.r* (Дата обращения: 17.06.2013]

48. Корпорация развития РБ [Электронный ресурс] / С 2014 года инвесторы в Башкортостане получат дополнительные льготы. – Режим доступа: kr-rb.r*. – (Дата обращения 01.03.2014).

49. Мидгард-Инфо [Электронный ресурс] / Вся правда о ВТО. – Режим доступа: h**t://via-midgard.info. – (Дата обращения 19.05.2013)

50. Новости@mail.r* [Электронный ресурс] / Госдума готова рассмотреть осенью законопроект об утилизационном сборе на российские машины. – Режим доступа: h**t://w*w.gazeta.r*. – (Дата обращения 11.07.2013).

51. Савуляк, Э. Россия в ВТО: оптимизировать налоги станет сложнее [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.klerk.r* (Дата обращения: 05.02.2013)

52. Сайт традиционалистов Башкортостана [Электронный ресурс] / Башкирия: первые результаты вступления в ВТО. – Режим доступа: h**t://w*w.rb21vek.com. – (Дата обращения 15.05.2013).

53. Сластенин, В.А., Подымалова, А.С. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, А.С. Подымалова. – М.: Магистр, 1997. – 224с.

54. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам [Электронный ресурс] / VneshMarket.r*. – Режим доступа: vneshmarket.r*. – (Дата обращения: 01.04.2014).

55. Торгово-промышленная палата Российской Федерации [Электронный ресурс] / ВТО увеличит налоговое бремя на бизнес. – Режим доступа: tpprf.r*. – (Дата обращения 19.02.2014).

56. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] / Федеральная таможенная служба вносит существенный вклад в доходную часть государственного бюджета. – Режим доступа: h**t://customs.r*. – (Дата обращения 19.02.2014).

57. Фомченков, Т.Б. Утилизационный сбор распространят и на российские авто [Электронный ресурс] / Российская газета. – Режим доступа: h**t://w*w.rg.r*. – (дата обращения: 10.06.2013).

58. Эксперт Онлайн [Электронный ресурс] / ВТО длиною в жизнь. – Режим доступа: expert.r*. – (Дата обращения 22.02.2014).

59. Юридическое бюро «Гроций» [Электронный ресурс] / Льготы, предоставленные для иностранных инвесторов. – Режим доступа: law.edu.r*. – (Дата обращения 19.02.2014).

Покупка готовой работы
Тема: «Реформирование налоговой системы рф в процессе вступления в вто»
Раздел: Экономика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 102
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика