Курсовая работа
«Проблема инкультурации в современной детской культуре»
- 30 страниц
Введение…. 2
1. Процесс инкультурации в субкультуре детства …. 4
2. Влияние окружающей среды на инкультурацию… 12
3. Проблемы инкультурации детей в современном российском обществе ….
19
Заключение…. 26
Список использованной литературы…. 28
Проблема личности всегда находится в центре исследований культуры. Это естественно, ведь культура и личность неразрывно связаны.
С одной стороны, в культуре формируется определенный тип личности. На ее формирование влияют различные факторы такие как, общее историческое прошлое, историческая память, пространственно-временные отношения, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, система общезначимых моделей-образцов, особенности географического пространства, особенности социальных институтов, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности и т.д.
Культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе, культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин (исследователь М. Мид).
С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Без личности нет культуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления.
Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях: кап «продукт» культуры, как «потребитель» культуры, как «производитель» культуры и как транслятор культуры. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности.
Личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых дней его жизни. Это происходит под действием внешней среды. Инкультурация – это процесс постепенного вовлечения человека в культуру, постепенная выработка им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода; – это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни.
Актуальность данной работы связана с кризисом современной культуры как средой инкультурации ребенка. Этот кризис захватывает все сферы общественной жизни, но самую большую опасность он представляет в системе культурного воспитания детей - там, где осуществляется преемственность поколений и обновление культуры, где происходит ее межпоколенная трансмиссия. Особая роль в системе трансмиссии культуры отводится субкультуре детства, когда закладываются основы будущих успехов или трагедий всего человечества.
Объектом исследования в моей работе современная детская культура.
Предмет исследования: инкультурация ребенка в современном российском обществе.
Цель – изучить проблемы и особенности инкультурации ребенка в условиях современно русской культуры
Задачи:
• изучить методическую лиетратуру по проблеме исследования
• рассмотреть влияние окружающей среды на инкультурацию ребенка
• изучить проблемы инкультурации детей в современном российском обществе
Теоретическую основу составляют исторические, социально-философские, психологические, и культурологические социологические исследования инкультурации, ее роли в социализации личности, роли культуры в процессе становления личности ребенка.
Методы, использованные в работе: теоретический анализ и обобщение исторической, педагогической, социологической и психологической литературы по проблеме исследования.
Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения :
• вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям;
• горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;
• непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах и вузах).
Данные способы передачи культурной информации позволяют предположить, что в процессе инкультурации задействовано довольно большое количество людей, социальных групп, общественных институтов. Все они называются агентами (конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) и институтами (учреждения, влияющие на процесс инкультурации и направляющие его) инкультурации. Их можно разделить на несколько групп, в зависимости от тех функций, которые они выполняют .
• Опекуны — осуществляют уход за ребенком, удовлетворяют его физические и эмоциональные потребности.
• Авторитеты — прививают ребенку культурные нормы и ценности на собственном примере.
• Дисциплинаторы — распределяют наказания.
• Воспитатели — обучают ребенка, целенаправленно передают ему социокультурные знания и навыки.
• Компаньоны — занимают равное положение с ребенком и участвуют в совместной деятельности с ним.
• Сожители — проживают в одном доме с ребенком. Все эти функции реализуются следующими агентами инкультурации:
• Семья — в любой культуре она является основной ячейкой, в которой происходит инкуяьтурация. Это может быть как большая (многопоколенная) семья традиционных обществ, так и малая (нуклеарная) семья современного общества.
• Группа друзей одного возраста — именно в контакте со сверстниками дети знакомятся как с отношениями равенства, так и с господством-подчинением. Чем старше становится индивид, тем более широким становится круг его друзей и знакомых. При этом данный круг может сохраняться на протяжении всей жизни человека.
• Школа — она дает не только формальное образование, но и знакомит ребенка со скрытым учебным планом: правилами школьной жизни, ролью учителя и т.п.
• СМИ — газеты, журналы, периодические издания, радио, кино, телевидение, компьютерные сети все больше влияют на инкультурацию, знакомя индивида с огромным массивом информации, на которую ориентируется в своей жизни человек.
Различные организации — церковь, спортивные, политические организации, кружки по увлечениям также дают индивиду важную информацию о мире, в котором он живет.
На разных этапах жизненного пути эти факторы действуют по-разному. В раннем детстве (до трех лет) ведущую роль в инкультурации играет семья и особенно забота матери о своем ребенке. Ведь в отличие от других млекопитающих, довольно быстро овладевающих основными навыками, необходимыми для выживания, человеческий ребенок, чтобы выжить, нуждается в заботе других людей, которые будут его кормить, одевать, а самое главное — любить. Исследования детей, лишенных родительской любви, тесного контакта с матерью, показали, что они демонстрируют более низкие показатели интеллектуального развития, у них формируется менее устойчивая психика (впл0оть до развития психических заболеваний). В особенно тяжелый ситуациях (известны примеры, когда дети содержались своими матерями взаперти в одиночестве, или случаи так называемых маугли), когда время было уже упущено, эти дети уже не могли стать полноценными людьми, овладев лишь простейшими навыками социальной жизни. Также известно явление госпитализма — вредных последствий пребывания детей в казенных детских учреждениях, где с ними занимались, но они были лишены родительской ласки и любви. По сравнению с обычными детьми они демонстрировали более высокий уровень заболеваемости и смертности, отставание в физическом и умственном развитии .
Современная цивилизация — эпоха глобальных перемен, которые с невероятной скоростью происходят во всех сферах жизни. В новом типе культуры, когда информационное пространство расширяется до планетарных границ, сложно прогнозировать дальнейшее развитие цивилизации, что означает кардинальную смену типа социокультурного наследования, при котором изменение будет преобладать над сохранением. В информационном обществе изменяются культурные и социально-экономические условия, что приводит к изменению системы ценностных ориентаций.
Ядро культуры составляют общечеловеческие ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Культурная преемственность поколений обеспечивается благодаря воспитанию и образованию, их ориентации на приобщение ребенка к сложившейся системе ценностей. Осмысление феномена детства приобретает особую значимость в контексте трансформационного состояния современной действительности, которая характеризуется значительными изменениями как общества, так и человека. Эти изменения приводят к существенным противоречиям с тысячелетиями складывавшимися навыками общежития и труда, с психологическими, познавательными и культурными установками людей, что не может не отразится на детстве. Традиционное общество в этом плане было непротиворечивым. В современном же обществе одновременное функционирование множества культур ведет к возникновению и нарастанию противоречий между ними.
Многие исследователи говорят о таких явлениях как кризис детства, индивидуализация и эмансипация детства, исчезновение детства. Данные тенденции в обществе могут привести к перерождению, дезинтеграции или окончательному исчезновению органической культурной системы, к ситуации, когда культура утрачивает свою жизненную силу, перестает быть жизнестойкой и самовоспроизводящейся.
Одним из способов избежать данных нежелательных последствий является возврат к традициям воспитания, которые обеспечивают успешное вхождение ребенка в сферу социальных отношений, культурных норм и ценностей. И одной из актуальных проблем современности в целом и Российской в частности является возрождение традиционной культуры детства со всеми присущими ей атрибутами.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. С. 92.
2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
3. Борисов А. Роскошь человеческого общения. М.: Менеджер 2000. -176с.
4. Гидденс Э. Социология:учебник 90-х годов(Реферированное издание). Пер.с англ.Грунт Е.В.,Коган Л.Н.,Зюоровский Г.Е. Челябинск. 1991г. 278 с.
5. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов/Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.
6. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.
7. Кон И. С. Социологическая психология. — Воронеж: МОДЭК, 1999. — 560 с.
8. Крулехт М. В. Педагогический потенциал детского досуга в воспитании человека культуры. Знание. Понимание. Умение. Выпуск № 4 / 2012.
9. Культурология. Кравченко А.И. 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с.
10. Мамычева Д. И. Трансформации категорий «детство» и «взрослость» в современной культуре. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). Выпуск № 3 / 2010.
11. Мамычева Д.И. Детство в эпоху модернизации. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). Выпуск № 3 / 2009.
12. Марцинковская Т. Д., Марютина Т. М., Стефаненко Т. Г. и др. Психология развития : учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Т. Д. Марцинковской. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
13. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / Мид Маргарет; Пер. с англ. Ю.А. Асеева; Сост., авт.послесл.и отв.ред. И.С.Кон. - М.: Наука, 1988. - 429с.
14. Минситова М.В. Традиции и новации в отечественной культуре детства. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). Выпуск № 3 / 2011.
15. Минюшев Ф.И. М62 Социальная антропология (курс лекций). — М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. — 192 с.
16. Орлова Э. А. Социализация и инкультурация детей в современном российском обществе. Сборник тезисов Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы, ценности, практика» 19-20 октября 2009 года, г. Москва.
17. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений /Т.Д.Марцинковская, Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко и др. ; Под ред. Т.Д.Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 528 с.
18. Римский В. П., Ковальчук О. В. Субкультурная методология в изучении образов ребенка и детства. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск № 2 / 2010.
19. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
20. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / уч. пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2005.
21. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
22. Суворкина Е.Н. Субкультура детства как модель автономной реальности детства. Вестник РГУ им. С.А.Есенина. 2012-№3(36)
23. Тетерина Е.А., Питерова А.Ю. Культурология. Теория культуры./ Учебное пособие. ПЕНЗА, ИИЦ ПГУ, 2012.
24. Харрис М. Баттерворт Дж. Принципы психологии развития. М.: Когито-центр, 2000.- 349с.
25. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. – 1992, № 3, 4.
Тема: | «Проблема инкультурации в современной детской культуре» | |
Раздел: | Культурология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 30 | |
Цена: | 150 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Типы и виды заимствований в татарском языке
Контрольная работа:
Состояние проблем сиротства в россии / регионе / городе
Дипломная работа:
Личностные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Дипломная работа:
Утопическая проза в современной русской литературе
Дипломная работа:
Обучение культуре иностранного языка в современной школе.