Дипломная работа

«Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

  • 70 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 7

1.2. Понятие, сущность и формы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 7

1.2. История возникновения и развития института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и зарубежных странах 21

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ, ИНТЕРЕСОВ И ГАРАНТИЙ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 30

2.1. Законодательство в сфере социальной защиты прав, интересов и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 30

2.2. Органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения и их обязанности 45

2.3. Проблемы социальной защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пути их решения 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62

Введение

Права человека стали неотъемлемой частью цивилизованного общества совсем недавно. Данное понятие начало использоваться в повседневности лишь к середине 60-х годов XX века.

С самого рождения, человек приобретает свои естественные права, но будучи ребенком, он не может себя защитить. Детство - самый важный и ответственный период развития как психического, так и физиологического развития ребенка. В этот момент он находится в зависимости от окружающего его мира - взрослых (родителей и педагогических работников). Становление личности, его рост по большей части определяется эффективными способами защиты их прав.

Охрана прав детей относится к числу самых важных и нерешенных проблем, вызванных определенными социальными явлениями и факторами в обществе и в семье (например, бедность, семейное неблагополучие и т.д.). Нередко совершение преступлений и правонарушений малолетними и подростками - это следствие невнимательного отношения, обделения их временем и вниманием.

Как отмечают многие исследователи в этой области, исходя из того, какой уровень социальной защищенности данной категории граждан в государстве, можно судить о состоянии развитости его общества и степени демократии в его управлении.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в недостаточной разработанности, как с правовой точки зрения, так и с экономической. Дело в том, что ныне существующие в России государственные институты социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют свою деятельность, ориентируясь на устаревшие нормы, эталоны. Они не направлены, в самом деле, на реализацию прав и охрану интересов этих граждан, а устремлены на самостоятельное выживание и оправдание своих действий суммой предпринимаемых ими усилий.

Защита прав детей, забота об их воспитании и дальнейшем развитии ложится на плечи государства и их родителей (законных представителей). Вот почему семья, как основной институт гражданского общества, признается высшей его ценностью, условием социализации личности и, тем культурным образцом, передаваемым от одного поколения другому.

Однако, независимо от мер принимаемых государством по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, у которых нет родительской опеки, число этих детей растет. Большинство и них сталкивается с трудностями жизни уже в раннем возрасте, воспитывается в условиях, полностью или частично не отвечающим требованиям пребывания в них. Следствием которых, обычно, является психофизиологическое отклонение ребенка, а также трудность приспособления к будущей жизни. Например, это проблемы трудоустройства, создания семьи, страх перед общественностью, проявление агрессии, неоднократное совершение правонарушений и т.п.

Проблемам сиротства и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уделяется значительно внимания. Среди ученых- правоведов, уделивших внимание данной проблеме, можно отметить таких авторов, как Ж.А. Бикситова, В.В. Плешивцев и др. Вопросам развития и современного состояния помощи детям-сиротам в России посвящена работа С.Ю. Лутошкиной, за рубежом - З.Я. Барановой, Л.Ю. Голышевой, правовому статусу детей-сирот посвящена работа О.В. Бутько, проблемы реализации жилищных прав рассматривала А.К. Мамаева. Признавая теоретическую значимость исследований указанных авторов, заметим, что ряд проблем правового регулирования остаются до сих пор не решенными.

Объектом работы являются социально-правовые отношения, возникающие при определении оснований и реализации поддержки детей- сирот и детей, у которых нет родительской опеки.

Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в данной сфере, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ - Республики Башкортостан.

Цель работы - изучить и проанализировать основы правового регулирования в области социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть понятие и сущность социальной защиты;

— определить формы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— провести анализ российской системы социальной защиты детей- сирот и детей, у которых нет родительской опеки с зарубежными странами;

— рассмотреть основные нормативные документы, призванные защищать права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— определить проблемы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России.

Методологическую основу исследования составляют положения и принципы диалектического метода познания и применение комплекса частных и научных методов: формально-логического, сравнительно-правового, исторического.

Научная новизна состоит в том, что в исследовании научно обоснована целесообразность и необходимость социальной защиты в практике социальной защиты с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей.

Структура ВКР подчинена основной цели и задачам исследования и включает в себя: введение, основную часть, объединяющую две главы, заключение и список использованной литературы.

В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно: дано определение социальной защите, раскрыта её сущность и роль.

Во второй главе дипломной работы проведен анализ правового регулирования системы социальной защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, четко обозначены проблемы, которые остаются до сих пор нерешенными в данном вопросе.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.2. Понятие, сущность и формы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

На сегодняшний день вопрос о защите детей является одной из глобальных и основных проблем, требующих внимания со стороны государств, социальная политика которых в значительной мере должна быть направлена на улучшение социального положения детского населения.

Детство - важнейшая часть жизни человека, где формируется как психологическое, так и физиологическое детское благополучие и формирование необходимых функций. Это первоначальная стадия развития и становления человека в обществе. Поэтому содержание в ней таких функций, как учет и понимание системны норм, ценностей общества, овладение нужными способностями, игра в общественных ролях и ее регулирование дают возможность детям побыть частью нашего с вами общества .

В этот период жизни ребенок полностью зависит от окружающего общества, то есть от родителей и учителей. Полноценное развитие детей в большей степени складывается государственными мерами, которые готовы защитить их права, свободы и интересы. Из-за невнимательного отношения, лишения их времени и внимания дети не имеют возможности нормально расти и развиваться. Поэтому особое внимание следует уделять защите материнства и детства.

В одном из международных документов, говорится, что «дети, временно или постоянно лишенные своего семейного окружения или в своих наилучших интересах, не могут существовать в этой среде, заслуживают особой защиты и помощи со стороны государства».

Конвенция о правах ребенка была ратифицирована большинством существующих государств. В нем подтверждается «возможность абсолютно всех детей на существование, поддержку и охрану младенческого здоровья, охрану от эксплуатации и принуждения, а кроме того возможность на гуманное обращение с ребенком, если тот нарушил закон». Права детей, согласно данному документу, должны удовлетворять возникшие в результате их социальной и психофизической незрелости жизненных потребностей.

В ст. 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» указывается, что ребенок наравне со всеми членами, гражданами общества обладает всеми без исключения правами в соответствии с Конституцией Российской Федерации .

Материнство и детство, в целом и семья находятся под защитой нашего государства . Государственные деятели, ученые, да и сама природа, считают, что семья оказывается предметом общегосударственной семейной политической деятельности. Задача, которой — предоставление страной требуемых условий с целью осуществления функций и роста качества жизни данного социального института. Проблемы, связанные с регулированием такого явления как сиротство в российском обществе не только актуальны, но и болезненны.

Основные положения многих международных актов в области прав детей закреплены во многих законодательных актах РФ, провозглашенными пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации приоритетными.

Необходимо выделить то, что основной закон Российской Федерации устанавливает законные общепризнанные меры только общего характера, при этом их содержимое и система, в ходе которой происходит их реализация остаются не проработанными. Помимо того, Россия приняла на себя обязательства по реализации положений Конвенции о правах детей , в которой указывается, что детям как одной из наиболее уязвимых групп населения, следует уделять внимание и как к отдельно взятым лицам, как и к членам общества, обладающим конкретными правами.

Охрана прав детей в нынешней Российской Федерации считается важным вопросом, и порождена очевидным дефицитом участия со стороны взрослых, как в общественной среде, в частности и в семье. Значимость данной проблемы состоит в быстром увеличении числа детей-сирот и в отсутствии успешных моделей реализации их социальной охраны. Социальная защита детей-сирот и детей, которые остались без заботы со стороны родителей и родных - один из значимых вопросов страны и мира. Вопрос сиротства на сегодняшний день является самым актуальным из проблем современной действительности в нашем государстве.

Заключение

В ходе рассмотрения правоприменительной и правоохранительной практической деятельности по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения отца либо матери, раскрывается смысл понятия «социальная защита». Она предполагает некую систему охраны, необходимой и целостной деятельности взрослых в то время, когда ребенок становится жертвой определенных обстоятельств. Она включает в себя принципы, установленные государством, методы, социальное обеспечение, гарантии обеспечения жизненных условий, деятельности и институтов, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения, комплекс мер, действия государства и общества, противодействие рисковым ситуациям в нормальной жизни граждан.

При сравнительной оценке российских форм воспитания с другими странами было выяснено, что механизмы и способы охраны прав и законных интересов детей, упомянутые в дипломной работе основаны на институциональном подходе и принципах выработки методов защиты прав детей, которые реализуются и разрабатываются на практике на сегодняшний день.

Изучение исторического развития форм и способов социальной защиты детей со стороны экономической и политической жизни стран, позволяет выявить современные тенденции в области защиты прав детей. Используя опыт многих государств, мы должны объединить усилия по реализации международных программ по предупреждению социального сиротства и предотвращению негативных явлений в обществе и семье.

Защита прав и интересов детей-сирот и детей, у которых нет родительской опеки, осуществляется специально уполномоченными государственными органами опеки и попечительства. Это органы местного самоуправления (территориальное управление).

В данных организациях ведется учет детей, которые остались без присмотра со стороны отца и матери; выбираются форма их устройства в зависимости от случаев утраты родительской заботы; осуществляется последующее контролирование над состояниями их содержания, образования и воспитания.

В целях своевременного выявления таких детей закон ориентирован на предупреждение и пресечение преступных деяний со стороны руководителей учреждений, имеющие непосредственный контакт с детьми (детские сады, школы, детские поликлиники и т.д.), на должностных лиц органов опеки и попечительства, а также на граждан, имеющих сведения о ребенке, который остался без попечения родителей - на них возлагается обязанность сообщать об этом в органы опеки и попечительства согласно месту фактического пребывания детей.

После получения такой информации или самостоятельном выявлении ребенка, оставшегося без родительской заботы и внимания, органы опеки и попечительства должны принять меры по защите их прав и интересов (например, это поиск родственников, предоставление временного жилья для детей и т.д.).

Присутствие ребенка в любом государственном детском учреждении не исключает дальнейшего размещения его в семью. С этой целью в России ведется централизованная регистрация всех детей (на местном, региональном и федеральном уровнях), которые могут быть воспитаны в приемных семьях и эта информация доступна любому гражданину, желающему усыновить ребенка.

В Российской Федерации существует множество проблем, связанных с обеспечением полноценной жизнедеятельности детей-сирот и тех несовершеннолетних, оставшихся без заботы со стороны родителей и родных, которые могут быть решены на региональном уровне - это организация досуга детей, здравоохранения и занятости, поддержка одаренных детей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, находящихся в трудном положении.

Проблема социального сиротства является одной из самых серьезных проблем детства. Проблемы социализации детей, которые остались без родительской заботы в детских домах и интернатах, не имеют возможности полноценно подготовиться к самостоятельной жизни после ухода из детских домов. В связи с этим вопрос о воспитании детей в приемных семьях, которые реализуются на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната, всегда стоит на переднем плане.

Дети, не имеющие надлежащего родительского контроля, должны привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел, не в то время, жизнь в семье становится опасной, а тогда, когда их поведение приобретает отклоняющийся вид.

Деятельность органов опеки и попечительства наступает только лишь в случае появления трудности, когда семья не может справиться самостоятельно, когда инспекция сталкивается с необходимостью принятия решения о целесообразности и законности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семье.

В нынешних условиях права детей, прежде всего вопроса о жизни и воспитании их в семье, могут быть обеспечены только при сотрудничестве всех организаций и учреждений, деятельность которых ориентирована на социальную работу и поддержку детей.

Проанализировав опыт работы ГБУ РЦСУ Республики Башкортостан, можно сделать вывод о том, что важным местом в деятельности этого учреждения является социально-педагогическая работа со студентами, а также подготовительная и социально-адаптивная деятельность по подготовке к жизни за пределами стен. Повышение эффективности социальной адаптации достигается за счет снижения уровня сегрегации таких институтов.

В процессе выполнения работы была достигнута поставленная во введении цель. Для этого были решены следующие задачи: рассмотрение понятия и сущности социальной защиты; определение форм социальной защиты детей-сирот и несовершеннолетних, которые остались без заботы со стороны родителей и родных; анализ системы социальной защиты детей- сирот и несовершеннолетних, которые остались без заботы со стороны родителей и родных; выявление проблем социальной защиты детей-сирот и тех несовершеннолетних, которые остались без попечения со стороны родителей и родных в России.

Теоретические основы исследования и проведенные исследования дают основание для размышлений о необходимости совершенствования нормативной базы. Проблема сиротства остается наиболее актуальной в современной России, поскольку этот феномен сохраняет статус нерешенного вопроса в современных социально-экономических условиях. Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, относятся к одной из групп населения, нуждающихся в наибольшей государственной и общественной заботе.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

2. Конвенция ООН от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка» // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI, 1993.

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990 // Дипломатический вестник. 1992. № 6.

4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // «Российская газета» от 25.12.1993 г.

5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

+ еще 61 источник

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика