ВКР
«Формирование профессиональных компетенций в условиях инклюзивного образования 5 студентов с овз в системе среднего профессионального образования на уроках информатики»
- 106 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ СПО НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ 10
1.1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 10
1.1.1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 17
1.1.2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 26
1.1.3. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ 33
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 33
1.2. ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ С ОВЗ В СПО 43
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ С ОВЗ В СПО ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ 68
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА, ОПИСАНИЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 68
2.2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ С ОВЗ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ 73
2.3. ДИАГНОСТИКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 109
Актуальность исследования. За последнее десятилетие наблюдается значительное ухудшение в состоянии здоровья детей всех возрастных групп, при этом увеличилась частота тяжелых форм патологии, что способствовало росту числа детей-инвалидов[39]. По данным Минобрнауки России дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью по самым сдержанным оценкам составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях, при этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах)[55]. Согласно Федеральной службе государственной статистики данные по приему, обучению и выпуску инвалидов в средних профессиональных учреждениях таковы[56] (приложение 1).
По результатам приведенной статистики видно, что за последние 3 года наблюдается значительный рост числа поступающих, обучающихся и выпускников среднего профессионального образования (далее - СПО), что свидетельствует о популяризации у студентов - инвалидов возможности получения начального профессионального образования.
Согласно международным нормам законодательство Российской Федерации (далее - РФ) предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ОВЗ и инвалидов. В связи с этим в системе образования применяются три подхода для обучения детей с особыми образовательными потребностями (далее - ООП):
1. Дифференциальное обучение с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных коррекционных учреждениях I-VIII видов.
2. Интегрированное обучение в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
3. Инклюзивное образование, когда ученики (студенты) с ООП обучаются в аудитории вместе с обычными учениками (студентами)[7].
Как для обычных людей, так и для людей с инвалидностью и ОВЗ получение профессионального образования и дальнейшее трудоустройство играют важную роль. В связи с этим в систему среднего, высшего и послевузовского обучения внедряется инклюзивное образование.
Существенный вклад в теорию и практику развития инклюзивного образования внесли: С.В. Алехина, Н.Н. Васильева, Т.Г. Богданова, О.А. Подольская, А.С. Сунцова и др.(приложение 2).
Первым шагом к освоению профессиональных навыков и умений является обучение в средних профессиональных учебных заведениях (лицеи, колледжи, техникумы). Здесь, вчерашние школьники, становясь студентами, осваивают умения и навыки, овладевают общими и профессиональными компетенциями и применяют их в практической деятельности.
Современный мир наполнен обилием информации, компьютеризирован и в техническом плане постоянно продолжает усовершенствоваться. Трудно сейчас представить современного специалиста в областях программирования, экономики, управления, права без специальных знаний в области информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Для того, чтобы быть конкурентоспособным, сегодняшний выпускник с ОВЗ в СПО также должен обладать этими знаниями, навыками и умениями и совершенствовать их при дальнейшем развитии.
Актуальность данного исследования определена выявленным противоречием между формированием профессиональных компетенций у здоровых студентов в СПО при изучении информатики и ИКТ и формированием профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью и с ОВЗ в СПО при изучении информатики и ИКТ в условиях инклюзивного обучения. В связи с этим определена необходимость в способах формирования профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ.
С учетом противоречия была сформулирована проблема исследования: каким образом сформировать профессиональные
компетенции у студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ в условиях инклюзивного образования?
В связи с этим возникла тема исследования: «Формирование профессиональных компетенций в условиях инклюзивного образования у студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ».
Цель исследования - определить способы, методы формирования профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ.
Объект исследования - подготовка студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО к профессиональной деятельности.
Предмет исследования - формирование профессиональных компетенций в условиях инклюзивного образования у студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ.
Анализ научной литературы и изучение педагогической действительности позволили выдвинуть гипотезу исследования, согласно которой, успешное формирование профессиональных компетенций в условиях инклюзивного образования у студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ возможно, если:
- в системе инклюзивного образования реализованы педагогические условия, характеризующиеся доступностью зданий и сооружений для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ, единством целевых, функциональных установок и методических требований;
- включение студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО в процесс изучения дисциплин информатика и ИКТ выстроено на основе методических рекомендаций по формированию его профессиональных компетенций;
- критерии оценки сформированности профессиональных компетенций студента с инвалидностью и ОВЗ в СПО диагностированы и экспериментально проверены в образовательном процессе образовательного учреждения.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие подходы к обучению, соблюдение единства целевых, функциональных установок и методических требований, доступности зданий и сооружений для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО в системе инклюзивного образования.
2. Разработать методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ в системе инклюзивного обучения.
3. Обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ.
В процессе работы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, мысленное моделирование); эмпирические (наблюдение за ходом учебного процесса, сравнение, опрос, тестирование, беседы, группировка); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный).
Работа проводилась в несколько этапов:
На первом, поисково-теоретическом этапе (2017-2018 гг.) изучалась психологическая, педагогическая и специальная литература по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО в условиях инклюзивного образования.
На втором, поисково-эмпирическом этапе (2018г.) проводилось наблюдение в колледже за студентами с инвалидностью и ОВЗ на уроках информатики и ИКТ, разрабатывались методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций и их внедрение в систему СПО в условиях инклюзивного образования.
На третьем, заключительном этапе (2018-2019 гг.) проводился эксперимент, анализировались его итоги, систематизировались результаты. Завершено литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость состоит в том, что:
1. Разработаны и реализованы методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ в системе инклюзивного обучения.
2. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования профессиональных компетенций студента с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ в системе инклюзивного обучения.
3. Диагностированы критерии оценки сформированности
профессиональных компетенций студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО и экспериментально проверены в образовательном процессе образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по формированию профессиональных компетенций студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО преподавателю информатики и ИКТ в системе инклюзивного обучения через практико-ориентированные задания, участие в конкурсах, организацию проектной и исследовательской деятельности.
Методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ могут быть полезны преподавателям средних специальных учебных заведений в поиске оптимальных подходов в организации инклюзивного обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования: организационно-методическая работа по внедрению результатов исследования в практику осуществлялась на базе кафедры программирования и вычислительной техники ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» и на базе отделения «Информатика и вычислительная техника» ГБПОУ «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники». Различными видами экспериментальной работы были охвачены студенты с инвалидностью и с ОВЗ 2-го курса в количестве 10 человек всех специальностей отделения «Информатика и вычислительная техника».
На защиту выносятся следующие положения:
- степень сформированности профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью и ОВЗ всех специальностей отделения «Информатика и вычислительная техника» ГБПОУ УКСИВТ;
- методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью и ОВЗ в системе инклюзивного образования построены по каждой рассматриваемой специальности. Эффективность ее реализации обеспечивается через использование активных форм и методов обучения в деятельности преподавателя и студентов;
- комплекс педагогических условий для эффективной реализации предлагаемой модели:
1) создание доступной среды, способствующей формированию профессиональных компетенций студента с ОВЗ в системе инклюзивного образования;
2) профессиональная направленность учебной деятельности (применение практико-ориентированных заданий, участие в конкурсах, посещение производственных учреждений);
Структура выпускной квалификационной работы состоит из аннотации, двух глав, заключения, библиографического списка; иллюстрирована графиками, рисунками, таблицами и диаграммами.
В первой главе раскрыты основные понятия темы: особые образовательные потребности, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, проектная и исследовательская деятельность. Результаты эмпирического исследования представлены во второй главе, которая доказывает эффективность гипотезы.
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ СПО НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
1.1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В жизни каждого человека возникают ситуации, когда приходится совершать определенный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу. Одним из таких выборов является выбор будущей профессии.
Окончив школу, выпускник задается вопросом: искать работу или продолжить обучение? Большинство людей предпочитает продолжить обучение, т.к., не имея никакого другого образования, кроме 9 или 11 классов школы, можно претендовать лишь на весьма скромный перечень работ, которые не относятся к интересным, престижным и высокооплачиваемым.
Человек, реализовавшись в определенной профессии, получает возможность достойно зарабатывать, приобретает уважение и почет, чувствует себя нужным людям, старается максимально полно раскрыть свои способности.
Для тех, чей профессиональный выбор в первую очередь зависит от возможностей здоровья, созданы специализированные учебные заведения, учитывающие потребности и особенности людей с ограниченными возможностями.[12]
В Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 2 пункт 16 «обучающийся с ОВЗ» определяется как «лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий».[68]
«Понятие «лица с ОВЗ» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.[37] В связи с этим вводится понятие особые образовательные потребности.
Особые образовательные потребности (ООП) - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить студент с недостатками развития в процессе обучения.[25]
Выделяют несколько составляющих ООП:
- когнитивные составляющие - владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире;
- энергетические - умственная активность и работоспособность;
- эмоционально-волевые - направленность активности студента, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания.
ООП, свойственные всем детям с ОВЗ:
- в максимально раннем начале обучения (специально организованное обучение должно начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка);
- в изменении содержания образования (за счет введения в содержание образования специальных разделов, адресованной сверстникам без ограничений здоровья, за счет сокращения объема содержания);
- в необходимости использования специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), учитывающих ООП (обеспечение «обходных путей» в обучении);
- в индивидуализации обучения (требуется в большей степени, чем для ребенка без ограничений здоровья);
- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- в максимальном расширении образовательного пространства (выход за пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной компетенции).
Для студента с инвалидностью или с ОВЗ крайне важно обрести себя в социуме. В сегодняшнем быстроизменяющемся мире просто необходимо стать профессионалом в своей области. Получить образование - это первый шаг к развитию своего мастерства, а главное - приучить себя постоянно учиться.
В методологической части диссертации были изучены особенности обучения студентов с различными видами нозологий (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата). Освоены принципы построения инклюзивного образования, проектной и исследовательской деятельности для студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО.
Для формирования профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью или с ОВЗ должны быть созданы специальные условия обучения, причём данной категории обучающихся необходимо регулярно контактировать со здоровыми студентами для того, чтобы не отделять себя от других, верить в себя и стремиться добиться больших результатов.
Формирование профессиональных компетенций происходит в результате ежедневного труда при изучении теоретических основ и применении их в практической профессиональной деятельности.
Исследования проводились на базе учебного отделения «Информатика и вычислительная техника» колледжа УКСИВТ г.Уфы. Были охвачены студенты с ОВЗ и инвалиды 2-го курса колледжа в количестве 10 человек.
В заключение работы сделаны общие выводы по всему материалу:
I. Формирование профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью или с ОВЗ зависит от условий обучения, подачи материала и собственной заинтересованности.
II. Проектная и исследовательская деятельность, участие в чемпионатах «Абилимпикс» и внеурочная деятельность позволяют активно формировать профессиональные компетенции у студентов с инвалидностью или с ОВЗ.
III. Методические рекомендации - это, своего рода, пакет
стратегических решений для освоения профессиональных компетенций, и им может воспользоваться не только педагог, но и студент.
1. Arpoint - смотри на мир по-новому. [Электронный ресурс]. - Доступ: http://www.a**oint.ru/
2. CyberLit - лаборатория виртуальной реальности. [Электронный ресурс]. - Доступ: http://www.cyber**it.ru/
3. Eligo Vision - интерактивные технологии. [Электронный ресурс]. - Доступ: http://www.eli**vision.ru/
4. Synapse - компания разработки виртуальной и дополненной реальности. [Электронный ресурс]. - Доступ: http: //www.sy**apse.company/
5. Абрамов, А.Х. Конкурсное задание по компетенции «Сетевое и системное администрирование» для третьего Национального Чемпионата «Абилимпикс», Москва, 2017. - 13 с.
+ еще 67 источников
оригинал в pdf формате
Тема: | «Формирование профессиональных компетенций в условиях инклюзивного образования 5 студентов с овз в системе среднего профессионального образования на уроках информатики» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 106 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Информатизация математического образования в системе среднего профессионального образования
Дипломная работа:
Медиация в системе среднего профессионального образования
Дипломная работа:
Интерактивные формы и методы преподавания уголовного права в системе среднего профессионального образования
Дипломная работа:
Право собственности и другие вещные права несовершеннолетнего на жилое помещение: актуальные вопросы теории и практики
Курсовая работа:
Роль тьютера при реализации инклюзивного подхода в дошкольном образовании в Германии, Англии