Курсовая работа

«Проблема инкультурации в современной детской культуре»

  • 30 страниц(ы)
фото автора

Автор: Nikolina

Введение…. 2

1. Процесс инкультурации в субкультуре детства …. 4

2. Влияние окружающей среды на инкультурацию… 12

3. Проблемы инкультурации детей в современном российском обществе ….

19

Заключение…. 26

Список использованной литературы…. 28

Проблема личности всегда находится в центре исследований культуры. Это естественно, ведь культура и личность неразрывно связаны.

С одной стороны, в культуре формируется определенный тип личности. На ее формирование влияют различные факторы такие как, общее историческое прошлое, историческая память, пространственно-временные отношения, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, система общезначимых моделей-образцов, особенности географического пространства, особенности социальных институтов, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности и т.д.

Культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе, культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин (исследователь М. Мид).

С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Без личности нет культуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления.

Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях: кап «продукт» культуры, как «потребитель» культуры, как «производитель» культуры и как транслятор культуры. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности.

Личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых дней его жизни. Это происходит под действием внешней среды. Инкультурация – это процесс постепенного вовлечения человека в культуру, постепенная выработка им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода; – это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни.

Актуальность данной работы связана с кризисом современной культуры как средой инкультурации ребенка. Этот кризис захватывает все сферы общественной жизни, но самую большую опасность он представляет в системе культурного воспитания детей - там, где осуществляется преемственность поколений и обновление культуры, где происходит ее межпоколенная трансмиссия. Особая роль в системе трансмиссии культуры отводится субкультуре детства, когда закладываются основы будущих успехов или трагедий всего человечества.

Объектом исследования в моей работе современная детская культура.

Предмет исследования: инкультурация ребенка в современном российском обществе.

Цель – изучить проблемы и особенности инкультурации ребенка в условиях современно русской культуры

Задачи:

• изучить методическую лиетратуру по проблеме исследования

• рассмотреть влияние окружающей среды на инкультурацию ребенка

• изучить проблемы инкультурации детей в современном российском обществе

Теоретическую основу составляют исторические, социально-философские, психологические, и культурологические социологические исследования инкультурации, ее роли в социализации личности, роли культуры в процессе становления личности ребенка.

Методы, использованные в работе: теоретический анализ и обобщение исторической, педагогической, социологической и психологической литературы по проблеме исследования.

Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения :

• вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям;

• горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;

• непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах и вузах).

Данные способы передачи культурной информации позволяют предположить, что в процессе инкультурации задействовано довольно большое количество людей, социальных групп, общественных институтов. Все они называются агентами (конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) и институтами (учреждения, влияющие на процесс инкультурации и направляющие его) инкультурации. Их можно разделить на несколько групп, в зависимости от тех функций, которые они выполняют .

• Опекуны — осуществляют уход за ребенком, удовлетворяют его физические и эмоциональные потребности.

• Авторитеты — прививают ребенку культурные нормы и ценности на собственном примере.

• Дисциплинаторы — распределяют наказания.

• Воспитатели — обучают ребенка, целенаправленно передают ему социокультурные знания и навыки.

• Компаньоны — занимают равное положение с ребенком и участвуют в совместной деятельности с ним.

• Сожители — проживают в одном доме с ребенком. Все эти функции реализуются следующими агентами инкультурации:

• Семья — в любой культуре она является основной ячейкой, в которой происходит инкуяьтурация. Это может быть как большая (многопоколенная) семья традиционных обществ, так и малая (нуклеарная) семья современного общества.

• Группа друзей одного возраста — именно в контакте со сверстниками дети знакомятся как с отношениями равенства, так и с господством-подчинением. Чем старше становится индивид, тем более широким становится круг его друзей и знакомых. При этом данный круг может сохраняться на протяжении всей жизни человека.

• Школа — она дает не только формальное образование, но и знакомит ребенка со скрытым учебным планом: правилами школьной жизни, ролью учителя и т.п.

• СМИ — газеты, журналы, периодические издания, радио, кино, телевидение, компьютерные сети все больше влияют на инкультурацию, знакомя индивида с огромным массивом информации, на которую ориентируется в своей жизни человек.

Различные организации — церковь, спортивные, политические организации, кружки по увлечениям также дают индивиду важную информацию о мире, в котором он живет.

На разных этапах жизненного пути эти факторы действуют по-разному. В раннем детстве (до трех лет) ведущую роль в инкультурации играет семья и особенно забота матери о своем ребенке. Ведь в отличие от других млекопитающих, довольно быстро овладевающих основными навыками, необходимыми для выживания, человеческий ребенок, чтобы выжить, нуждается в заботе других людей, которые будут его кормить, одевать, а самое главное — любить. Исследования детей, лишенных родительской любви, тесного контакта с матерью, показали, что они демонстрируют более низкие показатели интеллектуального развития, у них формируется менее устойчивая психика (впл0оть до развития психических заболеваний). В особенно тяжелый ситуациях (известны примеры, когда дети содержались своими матерями взаперти в одиночестве, или случаи так называемых маугли), когда время было уже упущено, эти дети уже не могли стать полноценными людьми, овладев лишь простейшими навыками социальной жизни. Также известно явление госпитализма — вредных последствий пребывания детей в казенных детских учреждениях, где с ними занимались, но они были лишены родительской ласки и любви. По сравнению с обычными детьми они демонстрировали более высокий уровень заболеваемости и смертности, отставание в физическом и умственном развитии .

Современная цивилизация — эпоха глобальных перемен, которые с невероятной скоростью происходят во всех сферах жизни. В новом типе культуры, когда информационное пространство расширяется до планетарных границ, сложно прогнозировать дальнейшее развитие цивилизации, что означает кардинальную смену типа социокультурного наследования, при котором изменение будет преобладать над сохранением. В информационном обществе изменяются культурные и социально-экономические условия, что приводит к изменению системы ценностных ориентаций.

Ядро культуры составляют общечеловеческие ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Культурная преемственность поколений обеспечивается благодаря воспитанию и образованию, их ориентации на приобщение ребенка к сложившейся системе ценностей. Осмысление феномена детства приобретает особую значимость в контексте трансформационного состояния современной действительности, которая характеризуется значительными изменениями как общества, так и человека. Эти изменения приводят к существенным противоречиям с тысячелетиями складывавшимися навыками общежития и труда, с психологическими, познавательными и культурными установками людей, что не может не отразится на детстве. Традиционное общество в этом плане было непротиворечивым. В современном же обществе одновременное функционирование множества культур ведет к возникновению и нарастанию противоречий между ними.

Многие исследователи говорят о таких явлениях как кризис детства, индивидуализация и эмансипация детства, исчезновение детства. Данные тенденции в обществе могут привести к перерождению, дезинтеграции или окончательному исчезновению органической культурной системы, к ситуации, когда культура утрачивает свою жизненную силу, перестает быть жизнестойкой и самовоспроизводящейся.

Одним из способов избежать данных нежелательных последствий является возврат к традициям воспитания, которые обеспечивают успешное вхождение ребенка в сферу социальных отношений, культурных норм и ценностей. И одной из актуальных проблем современности в целом и Российской в частности является возрождение традиционной культуры детства со всеми присущими ей атрибутами.

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. С. 92.

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.

3. Борисов А. Роскошь человеческого общения. М.: Менеджер 2000. -176с.

4. Гидденс Э. Социология:учебник 90-х годов(Реферированное издание). Пер.с англ.Грунт Е.В.,Коган Л.Н.,Зюоровский Г.Е. Челябинск. 1991г. 278 с.

5. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов/Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.

6. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.

7. Кон И. С. Социологическая психология. — Воронеж: МОДЭК, 1999. — 560 с.

8. Крулехт М. В. Педагогический потенциал детского досуга в воспитании человека культуры. Знание. Понимание. Умение. Выпуск № 4 / 2012.

9. Культурология. Кравченко А.И. 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с.

10. Мамычева Д. И. Трансформации категорий «детство» и «взрослость» в современной культуре. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). Выпуск № 3 / 2010.

11. Мамычева Д.И. Детство в эпоху модернизации. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). Выпуск № 3 / 2009.

12. Марцинковская Т. Д., Марютина Т. М., Стефаненко Т. Г. и др. Психология развития : учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Т. Д. Марцинковской. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.

13. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / Мид Маргарет; Пер. с англ. Ю.А. Асеева; Сост., авт.послесл.и отв.ред. И.С.Кон. - М.: Наука, 1988. - 429с.

14. Минситова М.В. Традиции и новации в отечественной культуре детства. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). Выпуск № 3 / 2011.

15. Минюшев Ф.И. М62 Социальная антропология (курс лекций). — М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. — 192 с.

16. Орлова Э. А. Социализация и инкультурация детей в современном российском обществе. Сборник тезисов Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы, ценности, практика» 19-20 октября 2009 года, г. Москва.

17. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений /Т.Д.Марцинковская, Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко и др. ; Под ред. Т.Д.Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 528 с.

18. Римский В. П., Ковальчук О. В. Субкультурная методология в изучении образов ребенка и детства. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск № 2 / 2010.

19. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.

20. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / уч. пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2005.

21. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.

22. Суворкина Е.Н. Субкультура детства как модель автономной реальности детства. Вестник РГУ им. С.А.Есенина. 2012-№3(36)

23. Тетерина Е.А., Питерова А.Ю. Культурология. Теория культуры./ Учебное пособие. ПЕНЗА, ИИЦ ПГУ, 2012.

24. Харрис М. Баттерворт Дж. Принципы психологии развития. М.: Когито-центр, 2000.- 349с.

25. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. – 1992, № 3, 4.

Покупка готовой работы
Тема: «Проблема инкультурации в современной детской культуре»
Раздел: Культурология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 150 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика