Контрольная работа
«Философия нового времени и просвещения»
- 17 страниц
Введение
1. Социокультурное содержание эпохи Нового времени. Фор-мирование теоретического и экспериментального естествознания, клас-сической науки в XVII веке. Ориентация философии на естествознание, разрыв со схоластикой и религией. Полемика эмпиризма и рационализ-ма.
2. Деизм Р. Декарта. Метод познания и его правила.
3. Б.Спиноза
4. Г.В.Лейбниц: проект универсальной науки.
Заключение
Список использованной литературы
Термин «Новое время» чаще всего употребляют для обозначения пе-риода развития Европы в ХVII-XVIII веках. Однако, во-первых, исследуя ис-токи этого периода, многие авторы находят их в эпохе (или периоде) Возро-ждения. И это представляется верным. Во-вторых, реже к «нововременному» периоду относят и XIX век. Век ХХ обычно рассматривают отдельно, опре-деляя весь его, а иногда и вторую половину (или хотя бы конец) XIX века как «современность». При этом начальные моменты особенностей культуры Но-вого времени, конечно, связываются с Ренессансом и Реформацией. А вот, что касается конца - с ним сложнее. Своеобразие европейской культуры (а через это во многом и мировой), которое было связано с возрожденческими и реформационными изменениями, не исчезло вовсе и сейчас. Собственно Но-вое время, расцвет своеобразия так называемой нововременной культуры, это, конечно, века XVII, XVIII и, наверное, первая половина XIX.
Несмотря на то, что Новое время наполнено кровавыми войнами, рево-люциями и разгулом низменных человеческих страстей, - именно эта эпоха укореняет веру в разумные начала окружающего мира и человеческой при-роды. Не религиозная традиция, а разум начинает рассматриваться «послед-ним источником авторитета» (Гадамер). Человеческое начинает пониматься, прежде всего, как разумное. Крепнет уверенность в том, что человек превра-щается в хозяина мира и собственных страстей.
Испытывая окружающую природу, - человек неизбежно пришел к не-обходимости углубления представлений о собственной природе, превратился в индивидуальность. Новое время - это начало мучительных поисков путей согласования логики закона и нравственных идеалов, разумного и прекрасно-го. Это расцвет великого гуманистического искусства и этики. Поэтому представляется уместным рассматривать Новое время и как существенный шаг в становлении ценностей духовной культуры.
Выдающийся французский философ Рене Декарт считается основате-лем нововременной философии.
Прежняя наука выглядит, по Декарту, так, как древний город с его вне-плановыми постройками, среди них, впрочем, встречаются и здания удиви-тельной красоты, но здесь неизменно кривые и узкие улочки; новая наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода. Вот этот метод и создает Декарт, убежденный в том, что применение последнего су-лит человечеству неведомые прежде возможности, что он сделает людей «хо-зяевами и господами природы».
Однако неверно думать, что, критикуя традицию, сам Декарт начинает с нуля. Его собственное мышление тоже укоренено в традиции; отбрасывая одни аспекты последней, Декарт опирается на другие. Философское творче-ство никогда не начинается на пустом месте.
Связь учения Декарта с предшествующей философией обнаруживается уже в самом его исходном пункте. Декарт убежден, что создание нового ме-тода мышления требует прочного и незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его внутреннем первоисточ-нике — в самосознании.
Философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его следует обосновывать, причем настолько убедительно, чтобы оно было приемлемым для всякого критика и скептика. Раз так, то оно должно быть ясным, очевидным. Именно в этой связи Декарт приводит свое знаменитое: "Я мыслю, следовательно, существую". Две вещи очевидны, я существую и я мыслю.
Cogito, ergo sum (лат. — «Мыслю, следовательно, существую») —фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.
Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, ис-тину, в которой невозможно усомниться — и с которой, следовательно, мож-но начинать отстраивать здание достоверного знания.
Аргумент не следует понимать как умозаключение («тот, кто мыслит, существует; я мыслю; следовательно, я существую»); напротив, его суть — в очевидности, самодостоверности моего существования как мыслящего субъ-екта (res cogitans — «вещи мыслящей»): всякий акт мышления (и шире — всякое представление, переживание сознания, ибо cogito не ограничивается мышлением) обнаруживает — при рефлексивном взгляде на него — меня, мыслящего, осуществляющего этот акт. Аргумент указывает на самообнару-жение субъекта в акте мышления (сознания): я мыслю — и, созерцая своё мышление, обнаруживаю себя, мыслящего, стоящего за его актами и содер-жаниями.
Исходная точка философии Нового времени - мыслящий субъект, чело-век разумный (Homo sapiens).
Само мышление, будучи процессом, имеет начало, середину (процессу-альность) и конец. Все должно быть предельно ясным.
• Начало: им должны быть самые простые, очевидные идеи, при-сущие мышлению человека. С таких очевидных идей начинаются науки. От-куда берутся эти идеи? Из сознания, благодаря интуиции. Слово "интуиция" произошло от латинского глагола "всматриваться". По Декарту, ясные идеи человек обнаруживает, пристально всматриваясь в свое сознание, они изна-чально присущи сознанию.
• Середина: исходя из ясных, простых идей следует по законам де-дукции выводить более сложные идеи. Дедукция означает выведение частно-го знания из общего. Частное знание уже содержится в общем, человек в процессе дедукции лишь вычленяет его из общего. Дедукция ясна и очевид-на, она не может обмануть. Если все А (т.е. а1, а2, ., аn) есть В, то каждое а есть В. Наш пример: все студенты хороши собой, следовательно, и студент С хорош собой. По правилам дедукции строятся многие доказательства в мате-матике, в которой Декарт был очень силен.
• Конец: полученное в результате дедукции знание надо сравнивать с чувственным опытом, с результатами эксперимента.
Итак, для истины необходим метод, т.е. определенный способ позна-ния. При встрече с затруднениями надо разделить его "на столько частей, сколько это возможно для лучшего их преодоления" сложное объясняйте простым; "предполагайте порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи".
На цивилизационном уровне наступление новой культурной эпохи обычно связывают с XVIII век в истории мысли не случайно называют эпо-хой Просвещения. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безгра-ничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономиче-ского и социального благоденствия, — вот пафос эпохи Просвещения.
Р. Декарт, Т. Гоббс были предтечами Просвещения. Критика средневе-ковой схоластики, апелляция к разуму вместо авторитета и традиции, нача-тые ими, были продолжены и углублены в XVIII столетии, которое осознава-ло себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, расцвета наук и ис-кусств, наступившую после более чем тысячелетней «ночи средневековья». В XVIII веке значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII веке философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики. Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую в XVI–XVII веках на смену средневековой схоластике. В философии началась резкая критика картезиан-ства как метафизической системы, которую просветители обвиняли в при-верженности умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту.
На знамени просветителей написаны два главных лозунга — наука и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму — ведь к разуму обращалась и метафизика XVII века, — а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных «гипотез».
1. Блинников Л. В. Великие философы: Словарь-справочник. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1998.
2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фро-лов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.
3. История и культурология. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000.
4. История философии в кратком изложении/Пер. с чеш. И.И. Богута - М.:Мысль, 1991.-С.386,397.
5. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакци-ей В. С. Стёпина. 2001.
6. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспи-рантов/Под. ред. В.Л.Обухова. Ю.Н.Солонина., В.П. Сальникова, В.В. Ва-сильковой. - СПб. Фонд "Университет", 2003. С.154.
7. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: "Феникс", 1997.С.64.
Тема: | «Философия нового времени и просвещения» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 17 | |
Цена: | 50 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Лексические поля времени и пространства в языковой художественной картине мира И. С. Тургенева
Контрольная работа:
Философия, ее предмет и роль в обществе
Контрольная работа:
Философия Нового Времени
Реферат:
Особенности источников Нового времени России