Курсовая работа
«Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и за рубежом»
- 38 страниц
Введение 3
Глава 1. Характеристика НДФЛ в России 5
1.1. Общая характеристика налога 5
1.2. Анализ роли и места НДФЛ в налоговой системе России 17
Глава 2. НДФЛ в США 26
2.1. Общая характеристика налога 26
2.2.Анализ роли и места НДФЛ в налоговой системе страны 28
Глава 3. Сравнительный анализ 32
3.1.Общие черты и отличительные черты 32
3.2. Тенденции сближения и расхождения 33
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Исторически сложилось так, что с возникновением налогов плательщиками всех подателей, будь то натуральные или денежные повинности, были граждане, позднее их бремя разделили другие хозяйствующие субъекты. Сейчас налоговые платежи с населения являются частью финансово – экономических отношений, образуя подсистему налогов с физических лиц в единой налоговой системе.
Существование налогов с физических лиц наряду с другими налогами объясняется прежде всего необходимостью создания дополнительного доходного источника для государственной казны, поэтому выполнение ими фискальной функции было очевидным с момента существования.
Сегодня же факт существования налогов с населения, кроме потребности фиска, объясняется еще и необходимостью регулирования уровня доходов граждан. С проведением в нашей стране преобразований, возникновением отсутствовавших ранее финансовых институтов (страховых компаний, акционерных обществ, коммерческих банков, бирж и т.п.) население стало активным участником финансового рынка со всем его инструментарием. Это способствовало появлению дополнительных доходных источников у граждан, связанных с операциями как финансового, так и имущественного характера, и разнообразия видов оплаты труда.
В общем смысле налоги с населения представляют собой обязательные безвозмездные платежи, производимые в пользу государства из личных доходов граждан, получаемых ими из любых источников. Из этого следует, что, сколько бы ни было налогов, они будут уплачиваться из одного источника – дохода гражданина.
Подоходный налог как наиболее затрагивающий материальное благосостояние граждан неоднократно подвергался кардинальным методологическим изменениям, побывав пропорциональным, дифференцированным, с простой и сложной прогрессией. Все изменения подчеркивают необходимость поиска сбалансированности интересов государства и граждан в подоходном обложении.
Значимость налога на доходы физических лиц в налоговой политике определяется не только его удельным весом в доходах бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части, а также рядом других экономических условий и общественных отношений.
В нашей курсовой работе мы рассмотрим общую характеристику налога на доходы физических лиц, как в России, так и в зарубежной стране – США, проведем анализ роли и места данного налога в налоговой системе и выделим общие и отличительные их черты, а также определим дальнейшие тенденции сближения и расхождения.
История развития подоходного налогообложения берет начало от налогообложения имущества, поскольку оно стало объектом обложения раньше других источников дохода. Однако прямое обложение дохода от имущества и использование его в качестве базы для исчисления налога тоже возникло не сразу. Вначале применялись косвенные критерии (количество окон, дверей у объектов недвижимости, наличие прислуги мужского пола), свидетельствующие о высоком достатке их владельцев, а значит, и о доходе. Для более точного определения дохода и исчисления с него налога необходимо было созывать оценочные комиссии, которые бы с помощью коэффициентов и внешних признаков произвели соответствующие расчеты. Часто владельцу имущества приходилось опровергать завышенную оценку его дохода, поскольку само владение имуществом не означает получение высокого дохода. Поэтому пока понятия “владение имуществом” и “доход от имущества” были едины в силу сложившихся общественных отношений, возникало немало проблем с расчетом реальной суммы дохода. В это время и возникло декларирование доходов и имущества как способ урегулирования интересов граждан и государства, позднее превратившееся в обязательную процедуру ежегодной отчетности. Изменение общественных отношений, развитие промышленности и городов привело к появлению у граждан новых источников дохода (найм, промысел, ценные бумаги, аренда и т.п.) помимо доходов от недвижимого имущества. Это положило начало выделению подоходного налогообложения из имущественного с постепенным контролем за всеми видами доходов, в том числе и от имущества, и превращению его в самостоятельную составную часть подсистемы налогов с населения.
Подоходное налогообложение не только выросло из поимущественного, но и стало заменой прямого личного налогообложения: подушного налога — в России, классного — в Европе. Причем некоторое время подоходный налог существовал вместе с поимущественным, перенимая исторический опыт взимания платежей. Переход же от пропорционального к прогрессивному обложению доходов, учитывающему частично платежеспособность гражданина, выдвинул подоходный налог на первое место среди налогов с населения. Однако современный период развития налоговых систем государств характеризуется стремлением к обеспечению взаимосвязи подоходного и поимущественного обложения при одновременном разграничении объектов, самостоятельной организации и законодательном оформлении с целью устранения двойного налогообложения.
Подоходный и имущественные налоги с физических лиц выполняют в тесной взаимосвязи регулирующую функцию. Как единство налоговой системы в целом обусловлено единством бюджетной системы, источником доходов которой она является, и двух ее подсистем (юридических и физических лиц), так и единство системы налогов с населения заключается в единстве доходов и расходов гражданина, т. е. бюджета на микроуровне.
Развитие отечественного подоходного налогообложения наглядно показало, как государственная идеология влияет на экономические процессы. Подоходный налог как инструмент экономической политики выполнял уже цель сокращения источников доходов граждан. Так, постепенно единственным источником дохода почти для всех категорий граждан на долгое время и стала работа по найму. Этот самый удобный для государства способ взимания подоходного налога привел к полному исключению какой-либо инициативы и активности со стороны граждан в налоговых отношениях. Время полного безразличия граждан к подоходному налогу закончилось с началом реформ 90-х гг. Постепенно перечень источников доходов граждан был пополнен доходами от предпринимательской деятельности, купли-продажи имущества и др. Однако изменение социально-экономических условий происходило быстрее, чем менялись налоговые отношения, что вызывало немало трудностей при формировании налоговой системы. Подоходный налог как наиболее затрагивающий материальное благосостояние граждан неоднократно подвергался кардинальным методологическим изменениям, побывав пропорциональным, дифференцированным, с простой и сложной прогрессией. Все изменения подчеркивают необходимость поиска сбалансированности интересов государства и граждан в подоходном обложении.
На территории России подоходное налогообложение граждан пока представлено единственным налогом — подоходным (налог на доходы физических лиц). Его взимание определено главой 23 части второй Налогового кодекса и методическими рекомендациями МНС России, разъясняющими общий порядок исчисления.
Ретроспективный анализ эвлюции системы межбюджетный отношений в нашей стране свидетельствует о том, что в период 1991 – 1997 г.г. развитие федеративных начал в национальной экономике шло достаточно быстро. Становление бюджетной системы РФ берет отсчет от принятия законов “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР “(октябрь 1991 г.) , “Об основах налоговой системы РСФСР” ( декабрь 1991 г.) и Конституции РФ (декабрь 1993 г.). В результате были четко выделены три уровня бюджетной системы России, осуществлен переход к налогам как главному споосбу обеспечения доходов бюджета, отменена монополия на внешнюю торговлю и валютные операции, произошло разгосударствление промышленности и др.
В 1992 г. начался процесс разграничения доходных источников между звеньями бюджетной системы, призванный заменить прежний метод распрделения доходов с целью сбалансирования каждого бюджета. С 1994 г. наблюдается тендеция расширения сферы действия регулирующих налогов на основе разделения налоговых становок на доли (квоты), в соответствии с которыми определенные суммы налоговых платежей поступают в то или иной звено бюджетной системы. Таким образом, в 1991 – 1994 г.г. в стране произошла первичная децентрализация бюджетной системы и в правовом поле новой России получили распространение базовые понятия бюджетного федерализма.
В 1996 г. утверждены стабильные на ближайшие три года пропорции разделения федеральных налогов между центром и регионами.
С введением в 1997 г. закона РФ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” началась реорганизация местных финансов. Начались процессы постепенной стабилизации межбюджетных пропорций, адаптации национальной бюджетной системы к качественно новым для нее принципам регулирования, сокращения объема встречных финансовых потоков.
1998 год в развитии системы межбюджетных отношений стал переломным был сделан первый шаг в отказе от демократизации федеративных начал государственного устройства РФ и переход к политике жесткой централизации финансовых ресурсов.
Измененения, внесенные в бюджетное и налоговое законодательство России в 2001 – 2004 г.г., еще более усилили эту тенденцию. И без того высокая степень концентрации средств в федеральном бюджете на стадии первичного распределения налогов по вертикали бюджетной системы заметно возросла. Регионы же, соххранив за собой основную массу расходных обязательств, потеряли значительную часть налоговых источников.
На основании проделанной нами работы можно сделать следующие выводы.
Налог на доходы физических лиц является старейшим видом налога в мире. Со временем налог неоднократно подвергался кардинальным изменениям.
В данный момент на территории России взимание подоходного налога определено главой 23 части второй Налогового кодекса и методическими рекомендациями Министерства налогов и сборов России, разъясняющими общий порядок исчисления.
Налоговый кодекс дает четкие понятия об налогоплательщиках, доходах, объектах налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде, о вычетах, налоговых ставках, налоговых декларациях.
Распределение налога между звеньями бюджетной системы России определяется Федеральными и Региональными законами.
Налог на доходы физических лиц занимает ведущее место в формировании доходной части бюджета республики.
Налоговая система России, в отличие от налоговой системы США нестабильна, период реформ продолжается, что не может не отражаться на отдельно взятом рассматриваемом нами налоге.
На сегодняшний день существует множество критериев, по которым можно классифицировать налоги с физических лиц по виду, назначению, объекту, источнику уплаты, степени налоговой нагрузки, методу обложения, способу обложения, виду бюджета и т.д. Наиболее часто встречающееся деление налогов на федеральные, региональные и местные недостаточно показывает взаимосвязь между отдельными видами налогов с физических лиц. С этой задаче легко справляется деление налогов по объекту обложения на подоходные, поимущественные и на потребление. Любая классификация раскрывает налоговые отношения государства и гражданина. Нами проведен сравнительный анализ налога в России и в США по одной из стандартных классификаций. В данном случае общие черты в характеристике налога преобладают, отличительные черты незначительны и носят специфический национальный характер.
Безусловно, опыт США вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики РФ.
Но главной задачей государства на данный момент является рост уровня доходов граждан России, чем выше уровень доходов граждан, то даже при минимальной ставке подоходного налога, возможно увеличение доходной части бюджета.
1. Налоговый кодекс Российской федерации части первая и вторая
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации
3. Закон УР “О бюджетом процессе в Удмуртской Республике” от 30.06.04г. № 33-РЗ
4. Федеральный закон от 30.12.2001г. № 197- ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год”.
5. Федеральный закон от 24.12.2002г. № 176- ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год”.
6. Закон УР “О бюджете Удмуртской Республики на 2004 год” от 29.12.03г. № 65 –РЗ
7. Закон УР “О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год” от 16.12.05г. № 62 –РЗ
8. Закон УР “О бюджете Удмуртской Республики на 2006 год” от 26.12.05г. № 70 –РЗ
9. Налоги. Под редакцией доктора экономических наук Д.Г. Черника, Москва, “Финансы и статистика”, 2004
10. О.В. Медведева. О налоге на доходы физических лиц/Финансы № 8, 2005 г.
Тема: | «Сравнительный анализ налога на доходы физических лиц в России и за рубежом» | |
Раздел: | Налоговое право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 38 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Расчеты с бюджетом по налогу на доходы физических лиц
Курсовая работа:
Налог на доходы физических лиц: анализ налоговых ставок
Курсовая работа:
Бухгалтерский учет налога на доходы физических лиц на примере Сарапульского колледжа инвалидов
Отчет по практике:
Налог на доходы физических лиц особенности налогообложения.
Курсовая работа:
Сущность, методика исчисления и порядок уплаты НДФЛ