Курсовая работа

«Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный анализ сельской и городской школ»

  • 50 страниц(ы)
  • 1675 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: отличник

Введение 3

Глава I Теоретический анализ факторов школьной дезадаптации 5

§ 1 Нарушение школьной адаптации как междисциплинарная проблема 5

§ 2 Основные проявления и факторы школьной дезадаптации 15

§ 3 Нарушение психического развития и школьная дезадаптация 19

§ 4 Основные принципы и содержание психологической диагностики школьной дезадаптации 24

Глава II Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте 31

§ 1 Программа исследования 31

§ 2 Полученные результаты, анализ и интерпретация 32

Выводы 45

Заключение 46

Список использованной литературы 47

Приложение 3 50

Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младше-го школьника всего образа жизни и деятельности. Этот период одинаково тру-ден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение фи-зиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. [11]

В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии со-циально-психологического и психофизиологического статуса ребенка требова-ниям ситуации школьного обучения, свидетельствование которой по ряду при-чин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологиче-ском и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умст-венного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует оп-ределенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элемен-тарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения.

С учетом тенденций роста негативных последствий дезадаптации, вы-ражающихся, в частности в затруднениях в обучении, нарушениях поведения, достигающих уровня криминальной выраженности, проблему школьной адап-тации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем со-временности, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько без-отлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.

Целью исследования является проведение сравнительного анализа психологических особенностей процесса школьной адаптации в сельской и городской школах.

В результате социально-психологической дезадаптации можно ожи-дать у ребенка проявление всего комплекса неспецифических трудностей, свя-занных прежде всего с нарушениями деятельности. На уроке неадаптировав-шийся ученик неорганизован, часто отвлекается, пассивен, отличается замед-ленный темп деятельности, часто встречаются ошибки. Природа школьной не-успеваемости может быть определена самыми различными факторами, в связи с чем углубленное изучение ее причин и механизмов осуществляется не столь-ко в рамках педагогики, сколько с позиции педагогической и медицинской (а в последнее время социальной) психологии, дефектологии, психиатрии и психо-физиологии.

Одной из причин школьной дезадаптации в первом классе является характер семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семью, где он чувствовал переживание мы, он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчужденности, непринятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного я лежит в основе школьной дезадаптации детей воспитанных в семье с несформирован-ным чувством мы или в семьях, где родителей т детей отделяет стена отвер-жения, безразличия. [17]

Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадапта-ции прежде всего должно быть направлено на устранение причин, вызывающих ее. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ро-лью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его со-циальную отгороженность, отвержение. [11]

Перечисленные нарушения следует рассматривать как факторы риска. способные при определенных условиях стать причинами школьной неуспевае-мости, но не определяющие ее. Степень условий патогенности факторов, так же как и обратимости формирующихся нарушений, складываются из многих со-ставляющих. В частности, немалую роль могут играть компенсаторные процес-сы, а так же позитивные изменения средовой ситуации. Кроме того, каждый из этих факторов имеет сложноорганизованную структуру и потому нуждается в тщательном анализе, который мог бы позволить оценить истинную меру его деструктивных или тормозящих влияний на процесс психического развития конкретного ребенка. Однако, очевидно и другое: все перечисленные факторы представляют прежде всего непосредственную угрозу прежде всего для интел-лектуального развития ребенка, частью выступая как реальные предпосылки его нарушения (факторы социального рода), частью как его симптомы. Зависи-мость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательст-вах. Именно на интеллект в младшем школьном возрасте падает основная на-грузка, так как для успешного овладения учебной деятельностью, научно-теоретическими знаниями необходим достаточно высокий уровень развития мышления, речи, восприятия, внимания, памяти, приобретенный в период до-школьного детства запас элементарных сведений, представлений, умственных действий и операций служит предпосылкой усвоения изучаемых в школе учеб-ных предметов. Поэтому даже легкие, парциальные нарушения интеллекта, асинхрония в их формировании будут затруднять процесс обучения ребенка и требовать специальных мер коррекции, трудноосуществимых в условиях мас-совой школы. Если же речь идет о состояниях, квалифицируемых как задержка психического развития и нуждающихся в специально организованных условиях обучения, то неуспеваемость ошибочно направленного в массовую школу ре-бенка с таким диагнозом и его последующая дезадаптация являются практиче-ски неизбежными. Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки соб-ственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотноше-ний со сверстниками, у такого ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать свою личностную несо-стоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом воз-расте весьма ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьным нормам, реализуется в наруше-ниях дисциплины, повышенной конфликтности в отношениях с окружающими (как детьми, так и взрослыми), что на фоне полной утраты интереса к школе постоянно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и соматические

расстройства. [14]

У детей в возрасте до 10 лет с их повышенной потребностью в движе-ниях, наибольшие трудности вызывают ситуации, в которых требуется контро-лировать свою двигательную активность. При блокировании этой потребности нормами школьного поведения у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, быстро наступает утомление. Наступающая вслед за этим разрядка, являющаяся защитной физиологической реакцией организма ребенка на чрезмерное перенапряжение, выражается в не-контролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, квалифици-руемым учителем как дисциплинарные проступки. [8]

Значительные трудности в соблюдении норм и правил поведения ис-пытывают дети с различными нейродинамическими нарушениями, наиболее часто проявляющимся синдромом гипервозбудимости (или гипердинамическим синдромом) дезорганизующим не только деятельность ребенка, но и его пове-дение в целом. У возбудимых моторнорасторможенных детей типичными яв-ляются расстройства внимания, нарушения целенаправленности деятельности, препятствующие успешному усвоению учебного материала. В достаточно вы-раженных случаях такая симптоматика может быть купирована лишь в услови-ях терапевтической коррекции. [9]

Другой формой нейродинамических расстройств является психомото-ноая заторможенность. Школьники с этим нарушением отличаются заметным снижением двигательной активности замедленным темпом психической дея-тельности, обедненностью диагноза и выраженности эмоциальнальных реак-ций. Эти дети так же испытывают серьезные затруднения в учебной деятельно-сти, так как не успевают работать в едином со всеми темпе, не способны к бы-строму реагированию на изменение тех или иных ситуаций, что помимо учеб-ных неудач препятствует нормальным контактом с окружающими.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами со-циализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования к ребенку. Он должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определен-ного уровня эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, важно положительное от-ношение к учению. Результаты проведенного исследования доказывают, что и в сельской, и в городской школах у детей в равной степени сформированы и по-знавательная, и коммуникативная, и личностная сферы, которые способствуют успешной адаптации. Но выделенные нами группы, дезадаптированных детей, позволяют говорить о их неготовности к школьному обучению, в результате че-го они не успевают по основным предметам, испытывают затруднения в обуче-нии, имеют низкую самооценку. Поэтому проблему адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем. Полученные данные под-тверждают то, что и учители и психологу необходим достаточно полный объем знаний о психологических особенностях дезадаптации младших школьников, методах ее диагностики и способах коррекции. Психолог должен предоставлять рекомендации учителю по пересмотру сложившихся у него представлений о том или ином ученике, а также помощь в реализации индивидуального подхо-да.

Акцент на профилактике школьной дезадаптации, как ведущем на-правлении педагогической стратегии в отношении детей группы риска, делает актуальным внедрение в профилактику работы школьных учреждений системы педагогического диагностирования, начавших учиться первоклассников.

Профессиональное внимание к детям, диагностирование их развития, оценка динамики этого развития в конкретных условиях воспитания и обучения должны стать органической частью деятельности психолога и педагога.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Правещение, 2000. – 624 с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. в 2-х томах, - М.: Педагоги-ка, 1989.

3. Баркай А.И. Особенности изобразительной деятельности первоклассни-ков в период адаптации к школе – Ж. Вопросы психологии. № 4, 1987 – 8-10 с.

4. Берис Р. Развитие Л. концепции и воспитание. – М., 1986 – 323 с.

5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: проблемы умственного развития, общения, личностные. – Ж. Дефектология № 2, 2010 – С. 89-96.

6. Волков М.П. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. – Л.: Нева, 2002 – 147 с.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. т.4 М., - 1984, 432 с.

8. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Л.М. Орлова Младший школьник. Психо-диагностика и коррекция развития. – М.: изд-во МГОПУ, 2005 – 116с.

9. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. – М., 2005 – 365 с.

10. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. С.А. Беличева, И.А. Ко-робейникова. Научно-методическое пособие для школьных психологов. М.: Редакционно-издательский центр Социальное здоровье России, 2003 –127 с.

11. Индивидуальные варианты развития младшего школьника. Под ред. Зан-кова А.В., М.В. Зверевой – М.: Педагогика, 1973 – 176 с.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет.: Учеб. по-соб. – 3 е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997 – 175 с.

13. Колмыков В.Н. Диагностика уровня мышления первоклассников. – Воро-неж. Изд-во ВОИПКРО, 2009 – 53 с.

14. Липкина А.И., Рыбак Л.А., Критичность и самооценка в учебной деятель-ности. – М., 2005 – 145 с.

15. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных клас-сов. – Ж. Школьный психолог, № 9, 2010 – 8-9 с.

16. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педаго-гика 2002 – 160 с.

17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: сфера, 2008 – 240 с.

18. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития. Под ред. Колмыковой З.И., Кулагиной И.Ю. – М.: Просвещение. – 1986 – 150 с.

19. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика, 2009 – 560 с.

20. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., В.В. Столина, М. 2011 – 346 с.

21. Практическая психодиагностика. Под ред. Райгородского. – С.: изд. дом  БАХ РАХ, 2008 – 669 с.

22. Психология развивающейся личности. М., 2007 –243 с.

23. Психическое развитие младших школьников. Под ред. Давыдова В.В. м., 2009 – 210 с.

24. Рогов Е.М. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., 2010 – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.

25. Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. Ростов Н/Д: Фе-никс, 2009 – 576 с.

26. Стоунс С. Психопедагогика. М.: Просвещение, 1984 – 245 с.

27. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учеб. для жд училищ и вузов. – М.: Школа-Пресс, 2012 – 384 с.

28. Соколова Е.М. Проективные методы исследования. МГУ, 2010 – 140 с.

29. Сомько А., Каффива Ю. Введение в школьную жизнь. Программа адап-тационных занятий для первоклассников. Ж. Школьный психолог. При-ложение к газ. Первое сентября. – 2009, № 2 – 8-9 с.

30. Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении. Ж. Начальная школа - 1996, № 7 – 14-16 с.

31. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. Избранные псих. труды М., 1987 –416 с.

32. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до 7 лет. М., Учпедгиз., 2006-328 с.

33. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Под ред. Лебединского В.В., Никольской О.С. М.: Просвещение, 1990 – 342 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный анализ сельской и городской школ»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 50
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика