Дипломная работа
«Изучение лексического компонента речи у дошкольников среднего возраста»
- 92 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Развитие лексического компонента речи в онтогенезе 8
1.2 Анализ образовательных программ дошкольных образовательных организаций по развитию лексического компонента речи детей среднего дошкольного возраста 22
1.3 Методы и приемы организации работы по формированию лексического компонента речи детей среднего дошкольного возраста 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1: 40
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 42
2.1 Организация и результаты работы по анализу особенностей лексического компонента речи у дошкольников среднего возраста 42
2.2 Программа методических рекомендаций по развитию лексического компонента речи у дошкольников среднего возраста 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Актуальность исследования. Со вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования становится особенно актуальной проблема речевого развития детей, которая в документе выделена в отдельную образовательную область [47].
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определённых знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребёнка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи, являются приоритетными задачами речевого воспитания детей. Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие включает, в том числе и формирование лексического компонента речи [48].
Формирование лексических представлений имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, т.к. слово, его значение является средством не только речи, но и мышления (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев).
Являясь базисом речевой организации человека, лексика выполняет важную функцию в овладении в полном объеме языком как средством общения, познании окружающего мира, социальной адаптации. Без присвоения лексики невозможно включиться культурную практику общения.
Компонентами лексической стороны речи дошкольников, являются: объем словарного запаса и особенности актуализации слова как отдельно взятой номинативной единицы; сформированность механизмов образования системных связей между лексическими единицами; характер использования лексических единиц в самостоятельной связной речи.
Средний дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Актуальность темы исследования связана с тем, что проблема формирования богатства речи занимает важнейшее место в образовании и обучении дошкольников, а вопрос о содержании лексического компонента и методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет отметить, что в работе по лексическому развитию на этапе дошкольного детства существуют два аспекта.
Первый аспект связан с развитием познавательной активности детей и осуществляется в логике предметных отношений и отношений. Этот аспект представлен в основном в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой В.И. Яшина.
Второй аспект заключается в том, что знакомство детей с многозначными словами, точное использование антонимов, синонимов, многозначных слов приобретают здесь особое значение. Это направление представлено в работах Ф. А. Сохина и его учеников (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина и др.).
Оба эти аспекта взаимосвязаны, поскольку работа над лексическим аспектом становится возможной только в том случае, если дети приобретают объективное, концептуальное содержание слова.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Изучение лексического компонента речи у дошкольников среднего возраста».
Цель исследования: изучить лексический компонент речи у детей среднего дошкольного возраста и разработать программу по развитию лексического компонента речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: лексический компонент речи.
Предмет исследования: особенности организации работа по развитию лексического компонента речи у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие лексического компонента у детей среднего дошкольного возраста будет проходить успешно, если будут созданы педагогические условия для развития лексического компонента и проведена целенаправленная работа по формированию лексического компонента.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности лексического компонента речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать образовательные программы дошкольных образовательных организаций по развитию лексического компонента речи детей среднего дошкольного возраста
3. Систематизировать методы и приемы организации работы по формированию лексического компонента речи детей среднего дошкольного возраста.
Разработать программу по развитию лексического компонента речи в дошкольников среднего возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: сравнительно-сопоставительный, аналитико-синтетический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; эксперимент; количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Методологическую базу исследования составили труды В.И. Яшиной «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», Е.Ф. Архиповой «Логопедическая работа с детьми раннего возраста», А.А. Смага «Лексическое развитие дошкольников», Т.Б. Филичевой «Развитие речи дошкольника». Научно-методологические исследования по лексическому развитию по анализу природы слова и особенностям освоения детьми лексики (В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, М.М. Кониной, В.И. Логиновой, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, В.И. Яшиной);
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить представления об особенностях лексического компонента речи у детей среднего дошкольного возраста. Кроме того, проведен анализ образовательных программ по вопросу формирования основных лексических навыков в речи детей среднего дошкольного возраста, систематизированы приемы работы по формированию и развитию лексического компонента в речи детей.
Практическая значимость исследования. На основе результатов исследования разработана система педагогического воздействия, реализуемая МАДОУ №37 «Веснянка» г. Октябрьский республики Башкортостан. Внедрение методических рекомендаций повышает успешность процесса формирования лексики у детей.
Предложенная система педагогической работы может быть использована для работы в условиях дошкольных учреждений и в семье с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №37 «Веснянка», г. Октябрьский, республика Башкортостан.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Развитие лексического компонента речи в онтогенезе
Формирование лексического компонента в онтогенезе определяется развитием представлений ребенка об окружающей его действительности. По мере ознакомления ребенка с новыми предметами, явлениями и их признаками, происходит поэтапное становление и развитие лексики.
По мнению В.В. Виноградова, лексическое значение слова определяется его предметно-вещественным содержанием, оформленное по законам грамматики [5]. В.В. Виноградов выделяет следующие компоненты лексики:
1) денотативный;
2) лексико-семантический, который отражает формирование понятий слов по семантическому значению;
3) эмотивный - отношение говорящего к употребляемым словам, их экспрессивно стилистическим оценкам;
4) контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день, холодная вода в реке, холодная вода в чайнике [4].
Лексический компонент речи детей постепенно развивается в процессе речевого общения с окружающими людьми и знакомства с окружающей действительностью.
Л.И. Белякова [3, с.7] в своих научных трудах обобщила данные анализа речевого и психомоторного формирования детей от нуля до пяти лет, отмечая следующее:
В 1-2 месяца жизни происходит интенсивное интонационное усложнение крика, совпадающее с изменениями мышечного тонуса тела.
Во 2- 3 месяца жизни происходит появление голосовых реакций в виде гуления, совпадающего удерживанием головы в вертикальном положении.
В 5-й месяц жизни характеризуется появление лепета, что совпадает с формированием функции сидения.
В 7 месяц жизни наблюдается повторение одних и тех же открытых слогов в течение длительного времени (3 - 5 минут).
На 12 месяц происходит формирование первых слов, прямохождение, формирование развитие манипулятивной деятельности рук. В частности, у 20% детей первые слова появляются в период 8-10 месяцев.
На 12-20 месяце жизни происходит обогащение лексикона.
На 20- 22 месяце жизни происходит формирование элементарной фразовой речи у большинства детей.
Отметим, что в учебных трудах же отмечаются внушительные расхождения в объеме лексического запаса и его увеличении, так как развитие словарного запаса ребенка имеет свои индивидуальные особенности, учитывая условия жизни и воспитание.
По данным исследований С.Н. Цейтлин [51, с.58] рост лексического запаса характеризуется тем, что в среднем, в первый год жизни ребенок произносит от трех до пяти слов, к полутора годам -до двадцати слов, в год и шесть месяцев -до двадцати пяти слова, а в год и девять месяцев - до ста двадцати слов. Словарь ребенка представляет две стороны: пассивный словарь (импрессивная лексика), а также активный словарь (экспрессивная лексика).
Серьезнейшим периодом в речевом развитии ребенка следует считать переход от доречевого этапа первым слогам и словам. К этому моменту в пассивном словаре насчитывается около 50-70 слов. Любое слово переходит в активный словарь, в то время как ребенок начинает спонтанно употреблять его, но, следует заметить, что после некоторой стадии присутствия данногослова в пассивном словаре. Если до 2-х лет активный словарь пополняется довольно медленно (по 5-8 новых слов в течение месяца), то после двухлетнего возраста у большинства детей можно наблюдать быстрое его обогащение. Данный факт обычно совпадает с завершением этапа однословных предложений и переходом к многословным предложениям [50, с.191].
Настоящая работа посвящена изучению проблемы формирования лексического компонента речи дошкольников среднего возраста.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что в дошкольном возрасте в качестве общих закономерностей развития речи выделяют:
- появление слова как компонента ситуации, рядоположенного другим ее свойствам;
- отделение слова от ситуации, начало его функционирования по законам, присущим знаково-символическим системам;
- возникновение рефлексии на разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другие компоненты знаковой ситуации, составляющие семиотическую функцию.
По мнению В.В. Виноградова, лексическое значение слова определяется его предметно-вещественным содержанием, оформленное по законам грамматики.
В.В. Виноградов выделяет следующие компоненты лексики:
1) денотативный;
2) лексико-семантический, который отражает формирование понятий слов по семантическому значению;
3) эмотивный - отношение говорящего к употребляемым словам, их экспрессивно стилистическим оценкам;
4) контекстуальный компонент значения слова.
У детей среднего дошкольного возраста с нормальным развитием речи и благоприятными условиями воспитания лексический компонент формируется и развивается достаточно быстро. К концу года дети могут:
1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Цель опытно-экспериментальной работы - определение особенностей развития лексического компонента речи у детей среднего дошкольного возраста.
Исследование проводилось поэтапно.
На первом этапе была проведена диагностика лексического компонента речи. В исследовании принимало участие 30 человек.
Диагностика проводилась по следующим методикам:
Методика Ф. Г. Даскаловой
Методика В. И. Яшиной «Диагностика лексического развития»
Проверка словарного запаса (на уровне слов) методика Н.И. Гуткиной
Методика «Подбери и назови» Е.М. Струниной, О.С Ушаковой
Результаты эксперимента позволяют судить о недостаточном развитии лексического компонента у детей среднего дошкольного возраста, следовательно, возникает потребность разработки и реализации комплекса мероприятий, ориентированных на совершенствование лексического компонента речи у детей среднего дошкольного возраста.
На формирующем этапе были разработаны и апробированы методические рекомендации по развитию лексического компонента речи.
Цель формирующего эксперимента - изучить и апробировать методические рекомендации по развитию лексического компонента речи, выявить их эффективность, определить последовательность работы логопеда.
Лексические упражнения, способствующие формированию и развитию лексического строя речи, делятся на следующие виды:
1. Упражнения, развивающие у детей понимание обобщающего смысла слов.
2. Упражнения, развивающие понимание отношения «целое и его часть» (деталь)
3. Упражнения, развивающие понимание смысла слова с родовым значением.
Созданные нами методические рекомендации по развитию лексического компонента могут быть успешно апробированы и могут использоваться в детских садах для обучения детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования достигнута.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 400 с.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель, 2014. - 224 с.
3. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л.И. Белякова. - М. : Просвещение, 1991. - 143 с.
4. Виноградов, В.В. Основные типы лексических значений слова [Текст] / В.В. Виноградов // Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М. : Наука, 1977. - С. 162-189.
5. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) [Текст] / под. ред. Г. А. Золотовой. - 4-е изд. - М. : Русский язык, 2012. - 720 с.
+ еще 49 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Изучение лексического компонента речи у дошкольников среднего возраста» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 92 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Исследование и развитие лексического компонента у дошкольников с нарушением речи
Дипломная работа:
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Дипломная работа:
Психосоматика кожных заболеваний у женщин среднего возраста
Дипломная работа:
Изучение и развитие аналитико-синтетической деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломная работа:
Изучение понимания речи у детей раннего возраста