Дипломная работа
«Особенности формирования налоговой базы и уплаты налогов в филиале коммерческого банка»
- 70 страниц
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы налогообложения коммерческих банков
1.1. Законодательная база налогообложения юридических лиц 8
1.2. Особенности налогообложения коммерческих банков в России 13
1.3. Опыт зарубежных стран в налогообложении коммерческих банков 19
Глава 2. Анализ практики налогообложения ОАО КБ «Альфа-Банк»
2.1. Краткая финансово-экономическая характеристика ОАО КБ «Альфа-Банк» 26
2.2. Анализ балансовых показателей работы банка за 2010-2012 гг. 30
2.3. Анализ структуры налоговых платежей банка за анализируемый период 34
2.4. Анализ налоговой нагрузки за анализируемый период 40
Глава 3. Пути совершенствования налогообложения коммерческих банков
3.1. Проблемы, связанные с налогообложением в банковской сфере 44
3.2. Предложения по совершенствованию налогообложения и уплаты налогов в коммерческом банке 47
3.3. Уменьшение налоговой нагрузки коммерческого банка за счет оптимизации налогооблагаемой прибыли 53
Заключение 59
Список использованных источников 65
Одной из важнейших структур рыночной экономики является банковская система, которая представлена Центральным банком России и многочисленными коммерческими банками.
Налогообложение коммерческих банков – проблема чрезвычайно сложная, поскольку коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение.
С банковских счетов хозяйствующие субъекты в безналичном порядке рассчитываются за купленные товары, произведенные работы, оказанные услуги, осуществляют платежи в бюджет, на банковских счетах находятся безналичные денежные средства организаций, с банковских счетов осуществляется выплата заработной платы, банки осуществляют кредитование организаций и населения, в банках находятся вклады граждан [24, с.35].
Неплатежеспособность коммерческих банков чревата экономическими затруднениями для их многочисленных клиентов, задержкой выплаты заработной платы, возрастанием социальной напряженности, что особенно ярко проявилось во время банковского кризиса в августе-октябре 2008 года. Вопрос надежности и ликвидности коммерческих банков – это не только атрибут современной политики их выживания, но и стратегия развития коммерческих банков. От того, как будут развиваться и функционировать коммерческие банки, во многом зависит их прибыль, а значит и увеличение доходов федерального, региональных и местных бюджетов.
Коммерческие банки выделяются в особую группу участников налоговых отношений также в связи с тем, что в финансово-кредитной системе они выполняют двоякую роль. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих основания производят платежи в бюджеты всех уровней. С другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, так как осуществляют исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налоговых платежей последних в соответствующие бюджеты. В этом случае от банков во многом зависит своевременность и полнота уплаты налогов другими налогоплательщиками. [28, с.115].
Особая роль коммерческих банков как участников налоговых правоотношений заключается и в том, что налоговое законодательство возлагает на них особые обязанности по предотвращению налоговых правонарушений другими плательщиками налогов.
Актуальность вопросов налогообложения банков не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России, разработки и принятия Налогового кодекса и, наконец, формирования национальной налоговой системы как таковой. Не случайно в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки невозможна. Налогообложение банков представляет собой одну из наиболее интересных тем в контексте развития интеграционных процессов в банковском бизнесе. Актуальность вопросов реформирования национальной банковской системы, ее интеграции в мировое банковское сообщество обусловлена переходом России к принципиально новым экономическим отношениям. Банковская система, созданная в начале 90-х годов, для России была практически новым сектором экономики. Поэтому законодательная база, в том числе по налогообложению кредитных учреждений, была очень неустойчива и неподготовлена к тем условиям, при которых существовали банки [22, с.77].
На сегодняшний день, в литературе уделяется довольно незначительное место налогообложению кредитных организаций, которое главным образом направлено на освещение существующего законодательства, нежели на анализ проблем, и нахождения путей выхода из них. Практически полностью отсутствует информация, о доли налоговых платежей собранных с коммерческих банков в общей сумме доходов федерального бюджета, что довольно-таки затрудняет анализ состояния банковского сектора, а он в настоящее время находится на стадии подъема, и занимает существенную область в экономики нашей страны.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении анализа налогообложения коммерческих банков на примере ОАО КБ «Альфа-Банк», а также разработке теоретических и практических рекомендаций и предложений по проблемам совершенствования налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы налогообложения коммерческих банков.
2. Провести анализ практики налогообложения ОАО КБ «Альфа-Банк».
3. Разработать пути и методы совершенствования налогообложения коммерческих банков на основе анализа действующей системы налогообложения коммерческого банка.
Объектом исследования является ОАО КБ «Альфа-Банк».
Предметом исследования является налогообложение коммерческих банков, целью которого является то, чтобы коммерческие банки оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.
Периодом исследования были взяты три последовательных года с 2010 по 2012 гг.
В процессе написания дипломной работы нами проведен анализ нормативных актов РФ, в частности, Конституции РФ, Налогового кодекса РФ, такие федеральные законы, как ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а так же указания ЦБ РФ, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий.
Теоретическую основу дипломной работы составляют труды таких российских ученых, как Анищенко Е.В., Артемова П.В., Оганян К.И., Кацаев М.А., Темникова К.В.
В выпускной квалификационной работе широко используются такие методы исследования, как: статистический, метод структурного анализа, метод горизонтального анализа (для того, чтобы оценить изменения налоговых платежей в динамике), метод вертикального анализа (чтобы определит удельный вес налоговой нагрузки в банке), метод синтеза (чтобы охарактеризовать отдельные статьи налогообложения, сложить о них целостное понятие), метод средней (чтобы в полной мере оценить налоговое бремя банка), математико-экономический анализ (для проведения комплексного анализа налоговой нагрузки).
Объем и структура работы обусловлены целями и задачами, поставленными в исследовании выпускной квалификационной работы. Структура работы обеспечила логическое развитие темы исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих 10 параграфов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы налогообложения коммерческих банков
1.1. Законодательная база налогообложения юридических лиц
Формирование правильной законодательной базы налогообложения юридических лиц – основополагающая задача фискальных органов. Так как основным потоком средств для пополнения федерального бюджета как раз и являются взимаемые налоги с юридических лиц.
Объективно обусловлено, что российское налоговое законодательство является самой активно изменяющейся отраслью права. Во-первых, за счет налоговых поступлений формируется 75,5% средств, обеспечивающих финансирование деятельности Российской Федерации. Во-вторых, сложившийся на настоящий момент паритет власти позволяет практически беспрепятственно в короткий срок возводить в ранг закона все законотворческие инициативы [29, с.44].
Доказательством пристального внимания государства, уделяемого регулированию правоотношений в сфере налогообложения юридических лиц, является внесение изменений и дополнений Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [29, с.61].
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2, с.14].
Юридическим лицом, в соответствии со ст. 48 ГК РФ, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [3, с.66]. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Основой структуры и хозяйствования юридического лица является имущественная обособленность. Данная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей, а если речь идет об организации, построенной на началах членства, то есть корпорации, от имущества ее членов. Каждое юридическое лицо должно создаваться и действовать на основе определенных, составленных в соответствии с законом учредительных документов. Установлена обязательная государственная регистрация юридических лиц. Включение того или иного образования в единый реестр юридических лиц служит необходимым, достаточным и вместе с тем бесспорным доказательством того, что данное образование признано в установленном порядке юридическим лицом.
Гражданский кодекс подразделяет юридические лица в зависимости от правового режима их имущества на три категории: субъекты права собственности (товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений); субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия) и субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения) [3, с.74].
Налоговая система – это совокупность налогов, взимаемых на данной территории. Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п.1 ст.1 НК РФ) [2, с.7].
Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в РФ, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п.2 ст.1 НК РФ):
виды налогов и сборов; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
права и обязанности участников соответствующих правоотношений; формы и методы налогового контроля;
ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц [2, с.21].
Основной системой налогообложения является общая.
Общая система налогообложения – это система налогообложения, при которой налогоплательщик платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты [25, с.185].
На данной системе находятся все юридические лица, которые не избрали другую систему налогообложения, или для которых установлены ограничения относительно выбора той или другой системы налогообложение.
Юридические лица, которые находятся на общей системе, платят такие основные налоги:
1. налог на прибыль;
2. налог на добавленную стоимость;
3. транспортный налог;
4. акцизы;
5. земельный налог;
А так же прочего, в соответствия с законодательством;
Рассмотрим данные налоги более подробно.
Налог на прибыль – прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.) [2, с.91].
Налог регулируется гл. 25 Налогового кодекса России с изменениями и дополнениями. Это один из основных видов налогов, которые пополняют региональные бюджеты.
Согласно ст.246 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются:
юридические лица РФ всех форм собственности;
представительства иностранных юридических лиц или те компании, кто просто получает доход от источников, которые расположены в РФ.
В соответствии со ст. 247 НК РФ, объектом налогообложения является прибыль, которую получил налогоплательщик. Под прибылью следует понимать разницу между полученными в отчетном периоде доходами и произведенными в этом же отчетном периоде расходами. Прибыль, которая подлежит обложению налогом, определяется с начала года нарастающим итогом.
Согласно ст. 248 НК РФ, доходы – это выручка от реализации, которая получена, как по основному виду деятельности, так и от внереализационных доходов, а так же выручка, полученная от других видов деятельности. Следует отметить, что все доходы, при определении базы налогообложения, начисляются без акциза и НДС [2, с.86].
Под расходами, согласно ст. 252 НК РФ, понимают все затраты, имеющие документальное подтверждение. Также они должны быть обоснованы с точки зрения экономики предприятия [2, с.64].
Исчисление базы налогообложения, согласно ст. 313 НК РФ, происходит на основании данных налогового учета.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Налог регулируется законом РФ «О налоге на добавленную стоимость», от 06.12.1991. Закон введен в действие с 1 января 1992 г. и применяется на всей территории Российской Федерации с изменениями и дополнениями.
Плательщиками НДС являются все предприятия и организации вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность и на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС.
Объектом налогообложения является оборот по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) [38, с.95].
Транспортный налог – налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств [2, с.55].
Акцизы – косвенные налоги на определенные товары, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателями. Устанавливаются, как правило, на дефинитную и высокорентабельную продукцию и товары, предназначенные для населения и являющиеся монополией государства [2, с.57].
Земельный налог – уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения [2, с.110].
Также юридическое лицо является налоговым агентом относительно нанимаемых работников и обязано удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы с физических лиц.
Налоговый агент – это посредник между государством и налогоплательщиками. Такие посреднические услуги необходимы для перечисления налогов и сборов в бюджеты. Налоговый агент может быть представлен организацией, которая выполняет обязанности по расчетам и удержаниям у налогоплательщиков, а также перечисляет эти суммы в бюджет. При этом у нее те же права, что и у обычного налогоплательщика
Основная задача налогового агента – своевременно и достоверно удерживать налоги с последующим перечислением в российский бюджет. Он должен вести адресный (по каждому конкретному налогоплательщику) учет доходов, расходов и налогов, которые должны поступить в бюджеты [37, с.8].
Указом Президента РФ 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» были дополнительно введены специальный налог с предприятий для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей и транспортный налог с предприятий.
Согласно Указу Президента РФ 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 г.», органам власти субъектов федерации и органам местного самоуправления было предоставлено право, дополнительно устанавливать и вводить без ограничения любые налоги. В результате, только к 1994 г. было введено дополнительно сверх предусмотренных в Законе «Об основах налоговой системы в РФ» более 70 видов региональных и местных налогов.
Налоговая система в РФ практически была создана в 1991 г., когда в декабре 1991 г. был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В настоящее время в эти законы были внесены поправки [28, с.34].
1.2. Особенности налогообложения коммерческих банков в России
Банки и иные кредитные учреждения по объему налоговых платежей в бюджет являются одними из крупнейших среди всех налогоплательщиков – юридических лиц. Однако, кроме функционирования банка или иного кредитного учреждения в качестве налогоплательщика, данные организации выполняют не менее важные функции. Особенность учреждений российской кредитной системы состоит в том, что они участвуют в кассовом исполнении налогового законодательства, то есть они выступают в роли агентов фискального контроля [25, с.17].
Банковская система сегодня – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон N 395-1) банком является кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. [5, с.16]
Перечень банковских операций, осуществление которых производится на основании лицензии Банка России, содержится в ст. 5 Закона N 395-1.
Коммерческие банки относятся к особой категории финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности [33, с.188].
Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов [30, с.98].
Особенностью налогообложения коммерческих банков является то, что банки осуществляют только те операции, которые предусмотрены Законом РФ «О банках и банковской деятельности» и обязательно при наличии лицензии ЦБ РФ. Банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, в то время как другие субъекты экономической деятельности могут совмещать несколько видов деятельности, что соответственно влияет на размер налоговых платежей.
В целом структура налогов, уплачиваемых банками, а также удельный вес отдельных налогов в системе всех налоговых платежей отличается от удельного веса основных налогов, уплачиваемых другими хозяйствующими субъектами. Так, большая часть приходится на такие налоги, как налог на прибыль, налог на имущество. Совсем небольшую долю занимает налог на добавленную стоимость и прочие налоги.
Во многом наполняемость бюджета зависит от того, как банки выполняют роль «кровеносных сосудов» в пополнении доходной части бюджета, т.е. своевременно и в полном объеме исполняют платежные поручения своих клиентов по налоговым платежам обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств [33, с.119].
Банков отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.
Во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах:
непосредственно как самостоятельный налогоплательщик;
как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;
как налоговый агент (в части исчисления, удержания налогов и денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет) [21, с.254].
Налогообложение банков имеет свои отличительные черты, которые связаны со спецификой банковской деятельности. Одной из таких отличительных черт является налогообложение прибыли банков. С 1 января 2002 года банки исчисляют и уплачивают налог на прибыль в соответствии с главой 25 части 2 Налогового кодекса РФ [44, с.3-6].
Однако при расчете налога на прибыль банков учитываются особенности формирования налогооблагаемой базы, которые предопределены отличием бухгалтерского учета в кредитных организациях, расчетов сумм доходов, расходов, относимых на издержки производства банковских услуг для целей налогообложения, и финансовых результатов. Учет доходов и расходов банка специфичен, поскольку здесь применяется свой план счетов, унифицированный вариант которого был введен в банковскую практику с 1 января 1998 г. Кроме этого, сами доходы представляют собой в большинстве процентные доходы от привлечения и размещения денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности, что, соответственно, влияет на формирование налогооблагаемой базы.
Следующим отличием является особенность исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость уплачивается банками и страховыми организациями на основании гл. 21 НК РФ. НДС уплачивают коммерческие банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие операции, облагаемые налогом [26, с.123].
Рассматривая особенности обложения налогом на добавленную стоимость услуг банков, следует исходить из того, что в стране с рыночной экономикой финансовые услуги, как правило, освобождены от указанного налога. Это объясняется тем, что большая часть тарифов за услуги банков не основывается на конкретно исчисляемой себестоимости. На их уровень оказывают влияние различные риски (кредитные, валютные, процентные, курсовые) и конкуренция. Одну и ту же услугу разные банки разным клиентам оказывают за дифференцированную оплату.
Формирование действующей налоговой системы привело к тому, что коммерческие банки и другие кредитные учреждения как субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налоги, обязательные для юридических лиц.
Помимо этого, банки и иные кредитные учреждения являются сборщиками подоходного налога, а также отчисляют взносы в государственные внебюджетные фонды. Наибольшую значимость и особенности исчисления кредитными организациями в Российской Федерации имеют налог на прибыль банков, налог на добавленную стоимость и налог на имущество банков [43, с.3-6].
При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль одной из самых серьезных проблем является право коммерческих банков и иных кредитных учреждений уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. Российские кредитные организации работают в сложных условиях экономической нестабильности, с которой и связана основная масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении банковской системы России в целом [44].
В ходе выполнения данной дипломной работы, мы выяснили, что налогообложение коммерческих банков – проблема чрезвычайно сложная, поскольку коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение. Кроме того, был проведен анализ налогообложения коммерческих банков на примере ОАО «Альфа-Банк», а также разработаны теоретические и практические рекомендации и предложения по проблемам совершенствования налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений.
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что налогом имеющем наибольшее фискальное значение, который уплачивает ОАО КБ «Альфа-Банк» является налог на прибыль.
Налог на прибыль принадлежит к числу федеральных налогов и занимает важное место в налоговой системе Российской Федерации. Коммерческие банки, как и любые другие предприятия, платят все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги.
Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства субъектов хозяйств; с другой – удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения. Финансовый результат от хозяйственной деятельности коммерческого банка может быть представлен прибылью или убытком.
Прибыль – главный показатель результативности работы банка, которая образуется в результате превышения доходов над его расходами и, наоборот, превышение расходов над доходами образует убыток.
Налог на прибыль с коммерческих банков взимался с 1 января 1994 года по 1 января 2002 года, заменяя налог на доходы банков, в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». С 1 января 2002 года для банков действует новая редакция закона о налоге на прибыль. Самое важное, что изменилось в этом налоге – это снижение ставки с 43% до 24%. С 2009 года ставка налога на прибыль составляет 20%. Нами был рассмотрен порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль. Для этого был описан порядок формирования доходов и расходов банка.
Доходы банка в целях налогообложения подразделяются на доходы от реализации, внереализационные доходы и доходы, не учитываемые при расчете налога на прибыль. Расходы также делятся на расходы связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и расходы не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль банка признается прибыль, представляющая собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Порядок исчисления и уплаты налога определен 25 главой НК РФ.
Налог на прибыль рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Основная налоговая ставка равна 20 %. Налоговым Кодексом предусмотрены также следующие налоговые ставки: 9%, 15%.
В ОАО КБ «Альфа-Банк» порядок учета доходов и расходов ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Выведение результатов деятельности (прибыли, убытки) производится по решению, принятому в банке, ежеквартально. В соответствии с отчетностью банка за 2010-2012 гг. был проведем анализ начисления и уплаты налога на прибыль в рассматриваемый период.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что методика оценки и анализа формирования налога на прибыль может быть применена в любом коммерческом банке. Материалы работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по теме налогообложения и его проблематики в современных российских условиях, а также в качестве учебных материалов при чтении различных курсов для студентов экономических специальностей по налогообложению и банковской системе.
Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности). Более всего отражаются на деятельности банков налог на прибыль организаций и страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС. Но с точки зрения налогового регулирования банковской деятельности особое значение имеют налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость
Главное внимание в 2014 г. следует уделить мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленным, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся пробелов в законодательстве о налогах и сборах, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов. Предлагаемые мероприятия направлены на усиление качества контрольной работы, улучшение стандартов обслуживания налогоплательщиков, создание здоровой финансово-экономической системы и улучшение климата в банковской сфере. Для формирования долгосрочных ресурсов в банковской системе необходимо активное развитие страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. Кроме пополнения доходной части бюджета, система налогообложения должна способствовать подъему экономики, т.е. быть тем экономическим рычагом, при помощи которого производителю выгодно увеличивать мощности, наращивать объемы реализации продукции (работ, услуг), повышать ее качество и конкурентоспособность. От того, как будут развиваться и функционировать коммерческие банки, во многом зависит их прибыль, а значит, и увеличение доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Банки расширяют сферу оказываемых услуг и осуществляемых операций за счет предоставления ссуд и кредитов как частным лицам, так и предприятиям. Основным источником доходов банка являются процентные и комиссионные доходы.
При этом проведение банком грамотной политики по оптимизации налоговых платежей способствует снижению налоговой нагрузки. Совокупность платежей банка по налогам и сборам, уплачиваемым за финансовый год в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, формируют его налоговую нагрузку. Если соотнести совокупные налоговые платежи с доходами банка, то получим результат, характеризующий уровень налоговой нагрузки банка. Важным инструментом стимулирования банковской деятельности всегда являлась налоговая политика. В целом она должна исходить из тех же принципов, которые заложены в систему взимания налогов со всех других коммерческих предприятий. Усиленный налоговый пресс, направленный на сокращение прибыли банка, в конечном счете, скажется на развитии деятельности предприятий реального сектора экономики.
Благодаря анализу показателей ОАО КБ «Альфа-Банк» можно увидеть положительную динамику развития банка, а так же об улучшении условий налогообложения для всего финансового сектора экономики.
Из исследования видно, что, несмотря на постоянно возрастающий объем налогового бремени за последние три года, прибыль банка значительно увеличилась, что не может не говорить об отладке механизма налогообложения страны.
С другой стороны, рано говорить о совершенстве системы налогообложения в финансовом секторе экономики, и неровности в законах, отмеченных в третьей главе исследования тому пример.
Для правильной и эффективной работы налоговой системы необходимо рассмотреть и исключить все недомолвки и неточности, чтобы избежать возможности различного толкования законов.
Если говорить в целом, то, конечно же, в налоговой системе произошли значительные положительные сдвиги, которые позволили кредитным организациям существенно уменьшить налоговое бремя, что хорошо скажется на их финансовом состоянии. Если сравнивать налоговые платежи российских банков с зарубежными, мы видим, что в нашей стране ситуация сложилась более выгодная, чем на западе. Но, хотя сумма налогов уплачиваемых в бюджет у нас гораздо меньше, доходность банков у нас ниже, главным образом из-за слабо развитого промышленного сектора.
Определенная во введении цель была достигнута путем решения поставленных вытекающих из цели задач.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. в ред. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ в ред. от 03.12.2011г.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» в ред. от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ
4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ. 5.02.1996 г.
5. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003 г., № 50, ст. 4859.
6. Указание ЦБ РФ от 15.06.2004 г. № 1451-У (в ред. от 04.05.2005 г.) «Об упорядочении отдельных актов Банка России» // Вестник Банка России. № 35. 17.06.2004 г.
7. Указание ЦБ РФ от 11.06.2004 г. № 1446-У «О порядке бухгалтерского учета уполномоченными банками отдельных операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» // Вестник Банка России. № 36. 18.06.2004 г.
8. Указание ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками» // Вестник Банка России. 2004. № 33.
9. Указание ЦБ РФ от 16.01.2004 г. № 1376-У (в ред. от 18.06.2007 г.) «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации» // Вестник Банка России. № 12-13. 12.02.2004 г.
10. Указание Банка России от 16.01.2004 N 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов».
11. Указание ЦБ РФ от 16.01.2004 г. № 1376-У (в ред. от 18.06.2007 г.) «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации» // Вестник Банка России. № 12-13. 12.02.2004 г.
12. Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» // Вестник Банка России. № 35. 17.06.2004 г.
13. Инструкция ЦБ РФ от 15.07.2005 года № 124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями» // Вестник Банка России от 19 августа 2005 года № 44.
14. Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 г. № 117-И (ред. от 20.07.2007 г.) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета банками валютных операций и оформления паспортов сделок» // Вестник Банка России. № 36. 18.06.2004 г.
15. Инструкция ЦБ РФ № 113-И от 28.04.2004 г. «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» // Вестник Банка России, № 33 от 09.06.2004 г.
16. Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.
17. О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»: приказ ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467.
18. О результатах и основных направлениях деятельности на 2010-2012 гг.: доклад Министерства финансов Российской Федерации (проект).
19. Брызгалина, А.В. Практическая налоговая энциклопедия.–М.: Гарант, 2006. – 366 с.
20. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики.–М.: Финансы и статистика, 2009. – 708 с.
21. Дадашев А.З. Налогообложение коммерческих банков в Российской Федерации.–М.: Юристъ, 2010. – 260 c.
22. Ичникова А.В., Маркова О.М., Стародубцева Е.Б. Банковские операции.–М.: Финансы и статистика, 2010. – 876 с.
23. Кабушкин С.Н. Управление банковским кредитным риском.–М.: Юристъ, 2010. – 450 с.
24. Клочков И.А., Терехов А.Г. Управленческий учет в коммерческом банке.–М.: ФБК-Пресс, 2010. – 311 с.
25. Коробова Г.Г. Банковское дело.–М.: Юристъ, 2010. – 268 с.
26. Муравьева Г.А. Банковское дело.–М.: Финансы и статистика, 2010. – 460 с.
27. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории.–СПб.: Питер, 2009. – 372 с.
28. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка.–Саратов: Научная книга, 2010. – 382 с.
29. Суханов М. Деньги, кредит, банки.–М.: Юристъ, 2010. – 470 с.
30. Цыганкова Ю.С. Определение величины налоговой нагрузки на макроэкономическом уровне/Ю.С. Цыганкова.–Саратов: Научная книга, 2008. – 840 с.
31. Цыганкова Ю.С. Проблемы исчисления налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов и пути их решения.–М.: Вестник, 2009. – 580 с.
32. Черкасов В.Е. Банковские операции: финансовый анализ.–М.: Гранд, 2010. – 638 с.
33. Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам).–М.: Финансы и статистика, 2010. – 520 с.
34. Артемова, П.В. Уклонение от уплаты налогов: причины, сущность и исторический аспект/ П.В. Артемова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2009. – №5. – с.90-93.
35. Баршев, В. Капиталы меняют цвета. Какой цвет предпочтут из них «серые»: черный или белый?/ В. Баршев // Российская бизнес-газета. – 2009. –№ 7 (347). – с.8.
36. Ильин, А.В. Сохранение налоговой базы – отраслевой принцип российского законодательства/ А.В. Ильин // Финансы. – 2010. – № 9. – с.28.
37. Кацаев, М.А. Методические основы расчета налоговой нагрузки коммерческого банка/ М.А. Кацаев //Финансы и кредит. – 2009. – № 18. – с.95
38. Кухто, Е. Налоговая оптимизация. Справочная информация/ Е. Кухто// Отечественный записки. – 2009. – № 4-5. – с.23.
39. Леушев А.А. Пути интеграции функциональной системы налогового менеджмента в организационную структуру коммерческих банков // Финансы и кредит. – 2010. – № 31. – с.23.
40. Оганян, К.И. О некоторых проблемах налогообложения банков/К.И. Оганян// Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. – 2010. – № 2. – с.37-39.
41. Покаместов, И.И. Банковская деятельность: налоговый аспект/ И.И. Покаместов // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. – 2010. – № 7. – с.41.
42. Радаев, В.В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности/ В.В. Радаев. // Вопросы экономики. – 2001. – №6. – с.63.
43. Турчина, О.В. Проблемы повышения эффективности налогового контроля России/ О.В. Турчина // Налоги. – 2010. – № 4. – с.3-6.
44. Грачева А., Богомолова В., Гамаюн Е. Они не заплатили налоги // Московский комсомолец. – 2010. – 28 октября. –h**t://mk.r*/numbers/671/article19755.htm.
45. Леушев А.А. Методика оценки эффективности налогового менеджмента на основе сбалансированной системы показателей // Российский экономический интернет журнал: Интернет журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений – Электрон. журн. – М.: АТиСО, 2002 –.– № гос. регистрации 0420600008. – Режим доступа: h**t://w*w.e-rej.r*/Articles/2007/Leushev.pdf, свободный – Загл. с экрана.
46. Романов В. 2400 бухгалтеров-уголовников // Вестник московского бухгалтера. – 2010. – февраль. – № 4. – h**t://berator.r*/vestnik/article/619.
Тема: | «Особенности формирования налоговой базы и уплаты налогов в филиале коммерческого банка» | |
Раздел: | Налоговое право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 70 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль
Курсовая работа:
Пути повышения эффективности деятельности коммерческого банка
Дипломная работа:
Реформирование налоговой системы рф в процессе вступления в вто
Дипломная работа:
Налоговая система рф
Курсовая работа:
Уклонение от уплаты налогов с организации