Курсовая работа
«Особенности самооценки у младших школьников и подростков»
- 51 страниц
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие самооценки как психологической категории
1.2. Особенности самооценки у младших школьников
1.3. Особенности самооценки у подростков
Выводы по первой главе
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на
степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, а также на отношения с окружающими. Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.
Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей.
Формирование самооценки происходит на протяжении жизни человека. В каждом возрастном периоде на формирование влияет ведущий вид деятельности, ее ход и результаты. Так в младшем школьном возрасте ведущим видом является учебная деятельность. Следовательно самооценка связана с успехами в учении и вообще успеваемости. Учение как бы корректирует самооценку на данном возрастном этапе.
Подростковый же период развития, будучи по-своему переломным, переходным и критическим, представляет собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, без всяких сомнений, откладывают отпечаток на самооценку. Это период, когда ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. Начинает формироваться характер, идет и нравственное развитие, формируются убеждения. Таким образом, главная особенность подросткового периода – это формирование самооценки, которую можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.
В формировании самооценки в подростковом периоде значительную роль играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый ценностными ориентациями родителей, установками, отношением к ребенку.
Таким образом, в формировании самооценки в младшем школьном возрасте и подростковом лежат различные факторы, которые могут как влиять и на снижение, так и на завышение уровня самооценки. Это положение определяет проблему нашего исследования по выявлению особенностей самооценки.
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного и подросткового возрастов.
Объект исследования: самооценка.
Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников и подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка младших школьников и подростков имеет свои особенности.
Задачи исследования:
1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.
2. Выявить особенности самооценки младших школьников.
3. Выяснить особенности самооценки подростков.
4. Сделать вывод.
Методологическая основа.
Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты исследования самооценки нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, в зарубежной - У. Джемса, Э. Эриксон, К. Роджерса и др. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования.
В ходе исследования использовались следующие методы:
1. Теоретические (анализ специальной литературы по исследуемой проблеме).
2. Эмпирические методы (стандартизированные психодиагностические методики):
1) исследование самооценки Т. Дембо — С.Я. Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан);
2) методика лесенка;
3) методика на определение эмоционального уровня самооценки А.В. Захарова.
3. Математико-статистические методы обработки результатов (критерий Манна-Уитни).
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы психологами, педагогами, специалистами дошкольных образовательных учреждений для проведения индивидуальной и групповой работы.
Описание выборки. В качестве испытуемых выступили 32 человек, из них 15 младших школьников 2 "А" класса, 17 подростков 7 "А" класса.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №1 с. Кушнаренково.
Структура работы.Работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения и списка литературы, приложений
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методики исследования
Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и подростков.
Объект исследования: самооценка.
Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников и подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка младших школьников и подростков имеет свои особенности.
Задачи исследования:
1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.
2. Выявить особенности самооценки младших школьников.
3. Выяснить особенности самооценки подростков.
4. Сформулировать вывод.
Поскольку исследование самооценки младших школьников стандартными методиками затруднено, были использованы проективные методики, которые являются легкими для восприятия школьниками и дадут более качественные результаты исследования. В ходе исследования использовались следующие методики:
1. Исследование самооценки Т. Дембо — С.Я. Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан).
Целью методики является определение уровня самооценки и уровня притязаний у испытуемых.
Оснащение: бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы (образец в приложении 1).
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками и подростками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
2. Методика лесенка.
В стимульном материале теста «Лесенка» представлен рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Данная лестница была оформлена в виде бланка (образец в приложении 2).
Испытуемому дается следующая инструкция: Посмотрите на лесенку на бланке.). На самую нижнюю ступеньку ставят самых плохих детей. Они злые, завистливые. На ступеньке выше – ребята получше. Еще ступеньку выше (показывать на бланке или доске) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку вы сами себя поставите? Нарисуйте себя там, куда вы себя относите.
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение, в случае необходимости следует повторить его.
Если ребенок поставил себя на 1 или 2 ступеньку, то это говорит о низкой (заниженной) самооценке. Если ребенок выбрал 3,4 или 5 ступеньку – это свидетельствует о нормальном (адекватном) уровне самооценки. Если школьник выбрал 6 или 7 ступеньку, то говорит о наличии у него высокой (завышенной) самооценке.
3. Методика на определение эмоционального уровня самооценки А.В. Захарова.
Материал: рисунки для выполнения субтестов представлены в приложении 3.
Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.
Обработка результатов:
Субтест №1. Нормой для ребенка является указание на третий и четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я-образа», осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого заниженную самооценку.
Субтест №2. позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ним.
Субтес т№3. определяет социальную заинтересованность (чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.
Субтест №4. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.
Субтест №5. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства (при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).
Математико-статистические методы обработки результатов произведена с помощью критерия Манна-Уитни.
Описание выборки. В качестве испытуемых выступили 32 человек, из них 15 младших школьников 2 "А" класса, 17 подростков 7 "А" класса.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №1
Целью данного исследования стало изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста и подросткового.
Предмет исследования выступили особенности самооценки младших школьников и подростков.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что самооценка младших школьников и подростков имеет свои особенности.
Для проверки гипотезы были заявлены следующие задачи исследования: изучить самооценку, как психологическую категорию; выявить особенности самооценки младших школьников; выяснить особенности самооценки подростков; диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста и подростков; проанализировать полученный результат.
В качестве испытуемых выступили 32 человек, из них 15 младших школьников 2 "А" класса, 17 подростков 7 "А" класса.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №1 с. Кушнаренково.
По результатам математической обработки результатов по критерию Манна-Уитни можно сделать выводы о том, что уровни самооценок младших школьников и подростков не различается. Нами доказано, что значимых различий по двум группам испытуемых не обнаружено.
Таким образом, подростковый возраст и младший школьный возраст не имеют своих особенностей, хотя ее формирование зависит от различных факторов.
Результаты данного исследования могут быть использованы психологами, педагогами, специалистами дошкольных образовательных учреждений для проведения индивидуальной и групповой работы.
1. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. – Спб.: Питербург 2006.
2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки //«Вопросы психологии», №4, 2007.
3. Бернс Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. – М.: Прогресс, 2007.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Сова, 2004.
5. Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». – М.: Знание, 2004.
6. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 2007.
7. Коломинский Я. Человек среди людей. 2-ое изд. – М.: Знание, 2009.
8. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Сова, 2008.
9. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1980.
10. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Педагогика, 2009.
11. Маркс К. Капитал, т.1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2008.
12. Мерлин В.С. Очерк психологии личности. – Пермь, 2010.
13. Мир детства: Младший школьник. – М.: Педагогика, 2007.
14. Мудрость воспитания / Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. – М.: Прогресс, 2003.- 288с.
15. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издат. Группа «Прогресс», 2004.
16. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.: Педагогика, 2008.
17. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. – М.: Прогресс, 2009.
18. Соловейчик С. Вечная радость. – М.: Педагогика, 2006.
19. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Знание, 2006.
20. Слободчиков В.И. Формирование Я-концепции // Начальная школа, №3, 2002.
21. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. – М.: Молодая гвардия, 2003.
22. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. – М.: Просвещение, 2006.
23. Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. – М.: Сова, 2010.
24. Чкрносвистов Е.В. Личность и ее окружение. – М.: Крон, 2012.
25. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. – Воронеж: Просвещение, 2010.
26. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. – М.: Педагогика, 2009.
27. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М.: Тривола, 2007.
28. Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 2007.
29. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. – М., 2011.
Тема: | «Особенности самооценки у младших школьников и подростков» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 51 | |
Цена: | 1700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Изучение ошибок на письме у младших школьников с нарушением внимания
Дипломная работа:
Особенности психологической защиты у младших школьников с высокой тревожностью
Дипломная работа:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младшего школьника в рамках курса Окружающий мир
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей у младших школьников
Дипломная работа:
Коррекция нарушений звукопроизношения у младших школьников с умственной отсталостью