Дипломная работа

«Возможности учета в бюджетных учреждениях и пути его совершенствования»

  • 89 страниц
Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы организации

бухгалтерского учета в бюджетном учреждении 6

1.1 Понятие и отличительные особенности бюджетных учреждений 6

1.2 Нормативно – правовое обеспечение организации ведения

бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях 11

1.3 Особенности бухгалтерского учета в бюджетном учреждении 17

1.4 Основные направления реформирования бюджетных организаций

и бюджетного учета на современном этапе развития России 21

2. Организация бухгалтерского учета 27

2.1 Организационно – экономическая характеристика

ГБУЗ СК «Советская ЦРБ» 27

2.2 Формирование и разработка учетной политики 43

2.3 Порядок формирования рабочего плана счетов 47

2.4 Выбор формы бухгалтерского учета 50

3. Организация работы службы бухгалтерии 62

3.1 Требования к ведению бухгалтерского учета в учреждении 62

3.2 Структура бухгалтерской службы 65

3.3 Организация рабочего места бухгалтера 74

Заключение 82

Список использованных источников 86

Приложения 90

Введение

Бюджетные учреждения являются частью бюджетной системы России, а, следовательно, бухгалтерский учет бюджетных учреждений является составной частью бухгалтерского учета исполнения бюджетов. С целью обеспечения учета государственных финансов необходима единая система учета средств на всех этапах их формирования и расходования. С этой целью в действующих на современном этапе нормативно–правовых актах установлен порядок учета государственных бюджетных средств.

Правильная организация бухгалтерского учета – основа составления достоверного и документально обоснованного отчета об исполнении бюджета соответствующего уровня, обеспечивающего открытость бюджетного процесса, особенно на стадии исполнения бюджетов.

Развитие экономико–социальной сферы характеризуется значительным возрастанием роли бюджетных учреждений. Результат их деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг широким слоям населения.

Комплексный анализ деятельности бюджетных организаций способствует более эффективному использованию средств, направляемых на содержание непроизводственной сферы. В этой связи, эффективное управление бюджетными учреждениями и рациональное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств вызывает объективную необходимость в организации анализа показателей их финансово – хозяйственной деятельности на основе логически последовательной системы бухгалтерского учета и контроля результатов деятельности бюджетных организаций.

Развитие системы бухгалтерского учета бюджетных учреждений происходит в сторону унификации с системой учета исполнения бюджетов. И, скорее всего данный процесс будет только углубляться. Кроме того, бухгалтерский учет государственных бюджетных организаций и учреждений имеет свои особенности, так как наряду с деятельностью, финансируемой из бюджета, эти учреждения занимаются хозрасчетной деятельностью, что имеет свою специфику отражения в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

Таким образом, в условиях реформирования системы бюджетного финансирования, тема выпускной квалификационной работы является весьма актуальной.

За последние годы в стране разработана Концепция бухгалтерского учета, создана нормативная база его регулирования, принят новый Бюджетный кодекс и План счетов, инструктивные материалы и т. д., обусловившие повышение информативности учета и прозрачность финансовой отчетности.

Проблемами организации и совершенствования российской системы бухгалтерского учета занимались и занимаются многие ученые, такие как Куттер М. И., Таранец В. Ф., Уланова И. Н., Новодворский В.Д., Пономарева Л. В., Соколов Я. В. и многие другие.

Вместе с тем бухгалтерский бюджетный учет и отчетность содержат далеко не полную информацию, необходимую пользователям для разработки управленческих решений. Поэтому бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных учреждениях нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Актуальность данной работы определила ее цель, предмет и объект исследования.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей и возможностей учета в бюджетных учреждениях в современных условиях, а также анализ путей его совершенствования.

В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие конкретные задачи:

– раскрытие сущности и отличительных особенностей функционирования бюджетных учреждений;

– рассмотрение нормативно – правового обеспечения организации

бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;

– выявление особенностей организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на современном этапе;

– рассмотрение элементов процесса организации учета;

 изучение основных принципов и правил организации работы бухгалтерской службы в бюджетном учреждении;

 систематизация основных направлений совершенствования бухгалтерского учета и контроля в бюджетных организациях.

Объектом исследования в работе является ГБУЗ СК «Советская ЦРБ», расположенное в г.Зеленокумске Ставропольского края.

Предмет исследования – процесс организации и совершенствования бухгалтерского учета в бюджетном учреждении в современных условиях.

Период исследования охватывает три года – с 2010 – 2012 гг.

Теоретическую и методологическую основу исследований в работе составляют: нормативно – правовые и законодательные акты, регламентирующие деятельность бюджетных организаций; современные методические приемы и способы количественного и качественного анализа финансово – хозяйственной деятельности; монографическая и учебная литература по изучаемым вопросам; публикации в специализированных изданиях по данной тематике.

Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Работа содержит 89 страниц, 7 таблиц, 6 рисунков.

Фрагмент работы

1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении

1.1 Понятие и отличительные особенности бюджетных учреждений

Бюджетное учреждение, будучи частным случаем учреждений, обладает всеми признаками последних. Гражданский кодекс РФ дает широкую классификацию юридическим лицам (их организационно–правовым формам), которые могут осуществлять свою деятельность на территории РФ.

Согласно действующему в России законодательству, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету [1].

По целям деятельности в гражданском праве выделяются:

– коммерческие организации;

– некоммерческие организации.

Общественные интересы, особенно в современном обществе, выходят за рамки коммерческих отношений, поэтому юридическое лицо может быть создано не только для преследования каких – либо коммерческих целей.

В развитых правовых системах существует деление юридических лиц на юридические лица частного и публичного права. К первым относятся такие юридические лица, которые созданы физическими и (или) юридическими лицами. Ко второй группе относятся юридические лица, созданные на основе акта публичной власти и обладающие властными полномочиями (например, государственные органы) [25].

В российском правопорядке юридические лица второй группы выступают либо как государственные или муниципальные учреждения, либо как публично–правовые образования – самостоятельный вид субъектов гражданского права, не регулируемый Гражданским кодексом РФ (но регулируемый другими законами) [35]. Здесь законодателям предстоит еще много работы по приведению системы юридических лиц к международным стандартам.

Государство, выполняя свои основные функции, включает в действие определенные институты и органы, которые в свою очередь, представляют сеть бюджетных учреждений.

Таким образом, говоря о планировании и финансировании расходов бюджета, подразумевают планирование и финансирование деятельности определенных бюджетных предприятий. То есть, нельзя выплатить пенсию пенсионеру, не имея представительство пенсионных фондов РФ на местах. Также, нельзя оказать медицинскую помощь (финансируемую за счет средств фонда обязательного медицинского страхования), не имея государственные медицинские учреждения и сами фонды (как организации).

Бюджетные учреждения создаются для целей некоммерческого характера, включая выполнение управленческих, социально–культурных, научно–технических и иных аналогичных задач [27]. Посредством функционирования бюджетных учреждений государство и муниципальные образования реализуют свои функции в сфере воспитания и обучения, предоставления лечебной и социальной помощи и т.п.

Таким образом, бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления в целях осуществления управленческих, социально–культурных, научно–технических или иных функций некоммерческого характера, если деятельность этой организации финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе

сметы доходов и расходов [2].

К бюджетным учреждениям можно отнести государственные учебные заведения, учреждения здравоохранения, государственные правоохранительные органы (органы МВД, ФСБ, МЧС, МЮ и т.д.), государственные контролирующие органы (Санэпиднадзор, Комитет по природным ресурсам и т.д.).

Заключение

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (известный под названием бюджетный учет) является составной частью российской национальной системы бухгалтерского учета, специализированной на создании учетной информации для управления государственными (муниципальными) финансами на всех уровнях властных структур бюджетной системы РФ.

Проводимые в нашей стране реформы бухгалтерского учета затрагивают и деятельность бюджетных организаций, так как в современных условиях повышение роли государства в управлении экономикой и социальным развитием выдвигает вопросы получения достоверной, адекватной и «прозрачной» информации о деятельности бюджетной организации. Следует отметить достаточную стремительность развития бюджетного учета в России, что обусловлено необходимостью максимального приближения бюджетного учета к коммерческому и позволяет сделать бюджетную отчетность более прозрачной и достоверной.

Изменения, произошедшие в бюджетном учете в течение последних лет, ознаменовали начало принципиально нового подхода к организации учетного процесса в бюджетных учреждениях.

Объектом исследования в данной работе являлось медицинское учреждение – ГБУЗ СК «Советская ЦРБ».

Учреждение является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Учредителем Учреждения и собственником имущества Учреждения является Ставропольский край.

Предметом деятельности Учреждения является проведение медико–санитарных, профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение общей и инфекционной заболеваемости, инвалидности, смертности населения.

Целью создания Учреждения является сохранение и восстановление здоровья граждан на всей территории Советского района Ставропольского края, путем проведения лечебно – профилактических и оздоровительных мероприятий.

Имущество ГБУЗ СК «Советская ЦРБ» является государственной собственностью Ставропольского края и закреплено за ним на праве оперативного управления.

Учреждение в соответствии с бюджетным законодательством является получателем бюджетных средств. Учреждение финансируется за счет средств бюджета Ставропольского края, средств обязательного медицинского страхования, и иных средств в соответствии с государственным заданием на основе плана финансово хозяйственной деятельности или бюджетной сметы.

Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края в соответствии с государственным заданием на основе плана финансово–хозяйственной деятельности и бюджетной сметы.

По результатам проведенного анализа деятельности учреждения можно сказать следующее.

Общая валюта баланса исследуемого учреждения за анализируемый период увеличилась на 15279294 руб. или 2 раза, что свидетельствует о росте имущественного потенциала ГБУЗ СК «Советская ЦРБ» и активизации его финансово–хозяйственной деятельности. Наибольший рост за анализируемый период продемонстрировали расходы по доходам.

Отрицательным моментом является уменьшение суммы денежных средств – наиболее ликвидной статьи баланса. За исследуемый период данная статья актива баланса уменьшилась почти на 50%.

За анализируемый период общая величина пассива ГБУЗ СК «Советская ЦРБ» увеличилась на 15279294 руб. или в 2 раза. Данное изменение в значительной степени было обусловлено ростом финансового результата учреждения – за три года его рост составил 15212106 руб., что можно расценить положительно. Обращает на себя внимание рост обязательств ГБУЗ СК «Советская ЦРБ» – за исследуемый период с 2010 – 2012 гг. их величина выросла в 141 раз.

В структуре активов исследуемого учреждения за 3 анализируемых года преобладают нефинансовые активы, при этом их доля увеличивается – за период с 2010 – 2012 гг. это увеличение составило 9 %. В составе нефинансовых активов большая доля принадлежит материальным запасам.

Доля финансовых активов за исследуемый период сократилась, в первую очередь за счет сокращения доли денежных средств, сокращение составило 26%. Такое изменение соотношения нефинансовых и финансовых активов, т.е. увеличение первых и сокращение величины вторых можно оценить как негативную тенденцию.

Основу пассива баланса исследуемого учреждения составляет финансовый результат и незначительная доля пассива принадлежит обязательствам учреждения. За три года увеличение доли обязательств составило 0,2%.

Состав и структура персонала исследуемого учреждения в целом за период с 2010 – 2012 гг. не претерпела значительных изменений. Однако, обращает на себя внимание сокращение численности врачей – за три года их численность сократилась на 7 человек или на 1,1%.

В целом за период с 2010 – 2012 гг. деятельность исследуемого учреждения можно охарактеризовать как стабильную, эффективную.

ГБУЗ СК «Советская ЦРБ» самостоятельно организует ведение бухгалтерского учета своей деятельности. Ответственность за организацию ведения учетной работы на предприятии возложена на главного врача учреждения.

Бухгалтерский учет в ГБУЗ СК «Советская ЦРБ» организуется и ведется самостоятельным структурным подразделением – бухгалтерией,

возглавляемой главным бухгалтером.

Штатный состав бухгалтерии ГБУЗ СК «Советская ЦРБ» на 1 января 2013 года составляет 19 человек, включая главного бухгалтера.

На предприятии разработано и утверждено Положение «Об учетной политике ГБУЗ СК «Советская ЦРБ», определяющее порядок ведения бухгалтерского и налогового учета.

Учреждение использует разработанный и утвержденный рабочий план счетов.

ГБУЗ СК «Советская ЦРБ» при обработке учетной информации на всех участках бюджетного учета применяет компьютерную технику.

Ведение учетной работы в Учреждении осуществляется с помощью следующих программных продуктов:

–«1С : Бухгалтерия бюджетного учреждения 8»;

–Криста (Автоматизированная система «Бюджет» – АС «Бюджет»);

–Белый Медведь;

– Банк–Клиент.

Для повышения эффективности учетной работы руководству ГБУЗ СК «Советская ЦРБ» можно рекомендовать своевременно и регулярно повышать профессионально – квалификационный уровень работников бухгалтерии.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 11 февраля 2013 г. № 8 – ФЗ).

2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145–ФЗ (ред. от 25.12.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.01.2013).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146–ФЗ (в ред. от 29.11.2010 № 324 – ФЗ).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон Российской Федерации от 5 авг. 2000 г. № 117–ФЗ (в ред. от 27.11.2010 № 310 – ФЗ).

5. Трудовой кодекс Российской Федерации (в ред. от 29.12.2012 г. № 280 – ФЗ).

6. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете».

7. Федеральный закон от 12.01.96 № 7– ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 11.02.2013 с изменениями, вступившими в силу с 12.02.2013).

8. Приказ Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

9. Приказ Минфина России от 26.10.2012 № 139н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н».

10. Приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

11. Приказ Минфина России от 29 декабря 2011г. № 191н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2010г. №191н».

12. Приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

13. Письмо Минфина России от 29 декабря 2010 г. № 02–06–07/5397. Таблица соответствия счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Минфина России от30 декабря 2008 г. № 148н, Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.

14. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (в ред. от 10.12.2010 №1011).

15. Алексеева И.В. Вандервилл К., Дубинина И.В., Токарев И.Н. и др. (под ред. Дубининой И.В.). Совершенствование учета, отчетности и аудита в секторе государственного управления / Под ред. И.В. Дубининой. – М.: ЛЕНАНД, 2009. – 67 с.

16. Булатов А.С. Национальная экономика М: Инфра–М, Магистр, 2011. – 458 с.

17. Барт Л.В., Егоров В.В., Разнодежина Э.Н. Переходная экономика: учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 147 с.

18. Бухранова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций. – М.: ИНФРА – М, 20. – 487 с.

19. Долгая В. М. Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения. – М.: МЦФЭР, 2010. – 256 с.

20. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Годовая и квартальная отчетность. Учебно–методическое пособие по составлению. – М.: «Дело и Сервис», 2011.

– 214 с.

21. Захарьин В. Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях.

Новые правила ведения учета. – М.: Омега–Л, 2007. – 457 с.

22. Кобина Л.А. Практикум по экономике / Южный федеральный ун–т. – Ростов–на–Дону: Изд–во Пед. ин–та ЮФУ, 2010. – 159 с.

23. Колеватова Е. А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебное пособие. – М.: Бухгалтерский учет, 2011. – 784 с.

24. Кулагина Э.Н. Экономика здравоохранения: поиск резервов. – Нижний Новгород: изд-во Бланкоиздат, 2011. – 214 с.

25. Мизиковский Е. А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М.: Магистр, 2010. – 658 с.

26. Оболенская Ю. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М.: Альфа–Пресс, 2009. – 458 с.

27. Позднякова, В. С. Бюджетный учет и финансовая (бюджетная) отчетность: Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Информационное агентство «ИПБР–БИНФА», 2011. – 345 с.

28. Прыкина Л. В. Экономический анализ предприятия. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 407 с.

29. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: «Новое знание», 2012. – 703 с.

30. Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М.: ИД ФБК–Пресс, 2010. – 32 с.

31. Экономика предприятия. Под ред. Е.М. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. – 360 с.

32. Базарова А. С. Документооборот в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2011. – № 5. – С. 11 – 18.

33. Бушуева Г.А. Некоторые подходы к оценке эффективности экономической деятельности лечебно – профилактических учреждений. //

Экономика здравоохранения. – 2011. – С.39–41.

34. Васильев Ю. А. Отчетностью бюджетного учреждения. // Бюджетные организации: бухучет и налогообложение. – 2006. – № 3. – С. 25–34.

35. Емельянова А. Н. Учетная политика бюджетных организаций на 2013 год. // В курсе правового дела. – 2012. – №12. – с. 19 –25.

36. Котова В. А. Финансовый результат в бюджетном учете и отчетности. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2010. – № 4. – С.24 – 31.

37. Кузмина Н.Б. Оценка экономической эффективности здравоохранения. // Экономика здравоохранения. – 2010. – №1. – С.23–34.

38. Курочкина Л. Л. Учет затрат и калькулирование себестоимости в бюджетном учреждении. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2011. – № 7. – С. 12 – 19.

39. Курочкина Л. П. Учет финансового результата в бюджетных организациях. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2011. – № 15. – С.14 – 18.

40. Кучеренко В.З. Особенности финансового планирования в учреждениях здравоохранения. Практика сегодняшнего дня и поиск внутренних резервов. // Здравоохранение. – 2010. – №12. – С.44–57.

41. Сергеева, А. Расчеты с поставщиками и подрядчиками. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2010. – № 12. – С.25 – 29.

42. Токарев И.Н. Развитие бюджетного учета в России: совершенствование метода первоначальной оценки основных средств// Аудит и финансовый анализ. – 2007. – № 2. – С.11 – 19.

43. Филатова А. А. Особенности составления годовой бухгалтерской отчетности бюджетными учреждениями в 2011 году. // Аудиторские ведомости. – 2011. – № 9. – С. 24 – 29.

Примечания

Оценка "отлично". К работе прилагается речь, раздаточный материал, отзыв, рецензия и презентация.

Покупка готовой работы
Тема: «Возможности учета в бюджетных учреждениях и пути его совершенствования»
Раздел: Бухгалтерский учет и аудит
Тип: Дипломная работа
Страниц: 89
Цена: 3400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика