Курсовая работа

«Технологии формирования жизненных компетенций у безречевых детей в Лекотеке»

  • 42 страниц(ы)
  • 319 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: admin

Введение 3

Глава 1 Теоретические аспекты формирования жизненных компетенций у безречевых детей в Лекотеке 6

1.1 Психолого-педагогическая характеристика безречевых детей 6

1.2 Представление о жизненных компетенциях 9

1.3 Лекотека как средство формирования жизненных компетенций безречевых детей 13

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию жизненных компетенций у безречевых детей в Лекотеке 20

2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы 20

2.2 Реализация технологии формирования жизненных компетенций у безречевых детей в Лекотеке 26

2.3 Оценка эффективности педагогического эксперимента 32

Заключение 39

Список литературы 41

Актуальность исследования подтверждается тем фактом, что в ФГОС для детей с ОВЗ четко выделяются взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненная компетенция». Из двух составляющих образования детей с ОВЗ ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся.

Исходя из проблемы, необходимо: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности и закрепить стойкие навыки, способствующие оптимизации его развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

Переход специального образования на новое содержание с внедрением единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья потребовало необходимости преобразования форм, технологий, профессиональной подготовки педагогических работников, осуществляющих деятельность в сфере общего и специального образования. Возникают новые вариативные формы дошкольного образования позволяющие выстроить инклюзивную образовательную вертикаль. К этим формам можно отнести Центры ранней помощи, консультативные пункты, Лекотеки, инклюзивные группы, группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Особое внимание у специалистов и родителей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями развития вызывает структурно - функциональная единица образовательной организации Лекотека [2]. Сегодня Лекотека в России рассматривается как форма образования, которая может работать автономно или в составе служб ранней помощи, общественных организаций, психолого – медико – педагогических центров, детских садов, домов ребёнка и других организаций и учреждений, оказывающих психолого – педагогическую помощь детям с особыми нуждами, а также сопровождения и специальной помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Об эффективности данной организационной формы специального образования можно судить по востребованности услуг, оказываемых специалистами Лекотеки.

Цель данной работы – изучение особенностей становления и создание условий для успешного развития жизненной компетенции безречевых детей в коррекционно-развивающем пространстве Лекотеки.

Объект исследования: процесс формирования жизненной компетенции безречевых детей.

Предмет изучения: система работы по формированию жизненной компетенции в сфере социально-трудовых навыков безречевых детей в Лекотеке.

Для реализации цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. проанализировать психолого- педагогическую, методическую литературу по данной теме;

2. разработать и апробировать комплекс мероприятий по использованию в работе лекотеки разнообразных методов и приёмов (практическое применение элементов социализации, здоровьесбережения, технологий коррекционно-развивающего обучения и воспитания);

3. показать эффективность используемых методов;

4. обработать полученные данные.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение научно-методической литературы по данной проблеме;

- педагогическое наблюдение;

- анкетирование;

- опрос;

- изучение и обобщение педагогического опыта;

- проведение экспериментальной работы (констатирующий и обучающий эксперименты);

- сравнительный анализ результатов.

Практической значимостью работы является то, что технологии здоровьесбережения, коррекционно-развивающего обучения и воспитания, социализации в образовательно-воспитательном процессе могут быть использованы в деятельности педагогов не только коррекционных школ, но и всех специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии, для достижения максимально возможных жизненных компетенций.

Глава 1 Теоретические аспекты формирования жизненных компетенций у безречевых детей в Лекотеке

1.1 Психолого-педагогическая характеристика безречевых детей

Дети, у которых отсутствует речь, имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними. Тот уровень речи, который есть у этих детей, - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова, - не может служить полноценному общению, выступать «регулятором поведения».

К безречевым следует отнести детей с различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, имеющих ранний детский аутизм, интеллектуальную недостаточность, детский церебральный паралич, нарушение слуха, моторную и сенсорную алалию, анартрию (тяжелая степень дизартрии). Их объединяют отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость.

Трудно выделить первичное нарушение и вторичные проявления. Требуется дополнительное динамическое изучение. Как показывает практика, в последнее время участились ситуации, когда ребенок имеет сочетанное расстройство: незначительное снижение слуха и задержку психоречевого развития, нарушение центральных слуховых процессов и детский церебральный паралич; дизартрию и моторную алалию; вторичную аутизацию при ДЦП и др.

У безречевых детей нередко отмечается неврологическая симптоматика: перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, синдромы гипо- и гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефальный и церебрастенический синдромы. Для них характерны: снижение психической активности, внимания, памяти; недостаточность целенаправленной деятельности; симптомы поражения ЦНС, имеющие регредиентный характер; периодические кризы, проявляющиеся в приступах плача, рвотном рефлексе, беспокойном поведении, аффективно-респираторных приступах.

Даже при легком и доброкачественном течении неврологических симптомов общий потенциал их снижен. Родителям порой бывает трудно решить, насколько такой ребенок нуждается в особом внимании, что у него преобладает — неумение или нежелание использовать свои речевые возможности. Участие логопеда в данном случае необходимо для оценки неговорящего ребенка и помощи ему.

Чтобы не упустить раннего, сензитивного для развития компенсаторных возможностей возраста, необходимо как можно скорее проконсультироваться у логопеда. Это поможет сформировать у ребенка не только азы общения, но и развить психические функции, личность в целом, провести профилактику вторичных отклонений. Часто логопед может услышать от родителей такие вопросы: «С чего начать работу по формированию речи, если с большим трудом удается организовать деятельность ребенка, если его внимание крайне неустойчивое?», «Как эффективно и доступно можно установить эмоциональный контакт с неговорящим ребенком, снять напряжение, развить предпосылки к позитивному общению, развить восприятие, внимание, память?».

Здесь важно показать, что при формировании собственно речи необходимо учитывать правильное эмоциональное развитие ребенка, воспитание у него желания и потребности общаться с педагогами, родителями, сверстниками. Многое зависит от ответа на следующие вопросы: как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера; может ли он развернуть игру, включиться в подражание игровым действиям и продолжить их? У инструкторов ЛФК и массажистов родители могут узнать о моторном развитии ребенка, характере его реакций на определенные раздражители, специфике манипулятивной деятельности рук и специфической походке.

Формирование жизненной компетенции у учащихся коррекционного образовательного учреждения это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того: какие методы в своей работе применяет педагог, создана ли система работы по формированию социально-бытовой компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения, насколько всё это интересует детей.

Современные образовательные условия позволяют проводить коррекционную работу в условиях вариативных форм дошкольного образования, в том числе и в лекотеке.

С целью определения эффективных методов и приёмов работы по формированию жизненной компетенции учащихся автором была разработана система работы по этой проблеме.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований свидетельствуют о важности трудовой деятельности в коррекционном развитии безречевых детей.

В настоящее время особо актуальная проблема целостного развития воспитанника коррекционного учреждения как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, позволяющая рассматривать развитие целостно, как результат не одной (по критерию природное - социальное), а трех последовательных дихотомий (социогенное - психогенное, внешнее -внутреннее, извне предопределенное - изнутри обусловленное. Концепция целостного развития позволяет по - иному взглянуть на проблему развития личности ребенка с недостатками интеллекта.

Специфические особенности психики безречевых детей старшего дошкольного возраста ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении и воспитании. В первую очередь это касается использования в коррекционных целях различных видов трудовой деятельности.

Практическое исследование показало верность выдвинутых предположений. Самостоятельность детей возросла, после проведения занятий по трудовому обучению с использованием ручного труда, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда.

Работа показала, что самостоятельность ребенка с недостатками развития в трудовой деятельности обеспечивается соответствующим построением развивающей среды, целенаправленной помощи педагога в освоении детьми способов трудовых действий.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости изменения существующей программы по трудовому обучению с учетом следующих требований.

В ходе анализа результатов эксперимента было выявлено, использование эффективных методов, и создание системы работы способствуют формированию жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотезу исследования можно считать подтверждённой, а цель исследования достигнутой.

1. Алмазова С.Л. Особенности «жизненной компетенции» детей и подростков с расстройствами аутистического спектра через анализ осознания ими себя как представителей пола // Специальное образование. 2014. № 1 (33). С. 24–33.

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 225 с.

3. Ахметзянова А.И. Формирование жизненной компетенции у детей с сочетанными нарушениями в условиях Лекотеки.// Теория и практика общественного развития – М.: ООО «Издательский дом «Хорс», 2013, № 4 - с.76-78.

4. Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи: Учебно-методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2011. – с. 29.

5. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Женева, 2001. 346 с.

6. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. Всемирная организация здравоохранения; ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, 2016. 124 с.

7. Всемирная организация здравоохранения. Навыки, необходимые для Здоровья. Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков (ООЗОПЖН), – важный компонент доброжелательной к ребенку, укрепляющей здоровье школы. Женева, 2013. 126 с.

8. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. - СПб., - 2008.

9. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошк. образоват. учрежд. компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. - М., 2003.

10. Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых // Психологическая наука и образование. 2004. № 3. С. 5–11.

11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. URL: http: ei*os.ru›journal/2006/ 0505.htm (дата обращения: 15.07.2016).

12. Инновационные технологии в лекотеках. Сборник тезисов участников Городской научно-практической конференции. – М.: МГППУ, 2012. – 216 с.

13. Кириллова Е.В. Безречевые дети: особенности психолого-педагогической характеристики. Научно-методический журнал «Логопед», №3/2012.

14. Методические рекомендации по организации деятельности Служб ранней помощи и Лекотек // Под ред. М.А.Цапенко. - М., 2011.

15. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: МКФ: краткая версия. Международная Организация Здравоохранения, 2001.

16. Положение об организации деятельности лекотеки. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://au*ism-center.ucoz.ru/index/polozhenie_o_lekoteke/0-42

17. Прохорова Е.В. Начальные этапы коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logo*ortal.ru/nachalnyie-etapyi-korrektsionno-razvivayushhey-rabotyi-s-bezrechevyimi-detmi/.html;

18. Розенблюм С. А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в школе с углубленным изучением ряда предметов и гимназии : (общие подходы и практический опыт) / С. А. Розенблюм, М. В. Моисеева. - (Образовательные программы, учебные планы, школьные учебники) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - N 5. -С. 20-25;

19. Сериков А. Е. Подражание и стереотипное поведение аутистов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2011. №1. С.18-28.;

20. Содномова Н. Б. -Ц. Теоретические подходы педагогического сопровождения инклюзивного образования дошкольников / Н. Б. -Ц. Содномова, Д. В. Посходиева. - (Организация учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы) // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - Вып. 1. -С. 264-269.

21. Твардовская А.А. Организация лекотеки как вариативной формы специального образования в Республике Татарстан // Сборник Тезисов 2‐й Всероссийской Интернет‐конференции «Грани науки 2013» / Отв. ред. А.В. Герасимов. [Электронный ресурс] – Казань.: СМУиС, 2013. – с.219- 220.

22. Фролова Н.В. Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fes*ival.1september.ru/articles/613911/;

23. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. — Москва: Издательский центр "Академия", 2007. — 194 с. — ("Классическая учебная книга");

Покупка готовой работы
Тема: «Технологии формирования жизненных компетенций у безречевых детей в Лекотеке»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 42
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика