Магистерская работа

«Технология воспитания двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса»

  • 84 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10

1.1 Характеристика двигательно-координационных способностей 10

1.2 Индивидуальные особенности развития двигательно-координационных способностей у детей 14-15 лет 21

1.3 Основы методики воспитания двигательно-координационных способностей средствами фитнеса 26

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 41

ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 14-15 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА 44

2.1. Организация исследования 44

2.2. Теоретическое обоснование содержания разработанной методики, направленной на воспитание двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса 47

2.3. Выявление эффективных средств и методов, направленных на воспитание двигательно-координационных способностей учащихся 1415 лет 50

2.4. Разработанная методика, направленная на воспитание двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса 54

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 57

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 14-15 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА 61

3.1 Индивидуальные показатели уровня координационных способностей учащихся 14-15 лет 61

3.2. Внутригрупповой анализ показателей уровня координационных способностей учащихся 14-15 лет 64

3.3 Межгрупповой анализ показателей уровня координационных способностей учащихся 14-15 лет 66

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 69

ВЫВОДЫ 70

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Введение

Актуальность. В условиях глубоких качественных преобразований социально-экономической сферы особую актуальность приобретает проблема формирования гармоничной, духовно и физически развитой личности.

Физическая активность, по мнению В. К.Бальсевича [6], является «значимым креативным элементом, формирующим в сочетании с другими факторами физическую культуру человека и являющимся в этом смысле важнейшим компонентом системы воспитания и самовоспитания личности». Таким образом, физическая активность человека необходимый элемент содержания системы управления физическим состоянием человека.

Необходимость проблемы улучшения этого состояния предусматривает природную потребность в двигательной активности через управляемую систему стимулируемого развития двигательно-координационных качеств.

Сохранение подрастающего поколения относится к числу наиболее актуальных проблем. Достижение необходимого уровня двигательно-координационных способностей является одним из важных факторов здоровья в условиях современного мира.

В практике физического воспитания трудно найти вид деятельности, не требующий соответствующего проявления ловкости, точности, равновесия, гибкости, подвижности, прыгучести, меткости, ритмичности, пластичности. Соотношение их показателей определяется содержанием и сложностью двигательного действия, уровнем физического развития и физической подготовленности занимающихся. Кроме того, регулярные занятия физическими упражнениями улучшают телосложение, фигура становится

стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность.

Немало важно и то, что у тех, кто занимается физической культурой и спортом, повышается уверенность в себе, укрепляется сила воли, что помогает достигать поставленные жизненные цели [89]. В настоящее время дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта ориентировано на повышение массовости спорта, привлечение населения к занятиям оздоровительной направленности. Выполняется много экспериментальных и теоретических работ, их авторы получили важные сведения в сфере общих основ диагностики, структуры, развития и тренировки двигательно-координационных способностей. Но многие аспекты воспитания, повышения их уровня у учащихся 14-15 лет остаются недостаточно изученными, поэтому данный вопрос является актуальным.

На основании вышеизложенного, следует констатировать противоречие между необходимостью повышения уровня двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет и недостаточной эффективностью имеющихся разработанных методик по их воспитанию.

Указанное противоречие позволило сформировать проблему: каково содержание методики, направленной на воспитание двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса. На основании выявленного противоречия, указанной проблемы исследования была определена тема диссертационного исследования: «Технология воспитания двигательно-координационных способностей учащихся 1415 лет средствами фитнеса».

Гипотеза исследования: предполагалось, что процесс воспитания двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет будет проходить более эффективно, если:

-будут выявлены эффективные средства и методы воспитания двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет;

- в содержание разработанной методики будут включены упражнения с использованием средств фитнеса, выполняемые методом стандартно-повторного упражнения.

Объект исследования: учебный процесс учащихся 14-15 лет, направленный на воспитание двигательно-координационных способностей средствами фитнеса.

Предмет исследования: методика, направленная на воспитание двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса.

Цель исследования - разработать и обосновать эффективность методики, направленной на воспитание двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2.Выявить наиболее эффективные упражнения с использованием средств фитнеса и методы воспитания двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет.

3.Разработать методику, направленную на воспитание двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса.

4.Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики.

Теоретическими основами исследования являются: теория и методика физического воспитания (Л. П. Матвеев, Ж. К. Холодов), средства и методы развития двигательных координаций (Л.Д.Назаренко), методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств (Ю.Ф. Курамшин).

Научная новизна исследования.

В содержание разработанной методики включены упражнения c использованием средств фитнеса, направленные на воспитание двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет.

Определена эффективность методики, направленной на воспитание двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса.

Теоретическая значимость проведенного исследования. Результаты исследования дополняют теорию и методику спорта новыми знаниями и представлениями об организационно-методических особенностях воспитания двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы, результаты педагогического эксперимента позволили повысить эффективность процесса обучения. Выявлен положительный результат использования разработанной методики в воспитании двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет. Совокупность положений и выводов, полученных в диссертации, может быть использована в работе школ, секций, спортивных школ, направленной на воспитание двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет.

На защиту выносятся следующие положения.

- в разработанную методику включены упражнения с использованием средств фитнеса, выполняемые методом стандартно-повторного упражнения;

- реализация разработанной методики повышает уровень двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационной работы обсуждались на студенческой научно-практической конференции «Перспективы развития науки, образования и спорта» (Уфа, 2019, 2020). Тема доклада «Технология воспитания двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса».

База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ Школа №18 ГО г. Уфа Республики Башкортостан. В нем приняли участие ученики 14-15 лет.

Теоретическая основа, поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили логику и методы теоретико-экспериментального исследования, которое выполнялось в три этапа, в сроки с января 2019 г. по декабрь 2020 г.

На первом этапе (январь - июнь 2019 г.) проводился анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. Всего был проанализировано 100 источников по теме исследования. Для выявления мнения преподавателей по физической культуре и тренеров по различным видам спорта о процессе воспитания двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет было проведено анкетирование. Обосновывались теоретические положения, разрабатывалась методика, направленная на воспитание двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса, выявлялись содержание и условия ее реализации в структуре учебного процесса. На этой основе был разработан комплекс упражнений с использованием средств фитнеса, направленный на воспитание двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет.

Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование.

На втором этапе (июль 2019г. - октябрь 2020 г.) проводился педагогический эксперимент на базе МБОУ Школа №18 ГО г. Уфа Республики Башкортостан, с помощью которого определялась эффективность разработанного комплекса упражнений с использованием средств фитнеса, направленного на воспитание двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет.

В эксперименте принимали участие 20 детей 14-15 лет.

Методы: педагогический эксперимент, тестирование.

На третьем этапе работы (ноябрь - декабрь 2020 г.) осуществлялась обработка результатов, анализировались полученные данные, формулировались выводы, оформлялась выпускная квалификационная работа.

Методы: методы математической статистики.

Обоснованность и достоверность научных результатов и сделанных выводов определяются глубоким теоретическим анализом состояния изучаемых вопросов, адекватностью методов цели и задачам исследования, достаточным объемом выборки, корректной статистической обработкой экспериментальных данных.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 83 странице компьютерного текста и состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы. Список литературы включает 100 источников, электронных - 6. Работа иллюстрирована 9 таблицами.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Характеристика двигательно-координационных способностей

В учебнике Матвеева теория и методика можно найти следующие факторы, влияющие на проявления координационных способностей.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений, двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий — низкая.

В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

В период от 11 до 13—14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

В возрасте 14—15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

Сенситивный период развития координационных способностей.

До настоящего времени сенситивные периоды рассматривались учеными главным образом в области силы, скорости и выносливости. Не было известно, каким образом эти периоды влияют на развитие двигательной координации. Некоторые ученые даже сомневались в их существовании. Поиски сенситивных периодов, общих для всех двигательных способностей, мы признали необоснованными.

Заключение

1. В результате анализа научно-методической литературы выявлено, что для более успешного воспитания двигательно - координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса целесообразно использовать упражнения, с изменением силовых параметров, изменением скорости движений по внезапному сигналу, изменением исходных и конечных положений, изменение способов выполнения действия, «зеркальное» выполнение упражнений, выполнение упражнений с исключением зрительного контроля, упражнения на нестабильной платформе.

Для воспитания двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет и повышения их уровня выполняют упражнения с использованием средств фитнеса. К ним относятся степ-платформы, полусфера BOSU, CORE платформа, Soft (балансировочная) подушка, амортизаторы различного сопротивления, утяжелители, петли TRX, фитболы.

2. В ходе анкетирования было выявлено, что существующая методика воспитания двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет не является достаточно эффективной. Развитие двигательно-координационных способностей действительно играет важную роль в учебно-воспитательном процессе учащихся 14-15 лет. По их мнению, в содержание разработанной методики целесообразно включать такое упражнения, как ведение мяча с изменением направления, отдавать предпочтение упражнениям на нестабильной полусфере BOSU, CORE платформе, степ-платформе, балансирующим Soft-подушкам, уделять особое внимание выполнению стойки на одной ноге на нестабильной платформе и упражнениям с использованием фитбола, петель TRX. Необходимо выполнять упражнения с исключением зрительного контроля и изменением исходных и конечных положений.

Большая часть респондентов (30%) были едины во мнении, что при воспитании двигательно - координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса необходимо использовать метод стандартноповторного упражнения.

3. На основе полученных предварительных результатов исследования была разработана методика, направленная на воспитание двигательно - координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса. В содержание разработанной методики включены упражнения, направленные на воспитание двигательно - координационных способностей учащихся 14-15 лет с использованием таких средств фитнеса, как нестабильная полусфера BOSU, CORE платформа, степ-платформа, Soft (балансирующие) подушки, петли TRX, утяжелители, амортизаторы. Следует уделять внимание стойке на одной ноге на нестабильной платформе, упражнениям с использованием фитбола, ведению мяча с изменением направления. Целесообразно выполнять упражнения с исключением зрительного контроля и изменением исходных и конечных положений. При воспитании двигательно - координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса необходимо использовать метод стандартно-повторного упражнения.

4. Полученные результаты внутригруппового анализа показателей координационных способностей учащихся 14-15 лет свидетельствуют об их росте в конце педагогического эксперимента, в данных показателях выявлены достоверно значимые различия в экспериментальной группе, при р<0,05. В контрольной группе в начале и в конце педагогического эксперимента достоверно значимых различий не выявлено.

Результаты тестирования координационных способностей учащихся 14-15 лет, свидетельствуют о том, что разработанная методика, применяемая в экспериментальной группе, эффективнее, чем общепринятая.

5. Полученные результаты межгруппового анализа показателей двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет свидетельствуют о том, что у экспериментальной группы, в данных показателях выявлены достоверно значимые различия, при р<0,05. В контрольной группе в начале и в конце педагогического эксперимента достоверно значимых различий не выявлено.

Таким образом, в результате проведенного эксперимента была выявлена эффективность разработанной методики, направленной на воспитание координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса. В конце эксперимента между контрольной и экспериментальной группами выявлены достоверные различия в результатах (р<0,05).

Список литературы

1. Агаджанян, Н. А. физиология XXI столетия: здоровье и концепция выживания здоровье подрастающего поколения: Тез. докл. Мат- лы XVIII съезда физиологического общества им. И. П. Павлова [Текст] / Н. А. Агаджанян. - Казань, 2007. - 467 с.

2. . Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам /Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 1982. - 240 с.

3. Акимова М.К. Психофизиологические особенности. - М.: Физкультура и спорт, 2009.

4. Астахов, А. И. . Тесты для определения уровня развития координационных способностей у среднего школьного возраста [Текст] / А. И. Астахов // Физическая культура в школе. - 2011. - №12. - С. 20 - 23.

5. Ашмарин Б.А. Педагогика физической культуры. - СПб: ЛГОУ, 2011. 2 З.Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: ФиС, 2010. - 208 с.

+ еще 95 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Технология воспитания двигательно-координационных способностей учащихся 14-15 лет средствами фитнеса»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Магистерская работа
Страниц: 84
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика