Курсовая работа
«Государственная политика регулирования топливно-энергетического комплекса России»
- 42 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СТРАНЫ 5
1.1. НЕФТЕГАЗОВЫЙ И УГОЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 5
1.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ 10
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ 15
2.1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ СФЕРЫ 15
2.2. ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЭК 23
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ 27
3.1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА 27
3.2. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ТЭК 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
В настоящее время одной из характерных черт российской экономики является ускорение экономического роста и повышение конкурентоспособности, как экономики в целом, так и отдельных отраслей промышленности. В условиях глобализации и усиливающейся конкуренции устойчивость российской экономики во многом зависит от эффективного развития каждой отрасли.
Значимость топливно-энергетического комплекса (ТЭК) для России переоценить сложно. ТЭК представляет собой основу для развития экономики страны, составляя четвертую часть объема ВВП, треть промышленного производства и формирует половину федерального бюджета. Россия занимает лидирующее место среди экспортеров нефти и газа, что приводит к возрастанию зависимости бюджета от экспорта углеводородов. Поэтому нефть и газ являются стратегическими ресурсами для страны. ТЭК часто становится базовым в развитии региона и определяет его общеэкономическую ситуацию, конкурентоспоспособность. Роль ТЭК заключается как в обеспечении энергетической безопасности отрасли, так и определяет темпы социально-экономического развития, роста благосостояния населения и т.д.
Роль нашей страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное их использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.
Цель данного исследования заключается в рассмотрении основных направлений государственной политики регулирования топливно-энергетического комплекса России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть роль нефтегазового и угольного комплекса в экономике страны.
2. Проанализировать законодательные основы регулирования топливно-энергетического комплекса России.
3. Рассмотреть проблемы развития отраслей ТЭК.
4. Выявить перспективы развития топливно-энергетического сектора России.
5. Выявить направления повышения энергоэффективности и модернизации ТЭК.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы.
Топливно-энергетический комплекс России — это совокупность отраслей экономики России, связанных с производством и распределением энергии в её различных видах и формах. В состав ТЭК входят отрасли по добыче и переработке различных видов топлива (топливная промышленность), электроэнергетика и предприятия по транспортировке и распределению электроэнергии.
Топливная промышленность является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики государств. Поэтому в данной работе будет рассмотрена государственная политика регулирования топливно-энергетического комплекса России на примере нефтегазового и угольного комплекса России.
1.1. Нефтегазовый и угольный комплекс
Топливная промышленность – часть топливно-энергетического комплекса. Она включает отрасли по добыче и переработке различных видов топлива. Ведущие отрасли топливной промышленности – нефтяная, газовая и угольная. Топливная промышленность – основа жизнеобеспечения любого государства.
Состояние ТЭК на определенный момент времени отражается его топливно-энергетическим балансом. Такой баланс представляет собой полное количественное равенство между произведенной энергией и фактически потребляемой. Анализ динамики структуры производства первичных энергоносителей за период с 1990г. по 2012г. показывает существенное повышение удельного веса природного газа и некоторого прироста производства электроэнергии на ГЭС и АЭС. При этом снижается доля нефти и угля. Подобные изменения в основном связаны с проводимой политикой ценообразования, результатом которой явилось резкое удешевление газа.
Нефтегазовый комплекс (НГК) России играет важную роль как в экономическом развитии страны, так и на мировом энергетическом рынке. Производство нефти и газа – наиболее конкурентоспособные отрасли национальной экономики с позиций интеграции страны в систему мировых экономических связей. Нефть и газ являются одними из приоритетных экспортных товаров России. Быстрый рост добычи нефти и ее крупномасштабный экспорт многие годы фактически обеспечивал функционирование и развитие менее прибыльных секторов российской экономики.
Нефтегазовая отрасль России в настоящее время представлена вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК), созданными в 1990-е гг., а также (ННК) – независимыми нефтяными компаниями: средними и малыми. На начало 2011 г. добычу нефти в России осуществляли 325 организаций, в том числе 145 из них входят в структуру вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний (ВИНК), а также 177 независимых добывающих компаний, 3 компании работают на условиях соглашений о разделе продукции. Свыше 90% всей добычи нефти и конденсата в России приходится на восемь ВИНК .
Сырьевую базу нефтегазовой отрасли формируют около 1500 нефтяных, нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений, 800 из которых находятся в разработке .
В региональном плане добыча нефти в России сосредоточена в основном в Западно-Сибирской и Волго-Уральской нефтегазоносных провинциях (НГП). Ведется также добыча в Тимано-Печорской и Северо-Кавказской НГП. Начато широкомасштабное освоение ресурсов и запасов Охотоморской и Лено-Тунгусской провинций.
Главный центр российской нефтяной промышленности – Западная Сибирь, где добывается около 317 млн. т нефти. Наблюдается тенденция сокращения объёма добычи нефти в регионе, а также его доли в структуре добычи по России в целом. Так, если в 2004 г. на долю региона приходилось 71% от всей добываемой в России нефти, то в 2012 г. доля Западной Сибири в добыче составила только 61,2%.
Около трети всей российской нефти (151,6 млн. т) добывается в европейской части страны. Крупнейшие регионы нефтедобычи здесь: Урал и Поволжье, входящие в Волго-Уральскую НГП – одну из наиболее зрелых в России; Северный Кавказ, с которого началось освоение нефтегазового потенциала России, и Тимано-Печорская НГП. В 2012 г. добыча нефти в европейской части России несколько сократилась на фоне продолжающегося падения объёма добычи жидких углеводородов в Тимано-Печоре на Южно-Хыльчуюском месторождении, за счёт которого происходило увеличение добычи последние несколько лет. Также сохранилась тенденция к сокращению добычи на Северном Кавказе: с 10,7 млн. т в 2008 г. до 6,7 млн. т в 2012 г .
Подводя итоги работы, можно сформулировать ряд выводов.
1. Топливная промышленность – часть топливно-энергетического комплекса. Она включает отрасли по добыче и переработке различных видов топлива. Ведущие отрасли топливной промышленности – нефтяная, газовая и угольная. Производство нефти и газа – наиболее конкурентоспособные отрасли национальной экономики с позиций интеграции страны в систему мировых экономических связей. Нефть и газ являются одними из приоритетных экспортных товаров России. Восточно-Сибирский регион играет ключевую роль в добыче нефти и газа и обеспечении энергетической безопасности России.
2. Угольная отрасль играет ведущую роль в энергобалансе страны. Уголь широко применяется в выработке электроэнергии и составляет более 25% в балансе топливно-энергетического комплекса, при этом доля продолжает увеличиваться. Большая часть запасов угля – около 75% – сосредоточена в Сибири (Канско-Ачинский, Кузнецкий, Иркутский и др. бассейны). В работе подробно рассмотрено размещение угольных месторождений на территории страны.
3. Среди проблем развития нефтегазовой сферы названы:
- Слабое развитие процессов нефтепереработки. Имеющиеся предприятия требуют значительной капитальной реконструкции.
- Значительный износ основных фондов в нефтедобыче.
- Снижение коэффициента нефтеизвлечения.
- Ухудшение горно-геологических и природно-климатических условий разведки и разработки, рост удаленности от центров переработки и сбыта.
- Недофинансирование геологоразведочных работ.
- Отставание страны от развитых нефтедобывающих государств по всем основным показателям инновационной деятельности.
4. На сегодняшний день угольная отрасль России на 100% представлена частными предприятиями, эффективно функционирующими для обеспечения высокой прибыли и роста налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Поставки угля, производимые ими, охватывают как внутренний, так и внешний рынки. Среди проблем развития угольного сектора можно назвать проблемы управления - на текущий момент координацией развития горной отрасли занимаются разрозненные небольшие отраслевые институты и целый ряд министерств. Актуальным для угольной промышленности вопросом является решение проблем шахт-банкротов и социальных последствий реструктуризации отрасли.
5. Перспективы развития нефтегазовой и угольной отраслей топливной промышленности определяются, прежде всего, тем, что государство должно содействовать инновационным и инвестиционным процессам, происходящим в отраслях, создавать дополнительные возможности для ее участников, стимулировать устойчивое развитие за счет решения приоритетных задач.
Ключевым документом, определяющим развитие нефтяной отрасли, является Генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2020 года, а в угольной промышленности - Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Документы определяют приоритеты развития и основные индикаторные показатели развития.
При выделении основных направлений модернизации ТЭК автором также подчеркнуто, что:
- Требует изменения ценовая и тарифная политика ТЭК. Нужны соответствующие поправки в действующие правовые акты, регулирующие отношения с учетом интересов как потребителей, так и поставщиков энергоресурсов. Важно развивать механизм частно-государственного партнерства для финансирования строительства новых и реконструкции действующих энергетических мощностей.
- Требуется создание полностью автоматизированных нефтяных промыслов, наносящих наименьший урон природе, способствующих восстановлению и развитию флоры и фауны в районах аварийных разливов нефти.
- Необходимо предусмотреть также развитие отраслей газохимии.
1. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 28.12.2013) "О недрах".
2. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О соглашениях о разделе продукции".
3. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О газоснабжении в Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О естественных монополиях".
5. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об электроэнергетике".
6. Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ (ред. от 04.03.2013) "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".
7. Федеральный закон от 18.07.2006 N 117-ФЗ (ред. от 30.11.2013) "Об экспорте газа".
8. Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О континентальном шельфе Российской Федерации".
9. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
10. Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 N 610 "О федеральном государственном энергетическом надзоре" (вместе с "Положением об осуществлении федерального государственного энергетического надзора").
11. Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. N 14-р.
12. Генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2020 года. Утверждена 12 апреля 2011 года на заседании Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики.
13. Буренина И.В., Батталова А.А. (Овчинникова А.А.). Управление, организация и планирование деятельности крупных комплексов промышленности: учеб. пособие. Уфа: изд-во УГНТУ, 2010. 105 с.
14. Добряков И.С. Основные направления и методы организационно-экономических изменений на предприятиях нефтегазовой отрасли // Вестник МГТУ. 2010.
15. Дунаев В.Ф., Шпаков В.А., Епифанова Н.П. и др. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности. 3-е изд., испр. и доп. – М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2008. – 305 с.
16. Евпанов Е. Модернизацию экономики нужно начинать с нефтегазового комплекса // Российская Бизнес-газета. – 2011. –№ 783/1 от 11.01.2011.
17. Кистанов В.В. Региональная экономика России.- М.: Финансы и статистика, 2011. – 584 с.
18. Кимельман С. Государство делает заначки от народа // Информационное агентство РОСБАЛТ. 2012.
19. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Нефтедобывающая промышленность России // Бурение и нефть. – 2011. – № 4. – С. 3–8.
20. Лобунец В.С. Перспективы развития угольной промышленности Ростовской области//Экономика и социум №4(9) 2013.
21. Моисеева М.А., Войшвилло И.Е., Милоголов Н.С. Налогообложение добычи нефти и газа: тенденции развития // Финансовый журнал. – 2012. – № 1. – С. 94–98.
22. Овинникова К. Н. Современное состояние нефтегазового комплекса России и его проблемы// Известия Томского политехнического университет №6, 2013г.
23. Региональная экономика/ Под ред. Г. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 464 с
24. Сводные показатели производства энергоресурсов в Российской Федерации // инфо ТЭК. – №1. – 2013 г
25. Сидоров М.К. Социально-экономическая география и регионалистика России: учебник /М.К. Сидоров.- М.:ИНФРА – М, 2010. – 400 с.
26. Фадеев А.М., Череповицын А.Е., Ларичкин Ф.Д. Устойчивое развитие нового добывающего региона при реализации нефтегазовых проектов на шельфе Арктики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2012. –№ 1 (19). – С. 33–37.
27. Шмаль Г.И. Как помочь «нефтедонору» // Росссийская Федерация сегодня. 2011. URL: h**t://w*w.r*ssia-today.r*/old/prodoljaem-temu/1257-gennadij-shmal-kak-pomoch-neftedonoru.html
28. Угольная промышленность России 2009–2012 гг. Инвестиционные проекты и описание компаний//Материалы РБК h**t://marketing.rbc.r*/
29. Сайт Министерства энергетики Российской Федерации h**t://minenergo.gov.r*
Тема: | «Государственная политика регулирования топливно-энергетического комплекса России» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 42 | |
Цена: | 1000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Структура топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в мировой экономике.
Шпаргалка:
Энергосбережение в теплотехнике
Курсовая работа:
Взаимосвязь государственной политики и государственного управления
Контрольная работа:
Мировые ресурсы
Контрольная работа:
Общая экономическая характеристика ЮФО. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) ЮФО