Дипломная работа

«Совершенствование работы органов опеки и попечительства с неблагополучными семьями в городе (на примере Управления опеки и попечительства по Раменскому муниципальному району)»

  • 92 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ 6

1.1. Неблагополучная семья как объект социальной работы6

1.2. Место органов опеки и попечительства в сфере работы с неблагополучными семьями 13

1.3. Правовая сущность. Полномочия органов опеки и попечительства, их реализация в системе работы с неблагополучными семьями в муниципальных образованиях 18

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ ПО РАМЕНСКОМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ РАЙОНУ 32

2.1. Анализ организации работы Управления опеки и попечительства с неблагополучными семьями в Раменском муниципальном районе 32

2.2. Анализ методов и технологии работы с неблагополучными семьями в Управлении опеки и попечительства Раменского муниципального района 39

2.3. Выявление проблем в работе органов опеки и попечительства Раменского муниципального района 50

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРИ РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ 54

3.1. Предложения по совершенствованию системы организации работы с неблагополучными семьями в Раменском муниципальном районе 54

3.2. Развитие технологий и методов работы с неблагополучными семьями 69

3.3. Оценка результатов предлагаемых нововведений 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89

Введение

Семья - это среда, предназначенная для полноценного развития ребенка. Но,

к сожалению, эта среда не всегда совершенна. Семьи сталкиваются

с различными проблемами. Некоторые проблемы препятствуют адаптации семьи

в обществе. Наиболее актуальной проблемой современного общества являются дети из неблагополучных семей и трудные подростки, т.е. категория детей, относящихся к "группе риска".

Критическая ситуация, в которую попали эти дети, психологические стрессы, социально низкий уровень жизни требуют поиска новых путей решения создавшихся проблем в области образования и воспитания подрастающего поколения.

Исследуемая проблема является междисциплинарной, к ее осмыслению обращаются социологи, педагоги, психологи, юристы, религиоведы, специалисты

в области медицины.

В макросоциальной проекции вопросы социального благополучия

и неблагополучия семьи важны для научной оценки состояния социальной структуры общества, прогнозирования возможного структурного дисбаланса

и нестабильности социальной системы в целом. Фокусирование научного интереса на изучении проблем неблагополучия семьи напрямую связано

с усилением интеграционных процессов в обществе и экономике, посредством институциализированных механизмов семейно-поколенческой идентификации, наследования культурного и социального капитала, экономического обмена. Очевидно, что уровень развития страны напрямую зависит от социального благополучия (и наоборот), неотъемлемым атрибутом которого является семейное благополучие членов общества.

Особую важность при исследовании проблем неблагополучных семей имеют работы, задающие методологические принципы ее изучения, прежде всего труды классиков социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, И. С. Кона, А. Коэна, Т. Лукмана, Н. Смелзера, Э. Фромма и др.

Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства с неблагополучными семьями

в городе (на примере Управления опеки и попечительства по Раменскому муниципальному району).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть неблагополучную семью как объект социальной работы.

2. Рассмотреть место и роль органов опеки и попечительства в сфере работы

с неблагополучными семьями.

3. Выявить правовую сущность органов опеки и попечительства. Рассмотреть полномочия органов опеки и попечительства.

4. Проанализировать деятельность Управления опеки и попечительства

с неблагополучными семьями в Раменском муниципальном районе.

5. Рассмотреть методы и технологии работы с неблагополучными семьями

в Управлении опеки и попечительства Раменского муниципального района.

6. Выявить проблемы в работе органов опеки и попечительства Раменского муниципального района.

7. Разработать предложения по совершенствованию системы организации работы с неблагополучными семьями в Раменском муниципальном районе.

8. Определить направления развития технологий и методов работы

с неблагополучными семьями.

9. Дать оценку результатов предлагаемых нововведений.

Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением

и списком использованной литературы. Основное содержание работы изложено на 87 страницах.

Фрагмент работы

Современные исследования семьи рассматривают ее как основного поставщика экономической и эмоциональной поддержки граждан с семейными обязанностями, а также социализации детей. Большинство авторов разделяет мнение о том, что именно семья как особый институт обладает уникальными качествами для осуществления заботы о детях. Дискуссии об обобществлении и/или маркетизации заботы, которые актуальны для современных исследований семейной политики, практически всегда включают рассмотрение домашней заботы о детях, которую в большинстве случаев выполняют женщины, в качестве важного элемента своих рассуждений о преимуществах и недостатках той или иной модели социальной защиты.

Существуют различные определения понятия "семья", представленные как зарубежными (Дж. Мердок, Дж. Масионис, Э. Гидденс), так и отечественными учеными (А.Г. Харчев, С.И. Голод, Г.В. Осипов, А.И. Антонов). В своих дефинициях семьи исследователи акцентируют внимание на истории её развития, социологии, изучающей семью как социальный институт, экономике, делающей упор на материально-вещественную сторону, социальной психологии, интересующейся взаимоотношениями членов семьи как малой группы.

Можно обозначить следующие основные признаки, присущие семье:

ведение совместного хозяйства;

брачное и/или кровнородственное родство;

взаимная ответственность членов семьи.

В качестве рабочего определения Шевченко А.Н. предлагает следующее: семья – это базовая ячейка общества, состоящая из двух или более человек, связанных между собой брачными и/или родственными, и/или родительскими отношениями, исключающие инверзию, самоидентифицирующих себя с семьей, имеющих общий быт, а также взаимную моральную, правовую и социальную ответственность.

Заключение

Семья – это базовая ячейка общества, состоящая из двух или более человек, связанных между собой брачными и/или родственными, и/или родительскими отношениями, исключающими инверзию, самоидентифицирующих себя с семьей, имеющих общий быт, а также взаимную моральную, правовую и социальную ответственность.

В классической зарубежной и отечественной социологии существует несколько теоретических подходов к изучению семьи: интеракционистский, структурно-функциональный, ситуационный, институциональный и эволюционный.

Неоднозначны и подходы к определению семейного неблагополучия, которое связано с частичной или полной неспособностью членов семьи осуществлять такие важные ее функции, как воспитательная, эмоциональная, духовного общения, первичного социального контроля, хозяйственно-бытовая.

Неблагополучные семьи условно можно разделить на две группы: явная форма неблагополучия — конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи); скрытая форма неблагополучия (внутренне неблагополучные) - ценностные установки и поведение родителей в таких семьях не совпадают

с общечеловеческими моральными требованиями, что негативно влияет на воспитание и развитие детей. Неблагополучие в семье обычно приводит

к серьезным нарушениям психического развития ребенка.

Основной функцией органа опеки и попечительства является работа

с несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, но не менее важны и вопросы профилактики детской безнадзорности и сиротства.

При работе с неблагополучными семьями важен системный подход в решении психологических, социально-педагогических задач. Органы опеки и попечительства должны опираться на Законы Субъектов Российской федерации, регулирующие отношения опеки и попечительства, оказание помощи незащищённым слоям населения.

Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Раменскому муниципальному району является структурным подразделением Министерства образования Московской области, осуществляет полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке (попечительству) в отношении несовершеннолетних, в том числе детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, и защите их прав в пределах Раменского муниципального района.

Территориальное подразделение по опеке и попечительству в своей деятельности подчиняется заместителю министра образования Правительства Московской области, курирующему вопросы опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Территориальное подразделение по опеке и попечительству руководствуется в своей деятельности федеральными нормативными правовыми актами.

В Управлении опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Раменскому муниципальному району работает 4 отдела:

 Отдел семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Отдел защиты прав несовершеннолетних и профилактики социального сиротства.

 Отдел государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.

 Отдел финансовых выплат социального характера.

Финансирование территориального подразделения по опеке и попечительству осуществляется за счет средств бюджета Московской области.

Управлением проведена большая работа по реализации государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.

Первоочередным в работе органа опеки и попечительства является раннее выявление неблагополучных семей, в которых есть дети. Работа по выявлению неблагополучной семьи и составление индивидуальной программы реабилитации проходит в несколько этапов, в ходе которых применяются методы: анализа документов, тестирования, социальной реабилитации, анкетирования и многие другие.

Тем не менее, в работе Управления имеется ряд проблем: постоянно высокий процент социальных сирот свидетельствует о том, что работа по раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, к сожалению, находится не на должном уровне. Сложившаяся практика работы во многих случаях ориентирована на вмешательство в ситуацию, достигшую критической точки. При осуществлении мероприятий по патронату семьи, выявлению проблем в семье

и постановке ее на учет, отсутствуют механизмы контроля эффективности проведенных мероприятий.

Для решения обнаруженных проблем автором предлагается организация сетевого взаимодействия служб, заинтересованных в социальном благополучии населения. Использование возможностей интернета и средств информационно-коммуникативных технологий существенно расширят продуктивность сетевого взаимодействия.

Для ранней диагностики семейного неблагополучия автором предлагается открыть на официальном сайте "горячую линию". С целью активизации работы неотложной помощи "Горячая линия" необходимо:

- разместить информацию о работе службы экстренной помощи "Горячая линия" во всех общественных местах: на специальных информационных стендах в учреждениях и школах, в магазинах и на рынках, на улицах

и остановках общественного транспорта, в учреждениях социальной защиты населения, здравоохранения, культуры, службы быта и других;

- довести информацию о работе "Горячей линии" до населения с помощью средств массовой информации, посредством социальной рекламы;

- акцентировать внимание граждан на важности информирования по горячей линии о фактах неблагополучия, алкоголизма, наркомании, жестокого обращения родителей с детьми, оставления несовершеннолетних

в условиях, угрожающих их жизни и здоровью;

- создать на официальном сайте муниципалитета "Раменское" официальный раздел, в котором сообщалось бы о фактах взаимодействия различных служб в решении проблем неблагополучных семей, контактные телефоны экстренной помощи в трудной жизненной ситуации, а также примеры успешного решения проблем неблагополучных семей.

С целью совершенствования деятельности управления опеки и попечительства по Раменскому муниципальному району автором предлагается внесение корректировок в план деятельности Управления: уточнение базы по неблагополучным семьям, участие в межведомственных рейдах по выявлению безнадзорных детей и неблагополучных семей рекомендуется проводить ежемесячно. Предложение по формированию горячей линии неотложной помощи требует немедленного реагирования на запросы, поступающие в электронном виде или по телефонной линии, поэтому подготовка материалов для ответов на экстренные сообщения и звонки должна формироваться не раз в месяц, а по мере поступления заявок, в случае необходимости – немедленно.

Для более эффективной реализации намеченных мероприятий Управления,

в частности по программе реабилитации семей, предлагается отслеживание ряда компонентов: начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей); контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьей).

Реализация предложенных мероприятий позволит:

- обеспечить оказание профессиональной помощи неблагополучным семьям, в результате методического сопровождения со стороны федеральной исполнительной власти;

- гражданам активно и эффективно взаимодействовать с органами власти;

- сократить расходы на предоставление гарантированной социальной помощи субъектам опеки и попечительства;

- обеспечить высокий уровень контроля за эффективностью расходования бюджетных средств, выделяемых на обеспечение деятельности по опеке

и попечительству;

- содействовать решению жизненных проблем семей;

- содействовать развитию системы семейных форм воспитания детей, повышению престижа института семьи;

- совершенствовать организацию межведомственного взаимодействия по существующим проблемам.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках

к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Конвенция о правах ребенка: Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 05.05.2014).

4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013)

"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

6. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

7. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

8. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.10.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014).

9. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об опеке

и попечительстве".

10. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О полиции".

11. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "Об актах гражданского состояния".

12. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

13. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013)

"О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

14. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 12.03.2014)

"О государственной социальной помощи".

15. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

16. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014) "Об основах системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних".

17. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

18. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 04.06.2014)

"О персональных данных".

19. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.02.2014) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".

20. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

21. Алмазов Б.Н. Правовая психопатология: уч. пос.- Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2004. — 408 с.

22. Астафьева Н. Е., Развитие системы раннего выявления семейного неблагополучия// Социальная работа. - № 3. 2010.- С. 26-28.

23. Голод С.И. Перспективы моногамной семьи: сравнительный межкультурный анализ / С.И. Голод // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – Т. VI. – № 2. – С. 106 – 119.

24. Гулидов П. В., Взаимодействие школы с семьями, находящимися в социально опасном положении. Справочник руководителя образовательного учреждения //Социальная защита. - N 10.- 2008 С. 40-45.

25. Гурко, Т.А.Родительство, социологические аспекты / Т.А. Гурко. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – 160 с.

26. Ефимов С. Г., Современные аспекты благополучия и неблагополучия современной семьи в Республике Бурятия// Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 5: Психология, социальная работа. -2011.- С. 248-253.

27. Конева О. Б., Неблагополучная семья и девиантное поведение// Вестник Челябинского государственного университета. - №14.- 2009 С. 44-50.

28. Маркина И. В., Неблагополучные семьи - какие они?. Социальная работа//Опыт на карте России №3.- 2009 С. 21-24.

29. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы и теории семей / Под ред. М.С. Мацковского. - М.: Просвещение, 2008. – 213 с.

30. Мирсагатова М. Н. Межведомственное взаимодействие институтов социума по предупреждению семейного неблагополучия и социального сиротства: уровни

и механизмы //Отечественный журнал социальной работы.- № 1. 2012.- С. 149-155

31. Михайлова Г., Работа с социально неблагополучными семьями

и несовершеннолетними, проживающими в них// Беспризорник (Опыт работы.- №2. 2009.- С. 36-39.

32. Саралиева З.Х. Современная семья – основное противоречие / З.Х. Саралиева // Малая социальная группа: Социокультурный и социопсихологический аспекты:

в 2-х т. Том 1 / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. – Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2004. – 258 с.

33. Сорокин, П.А. Кризис современной семьи / П.А. Сорокин // Вестник Моск. ун-та. Сер. Социология и политология. – 1997. – № 3. – С. 41 – 60.

34. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев. – Перепеч. с изд. 1979 г. – М.: ЦСП, 2003. – 342 с.

35. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

36. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов

и родителей —М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с.

37. Чукреева В.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар.заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 180-183.

38. Шалагинова К.С., Бутримова О.И. Коррекционно-развивающая работа с детьми из неблагополучных семей // Справочник педагога-психолога. – 2012. - №1. – С. 16-19.

39. Шевченко А.Н. Семья в условиях трансформации современного российского общества(социологический анализ). –Автореф.дисс. – М., 2011. – 26 с.

40. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. –

С. П.:Питер, 2010. – 672 с.

41. Юрина В., Проблемная семья: виды и причины их возникновения// Сельская школа. Развитие личности: воспитание и самовоспитание школьников №6.-2010.- С. 26-35.

Покупка готовой работы
Тема: «Совершенствование работы органов опеки и попечительства с неблагополучными семьями в городе (на примере Управления опеки и попечительства по Раменскому муниципальному району)»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 92
Цена: 5000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика