Курсовая работа
«Органы, осуществл. ОПД»
- 36 страниц
Введе-ние….…3
Глава I. Общие положения об оперативно-розыскной деятельно-сти…6
§ 1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и её правовые основы…6
§ 1.2 Соотношение оперативно – розыскной деятельности и
уголовного процес-са….9
Глава II. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность на территории Российской Федера-ции…13
§ 2.1. Источники уголовно - процессуального, регулирующие
оперативно-розыскную деятельность уполномоченных орга-нов….….13
§ 2.2. Задачи, права и обязанности органов, осуществляющих
оперативно – розыскную деятельность….….….16
Глава III. Особенности деятельности органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федера-ции.21
§ 3.1. Особенности получения информации сотрудниками
органов внутренних дел ….….…21
§ 3.2. Особенность взаимодействия органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность с операторами свя-зи….….25
Заключение….…31
Список нормативных ак-тов….…33
Список литерату-ры…35
Список материалов судебной практи-ки….…36
Обеспечение законности и укрепление правопорядка охватывают, как известно, широкий спектр мероприятий. Это и социально-экономические преобразования, и меры политического и организационного характера, и воспитательно-профилактические усилия, в том числе поощрение соответствующих общественных и религиозных объединений, и, разумеется, применение государственного принуждения в отношении лиц, не желающих считаться с требованиями законов и иных правовых актов.
В системе мероприятий такого рода одно из центральных мест всегда занимала и продолжает занимать деятельность по борьбе с преступностью. И это естественно: преступления - общественно опасные посягательства на права и свободы личности, правомерные интересы общества и государства. Они причиняют значительно больший вред гражданам, государственным и негосударственным организациям, в целом нормальному развитию общественных отношений, чем иные правонарушения.
Такую деятельность принято условно подразделять на несколько взаимосвязанных основных форм. Достойное место среди них занимают оперативно-розыскные мероприятия, расследование (дознание и предварительное следствие), правосудие, реализация (исполнение) итоговых судебных решений по уголовным делам (приговоров). Близко к этим формам примыкают разведка и контрразведка, в ходе которых возможно выявление сведений о совершенных, совершаемых или намечаемых к совершению преступлениях.
Закон конкретно определяет государственные органы, несущие ответст-венность за реализацию каждой из форм деятельности по борьбе с преступностью, и пределы их компетенции: правосудие осуществляют только суды; предварительное следствие - следственный аппарат прокуратуры, органов внутренних дел, федеральных служб безопасности и наркоконтроля; дознание - органы и должностные лица Министерства внутренних дел РФ, другие органы и должностные лица, названные в ст. 40 и 41 УПК РФ; оперативно-розыскную деятельность - оперативные подразделения: органов внутренних дел; Федеральной службы безопасности РФ; Федеральной службы охраны РФ; Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральной таможенной службы; Службы внешней разведки РФ; Федеральной службы исполнения наказаний; органов внешней разведки Министерства обороны РФ; разведку и контрразведку - соответствующие подразделения федеральных служб безопасности и внешней разведки; исполнение приговоров - преимущественно органы и учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, а по некоторым вопросам - и другие органы, в том числе Федеральной службы судебных приставов. Принадлежит активная роль в этой сфере также судам, поскольку на них возложены полномочия по обращению приговоров к исполнению и разре-шению вопросов, возникающих в ходе их исполнения.
Что касается прокуратуры, то она, осуществляя в тех или иных пределах прокурорский надзор за законностью действий и решений перечисленных органов (всех, кроме судов), тоже вносит свой вклад в борьбу с преступностью. Этому в немалой степени способствует и реа-лизация ею своих полномочий по расследованию уголовных дел и орга-низации уголовного преследования лиц, совершивших преступления.
Естественно, среди названных форм деятельности по борьбе с преступностью, а равно государственных органов и соответствующих должностных лиц следовало бы особо выделять правосудие и суды (судей).
Правосудие является одним из основных направлений (функций) правоохранительной деятельности и одновременно полномочий судебной власти. При его осуществлении судам принадлежит решающее и обязательное для всех слово. Суд, и только он, осуществляя правосудие, уполномочен признать конкретное лицо виновным в совершении преступления и принять решение о применении к нему одного из самых острых средств государственного принуждения - уголовного наказания, призванного восстанавливать справедливость, исправлять осужденных и предупреждать совершение новых преступлений. В течение многих веков символом правосудия служит Фемида, которая неизменно изображается не только с повязкой на глазах (беспристрастность) и уравновешенными весами в левой руке (справедливость), но и с карающим мечом в правой руке.
Перечень органов и одно лишь наименование форм их участия в борьбе с преступностью сами по себе говорят многое о значимости и от-ветственности этих органов, а равно того, на что они уполномочены. Не-трудно представить себе, какие негативные последствия могут наступить, в первую очередь для граждан, в случае совершения незаконных, необоснованных и несправедливых действий названными органами и соответствующими должностными лицами, их ошибок, упущений, злоупотреблений. Поэтому закон тщательно регламентирует организацию и деятельность такого рода органов и должностных лиц.
В данной курсовой работе будут рассмотрены общие вопросы, касающиеся понятия оперативно-розыскной деятельности, соотношения оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса, его места в современном уголовно-процессуальном праве, законодательстве. Основной упор делается на характеристику органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, рассматриваются их права, обязанности, задачи. Кроме того, кратко раскрыты особенности деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в сфере получения информации и при взаимодействии с операторами связи. Приведена судебная практика.
Оперативно-розыскная деятельность - это, как правило, негласная оперативная работа спецслужб МВД, ФСБ, ФАПСИ и некоторых других органов, имеющая задачей сбор материалов, свидетельствующих о подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях путем проведения непроцессуальных поисковых действий (наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, контролирование почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, оперативное внедрение и т. д. - всего существует 14 видов оперативно-розыскных действий). За законностью ОРД надзирает прокурор, а мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав и свобод граждан, санкционируются судом. Данные ОРД, переданные следователю и суду, после их процессуальной легитимизации могут использоваться в качестве доказательств по уголовным делам.
Очевидно, что система расследования преступлений в РФ довольно сложна, и некоторые ее звенья дублируют друг друга.
Не секрет, что подавляющее большинство опасных преступлений, осо-бенно совершенных преступными сообществами и группами, раскрывается не дознавателями и следователями, а оперативно-розыскными службами. Без ОРД успешная борьба с преступностью стала бы невозможной.
Следователи же превратились в "процессуальных оформителей" сведе-ний, передаваемых им спецслужбами.
Сделать ОРД основным, единственным способом расследования преступлений - предложение необычное, рискованное и, на первый взгляд, не соответствующее демократическим тенденциям развития судопроизводства. Тем не менее, именно такая реформа предварительного расследования представляется наиболее эффективной. Конечно, в этом случае ОРД претерпит существенные изменения. Предлагаемая реформа предполагает преобразование не только ОРД, но и всей конструкции предварительного расследования преступлений.
После реформы под ОРД подразумевалось бы оперативное собирание множества данных, из которых очень немногие могут стать доказательствами в суде. Полученные сведения оперативный сотрудник должен заносить в служебную записную книжку. Если он полагает, что какие-то из этих сведений имеют или могут иметь существенное значение для раскрытия преступления, то проводит соответствующие процессуальные действия - допросы, обыски и т. д. Из огромной массы собираемого материала оперативник извлекает крупицы, необходимые для доказывания преступления и установления лица, его совершившего. Суть ОРД в таком варианте можно определить как "быстрота плюс процессуальная форма". В сущности, это уже не ОРД в современном понимании, а расследование, в котором оперативный и процессуальный элементы переплетены и взаимосвязаны. И сотрудников, которые будут вести расследование таким образом, можно будет называть как оперативниками, так и следователями - оба варианта будут верны.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосо-вании 12 декабря 1993 г.)//"Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
5. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.
6. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., N 16, ст. 503.
7. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно- розыскной деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., N 33, ст. 3349.
8. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366.
9. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"//Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., N 29, ст. 2759.
10. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2291
11. Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"// "Российская газета" от 30 апреля 1992 г.
12.Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О Государственной тай-не"//Собрание законодательства Российской Федерации от 13 октября 1997 г., N 41, ст. 4673.
13. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 28 ст. 2895.
14. Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. N 891 "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств" //Собрание законодательства Российской Федерации от 14 июня 1999 г., N 24, ст. 2954.
15. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"//Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 49 ст. 4775.
16. Постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538 "Об утвер-ждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность"//Собрание законодательства Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. N 36 ст. 3704.
17. Приказ Федеральной службы налоговой полиции РФ от 24 сентября 2002 г. N 426 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения оперативно-розыскного мероприятия - опроса в виде специального психофизиологического исследования в федеральных органах налоговой полиции" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 3 марта 2003 г. N 9, в газете "Экономика и жизнь", март 2003 г., N 9.
18. Приказ Федеральной службы налоговой полиции РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, Федеральной службы охраны РФ, ФПС РФ, ГТК РФ и Службы внешней раз-ведки РФ от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/286/410/56 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд"//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 сентября 1998 г., N 23.
19. Приказ ФПС РФ и МНС РФ от 25 декабря 2000 г. N 680/БГ-3-34/455 "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам"// журнал "Российский Налоговый курьер", вкладка "Документы по налогообложению", 2001 г., N 4.
20. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции"//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., N 16, ст. 503.
21. Приказ Минсвязи РФ от 25 июля 2000 г. N 130 "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования"//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 21 августа 2000 г., N 34.
Список литературы
1. Бозров В., Результатам оперативно-розыскной деятельности - статус доказательств в уголовном процессе // "Российская юстиция", N 4, апрель 2004 г.- стр. 20.
2. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов // "Зерцало", 2005 г.- стр. 300.
3. Земскова А., Документирование результатов оперативно-розыскных меро-приятий // "Российская юстиция", N 7, июль 2001 г.-стр. 150.
4. Зажицкий В., "Оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство // «Российская юстиция, N 3, март 2001 г. стр. 20.
5. Самойлов В.Г. , Правовые, морально-этические основы и принципы ОРД ОВД// М., 1984. С.145.
Список материалов судебной практики
1. Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. N 345-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Липецка о проверке конституционности части четвертой статьи 32 Федерального закона от 16 февраля 1995 года "О связи"// "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации", 2004 г., N 1.
2. Решение Верховного Суда РФ от 25 сентября 2000 г. N ГКПИ00-1064//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2001 г., N 4.
Тема: | «Органы, осуществл. ОПД» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 36 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: виды, принципы построения и компетенция
Курсовая работа:
Органы государственной власти
Курсовая работа:
Органы государственной власти в субъектах Российской Федерации
Контрольная работа:
Таможенные органы
Курсовая работа:
Правовой статус и полномочия антимонопольного органа