Контрольная работа

«Философия нового времени и просвещения»

  • 17 страниц(ы)
  • 1306 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: Nikolina

Введение

1. Социокультурное содержание эпохи Нового времени. Фор-мирование теоретического и экспериментального естествознания, клас-сической науки в XVII веке. Ориентация философии на естествознание, разрыв со схоластикой и религией. Полемика эмпиризма и рационализ-ма.

2. Деизм Р. Декарта. Метод познания и его правила.

3. Б.Спиноза

4. Г.В.Лейбниц: проект универсальной науки.

Заключение

Список использованной литературы

Термин «Новое время» чаще всего употребляют для обозначения пе-риода развития Европы в ХVII-XVIII веках. Однако, во-первых, исследуя ис-токи этого периода, многие авторы находят их в эпохе (или периоде) Возро-ждения. И это представляется верным. Во-вторых, реже к «нововременному» периоду относят и XIX век. Век ХХ обычно рассматривают отдельно, опре-деляя весь его, а иногда и вторую половину (или хотя бы конец) XIX века как «современность». При этом начальные моменты особенностей культуры Но-вого времени, конечно, связываются с Ренессансом и Реформацией. А вот, что касается конца - с ним сложнее. Своеобразие европейской культуры (а через это во многом и мировой), которое было связано с возрожденческими и реформационными изменениями, не исчезло вовсе и сейчас. Собственно Но-вое время, расцвет своеобразия так называемой нововременной культуры, это, конечно, века XVII, XVIII и, наверное, первая половина XIX.

Несмотря на то, что Новое время наполнено кровавыми войнами, рево-люциями и разгулом низменных человеческих страстей, - именно эта эпоха укореняет веру в разумные начала окружающего мира и человеческой при-роды. Не религиозная традиция, а разум начинает рассматриваться «послед-ним источником авторитета» (Гадамер). Человеческое начинает пониматься, прежде всего, как разумное. Крепнет уверенность в том, что человек превра-щается в хозяина мира и собственных страстей.

Испытывая окружающую природу, - человек неизбежно пришел к не-обходимости углубления представлений о собственной природе, превратился в индивидуальность. Новое время - это начало мучительных поисков путей согласования логики закона и нравственных идеалов, разумного и прекрасно-го. Это расцвет великого гуманистического искусства и этики. Поэтому представляется уместным рассматривать Новое время и как существенный шаг в становлении ценностей духовной культуры.

Выдающийся французский философ Рене Декарт считается основате-лем нововременной философии.

Прежняя наука выглядит, по Декарту, так, как древний город с его вне-плановыми постройками, среди них, впрочем, встречаются и здания удиви-тельной красоты, но здесь неизменно кривые и узкие улочки; новая наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода. Вот этот метод и создает Декарт, убежденный в том, что применение последнего су-лит человечеству неведомые прежде возможности, что он сделает людей «хо-зяевами и господами природы».

Однако неверно думать, что, критикуя традицию, сам Декарт начинает с нуля. Его собственное мышление тоже укоренено в традиции; отбрасывая одни аспекты последней, Декарт опирается на другие. Философское творче-ство никогда не начинается на пустом месте.

Связь учения Декарта с предшествующей философией обнаруживается уже в самом его исходном пункте. Декарт убежден, что создание нового ме-тода мышления требует прочного и незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его внутреннем первоисточ-нике — в самосознании.

Философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его следует обосновывать, причем настолько убедительно, чтобы оно было приемлемым для всякого критика и скептика. Раз так, то оно должно быть ясным, очевидным. Именно в этой связи Декарт приводит свое знаменитое: "Я мыслю, следовательно, существую". Две вещи очевидны, я существую и я мыслю.

Cogito, ergo sum (лат. — «Мыслю, следовательно, существую») —фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.

Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, ис-тину, в которой невозможно усомниться — и с которой, следовательно, мож-но начинать отстраивать здание достоверного знания.

Аргумент не следует понимать как умозаключение («тот, кто мыслит, существует; я мыслю; следовательно, я существую»); напротив, его суть — в очевидности, самодостоверности моего существования как мыслящего субъ-екта (res cogitans — «вещи мыслящей»): всякий акт мышления (и шире — всякое представление, переживание сознания, ибо cogito не ограничивается мышлением) обнаруживает — при рефлексивном взгляде на него — меня, мыслящего, осуществляющего этот акт. Аргумент указывает на самообнару-жение субъекта в акте мышления (сознания): я мыслю — и, созерцая своё мышление, обнаруживаю себя, мыслящего, стоящего за его актами и содер-жаниями.

Исходная точка философии Нового времени - мыслящий субъект, чело-век разумный (Homo sapiens).

Само мышление, будучи процессом, имеет начало, середину (процессу-альность) и конец. Все должно быть предельно ясным.

• Начало: им должны быть самые простые, очевидные идеи, при-сущие мышлению человека. С таких очевидных идей начинаются науки. От-куда берутся эти идеи? Из сознания, благодаря интуиции. Слово "интуиция" произошло от латинского глагола "всматриваться". По Декарту, ясные идеи человек обнаруживает, пристально всматриваясь в свое сознание, они изна-чально присущи сознанию.

• Середина: исходя из ясных, простых идей следует по законам де-дукции выводить более сложные идеи. Дедукция означает выведение частно-го знания из общего. Частное знание уже содержится в общем, человек в процессе дедукции лишь вычленяет его из общего. Дедукция ясна и очевид-на, она не может обмануть. Если все А (т.е. а1, а2, ., аn) есть В, то каждое а есть В. Наш пример: все студенты хороши собой, следовательно, и студент С хорош собой. По правилам дедукции строятся многие доказательства в мате-матике, в которой Декарт был очень силен.

• Конец: полученное в результате дедукции знание надо сравнивать с чувственным опытом, с результатами эксперимента.

Итак, для истины необходим метод, т.е. определенный способ позна-ния. При встрече с затруднениями надо разделить его "на столько частей, сколько это возможно для лучшего их преодоления" сложное объясняйте простым; "предполагайте порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи".

На цивилизационном уровне наступление новой культурной эпохи обычно связывают с XVIII век в истории мысли не случайно называют эпо-хой Просвещения. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безгра-ничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономиче-ского и социального благоденствия, — вот пафос эпохи Просвещения.

Р. Декарт, Т. Гоббс были предтечами Просвещения. Критика средневе-ковой схоластики, апелляция к разуму вместо авторитета и традиции, нача-тые ими, были продолжены и углублены в XVIII столетии, которое осознава-ло себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, расцвета наук и ис-кусств, наступившую после более чем тысячелетней «ночи средневековья». В XVIII веке значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII веке философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики. Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую в XVI–XVII веках на смену средневековой схоластике. В философии началась резкая критика картезиан-ства как метафизической системы, которую просветители обвиняли в при-верженности умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту.

На знамени просветителей написаны два главных лозунга — наука и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму — ведь к разуму обращалась и метафизика XVII века, — а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных «гипотез».

1. Блинников Л. В. Великие философы: Словарь-справочник. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1998.

2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фро-лов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

3. История и культурология. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000.

4. История философии в кратком изложении/Пер. с чеш. И.И. Богута - М.:Мысль, 1991.-С.386,397.

5. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакци-ей В. С. Стёпина. 2001.

6. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспи-рантов/Под. ред. В.Л.Обухова. Ю.Н.Солонина., В.П. Сальникова, В.В. Ва-сильковой. - СПб. Фонд "Университет", 2003. С.154.

7. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: "Феникс", 1997.С.64.

Покупка готовой работы
Тема: «Философия нового времени и просвещения»
Раздел: Философия
Тип: Контрольная работа
Страниц: 17
Цена: 50 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика