ВКР

«Формирование профессиональных компетенций в условиях инклюзивного образования 5 студентов с овз в системе среднего профессионального образования на уроках информатики»

  • 106 страниц(ы)
  • 317 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ СПО НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ 10

1.1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 10

1.1.1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 17

1.1.2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 26

1.1.3. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ 33

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 33

1.2. ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ С ОВЗ В СПО 43

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ С ОВЗ В СПО ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ 68

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА, ОПИСАНИЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 68

2.2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ С ОВЗ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ 73

2.3. ДИАГНОСТИКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА 89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99

ПРИЛОЖЕНИЕ 109

Актуальность исследования. За последнее десятилетие наблюдается значительное ухудшение в состоянии здоровья детей всех возрастных групп, при этом увеличилась частота тяжелых форм патологии, что способствовало росту числа детей-инвалидов[39]. По данным Минобрнауки России дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью по самым сдержанным оценкам составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях, при этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах)[55]. Согласно Федеральной службе государственной статистики данные по приему, обучению и выпуску инвалидов в средних профессиональных учреждениях таковы[56] (приложение 1).

По результатам приведенной статистики видно, что за последние 3 года наблюдается значительный рост числа поступающих, обучающихся и выпускников среднего профессионального образования (далее - СПО), что свидетельствует о популяризации у студентов - инвалидов возможности получения начального профессионального образования.

Согласно международным нормам законодательство Российской Федерации (далее - РФ) предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ОВЗ и инвалидов. В связи с этим в системе образования применяются три подхода для обучения детей с особыми образовательными потребностями (далее - ООП):

1. Дифференциальное обучение с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных коррекционных учреждениях I-VIII видов.

2. Интегрированное обучение в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3. Инклюзивное образование, когда ученики (студенты) с ООП обучаются в аудитории вместе с обычными учениками (студентами)[7].

Как для обычных людей, так и для людей с инвалидностью и ОВЗ получение профессионального образования и дальнейшее трудоустройство играют важную роль. В связи с этим в систему среднего, высшего и послевузовского обучения внедряется инклюзивное образование.

Существенный вклад в теорию и практику развития инклюзивного образования внесли: С.В. Алехина, Н.Н. Васильева, Т.Г. Богданова, О.А. Подольская, А.С. Сунцова и др.(приложение 2).

Первым шагом к освоению профессиональных навыков и умений является обучение в средних профессиональных учебных заведениях (лицеи, колледжи, техникумы). Здесь, вчерашние школьники, становясь студентами, осваивают умения и навыки, овладевают общими и профессиональными компетенциями и применяют их в практической деятельности.

Современный мир наполнен обилием информации, компьютеризирован и в техническом плане постоянно продолжает усовершенствоваться. Трудно сейчас представить современного специалиста в областях программирования, экономики, управления, права без специальных знаний в области информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Для того, чтобы быть конкурентоспособным, сегодняшний выпускник с ОВЗ в СПО также должен обладать этими знаниями, навыками и умениями и совершенствовать их при дальнейшем развитии.

Актуальность данного исследования определена выявленным противоречием между формированием профессиональных компетенций у здоровых студентов в СПО при изучении информатики и ИКТ и формированием профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью и с ОВЗ в СПО при изучении информатики и ИКТ в условиях инклюзивного обучения. В связи с этим определена необходимость в способах формирования профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ.

С учетом противоречия была сформулирована проблема исследования: каким образом сформировать профессиональные

компетенции у студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ в условиях инклюзивного образования?

В связи с этим возникла тема исследования: «Формирование профессиональных компетенций в условиях инклюзивного образования у студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ».

Цель исследования - определить способы, методы формирования профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ.

Объект исследования - подготовка студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО к профессиональной деятельности.

Предмет исследования - формирование профессиональных компетенций в условиях инклюзивного образования у студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ.

Анализ научной литературы и изучение педагогической действительности позволили выдвинуть гипотезу исследования, согласно которой, успешное формирование профессиональных компетенций в условиях инклюзивного образования у студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ возможно, если:

- в системе инклюзивного образования реализованы педагогические условия, характеризующиеся доступностью зданий и сооружений для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ, единством целевых, функциональных установок и методических требований;

- включение студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО в процесс изучения дисциплин информатика и ИКТ выстроено на основе методических рекомендаций по формированию его профессиональных компетенций;

- критерии оценки сформированности профессиональных компетенций студента с инвалидностью и ОВЗ в СПО диагностированы и экспериментально проверены в образовательном процессе образовательного учреждения.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать существующие подходы к обучению, соблюдение единства целевых, функциональных установок и методических требований, доступности зданий и сооружений для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО в системе инклюзивного образования.

2. Разработать методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ в системе инклюзивного обучения.

3. Обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ.

В процессе работы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, мысленное моделирование); эмпирические (наблюдение за ходом учебного процесса, сравнение, опрос, тестирование, беседы, группировка); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный).

Работа проводилась в несколько этапов:

На первом, поисково-теоретическом этапе (2017-2018 гг.) изучалась психологическая, педагогическая и специальная литература по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО в условиях инклюзивного образования.

На втором, поисково-эмпирическом этапе (2018г.) проводилось наблюдение в колледже за студентами с инвалидностью и ОВЗ на уроках информатики и ИКТ, разрабатывались методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций и их внедрение в систему СПО в условиях инклюзивного образования.

На третьем, заключительном этапе (2018-2019 гг.) проводился эксперимент, анализировались его итоги, систематизировались результаты. Завершено литературное оформление выпускной квалификационной работы.

Теоретическая значимость состоит в том, что:

1. Разработаны и реализованы методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ в системе инклюзивного обучения.

2. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования профессиональных компетенций студента с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ в системе инклюзивного обучения.

3. Диагностированы критерии оценки сформированности

профессиональных компетенций студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО и экспериментально проверены в образовательном процессе образовательного учреждения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по формированию профессиональных компетенций студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО преподавателю информатики и ИКТ в системе инклюзивного обучения через практико-ориентированные задания, участие в конкурсах, организацию проектной и исследовательской деятельности.

Методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО на уроках информатики и ИКТ могут быть полезны преподавателям средних специальных учебных заведений в поиске оптимальных подходов в организации инклюзивного обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования: организационно-методическая работа по внедрению результатов исследования в практику осуществлялась на базе кафедры программирования и вычислительной техники ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» и на базе отделения «Информатика и вычислительная техника» ГБПОУ «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники». Различными видами экспериментальной работы были охвачены студенты с инвалидностью и с ОВЗ 2-го курса в количестве 10 человек всех специальностей отделения «Информатика и вычислительная техника».

На защиту выносятся следующие положения:

- степень сформированности профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью и ОВЗ всех специальностей отделения «Информатика и вычислительная техника» ГБПОУ УКСИВТ;

- методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью и ОВЗ в системе инклюзивного образования построены по каждой рассматриваемой специальности. Эффективность ее реализации обеспечивается через использование активных форм и методов обучения в деятельности преподавателя и студентов;

- комплекс педагогических условий для эффективной реализации предлагаемой модели:

1) создание доступной среды, способствующей формированию профессиональных компетенций студента с ОВЗ в системе инклюзивного образования;

2) профессиональная направленность учебной деятельности (применение практико-ориентированных заданий, участие в конкурсах, посещение производственных учреждений);

Структура выпускной квалификационной работы состоит из аннотации, двух глав, заключения, библиографического списка; иллюстрирована графиками, рисунками, таблицами и диаграммами.

В первой главе раскрыты основные понятия темы: особые образовательные потребности, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, проектная и исследовательская деятельность. Результаты эмпирического исследования представлены во второй главе, которая доказывает эффективность гипотезы.

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ СПО НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

1.1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В жизни каждого человека возникают ситуации, когда приходится совершать определенный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу. Одним из таких выборов является выбор будущей профессии.

Окончив школу, выпускник задается вопросом: искать работу или продолжить обучение? Большинство людей предпочитает продолжить обучение, т.к., не имея никакого другого образования, кроме 9 или 11 классов школы, можно претендовать лишь на весьма скромный перечень работ, которые не относятся к интересным, престижным и высокооплачиваемым.

Человек, реализовавшись в определенной профессии, получает возможность достойно зарабатывать, приобретает уважение и почет, чувствует себя нужным людям, старается максимально полно раскрыть свои способности.

Для тех, чей профессиональный выбор в первую очередь зависит от возможностей здоровья, созданы специализированные учебные заведения, учитывающие потребности и особенности людей с ограниченными возможностями.[12]

В Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 2 пункт 16 «обучающийся с ОВЗ» определяется как «лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий».[68]

«Понятие «лица с ОВЗ» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.[37] В связи с этим вводится понятие особые образовательные потребности.

Особые образовательные потребности (ООП) - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить студент с недостатками развития в процессе обучения.[25]

Выделяют несколько составляющих ООП:

- когнитивные составляющие - владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире;

- энергетические - умственная активность и работоспособность;

- эмоционально-волевые - направленность активности студента, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания.

ООП, свойственные всем детям с ОВЗ:

- в максимально раннем начале обучения (специально организованное обучение должно начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка);

- в изменении содержания образования (за счет введения в содержание образования специальных разделов, адресованной сверстникам без ограничений здоровья, за счет сокращения объема содержания);

- в необходимости использования специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), учитывающих ООП (обеспечение «обходных путей» в обучении);

- в индивидуализации обучения (требуется в большей степени, чем для ребенка без ограничений здоровья);

- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды;

- в максимальном расширении образовательного пространства (выход за пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной компетенции).

Для студента с инвалидностью или с ОВЗ крайне важно обрести себя в социуме. В сегодняшнем быстроизменяющемся мире просто необходимо стать профессионалом в своей области. Получить образование - это первый шаг к развитию своего мастерства, а главное - приучить себя постоянно учиться.

В методологической части диссертации были изучены особенности обучения студентов с различными видами нозологий (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата). Освоены принципы построения инклюзивного образования, проектной и исследовательской деятельности для студентов с инвалидностью и ОВЗ в СПО.

Для формирования профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью или с ОВЗ должны быть созданы специальные условия обучения, причём данной категории обучающихся необходимо регулярно контактировать со здоровыми студентами для того, чтобы не отделять себя от других, верить в себя и стремиться добиться больших результатов.

Формирование профессиональных компетенций происходит в результате ежедневного труда при изучении теоретических основ и применении их в практической профессиональной деятельности.

Исследования проводились на базе учебного отделения «Информатика и вычислительная техника» колледжа УКСИВТ г.Уфы. Были охвачены студенты с ОВЗ и инвалиды 2-го курса колледжа в количестве 10 человек.

В заключение работы сделаны общие выводы по всему материалу:

I. Формирование профессиональных компетенций у студентов с инвалидностью или с ОВЗ зависит от условий обучения, подачи материала и собственной заинтересованности.

II. Проектная и исследовательская деятельность, участие в чемпионатах «Абилимпикс» и внеурочная деятельность позволяют активно формировать профессиональные компетенции у студентов с инвалидностью или с ОВЗ.

III. Методические рекомендации - это, своего рода, пакет

стратегических решений для освоения профессиональных компетенций, и им может воспользоваться не только педагог, но и студент.

1. Arpoint - смотри на мир по-новому. [Электронный ресурс]. - Доступ: http://www.a**oint.ru/

2. CyberLit - лаборатория виртуальной реальности. [Электронный ресурс]. - Доступ: http://www.cyber**it.ru/

3. Eligo Vision - интерактивные технологии. [Электронный ресурс]. - Доступ: http://www.eli**vision.ru/

4. Synapse - компания разработки виртуальной и дополненной реальности. [Электронный ресурс]. - Доступ: http: //www.sy**apse.company/

5. Абрамов, А.Х. Конкурсное задание по компетенции «Сетевое и системное администрирование» для третьего Национального Чемпионата «Абилимпикс», Москва, 2017. - 13 с.

+ еще 67 источников

Примечания к работе

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование профессиональных компетенций в условиях инклюзивного образования 5 студентов с овз в системе среднего профессионального образования на уроках информатики»
Раздел: Разное
Тип: ВКР
Страниц: 106
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика