Дипломная работа

«Разработка программного модуля для информационной системы психодиагностики личности школьника»

  • 67 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Психологические особенности школьников разных возрастных периодов 6

1.1. Психологические особенности школьников 6

1.2. Основные психологические проблемы подросткового возраста и их диагностика 15

1.3. Анализ программных продуктов, применяемых для диагностики личности школьника 23

Выводы по главе 1 29

Глава 2. Проектирование программного модуля для психодиагностики личности школьника 31

2.1. Средства проектирования программного модуля для психодиагностики личности школьника 31

2.2. Модель процесса разработки программного модуля для психодиагностики личности школьника 32

Выводы по главе 2 34

Глава 3. Разработка программного модуля для психодиагностики личности школьника 35

3.1. Средства разработки программного модуля для психодиагностики личности школьника 35

3.2. Структура и функционал программного модуля для психодиагностики личности школьника 36

3.3. Апробация программного модуля для психодиагностики личности школьника 42

Выводы по главе 3 44

Заключение 45

Литература 47

Приложения 49

Введение

В настоящее время жизнедеятельность, как взрослых, так и детей связана с повышенной стрессовой нагрузкой. Развивающаяся личность не защищена от разного рода стрессовых ситуаций вследствие того, что у неё отсутствуют устойчивые механизмы психологической защиты. Как следствие, есть вероятность возникновения нарушений психологического здоровья у ребенка, которые в дальнейшем могут не только отразиться на определенном этапе развития ребенка, но и оставить след на его будущем.

В связи с этим в данное время довольно остро стоит тема психологического здоровья подрастающего поколения. Для того чтобы его сохранить, крайне необходимо проводить специальные мероприятия.

Первое, что необходимо сделать для сохранения психологического здоровья, это выявить имеющиеся нарушения в каждом конкретном случае. Психологическая диагностика выявляет, соответствует ли состояние душевного здоровья у ребенка норме, а также при необходимости помогает по показателям здоровья отнести его к той или иной группе риска. Любое отклонение от нормы хотя бы одного показателя психологического здоровья уже говорит о том, что под угрозой находится не только его состояние в данный момент, но и его развитие в дальнейшем. В данном случае ребенок нуждается в психологической поддержке.

Психическая составляющая человека не постоянна. Она претерпевает большое количество изменений в течение его жизни, которые могут оказывать влияние на то, каким образом человек реализует себя, на его социальный опыт и деятельность. Именно это представляет интерес для психолога-исследователя, желающего наиболее точно узнать, рассмотреть механизмы психического развития человека на каждом этапе его жизни. Психолог, применяющий в своей деятельности психодиагностические методики в отношении людей разного возраста, должен обладать знаниями об особенностях возрастных характеристик личности (клиентов) и выбирать соответствующие методы диагностики.

Психодиагностика основывается на таких показателях как, успеваемость, поведение, отношения ребенка. А потому конкретные диагностические задачи можно определить тогда, когда есть необходимые знания о сильных и слабых сторонах объекта исследования.

Для корректности взаимодействия с клиентом психолог должен точно знать содержание тех методик, которыми он пользуется, теоретически обосновывать критерии надежности, валидности и достоверности. Он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, осознавать, какую ответственность он несет при получении, использовании и хранении психологической информации всех участников ситуации.

Создание информационной системы для психологической диагностики в образовательном учреждении может стать трудной задачей для современных психологов, в силу того, что объем информации, обрабатываемой для создания качественной и достоверной картины психологического состояния учащихся, с каждым годом увеличивается. Используя информационные технологии можно обеспечить

централизованное хранение и обработку информации. В связи с этим, задача создания программного модуля для психологической диагностики учащихся образовательных учреждений является актуальной.

Целью данной выпускной квалификационной работы является автоматизация работы педагога-психолога, для минимизации ошибок при вычислениях, повышения качества работы с учащимися, и сокращения времени на монотонную обработку результатов.

Объектом исследования являются школьники в возрасте от 10-11 лет до 16 лет.

Предмет: диагностические методы для работы со школьниками.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- определить психологические особенности школьников разных возрастных периодов;

- выявить психологические проблемы, часто встречающиеся у школьников в возрасте от 10-11 лет до 16 лет;

- проанализировать существующие программные комплексы, применяемые для диагностики личности школьника;

- рассмотреть основные средства для проектирования программного модуля;

- спроектировать структуру программного модуля;

- разработать и апробировать программный модуль.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

1.1. Психологические особенности школьников

Младший школьный возраст - является началом школьной жизни. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, варьируются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. Физическое развитие ребенка, его запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, а также желание идти в школу - все это способствует повышению стремления систематически учиться.

При переходе с дошкольного возраста в младший происходит смена стиля и образа жизни, появляются новые требования к ребенку, новая социальная роль - ученик, а самое главное, абсолютно другой вид деятельности - учебная. Наряду с новыми знаниями и умениями, у него появляется определенный социальный статус. Он по-другому воспринимает свое место в системе отношений. Эти изменения касаются всего: интересов, ценностей ребенка и уклада его жизни.

Также стремительно идет развитие самосознания. Большое влияние на становление самооценки школьника оказывают особенности общения педагога с классом, а также успеваемость. Не менее важную роль играет воспитание в семье, принятые в семье ценности. У большинства отличников и немногих хорошо успевающих школьников, можно заметить проявление завышенная самооценка. А вот постоянные неудачи, низкие оценки наоборот, уменьшают уверенность в себе и своих возможностях. Как следствие, это наблюдается у большинства более слабых школьников. У них формируется компенсаторная мотивация — такие ученики стараются найти свое призвания в других областях. Некоторые из них находят себя в музыке, другие в спорте.

Дружба у младших школьников основывается на неком единстве внешних жизненных обстоятельствах и случайных интересах (сидеть за одной партой, жить в одном доме и прочее) - это является характерной чертой их взаимоотношений. При этом, в силу возраста, их сознание еще не достигает того уровня, чтобы мнение ровесников служило каким-либо критерием самооценки.

Именно младший школьный возраст — это тот период жизни ребенка, когда он начинает осознавать себя личностью, стремиться к совершенству, переживает свою уникальность. И это отражается абсолютно во всех областях жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях с ровесниками. У детей появляются новые групповые формы активности, занятий. Что примечательно, сначала они стараются вести себя так, как общепринято в данной группе, покоряются законам и правилам. По происшествии определенного количества времени начинается стремление к лидерству, к превосходству над ровесниками. В данном возрасте дружеские взаимоотношения наиболее активные, однако, не такие прочные. У детей постепенно развивается умение приобретать друзей и находить общий язык с разными людьми.

В младшем школьном возрасте, как уже отмечалось, усиленно развивается личность ребенка. Например, в первом классе качества ребенка как личности еще недостаточно проявлены, но к концу третьего и началу четвертого года обучения личность ребенка уже четко проявляется в системе ценностей и отношений, как с ровесниками, так и со старшими. Основным двигателем для создания и развития системы ценностей у детей считается увеличение социальных связей и важных отношений, причем основную и системообразующую роль играет отношение к школе и учебе. В зависимости от того, положительное оно или отрицательное, начинают проявляться либо социально нормативный, либо девиантный и акцентуированный варианты личности. Большую роль в формировании по девиантному пути играет неприспособленность ребенка к школьной жизни, его академическая неуспеваемость. Как уже не раз было замечено, по окончанию первого класса оказывается видимой категория учеников с ярко выраженными невротическими и психосоматическими симптомами. Данная категория детей идет по девиантному варианту развития, так как у многих из них к школе и к учебе уже сложилось отрицательное отношение.

Заключение

Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка программного модуля для автоматизации работы педагога-психолога, для минимизации ошибок при вычислениях, повышения качества работы с учащимися, и сокращения времени на монотонную обработку результатов. В ходе работы были проанализированы уже существующие программные комплексы.

Разработка программного модуля началась с обозначения цели, задач разработки и требований к функциональному наполнению. Результатом этапа проектирования является готовая структура программного модуля.

Было выполнено построение функциональной модели, отражающей процесс разработки программного модуля в виде контекстной диаграммы, на которой представлены входы, управление, механизмы, выходы. Входные данные предполагают задание на разработку. Механизмом являются требования к разрабатываемому комплексу. Управление подразумевает аппаратное и программное обеспечение. На выходе готовый модуль. Далее контекстная диаграмма декомпозируется. В функциональной декомпозиции приводятся этапы проектирования программного модуля.

Далее приведены логика работы в программе и модель разрабатываемого программного модуля.

Разработанный программный модуль был апробирован на учениках 9 класса. Результатами стало значительное сокращение времени на обработку и анализ результатов, а также и на проведение тестирований.

Таким образом, продемонстрирована возможность использования информационных технологий, при организации работы педагога-психолога в образовательном учреждении.

В данной работе была рассмотрена только часть реализации информационной системы для психодиагностики личности школьников 11-

16 лет, в виде программного модуля. В дальнейшем возможна доработка информационной системы, подразумевающая дополнение программного модуля актуальными опросниками и тестовыми методиками, для школьников разных возрастов.

В выпускной квалификационной работе были реализованы следующие задачи:

1. Анализ литературы, в результате которого были определены основные психологические проблемы подростков.

2. Анализ существующих программных комплексов, применяемых для диагностики личности школьника.

3. Рассмотрены основные средства для проектирования программного модуля.

4. Спроектирована структура программного модуля.

5. Разработан и апробирован программный модуль.

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. Москва [Текст] / Г.С. Абрамова. - «Academia», 1999. - 176 с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2005. - 351 с.

3. Васильченко, М.В. Профилактика и коррекция кризисных состояний и суицидального поведения подростков [Текст] / М.В. Васильченко.- Российский психологический журнал, 2009. - № 1. С. 87-90.

4. Гофман, В. Delphi 6 [Текст] / В. Гофман, А. Хомоненко. - СПб, Издательство «ПИТЕР», 1999. - 348 с.

5. Грэйс, К. Психология развития [Текст] / К.Грэйс. - «Питер», 2000. - 65 с.

+ 18 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Разработка программного модуля для информационной системы психодиагностики личности школьника»
Раздел: Информатика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика