Дипломная работа
«Методическое обеспечение по курсу «математика» (задачник по алгебре) для направления «информационные системы и технологии»»
- 91 страниц
Введение
Глава 1. Системы линейных алгебраических уравнений
1. Матрицы и операции над ними. Элементарные преобразования матриц.
2. Определитель матрицы. Миноры и алгебраические дополнения. Свойства определителей.
3. Невырожденная и обратная матрица. Ранг матрицы.
4. Системы линейных алгебраических уравнений. Теорема Кронекера-Капелли.
5. Решение систем линейных алгебраических уравнений по формулам Крамера, матричным способом и методом Гаусса.
6. Системы линейных однородных уравнений. Структура множества решений системы линейных уравнений. Фундаментальная система решений.
Глава 2. Элементы векторной алгебры
1. Векторы. Линейные операции над векторами. Базис на плоскости и в пространстве. Координаты вектора. Действия над векторами, заданными своими координатами.
2. Скалярное произведение векторов, его свойства, выражение скалярного произведения через координаты.
3. Векторное и смешанное произведения векторов, их свойства, геометрический смысл, выражение векторного и смешанного произведений через их координаты.
Глава 3. Аналитическая геометрия
1. Прямая линия на плоскости. Уравнение прямой по точке и нормальному вектору. Уравнение прямой по точке и направляющему вектору. Уравнение прямой по двум точкам. Уравнение прямой по точке и угловому коэффициенту. Уравнение прямой с угловым коэффициентом. Угол между двумя прямыми. Общее уравнение прямой. Расстояние от произвольной точки плоскости до прямой.
2. Кривые второго порядка.
3. Поверхность и ее уравнение. Виды уравнений плоскости.
4. Виды уравнений прямой в пространстве.
5. Прямая и плоскость в пространстве R3.
6. Поверхности второго порядка.
Заключение
Список литературы
Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению выделять главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложнейших задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека.
В настоящее время имеется большое количество сборников задач по алгебре и геометрии для студентов высших учебных заведений. Опираясь на этот опыт создано методическое обеспечение по курсу «Математика» (алгебра и геометрия).
Настоящее методическое пособие по курсу «Математика» (алгебра и геометрия) предназначено для студентов направления «Информационные системы и технологии». Оно также может быть полезно для всех категорий студентов, изучающих в том или ином объеме высшую математику.
В дипломной работе решено рассмотреть разделы: «Системы линейных алгебраических уравнений», «Элементы векторной алгебры», «Аналитическая геометрия». Изложение теоретического материала (основные понятия, формулы) по всем темам сопровождается рассмотрением большого количества примеров. Также в конце каждой темы приведены примеры для самостоятельного решения студентов.
Мы уделили особое внимание стандартным задачам, достаточного количества которых не хватает студентам для успешного хода учебного процесса.
При составлении методического пособия использованы многочисленные источники для более полного содержания каждой темы.
§1. Системы линейных алгебраических уравнений
1. Матрицы и операции над ними. Элементарные преобразования матриц
Определение 1.1. Матрицей типа (или размера) m×n называют прямоугольную числовую таблицу, состоящую из m×n чисел, которые расположены в m строках и n столбцах. Составляющие матрицу числа называют элементами этой матрицы.
Для обозначения матрицы используются либо сдвоенные черточки, либо круглые скобки:
или
Определение 1.2. Две матрицы называют равными, если они имеют одинаковую размерность m×n и если у них равны соответствующие элементы, т.е. .
Определение 1.3. Суммой матриц и одинакового размера называется матрица .
Для обозначения суммы двух матриц используется запись С = А + В. Операция составления суммы матриц называется их сложением.
Итак, по определению
Пример 1.1. Найдем сумму двух матриц
Определение 1.4. Произведением матрицы на вещественное число λ называется матрица , элементы которой равны
Пример 1.2. , λ=3. Найти матрицу .
Решение. B=λA= .
Определение 1.5. Для матрицы типа m×n ее транспонированной матрицей называют матрицу типа n×m с элементами
При транспонировании матрицы ее строки становятся столбцами новой матрицы с сохранением их порядка. Точно так же столбцы исходной матрицы превращаются в строки транспонированной. Поэтому транспонирование можно рассматривать как преобразование симметрии матрицы относительно ее главной диагонали.
Пример 1.3.
Определение 1.6. Произведением матрицы размера m×n и матрицы размера n×p называется матрица размера m×p, элементы которой находятся по формулам
.
Пример 1.5. Найдем произведение двух матриц
= =
Пример 1.6. Даны матрицы и
Найти:
Решение.
Пример 1.7. Вычислить матрицу где
Решение.
Пример 1.8. Найти:
Решение.
Примеры для самостоятельного решения к п.1.
№1.1. Даны матрицы , . Найти: A±B.
№1.2. Найти сумму матриц A и B, если ,
№1.3. Найти матрицу C = −5A+2B, если ,
№1.4. Дана матрица Найти:
№1.5. Определить матрицу, транспонированную для матрицы
№1.6. Найти матрицу С=AT−3B, если
№1.7. Дано: Найти:
№1.8. Найти произведение матриц A ∙ B, если
№1.9. Найти произведение матриц ,
№1.10. Найти произведение матриц
№1.11. Найти матрицу An, если при n=3.
№1.12. Дана матрица . Найти A5.
№1.13. Найти если , , .
№1.14. Выполнить действия над матрицами (A−B2)(2A+B),
где ,
№1.15. Выполнить действия над матрицами A3−(A+B)(A−3B), где ,
2.Определитель матрицы. Миноры и алгебраические дополнения. Свойства определителей.
Определение 2.1. Определителем второго порядка, соответствующим квадратной матрице второго порядка, называется число, равное и обозначаемое:
Пример 2.1. Вычислить определитель второго порядка: .
Решение.
Определитель обладает свойствами:
1) При замене строк соответствующими столбцами величина определителя не изменяется.
2) При перестановке двух строк (столбцов) определитель меняет знак на противоположный.
3) Определитель, у которого элементы строк (столбцов) пропорциональны (или равны), равен нулю.
4) Общий множитель строки (столбца) можно вынести за знак определителя.
5) Определитель не изменится, если к элементам его строки (столбца) прибавить соответствующие элементы другой строки (столбца), предварительно умноженные на любое число.
Определение 2.2. Определителем третьего порядка, соответствующим
квадратной матрице называется число
Определитель третьего порядка обладает всеми свойствами определителя второго порядка.
Определение 2.3. Минором элемента , где определителя третьего порядка называется определитель второго порядка, полученный из данного вычеркиванием i−й строки и j−го столбца. Так, например, минор M23 элемента a23 есть определитель
Определение 2.4. Алгебраическим дополнением элемента , где , называется минор этого элемента, взятый со знаком т.е.
где
Например, и т.д.
Свойство 2.1. (Разложение определителя по элементам строки или столбца)
Определитель третьего порядка равен сумме произведений элементов любой его строки (столбца) на их алгебраические дополнения.
Иными словами:
Пример 2.2. Вычислить определитель
Решение. Рассмотрим различные схемы вычисления данного определителя.
Итак, по определению,
1) Правило треугольника. Заметим, что первые три слагаемых, стоящих со знаком плюс, представляют собой произведение элементов определителя, взятых по три так, как указано различными пунктирами на нижеприведенной схеме:
Последние же три слагаемых, стоящих в со знаком минус, представляют собой произведение элементов, взятых по три так, как указано различными пунктирами на следующей схеме:
Правило составления шести слагаемых, входящих в выражение для определителя, опирающееся на указанные две схемы, обычно называют правилом треугольника.
Итак,
2) Метод разложения. По теореме 2.1, раскладывая определитель по элементам, например, первой строки, получим
Аналогично, если определитель разложить по элементам, например, второго столбца, получим тот же результат:
3) Метод предварительного получения нулей. Данный метод наиболее эффективен, если в определителе имеется строка (столбец), содержащая максимальное количество нулей.
Выберем в качестве базовой строки первую строку и умножив ее на (–2), прибавим ко второй строке. Тогда
Умножая базовую строку на 3 и прибавляя к третьей, получим
Так как в определителе первый столбец содержит два нулевых элемента, то по теореме разложения раскладывая Δ по элементам первого столбца, получим
Определение 2.5. Определителем n-го порядка, соответствующим квадратной матрице n-го порядка, называется число
где есть определители (n–1)-го порядка, полученные из данного вычеркиванием его первой строки и соответственно первого, второго,… , n-го столбцов.
Определение 2.6. Минором элемента , определителя n-го порядка называется определитель (n–1)-го порядка, полученный из Δ вычеркиванием его i-й строки и j-го столбца.
Пример 2.4. Вычислить определитель
Решение. Перед использованием свойства 2.1 наиболее целесообразно преобразовать определитель так, чтобы все элементы какой–либо строки (или столбца), кроме одного, обратились в 0. Например, сделаем так, чтобы в 1-м столбце все элементы, кроме первого, были равны нулю.
Для этого:
1) к элементам первой строки прибавим соответствующие элементы третьей строки;
2) умножив элементы первой строки на (–2), прибавим их к соответствующим элементам четвертой строки. Раскладывая далее полученный определитель по элементам первого столбца, найдем
Примеры для самостоятельного решения к п.2.
№2.1. Дана матрица . Найти определитель транспонированной матрицы.
№2.2. Вычислить определитель второго порядка: .
№2.3. Вычислить если
№2.4. Вычислить миноры M11, M12, M21, M22 определителя матрицы
№2.5. Вычислить миноры M23, M33, M13, M22 определителя матрицы
№2.6. Вычислить алгебраическое дополнение А21,A11,A22 определителя матрицы
№2.7. Вычислить алгебраическое дополнение A12,A13,A22,A23 определителя матрицы
№2.8. Найти определитель третьего порядка по правилу треугольников:
№2.9. Найти определитель третьего порядка по правилу треугольников:
При создании методического пособия по курсу «Математика» (алгебра и геометрия) предназначенного для студентов направления «Информационные системы и технологии» были реализованы все поставленные цели, а именно, рассмотрены разделы: «Системы линейных алгебраических уравнений», «Элементы векторной алгебры», «Аналитическая геометрия». Изложение теоретического материала (основные понятия, формулы) по всем темам сопровождено рассмотрением большого количества примеров. Также в конце каждой темы привели примеры для самостоятельного решения студентов.
Для более полного содержания каждой темы при составлении методического пособия использованы многочисленные источники.
1. Бугров Я.С., Никольский С.М. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М., Наука, 1997. – 288 с.
2. Виноградов И.М. Элементы высшей математики. Аналитическая геометрия. Дифференциальное исчисление. Основы теории чисел: Учебник для вузов-М.:Высш. шк., 1999. – 511с.
3. Гельфанд И.М. Лекции по линейной алгебре (5-е изд., исправленное), М., Наука, 1998.
4. Данко П.Е. Высшая математика в упражнениях и задачах: Учебное пособие для ВУЗОВ/ Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2000.
5. Ильин В.А., Позняк Э.Г. - Аналитическая геометрия, Классический университетский учебник, М.: Физматлит, 2004.
6. Ильин В.А., Позняк Э.Г. – Линейная алгебра, Классический университетский учебник, М.: Физматлит, 2005.
7. Клетеник Д.В. Сборник задач по аналитической геометрии: Учебное пособие для ВУЗОВ/Под ред. Н.В. Ефимова– 1-е изд., испр. – М.:Наука, 2002. – 224 с.
8. Кузнецов Л.А. Сборник заданий по высшей математике (типовые расчеты). — М: Высшая школа, 1983.
9. Сборник задач по математике для втузов: Линейная алгебра и основы математического анализа (под редакцией А.В. Ефимова и Б.П. Демидовича). - М.: Наука, 2003. – 478 с.
10. Сборник задач по математике для втузов. В 4-х частях. Под ред. Ефимова А.В., Поспелова А.С., М.: Физматлит, 2001-2003.
Тема: | «Методическое обеспечение по курсу «математика» (задачник по алгебре) для направления «информационные системы и технологии»» | |
Раздел: | Математика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 91 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методическое обеспечение, курса «математика» (алгебра и геометрия) для направления «профессиональное обучение, профиль информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии »
Дипломная работа:
Разработка проекта по созданию детского творческого объединения в школе
Курсовая работа:
Информационные технологии в маркетинговых системах фирм Хабаровского края
Дипломная работа:
Методическое обеспечение курса «алгебра и геометрия» для студентов направления «педагогическое образование»